Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игровые формы искусства





От существа поэзии, как мы обнаружили, элемент игры настоль­ко неотделим, и любая форма поэтического кажется настолько связанной со структурой игры, что их внутреннее взаимопро­никновение следовало бы назвать почти неразрывным, а терми­ны игра и поэзия при такой взаимосвязи оказались бы под угро­зой утратить самостоятельность приписываемого им значения. То же самое в еще большей степени относится к взаимосвязи му­зыки и игры. Мы уже указывали на тот факт, что в ряде языков исполнение на музыкальных инструментах зовется игрою: это, с одной стороны, арабский, с другой — германские и некоторые славянские языки, а также французский. Этот факт может счи­таться внешним признаком глубокой психологической подопле­ки, определяющей связь между музыкой и игрою, — учитывая при этом, что семантическое сходство между арабским и назван­ными европейскими языками едва ли может быть основано на заимствовании.

В какой бы мере эта взаимосвязь музыки и игры ни пред­ставлялась нам естественной данностью, было бы нелегко сфор­мировать ясно очерченное представление о рациональных при­чинах этой взаимосвязи. Попытаться установить термины, общие для обоих понятий, — этого было бы здесь вполне доста­точно. Игра, как мы уже говорили, лежит вне благоразумия практической жизни, вне сферы необходимости или пользы. Это же относится к музыкальным формам и к музыкальному вы­ражению. Действие игры осуществляется вне норм разума, дол­га и истины. То же справедливо для музыки. Действенность ее форм, ее функция определяются нормами, которые никак не за­висят ни от логических понятий, ни от зрительных или осязае­мых образов. Лишь собственные, специфические наименования могли бы подойти этим нормам, наименования, одинаково под­ходящие и музыке, и игре, — ритм и гармония. Ритм и гармо­ния являются в абсолютно одинаковом смысле факторами и музыки, и игры! И если слово в состоянии отчасти переносить поэзию из чисто игровой сферы в сферу понятия и суждения, чисто музыкальное всегда и всецело продолжает витать в первой из названных сфер. Прочная литургическая и социальная функ­ция поэтического слова в архаических культурах самым тесным образом связана с тем, что выговариваемое слово на этой стадии неотделимо от музыкальной декламации. Отправление всякого подлинного культа происходит в пении, пляске, игре. Нам, но­сителям поздней культуры, ничто не кажется способным до та­кой степени пронизывать нас неким сознанием священной игры, как музыкальное переживание. Даже безотносительно к словес­ному выражению религиозных представлений в наслаждении музыкой сливаются воедино ощущение прекрасного и чувство священного, и в этом слиянии исчезает противопоставление игры и серьезности.

В связи с этим очень важно здесь подчеркнуть, что в эллин­ском мышлении понятия, которые мы обозначаем терминами игра, труду наслаждение искусством, соотносились между собой совершенно по-другому, чем это привычно для нас. Известно, что слово музыка — juouoikti (мусикё) — имеет в греческом языке гораздо более широкий смысл, чем для нас, в новейшее вр мя.

Оно не только включает в себя наряду с пением и инструмен­тальным сопровождением также и танец, но и относится вообще ко всем искусствам и знаниям, подвластным Аполлону и музам. Речь идет о том, что называется мусическими искусствами, в противоположность пластическим и механическим, которые лежат вне сферы действия муз. Всё мусическое самым тесным об­разом связано с культом, и особенно с празднествами, где оно обладает своей собственной функцией. Пожалуй, нигде взаи­мосвязь культа, танца, музыки и игры не описывается с такой ясностью, как в Законах Платона. Боги, говорится там1, из со­страдания к человеческому роду, на горе рожденному, в отдохно­вение от забот установили благодарственные празднества, дав людям для этого муз и Аполлона, предводителя муз, и Диониса, дабы и они участвовали в этих празднествах и через это боже­ственное праздничное единение неизменно вновь восстанавли­вался необходимый людям порядок вещей. Непосредственно за этим следует место, которое часто отмечают как Платоново объяснение игры, где говорится, что все юные существа не могут удерживать в узде ни тело, ни голос, они норовят двигаться и производить много шума, прыгать, скакать, плясать в свое удо­вольствие и исторгать из себя всевозможные звуки. Животные, однако, не знают во всём этом тех различий порядка и беспоряд­ка, что зовутся гармонией и ритмом. Нам же, людям, богами, дарованными нам, дабы водить с ними совместные хороводы, дано было различать ритм и гармонию через сопутствующее этому наслаждение. — Здесь, тем самым, с наивозможной ясно­стью устанавливается непосредственная связь между игрою и музыкой. Эта мысль, однако, сдерживается в сфере эллинского духа тем семантическим фактом, с которым мы уже ранее стал­кивались: в греческом языке слово яоибюс (пайдиа), обозначаю­щее игру, в силу своего этимологического происхождения, неот­делимо по значению от детской забавы, безделицы. Слово mxi6ia вряд ли могло служить для указания на более высокие формы игры: слишком уж неразрывно была связана с ним мысль о де­тях. Более высокие формы игры находят поэтому свое выраже­ние в таких односторонне ограниченных терминах, как aycov (агон) — состязание, oxoXa£eiv (схоладзейн) — проводить досуг, бкхуооул (диагогё) — буквально препровождение. Поэтому от гре­ков ускользнула возможность признать то, что все эти понятия по существу объединяются в одном общем понятии, как это ясно выражено в латинском ludusy а также и в новоевропейских языках. Отсюда та трудность, с которой столкнулись Платон и Аристотель, выясняя, представляет ли музыка, и в какой степе­ни, нечто большее, чем игру.


У Платона названное место далее гласит2:

«О том, что не заключает в себе ни пользы, ни истины, ни какой-либо ценности как подражание, но и не является вре­доносным, лучше всего судить по степени очарования, х&Р^ (харис), которое в нем заложено, и наслаждению, которое оно дарит. Подобное удовольствие, которое не содержит в себе сколько-нибудь достойных упоминания вреда или пользы, это и есть игра, mxiSia (пайдиа)». Заметим, что всё это по-прежнему относится к музыкальному исполнению. Но в музыке следует искать чего-то более высокого, чем таких наслаждений, и здесь Платон идет далее, о чем речь будет несколько ниже. Аристо­тель говорит3, что природу музыки определить нелегко, равно как и пользу, заложенную в знании музыки. Не ради игры ли, mxi6ia, — что можно было бы перевести здесь как развлечение, — и отдохновения люди желают музыки, подобно тому как они же­лают сна или питья, которые сами по себе также не могут быть названы ни важными, ни серьезными (аяоибаТа, спудайа), но приятными и прогоняющими заботы? Некоторые потребляют музыку именно таким образом и к триаде сон — питье — музы­ка добавляют еще и танец. Или нам следует говорить, что музы­ка ведет к добродетели, поскольку она, подобно тому как гимна­стика делает здоровым тело, взращивает определенный этос, то есть приучает нас к праведным наслаждениям? Или же, полагает Аристотель, — и это уже третья точка зрения — она содействует духовному отдохновению, бкху(оуг|, и знанию, <ppovr|ai<; (фро- несис)?

Это бюсусоул в свете нашего изложения — очень важное сло­во. Буквально оно означает препровождение времени, но переда­вать его как времяпрепровождение допустимо лишь в том случае, если находиться на позициях аристотелевского противопостав­ления труда — и свободного времени. Теперь, говорит Аристо­тель4, многие занимаются музыкой только ради удовольствия, но в старину ее связывали с воспитанием (яоибега), ибо сама при­рода требует, чтобы мы могли не только хорошо трудиться, но так же хорошо могли бы и пребывать в праздности5. Ибо это (праздность) — начало всего. Праздность предпочтительнее труда и есть цель, теХод (тёлос), последнего. Это обращение вспять обычного для нас представления опять-таки следует по­нимать в свете непричастности к наемному труду, естественной для свободного эллина и позволявшей ему посредством благо­родных и формирующих его натуру занятий устремляться к сво­ей жизненной цели (теХод). Вопрос поэтому в том, как именно тратить свободное время (охоХг|). Не за игрою, ибо в этом случае именно игра была бы нашей жизненной целью. Это невозможно (принимая во внимание, что для Аристотеля яшбега означает всего-навсего детскую игру, развлечение). Игры служат лишь от­дохновением от труда, вроде некоего снадобья: они снимают ду­шевное напряжение и успокаивают. Праздность же словно бы в себе самой таит наслаждение, счастье и радость жизни. Именно это счастье — то есть более не стремиться к тому, чего не име­ешь, — и есть жизненная цель, теХод. Наслаждение, однако, не все видят в одном и том же. Наилучшее наслаждение получают наилучшие люди с наиболее благородными чаяниями. Поэтому ясно, что для препровождения свободного времени6 следует в чем-то образовывать себя, чему-то учиться, а именно тем вещам, которым люди учатся или взращивают в себе не из необходимо­сти, не для работы, но ради себя самих. И поэтому предки при­числяли музыку к лсибеш — воспитанию, формированию, обра­зованию — как нечто, не являющееся необходимым или полез­ным, подобно чтению и письму, и служащее лишь для препро­вождения свободного времени.


Вот изложение, в котором разграничительные линии между игрой и серьезностью, а также критерии оценки того и другого, если мерить их нашими мерками, оказываются значительно сдвинутыми. Дкхусоул незаметно приобрело здесь значение ин­теллектуального и эстетического занятия и удовольствия, кото­рые приличествуют свободному человеку. Детям, говорится там7, бюсуооул еще недоступно, ибо это конечная цель, совершен­ство, а для еще не совершенных совершенное недостижимо. Из всех наших действий к такой конечной цели (тёХод) приближает­ся музыкальное наслаждение8, потому что его ищут не ради не­коего будущего блага, но ради него самого.

Эта мысль тем самым помещает музыку в сферу, которая рас­полагается между благородной игрою и самостоятельным ху­дожественным наслаждением. Подобный взгляд пересекается, однако, у греков с другим убеждением, которое возлагает на музыку весьма определенную техническую, психологическую и моральную функцию. Она считается миметическим, или под­ражательным, искусством, и воздействие этого подражания возбуждает этические чувства позитивного или негативного свойства9. Каждый напев, лад, танцевальная поза что-то пред­ставляют, что-то показывают, что-то изображают, и в зависимо­сти от того, хорошо это или дурно, прекрасно или же безобраз­но, на самоё музыку переходит качество хорошего или дурного. В этом заключается ее высокая этическая и воспитательная цен­ность. Внимать ее подражанию — значит будить в себе чувства, отвечающие тому, чему она подражает10. Олимпийские мелодии пробуждают энтузиазм, другие ритмы и мелодии внушают гнев или кротость, мужество, сдержанность. Если осязательные и вкусовые ощущения не имеют никакого этического воздействия, а зрительные обладают им лишь в незначительной степени, в ме­лодии самой по себе уже заложено выражение этоса. Еще силь­нее это заметно в отношении ладов с их богатым этическим со­держанием, а также в отношении ритмов. Известно, что греки приписывали определенное воздействие каждому ладу: одни повергали в печаль, другие успокаивали и т. д.; то же относилось и к музыкальным инструментам: флейта волновала и пр. С по­мощью понятия подражание в одном месте у Платона описыва­ются действия художника11. Подражатель, цщг|тг|д (миметёс), го­ворит он, вот что значит художник; творит ли он или исполняет, сам он о том, что воспроизводит, не ведает, хорошо оно или дур­но. Воспроизведение, йиг|сп<; (мймесис), — для него игра, а не серьезный труд12. То же происходит и с трагическими поэтами. Все они лишь подражатели — |Ln|nr|TiKoi (миметикой). Намере­ния, по всей видимости, открыто пренебречь оценкой художе­ственной деятельности мы здесь касаться не будем. Оно не впол­не ясно. Но то, что нам интересно, так это факт, что Платон воспринимает музыку как игру.


Более подробное отступление на тему о том, как оценивали музыку греки, могло бы показать, что мысль в попытках опреде­лить род и функцию такого явления, как музыка, постоянно ока­зывается на грани понятия чистой игры. По существу, характер всякого музицирования — это игра. Эта изначальная данность, пусть даже она и остается невысказанной, в общем признается повсюду. Предназначена ли музыка для радости и развлечения, стремится ли она выразить возвышенную красоту или имеет священное литургическое предназначение, она всегда остается игрою. И именно в культе она зачастую неразрывно соединена с преимущественно игровой функцией — танцем. Различение и описание свойств и особенностей музыки древнейших культур­ных периодов выглядит наивным и недостаточным. Восхищение духовной музыкой выражают, сравнивая ее с ангельским хором, прибегая к теме небесных сфер и т. д. Вне связи с религиозными функциями музыку оценивают главным образом как благород­ное времяпрепровождение, искусное занятие, достойное всяче­ского восхищения, или же как всего-навсего веселое развлече­ние. Оценка музыки как сугубо личного, эмоционального ху­дожественного переживания, и к тому же выраженная словами, появляется значительно позже. Признанной функцией музыки всегда была функция благородной и возвышающей социальной игры, наивысшей ступенью которой часто считали изумляющие достижения при демонстрации технических навыков. Что каса­ется исполнителей, то музыка долгое время остается в зависи­мом положении. Аристотель называет профессиональных музы­кантов ничтожным народцем. Шпильманы принадлежали к бродячему люду. Еще в XVII в. и позже каждый князь держал свою музыку, так же как и конюшни. Придворная капелла еще долго сохраняла свой особый домашний характер. «Musique du roi» [«Королевская музыка»] ЛюдовикаXIV была привязана к постоянному композитору. «24 Violons [Скрипки]» короля были наполовину актерами. Музыкант Бокан был еще и танц­мейстером. Да и Гайдн носил еще ливрею, состоя на службе у князя Эстерхази, и ежедневно получал от него распоряжения. Нужно представить себе, с одной стороны, обширные и утон­ченные музыкальные познания образованной публики былых времен, — с другой же стороны, ее весьма незначительное ува­жение к высоким запросам искусства и к личности исполните­лей. Обычаи современных концертов с их полнейшей, благого­вейной тишиной и магическим почтением перед дирижером сложились в очень недавнем прошлом. Изображения музыкаль­ных выступлений в XVIII в. являют нам занятых светскими бе­седами слушателей. Во французской музыкальной жизни еще каких-нибудь тридцать лет назад не было ничего необычного в нарушавших исполнение критических замечаниях в адрес дири­жера или оркестра. Музыка была и оставалась главным образом дивертисментом, и восхищение, во всяком случае выражаемое вслух, касалось прежде всего виртуозности исполнителей. Тво­рение композитора еще совершенно не воспринималось как нечто святое и неприкосновенное. Свободными каденциями пользовались настолько нескромно, что приходилось ставить этому препятствия. Так, Фридрих И, король Пруссии, запретил певцам изменять композицию собственными украшениями.

Ни в одном виде исполнительского мастерства, начиная с поединка между Аполлоном и Марсием13 г и до наших дней, фактор состязания не был столь очевиден, как в музыке. Обра­тившись к более позднему времени, чем эпоха Sangerkrieg [Вой­ны певцов] и майстерзингеров2*, назовем только некоторые при­меры. В 1709 г. кардинал Оттобони устраивает состязание в игре на органе и клавесине между Генделем и Скарлатти. В 1717 г. Август Сильный, король Саксонии и Польши, хотел провести состязание между И. С. Бахом и неким Ж. Л. Маршаном. По­следний, однако, на состязание не явился. В 1726 г. соревнова­ние итальянских певиц Фаустины и Куццони вызвало настоя­щий переполох в лондонском обществе, пение прерывалось хлопками и свистом. Ни в одной другой области не происходит так легко формирование партий. XVIII в. полон распрями меж­ду партиями, поддерживающими то или иное направление в музыке: Бонончини против Генделя, буффоны против Гранд Опера3", Глюк против Пиччини. Спор между партиями, принад­лежащими к разным лагерям, легко принимает характер ожесто­ченной вражды, как это было в конфликте поклонников Вагнера и защитников Брамса.

Романтизм, в столь многих отношениях подвигнувший нас осознать наши эстетические оценки, способствовал признанию во всё более широких кругах высокого художественного содер­жания и глубокой жизненной ценности музыки. Однако это не устранило ни одной из ее прежних функций или оценок. Также и агональные качества музыкальной жизни остаются такими же, какими они были всегда14.

Если со всем тем, что относится к музыке, мы, собственно говоря, неизменно остаемся в рамках Игры, то в еще большей степени это относится к ее неразлучному брату-близнецу, ис­кусству Танца. О Танце — идет ли речь о священных и магиче­ских танцах первобытных народов, о танцах в греческом культе, о пляске царя Давида пред Ковчегом Завета или о танце как праздничном увеселении, у всех народов, во все эпохи — можно сказать, что это сама Игра в полном смысле слова, и при этом в одной из ее самых чистых и совершенных форм. Правда, игро­вое качество танца не во всех его формах раскрывается одинако­во полно. Наиболее отчетливо оно наблюдается, с одной сторо­ны, в хороводах и танцах с характерными для данного танца фигурами, с другой — в сольном танце, то есть там, где танец есть изображение, представление, зрелище или же ритмическое выстраивание и движение, как в менуэте или кадрили. Не следу­ет ли рассматривать вытеснение кругового танца, хоровода и танца с фигурами — парным танцем, когда кружатся, как в валь­се и польке, или передвигаются скользящим шагом, как в по­следнее время; не следует ли рассматривать это как проявление ослабления или обеднения культуры? Есть достаточно основа­ний утверждать это, стоит лишь обратить внимание на историю танца, со всеми достигнутыми им вершинами красоты и стиля, вплоть до примечательного оживления художественного танца уже в наши дни. Ясно, что именно игровой характер, столь при­сущий танцу, почти утрачен его современными формами.

Взаимосвязь танца и игры не ставит перед нами сложных проблем. Она кажется настолько очевидной, настолько внутрен­не оправданной и настолько полной, что здесь вполне можно воздержаться от обстоятельного включения в понятие игры — понятия танца. Отношение танца к игре не есть его участие в ней, но отношение части — и целого, тождество сущности. Та­нец — это особая и весьма совершенная форма самой игры как таковой.

Если от поэзии, музыки и танца мы обратимся к сфере изо­бразительного искусства, то связь с игрой здесь кажется гораздо менее очевидной. Фундаментальное отличие, разделяющее две области: эстетического созидания и воспроизведения, — было вполне осознано эллинским духом, когда он предоставил музам повелевать одной группой знаний и навыков, в то время как другую, объединяемую нами в изобразительные искусства, ли­шил этой чести. За изобразительным искусством, объединяе­мым с ремеслами, не признавали никаких муз. Если же говорить о подчинении их божественному вмешательству, то они находи­лись под властью Гефеста или Афины Эргане4*. Мастера, рабо­тавшие в сфере пластического искусства, пользовались далеко не таким вниманием и почетом, каким одаривали поэтов.

Впрочем, граница почестей и внимания, оказываемых ху­дожнику, не проходит четко между областью, где присутствуют музы, и остальным миром, — судя по тому незначительному общественному признанию музыканта, о чем шла уже речь выше.

Этому далеко идущему различию мусического и пластиче­ского в первом приближении отвечает кажущееся отсутствие игрового элемента в последней из названных групп в противо­вес явно выраженным игровым качествам первой группы. Глав­ную причину этого противоречия обнаружить не сложно. В му- сических искусствах художественная актуализация фактически заключается в исполнении. Если даже художественное произве­дение уже создано, разучено или записано, оно впервые оживает лишь в исполнении, представлении, озвучении, показе, productio [изготовлении] — в том буквальном смысле этого слова, кото­рый еще сохраняет за ним, например, английский язык. Мусиче- ское искусство есть деятельность и как деятельность восприни­мается в момент исполнения всякий раз, когда это исполнение происходит. Присутствие в числе девяти муз также муз астроно­мии, героической поэзии и истории, казалось бы, свидетель­ствует о неверности этого утверждения. Обратим, однако, вни­мание на то, что разделение труда между музами — плод более позднего времени и что, во всяком случае, эпос и история (ам­плуа Каллиопы и Клио5") первоначально были исключительно прерогативой того, кто именуется vates, и тот излагал их в торже­ственной мелодической и строфической декламации. Впрочем, смещение поэтического наслаждения со слушания стихов на чтение их про себя принципиального характера действия не ме­няет. Само же это действие, в ходе которого переживают воз­действие мусического искусства, должно зваться игрою.

Совершенно иначе обстоит дело с изобразительным искус­ством. Уже из-за того, что оно привязано к материи и ограниче­но в формотворчестве возможностями материала, оно не может играть так же свободно, как поэзия и музыка, парящие в про­странстве эфира. Танец находится на границе между тем и дру­гим. Он мусичен и пластичен одновременно; мусичен, так как движение и ритм — его главные элементы. Всё его действие про­текает в ритмическом движении. Но в то же время он привязан к материи. Не что иное, как человеческое тело, с его ограничен­ным разнообразием поз и движений, занято исполнением тан­ца, и красота танца — это красота самого человеческого тела, пребывающего в движении. Танец изобразителен, подобно скульптуре, но лишь на мгновение. Подобно музыке, он живет в повторении, она сопровождает его и властвует над ним.

Также совсем по-другому, чем с мусическими искусствами, дело обстоит и с воздействием изобразительного искусства. Зодчий, скульптор, живописец или рисовальщик, гончар и во­обще художник-украшатель долгим и усердным трудом закреп­ляет в материале свой эстетический импульс. Его творение остается надолго, и остается, будучи зримым каждому. Воздей­ствие его искусства, в отличие от музыки, не зависит от исполне­ния или показа другими или им самим. Единожды созданное, оно, неподвижное и немое, оказывает свое воздействие, пока есть люди, которые посвящают определенное время тому, чтобы взирать на него. За отсутствием некоего публичного действия, в котором художественное произведение, оживая, доставляет на­слаждение зрителю, может показаться, что в сфере изобрази­тельного искусства игровой фактор, собственно говоря, вовсе отсутствует. Художник, как бы он ни был охвачен творческой страстью, трудится как ремесленник, серьезно и напряженно, то и дело проверяя и поправляя себя. Его вдохновение, вольное и стремительное в замысле, в работе должно подчиняться искус­ным навыкам его созидающих рук. Если, таким образом, при изготовлении произведения искусства игровой элемент, по ви­димости, отсутствует, то он ни в чем себя не выражает и тогда, когда взирают на такое произведение или им пользуются. Какое бы то ни было видимое со стороны действие здесь отсутствует.

Если в изобразительном искусстве уже сам его характер труд­ного делания, старания, усердного ремесла препятствует воз­никновению игрового фактора, то это обстоятельство только усиливается тем, что род произведения искусства обычно в большой мере определяется его практическим назначением и что это последнее никак не бывает вызвано художественным мотивом. Задача изготовителя серьезна и ответственна: всё, что относится к игре, этому чуждо. Он строит здание, которое было бы пригодно и могло бы достойно служить для отправления религиозного культа, для собраний или для обитания; он изго­тавливает сосуд или одежду или воплощает в том или ином мате­риале образ, который как символ или копия должен соответст­вовать определенной идее.

Создание произведений изобразительного искусства проте­кает, таким образом, совершенно вне сферы игры, и, даже буду­чи выставлены на всеобщее обозрение, они воспринимаются лишь как нечто вторичное в различных формах культа, празд­неств, развлечений, событий общественного значения. Снятие покрывала со статуи, закладка первого камня, открытие выстав­ки не являются частью самого художественного процесса, и во­обще такие вещи стали заметными явлениями лишь в последнее время. Произведение мусического искусства живет и приносит плоды в атмосфере всеобщей радости и веселья, пластическое же — нет.

Несмотря на этот фундаментальный контраст, также и в изоб­разительном искусстве игровой фактор проявляется самым раз­личным образом. В архаической культуре художественное про­изведение как вещь в подавляющей степени находит себе место и назначение в культе, независимо от того, постройка это, скульп­тура, одеяние или искусно украшенное оружие. Произведение искусства почти всегда причастно сакральному миру, оно несет в себе заряд его могущества: магическую силу, священный смысл, репрезентативную идентичность вещам космического значения, символическую ценность, короче говоря, освященность. Одна­ко игровое и сакральное, как уже было сказано выше, так близко стоят друг к другу, что было бы странно, если бы игровые каче­ства культа не бросали свои преломленные лучи на создание и оценку произведений изобразительного искусства. Не без ко­лебаний решаюсь я предложить знатокам эллинской культуры вопрос: не выражается ли в греческом слове ауаАца (агалма), означающем, среди прочего, также статую или кумир, опреде­ленное семантическое родство между культом, искусством и игрою? Это слово образовано от глагольной основы, дающей поле значений, тяготеющих к ликовать, предаваться необуздан­ному веселью (немецкое jrohlocken), а наряду с этим хвастаться, щеголять, блистать, важничать, праздновать, украшать, свер­кать, радоваться. Первоначальным значением слова ауосА^ос считается украшение, предмет роскоши, драгоценность, то, что приносит радость. 'АуаЛцата уиктод (Агалмата нюктос), украше­ния ночи, — поэтическое наименование звезд. Через жертво­приношение это слово, должно быть, стало затем обозначать изображение бога. И если эллин лучше всего выражал сущность священного искусства словом, имеющим отношение к чувству радостного душевного подъема, то не подходим ли мы тем са­мым вплотную к тому настроению игрового священнодействия, которое казалось нам столь свойственным архаическим куль­там? Мне не хотелось бы делать из этого замечания более опре­деленные выводы.

Взаимосвязь между изобразительным искусством и игрой давно уже было признана в виде теории, пытавшейся объяснить возникновение форм искусства из врожденной у человека тяги к игре14. Не нужно далеко ходить, чтобы обнаружить почти ин­стинктивную для человека спонтанную потребность украшать, вполне достойную именоваться игровой функцией. Она ведо­ма каждому, кому доводилось сидеть с карандашом в руках на каком-нибудь скучном собрании и рассеянно, почти бессозна­тельно, вырисовывать линии, заполнять участки поверхности — игра, в которой возникают фантастические мотивы узоров, по­рою перекликающиеся со столь же причудливыми мотивами изображений человека или животных. Не затрагивая вопроса о том, какие бес- или «^сознательные побудительные причины сочтут нужным приписать этому искусству-со-скуки психологи, такое занятие, без сомнения, можно назвать игрою, процессом, пребывающим на одном из нижних уровней категории игры, как это свойственно ребенку на первом году жизни, — учитывая, что более высокая структура организованной социальной игры полностью здесь отсутствует. Однако в качестве основания для объяснения возникновения украшательских мотивов в искус­стве, не говоря уже о пластическом формообразовании вообще, психическая функция такого рода кажется чем-то далеко не до­статочным. Из бесцельной игры руки, водящей карандашом по бумаге, не может возникнуть стиль. Кроме того, потребность в создании пластической формы идет много дальше, чем только украшение поверхности. Это трехчлен: украшение, конструкция, подражание. Вести искусство в целом от Spieltrieb [игрового ин­стинкта] — значит сводить к нему и изобразительную деятель­ность, и строительство. Пещерные росписи палеолита — про­дукт игрового инстинкта? Это представляло бы собой чересчур смелый скачок мысли. И к строительству эта гипотеза уже по­тому не подходит, что эстетический импульс здесь отнюдь не главенствует, взять хотя бы постройки пчел или бобров. Хотя мы и признаём за игрой как фактором культуры то первенствую­щее значение, какое и составляет дух этой книги, мы не можем считать объясненным происхождение искусства ссылкой на врожденный инстинкт игры. Правда, в отношении многих и многих художественных изделий богатейшей сокровищницы форм изобразительного искусства нелегко избавиться от мысли об игре фантазии, о том, что всё это, в сущности, играючи и игриво творит рука вкупе с созидающим духом. Необузданная причудливость танцевальных масок первобытных народов, сви­вающиеся фигуры на тотемных столбах, волшебные переплете­ния орнаментальных мотивов, гротескное искажение фигур лю­дей и животных — всё это неудержимо вызывает ассоциации со сферой игры.

Если, таким образом, вообще в области пластических ис­кусств, по сравнению с мусическими искусствами, фактор игры меньше выступает на первый план в самом процессе художе­ственного творчества, то как только мы перейдем от создания произведения изобразительного искусства к его вхождению в социальную среду, картина сразу меняется. Мастерство испол­нения в пластических искусствах, равно как и почти во всех иных достижениях человеческого умения, в высокой степени есть предмет состязательности. Агональный импульс, могучая действенность которого уже представала перед нами в столь многих областях культуры, находит полное удовлетворение так­же и в сфере искусства. Глубоко в изначальных слоях культуры лежит потребность, прибегая к вызову или состязанию друг с другом, искать разрешения трудной, кажущейся невыполнимой задачи. Это не что иное, как эквивалент всех уже встречавшихся нам агональных испытаний в сфере мудрости, поэзии или доб­лести. Можно ли теперь, не вдаваясь в дальнейшие рассужде­ния, сказать, что священные загадки означали для развития фи­лософии, а поединки поэтов и певцов — для поэзии, то же самое, что для развития пластических способностей — образчики ис­кусной работы? Другими словами: не развивалось ли также изо­бразительное искусство в соревновании и через соревнование? Здесь нужно иметь в виду следующее. Прежде всего то, что нель­зя провести четкую границу между состязанием в делании — ив исполнении чего-либо. Испытание в силе и ловкости, подобное выстрелу Одиссея через двенадцать секир6*, полностью лежит в сфере игры. Если это и не kunstschepping [искусное творение], то уж во всяком случае, и на нашем языке, kunststuk [искусная штука]. В архаической культуре, и еще долгое время впослед­ствии, слово искусство распространяется чуть ли не на все сфе­ры человеческого умения. Эта всеобщая взаимосвязь позволяет нам обнаружить игровой фактор также и в художественном ше­девре в узком смысле этого слова, то есть в непреходящем творе­нии искусных рук мастера. Соревнование в создании лучшего произведения искусства, еще и сегодня наличествующее во всех областях художественной деятельности на соискание Prix de Rome [Римской премии]7', это, по сути, некая особая стадия развития древнейшего поединка, с тем чтобы повергающей в изумление сноровкой, выставляемой напоказ перед многочис­ленными соперниками, добиться победы над всеми. Искусство и техника, умение и формотворчество пребывают в архаической культуре еще нераздельно, в вечном стремлении превзойти со­перника и торжествовать победу. К самому низкому рангу со­циального соперничества с присущими ему кунштюками отно­сятся шуточные кеХешцата (келёусмата), приказы, которые симпосиарх отдает участвующим в пирушке8*. В том же ряду на­ходятся как poenitet [штрафной бокал], так и игра в фанты — игра в чистом виде. Подобны этому и задачи по распутыванию и завязыванию узлов. За этой игрой, без сомнения, стоит целый пласт сакральных обычаев, чего мы здесь касаться не будем. Ког­да Александр Великий разрубил гордиев узел9*, он более чем в одном аспекте повел себя как настоящий шпилъбрехер.

Все эти взаимосвязи не решают, однако, вопроса, в какой мере состязание действительно содействовало развитию изо­бразительного искусства. Нужно особо заметить, что примеры заданий на выполнение тех или иных поразительных кунштю­ков предстают перед нами чаще всего как темы мифологии, на­родных сказаний и литературы, а не как эпизоды истории искусства вообще. Во всяком случае, человеческий дух особо охотно играет непомерным, чудесным, абсурдным, что стано­вится, однако, реальностью. Где находила игра почву более бога­тую, чем в полете воображения творящего чудеса художника? Великие герои культуры глубокой древности, согласно всем ми­фологиям, в состязаниях, ради спасения свой жизни, создали все те новые и необычные вещи, которые ныне составляют со­кровищницу культуры. Ведической религией усвоен был соб­ственный Deus faber, Тваштар, то есть делатель, изготовитель. Он выковал для Индры ваджру, громовый метательный молот. Он вступил в состязание с тремя Rbhu, художниками, боже­ственными существами, сотворившими коней Индры, колесни­цу Ашвинов и чудесную корову Брихаспати10*. Греки знали ска­зание о Политехне и Аэдоне, которые похвалялись, что любят друг друга больше, чем Зевс и Гера, за что те наслали на них Эри- ду, соперничество, так что они были вынуждены состязаться во всяческой искусной работе11*. К этому же ряду относятся гномы- умельцы Севера, кузнец Виланд, чей меч так остёр, что рассека­ет плывущие в потоке клочья шерсти, а также Дедал12'. Он соз­дал множество искусных творений: лабиринт, статуи, которые способны были ходить. Поставленный перед задачей пропу­стить нить через витки раковины, он решает ее, запрягая в нить муравья. Вот соединение чисто технического испытания и за­гадки. Между ними обоими существует, однако, то различие, что разгадка хорошей загадки лежит в неожиданном и метком срабатывании контакта в уме, тогда как техническое испытание лишь изредка получает точное решение, подобное вышеназван­ному, и, как правило, теряется в сфере абсурдного. Пресловутый канат из песка, каменные ленты, которые нужно было сшить вместе, — вот чем оперирует воображение в сказаниях о чис­то технических испытаниях15. Китайский царь-герой глубокой древности должен добиваться признания своих притязаний всяческими испытаниями и проверками умения и сноровки, ка­кой была, например, игра-поединок в кузнечном искусстве меж­ду Юем и Хуанди1613\ Во всех этих представлениях о чудесно пройденных испытаниях к последним примыкает, собственно говоря, чудо, своего рода кунштюк, с помощью которого святой, при жизни или после смерти, открыто и без обиняков доказыва­ет истинность своего призвания и свое право на нечто большее, нежели чисто человеческие почести. Не нужно слишком уж углубляться в жития святых, чтобы удостовериться, что пове­ствование о чуде то и дело обнаруживает несомненный игровой элемент.

Хотя мотив состязания в искусности встречается прежде всего в мифе, саге, легенде, фактор соперничества основательно сказался на действительном развитии техники и искусства. На­ряду с мифическими состязаниями в искусстве вроде состязания Политехна и Аэдоны, имеют место исторические, как, напри­мер, состязание на Самосе между Паррасием и его соперником в том, кто лучше представит спор между Аяксом и Одиссеем, или состязание на Пифийских играх между Паненом и Тимаго- ром из Халкиды. Фидий, Поликлет и другие состязались в том, кто из них изваяет самую прекрасную статую амазонки. Есть даже эпиграфическое свидетельство, доказывающее историче­скую достоверность таких состязаний14*.

На пьедестале одной статуи Ники можно прочесть: «Это сделал Пайоний... который делал также акротерии15* для храма и удостоился за это награды»17.

То, чем являются экзамен и открытое обсуждение, в конеч­ном счете проистекает из архаических форм испытания в наход­чивости и сноровке, своего рода кунштюка, в какой бы области это ни происходило. Жизнь средневековых ремесленников дает здесь столь же богатый материал, как и жизнь средневекового университета. При этом нет существенной разницы, выдается индивидуальное задание или награды добиваются многие. Суть ремесленной гильдии столь глубоко уходит своими корнями в сферу язычески-сакрального, что нет ничего удивительного, если там встречается атональный элемент самых разных оттенков. Мастерское изделие, которым подтверждалось притязание на вхождение в круг мастеров, получивших признание, пусть даже это и стало позднее неукоснительным правилом, укоренено в древнейших обычаях состязания. Как известно, происхождение гильдий не лежит или только отчасти лежит в плоскости эконо­мики. Лишь с оживлением городов начиная с XII в. ремесленная или торговая гильдия выходит на первое место. Но и в таком виде она всё еще сохраняет в своих внешних формах: трапезах, пирушках и т. д. — многое из своих игровых черт. Лишь посте­пенно их оттесняют в сторону экономические интересы16".

Несколько примеров соревнования в строительном деле дает знаменитая книга эскизов Вийара дё Оннекура, француз­ского архитектора XIII в.17* «Сию алтарную часть, — стоит подпись под одним из рисунков, — Вийар дё Оннекур и Пьер Корби измыслили в споре между собою (invenerunt inter se dis- putando)». По поводу испытания предлагаемого им perpetuum mobile он свидетельствует: «Maint jor se sunt maistre despute de faire torner une ruee par li seule...»18 [«Многие дни спор вели ма­стера о том, как бы понудить колесо вращаться само собою»].

Тот, кто не знаком с длительной предысторией состязаний во всех уголках земли, пожалуй, мог бы попытаться объяснить обычаи соперничества в сфере искусства, как они существуют и по сей день, мотивами чистой пользы и эффективности. Объ­является ли конкурс на проект ратуши, соревнуются ли на сти­пендию ученики художественной школы, прямая цель всего это­го — возбудить творческую фантазию или обнаружить наиболее многообещающее дарование и тем самым обеспечить достиже­ние самого высокого результата. И всё же такая практическая задача не была первопричиной подобных форм состязаний. На заднем плане здесь всегда находится древняя игровая функция состязания как такового. Никто не может определить, что имен­но и в какой мере перевешивало в тех или иных исторических случаях: соображения пользы или агональные страсти, — как, например, в 1418 г., когда объявленный во Флоренции конкурс на купол храма выиграл Брунеллески, оставив позади тринад­цать соперников18*. Во всяком случае, чистая польза никак не играла основной роли в смелой идее купола. Двумя веками ра­нее та же Флоренция обзавелась целым лесом башен, посред­ством которых благородные семейства, охваченные духом само­го жестокого соперничества, жаждали поразить друг друга19*. История искусства и история военного дела в настоящее время склонны рассматривать флорентийские башни скорее как баш­ни для красоты, чем как всерьез предназначавшиеся когда-либо для обороны. Средневековый город не испытывал недостатка в блистательных игровых идеях.


ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

Культуры и эпохи

sub specie ludi1

Говоря об игровом факторе, нам было не трудно показать его чрезвычайную действенность и чрезвычайную плодотворность при возникновении всех крупных форм общественной жизни. Будучи ее существенным импульсом, игровые состязания, более древние, чем сама культура, исстари наполняли жизнь и, подоб­но дрожжам, способствовали росту и развитию форм архаиче­ской культуры. Культ рос в священной игре. Поэзия родилась в игре и продолжала существовать в игровых формах. Музыка и танец были чистой игрою. Мудрость и знание обретали словес­ное выражение в освященных обычаем играх, проходивших как состязания. Право выделилось из игр, связанных с жизнью и от­ношениями людей. Улаживание споров оружием, условности жизни аристократии основывались на игровых формах. Вывод должен быть только один: культура, в ее первоначальных фазах, играется. Она не произрастает из игры, как живой плод, кото­рый высвобождается из материнского тела, она развертывается в игре и как игра.

Если принять эту точку зрения — а не принять ее кажется едва ли возможным, — то остается вопрос, в какой мере мы мо­жем констатировать наличие игрового элемента в культурной жизни более поздних, более развитых эпох, по сравнению с ар­хаической, на которую главным образом был направлен наш взгляд. Уже не раз примеры игрового фактора в древней культу­ре мы иллюстрировали параллелями из XVIII века или из на­шего времени. Именно образ XVIII века вошел в наше созна­ние как эпоха, насыщенная игровыми и игривыми элементами. XVIII век для нас всё еще не более как наше позавчера. Возмож­но ли, чтобы мы утратили всякое духовное родство с этим недав­ним прошлым? Тема этой книги сводится к вопросу: что состав­ляет игровое содержание нашей эпохи, той культуры, в которой живет сегодняшний мир?

Мы не собираемся предлагать читателю трактат об игровом элементе культуры через все века вплоть до нашего времени. И всё же, прежде чем перейти к дню сегодняшнему, обратимся хотя бы к некоторым страницам истории отдельных, знакомых нам периодов, рассматривая на этот раз не какие-то конкретные культурные функции в их особенностях, но вообще игровой элемент в жизни определенных периодов.

Культура Римской империи заслуживает здесь особого вни­мания уже в силу ее контраста с эллинской. На первый взгляд кажется, что жизнь древнеримского общества несет в себе гораз­до меньше игровых черт по сравнению с эллинским. Характер древних латинян, как нам кажется, определяется такими каче­ствами, как трезвость, твердость, практическое хозяйственное и юридическое мышление, небогатая фантазия и безвкусное суе­верие. Крестьянски-наивные формы, в которых древнеримское общество чает божественного покровительства, отдают запахом земли и горящего очага. Атмосфера римской культуры времен Республики — это всё еще настроение тесного кланового и пле­менного союза, из которого все выросли только недавно. Забота о государстве сохраняет черты культа домашнего Гения2*. Рели­гиозные представления не изобилуют образами. Имеющаяся наготове персонификация всякого представления, на какое-то время удовлетворяющая духовным потребностям, кажется функ­цией высокой абстракции, на самом же деле скорее является примитивным состоянием, близким детской игре1. Такие персо­нажи, как Abundantia [Изобилие], Concordia [Согласие], Pietas [Благочестие], Pax [Мир], Virtus [Добродетель], представляют отнюдь не чисто умозрительные понятия высокоразвитого по­литического мышления, но материальные идеалы примитивно­го общества, которое желает гарантировать свое благополучие, по-деловому обращаясь с высшими силами3'. В системе сакраль­ного гарантирования блага большое место занимают различные календарные праздники. Не случайно именно у римлян эти культовые обычаи продолжают носить название игр, ludi. Ибо они были играми. В преобладающем сакральном характере древ­неримского общества заключено его глубоко игровое качество, пусть даже игровой фактор выражает себя здесь в цветущей, красочной, живой образности гораздо меньше, чем в греческой или китайской культуре.

Рим вырос в мировую империю. Он овладел всем, чем обла­дал Древний мир, который ему предшествовал, он располагал наследием Египта и эллинизма, владел доброй половиной Древ­него Востока. Его цивилизация в избытке питалась от мно­жества богатейших чужеземных культур. Его государственное управление и право, его дорожное строительство и военное ис­кусство достигли совершенства, какого еще не видел мир, его литература и искусство превосходно привились к греческому стволу. При всём том основания политической структуры остава­лись архаичными. Ее признанное право на существование по- прежнему покоится на почве сакральных уз. Как только вся власть оказывается в руках какого-нибудь политического искателя сча­стья, тотчас же и его персона, и сама идея его власти попадают в сферу священного. Он становится Августом, носителем боже­ственной силы и сущности, спасителем, возродителем отечества, приносящим ему благо и мир, он дарует и поддерживает процве­тание и изобилие. Все свои робкие жизненные чаяния первобыт­ное племя проецирует на властителя, который впредь считается эпифанией божества. Здесь всё это — чисто первобытные пред­ставления в новых пышных одеждах. Фигура героя, который ди­кому, неотесанному племени приносит культуру, заново ожива­ет в отождествлении принцепса с Геркулесом или Аполлоном4*.

А ведь общество, которое несло и распространяло эти идеи, было чрезвычайно развитым. Почитали обожествляемого импе­ратора люди, прошедшие через все тонкости греческой мудрости, разума и вкуса, вплоть до скепсиса и неверия. Когда наступившую эру Вергилий и Гораций превозносят в своей изощренной поэ­зии, они играют в игру культуры.

Государство никогда не бывает учреждением, основанным на чистой пользе и интересах. Оно застывает на поверхности вре­мен, как морозный узор на стекле — таким же причудливым, таким же преходящим, определенным такой же кажущейся не­обходимостью. Культурный импульс, создаваемый не связанны­ми между собою силами самого разного происхождения, вопло­щается в громоздящейся пирамиде власти, которая называет себя государством, а затем ищет для себя смысла в величии того или иного знатного рода или в превосходстве одного народа перед другими. В выражении своих принципов государство са­мыми разными способами выдает свой фантастический харак­тер, доходящий до совершенно нелепого и самоуничтожающего поведения. Римская мировая империя проявляла в высшей сте­пени иррациональный характер, маскируемый притязаниями на священное право. Ее социальное и экономическое устрой­ство было вялым и неплодотворным. Вся система снабжения, государственное управление и образование концентрировались в городах в угоду незначительному меньшинству, кичившемуся своею властью перед бесправными и пролетариями5*. Городская единица приобрела в древности настолько сильное значение как понятие и средоточие социальной жизни и культуры, что рим­ляне неутомимо закладывали и строили сотни городов чуть не на краю пустыни, не задумываясь о том, смогут ли они когда- либо развиваться как естественные органы здоровой народной жизни. Взирая на красноречивые останки этого грандиозного по размаху градостроительства, невольно задаешься вопросом, была ли функция этих городов как культурных центров сколько- нибудь соразмерна с их помпезной претензией? Судя по обще­му содержанию продуктов позднеримской цивилизации, в этих городах, как бы высоки ни были достоинства их устройства и архитектуры, имелось не так уж много от всего лучшего, что было в античной культуре. Храмы для отправления религиозно­го культа, который в традиционных формах пришел в упадок и был наполнен суевериями; залы и базилики для государствен­ной службы и судопроизводства, кои при совершенно расшатан­ной политико-экономической структуре общества мало-помалу вырождались и глохли в тисках вымогательства и чиновной ру­тины; цирки и театры для кровавых, варварских игр и разврат­ных зрелищ; бани, скорее для расслабляющего, нежели закали­вающего ухода за телом, — всё это вместе едва ли можно считать подлинной и прочной культурой. Большая часть всего этого де­лалась напоказ, ради развлечения и тщеславного великолепия. Это был остов, пустой внутри, остов грандиозной Римской им­перии. Благоденствие щедрых дарителей, чьи хвастливые ин- скрипции порождают ощущение кажущегося величия, покои­лось на чрезвычайно шатком фундаменте. Оно должно было рухнуть от первого же удара. Снабжение продуктами питания обеспечивалось недостаточно. Государство само выжимало из организма соки здорового благосостояния.

На всей этой цивилизации лежит фальшивый внешний гля­нец. И религия, и искусство, и литература должны были снова и снова использоваться для того, чтобы с преувеличенной настой­чивостью уверять, что с Римом и его отпрысками всё в порядке, что его изобилие обеспечено, а победоносная мощь не вызывает сомнений. Об этой и подобных идеях говорят горделивые зда­ния, колонны, воздвигнутые в честь побед, триумфальные арки, алтари с их рельефами, стенная роспись в жилищах. Священные и мирские изображения в римском искусстве сливаются воеди­но. С несколько игривой грацией и вне всякого сколько-нибудь строгого стиля аляповатые фигурки богов располагаются в окру­жении умиротворяющих аллегорий с прозаическими и повсед­невными атрибутами роскоши и изобилия, которые раздают маленькие прелестные гении. Во всём этом есть некая доля не­серьезности, желание укрыться в идиллию, чем культура и вы­дает свой упадок. Ее игровой элемент явно выступает на первый план, но не обладает более никакой органической функцией в устройстве и событиях общественной жизни.

Политика императоров также определялась потребностью то и дело громогласно провозглашать общественное благо, при­бегая для этого к древним сакральным игровым формам. Ра­зумные цели, однако, лишь отчасти — впрочем, где и когда это бывает иначе? — определяют политику Империи. Конечно, за­воевания нужны для того, чтобы через приобретение новых об­ластей как источников снабжения обеспечить дальнейшее бла­госостояние; чтобы, раздвигая границы, укрепить безопасность; чтобы сохранить незыблемость Pax Augusta6*. Но мотивы извле­чения выгоды во всём этом подчинены некоему священному идеалу. Победы, лавры, воинская слава суть конечные цели сами по себе, это некая священная миссия, возложенная на императо­ра2. В самом его триумфе7* государство переживает свое спасе­ние или выздоровление. Агональный идеал сквозит в этом про­стирающемся на весь мир здании Римской империи, через всю ее историю, еще и потому, что и здесь основной фактор — это престиж. Каждый народ выдает войны, которые он вел или вы­держивал, за доблестную и славную борьбу за существование. В том, что касается галлов, пунийцев и позднее варваров8*, Рим имел, пожалуй, некоторые основания для подобного утвержде­ния. Но и в начале борьбы за существование стоит чаще всего не голод, а завистливое стремление к мощи и почестям.


Игровой элемент в жизни Рима наиболее явственно раскры­вается в пресловутом Partem et circenses! — Хлеба и зрелищ! — как выражении того, что народ требовал от государства. Наше ухо склонно слышать в этих словах не более чем требование безра­ботных о выдаче пособий и билетов в кино — пропитания и развлечений для народа. Но эти слова значили нечто большее. Римское общество не могло жить без игр. Они были для него такой же основой существования, как и хлеб. Ведь это были свя­щенные игры, и народ имел на них священное право. Первона­чальной функцией их было не только праздничное торжество в связи с достигнутым благом, но и одновременно укрепление и упрочение будущего блага посредством священнодействия. Игровой фактор продолжал и здесь существовать в своем архаи­ческом облике, хотя мало-помалу он и утратил всю свою силу. И действительно, в самом Риме императорская щедрость почти совершенно свелась к грандиозным раздачам милостыни и раз­влечениям для обнищавшего городского пролетариата. Религи­озную освященность, без которой всё же ludi были немыслимы, толпа, по всей вероятности, едва ли уже переживала всерьез. И всё же тем сильнее говорит о важности игры как функции римской культуры тот факт, что в каждом городе амфитеатр за­нимал столь важное место, как то позволяют нам видеть дошед­шие до наших дней руины. Бой быков как фундаментальная функция испанской культуры сохраняет и по сегодняшний день черты римских ludi, хотя в своем нынешнем виде он восходит к формам, которые отстояли от игр гладиаторов дальше, чем из­вестная нам коррида.

Щедрое одаривание горожан не было делом одного импера­тора. В первые столетия периода Империи тысячи граждан вплоть до отдаленнейших уголков государства соревновались в том, чтобы основывать и дарить залы, бани и театры, заниматься раздачей провизии, устраивать или оснащать игры — всё это в постоянно растущих масштабах, — и всё это запечатлевалось для потомков в прославляющих надписях. Каков же был дух, побуждавший ко всему этому? Не был ли он предшественником caritas {христианского милосердия]'*. — В весьма малой степени: как предметы щедрости, так и способы ее проявления говорят совсем о другом. Был ли это public spirit в его современном значе­нии? Нет сомнения, что античная страсть раздаривать ближе к public spirit, чем к христианской благотворительности. Но не приблизимся ли мы несколько более к характеру этого обще­ственного духа, если будем говорить о духе потлатча\ Дарить ради славы и чести, чтобы превзойти и побить соседа, — вот древний культово-агональный фон римской культуры, который явно видится во всём этом.

Игровой элемент римской культуры выявляется, наконец, еще отчетливее в формах литературы и искусства. Высокопар­ный панегирик и пустая риторика характерны для первой. В изобразительном искусстве — поверхностная декоративность, прикрывающая тяжесть конструкции, стенные росписи, доволь­ствующиеся легковесными жанровыми картинами или впадаю­щие в расслабленную элегантность. Характерные черты, подоб­ные этим, накладывают на последнюю фазу античного величия Рима печать какой-то не вполне цельной серьезности. Жизнь превратилась в протекающую в рамках культуры игру, в которой фактор культа всё еще удерживается как форма, но священного там уже не осталось. Глубокие духовные импульсы отстраняются от этой поверхностной культуры и заново укореняются в мисте- риальных службах. Когда же, в конце концов, христианство пол­ностью отрезает римскую культуру от ее сакральной основы, она вскорости увядает.

Примечательным свидетельством стойкости игрового фак­тора в римской Античности является наглядное применение принципа ludi на гипподроме Византия. Даже будучи оторвано от своих культовых оснований, конное ристалище остается оча­гом общественной жизни. Народные страсти, некогда насыщав­шиеся кровавыми битвами людей и зверей, теперь вынуждены удовлетворяться скачками. Едва ли они представляли собой не­что большее, чем праздничное увеселение, не имеющее никако­го отношения к святости, и тем не менее они были в состоянии вобрать в свой круг все общественные интересы. Цирк в самом буквальном смысле стал ареной не только для конного спорта, но для политических и даже отчасти для религиозных столкно­вений. Скаковые общества, названные по четырем цветам воз­ничих, не только устраивали соревнования, но были также при­знанными общественными организациями. Отдельные партии назывались демосами, лидеры их — демархами. Если полководец празднует свою победу, гипподром отводится для триумфа; им­ператор показывается здесь народу, иногда здесь же вершится и правосудие9*. С архаическим единством игры и священнодей­ствия, в котором вырастали формы культуры, это позднейшее смешение праздничного развлечения и публичности имеет не много общего. Это было постлюдией, эпилогом.


Об игровом элементе средневековой культуры я, хотя и не специально, уже распространялся в другом месте настолько под­робно3, что здесь хотелось бы ограничиться лишь немногим. Средневековый мир полон игры, резвой, необузданной народ­ной игры, полон языческих элементов, которые утратили свое сакральное значение и преобразились в чисто шуточные обря­ды, в помпезные и величественные рыцарские игры, утончен­ную игру куртуазной любви и множество иных форм. В боль­шинстве случаев, однако, прямая культуросозидающая функция всем этим игровым формам уже не свойственна. Ибо крупные формы в культуре: поэзию и обряды, философствование и науку, политику и ведение войн — эта эпоха уже унаследовала из свое­го античного прошлого. Эти формы были закреплены. Средне­вековая культура более не была архаической. Она должна была большей частью заново перерабатывать унаследованный мате­риал — христианский или классический по своему содержанию. Только там, где она не была привязана к античным корням, где она не находилась под церковным или греко-римским влияни­ем, творческое воздействие игрового фактора еще могло иметь место. И это было возможно там, где средневековая цивилиза­ция произрастала из кельто-германского или из своего еще бо­лее древнего прошлого. Так обстояло дело с происхождением рыцарства и отчасти феодальных форм вообще. В посвящении в рыцари, вступлении во владение леном, в турнирах, геральдике, рыцарских орденах и обетах, то есть во всех тех вещах, которые, хотя в них и сказываются античные влияния, прямо соприкаса­ются с глубокой архаикой, игровой фактор сохраняет полную силу и существенные творческие возможности. Но и помимо этого, в правосудии и судопроизводстве, с их содержательной образностью и странными формальными действиями (напри­мер, процессами над животными), в правилах относительно гильдий, в мире школы настроение игры ловко берет верх над средневековым духом.

Бросим далее взгляд на эпоху Ренессанса и Гуманизма. Если когда-либо сознательная и обособленная элита стремилась вос­принимать жизнь как игру в воображаемое совершенство, то это был круг Ренессанса. Еще раз напомним, что игра не исключает серьезности. Дух Ренессанса был далек от фривольности. Следо­вать Древности было для него святою серьезностью. Предан­ность идеалу пластического творчества и интеллектуальной пытливости отличалась небывалым неистовством, была глубо­кой и чистой. Более серьезных фигур, чем Леонардо и Микелан- джело, нельзя и представить. И всё же духовная атмосфера Ре­нессанса — это атмосфера игры. Такая одновременно утонченная и при этом свежая и сильная устремленность к прекрасной и благородной форме — не что иное, как игровая культура. Всё великолепие Ренессанса — это радостное и торжественное об­лачение в наряды порождаемого фантазией идеального прош­лого. Мифологические персонажи или основанные на далеких заимствованиях и отягощенные сведениями из астрологии и истории аллегории и эмблемы, все они — фигуры на шахматной доске. Декоративная фантазия в строительном искусстве и гра­фике играет использованием классических мотивов гораздо бо­лее сознательно, чем средневековый миниатюрист, иллюстри­ровавший манускрипты, — своими замысловатыми выдумками. Ренессанс пробуждает два в высшей степени игровых вида об­разного воплощения жизни — пастораль и рыцарство — к но­вой жизни, а именно к жизни в литературе и празднике. Трудно назвать поэта, который бы дал более чистое воплощение истинно игрового духа, чем Ариосто. Никто с таким совершенством не вы­разил тон и звучание Ренессанса. Разворачивалась ли когда-либо поэзия в столь неограниченном игровом пространстве и столь же непринужденно, как у Ариосто? Своим неуловимым парением между патетико-героическим и комическим в сфере почти музы­кальной гармонии, полностью отрешенной от действительности и при этом насыщенной зримо осязаемыми персонажами, — но более всего никогда не снижающейся жизнерадостностью тона, Ариосто убедительно доказывает тождество игры и поэзии.

С понятием Гуманизма мы обычно связываем не столь кра­сочные и, пожалуй, более серьезные представления, чем с поня­тием Ренессанса. Однако при ближайшем рассмотрении многое от игрового характера Ренессанса оказывается в равной мере ха­рактерным и для Гуманизма. Еще более, чем Ренессанс, замкнут Гуманизм в кругу посвященных и знатоков. Гуманисты культи­вировали строго сформулированные жизненные и духовные идеалы. Они умели вкладывать даже в свой классический язык и в свои антично-языческие персонажи выражение своей христи­анской веры, не лишенной, однако, оттенка искусственности и не вполне окончательной искренности. Язык Гуманизма никак не хотел следовать «за Христом». Кальвин и Лютер не перено­сили тона, в котором гуманист Эразм строил свои рассуждения о священных предметах. Эразм! Как всё его существование из­лучает настроение игры! И не только Похвала глупости и Бесе­ды, но и Adagia [Пословицы], и очаровательное остроумие его писем, а порой и серьезнейшие из его научных трудов.

Когда перед нашим мысленным взором проходит вереница ренессансных поэтов, начиная от Grands rhetoriqueurs [Великих риториков], еще бургундских по духу, таких как Молине и Жан Лёмёр дё Бельж, — нас всякий раз поражает игровая сущность их творчества10". Коснемся ли мы Рабле или поэтов новой пасто­рали, Саннадзаро, Гуарини11*; цикла об Амадисе Галльском12*, доведшего героическую романтику до крайних пределов, где ее и настигла насмешка Сервантеса; или причудливого смешения скабрёзного жанра и вполне серьезного платонизма в Гептаме- роне Маргариты Наваррской13* — везде наличествует элемент игры, который кажется чуть ли не самой сущностью этих произ­ведений. Даже школа гуманистов-правоведов в свой замысел возвысить право до уровня стиля и красоты привносит некую игровую ноту.

Если мы перейдем теперь к исследованию игровой состав­ляющей XVII столетия, объектом наших наблюдений вполне естественно сразу же станет понятие Барокко, и именно в том расширенном значении, которое это слово постепенно и неодо­лимо приобретает в течение последней четверти века; значении всеохватывающего стилевого качества, которое находит свое выражение не только в скульптуре и архитектуре указанного пе­риода, но в равной мере определяет существо живописи, поэзии и даже философии, политики и богословия этой эпохи. Наблю­дается, правда, большое различие в общих представлениях, ко­торые вызывает слово Барокко, — в зависимости от того, откры­ваются ли нашему взору преимущественно более пестрые и неспокойные образы раннего периода или напряженность и ве­личественность более позднего. И всё же с представлением о Барокко связывается картина сознательно преувеличенного, на­меренно выставляемого напоказ, заведомо надуманного. Формы искусства Барокко были и остаются в полном смысле этого слова искусственными. Даже когда они изображают священное, то деланно-эстетическое настолько выходит на первый план, что по­томкам бывает нелегко почитать подобные воплощения заданной темы как непосредственное выражение религиозных порывов.

Склонность к утрированию, которая присуща Барокко, оче­видно, может быть понята лишь исходя из глубоко игрового со­держания самого творческого импульса. Чтобы от всего сердца наслаждаться и восхищаться Рубенсом, Вонделом или Бернини, нужно начать с того, чтобы не воспринимать их формы выраже­ния чересчур уж взаправду. Если это относится ко всякой поэзии и ко всякому искусству, ну что ж, тем лучше это доказывает весо­мость игрового фактора в культуре и вполне согласуется со всем тем, что было сказано выше. Но в Барокко игровой элемент зву­чит, пожалуй, особенно отчетливо. Не нужно спрашивать, на­сколько серьезно подходит к своему творению сам художник, потому что, во-первых, это невозможно измерить и, во-вторых, его субъективные ощущения не могут быть правильной меркой. Вот только один пример. Хюго де Гроот был чрезвычайно серь­езным человеком, с небольшим чувством юмора и громадной любовью к истине. Свое лучшее произведение, непреходящий памятник духа, De iure belli ас pads [О праве войны и мира] 14\ он посвятил королю Франции Людовику XIII. Это посвящение — образец самой высокопарной барочной экспрессии на тему по­всеместно превозносимой справедливости короля, которой тот затмевает всё величие Рима. Думал ли так Гроций на самом деле? Лгал ли он? Он вместе со всеми играл на инструменте, который соответствовал стилю эпохи.

Вряд ли можно назвать век, дух которого столь же явно но­сил отпечаток стиля эпохи, как это было в веке XVII. Всеохваты­вающее моделирование жизни, духа и внешнего облика по вы­кройке Барокко находит поистине разительное подтверждение в одежде. Мода в парадном мужском костюме — ибо именно сюда следует обратиться в поисках стиля — на протяжении все­го XVII в. совершает ряд резких скачков. К 1665 г. отказ от про­стого, естественного и практичного достигает своей наивысшей точки. Формы предметов туалета гипертрофируются до край­ности: плотно облегающий камзол спускается лишь чуть ниже подмышек, сорочка выступает на три четверти между камзолом и панталонами, эти последние невероятно коротки и широки и почти неузнаваемы в так называемом rhingravey более похожем на юбку. Перегруженный изобилием украшений: лентами, кру­жевами, бантами до самых туфель, — этот игривый костюм спа­сает свой шик и достоинство только с помощью плаща, шляпы и парика.

Вряд ли в более ранние периоды европейской цивилизации можно найти элемент, более подходящий для демонстрации игрового импульса культуры, чем парик, в том виде, как его но­сили в XVII и XVTII вв. Введение в нидерландское словоупотреб­ление выражения «эпоха париков» по отношению к XVIII веку с исторической точки зрения было некоторой неточностью, по­скольку XVII век в этом смысле более характерен и более за







Date: 2015-07-10; view: 483; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.027 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию