Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИЛОЖЕНИЯ 1 page






Дмитрий Харитонович КОММЕНТАРИИ

П редисловие — введение

г Присущая эпохе Просвещения (XVIII в.) безграничная вера в че­ловеческий разум основывалась на том, что законы природы, зако­ны общественного развития и законы разума считались одинако­выми во все времена и у всех народов. Для познания мира, для правильной организации человеческого общества полагали вполне достаточным познать законы собственного мышления и действо­вать в соответствии с ними. Идеологи эпохи Просвещения были полны радостным ожиданием расцвета наук и искусств и улучше­ния нравов в результате повсеместного торжества идей разума.

v Мана — безличная, приносящая блага (удачу) магическая сила, ко­торой, согласно верованиям многих архаических народов, облада­ют отдельные категории предметов, духов, людей (например, мана вождей), что придает этим предметам, людям и т. п. повышенную значимость. Слово мана заимствовано из меланезийских языков, поскольку этнологи впервые зафиксировали подобные верования в Меланезии, хотя сам феномен известен у народов Полинезии, Аф­рики, Северной и Южной Америки и др.

Г лава первая

г Sub specie ludi — букв, под видом (формой) игры (лат.), т. е. под углом зрения игры, с точки зрения игры. Эти слова представляют собой па­рафраз известного выражения Спинозы: «Sub specie aeternitatis» — «под видом (формой) вечности», т. е. «с точки зрения вечности».

2' Платон сравнивает людей с куклами-марионетками, которыми игра­ют боги (Законы, I, 644d-645a; VIII, 803c-804b — ср.: см. выше,

с. 46-47), он же говорит об общественном устройстве идеального государства как о трагедии: «...мы и сами — творцы трагедии, наипре­краснейшей, сколь возможно, и наилучшей. Ведь весь наш государ­ственный строй представляет собой подражание самой прекрасной и наилучшей жизни. Мы утверждаем, что это и есть наиболее ис­тинная трагедия» (там же, VII, 817Ь).

Vanitas — суетность, тщетность (лат.) — аллюзия на библейское «Vanitas vanitatum et omnia vanitas» — «Суета сует и всё — суета» (Еккл 1,2).

Ratio — здесь: разумное начало, принцип, смысл (лат.). Petitio principi — предвосхищение основания (лат.) — распростра­ненная логическая ошибка, когда доказательство строится на пред­посылке, которая сама нуждается в доказательстве. Слово spelbrekery ломающий игру, — неологизм Хёйзинги, по анало­гии со штрейкбрехером (нем. Streikbrecher, ломающий забастов­ку), — «по-русски» вполне логично передать как шпилъбрехер. — Коммент. пер.

Fair — чрезвычайно многозначное английское слово, здесь означа­ющее честный, справедливый, беспристрастный, законный. Под­разумевает весьма важное для дальнейших рассуждений одно из ключевых понятий английской культуры — a fair play, игра по пра­вилам, то есть честная игра, без мошенничества, запрещенных при­емов, с уважением к противнику.

Латинское слово illusio (архаический вариант inlusio) — насмешка, ирония, а также обман, заблуждение — образовано от глагола illudo (в архаической форме inludo: из in> в и ludo)y весьма многозначного слова, включающего значения играть, шутить, веселиться, насме­хаться, обманывать, дурачить.

Outlaw — человек вне закона (англ.) — букв, изгой, изгнанник, бег­лец.

Фратрия — группировка нескольких родов одного племени. Фрат­рии имели свои наименования, между входившими в них родами предполагалось тесное сотрудничество, общий культ. Возрастные классы — группы, на которые делилось первобытное племя; обыч­но таких классов было четыре: дети, молодежь, взрослые, старики; у некоторых народов каждый из классов подразделялся на два по


половому признаку. Мужские союзы — объединения взрослых мужчин у многих народов, живших (и даже ныне живущих) родо­вым строем. Союзы эти имели магические и военно-магические за­дачи, деятельность их тщательно скрывалась от женщин, а иногда и прямо была направлена против последних. В иных случаях в союз входили все мужчины племени, в других — в племени было не­сколько таких союзов: молодые холостяки, старики, вожди, особо отличившиеся воины и т. д.

Jl' Инициация (от лат. initiatio — посвящение) — распространенная в архаических обществах система ритуалов, связанная с переходом из одного возрастного класса в другой, как правило, из разряда мо­лодежи в полноправные взрослые члены племени, иногда — и из класса детей в класс молодежи. У некоторых народов инициацию проходили только юноши, у иных — и девушки. Обряды инициа­ции включали в себя временное отделение от племени, посвящение в ритуалы, ознакомление с мифами, истязания, часто мучительные, иногда — определенные операции (татуировка, выбивание зубов, обрезание, кое-где — ритуальная дефлорация). Инициация симво­лизировала смерть члена одного возрастного класса и его возрож­дение в качестве члена другого возрастного класса.

12 Ряд исследователей (и Хёйзинга солидаризируется с ними) полага­ет, что карнавалы и римские сатурналии связаны с праздниками обновления мира. Прежде чем воспроизвести в обряде сотворение мира нужно воспроизвести состояние хаоса, из которого возник мир. Потому в карнавале отменялся земной порядок, граница меж­ду людьми и животными (маски), поощрялась половая травестия, в сатурналиях в Древнем Риме упразднялся социальный порядок, рабы ели, пили и веселились, а господа прислуживали им. Всё это происходило в атмосфере безудержного веселья.

13" Древнегреческие слова 6pcbjuevov и 5pajna, восходящие к глаголу 5paw — делать, действовать, первоначально означали одно и то же — действие, дело.

14' Древнейший период индийской религии (середина II—I тыс. до н. э.) историки именуют ведийским, по Ведам (санскр. веда — зна­ние, слово произведено от того же общеиндоевропейского корня, что и русское ведать\ священным книгам, представляющим собой сборники гимнов, молитв, заклинаний, жертвенных формул и т. п. Всего существуют четыре Веды: Ригведа (Веда гимнов), Самаведа (Веда мелодии), Яджурведа (Веда жертвоприношении) и Атхарваве- да (Веда заклинании). Архаическая индийская религия по сути сво­ей магична: если в монотеистических религиях основное место за­нимает молитва, то есть обращение к божеству, просьба, которую это божество может принять или отвергнуть, то в магических веро­ваниях заклинание обладает принудительной силой. Согласно древ­неиндийским представлениям, боги не могут не выполнить обра­щенного к ним требования, подкрепленного жертвоприношением, если ритуал этого жертвоприношения проведен правильно и жерт­венная формула произнесена безошибочно. В Ведах упоминается Брихаспати, или Брахмаспати (Господин молитвы) — божество за­клинаний и жертвоприношений, согласно Атхарваведе — это отец богов и создатель мира.

15* Куреты — в греческой мифологии демонические существа, состав­ляющие окружение матери богов Реи. Верховный бог Кронос по­жирал своих детей, рожденных от Реи, ибо ему было предсказано, что сам он погибнет от руки сына. Последнего из детей, Зевса, Рея спасла, спрятав в пещере на Крите. Когда младенец плакал, куреты, дабы не дать его обнаружить, заглушали плач ударами копий о щиты, экстатическими криками и плясками. В поздней Античности куреты считались наставниками людей в полезных занятиях — пчеловодстве, скотоводстве, домостроительстве — и составляли свиту Афины.

16" В XIX-начале XX вв. в науке господствовала солярно-метеоро- логическая теория, согласно которой все мифологические сюжеты объяснялись тем, что первобытное сознание очеловечивало есте­ственные феномены, в первую очередь движение солнца (солярная теория) или звезд (астральная теория). Мотив освобождения девы интерпретировался, например, как метафора солнца (дева), погло­щаемого ночью (дракон) и освобождаемого утренней зарей (рыцарь). Помимо того, большой популярностью пользовалась гипотеза анг­лийского этнолога Джеймса Джорджа Фрейзера (1854-1941), вы­двинутая в его капитальном труде The Golden Bough: A Study in Magic and Religion (Золотая ветвь. Исследование магии и религии; существует множество вариантов; основной, объемом в 12 т., вы­шел в свет в 1911-1915 гг.). Фрейзер группирует все первобытные верования вокруг центрального ритуала — умерщвления священ­ного царя-жреца его преемником (из этого Фрейзер выводит и идею умирающего и воскресающего божества).

17' Кора — индейский народ на западе Мексики. Ныне насчитывает около 8 тыс. человек и обитает в долинах и на склонах горной цепи Западная Сьерра-Мадре. До испанского завоевания численность кора достигала 150 тыс. человек, они населяли обширные террито­рии от Западной Сьерра-Мадре до тихоокеанского побережья. Со­храняли независимость до 1720 г., после покорения численность их резко сократилась. В XVIII в. были обращены в католичество, но до сего дня сохранили пережитки дохристианских верований. Ныне, впрочем, многие древние ритуалы (праздник жареной кукурузы, танцы вызывания дождя) воспринимаются как народные праздне­ства.

18" Синтерклаас — он же Санта-Клаус (св. Николай), Рождественский дед, Дед Мороз.

19* Квакиутль (квакиютл) — индейский народ, живущий на крайнем юго-западе Канады (о. Ванкувер и близлежащее побережье матери­ка); численность — около 1 тыс. человек. Была весьма развита резь­ба по дереву, в частности изготовление тотемных столбов и риту­альных масок. Это искусство практически исчезло в начале XX в., но с 70-х гг. снова возрождается в резервациях в качестве сувенир­ной промышленности.

2(Г Лоанго — прибрежная область в Экваториальной Африке между устьями рек Огове и Конго (иное название реки — Заир). Во время написания Homo ludens входила в состав французских, бельгийских и португальских владений, ныне — в Габоне, Конго и Анголе. На­звание область получила по туземному королевству Лоанго, суще­ствовавшему там с XIV в. до европейских завоеваний в XIX в. Эт­нографы XIX-начала XX вв. именовали термином лоанго население одноименной области, в большинстве своем принадлежавшее к вили — племенной группе народа (фактически — совокупности племен) конго.

Увлечение экзотикой в конце XVII-XVIII вв. имело различные основания и принимало разные формы. В дальних странах — осо­бенно в Индии и Китае — искали некоей древней мудрости, у пер­вобытных народов — близости к природе, естественного, не испор­ченного цивилизацией состояния человека. Подобные увлечения влияли и на философию (Руссо, Вольтер), и на изобразительное ис­кусство (росписи или обои в так называемом китайском стиле, на­пример в Царском Селе, Кускове), и на моду (китайские рестораны в Париже, стиль chinoiserie, то есть китайщина). Нельзя не отме­тить, что китайцы или индейцы в массовых представлениях евро­пейцев XVIII в. имели мало общего с реальными жителями Китая или аборигенами Америки.

Религиеведение XIX-начала XX вв. подразделяло религии на выс­шие и низшие. Первые отличались наличием богословия, то есть философской рефлексией по поводу мифов и обрядов, верой в спа­сение, личной преданностью божествам. В Индии в VI в. до н. э. появились первые Упанишады, религиозно-философские произве­дения, которые рассматривались как толкование ita?. Санскритское упа-ни-шад — букв, сидеть около, то есть пребывать в обществе учи­теля с целью познания истины; отсюда позднейшее значение этого слова — сокровенное знание, тайное учение. Всего известно более двухсот Упанишаду они сочинялись до XIV-XV вв. Главная пробле­ма Упанишад — достижение духовного освобождения, понимаемо­го как слияние индивидуальной души с Мировым Духом.

Религия Древнего Египта, строго говоря, не знала богословия; представления о египетской мистической мудрости принадлежат скорее грекам, нежели самим египтянам. Культ египетской богини Исиды, первоначально богини плодородия, широко распростра­нился уже в эллинистическую эпоху (IV в. до н. э. и позднее) не без влияния греческой философской мысли; Исида становится мате­рью всего сущего, спасительницей тех, кто предан ей душой и по­мыслами.

В Древней Греции, в г. Элевсине в Аттике, с древнейших времен находился культовый центр богини плодородия Деметры; по мень­шей мере с VI в. до н. э. культ ее принял тайные формы; обряды — мистерии (букв, тайные), которые проходили только для посвящен­ных; разглашение тайн этих обрядов категорически воспрещалось. Представления о Деметре-Природе, умирающей осенью и возрож­дающейся весной, преобразовались в веру в воскресение после смерти, которое ждет участников мистерий. Предположительно в VI в. до н. э. в Греции возник орфизм (предания называют основа­телем этого учения полулегендарного поэта Орфея, жившего в глу­бокой древности до Гомера); в основу орфизма положена идея о душе как благом начале, частице божества, и теле — как темнице души. Участие в мистериях (орфизм сильно повлиял на осмысление Элевсинских таинств), насколько нам известно, посвященных Де- метре и Дионису, должно высвобождать душу из телесного плена. Дионис — первоначально бог-покровитель виноградарства и ви­ноделия, потом бог-спаситель, освобождающий человека в резуль­тате экстатических обрядов.

Следует отметить, что во всех перечисленных религиях речь идет о посмертной судьбе индивидуальной души человека, тогда как низ­шие религии направлены на благополучие не столько человека, сколько рода, племени, общины, притом в этом, земном мире.

Г лава вторая

г Номиналистские представления — взгляды, восходящие к спорам о проблеме универсалий: общих понятий в средневековой схола­стической логике. Сторонники реального существования универ­салий — реалисты — рассматривали их как реально существующие нематериальные формы. Противники их — номиналисты — счита­ли эти универсалии названиями, обозначениями, именами (nomi- па), существующими лишь в вещах или (как здесь) только в созна­нии познающего субъекта.

2* Слово kridati образовано от krid — веселиться, развлекаться, шу­тить, играть с кем-либо. Слово nrt означает жест,ужимка и в каче­стве корня входит в такие слова как nrti — танец, игра, праздничное представление; nrta — танцовщик, актер; nrtta — танец просто; nrtya — танец, пантомима. Divyati означает бросать, кидать, но также излучать, сиять и связано с divana — игра в кости, а также с div — небо и весьма многозначным divya — небесный, чудесный, бо­жественность, обет, клятва, божий суд, ордалия. Слово vilasa также весьма многозначно и означает появление, игра, шутка, проворство, привлекательность, радостный, желаемый, и с этим словом связаны vilasita — блестящий, сияющий, возникший, взволнованный, резвый, а также vilasin — веселый, влюбленный, любовник, супруг. Важнейшее для индийской культуры понятие //Zi включает в себя такие значе­ния, как забава, шутка (часто с эротическим оттенком, вос­ходящим, по мнению специалистов, к весенним обрядовым играм, связанным с ритуалом плодородия), а также притворство, но и к/м- ^ш. Современные индологи утверждают, что ///л есть прежде все­го акт сотворения мира, деяния бога, каковые он производит по собственной воле, но при этом легко, играючи. Это же слово при­меняется и для описания «г/? богов с людьми: проказы Кришны, а равно и подвиги Рамы.

3* АлТонкины — группа индейских народов Северной Америки. На­звание дано по племени собственно алгонкинов, небольшого — около 2,5 тыс. человек — народа, живущего на юго-востоке Канады. На языке алгонкинской группы, ныне вытесняемом английским, говорят члены племени блэкфут (то есть черноногие, самоназвание сиксика значит то же самое), живущие на северо-западе США и юго-западе Канады, у подножия Скалистых гор; до второй полови­ны XIX в. занимались конной охотой на бизонов.

4* Чайная церемония — особый культурный обряд у японцев, вклю­чающий не только приготовление и употребление чая (в четко фик­сированном ритуале), но и созерцание чайной посуды, окружаю­щего ландшафта, картин и цветов (чайная церемония происходит в саду, в особом помещении, украшенном вазами с цветами, свитка­ми с живописными изображениями, каллиграфически выполнен­ными изречениями и т. п.). Обряд символизирует единство с окру­жающим миром, достигаемое в повседневной жизни.

5* Арамейский и сирийский языки в современной языковедческой терминологии одно и то же. Арамеи — западносемитский кочевой народ, переселившийся в XIV в. до н. э. с Аравийского полуострова. В конце XI в. до н. э. они заняли Сирию, где, перейдя к оседлости, основали ряд мелких государств. В XI—VIII вв. до н. э. на основе фи­никийского алфавита было создано арамейское письмо. Арамей­ский язык был языком общения на Ближнем Востоке до начала н. э., в частности — разговорным языком палестинских евреев. Сирий­ский — здесь, видимо, новоарамейский, или новосирийский, язык, на котором говорят современные ассирийцы (айсоры), живущие в Ираке, Иране, Турции, Сирии, государствах Закавказья и являю­щиеся потомками арамеев.

6' Готы — германские племена, говорившие на языках восточногер­манской подгруппы германской группы. Родина готов, видимо, Южная Скандинавия; около I в. н. э. они переселились на юг, в Причерноморье, в III в. начали наступление на Римскую империю и в V-VI вв. заняли значительные ее части: восточная ветвь (остго­ты) — Италию, западная (вестготы) — Южную Галлию и Испанию. В VI—VIII вв. готы были ассимилированы местным населением и другими германскими народами. В IV в. миссионер и первый епи­скоп готов У^ьфила (Вульфила, 311-382), сам гот по происхожде­нию, проповедовал христианство среди готских племен и перевел Св. Писание (или только часть его) на готский язык, создав для этого особый алфавит. В Мк 10, 34 («и поругаются Ему») глагол имеет значения играть; насмехаться.

Т Das Deutsche Worterbuch [Немецкий словарь] начали составлять в 1854 г. знаменитые немецкие филологи и фольклористы братья Якоб и Вильгельм Гримм. Они довели свой труд только до середи­ны IV тома; последний, XVI, вышел в свет лишь в 1961 г.

8* Идиомы, построенные на использовании многозначности сло­ва spel [игра]; ср., например: играть в молчанку, играть на руку, играть глазами, сыграть в ящик. — Коммент. пер.

г В 843 г. империя, созданная к началу IX в. Карлом Великим, распа­лась, разделенная его внуками на три части: Западно-Франкское королевство (будущая Франция), Восточно-Франкское (будущая Германия), а также Италию с Лотарингией (последняя позднее была поделена между двумя первыми государствами). С середины IX в. на Европу, особенно Францию и Англию, начались набеги с моря, производимые выходцами из Скандинавии — викингами, или норманнами (то есть людьми Севера). Западно-франкский король Людовик III разбил их в 881 г. при местечке Сокур (совре­менное название — Saucour-en-Vimeu) в Пикардии, в нынешней Северной Франции. Победы над норманнами случались весьма


редко, потому эта удостоилась особой победной песни, сочинен­ной на языке господствующего этноса империи Карла Великого, франкском. Эта песнь относится к старейшим текстам на древне- германском языке, одним из диалектов которого являлся упомя­нутый франкский. И до наших дней немецкий язык делится на множество диалектов, соединяемых в две ветви — верхненемец­кую и нижненемецкую; многие филологи считают, что верхне- и /шжя^немецкий — не просто группы диалектов, но разные языки.

См. коммент. 9* к настоящей главе. В Средние века на нижненемец­ком существовала богатая литература; сегодняшний литературный (и государственный) немецкий язык существует на основе верхне­немецкого. Нижненемецкий используется в быту, в церковной про­поведи, на нем издается литература, но в целом он значительно уступает по распространенности верхненемецкому даже в качестве разговорного.

Г лава третья


Беседковые (шалашники) — семейство птиц отряда воробьиных, длина 23-25 см. Обитают в Австралии, на Новой Гвинее и близле­жащих островах. Самцы строят гнезда типа шалашей, украшая их раковинами, цветами и разными яркими предметами. Дьяболо — игрушка в форме двух соединенных вершинами кону­сов; раскручивается, подбрасывается веревкой (которую держат за концы обеими руками), взлетает и ловится той же веревкой. Слова ссуора — народное собрание; место собрания, площадь, рынок и aytov — собрание, место собрания; состязание, борьба, судебный про­цесс, возможно, имеют общее происхождение, хотя первое образо­вано от глагола ауетрсо — собираться, а второе от весьма многозначно­го аусо — вести, везти, проводить, приводить, побуждать и мн. др. В еврейской и протестантской Библии Первая и Вторая книги Царств по православному счету именуются Первой и Второй кни­гами пророка Самуила, Третья и Четвертая книги Царств — Пер­вой и Второй книгами Царств. В указанном месте Писания расска­зывается, как во время борьбы за престол между царем Иевосфеем, сыном первого израильского царя Саула, и претендентом на престол Давидом столкнулись две группы: сторонники Иевосфея, ведомые его полководцем Авениром, и приверженцы Давида под командо­ванием его друга Иоава. «И сказал Авенир Иоаву: пусть встанут юноши и играют пред нами. И сказал Иоав: пусть встанут» (2 Цар 2, 14). После этого начинается схватка между отрядами по двенадцать человек с каждой стороны, в которой все гибнут, а затем — общее сражение, завершившееся победой сторонников Давида.

5* Студенческие гребные объединения Нъорд (по имени древнескан­динавского морского божества, покровителя мореплавателей, рыбо­ловов и охотников на морского зверя) и Тритон (одно из морских божеств древних греков) — старейшие гребные клубы в Нидерлан­дах. Королевский студенческий гребной клуб Нъорд был создан в 1874 г. в Лейдене. Студенческий гребной клуб Тритон — в 1880 г. в Утрехте. Эти два клуба — постоянные участники ежегодной ни­дерландской регаты, упорно соперничающие за первое место. — Коммент. пер.

6" Справедливая цена — широко распространенное в Средние века понятие, имевшее одновременно экономический, социальный и моральный смысл, во всех трех аспектах весьма расплывчатый. С первой из точек зрения — это ходовая цена на рынке при благо­приятной конъюнктуре и отсутствии спекуляции; со второй — цена, определяемая советом уважаемых людей, а не произволом купца; с третьей — цена, обеспечивающая справедливое вознаграж­дение за труд производителя и продавца. Искусственное взвинчи­вание цен с целью получения неправой прибыли резко осуждалось церковными установлениями.

7" Персонаж греческой мифологии Пелопс домогался руки Гиппода- мии, дочери царя Эномая, который обещал выдать ее замуж за того, кто победит его в беге на колесницах, но, не желая замужества до­чери (разные варианты мифа приводят разные объяснения этому), давал незадачливому претенденту фору, а затем догонял его и уби­вал копьем в спину. Пелопс уговорил Миртила, возничего царя Эномая, заменить металлическую чеку в колеснице восковой, вслед­ствие чего колесница перевернулась и Эномай погиб.

Вождь аргонавтов Ясон потребовал от царя Колхиды Ээта вер­нуть ему золотое руно, а тот соглашался на это, если Ясон запряжет в плуг меднорогих, изрыгающих пламя быков, вспашет поле и засе­ет его зубами дракона. Ясон всё это свершил с помощью влюблен­ной в него дочери Ээта волшебницы Медеи, и даже больше: пере­бил воинов, выросших из зубов дракона.

Тесей, сын афинского царя Эгея, отправился на Крит, чтобы убить обитающее там чудовище — Минотавра, на съедение которо­му отправляли афинских юношей и девушек. Чудовище обитало во дворце критского царя Миноса — Лабиринте — со сложной и за­путанной системой коридоров. Тесей смог убить Минотавра и вый­ти из Лабиринта благодаря волшебной нити, которую дала ему по­любившая его дочь Миноса Ариадна.

Махабхарата (Великая война потомков Бхараты) — древнеин­дийская эпическая поэма, сложившаяся в первые века н. э., хотя ис­токи ее значительно древнее, — повествует о кровавой распре меж­ду двоюродными братьями пандавами и кауравами (тех и других по сто человек). Соперничество их достигает кульминации, когда во время игры в кости пандавы проигрывают кауравам свою общую жену Драупади (отголосок архаической полиандрии). За кауравов выступает в игре дядя их и пандавов, царь Шакуни, опытный и не­честный игрок (в чем состоят шулерские приемы, в Махабхарате не раскрывается).

Герой немецкого эпоса Песнь о Нибелунгах Зигфрид отправляет­ся со своим другом, королем бургундов Гунтером, в Исландию, ибо последний желал посвататься к королеве этой страны Брюнхильде; она соглашается выйти замуж за Гунтера, если он победит ее в во­инских состязаниях. Зигфрид, надев шапку-невидимку, одерживает над Брюнхильдой победу, причем делает это так, что победителем кажется Гунтер.

Согласно Истории лангобардов, написанной в VIII в. выходцем из этого проживавшего в Италии с VI в. германского племени Пав­лом Валафридом Диаконом и содержащей среди прочего пересказ древних легенд, племя винилов вступило в борьбу с другим племе­нем, вандалами. Верховный бог германцев Вотан желал отдать по­беду вандалам, но супруга Вотана Фрейя замыслила помочь вини­лам: она уговорила женщин винилов выйти рано утром на поле боя в доспехах, распустить волосы и приставить их к лицу наподобие бороды. Проснувшийся Вотан увидел незнакомых людей и спро­сил: «Кто эти длиннобородые (герм, лангобарды)?»; тогда Фрейя заявила, что раз он даровал винилам новое имя, то должен им же дать победу (у древних германцев наречение имени означало уста­новление особых связей: давший имя становился покровителем того, кто это имя получал).

Согласно Младшей Эдде, боги договорились с неким великаном, что тот построит за определенный срок неприступную крепость; великан согласился, потребовав в награду богиню Фрейю, солнце и луну, и боги дали клятву в нерушимости сделки; не желая отдать Фрейю в жены в страну великанов, боги прибегли к помощи Локи, и тот хитростью добился того, что великан опоздал к сроку. Асы — группа древнескандинавских богов, к которой принадлежали основ­ные божества; иногда — боги вообще.

8* Инь и ян — основополагающие принципы бытия в китайской ми­фологии и натурфилософии. Инь символизирует женское начало, тьму, низ, землю, четные числа, луну, смерть и т. п., ян — мужское на­чало, свет, верх, небо, нечетные числа, солнце, жизнь и т. д. Ритм Все­ленной задан взаимодействием инь и ян — но не борьбой их, а вза­имопроникновением, постоянным переходом от одного к другому.

9' В Китае по меньшей мере с VI в. до н. э. начала складываться и в IX—XIII вв. н. э. окончательно сложилась просуществовавшая до начала XX в., несмотря на многочисленные потрясения, система управления, базирующаяся не на аристократии и духовенстве, а на формально ненаследственном чиновничестве, от первого министра до деревенского старосты. Эта стройная и жестко контролировав­шаяся сверху донизу система основывалась на том, что для занятия любой должности претендент должен был сдать определенные эк­замены на знание традиционных конфуцианских текстов (экзаме­нов было множество, они усложнялись по мере повышения ранга, на который претендовал кандидат). К экзаменам допускались все налогоплательщики независимо от происхождения, и нередки были случаи, когда крестьянские дети достигали постов канцлеров, министров и императорских советников.

10" Шицзин (Книга песен) — древнекитайский поэтический сборник, включающий произведения лирического, эпического и религиоз­ного характера, составленный в XII—VII вв. до н. э. и включенный в VI в. до н. э. Конфуцием в священный канон.

п* Тонкин — данное китайцами и принятое европейцами название Северного Вьетнама; Аннам — китайское и европейское наимено­вание центральной части этой страны. В 1884-1945 гг. существова­ли французские протектораты Тонкин и Аннам и колония Кохин­хина (Южный Вьетнам).

12" Член суда из Воскресения загадывает, что избавится от катара, если число шагов от двери зала до судейского кресла будет делиться на три; расстояние оказывается в 26 шагов, но судья делает еще один маленький шажок.

13* Согласно Прорицанию вёлъвы (то есть пророчицы, колдуньи), из первой песни Старшей Эдды, сборника древнескандинавских пе­сен о богах и героях, боги, упорядочив мир, построили жертвен­ник, кузню, занялись кузнечным делом, а затем стали играть в шаш­ки (точнее, в игру, напоминающую нынешние шашки) на золотой доске. В этой песни вёльва пророчествует, что после гибели богов и конца света в мировом пожаре из океана поднимется обновленная земля, возродятся боги и найдут в траве на лугу золотые шашки и доску для игры.

14' Тлинкит — индейское племя на юго-востоке Аляски численностью около 1 тыс. человек, в большинстве православные, обращенные русскими миссионерами в конце XVIII-начале XIX в. Тлинкиты не родственны племени квакиутль, они относятся к различным языковым семьям, но традиционные культура и быт этих этносов были весьма близки; большинство тлинкитов и все квакиутли были оседлыми приморскими рыболовами и охотниками на морского зверя, у них существовали сословия и патриархальное рабство.

15' Nomen actionis (лат.) — отглагольное существительное, обознача­ющее действие (в процессе). — Коммент. пер.

16' Мамалекала — племя, живущее на территории штата Орегон в США в дельте реки Колумбия, охотники, рыболовы и собиратели; в настоящее время осталось 10-20 человек, утративших язык и тра­диционную культуру.

17' В указанном месте Ab Urbe Condita [Истории Рима от основания Города] Ливий говорит о происхождении сценических игр и лишь упоминает, что, скромные вначале, они стали неимоверно пышны­ми, их устройство обратилось в безумную страсть, для удовлетворе­ния которой «едва хватает средств и в могучих державах».

Date: 2015-07-10; view: 321; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию