Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИЛОЖЕНИЯ 2 page





18' По рассказу Плутарха, после победы в гражданской войне, последо­вавшей за убийством Цезаря, Марк Антоний отправился на восток, чтобы привести к покорности те части Римского государства и под­властные ему царства, которые поддерживали антицезарианцев. Ца­рица Египта Клеопатра выехала навстречу Антонию и всячески стре­милась поразить его красотой и богатством. Она, по тому же рассказу, бросила в рюмку с уксусом большую жемчужину и, когда та раство­рилась, выпила этот напиток, чтобы показать Антонию, что большая жемчужина не имеет для нее никакой ценности. История эта пред­ставляет собой чистый вымысел: чтобы жемчужина растворилась даже не в обычном уксусе, а в уксусной эссенции, которую пить не­возможно, требуется несколько дней, тогда как легенда настаивает на том, что жемчужина растворилась на глазах у изумленного Антония.

19 Обеты на птицах — распространенный в Средние века обычай. На пиру, обычно придворном, всех присутствующих обносят блюдом с дичью — цаплей, фазаном — и каждый участник пира произно­сит некий обет, после чего съедает кусок птицы. Обет фазана при­носился в 1454 г. при бургундском дворе по поводу провозглаше­ния крестового похода, который так и не состоялся.

20 Тробрианцы — меланезийский народ, населяющий острова Тро- бриан близ берегов Новой Гвинеи, входящие ныне в состав государ­ства Папуа-Новая Гвинея. В Меланезии (совокупность островов и архипелагов в западной части Тихого океана) на ряде островов жи­вут папуасские народы* по антропологическому типу и культуре одинаковые с меланезийцами, но резко отличающиеся по языку; тробрианцы к папуасам не относятся.

Согласно римской легенде, братья Ромул и Рем, основав Рим, заспо­рили (причины спора различные источники передают по-разному), и Рем, насмехаясь над братом, перепрыгнул через возводимую тем городскую стену; тогда взбешенный Ромул поразил насмерть своего близнеца.

Жители Мо при осаде их города англичанами в 1421-1422 гг., во время Столетней войны, вывели на городскую стену осла; описан­ное поведение осажденных при артиллерийском обстреле относит­ся к осаде в 1465 г. другого города — Монтеро близ Парижа.

Аристотель сообщает в Поэтике (1448Б30), что наиболее древние известные ему хулительные стихи встречаются у Гомера, но что и у того, вероятно, были предшественники. Для подобных стихов спе­циально применялся метр, который называли ямбическим, «on ev тф цётро) тоитф iotnPi£ov аХХ^Хоид» [«ибо поносили друг друга имен­но этим размером»]; производное от Ya^Pog — ianPi£oo [нападать, оскорблять, поносить; произносить ямбы]. Начиная с VI в. до н. э. этот метр, который продолжали называть ямбом, использовали в трагедиях и комедиях, но только в монологах и диалогах (не в пар­тии хора). Современные филологи предполагают, что слово ямб не греческого происхождения (возможно, заимствовано у фригийцев, народа в Малой Азии).

24' Архилох — живший в середине VII в. до н. э. древнегреческий поэт, считавшийся одним из создателей ямбической поэзии.

Древние исландцы подразделяли саги на родовые и королевские, где повествовалось об относительно недавних событиях, саги о древних временах, то есть мифологические, хотя их достоверность не стави­лась рассказывающими и слушателями под сомнение, и так назы­ваемые лживые саги, то есть осознанный вымысел. Сага об Орварде (Орваре) Одде относится к лживым сагам и отличается сказочным характером.

26* Сюжет эддической Песни о Харбарде заключается в следующем. Бог Тор подходит к проливу и видит на противоположной стороне пе­ревозчика. Тор просит перевезти его, но перевозчик, назвавший себя Харбард, то есть Седая борода (из контекста следует, что это древнескандинавский верховный бог Один, но явно он не называет­ся), отказывается и начинает осыпать Тора бранью, тот отвечает ему тем же. Песнь (как и некоторые другие эддические песни, например Перебранка Аокиу — см. ниже) относится к жанру песен-перебранок.

В Перебранке Локи некий Эгир наварил огромный котел пива и пригласил богов на пир, где «все должны были соблюдать мир». Злокозненный Локи убивает слугу Эгира, за что его прогоняют, но он возвращается и начинает оскорблять всех богов, обвиняя их в трусости и противоестественных пороках, а богинь — в распутстве. Боги отвечают ему тем же и в конце концов хватают, связывают и заключают под землю.

28' Филологи не совсем точно именуют сагами так называемые скелы (повести), прозаические, иногда со значительными стихотворными вставками, произведения ирландского эпоса, складывавшиеся в VI-VII вв. и записанные в XII в. Самым обширным является улад- ский цикл — саги, повествующие о происходившей в век героев (ру­беж н. э.) борьбе уладов (жителей королевства Уаад на территории нынешнего Ольстера) и коннахтов (жителей королевства Коннахт, ныне исторической области на юго-западе Ирландии). В Повести о кабане Мак-Дато (традиционный русский перевод названия этого произведения) рассказывается, как улады и коннахты отправились к королю лагенов (Лаген — королевство на территории нынешнего Ленстера, исторической области на юго-востоке Ирландии) Мак- Дато просить его отдать им замечательного могучего пса, принад­лежавшего королю. Мак-Дато обещает обоим посольствам этого пса и приглашает их на пир. На пиру подают огромного кабана, и тут же возникает спор о том, кто будет делить и раздавать мясо. Сквозной персонаж многих саг — возбудитель раздоров Брикрен предлагает, чтобы это делал славнейший из героев и каждый из со­бравшихся получил долю согласно его заслугам. Герои начинают хвалиться своими подвигами, другие оспаривают их, перебранка превращается в побоище, Мак-Дато, про себя уже решивший от­дать пса тем, к кому захочет пойти сам пес, отпускает его, пес берет сторону уладов, и те побеждают коннахтов, но пес гибнет от руки возницы короля коннахтов.


Скела Пир Брикрена также повествует о соперничестве мужей, на этот раз — трех сильнейших богатырей Уа ада. Спор о первенстве происходит на пиру у упомянутого Брикрена, который и задает его, в сущности, затем, чтобы перессорить уладов; перед началом пира он подстрекает каждого из главных героев претендовать на почет­ную часть угощения (кусок героя), а их жен — первыми войти в за­мок Брикрена. На этот раз ссора завершается всё же не кровопро­литием, а состязаниями, в которых побеждает сильнейший —


непревзойденный герой, центральный персонаж уладского цикла Кухулин.

В Саге об Олафе Трюгвассоне, содержащейся в сборнике исландских саг Heimskringla [Круг земной] о конунгах (королях) Норвегии (Олаф Трюгвассон, 964-999/1000, конунг ок. 995 г.), составлен­ном в XIII в. исландцем Снорри Стурлуссоном, приводится рас­сказ о том, как исландский корабль потерпел кораблекрушение у берегов Дании и слуга датского конунга Харальда Гормссона по имени Биргер захватил груз. Тогда исландцы приняли на собрании всех полноправных жителей острова (альтинге) закон, по которому за общий счет всех исландцев была заказана хулительная песнь про­тив Харальда и Биргера. В этой песне Харальд был назван жереб­цом, оседлавшим кобылу — Биргера. Взбешенный Харальд отпра­вился в поход на Исландию, но духи-покровители острова не дали высадиться датскому войску, и конунг отплыл со своим флотом во­свояси. Следует отметить, что гнев Харальда был вызван не только оскорблением: по скандинавским поверьям, хулительная песнь об­ладала вредоносной магической силой (а похвальная — благодетель­ной), и конунг верил в то, что у него действительно могли появиться вызванные колдовством гомосексуальные наклонности, абсолютно недопустимые с точки зрения древнескандинавской этики. Беовульф — англосаксонская героическая эпическая поэма, сложив­шаяся в конце VII или начале VIII в.; единственная рукопись дати­руется приблизительно 1000 г. Любопытно, что действие происхо­дит в Скандинавии, и Англия даже не упоминается. В начале поэмы Беовульф, молодой вождь из народа гаутов (кто такие гауты Бео- вулъфау остается спорным — то ли жители острова Готланд, то ли юты Ютландского полуострова, называются и другие народы), при­бывает ко двору короля данов, дабы победить чудовище, опусто­шавшее в течение двенадцати лет его дворец. Там некий Унферт (его имя означает подстрекатель) подзадоривает Беовульфа, упо­миная о его поражениях, на что юный герой разражается длинной речью с рассказом о своих подвигах.



Эпизод из анонимной французской ирои-комической поэмы XII в. Le voyage de Charlemagne a Jerusalem et a Constantinople [Путеше­ствие Карла Великого в Иерусалим и Константинополь ]. Импера­тор франков Карл Великий и его двенадцать пэров, возвращаясь из паломничества в Святую Землю, прибывают в Константинополь. После роскошного пира, заданного императором Константино­польским Гугоном, они отправляются в спальные покои, где и на­чинают похваляться. Пример подает сам Карл, обещая разрубить пополам самого сильного из воинов Гугона, даже если тот будет об­лачен в двойные доспехи. Затем следует похвальба Роланда, затем — других паладинов. Последним выступает друг Роланда Оливье, оба они — персонажи знаменитой La Chanson de Roland [Песни о Ро­ланде] (1075/1110 гг.). Оливье вспоминает, как некогда Геркулес прибыл к одному царю, у которого было пятьдесят дочерей- девственниц, и за одну ночь овладел ими всеми, и похваляется про­делать то же самое (то есть овладеть пятьдесят раз), правда лишь с одной — дочерью Гугона принцессой Еленой и, разумеется, при условии законного брака с нею. Гугон подслушивает похвальбу и, явившись к Карлу и его приближенным, обещает отрубить, голову тому, кто не выполнит свое обещание. Но франки возносят молит­ву Богу (кроме Оливье, который сомневается, можно ли обратиться ко Всевышнему за помощью в столь галантном деле) и (включая Оливье) свершают заявленные подвиги.

32 Сын покорителя Англии Вильгельма I Завоевателя — Вильгельм II Рыжий с момента воцарения в 1087 г. вступил в затяжной конфликт с частью знати, Церковью, на владения и имущества которой он по­сягал, и народом, недовольным высокими налогами и лесными за­конами, запрещавшими простолюдинам охотиться в королевских лесах (при слабо развитом животноводстве охота в Средние века была существенным источником мясной пищи). 2 августа 1100 г. во время охоты в королевском заповеднике Новый Лес (Нью-Форест) Вильгельм был сражен неизвестно откуда прилетевшей стрелой. Короля спешно похоронили, никакого следствия наряжено не было, и на престол вступил брат Вильгельма Генрих I, кстати ска­зать, участвовавший в той роковой охоте. Упоминание об Уолтере Тиреле, придворном Вильгельма, и его зловещей роли в гибели ко­роля впервые встречается в написанной в 1136-1137 гг. L'Estoire des Engles [Истории англичан], — рифмованной англо-норманской хронике Жоффруа Гаймара (Гэмара), составленной по The Anglo-


Saxon Chronicle [Англо-саксонской хронике], а также по латинским и французским источникам.

33* Луи Клермон д Амбуаз, барон дё Бюсси, был приближенным Фран­суа Эркюля, герцога Анжуйского (до 1576 г. — герцога Алансон- ского), брата и наследника короля Франции Генриха III. Герцог, че­ловек двуличный и властолюбивый, прожженный интриган, мечтал, по слухам, занять престол и уж бесспорно — главенствующее по­ложение в государстве. В зависимости от политической обстановки он то поддерживал короля, то становился к нему в оппозицию. За­думав в очередной раз сблизиться с братом, он, зная, что Генрих терпеть не может дё Бюсси, дал последнему отставку и удалил от себя. Поводом послужила то ли упомянутая игра, то ли резкое вы­сказывание прямодушного, несдержанного на язык, храброго и за­носчивого дё Бюсси в адрес герцога, произнесенное во время сове­щания Франсуа Анжуйского со своими придворными. Дё Бюсси вернулся в родовой замок, и там этот любимец дам похвастался пе­ред другим придворным герцога Анжуйского своей победой над Франсуазой Меридор, супругой главного королевского ловчего Франции Шарля дё Шамба, графа дё Монсоро (1549-после 1619). Этот другой придворный тут же всё передал герцогу, тот — брату, король — своему ловчему. Беспечного дё Бюсси подстерегли во время свидания с графиней подосланные Монсоро наемные убий­цы и покончили с ним.

Современная периодизация истории Древней Греции несколько отличается от принятой ранее. Древнейший период (III тысячеле- тие-XV в. до н. э.) — эгейский, эпоха гегемонии ранних государств на острове Крит и на Кикладских островах в Эгейском море; сле­дующий (XV-XII вв. до н. э.) — ахейский, расцвет городов-госу­дарств в Ахайе, в Южной Греции, эпоха, в которую произошла в конце XIII в. до н. э. Троянская война; не имеющий общепринято­го наименования период XI-IX вв. до н. э. после вторжения с севе­ра Балканского полуострова греческих дорийских племен и упадка ахейских царств, культурного регресса, исчезновения письменно­сти и т. п.; эпоха Великой колонизации (VIII—VI вв. до н. э.) — вре­мя, когда мелкие греческие полисы — свободные города-государства, задыхающиеся на малоплодородной почве Эллады и не имевшие сил для завоеваний, основывали для переселения избыточного на­селения колонии по Средиземноморью и Причерноморью; класси­ческий период (V-первая половина IV в. до н. э.), время расцвета греческой культуры; наконец, эллинистический период (середина IV—II вв. до н. э.) — от начала завоеваний Александра Македонско­го, когда греческая культура распространилась по Ближнему Вос­току, Средней Азии и Северной Африке, вступая в сложное взаимо­действие с местными цивилизациями, до римского завоевания. В конце XIX-начале XX в. весь период до VIII в. до н. э. назывался героическим, а VIII—VI вв. до н. э. — архаическим; иногда объеди­няли и эти периоды.

35' Игры в античной Греции считались священнодействием, актом подражания богам и включали в себя как спортивные соревнова­ния, так и состязания в различных видах искусств; на время прове­дения игр устанавливался мир во всей Элладе, место их проведения считалось священным. Самыми известными из игр были устраи­вавшиеся с 776 г. до н. э. раз в четыре года игры в честь Зевса и про­ходившие в течение пяти дней в Олимпии (город на северо-западе Пелопоннеса) Олимпийские игры, включавшие бега колесниц, пя­тиборье (бег, прыжки двух видов, метание диска и копья), кулачные бои, а также музыкальные и поэтические состязания. Вторыми по значению были Пифийские игры, проводившиеся с VI в. до н. э. в честь Аполлона Пифийского (то есть победителя змея Пифона) в Дельфах в Средней Греции; сначала устраивались раз в восемь лет и были исключительно музыкальными, а затем — раз в четыре года (включая спортивные соревнования). Истмийские игры проводи­лись с 586 г. до н. э. раз в два года близ Коринфа в священной роще на Истмийском (Коринфском) перешейке, соединяющем Пело­поннес с основной частью Балканского полуострова; включали гимнастические, конные и музыкальные состязания. Немейские игры устраивались раз в два года близ храма Зевса в Немейской до­лине, на северо-востоке Пелопоннеса. Все указанные общегрече­ские игры стали приходить в упадок с распространением христиан­ства; последними стали Олимпийские игры 393 г. н. э.

36" Панафинеи — основные празднества в Афинах в честь Афины, богини-покровительницы города; учреждены в 594 г. до н. э. как ежегодные (малые Панафинеи), с середины VI в. до н. э., кроме того, особо отмечались раз в четыре года Великие Панафинеи; со второй половины V в. до н. э. включали разнообразные состяза­ния. Празднества в честь Тесея и его победы над Минотавром (см. коммент. 7* к настоящей гл.) проводились в Афинах с 476 г. до н. э. ежегодно и, помимо этого, 8-го числа каждого месяца в мень­шем-объеме.

Праздник Кувшинов — второй день отмечавшихся в марте в Афинах Дионисий, празднеств в честь бога Диониса; в первый день откупоривали бочки с молодым вином, а в День Кувшинов разли­вали его по особым кувшинам — хусам — и пили, соревнуясь друг с другом.

ът По рассказу Плутарха, Александр Македонский во время похода в Индию встретился там с гимнософистами (греч., букв, нагими мудрецами, видимо отшельниками-иягллш). Глава гимнософистов Калан отправился вместе с Александром, но по дороге, мучимый болезнью желудка, решил добровольно уйти из жизни. Он попро­сил соорудить ему погребальный костер, помолился, попрощался с Александром и его приближенными, попросил их провести этот день в веселой попойке, сказал царю, что скоро увидит его в Вави­лоне (это оказалось предсказанием о смерти Александра, ибо тот по возвращении из похода умер в Вавилоне некоторое время спу­стя), спокойно возлег на костер и совершил самосожжение. Алек­сандр исполнил просьбу Калана и устроил описанный пир с состя­занием в выпивке.

Г лава четвертая

1 Согласно Илиаде Гомера, когда Ахилл лишился доспехов, его мать, богиня Фетида, отправилась к богу-кузнецу Гефесту с просьбой сковать для сына новые. Описание изготовления Гефестом щита Ахилла занимает 135 стихов, подробнейшим образом живописует­ся всё изображенное на щите: солнце, луна, земля, небо, сцены во­енной и мирной жизни, пахоты и пастьбы, песен и танцев, суда, богов и т. д. и т. п.

2 В 1919 г. была принята и с 1 января 1920 г. вступила в действие во­семнадцатая поправка к Конституции США, запрещавшая про­изводство и продажу спиртных напитков. «Сухой закон» непре­рывно нарушался, породил широчайшую практику подпольного изготовления, контрабанды и продажи спиртного, явился неисся­каемым источником организованной преступности и коррупции и был отменен двадцать первой поправкой в 1933 г. Бутлегерами (от англ. bootleg — голенище) первоначально именовали людей, тайно провозивших и продававших индейцам спиртные напитки, что в США с середины XIX в. было строжайше запрещено; во время «сухого закона» так называли контрабандистов, привозивших ал­коголь, а также торговцев контрабандными или самогонными на­питками.

3 Адат — в мусульманских странах обычное право — в противовес шариату, праву, основанному на Коране.

4* В Палаццо (Дворце) дожей в Венеции не только находилась рези­денция дожа — пожизненно избираемого главы существовавшей с IX в. по 1797 г. Венецианской республики, — но и происходили судебные заседания. Гёте описывает свои впечатления от виденного им гражданского процесса, на котором ответчиком выступала сама догаресса — супруга дожа; поэт находит, что итальянцы совершен­но естественно превращают любую публичную акцию в яркий за­хватывающий комедийный спектакль. Следует отметить, что Гёте издал свои путевые заметки об Италии, где он был в 1786-1788 гг., много позднее (приведенное наблюдение датировано 3 октября 1786 г., но впервые опубликовано лишь в 1817 г.), и то, что кажется непосредственным впечатлением, на деле является плодом длитель­ной литературной работы.

5' О том, что такоtypuM и туммим (древнеевр. светы и совершенства) нет ни четких представлений, ни единства во мнениях ни у древних толкователей Библии, ни у современных ученых; по-видимому, это некий амулет из блестящих драгоценных камней.

6 Тюхе (древнегреч., букв, случайность) — богиня случая в древне­греческой мифологии; в классическую эпоху упоминания о ней весьма редки, обычно в связи с мойрами — богинями судьбы; в эл­линистические времена Тюхе становится весьма популярной боги­ней удачи, символом презратностей судьбы, противостоящих неиз­бежному року. В римском мире Тюхе соответствовала Фортуна.

7" Эпизод относится к весьма кровавому периоду междоусобных войн, происходивших во Франкском государстве во второй половине VI-начале VII в. Франкское королевство представляло собой не го­сударство в современном смысле слова, а, скорее, частное владение династии Меровингов, и потому в нем постоянно происходили, при отсутствии законов о престолонаследии, распри, разделы, пе­ределы между членами династии, королевство то дробилось (обыч­но на Нейстрию, занимавшую территорию нынешней Северной Франции, Бургундию — Юго-Восточная Франция, Австразию — Западная Германия), то воссоединялось. В 605 г. король Бургундии Теодорих II, подстрекаемый родной бабкой Брунгильдой (латини- зированая форма того же имени, что и у героини сказаний о Нибе- лунгах, — Брюнхильда, древнесканд. — Брюнхилд) и майордомом (майордом — первоначально управляющий королевским имуще­ством, с середины VII в. — высшее должностное лицо, нечто вроде премьер-министра) Протадием, пошел войной на родного брата, также внука Брунгильды, короля Австразии Теодеберта II. Армии сошлись близ местечка Кьерзи (совр. Кьерси-на-Уазе), но воины от­казались сражаться, убили находившегося при бургундском войске Протадия, возложив на него ответственность за междоусобицу, и заставили братьев-королей примириться.

8* Данаиды — в греческой мифологии 50 дочерей Даная, брата еги­петского царя Эгипта (по-гречески то же имя, что и у страны), бе­жавших вместе с отцом в Аргос (где Данай стал царем), спасаясь от домогательств их двоюродных братьев Эгиптидов. В конечном сче­те Эгиптиды настигли кузин и заставили их выйти замуж, но в брачную ночь все, кроме одного, были убиты своими новобрачны­ми. После этого Данай устроил гимнастические состязания, где наградой победителям стали 49 его дочерей. Позднее Данаиды- убийцы вместе с отцом пали от руки единственного оставшегося в живых Эгиптида и были за свое преступление осуждены богами есчно наполнять бездонную бочку в царстве мертвых.

9* Согласно Одиссее, Пенелопа, жена Одиссея, во время его двадцати­летнего отсутствия, несмотря на беспрестанные домогательства же­нихов, хранила верность мужу. Когда же тот тайно вернулся на род­ной остров Итаку, Пенелопа, побуждаемая богиней Афиной, покровительницей Одиссея, заявила, что выйдет замуж за того, кто победит в состязании по стрельбе из лука, принадлежавшего Одис­сею. Никто из женихов не смог даже согнуть лук, и лишь неузнанный Одиссей, сидевший в рубище нищего у входа в свой дом и подвергав­шийся насмешкам женихов, не только совершил меткий выстрел, но и перебил стрелами из своего лука всех претендентов на руку Пенелопы.

10' Согласно Махабхарате, к Драупади, дочери царя Драупада, свата­лось множество женихов, и он устроил состязания, дабы избрать достойнейшего. Побеждает один из братьев пандавов (см. при­меч. 7* к гл. III) Арджуна, оказавшийся лучшим стрелком из лука. В другом знаменитом памятнике древнеиндийской литературы, Рамаяне [Деяниях Рамы, современный вид поэма приобрела во II в.), главный герой, Рама, также проходит через испытания жени­хов, добивавшихся руки прекрасной Ситы, и на состязаниях лома­ет лук бога Шивы, который никто не мог даже согнуть.

См. примеч. 7* к гл. III.

12' Большинство филологов несколько иначе толкует эддическую песнь Речи Алъвиса. В отсутствие бога Тора карлик Альвис (то есть всему- дрыи) сватается к его дочери. Вернувшийся ночью Тор встречается с Альвисом и соглашается на брак дочери только при условии, что Альвис ответит на вопросы Тора. На деле Тору эти ответы не нуж­ны, он хочет задержать карлика до рассвета, ибо, по скандинавским поверьям, подземные существа при свете солнца обращаются в ка­мень, — что и происходит.

13' Король Англии Генрих VIII с 1529 г. стремился развестись со своей женой Екатериной Арагонской и жениться на ее фрейлине Анне Болейн. Папа противодействовал этому, что побудило Генриха вве­сти Реформацию; в 1533 г. король своей властью развелся с супру­гой и женился на Анне Болейн. Но уже в 1536 г. королева Анна была в результате придворной интриги обвинена, совершенно без­основательно, в государственной измене, судима и казнена вместе со своей родней (кроме дочери, будущей знаменитой королевы Елиза­веты I). Брак с Анной Болейн был объявлен недействительным.


От позднего Средневекозья и начала Нового времени до нас дошли многочисленные свидетельства о существовании целого комплекса обычаев, согласно которым в селах и некоторых городах Западной Европы холостая молодежь выполняла функции как бы полиции нравов. Когда становились известны нецеломудрие невесты, супру­жеские измены, слишком большая возрастная разница между су­пругами, молодые люди устраивали пародийные суды, нередко с участием животных (кошек, козлов, свиней). Наказания, к которым эти суды приговаривали, были хотя и фарсовыми и внеправовыми, но достаточно жестокими: мазанье ворот дегтем, кошачьи концер­ты, даже групповые изнасилования провинившихся. В ряде мест, например в городе Рапперсвиль в швейцарском кантоне Санкт- Галлен, подобные суды могли встраиваться в систему местной юрис­дикции, приговаривать к штрафам и телесным наказаниям, и эти приговоры подлежали обжалованию в местных обычных судах. Малый Совет — муниципальный исполнительный орган в герма- ноязычных городах Средневековья и раннего Нового времени. Согласно греческой легенде, некий Ликамб, житель острова Парос, просватал свою дочь Необулу за Архилоха, а затем нарушил слово; в ответ поэт сочинил дошедшее до нас стихотворение Необула и Ликамбу 1де обрушился с поношениями на бывшую невесту и не­состоявшегося тестя.

Труды и дни, поэма одного из древнейших (видимо, конец VIII в.- начало VII в. до н. э.) эллинских поэтов Гесиода, соперника (соглас­но легенде) самого Гомера, представляет собой обширное, переби­ваемое сведениями о крестьянском труде, о природе и многом другом, моральное наставление, обращенное к младшему брату Ге­сиода Персу. Тот после смерти их отца возбудил против старшего брата судебное дело, подкупив судей, отсудил значительную часть наследства, но промотал его. Гесиод же упорным трудом и заботами приумножил отцовское достояние, и разорившийся Перс был вы­нужден обратиться к брату за помощью, а тот сложчл свою поэму для наставления блудного брата.

Публий Рутилин Руф, римский историк и философ-стоик, консул 105 г. до н. э., легат (здесь: личный представитель отсутствующего должностного лица) проконсула (наместника) провинции Азия


(запад Малоазийского полуострова), в 94 г. до н. э. пытался защи­тить жителей провинции от алчности откупщиков, но был сам об­винен ими в вымогательстве, проиграл судебный процесс и удалил­ся в изгнание в ту провинцию, которой некогда управлял. По словам Цицерона, встречавшегося с Рутилием Руфом в Смирне (совр. Измир в Турции), Рутилий на процессе только излагал фак­ты и апеллировал к разуму судей, поддерживавший же обвинения откупщиков адвокат произнес хоть и бессодержательную, но страст­ную речь — и Рутилий Руф был осужден.

Г лава пятая

г См. коммент. 4* к гл. III.

v Битва Тридцати — нечто среднее между сражением и турниром — состоялась между англичанами и французами во время Столетней войны в Плоэрмеле, в Бретани, в 1351 г. В ней участвовало по трид­цать человек с каждой стороны. Воюющие стороны предваритель­но договорились об условиях схватки; как и на турнире, должны были быть определены лучшие воины, причем как со стороны по­бедителей, так и побежденных.

у Во время так называемых Итальянских войн 1494-1559 гг. Фран­ция пыталась овладеть некоторыми итальянскими государствами. Главными противниками Франции выступали Священная Римская империя и Испания. В походе на Неаполь французского короля Людовика XII в 1501-1504 гг. Испания, однако, выступила в союзе с Францией. Вскоре после взятия Неаполя в 1501 г. союзники пере­ссорились. Конфликт, вспыхнувший около г. Барлетта в Апулии (Южная Италия) на Адриатическом побережье, попытались разре­шить битвой-поединком с участием тринадцати человек с каждой стороны, закончившимся победой итальянцев, выступавших на ис­панской стороне против французов. Это не погасило конфликт; в конечном счете испанцы поддержали неаполитанцев, французы были разбиты и ушли из Италии.

4* Теория тотальной войны, то есть доктрина, признающая допусти­мым нанесение любого ущерба противнику, в том числе массовое уничтожение мирного населения, была выдвинута в 1935 г. гене­ралом Эрихом Людендорфом (1865-1937), одним из ведущих гер­манских военачальников времен Первой мировой войны, кстати, основателем и первым руководителем (в 1919-1921 гг.) национал- социалистической германской рабочей (нацистской) партии.

5' Ордалия (среднелат. ordalia, только мн. ч., от англо-сакс. ordeal — суд, приговор) — божий суд, способ доказательства правоты одной из тяжущихся сторон путем поединка, испытания огнем или кипя­щей водой и т. п. Предполагалось, что Бог дарует правому знак его правоты: победу в сражении, быстрое заживление раны от раска­ленного железа или кипятка (у виновного рана должна нагноиться) ит. д.

6* 'Apicrrda (греч. подвиг) — единоборство перед сражением. т Приблизительно с 440-445 гг. священным городом арабов Меккой управляло племя курейш, к которому принадлежал и пророк Му­хаммед. Его начавшаяся с 610 г. проповедь новой религии — исла­ма — была враждебно встречена большинством курейшитов, и он в 622 г. переехал с группой своих приверженцев в другой город, Ясриб (переименованный позднее в Медину, от Мадинат-аль- Наби — город пророка). Некоторые сторонники Мухаммеда оста­лись в Мекке, где подвергались преследованиям. Переселенцы ре­шили отомстить и захватить торговый караван мекканцев, но те, узнав о предприятии мусульман, собрали большое войско и, хотя каравану удалось избегнуть встречи с отрядом Мухаммеда, возна­мерились напасть на этот отряд. Сражение произошло в долине Бадр и началось с поединка трех мусульман и трех курейшитов; первые победили, но один из них погиб; последовавшая затем бит­ва закончилась полной победой сторонников ислама.

8* В 406 г. восточногерманское племя вандалов вторглось в Галлию, а в 409 г. — в Испанию. В том же 409 г. центральные германцы све- вы (совр. Швабия — отсюда), они же аллеманы, захватили северо- запад Иберийского полустрова, современную Галисию. Предание гласит, что между вандалами и аллеманами произошла распря, вой­ска двинулись друг на друга, но короли обоих племен, дабы избе­жать кровопролития, выделили по воину из своих дружин, и те должны были сойтись в единоборстве. Аллеман победил, и ванда­лы ушли из Испании. Истинным в этой легенде является лишь то, что в 429 г. вандалы переселились в Северную Африку, а свевы остались на своих местах.







Date: 2015-07-10; view: 331; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию