Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИЛОЖЕНИЯ 3 page





9' См. коммент. Т к гл. IV.

10* Во время Итальянских войн (см. коммент. У к наст, гл.) в битве при Павии в 1525 г. король Франции Франциск I попал в плен. В 1526 г., находясь в плену, он подписал Мадридский договор, по которому к Империи отходил целый ряд французских земель, в том числе Бургундия. Освободившись из плена, Франциск не стал испол­нять договор, ссылаясь на отказ бургундских сословий отделяться от Франции. Тогда император Карл V обвинил его в нарушении клятвы и вызвал на единоборство. В 1536 г. Карл снова предложил Фран­циску решить дело поединком, после того как Франциск начал оче­редную войну против Карла. Оба вызова остались без ответа.

п* Капитулярии (от лат. caput — глава) — сборники законов и поста­новлений; особо богата капитуляриями была эпоха Карла Великого и в меньшей мере — его преемников Каролингов (VIII-X вв.); впрочем, название династия получила от деда Карла Великого, май- ордома (см. коммент. 7* к гл. IV) франкского королевства Карла Мартелла.

Немезида (Немесида) — древнегреческая богиня мести, ведала справедливым распределением благ среди людей и сурово карала тех, кто преступал законы; близка к богине Дике.

13* Миньонами в Средние века и раннее Новое время называли близ­ких друзей государей. Интимная близость их к владыкам подразу­мевала лишь духовные, но никак не физические отношения. Но относительно ряда государей, в том числе короля Франции Генри­ха III Валуа, можно с уверенностью сказать, что их любовь к миньо­нам была вполне плотской. В эпоху Религиозных войн во Франции во второй половине XVI в. за власть боролись три партии: протес- танты-гугеноты, возглавляемые королем Наваррским Генрихом III Бурбоном (1553-1610, король Наварры с 1562 г., с 1589 г. — ко­роль Франции Генрих IV); Католическая лига во главе с герцогом Генрихом Гизом; группирующаяся вокруг двора Генриха III уме­ренная партия «политиков»; это получило наименование войны трех Генрихов. Если вожди партий должны были время от времени примиряться и заключать союзы, то их приближенные постоянно задирали друг друга. Миньон Генриха III Жан дё Леви, граф Келюс (1554-1578), вызвал на дуэль Шарля дё Бальзака (1550-1578), прозванного по титулу отца д Антрег (иначе — фамилии тогда еще не устоялись — д Энтрагю), фаворита герцога Гиза. Дуэль состоя­лась 27 апреля 1578 г. напротив Бастилии, на другом берегу Сены. Секундантами Келюса были Луи дё Можирон и Ги д Арсе дё Лива- ро; д Антрега — Риберак и барон Жорж дё Шомберг. Секунданты также решили сойтись в поединке. При первой же схватке Можи­рон и Шомберг поразили друг друга насмерть, затем пали д Антрег и Риберак, а Келюс и Ливаро получили тяжелые ранения, так что поле битвы осталось за сторонниками короля. Келюс умер через день на руках у Генриха III, питавшего к своему миньону сильную страсть, Ливаро шесть недель находился между жизнью и смертью, но в конце концов выздоровел. Монтень в своих Опытах, явно имея в виду данную дуэль, не описывает ее, а лишь упоминает, что именно в его время впервые секунданты стали биться вместе с дуэ­лянтами. Подробный рассказ об этом поединке содержится в Traite sur les duels [ Трактате о дуэлях] современника Монтеня Брантома (Пьер дё Бурдей, сьёр дё Брантом; 1540-1614).

м" Королевское правительство Франции неоднократно (например, Генрих IV в 1609 г.) пыталось запретить дуэли, но лишь первый министр кардинал Ришелье повел с ними решительную борьбу. В 1626 г. он издал (формально это сделал король Людовик XIII) указ, запрещающий дуэли под страхом смертной казни, ибо дво­рянство, по словам указа, «должно проливать кровь лишь на служ­бе королю». За запретом дуэлей стояла, впрочем, и более широкая идея: дуэль, в сущности, есть акт частного правосудия, когда отдель­ное лицо, пусть и руководствуясь общепринятым кодексом чести, само определяет виновного, притом виновного в проступке против частного лица, и само берется его покарать; это право, кроме того, принадлежало лишь благородным. Ришелье же отстаивал исключи­тельно королевское правосудие, в идеале общее для всех.

15' Так называемая Лелантинская (Лелантин — небольшая речка на острове Эвбея, пограничная между владениями городов-государств Халкиды и Эретрии) война велась около 700 г. до н. э. Халкида и

Эретрия основывали совместные колонии в Фессалии (Северная Греция) и Беотии (Средняя Греция), и именно из-за этого возник конфликт. К каждому из полисов примкнули союзники, и война между двумя коалициями, закончившаяся победой Халкиды, дли­лась столь долго (точная продолжительность ее неизвестна), что эллины сочли ее крупнейшим после Троянской войны межгрече­ским столкновением.


16' Одним из решающих сражений в греко-персидских войнах (500- 449 гг. до н. э., с перерывами) была морская битва 20 сентября 480 г. до н. э. в Саламинском проливе между островом Саламин в Сароническом заливе и побережьем Аттики; персидский флот был разбит и почти полностью уничтожен.

17' Важной морской битвой в греко-персидских войнах было сражение при мысе Микале на западном побережье Малой Азии в 479 г. до н. э.; победа греков знаменовала новую фазу войны: они уже не защи­щались на своей территории, а перешли в наступление.

18' Мардоний (ум. 479 до н. э.) — зять персидского царя Ксеркса, глав­нокомандующий персидской армией в Греции в 480-479 гг. до н. э. Совет у Ксеркса перед началом сражения вымышлен Геродотом, чтобы дать персонажам возможность обменяться речами. Нужно отметить, что античные историки вкладывали в уста исторических персонажей вымышленные речи, дабы охарактеризовать этих пер­сонажей.


19' В XIX-первой половине XX в. европейские ученые термином фео­дальное нередко обозначали любое государство, распавшееся на практически независимые уделы при сохранении номинальной власти верховного правителя, как это было в Китае VIII—III вв. до н. э. В этот период, по традиционной китайской историографии относящийся к правлению династии Восточная Чжоу (только ее представители носили титул ван — государь) и разделяемый китай­скими историками на две части: Лего {Отдельныегосударства), или Чуньцю (Вёсны и осени, название приписываемой Конфуцию хро­ники, охватывающей 722-481 гг. до н. э.), VIII-V вв. до н. э., и Чжаньго (Сражающиеся государства), V—III вв. до н. э., — Китай, тогда занимавший лишь среднее и нижнее течения рек Янцзы и Ху­анхэ, распался на независимые государства (но их правители носи­ли титул гун — князь и в идеале должны были подчиняться чжоу- скому вану), из которых крупнейшими были пять (У ба — кит. пять тиранов): Ци, Сун, Цзинь, Чу, Цинь. Битва между Цзинем и Ци- нем произошла в 617 г. до н. э. и закончилась победой циньцев, но окончательно государство Цзинь было завоевано их соперниками лишь в 403 г. до н. э. Сегодня большинство историков возражают против расширительного толкования термина феодализм. Следует отметить, что в цитируемом месте из книги французского синолога Марселя Гране La civilisation chinoise. La vie publique et la vie privee [Китайская цивилизация, жизнь общественная и жизнь частная] названия государств были приняты за имена вельмож В Осени Средневековья И. Хёйзинга приводит примеры, свидетель­ствующие о том, что военные действия могли уподобляться турни­ру. При осаде герцогом Бургундским Карлом Смелым Нейсса, го­рода в тогдашней Священной Римской империи, «лагерь Карла Смелого под Нейссом сияет роскошью придворного празднества: шатры некоторых рыцарей устроены «par plaisance» [«удоволь­ствия ради»] в виде замков с галереями и садами вокруг». Согласно Илиаде, союзник троянцев Главк и грек Диомед собира­лись вступить в поединок под стенами Трои, но, выяснив, что их предки были друзьями, обменялись доспехами (акт побратимства) и разошлись.

В результате Нидерландской революции 1565-1609 гг. северная часть Нидерландов (нынешнее Королевство Нидерландов, называе­мое часто по крупнейшей из провинций Голландией) образовала не­зависимое государство — Республику Соединенных провинций; южная часть (современная Бельгия) осталась испанским владени­ем. Граница между ними постоянно колебалась, город-крепость Бреда переходил из рук е руки. В 1635 г. Голландия вступила в об­щеевропейскую Тридцатилетнюю войну (1618-1648) в союзе с Францией и рядом немецких государств против германского импе­ратора и Испании. В 1637 г. стадхаудер Республики Соединенных провинций (высшее должностное лицо, нечто вроде пожизненного президента), сын и брат предыдущих стадхаудеров, принц Фридрих Генрих Оранский начал осаду Бреды, успешно завершившуюся в 1638 г. В осаде участвовал и сын Фридриха Генриха, Вильгельм



(Биллем), граф Нассау (1626-1650), также впоследствии (в 1647 г.) ставший стадхаудером. Во многом благодаря полководческим та­лантам Фридриха Генриха пост стадхаудера стал, при формальной выборности, наследственным в доме принцев Оранских.

Дрост — в нижненемецких землях первоначально стольник; с XIII- XIV вв. — назначаемый местным князем глава административно- судебного округа, обычно чиновник незнатного происхождения.

24' Римский король — титул императора Священной Римской импе­рии после его избрания, но до коронации Папой в Риме.

25' Иоанн Слепой, король Чехии (Богемии) и граф Люксембургский, считался образцом рыцарства; получив Чехию по браку, а Люксем­бург по праву наследования, он большую часть жизни провел вне своих владений. Несмотря на плохое зрение, а в конце жизни — полную слепоту, участвовал в турнирах и сражениях по всей Ев­ропе и погиб в битве при Креси (см. след. коммент.), сражаясь на стороне французов. Иоанн Слепой всю жизнь был пламенным сто­ронником и приверженцем Франции, и именно это побуждало его принимать участие в многочисленных конфликтах Франции с ее врагами. Так, в 1322-1334 гг. Франция вступила в затяжную борьбу с коалицией нидерландских государей, в которой принимал уча­стие, во многом против своей воли, герцог Брабантский, Иоанн III Триумфатор, с которым и сражался Иоанн Богемский.

26* 26 августа 1346 г. близ местечка Креси-ан-Понтьё в Северной Франции в ходе Столетней войны английская армия, насчитывав­шая 32 тыс. человек, наголову разгромила 50-тысячную француз­скую; по данным хронистов, впрочем, явно преувеличенным, фран­цузы потеряли более 35 тыс. убитыми и пленными. Особенностью этой битвы было то, что впервые на Европейском континенте (в Англии подобные сражения случались, но это были относительно небольшие стычки) пехота, в основном лучники, победила рыцар­скую конницу. Английское войско, возглавляемое королем Эдуар­дом III, высадилось в Бретани, двинулось к Парижу, потом повернуло на север, форсировало Сену, затем Сомму. Французы преследовали англичан, и битва при Креси была для Эдуарда вынужденной.



В 60-е гг. XIV в. в Кастилии происходила борьба за престол между королем Педро (Петром) I Жестоким (1334-1369, король Касти­лии с 1350 г.) и его незаконнорожденным сводным братом Энрике (Генрихом), графом Трастамарским (кастильские обычаи не исклю­чали бастардов из права наследования). Короля поддерживала Анг­лия, претендента — Франция. В 1356 г. Энрике с помощью фран­цузов изгнал Педро, в 1367 г. Педро и его английские союзники разбили Энрике и французов в битве при Нахере (иначе — Нава- ретте) на севере Испании, но в 1369 г. Энрике победил Педро, взял его в плен и убил, возможно, собственноручно. Во второй половине XIV в. турки начали набеги на Европу, захва­тив к концу столетия большую часть Балканского полуострова. Обеспокоенные турецкими успехами, папы объявляли крестовые походы. В одном из таких походов в 1396 г. отряд французских ры­царей возглавлял граф Неверский, будущий (с 1404 г.) герцог Бур­гундский, Иоанн (Жан) Бесстрашный (1371-1419). В жажде славы он начал сражение с турками близ г. Никополиса (совр. Никопол в Болгарии), не дожидаясь подхода основной армии крестоносцев, и потерпел полное поражение.

Вулидж — королевская военная академия, основанная в 1741 г. в Вулидже (муниципальный округ Лондона); в 1947 г. была объеди­нена с другим высшим военным учебным заведением — королев­ским военным колледжем в Сэндхёрсте (графство Беркшир) на базе последнего.

Гражданская война в Америке — Война Севера и Юга, она же Вой­на за освобождение негров, 1861-1865 гг., между центральным правительством США (Север, Федерация) и отделившимися Кон­федеративными Штатами Америки (Юг, Конфедерация), в кото­рой Север отстаивал единое государство с сильным правительством и запрет рабовладения, Юг — фактическую самостоятельность штатов и рабство.

Г лава шестая


В магических представлениях (актуальных для индийской религии) весьма важным считается правильное произнесение заклинаний и, особо, имени божества, к которому обращено заклинание; неточ­ное называние имен делает всю магическую операцию недействи­тельной.

2 Сома — в индийской мифологии божество и персонификация сомы, особого галлюциногенного напитка из растения сомы (рас­тение это не идентифицировано, существует множество равно убе­дительных и равно недоказанных гипотез), вызывавшего состояние экстаза, почитавшегося как чувство сопричастности богам. Счита­лось, что сома дарует силу для подвигов и даже бессмертие. В после- ведийский период Сома становится также богом Луны и покрови­телем растений.

3' Агни — в индийской мифологии бог огня, домашнего очага и жерт­венного костра, в ведийский период — одно из главнейших бо­жеств, всепроникающее и всеобъемлющее начало природы; в со­временном индуизме оттеснен на периферию верований.

4' Торадья — группа родственных народов в Индонезии, в централь­ной части острова Сулавеси (Целебес), не имеют общего самона­звания (торадья — горцы на языке соседних народов); до XIX- начала XX в. сохраняли традиционную религию и лишь в наше время полностью обращены в ислам или голландскими миссионе­рами в протестанство, ввиду чего их верования хорошо изучены.

5 Джанака — легендарный царь ведийской эпохи; Яджявалькья — мудрец тех же времен, великий учитель ритуала, считавшийся авто­ром ряда священных книг поздневедийского периода.

6' Калхас (иначе — Калхант) — в древнегреческой мифологии и эпосе жрец из Микен, внук Аполлона, прорицатель, участник похода на Трою; Мопс — сын прорицательницы Манто и Аполлона, почи­тался как божество в Киликии (область на юге Малой Азии).

7" Согласно эддической песни Vafthrubnismal [Речи Вафтруднира], верховный бог Один отправился в гости к великану Вафтрудниру (это имя значит сильный в запутывании), чтобы помериться с ним мудростью; в Скандинавии считалось, что великаны вообще силь­ны в мудрости, ибо они древнее богов. Вафтруднир согласился от­ветить на вопросы пришельца (тот назвал себя Гангард), но пригро­зил убить его, если он не окажется мудрее хозяина. В конечном итоге великан не смог ответить на вопрос, что сказал Один на ухо своему мертвому сыну, когда тот лежал на погребальном костре.


Тогда Вафтруднир понял, что перед ним Один, и признал себя по­бежденным.

Хель — в древнескандинавских верованиях подземное царство мертвых и, одновременно, хозяйка этого царства. Эпизод из Саги о Хейдрике (иное название — Сага о Херварде), за­писанной в XIII в.; главный ее герой — конунг готов Хейдрик, исторический прототип его неясен.

Сама Эдда дошла до нас в рукописи XIII в., являющейся, скорее всего, копией текста XII в., однако различные части Эдды сложи­лись в разное время. Речи Ллъвиса — действительно позднее произ­ведение, скорее всего, XII в., представляющее собой подражание Речам Вафтруднир а, датируемым исследователями X в. Сага о Хейд­рике (но совершенно не обязательно включенные в нее Речи Фъелъ- свина) сама по себе относится к XIII в., однако повествует о событи­ях IV-V вв. — борьбе готов с гуннами (хотя точной хронологической и географической привязки событий, о которых повествуется в саге, добиться доныне не удалось); стихотворные вставки в этой саге филологи считают весьма древними, хотя и не современными описываемым событиям.

Согласно греческим мифам, богиня Гера наслала на Фивы за нече­стие тамошнего царя Лая чудовище женского пола по имени Сфинкс, с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями пти­цы. Она задавала всем проходившим вопрос: «Какое живое суще­ство утром ходит на четырех конечностях, днем — на двух, вече­ром — на трех?» — и не ответившего убивала. Эдип разрешил загадку, ответив: «Человек» (на заре жизни — во младенчестве — он ползает на четвереньках, затем — в расцвете сил — ходит вы­прямившись, на закате — в старости — опирается на палку), и Сфинкс бросилась в пропасть. См. коммент. 37* к гл. III.


Заратустра (правильнее — Заратуштра, древнегреч. — Зороастр) — древнеиранский пророк, основатель зороастризма, религии, при­знающей существование в мире двух равноправных высших бо­жеств — доброго (Ахура Мазда, древнегреч. — Ормузд) и злого (Анхра Майнью, древнегреч. — Ариман); борьба между ними про­низывает весь космос и земную историю. Согласно традиции, За- ратустра жил в VII-VI вв. до н. э., анализ наиболее древних текстов священного писания зороастризма — Авесты (важнейшей частью ее является Ясна — Книга ритуала, а в Ясна — Гаты, Гимны, напи­санные, по преданию, самим Заратустрой) — показывает, что Аве­ста составлена в XII-X вв. до н. э. Если верить Авесте, первым при­нял учение пророка, обеспечил ему приют и покровительство и позаботился о распространении его религии мудрый царь Вишта- спа. Ученые доныне спорят, стоит ли за образом этого идеального венценосца какое-либо реальное лицо. 14' По Писанию (3 Цар 10, 1-13; 2 Пар 9, 1-12), царица Савская (Сава, также Саба, или Сабейское царство — государство на юге Аравии, в районе нынешнего Йемена), «услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками... И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъ­яснил ей» (3 Цар 10,1, 3, почти дословно 2Пар. 9,1-2).

15' Брахманы — это и жрецы в индуизме (и высшая каста, из которой только и могли рекрутироваться священнослужители), и священ­ные книги, созданные в VIII—VI вв. до н. э., дополняющие Веды и содержащие в основном описание и толкование ритуала. Обучение брахманов-жрецов представляло собой длительную подготовку, дающую не только умение правильно совершать ритуальные дей­ствия, но и духовное совершенство. Первая стадия совершенст­вования называлась брахмачаръя, а человек, пребывающий в этом состоянии и стремящийся подняться выше по лестнице совершен­ствования, — брахмачарин.

16* Реформация остро поставила перед каждым верующим вопрос о путях спасения, о выборе религии, поэтому прения о вере стали де­лом не только узкого круга теологов, распространились по всей Ев­ропе, резко умножились и привлекали всеобщее внимание, притом происходили не только между протестантами и католиками, но и — ввиду непринятия всеми реформаторами единого организаци­онного и духовного авторитета, подобного папе в католицизме, — между самими протестантами. Основатель Реформации Мартин Лютер, например, считал необходимым организовать Церковь в духе централизации, подчинив ее светским властям, а прихожан — пасторам, признавал за некоторыми таинствами (в частности, за пресуществлением) буквальный смысл. Швейцарский гуманист и религиозный реформатор, бывший священник, уроженец и житель германоязычного Цюриха Ульрих Цвингли требовал реформы Церкви в республиканском духе, с выборными священнослужите­лями, с контролем за ними паствы; таинство пресуществления он понимал сугубо символически, как воспоминание о Тайной Вечере и Страстях Христовых. Спор между ними не дал результата, ни один не убедил другого. После смерти Цвингли его учение — цвинг- лианство — стало сходить на нет и поглощаться другим проте­стантским течением — кальвинизмом, основателем которого был житель (и фактический руководитель) франкоязычного швейцар­ского города Женевы, выходец из Франции Жан Кальвин; среди его ближайших приверженцев был также француз по рождению и женевец по гражданству, богослов и проповедник, поэт и дра­матург, переводчик и историк Теодор дё Без. Его полемика с като­ликами (дё Без был блестящим полемистом) также не заверши­лась ничем.

17 Огромная империя Александра Македонского начала распадаться сразу после его смерти в 332 г. до н. э. Большая часть завоеванного им на Востоке — Сирия, Месопотамия, Иранское нагорье, Сред­няя Азия — досталась полководцу Александра Селевку (Селевк I Никатор; между 358 и 354-281 до н. э., царь с 311 г. до н. э.). Дер­жава Селевкидов оказалась также весьма недолговечной. Ок. 250 г. до н. э. (хронология ненадежна) отпал наместник Бактрии (южные области современных среднеазиатских государств и прилегающие районы Ирана и Афганистана) Диодот (ум. 248 до н. э., бактирий- ский царь с 256 г. до н. э.), основавший так называемое Греко- Бактрийское царство. Его преемник Деметрий I (ум. 185 до н. э., бактрийский царь с 200 г. до н. э.; не Менандр; хронология и здесь неточна), правивший в начале II в. до н. э. (хронология неточна), распространил свое господство на Северо-Западную Индию, но во время одного из походов потерял престол в Бактрии, захваченный неким Евкратидом I (ум. в 166 или 159 до н. э., бактрийский царь окончательно с 171 г. до н. э.), выходцем из Селевкийской державы, а в индийских владениях Деметрия воцарился один из его полко­водцев, Менандр (его владения историки назвали Греко-Индийским царством). Это царство начало распадаться уже при ближайших преемниках Менандра, но обломки его просуществовали до 50-х гг. I в. до н. э. Текст Вопросов Милинды (некоторые историки, впрочем, сомневаются, тождественен ли царь Милинда вышеупомянутому Менандру) создан на рубеже II и I вв. до н. э. на пали, индийском языке, сохранившемся только как язык буддийского канона. В I в. н. э. обозначились два течения в буддизме, на Юге — и Севере: хи­наяна (малая колесница, или, в иной интерпретации,узкий путь) и махаяна (большая колесница, или широкий путь). Сторонники пер­вого течения считают Будду образцом и идеалом поведения, но обычным человеком, отличным от остальных тем, что он открыл путь спасения. Достижение нирваны (трудноопределимого высше­го состояния, характеризующегося прекращением всех желаний и разрывом цепи перерождений) возможно, по учению хинаяны, для каждого человека, но исключительно путем личных усилий; до­стигший высшего совершенства и готовящийся перейти в нирвану зовется в хинаяне архатом. В махаяне же Будда приобретает черты высшего божества, спасителя мира; в деле достижения нирваны возможны посредники — бодхисаттвы (личности, получившие, благодаря святой жизни, возможность перейти в нирвану еще при земном существовании, но остающиеся в миру, чтобы помочь ве­рующим) и — шире — вообще духовенство, отсутствующее в хи­наяне, где признается лишь монашество, преданное только делу личного спасения. В махаяне, в отличие от хинаяны, практикуется пышный культ Будды и бодхисаттв. Махаяна, распространенная в Китае, Японии, Вьетнаме, Монголии, именуется иногда северным буддизмом, хинаяна — в Шри-Ланке и Индокитае (кроме Вьетна­ма) — южным.


18* Согласно созданному исландцем Снорри Стурлуссоном трактату Эдда (в отличие от сборника песен о богах и героях, который на­зывается также Эдда или Старшая Эдда, это сочинение обычно именуется Младшая Эдда или Снорриева Эдда), шведский конунг Гюльви отправился в жилище богов Асгард (у Снорри боги оказы­ваются также великими царями, выходцами из гомеровской Трои). Придя туда, он увидел высокий чертог (скорее всего, не на самом деле, а в видении: этот раздел Младшей Эдды так и называется Ви­дение Гюльви, причем соответствующее древнескандинавское слово можно перевести и как обман, морок\ так что предполагается, что на Гюльви навели морок боги-асы), у дверей которого некий человек жонглировал ножами. Гюльви назвал себя Ганглери (древнесканд. усталый от пути) и попросил ночлега. Человек ввел его в залу, где на трех престолах сидели трое, имена которых — Высокий (это одно из имен верховного бога О дина), Равновысокий (но его трон выше) и Третий (его трон выше всех). Далее Гюльви-Ганглери начал задавать вопросы об устройстве и судьбах мира, о богах и богинях и т. п., а Высокий (но не только он: Равновысокий и Третий посто­янно вмешивались в беседу) отвечал. Из текста, однако, не явствует, что некто, приведший Гюльви в палату чертога, и есть Высокий. См. коммент. 13* к настоящей главе. Обмен репликами между За- ратустрой и Ахура Маздой содержит не вся Авеста, а в основном гимны Заратустры Гаты. Один из гимнов так и назван современ­ными филологами — Проповедь в форме вопросов. Страна и век Йоханна Хайнриха Песталоцци, основоположника теории начального образования в виде так называемого развиваю­щего обучения, — Швейцария второй половины XVIII-первой чет­верти XIX в.


Император Священной Римской империи и король Сицилии Фрид­рих II Гогенштауфен был чрезвычайно разносторонним челове­ком. Сицилия XIII в. (время правления Фридриха II) была местом встречи разных культур (ввиду множества завоевателей и владете­лей острова — греков, римлян, византийцев, арабов, выходцев из Нормандии, немцев). Двор Фридриха в столице Сицилии Палер­мо (он любил Сицилию и сделал ее центром своих владений) был местом пребывания ученых разных стран. Приглашал их сам импе­ратор, живо интересовавшийся науками, знавший множество язы­ков, включая арабский, и весьма терпимо, чтобы не сказать равно­душно, относившийся к вероисповедным различиям. При дворе Фридриха жил выходец из Шотландии Майкл Скотт (Микеле Скотто), астролог, алхимик, переводчик Аристотеля (с арабского), математик; два его трактата — по астрологии и физиогномике — представляют собой ответы на вопросы Фридриха (одно из мест первого трактата было впоследствии истолковано как предсказа­ние смерти императора); Данте впоследствии поместил Скотта в один из кругов ада как мага и подделыцика металлов. В обширной переписке, которую Фридрих вел с мусульманскими владыками, он не забывал и об удовлетворении своей любознательности. Так, в письме султану Магриба (Северо-Западная Африка) император за­дал ряд натурфилософских вопросов, и султан поручил ответить жителю Сеуты, философу и математику Абу Мухаммеду Абд эль- Хаку Ибн Сабину. Нужно сказать, что переписка с Фридрихом не принесла Ибн Сабину удачи: в его ответах мусульманские богосло­вы усмотрели ересь, и, хотя обвинения в отклонении от путей исла­ма впоследствии были сняты, губернатор Сеуты изгнал ученого из родного города, «поскольку философские учения нарушают обще­ственный порядок».

О Клеархе из г. Солы на Кипре известно лишь, что он был учени­ком Аристотеля; до нас дошли лишь отрывочные фрагменты его трудов, в том числе из трактата о загадках. Но вывести из этого ма­териала какие-либо сведения о Клеарховой теории загадок не пред­ставляется возможным.

Слово апория (древнегреч. — затруднение, недоумение) в термино­логическом смысле впервые встречается у Платона и означает по­становку трудноразрешимой проблемы. Аристотель понимал апо­рию как равноправие противоположных заключений либо как принципиально неразрешимое противоречие. Именно в послед­нем смысле он прилагал к парадоксам греческого философа V в. до н. э. Зенона из южноиталийского города Элея слово апория (сам Зе- нон этого термина не употреблял). Элейская школа философии, к которой принадлежал Зенон, считала, что существует истинное, постижимое только разумом неделимое и неподвижное бытие, а любое членение, любое движение есть лишь видимость. В своих па­радоксах Зенон доказывал логическую невозможность движения: так, быстроногий Ахилл никогда не догонит черепаху, ибо ему нуж­но сначала добежать до того места, откуда черепаха начала путь, а за это время она хоть чуть-чуть передвинется вперед, и ему придется снова добежать до нее, а она снова хоть немного проползет и т. д. Апория здесь в противоречии между логически безупречным вы­водом и эмпирической данностью.

24* Древнегреческий мыслитель Гераклит (VI в. до н. э.) излагал свое учение в форме афоризмов, речений, иногда неясных и запутанных, за что еще в древности был прозван темным.

Эмпедокл из Акраганта (Агригента) в Сицилии, живший в V в. до н. э., философ, политический деятель, врач, пророк и чудотворец, изложил свое учение в поэмах О природе и О жизни. В мире, по Эм- педоклу, существуют две силы: Любовь (притяжение) и Вражда (от­талкивание), причем силы эти чередуются. Все живые существа (не только животные, но и люди) возникли в эпоху Любви, когда поя­вились независимо возникшие части тел — руки, ноги, глаза, голо­вы — и стали соединяться, причем в ряде случаев как попало (см. ниже), так что образовывались, например, быкородные человеколи- цые, но со временем выжили лишь те создания, у которых соедине­ние членов было правильно и сообразно.

Брахманы — священные тексты (см. коммент. 15* к настоящей главе).

Согласно учению пифагорейцев, в основе мироздания лежат числа, причем эти числа обладают как бы некоторой материальностью, и осмыслялись они пифагорейцами геометрически. Особое вни­мание пифагорейцы уделяли числам 3 и 4, рассматривая их одно­временно с математической и натурфилософской позиций. Три — это треугольник (вспомним теорему Пифагора), но в равной степени воплощение Неба и элемента Огня. Четыре — четыреху­гольник, но также и воплощение Земли, и как планеты (пифагорей­цы считали Землю шаром), и как элемента в ряду первоэлементов, из которых состоит все сущее: Земля, Вода, Воздух, Огонь.

28' Эрида — богиня раздора в древнегреческой мифологии; согласно Гесиоду, существуют две Эриды — дурная, вызывающая вражду и войны, и благая, порождающая дух соревнования в трудах.

Г лава седьмая

г Древнегреческое слово логист; первоначально означало делание, из­готовление, затем приобрело основной смысл сочинение стихот­ворных произведений, стихосложение и лишь позднее стало употреб­ляться, да и то довольно редко, в значении стихотворное произ­ведение\ поэзия (как совокупность таких произведений).







Date: 2015-07-10; view: 290; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию