Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникативный метод





Разработкой коммуникативной методики занимались Леонтьев А.А., Шубин Э.П., Китайгородская Г.А., Пассов Е.И. и другие видные ученые. Коммуникативность определяется в теоретических исследованиях как уподобление процесса обучения процессу реальной коммуникации.

Коммуникативный метод основан на том, что процесс обучения является моделью процесса коммуникации. Как любая модель, процесс коммуникативного обучения упрощен по сравнению с реальной коммуникацией, но по основным параметрам, он ему адекватен.

Все, что человек приобретает в процессе обучения, изучается для того, чтобы быть использованным в предстоящей иноязычной речевой деятельности. Практическое использование языковых знаний, речевых навыков и умений основано на переносе, успех которого зависит от того, насколько адекватны условия обучения тем условиям, в которых эти знания, навыки и умения предполагается использовать. Следовательно, готовить учащихся к участию в общении нужно в условиях иноязычного общения, создаваемых в классе.

Концептуальными положениями коммуникативного метода по Е.И.Пассову являются следующие:

1.Иностранный язык в отличие от других школьных предметов является одновременно и целью и средством обучения.

2.Язык – средство общения, приобщения человека к культурным ценностям страны изучаемого языка.

3.Овладение иностранным языком отличается от овладения родным:

- способами овладения, - совокупностью реализуемых функций,

- плотностью информации в общении, - включенностью языка в предметно-коммуникативную

деятельность.

Новизна коммуникативного метода, по утверждению Е.И.Пассова, в том, что

1. Он предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель (в сущности все направления прошлого и современности ставят такую цель), сколько в том, что путь к этой цели есть языковая практика или иноязычное общение. Практическая речевая направленность не только цель, но и средство ее достижения). Следовательно, все упражнения и задания должны быть заданиями не в проговаривании или повторении, а в говорении с определенной речевой задачей речевого воздействия на собеседника.

2. Коммуникативность включает в себя индивидуализацию обучения иноязычной речевой деятельности, под которой понимается учет всех свойств и качеств ученика как индивидуальности, его способностей, личных свойств, умений осуществлять речевую и учебную деятельность, жизненного опыта, сферы интересов, статуса в коллективе.

3. Коммуникативность связана с понятием функциональности. Любая языковая форма и речевая единица выполняет в процессе коммуникации определенные речевые функции. И овладевать единицами языка нужно так, как они функционируют в процессе реального общения носителей языка. Основой организации языковых единиц в учебном процессе должны быть их речевые функции. Например, в любом языке есть несколько возможностей выразить такую речевую функцию, как «сомнение». Полный спектр таких возможностей есть высшая ступень владения языком, его усвоение в средней школе невозможно, да и не всегда обязательно даже для целей общения. Но уметь выразить сомнение хотя бы одним способом учащийся должен уметь.

Из этого следует, что функциональность проявляется именно в том, что объектом усвоения являются не речевые средства сами по себе, а функции, выполняемые данными средствами, Отбор и организация материала осуществляется в зависимости от необходимости выражения учащимися тех или иных речевых функций.

Следовательно способами организации языковых единиц при коммуникативном обучении следует считать ситуацию, социальный контакт и проблему. Формами организации языковых единиц являются микродиалог, диалог, микромонолог и развернутое высказывание всех функциональных типов.

4. Ситуация как основа обучения при коммуникативном методе. Ситуация есть частный случай речевой деятельности, форма, в которой осуществляется речевое взаимодействие людей, говорящих на данном языке. Иными словами – это ролевая организация учебного процесса. Кроме речевого взаимодействия и взаимоотношений собеседников, речевая ситуация предполагает наличие коммуникативной цели или намерения, места и времени.

Ситуация существует как интегративная система социально-статусных, ролевых, деятельностных и нравственных взаимоотношений субъектов общения. Она является универсальной формой процесса обучения и служит способом организации языковых средств, способом их презентации, предпосылкой обучения стратегии и тактике общения.


5. Для развития интереса и повышения мотивации учения необходимо постоянное внедрение новизны во все компоненты учебного процесса. Новизна касается: содержания обучения, постоянной смены проблем обсуждения; форм организации учебного процесса (нестандартные формы урока, ТСО); видов, приемов и форм учебной работы; новых собеседников («перетасовывание» пар, образование новых групп и т.д.)

Коммуникативная методика преду-сматривает следующие содержательные компоненты обучения:

-языковая подготовка, овладение аспектами языка для развития лингвистической компетенции и умений использовать языковые средства адекватно речевому замыслу;

-речевая подготовка (а) в учебных ситуациях общения для знания социального значения языковых единиц и коммуникативного их употребления в речи; (б) в реальных ситуациях общения, как в отдельных видах иноязычной речевой деятельности, так и в разных их сочетаниях.

Выделяют три этапа работы над речевым материалом:

Этап I. Формирование речевых навыков (фонетических, лексических, грам.). Все упражнения данного этапа должны носить характер диалогов, разных по структуре и сложности выполнения коммуникативных функций. Эффективны любые игровые приемы, используя которые, обучаемые должны не только обмениваться информацией, но также обсуждать и развивать ее для решения определенных задач.

Этап II. Речевая подготовка в учебных ситуациях общения. Работа осуществляется на базе текста или устного высказывания, с использованием языкового материала, усвоенного на первом этапе. Факты и положения исходного текста должны служить поводом к общению. Для этой цели используются задания на обмен и обработку информации (восстановление последовательности рассказа, изменение хода рассказа, анализ имеющейся информации, убеждение в своей правоте, совместное принятие оптимального решения).

Этап III. Речевая подготовка в реальных ситуациях общения. Для этого используются ролевые игры, когда каждому обучаемому отводится определенная роль, и он должен вести себя в соответствии с ней. Затем предлагаются деловые игры или симуляции, в которых обучаемые представляют себя в какой-то конкретной ситуации, которая может иметь место в их реальной жизни. Каждый участник такой игры должен давать реальные ответы в соответствии со своим жизненным опытом, интересами, потребностями и соображениями.

В качестве возможных ситуаций и проблем для обсуждения предлагаются:

- общественные события, - понятия, в которые каждый вкладывает

- общественные факты, личный смысл,

- факты из деятельности людей, не - спорное субъективное утверждение,

отражающиеся на окружающих, - массовое явление, - «ненормальное» положение, -«шоки-рующее» поведение.

Для реализации подлинно коммуникативного обучения общению, нужно, чтобы задания, предлагаемые учащимися, были по сути речемыслительными задачами.

Коммуникативный метод в качестве конечной цели обучения предполагает формирование коммуникативной компетенции, которая складывается из лингвистической, речевой, предметной, социокультурной, учебной и компенсаторной компетенций.

 

ОСОБ-СТИ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА ИЯ

Каждый урок должен: обеспечивать осущ-ние всех целей обучения,

планироваться с учетом коммуни-кативного подхода, иметь благопр. псих. климат и создавать мотивацию изучаемого предмета

1. и целью, и содержанием урока ИЯ явл. инояз. РД

2. комплексный характер во всей работе по обучению ия

3. иметь благоприятный психологический климат и создавать мотивацию изучаемого предмета

4. и целью и содержанием урока является иноязычная РД

5. комплексный характер во всей работе по обучению ИЯ

6. ИЯ не только цель, но и ср-во обучения

Урок ИЯ явл. единственный моде-лирующим реальные ситуации общения в условиях класса.







Date: 2015-06-11; view: 723; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию