Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Положительные и отрицательные аспекты монополии. Антимонопольная политика
Однозначно оценить монополию и ее роль в экономике нельзя. Сама монополия бывает разной. Определим различные ее виды в зависимости от ее происхождения и тех путей, которые ведут к ее образованию: 1. Естественная монополия возникает в отраслях, где из-за специфических условий не может быть большого числа конкурентов. К естественным монополиям относятся электрические, газовые компании, предприятия водоснабжения. Также естественные монополии возникают в автомобильной, алюминиевой отраслях, где экономически оправдано крупномасштабное про- изводство, которое обеспечивает большую эффективность; к монополистическим относят отрасли, имеющие особо важное стратегическое значение (железнодорожный транспорт, оборонно-промышленный комплекс и т.п.). Исключительность положения производителя может быть связана с владением невоспроизводимыми природными ресурсами, например особо плодородными участками земли; при добыче редких ископаемых, производстве редких сортов чая, винограда; в сфере оригинальных художественных промыслов. Естественная монополия возникает и существует закономерно по объективным условиям. 2. Искусственная монополия создается специально путем концентрации в чьих-либо руках определенной хозяйственной деятельности. К искусственным монополиям относятся картель, синдикат, трест и концерн. Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором участники полностью сохраняют свою хозяйственную самостоятельность - как производственную, так и коммерческую; они договариваются о квоте — доле каждого в общем выпуске, о продажных ценах, распределении рынков и др. Организация стран-экспортеров нефти ОПЕК - пример картеля международного масштаба. Эта организация, созданная в 1960 г., в конце XX в. насчитывала 11 стран-членов (основные нефтедобывающие государства Азии, Африки и Латинской Америки), которые стремились проводить единую политику в области добычи и экспорта нефти. Синдикат — объединение ряда предприятий, производящих однородную продукцию; за участниками объединения сохраняется собственность на материальные условия хозяйствования, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору. Участники в дополнение к своему картельному соглашению (о квотах и ценах) организуют совместный сбыт продукции и закупку сырья через общую торговую сеть. Коммерческая самостоятельность участников здесь теряется. Трест — монополия, в которой создается совместная собственность группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Входящие в трест предприятия полностью теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность и объединяются под единым управлением. Пример — Аэрофлот, городские объединения (тресты столовых, бытовых услуг и пр.), отраслевые министерства и главки, господствовавшие в экономике СССР. Концерн — союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организовывает финансовый контроль за всеми участниками. Современный концерн — это крупный диверсифицированный (многоотраслевой) комплекс, в который входят промышленные, торговые, банковские и другие предприятия, находящиеся в разных странах. Компания, которая владеет акциями участников концерна и благодаря этому влияет на их деятельность, называется холдингом (от англ. hold — держать, владеть). Консорциум — временное объединение промышленных, банковских и других компаний для осуществления совместных крупных предпринимательских проектов (строительство туннеля, железной дороги, создание нового авиалайнера и т.п.). Устанавливая абсолютную монополию, объединения предприятий делают это ради установления выгодных им рыночных цен. Какие для этого у монополиста есть возможности? 1) Фирма-монополист намеренно уменьшает продажу своих товаров, чтобы создать искусственный дефицит продуктов, что ведет к росту цены предложения. Так, в 90-е гг. XX столетия в России и других странах предприятия-монополисты, производящие и сбывающие бензин, резко сокращали его продажу, чтобы при повышенном спросе на него увеличить свою монопольно высокую цену. 2) Абсолютная монопсония, закупающая большие партии товаров у мелких производителей, заранее скупает, например, сельскохозяйственное сырье по низким ценам и создает его большие запасы. В период сбора нового урожая монополия устанавливает низкую цену спроса на закупаемую продукцию. Выигрыш монопсонии возрастает с каждым новым уменьшением монопольно низких закупочных цен, что является результатом преднамеренного создания зоны избытка сбываемой продукции. Пример — монопсонии западных стран издавна закупают дешевое сырье у предпринимателей и мелких товаропроизводителей стран Азии, Африки и Латинской Америки. Низкие цены устанавливаются на ряд товаров традиционно африканского экспорта (чай, кофе, какао-бобы). 3) Фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсо- нией, удваивает свой доход посредством так называемых «ножниц цен». Речь идет о монопольно высоких и монопольно низких ценах. Так, многие предприятия обрабаты-
вающей промышленности устанавливают цены на свои готовые изделия в несколько раз выше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей промышленности и в сельском хозяйстве. В России, например, в 1994 г. цены на промышленные средства производства, выпушенные для сельского хозяйства, росли в 3 раза быстрее, чем цены на сельскохозяйственную продукцию. Чтобы удерживать выгодное положение на рынке, монополистические объединения используют всевозможные методы конкуренции: а) хозяйственный бойкот - частичный или полный отказ б) демпинг — преднамеренная продажа товаров по «бросо в) ограничение продажи товаров независимым от монопо г) регулирование цен — монополисты повышают цены на д) разорение конкурентов с помощью не дозволенных зако е) промышленный шпионаж. 3. Еще одним распространенным видом монополий являются легальные (законные). Они образуются в результате появления юридических ограничений на пути конкуренции. Например, государственные привилегии* предприятию, исключительное право заниматься видом деятельности в виде лицензирования экспорта, охраны авторских прав, использования товарных знаков, патентной системы. Такая монополия защищена юридическими запретами и является закрытой. 4. Открытая монополия. Она возникает как закономерный результат более эффективного хозяйствования. Играя по правилам рынка, стремясь к увеличению прибыли, конкуренты внедряют новую технику и технологии, приобретая тем самым преимущества и временно оказываясь в исключительном положении. Понятно, что специальной защиты от конкуренции такая монополия не имеет. Таким образом, учитывая все сказанное о монополии, необходимо отметить, что у нее есть свои «плюсы» и «минусы». Положительные стороны: • продукция монополии, как правило, отличается высоким качеством. Кроме того, крупные масштабы позволяют снижать издержки и экономить ресурсы; • по сравнению с конкурентным сектором у моно- и олиго-полистов больше средств для развития научно-технического прогресса в своем производстве, поскольку внедрение достижений научно-технической революции требует крупных материальных затрат. Отрицательные стороны: • за счет рыночной власти и благодаря монопольной цене фирма, получая больше прибыли, ограничивает выпуск продукции, в условиях ослабления или отсутствия конкуренции она теряет стимул для повышения эффективности производства за счет научно-технического прогресса. Отсюда возможность застоя и торможения НТП; • усиление в обществе неравенства в доходах. Оно также связано с монопольным завышением (занижением) цен и сверхприбылями, ибо их получение означает относительное уменьшение доходов остальной части населения; • опасность для демократии как в экономике, так и в поли Анализ отрицательных и положительных аспектов монополии показывают, что монополия не есть «абсолютное зло». Монополия - элемент рыночного механизма. В силу этого задача государства состоит не в искоренении монополии, а в нахождении разумного для общества сочетания монополии и конкуренции. Она решается с помощью антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство развивается уже более 100 лет. Впервые оно появилось в США в период бурного образования монополий. Главные акты этого законодательства: • закон Шермана 1890 г. о незаконности картельных соглашений; • решение Верховного суда 1904 г. о контроле над слияниями компаний; • закон Клейтона 1914 г. о запрещении дискриминации в торговой практике; • закон Робинсона—Патмана 1936 г., запретивший дискриминацию в ценах; • закон Целлера-Кефовера 1950 г. о контроле над слияниями компаний. В других промышленно развитых странах антимонопольное законодательство было введено значительно позже. В настоящее время законодательные акты, охраняющие свободу конкуренции, есть во всех государствах Западной Европы. Современное антимонопольное законодательство имеет два направления: контроль за ценами и контроль за слиянием компаний. В России в 1991 г. принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и создан Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП). До этого борьба с монополизмом в России не велась. Антимонопольное регулирование направлено не против «большого бизнеса» как такового, размер компании еще не дает возможности трактовать ее как монополию, а против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. И хотя антимонопольное регулирование несовершенно и сопровождается неизбежными издержками, они все-таки оказываются ниже тех преимуществ, которые приносит ограничение монополистических тенденций в рыночной экономике. Контрольные вопросы и задания 1. Какие затраты труда являются общественно необходимыми? 2. В чем сущность закона стоимости? 3. Поясните, функции, выполняемые законом стоимости в рыночной экономике. 4. Решите задачу: Индивидуальная стоимость единицы продукции в первой группе производителей обуви составляет 12 дол., во второй — 15, в третьей — 17 дол. Общественная стоимость равна 15 дол. Первая группа получит добавочный доход 3 дол. на каждой паре обуви, а третья соответственно потеряет 2 дол. Оцените сложившуюся ситуацию. Какие действия предпримут производители? К каким изменениям в экономической жизни общества они приведут? 5. Предположим, что в обществе производится слишком мно 6. Продавцов продукции немного, среди них лидирует одна а) рынка совершенной конкуренции; б) монополистической конкуренции; в) олигополии;. г) монополии. 8. Какую роль играет реклама в условиях монополистической конкуренции? Как вы думаете, может ли реклама постоянно увеличивать прибыли фирм в условиях монополистической конкуренции? 9. Что такое «естественная монополия» и почему некоторые виды монополии разрешаются правительством?
10. «Все крупные фирмы являются монополистическими, но не все монополистические фирмы являются крупными». Как вы оцениваете это утверждение? 11. В алюминиевой промышленности США до конца второй мировой войны все производство алюминия было сосредоточено на предприятиях одной фирмы «Алкоа». Для разрушения монопольной ситуации государство выделило из бюджета субсидии на создание двух конкурирующих фирм — «Рейноддс» и «Кайзер». Какая рыночная модель возникла на месте какой рыночной модели, действовавшей в производстве алюминия? 12. Существует ли монополия, полностью свободная от конкуренции? 13. Какую роль в XXI столетии играют монополии в научно-техническом прогрессе: тормозят его или ускоряют внедрение его достижений в производство? Блицопрос (до/нет) 1. Согласны ли вы с тем, что несовершенный конкурент не может влиять на цены товаров, которые он продает? 2. Разнообразие производства не является условием совершенной конкуренции. 3. Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что на рынке действует ограниченное число фирм. 4. Модель совершенной конкуренции так подробно изучается экономистами, поскольку большинство реальных рынков функционирует в соответствии с принципами данной модели. 5. Рынок приводит к дифференциации производителей. 6. Если производство в отрасли распределено между несколькими фирмами, контролирующими рынок, то такая структура рынка называется олигополией. 7. Рынок, на котором один покупатель и много продавцов, есть монопсония. 8. Рынок, на котором есть только один продавец и много покупателей, есть монополия. 9. На рынке абсолютной монополии понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. 10. Можно ли осуществить ценовую дискриминацию на рынке совершенной конкуренции? Литература 1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. - М.: Дрофа, 2004. - Гл. 6. 2. Bumme СЮ. Избранные воспоминания. - М., 1991. 3. Макконнелл К.Р., Брю СИ. Экономикс: принципы, проблемы и политика/ Пер. с 14-го англ. изд. — М.: ИНФРА-М, 2004. - Гл. 4, 23, 24, 25. 4. Носова С.С. Экономическая теория: Краткий курс. — М.: ВЛАДОС, 2001. - Гл. 11. 5. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Норма, 2005. - Гл. 6.
6. Стэнлейк Дж. Ф. Экономикс для начинающих / Пер. с англ. - М.: Республика, 1994. — Гл. 12. 7. Экономика: Учебник/А.И. Архипов [и др.]/Под ред. А.И. Ар-хипова, А.К. Большакова. - 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - Гл. 4. Примерные темы рефератов и докладов 1. Неценовая конкуренция. 2. Реформирование естественных монополий. 3. Синдикат - характерная форма монополистических объединений дореволюционной России. 4. Проблемы эффективности монопольного рынка. 5. Современная конкуренция и «невидимая рука». 6. Антимонопольная политика правительства России. 7. Реклама в условиях монополистической конкуренции и Date: 2015-07-01; view: 2907; Нарушение авторских прав |