Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Положительные и отрицательные аспекты монополии. Антимонопольная политика





Однозначно оценить монополию и ее роль в экономике нельзя. Сама монополия бывает разной. Определим различные ее виды в зависимости от ее происхождения и тех путей, кото­рые ведут к ее образованию:

1. Естественная монополия возникает в отраслях, где из-за специфических условий не может быть большого числа конку­рентов. К естественным монополиям относятся электрические, газовые компании, предприятия водоснабжения. Также есте­ственные монополии возникают в автомобильной, алюминиевой отраслях, где экономически оправдано крупномасштабное про-



изводство, которое обеспечивает большую эффективность; к мо­нополистическим относят отрасли, имеющие особо важное стра­тегическое значение (железнодорожный транспорт, оборонно-промышленный комплекс и т.п.). Исключительность по­ложения производителя может быть связана с владением невос­производимыми природными ресурсами, например особо плодо­родными участками земли; при добыче редких ископаемых, про­изводстве редких сортов чая, винограда; в сфере оригинальных художественных промыслов. Естественная монополия возника­ет и существует закономерно по объективным условиям.

2. Искусственная монополия создается специально путем концентрации в чьих-либо руках определенной хозяйственной деятельности. К искусственным монополиям относятся картель, синдикат, трест и концерн.

Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором участники полностью сохраняют свою хозяйственную самостоятельность - как производствен­ную, так и коммерческую; они договариваются о квоте — доле каждого в общем выпуске, о продажных ценах, распределении рынков и др.

Организация стран-экспортеров нефти ОПЕК - пример картеля международного масштаба. Эта организация, созданная в 1960 г., в конце XX в. насчитывала 11 стран-членов (основ­ные нефтедобывающие государства Азии, Африки и Латинской Америки), которые стремились проводить единую политику в области добычи и экспорта нефти.

Синдикат — объединение ряда предприятий, производящих однородную продукцию; за участниками объединения сохраня­ется собственность на материальные условия хозяйствования, а готовая продукция сбывается как общее достояние через создан­ную для этого контору. Участники в дополнение к своему кар­тельному соглашению (о квотах и ценах) организуют совмест­ный сбыт продукции и закупку сырья через общую торговую сеть. Коммерческая самостоятельность участников здесь теряется.

Трест — монополия, в которой создается совместная соб­ственность группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Входящие в трест предприятия полнос­тью теряют свою производственную и коммерческую самосто­ятельность и объединяются под единым управлением. Пример — Аэрофлот, городские объединения (тресты столовых, быто­вых услуг и пр.), отраслевые министерства и главки, господство­вавшие в экономике СССР.


Концерн — союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транс­порта и банков), в рамках которого головная фирма организовы­вает финансовый контроль за всеми участниками. Современный концерн — это крупный диверсифицированный (многоотрасле­вой) комплекс, в который входят промышленные, торговые, бан­ковские и другие предприятия, находящиеся в разных странах. Компания, которая владеет акциями участников концерна и бла­годаря этому влияет на их деятельность, называется холдингом (от англ. hold — держать, владеть).

Консорциум — временное объединение промышленных, бан­ковских и других компаний для осуществления совместных крупных предпринимательских проектов (строительство тунне­ля, железной дороги, создание нового авиалайнера и т.п.).

Устанавливая абсолютную монополию, объединения пред­приятий делают это ради установления выгодных им рыночных цен. Какие для этого у монополиста есть возможности?

1) Фирма-монополист намеренно уменьшает продажу своих товаров, чтобы создать искусственный дефицит продуктов, что ведет к росту цены предложения. Так, в 90-е гг. XX сто­летия в России и других странах предприятия-монополис­ты, производящие и сбывающие бензин, резко сокращали его продажу, чтобы при повышенном спросе на него уве­личить свою монопольно высокую цену.

2) Абсолютная монопсония, закупающая большие партии то­варов у мелких производителей, заранее скупает, например, сельскохозяйственное сырье по низким ценам и создает его большие запасы. В период сбора нового урожая монопо­лия устанавливает низкую цену спроса на закупаемую про­дукцию. Выигрыш монопсонии возрастает с каждым новым уменьшением монопольно низких закупочных цен, что яв­ляется результатом преднамеренного создания зоны избыт­ка сбываемой продукции.


Пример — монопсонии западных стран издавна закупают дешевое сырье у предпринимателей и мелких товаропроизводи­телей стран Азии, Африки и Латинской Америки. Низкие цены устанавливаются на ряд товаров традиционно африканского экспорта (чай, кофе, какао-бобы).

3) Фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсо-

нией, удваивает свой доход посредством так называемых «ножниц цен». Речь идет о монопольно высоких и моно­польно низких ценах. Так, многие предприятия обрабаты-


 




вающей промышленности устанавливают цены на свои го­товые изделия в несколько раз выше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей промышленности и в сель­ском хозяйстве. В России, например, в 1994 г. цены на про­мышленные средства производства, выпушенные для сель­ского хозяйства, росли в 3 раза быстрее, чем цены на сельскохозяйственную продукцию. Чтобы удерживать вы­годное положение на рынке, монополистические объеди­нения используют всевозможные методы конкуренции:

а) хозяйственный бойкот - частичный или полный отказ
от экономических связей с аутсайдерами (предприяти­
ями, не входящими в монополистическое объединение);

б) демпинг — преднамеренная продажа товаров по «бросо­
вым» ценам (на уровне издержек) с целью разорения
конкурента;

в) ограничение продажи товаров независимым от монопо­
лии фирмам (например, уменьшение поставок нефти
нефтеперерабатывающим заводам);

г) регулирование цен — монополисты повышают цены на
продукты, сбываемые мелким собственникам, и одно­
временно снижают их для крупных покупателей;

д) разорение конкурентов с помощью не дозволенных зако­
нодательством средств (вплоть до заказных убийств) с
целью их «поглощения» и «присоединения»;

е) промышленный шпионаж.

3. Еще одним распространенным видом монополий явля­ются легальные (законные). Они образуются в результате появ­ления юридических ограничений на пути конкуренции. Напри­мер, государственные привилегии* предприятию, исключительное право заниматься видом деятельности в виде лицензирования экспорта, охраны авторских прав, использования товарных зна­ков, патентной системы. Такая монополия защищена юридичес­кими запретами и является закрытой.

4. Открытая монополия. Она возникает как закономерный результат более эффективного хозяйствования. Играя по пра­вилам рынка, стремясь к увеличению прибыли, конкуренты внедряют новую технику и технологии, приобретая тем самым преимущества и временно оказываясь в исключительном поло­жении. Понятно, что специальной защиты от конкуренции та­кая монополия не имеет.

Таким образом, учитывая все сказанное о монополии, не­обходимо отметить, что у нее есть свои «плюсы» и «минусы».


Положительные стороны:

• продукция монополии, как правило, отличается высоким качеством. Кроме того, крупные масштабы позволяют сни­жать издержки и экономить ресурсы;

• по сравнению с конкурентным сектором у моно- и олиго-полистов больше средств для развития научно-технического прогресса в своем производстве, поскольку внедрение до­стижений научно-технической революции требует крупных материальных затрат.


Отрицательные стороны:

• за счет рыночной власти и благодаря монопольной цене фирма, получая больше прибыли, ограничивает выпуск продукции, в условиях ослабления или отсутствия конку­ренции она теряет стимул для повышения эффективности производства за счет научно-технического прогресса. От­сюда возможность застоя и торможения НТП;

• усиление в обществе неравенства в доходах. Оно также свя­зано с монопольным завышением (занижением) цен и сверхприбылями, ибо их получение означает относительное уменьшение доходов остальной части населения;

• опасность для демократии как в экономике, так и в поли­
тике. В экономике монополисты могут подавлять свобод­
ную, и честную конкуренцию, навязывая обществу свои
дискриминационные условия, В политике олигархи, скупая
средства массовой информации, финансируя политические
партии и предвыборные кампании, проводят в парламен­
ты и правительства своих ставленников, получают выгод­
ные контракты, субсидии, налоговые льготы и другие при­
вилегии, тем самым ущемляя интересы, права и свободы
остальных граждан.

Анализ отрицательных и положительных аспектов монопо­лии показывают, что монополия не есть «абсолютное зло». Монополия - элемент рыночного механизма. В силу этого за­дача государства состоит не в искоренении монополии, а в на­хождении разумного для общества сочетания монополии и кон­куренции. Она решается с помощью антимонопольного

законодательства.

Антимонопольное законодательство развивается уже более 100 лет. Впервые оно появилось в США в период бурного об­разования монополий. Главные акты этого законодательства: • закон Шермана 1890 г. о незаконности картельных согла­шений;


решение Верховного суда 1904 г. о контроле над слияния­ми компаний;

• закон Клейтона 1914 г. о запрещении дискриминации в торговой практике;

• закон Робинсона—Патмана 1936 г., запретивший дискрими­нацию в ценах;

• закон Целлера-Кефовера 1950 г. о контроле над слияния­ми компаний.

В других промышленно развитых странах антимонопольное законодательство было введено значительно позже. В настоя­щее время законодательные акты, охраняющие свободу конку­ренции, есть во всех государствах Западной Европы. Современ­ное антимонопольное законодательство имеет два направления: контроль за ценами и контроль за слиянием компаний.

В России в 1991 г. принят Закон «О конкуренции и огра­ничении монополистической деятельности на товарных рынках» и создан Государственный комитет по антимонопольной поли­тике (ГКАП). До этого борьба с монополизмом в России не велась.

Антимонопольное регулирование направлено не против «большого бизнеса» как такового, размер компании еще не дает возможности трактовать ее как монополию, а против ограни­чительной деловой практики, подрывающей эффективную кон­куренцию. И хотя антимонопольное регулирование несовер­шенно и сопровождается неизбежными издержками, они все-таки оказываются ниже тех преимуществ, которые прино­сит ограничение монополистических тенденций в рыночной экономике.


Контрольные вопросы и задания

1. Какие затраты труда являются общественно необходимыми?

2. В чем сущность закона стоимости?

3. Поясните, функции, выполняемые законом стоимости в рыночной экономике.

4. Решите задачу:

Индивидуальная стоимость единицы продукции в первой группе производителей обуви составляет 12 дол., во вто­рой — 15, в третьей — 17 дол. Общественная стоимость рав­на 15 дол. Первая группа получит добавочный доход 3 дол. на каждой паре обуви, а третья соответственно потеряет 2 дол. Оцените сложившуюся ситуацию. Какие действия


предпримут производители? К каким изменениям в эконо­мической жизни общества они приведут?

5. Предположим, что в обществе производится слишком мно­
го тканей и недостаточно обуви. Поскольку в этой ситуа­
ции цены на ткани окажутся ниже стоимости, производи­
тели не смогут возместить затраты своего труда. В то же
время цены на обувь превышают стоимость. Может ли та­
кое положение сохраняться бесконечно долго? Какие из­
менения произойдут в отраслевой структуре производства?

6. Продавцов продукции немного, среди них лидирует одна
крупная фирма, имеющая возможность устанавливать цены
на товар. Это признаки:

а) рынка совершенной конкуренции;

б) монополистической конкуренции;

в) олигополии;.

г) монополии.
7. Какую роль играет дифференциация продукта в монополи­
зации рынка? Как вы относитесь к утверждению: «Чем бо­
лее однородна продукция, чем в большей мере товары спо­
собны замещать один другой, тем сильнее конкуренция, и,
наоборот, чем более дифференцированы товары, тем мень­
ше конкуренция, тем легче устанавливать на них монополь­
ную цену»?

8. Какую роль играет реклама в условиях монополистической конкуренции? Как вы думаете, может ли реклама постоян­но увеличивать прибыли фирм в условиях монополистичес­кой конкуренции?

9. Что такое «естественная монополия» и почему некоторые виды монополии разрешаются правительством?

 

10. «Все крупные фирмы являются монополистическими, но не все монополистические фирмы являются крупными». Как вы оцениваете это утверждение?

11. В алюминиевой промышленности США до конца второй мировой войны все производство алюминия было сосредо­точено на предприятиях одной фирмы «Алкоа». Для раз­рушения монопольной ситуации государство выделило из бюджета субсидии на создание двух конкурирующих фирм — «Рейноддс» и «Кайзер». Какая рыночная модель возникла на месте какой рыночной модели, действовавшей в произ­водстве алюминия?

12. Существует ли монополия, полностью свободная от кон­куренции?


13. Какую роль в XXI столетии играют монополии в научно-техническом прогрессе: тормозят его или ускоряют внедре­ние его достижений в производство?

Блицопрос (до/нет)

1. Согласны ли вы с тем, что несовершенный конкурент не может влиять на цены товаров, которые он продает?

2. Разнообразие производства не является условием совер­шенной конкуренции.

3. Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что на рынке действует ограниченное число фирм.

4. Модель совершенной конкуренции так подробно изучает­ся экономистами, поскольку большинство реальных рын­ков функционирует в соответствии с принципами данной модели.

5. Рынок приводит к дифференциации производителей.

6. Если производство в отрасли распределено между несколь­кими фирмами, контролирующими рынок, то такая струк­тура рынка называется олигополией.

7. Рынок, на котором один покупатель и много продавцов, есть монопсония.

8. Рынок, на котором есть только один продавец и много покупателей, есть монополия.

9. На рынке абсолютной монополии понятия «фирма» и «от­расль» совпадают.

10. Можно ли осуществить ценовую дискриминацию на рын­ке совершенной конкуренции?

Литература

1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. - М.: Дрофа, 2004. - Гл. 6.

2. Bumme СЮ. Избранные воспоминания. - М., 1991.

3. Макконнелл К.Р., Брю СИ. Экономикс: принципы, пробле­мы и политика/ Пер. с 14-го англ. изд. — М.: ИНФРА-М,

2004. - Гл. 4, 23, 24, 25.

4. Носова С.С. Экономическая теория: Краткий курс. — М.: ВЛАДОС, 2001. - Гл. 11.

5. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учеб­ник для вузов. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Норма,

2005. - Гл. 6.


 

6. Стэнлейк Дж. Ф. Экономикс для начинающих / Пер. с англ. - М.: Республика, 1994. — Гл. 12.

7. Экономика: Учебник/А.И. Архипов [и др.]/Под ред. А.И. Ар-хипова, А.К. Большакова. - 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - Гл. 4.

Примерные темы рефератов и докладов

1. Неценовая конкуренция.

2. Реформирование естественных монополий.

3. Синдикат - характерная форма монополистических объ­единений дореволюционной России.

4. Проблемы эффективности монопольного рынка.

5. Современная конкуренция и «невидимая рука».

6. Антимонопольная политика правительства России.

7. Реклама в условиях монополистической конкуренции и
олигополии.







Date: 2015-07-01; view: 2907; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию