Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кривая безразличия — это геометрическое место точек, отражающих те или иные равноценные для данного потребителя наборы из товара А и товара В





Все наборы из двух продуктов, соответствующие точкам на кривой безразличия, одинаково полезны для потребителя. По­этому потребитель может легко перейти от одного набора к дру­гому. Полезность, которую он теряет, отказываясь от какого-либо количества одного продукта, компенсируется пользой от дополнительного количества другого продукта.

На плоскости можно построить множество непересекаю­щихся кривых безразличия (рис. 17).


 




Кривые D2D2 и D3D3 отражают другие сочетания товаров А и В. Наборы, лежащие на каждой из этих кривых, равноцен­ны между собой, но наборы D,D, не равноценны наборам D2D2 и D3D3 (рис. 18).

Р, d2 D3

В В

Рис. 17. Кривая безразличия Рис. 18. Карта безразличия

Совокупность кривых безразличия, которые отличаются друг от друга по уровню полезности, составляют карту безразличия. Чем дальше от начала координат находится кривая, тем боль­шую пользу она обеспечивает потребителю. Если внимательно посмотреть на кривые безразличия,.то на каждой из них мож­но увидеть точки, содержащие одновременно большое количе­ство как товаров А, так и товаров В. Существует иерархия пред­почтения. Субъективно потребитель всегда предпочтет большее количество товаров, входящих в набор, меньшему их количе­ству. Это аксиома предпочтения.

Несомненно, что при прочих равных условиях потребитель предпочтет купить всего побольше. Но результат упирается в возможности. Рынок определяет цены товаров, а предпочтения зависят от величины доходов потребителя. На потребительские предпочтения накладывается так называемое «бюджетное огра­ничение», и потребитель прежде всего должен изобразить ли­нию возможностей потребления. Она называется «бюджетной линией» и отражает различные комбинации двух товаров, кото­рые можно приобрести при заданных ценах и доходе.


Для того чтобы построить такую линию, надо знать сумму денег, которая имеется у покупателя (доход) и цены на товары А и В. Крайние точки этой линии будут располагаться на осях координат (рис. 19). Если весь доход потратить на товар А, то при существующей цене товара А можно приобрести какое-то его количество (точка К на оси ординат), но при этом потре­битель не сможет купить ни одной единицы товара В. И другая крайняя ситуация (когда весь доход тратится на товар В), гра­фически изображается точкой М, лежащей на оси абсцисс.

Рис. 19. Бюджетная линия

Линия, соединяющая точки К и М, представляет собой бюджетное ограничение. Если кривые безразличия показывают, что покупатель хотел бы купить, то бюджетная линия, что по­требитель может купить, а в своем единстве они могут отве­тить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете. Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпрета­ции ситуации, когда потребитель максимизирует полезность, получаемую им от покупки двух разных благ при имеющемся ограниченном бюджете.

Покупатель, стремящийся максимально удовлетворить свои потребности, будет искать самое удачное сочетание двух това­ров (А и В), при котором польза, полученная от всей имеющей -


ся в его распоряжении суммы денег, будет наибольшей. Он бу­дет стремиться оказаться на максимально высокой кривой безразличия, которая ему доступна. Если достигнута оптималь­ная комбинация двух товаров при заданных ценах и уровне до­хода, то потребитель достиг равновесия (точка С на рис. 20, в которой линия бюджета касается кривой безразличия DjD,). Точка потребительского равновесия отражает максимально воз­можную полезность при данном ограниченном доходе, так как:

1) точки на более высоких кривых безразличия недостижимы при данном бюджетном ограничении;

2) другие точки на бюджетной линии МК принадлежат более низким кривым безразличия и соответственно воплощают в себе худший, чем на линии DjD,, набор товаров (точки ХиУ).

Рис. 20. Равновесие потребителя

Достигнув точки равновесия, потребитель теряет стимул к изменению структуры своих покупок, потому что это будет оз­начать потерю полезности.

Таким образом, при предложенном рынком уровне цен за­дается бюджетное ограничение каждого потребителя, которое в сочетании с его порядком предпочтений определяет уровень его приобретений товаров и услуг, имеющихся на рынке.








Date: 2015-07-01; view: 2109; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию