Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экономическая теория. них со стороны предпринимателей (потребителей данных ресурсов)
них со стороны предпринимателей (потребителей данных ресурсов). Им потребуется время, чтобы закупить новое "ресурсосберегающее оборудование. Только тогда их спрос на эти виды ресурсов станет более эластичным. Эластичность спроса по цене на товар - показатель, который имеет большое практическое значение для производителя. Он помогает правильно выбрать цену и принимать рациональные решения по поводу ее изменения. Выручка продавца равна QP. Если рассматривать эту формулу абстрактно (чисто математически), то из нее следует, что увеличение цены увеличивает выручку. Но экономически это не так. Выручка увеличится только в случае неэластичного спроса на товар. Производителю действительно выгодно повышать цену. Рассмотрим графическое изображение выручки продавца (рис. 10). о Q2 Q, Q Рис. 10. Неэластичный спрос и выручка предпринимателя При цене Р, выручка - это площадь прямоугольника OPjDjQ,. Если производитель решит поднять цену, его выручка увеличится - площадь прямоугольника 0P2D2Q2: В случае же эластичного спроса производителю выгодно понижение цены, так как в этом случае его выручка будет воз- растать. И наоборот, если он повысит цену его выручка резко уменьшится: SOPlD2e2 < 50/1йа (рис. П>. ■' Рис. 11. Эластичный спрос и выручка предпринимателя Как известно, на спрос влияет не только цена товара, но и другие факторы, например, доходы потребителя и цены на другие товары. Рассмотрим, что собой представляет эластичность спроса по доходу. Эластичность спроса по доходу — степень чувствительности спроса на какой-то товар к изменению доходов потребителей. Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при увеличении (уменьшении) доходов потребителей на 1%: _ Относительное изменение объема спроса fcj =--------------------------------------------------------------------------------------; Относительное изменение доходов потребителей
ли Еп=^^ --------, D QD AJ ' изменение объема спроса и объем спроса на товар; AJ, J — изменение доходов и доходы потребителей. Варианты зависимости спроса от дохода: 1. Спрос по доходу неэластичен. Это спрос на товары первой необходимости. Часто их потребление связано с «физиологической нормой». (Можно быть очень богатым и совсем небогатым, но количество хлеба потреблять одинаковое.) 2. Спрос по доходу эластичен. Это спрос на предметы роскоши. 3. До определенного уровня дохода спрос неэластичен по доходу, после определенного уровня дохода эластичность спроса становится отрицательной, т.е. с ростом дохода спрос на этот товар уменьшается. (Например, вареная колбаса с ростом дохода будет заменяться ветчиной или копченой колбасой.) Такие товары называют низкокачественными, т.е. такими, которые при высоком уровне дохода могут быть заменены другими. Перекрестная эластичность спроса — это степень чувствительности спроса на определенный товар к изменению цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности показывает, на сколько процентов изменится спрос на товар А при изменении цена на товар В на 1%: _ Относительное изменение объема спроса на товар А Относительное изменение цены товара В Е ДО^др^ или Ex=^.i где AQDA, QDA - изменение объема спроса и объем спроса на товар А; АРВ, Рв — изменение и цена товара В. Перекрестная эластичность может быть: 1. Отрицательной (Ех < 0) в случае, если рост цены на товар В приведет к сокращению спроса на товар А. В этом случае товары А и В - взаимодополняемые (автомобиль и бензин, фотоаппарат и фотопленка, туристические путевки и железнодорожные билеты). 2. Положительной (Ех > 0). Тогда товары А и В - взаимозаменяемы (конфеты и торты, мыло и шампуни, чай и кофе). 3. Нулевая или близкая к нулю (Ех = 0), т.е. изменение цены товара В никак или очень мало отразится на спросе на товар А. Такие товары называются независимыми, или нейтральными (шляпы и ботинки). Эластичность предложения — интенсивность реакции предложения на изменение цены. Коэффициент эластичности предложения по цене рассчитывается по такой же формуле, но в отличие от коэффициента эластичности спроса он всегда имеет положительное значение, поскольку цена и предложения всегда изменяются в одном и том же направлении — при росте цены растет и предложение товаров. На рис. 12 показаны все основные типы эластичности предложения.
Рис. 12. Графики основных типов эластичности предложения Предложение неэластично, если изменение цены не вызывает изменения предложения. Предложение считается абсолютно эластичным, когда малейшее уменьшение цены товара (Р) вызывает сокращение предложения (Q) до нуля, а малейшее увеличение цены вызывает рост предложения. Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество иремени, имеюще еся у произво- дителя для реакции на изменение цены продукта. Чем больше времени для приспособления, тем выше эластичность предложения, что связано с определенной мобильностью ресурсов. Эластичность предложения также зависит от способности товара к длительному хранению и стоимости хранения. Для то- варов, которые не могут храниться долго, эластичность предложения будет низкой. Все цены на рынке взаимосвязаны. И как мы убедились, рассматривая перекрестную эластичность спроса, цены одних товаров могут влиять на цены других товаров. Существует три основных типа взаимосвязей в системе цен: 1. Эффект дополнения - связь между ценами товаров, которые дополняют друг друга. Цены на взаимодополняющие товары изменяются в противоположных направлениях. 2. Эффект замещения - связь между ценами товаров, которые замещают друг друга по своим потребительским свойствам, т.е. при отсутствии одного товара можно использовать его заменитель. В этом случае цены изменяются в одном направлении. 3. Эффект дохода — это связь между ценами не связанных по потребительским свойствам товаров через расходы потребителей. Так как доход потребителя всегда ограничен, при повышении цены на товары неэластичного спроса денег на другие товары становится меньше, спрос на них падает, а значит, цена снижается. При понижении цены на товар неэластичного спроса расходы на него уменьшаются, остается больше денег на покупку других товаров, спрос на них повышается, а значит, растут и цены. Знание всех закономерностей спроса и предложения имеет очень большое значение для любого бизнесмена даже в том случае, если он не знает точно кривую спроса на свой товар. Date: 2015-07-01; view: 883; Нарушение авторских прав |