Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая теория. них со стороны предпринимателей (потребителей данных ресурсов)






них со стороны предпринимателей (потребителей данных ресурсов). Им потребуется время, чтобы закупить новое "ре­сурсосберегающее оборудование. Только тогда их спрос на эти виды ресурсов станет более эластичным. Эластичность спроса по цене на товар - показатель, кото­рый имеет большое практическое значение для производителя. Он помогает правильно выбрать цену и принимать рациональ­ные решения по поводу ее изменения.

Выручка продавца равна QP. Если рассматривать эту фор­мулу абстрактно (чисто математически), то из нее следует, что увеличение цены увеличивает выручку. Но экономически это не так. Выручка увеличится только в случае неэластичного спроса на товар. Производителю действительно выгодно повышать цену. Рассмотрим графическое изображение выручки продавца (рис. 10).

о Q2 Q, Q

Рис. 10. Неэластичный спрос и выручка предпринимателя

При цене Р, выручка - это площадь прямоугольника OPjDjQ,. Если производитель решит поднять цену, его выручка увеличится - площадь прямоугольника 0P2D2Q2:

В случае же эластичного спроса производителю выгодно понижение цены, так как в этом случае его выручка будет воз-


растать. И наоборот, если он повысит цену его выручка резко уменьшится: SOPlD2e2 < 50/1йа (рис. П>. ■'

Рис. 11. Эластичный спрос и выручка предпринимателя

Как известно, на спрос влияет не только цена товара, но и другие факторы, например, доходы потребителя и цены на дру­гие товары. Рассмотрим, что собой представляет эластичность спроса по доходу.

Эластичность спроса по доходу — степень чувствительности спроса на какой-то товар к изменению доходов потребителей. Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при увели­чении (уменьшении) доходов потребителей на 1%:

_ Относительное изменение объема спроса

fcj =--------------------------------------------------------------------------------------;

Относительное изменение доходов потребителей

Е = AQ° • Ы ' QD ' J где AQD, QD

ли Еп=^^ --------,

D QD AJ '

изменение объема спроса и объем спроса на

товар;

AJ, J — изменение доходов и доходы потребителей.


Варианты зависимости спроса от дохода:

1. Спрос по доходу неэластичен. Это спрос на товары первой необходимости. Часто их потребление связано с «физиоло­гической нормой». (Можно быть очень богатым и совсем небогатым, но количество хлеба потреблять одинаковое.)

2. Спрос по доходу эластичен. Это спрос на предметы рос­коши.

3. До определенного уровня дохода спрос неэластичен по до­ходу, после определенного уровня дохода эластичность спроса становится отрицательной, т.е. с ростом дохода спрос на этот товар уменьшается. (Например, вареная кол­баса с ростом дохода будет заменяться ветчиной или коп­ченой колбасой.) Такие товары называют низкокачествен­ными, т.е. такими, которые при высоком уровне дохода могут быть заменены другими.

Перекрестная эластичность спроса — это степень чувстви­тельности спроса на определенный товар к изменению цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности по­казывает, на сколько процентов изменится спрос на товар А при изменении цена на товар В на 1%:

_ Относительное изменение объема спроса на товар А Относительное изменение цены товара В

Е ДО^др^ или Ex=^.i

где AQDA, QDA - изменение объема спроса и объем спроса на товар А;

АРВ, Рв — изменение и цена товара В.

Перекрестная эластичность может быть:

1. Отрицательнойх < 0) в случае, если рост цены на товар В приведет к сокращению спроса на товар А. В этом слу­чае товары А и В - взаимодополняемые (автомобиль и бен­зин, фотоаппарат и фотопленка, туристические путевки и железнодорожные билеты).

2. Положительнойх > 0). Тогда товары А и В - взаимоза­меняемы (конфеты и торты, мыло и шампуни, чай и кофе).

3. Нулевая или близкая к нулюх = 0), т.е. изменение цены товара В никак или очень мало отразится на спросе на то­вар А. Такие товары называются независимыми, или нейт­ральными (шляпы и ботинки).


Эластичность предложения — интенсивность реакции пред­ложения на изменение цены. Коэффициент эластичности пред­ложения по цене рассчитывается по такой же формуле, но в отличие от коэффициента эластичности спроса он всегда име­ет положительное значение, поскольку цена и предложения все­гда изменяются в одном и том же направлении — при росте цены растет и предложение товаров. На рис. 12 показаны все основные типы эластичности предложения.


 

Es = 0 ES<1 У Es=l Es= + °°
    D -------------- ъ-

Рис. 12. Графики основных типов эластичности предложения

Предложение неэластично, если изменение цены не вызы­вает изменения предложения.

Предложение считается абсолютно эластичным, когда ма­лейшее уменьшение цены товара (Р) вызывает сокращение предложения (Q) до нуля, а малейшее увеличение цены вызы­вает рост предложения.

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность пред­ложения, является количество иремени, имеюще еся у произво- дителя для реакции на изменение цены продукта. Чем больше времени для приспособления, тем выше эластичность предло­жения, что связано с определенной мобильностью ресурсов.

Эластичность предложения также зависит от способности товара к длительному хранению и стоимости хранения. Для то-


варов, которые не могут храниться долго, эластичность пред­ложения будет низкой.

Все цены на рынке взаимосвязаны. И как мы убедились, рассматривая перекрестную эластичность спроса, цены одних товаров могут влиять на цены других товаров. Существует три основных типа взаимосвязей в системе цен:

1. Эффект дополнения - связь между ценами товаров, кото­рые дополняют друг друга. Цены на взаимодополняющие товары изменяются в противоположных направлениях.

2. Эффект замещения - связь между ценами товаров, которые замещают друг друга по своим потребительским свойствам, т.е. при отсутствии одного товара можно использовать его заменитель. В этом случае цены изменяются в одном на­правлении.

3. Эффект дохода — это связь между ценами не связанных по потребительским свойствам товаров через расходы потре­бителей. Так как доход потребителя всегда ограничен, при повышении цены на товары неэластичного спроса денег на другие товары становится меньше, спрос на них падает, а значит, цена снижается. При понижении цены на товар неэластичного спроса расходы на него уменьшаются, оста­ется больше денег на покупку других товаров, спрос на них повышается, а значит, растут и цены.

Знание всех закономерностей спроса и предложения име­ет очень большое значение для любого бизнесмена даже в том случае, если он не знает точно кривую спроса на свой товар.







Date: 2015-07-01; view: 883; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию