Товарно-рыночного хозяйства
Конкуренция — жизнь торговли и смерть торговцев.
Элберт Хаббард
Там, где нет конкуренции, там нет предмета для экономического анализа.
Джон Стюарт Милль
Конкуренция — неотъемлемая черта рыночного хозяйства, играющая важную роль в механизме рыночного регулирования. Конечно, само понятие «конкуренция» не лишено определен-
ной психологической окраски (в обществе, состоящем из пассивных, смирившихся с судьбой людей или людей-аскетов, вряд ли возникли бы конкурентные схватки). Но конкуренция в рыночном хозяйстве — экономическая закономерность. Ведь в условиях экономической свободы, когда каждый действует самостоятельно и сам отвечает за результаты своих действий, если ничего не делать в области совершенствования своего производства и своего товара, то разорение (потеря собственности) долго себя ждать не заставит. Таким образом, конкуренция выступает как внешняя принудительная сила, которая заставляет субъектов рынка действовать наиболее рационально. В этом смысле конкуренция объективна, значит, закономерна. Экономической причиной конкуренции является ограниченность ресурсов, порождающая соперничество за право их использования для наивысшего уровня собственного благосостояния.
Конкуренция (от лат. concurrent - сбегаться, сталкиваться) представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг.
Роль конкуренции переоценить сложно. В целом конкуренция — двигатель экономического прогресса:
1. Она мощно стимулирует хозяйственную активность, прогрессивные новшества и повышение качества продукции и вынуждает каждого субъекта хозяйствования напрягать все усилия в поисках новых способов совершенствования производства, сервиса, качества, снижения издержек, создания прочной репутации у потребителей. Результат всего этого — эффективное развитие производительных сил общества.
2. Конкуренция создает благоприятные условия для потребителей, предоставляя им возможность через свои покупательские предпочтения влиять на качество и цену товаров и услуг.
Конкуренция прошла длительный исторический путь (такой же, как сама рыночная экономика). Формы и методы конкурентной борьбы были самыми разными, в том числе аморальными и криминальными. В нецивилизованных странах сохраняются недостатки конкуренции в виде стремления опорочить конкурентов, нарушения нравственных норм и т.п. В цивилизованных странах возможности этого сильно ограничены законом, моралью, общественным мнением. И если производитель нарушает правовые нормы или хотя бы нравственные, то это для него может обернуться большими потерями.
В конкуренции победителями не могут быть все, но в цивилизованном обществе побежденные имеют право на социальную защиту и новые попытки в предпринимательстве.
В зависимости от способа поведения фирм на рынке конкуренция проявляется в виде двух основных методов конкурентной борьбы:
Ценовая конкуренция — борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и соответственно снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества.
Ценовая конкуренция возможна также без изменения издержек производства путем установления монопольной цены на
продукцию.
Неценовая конкуренция — борьба, которая разворачивается вокруг потребительских свойств товара, качества, ассортимента и условий продажи. Например, повышение технического уровня и новизны товара, создание товаров-субститутов, послепродажное техническое обслуживание, продажа в кредит, реклама.
Развитие товарного производства обусловило изменение форм конкуренции в зависимости от степени воздействия фирм на условия реализации своей продукции на рынке
Чем меньше воздействие отдельных фирм на рынок своей продукции, тем более конкурентным считается рынок.
Date: 2015-07-01; view: 966; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|