Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рыночное равновесие





(механизм функционирования рынка совершенной конкуренции)

До сих пор мы рассматривали, каким образом цена воздей­ствует на спрос, на предложение товара. Но существует и об­ратное: спрос и предложение в свою очередь определяют ры­ночную цену. Реальная купля-продажа товара возможна только при соединении (уравновешивании) спроса и предложения. Товар покупается-продается по некой компромиссной цене, называемой равновесной рыночной ценой. Ценовый уровень, ко­торый оказывается наиболее приемлемым как для производи­телей (продавцов), так и для потребителей, означает, что сумма спроса и предложения уравновешивается. Совместим на одном графике кривые спроса и предложения (рис. 13).


Рис. 13. Состояние равновесия

Цена равновесия — это цена, при которой уравновешивают­ся спрос и предложения (на графике это Р0). Соответствующее этой цене количество покупок и продаж называется равновес­ным (Q0). Но надо иметь в виду и то, что при цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж - такое равен­ство существует при любой цене. При равновесной цене коли­чество продукции, в пределах которого потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать Тому количе­ству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутство­вать тенденция к ее повышению или понижению.

Сравните это с тем, что изучали на уроках физики в школе: «Равновесие - это состояние покоя, в котором находится ка­кое-нибудь тело под воздействием равных, противоположно направленных и потому взаимно уничтожающих сил». Анало­гично спрос и предложение, являясь противоположными рыноч­ными силами, в точке равновесия нейтрализуют друг друга. В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Однако это взаи­мное приспособление спроса и предложения недолговечно. Как только уравновешивающие его факторы изменятся, не станет и ситуации равновесия. Состояние равновесия неустойчиво.


Что же будет происходить, если цена окажется ниже или выше равновесной?

Если цена будет ниже равновесной, то возникнет избыток спроса. Допустим, реальная рыночная цена (Р,) оказалась ниже цены равновесия (Р0) (рис. 14), по этой цене объем спроса до­стигает значения QD', а объем предложения — Qs'., QD' > Qs', возникает дефицит AQD = QD' - Q/, AQD = - AQS.


ложения - Qs'. QD' < Qs'. Возникнет избыток предложения (AQS), или затоваривание. Всю произведенную продукцию про­дать по цене Р, не удастся. Возникает конкуренция уже между производителями. Каждый производитель будет стремиться про­дать большее количество своей продукции по сравнению с кон­курентами. Самый простой'способ это сделать — снизить цену.


 



Р. Ро


 

 

I S'/    
\ D / / / / AQS S  
:У] \. R jSa   D -------- ^»
I s i i    

Qd' Qo Qs'


Рис. 15. Избыток предложения. Затоваривание


Рис. 14. Избыток спроса. Дефицит

Всем желающим купить товар по цене Р, его не хватает. Возникнет конкуренция среди покупателей, выражающаяся в очередях, ограниченном потреблении и др. Цена вскоре пойдет вверх, так как в ситуации дефицита покупатели готовы запла­тить и более высокую цену за товар, лишь бы получить товар, которого для всех желающих не хватает при этой цене. Рост цены будет продолжаться до тех пор, пока не установится рав­новесие, т.е. пока AQD = 0.

Равновесие на рынке может быть достигнуто и другим пу­тем: сокращением в целом спроса на данный товар (сдвиг кри­вой спроса влево, в положение D'D')-

Если реальная рыночная цена (Р,) выше равновесной (Р0) (рис. 15), то объем спроса составит величину QD', а объем пред-


Есть, однако, и другой путь, благодаря которому устано­вится равновесие, но на новом уровне, - уменьшить все пред­ложения (сдвиг кривой SS влево в положение S'S')- Мы уже знакомились с факторами, оказывающими воздействие на пред­ложение в целом (см. раздел 1.4).

Рыночное равновесие может нарушаться вследствие изме­нения вкусов и предпочтений потребителей, их доходов, техно­логии производства товаров, цен на другие товары и т.д. (т.е. детерминанты спроса и предложения сдвигают кривую спроса и кривую предложения). В результате под воздействием рыноч­ного механизма (действие законов спроса, предложения и кон­куренции) устанавливаются новые равновесные параметры (Р0 и Q0). Если отклонение от равновесного состояния приводит к возвращению в это же состояние, то такое равновесие являет­ся стабильным. Неустойчивое равновесие — это такое состоя-



 




ние, отклонение от которого не приводит к возвращению в это состояние. Следствием неустойчивости равновесия является не­совпадение спроса и предложения в течение более или менее продолжительного периода. Характер отклонений объемов спроса и предложения от равновесных и цен — от равновесных может быть разным. В зависимости от этого выделяют два ос­новных типа рынка:

рынок потребителя (покупателя), на котором предложение устойчиво превышает спрос;

рынок производителя (продавца), на котором спрос устой­чиво превышает предложение.

На рынке потребителя конкурируют друг с другом произ­водители, стараясь наилучшим образом удовлетворить потреб­ности покупателя: На рынке производителя конкурируют друг с другом потребители за свой товар, удовлетворяющий потреб­ности.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова по А. Смиту историческая последовательность воз­никновения разделения труда, обмена и рыночного хозяй­ства?

2. Чем отличаются натуральное и товарное хозяйства?

3. Дайте определение рынка.

4. Перечислите виды рынков.

5. Перечислите принципы рынка.

6. Что такое рыночная инфраструктура? Чем торгуют на то­варной бирже?

7. Дайте определение товара (марксистское и неоклассичес­кое).

8. Назовите свойства товара.

9. В чем состоит двойственный характер труда, заключенно­го в товаре?

 

10. Поясните категорию предельной полезности и сущность теории предельной полезности.

11. Что понимается под ценой товара (марксистская и маржи -налистская концепции)?

12. В чем сущность денег и каковы их функции?

13. Напишите количественное уравнение обмена.

14. Что такое спрос и в чем сущность закона спроса?

15. Что такое предложение и в чем сущность закона предло­жения?


 

16. Перечислите детерминанты спроса и предложения.

17. Что выражается понятием эластичность спроса и эластич­ность предложения?

18. Что такое равновесная цена?

19. Какое значение имеют коэффициенты эластичности спро­са по доходу для фирмы?

20. Функция спроса имеет вид D = 30 — 5 р, а функция пред­ложения S = — 5 + 2 р. Определите:

а) цену равновесия и объем продаж;

б) как изменится спрос и предложение, если установится
цена, равная 4 ед.?

в) что произойдет с объемом продаж, если установится
цена на уровне 6 ед.?

21. В результате повышения цены товара с 5 денежных единиц
до 7 объем спроса сократился с 9 млн денежных единиц до
7 млн денежных единиц. Определите эластичность спроса
по цене.

22. «Приключения Шерлока Холмса» А. Конан Дойля и «Бо­
гатство народов» А. Смита имеют коэффициент перекрест­
ной эластичности:

а) близкий к 1;

б) с отрицательным знаком;

в) стремящийся к бесконечности;

г) близкий к нулю.

23. Перекрестная эластичность спроса характеризует влияние:

а) цены одного товара на изменение цены другого товара;

б) изменение цены одного товара на изменение величины
спроса другого блага;

в) цены одного товара на изменение предложения другого
блага.

24. Фотоаппараты и фотопленка — сопутствующие товары.
Коэффициент эластичности на фотопленку по цене фото­
аппарата равен 2. Как изменится (на сколько процентов)
спрос на пленку, если цена фотоаппарата снизится на 15%?


25. Если эластичность спроса на картофель равна 0,4, а спрос
на картофель претерпевает изменения, то как изменится
цена на картофель при увеличении продаж на 12%?

Блицопрос (да/нет)

1. С ростом дохода потребителя кривая спроса по цене на красную икру будет смещаться вправо.


 




2. Крупный неурожай картофеля в стране приводит к сдвигу кривой спроса на картофель вправо.

3. Спрос на мармелад более эластичен, чем на сахар.

4. Рыночное равновесие наступает тогда, когда цена, по ко­торой продавец продает свой товар, равна цене, по кото­рой покупатель его покупает.

5. В условиях рыночной экономики равновесная цена уста­навливается всегда.

6. Спрос является неэластичным по цене, когда процентное изменение величины спроса больше процентного измене­ния цены товара.

7. Уменьшение цен на пирожки приведет к сдвигу вправо кривой спроса на пирожки.

8. От менее эластичного блага потребителю труднее отказать­ся, чем от более эластичного.

9. Закон спроса свидетельствует, что увеличение цены во всех случаях приводит к уменьшению величины спроса на дан­ное благо.

10. Сдвиг кривой предложения вправо означает, что произво­дители предлагают большее количество продукта при каж­дом уровне цен.

Литература

1. Амосова В.В. Гукасьян P.M., Маховикова Г.А. Экономичес­кая теории. - СПб.: Питер, 2002. - Гл. 4, 5, 7, 8, 9.

2. Базылев Н.И. Гурко СП., Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебник. ~ М.: ИНФРА-М, 2003. - Гл. 6, 7, 9.

3. Введение в рыночную экономику / Под. ред. А.Я. Ливши­ца, И.Н. Никулиной. — М.: Высшая школа, 1994. - Гл. 3, гл. 10, §5, 6.

4. Курс экономической теории: Учебник. - Изд. 5-е, испр., доп. и перераб. - Киров: АСА, 2005. - Гл. 5. § 1-8.

5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, пробле­мы и политика. В 2 т. / Пер. с англ. - М.: Республика, 1992. -Т. 1. Гл. 4.; Т. 2. Гл.22.

6. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учеб­ник для вузов. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Норма, 2005. - Гл. 2. § 1, 2; гл. 3. § 1, 2,4.

7. Современная экономика. Лекционный курс. — Изд. 6-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д, Феникс, 2003. - Лекции 3, 5, 7, 8.


 

8. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и при­менение. - М.: Финансы и статистика, 1992. - Т. 1. С. 146, 159, 161.

9. Хейне П. Экономический образ мышления. - М-: Эконо­мика, 1991. С. 62.

10. Экономика: Учебник/А.И. Архипов [и др.]/Под ред. АИ. Ар-хипова, А.К. Большакова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - Гл. 3. § 1, 2.

Примерные темы рефератов и докладов

1. Бартер в современной экономике.

2. История русских бирж.

3. Становление и развитие товарного хозяйства в России.

4. Координирующая роль цен.

5. Практическое значение теории эластичности.

Глава 2







Date: 2015-07-01; view: 1847; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию