Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные типы рынка





По степени влияния фирмы на рынок своей продукции различают совершенную и несовершенную конкуренцию и со­ответствующие им типы рыночных структур.

Предпринимателю важно знать основные черты и различия этих типов рынка, потому что одни и те же действия приведут к разным экономическим результатам в зависимости от действу­ющей рыночной модели. Выстраивая собственную экономичес­кую стратегию, адаптированную к условиям конкретного рын­ка, предпринимателю необходимо узнавать модель рынка,

ориентироваться в ней.

Совершенная конкуренция - это экономическая модель, в которой никто не может воздействовать на рыночную цену по­купаемого или продаваемого товара.

Отличительные черты совершенно конкурентного рынка: • число фирм на рынке очень большое;


• продукция конкурирующих между собой фирм однородна
(стандартизована); больших различий в уровне качества
нет;

\У* контроль над ценами отсутствует, поскольку каждая фир­ма производит очень незначительную часть общего объема производства. Цена стихийно формируется рынком, а про­изводителю остается только «согласиться» с ценой. Устано­вить цену выше сложившейся рыночной нельзя, потому что по такой цене ничего не купят, установить цену ниже ры­ночной невыгодно, так как уменьшится прибыль фирмы;

• условия вступления или выхода из отрасли легкие, нет ка­
ких-либо серьезных правовых, организационных, финансо­
вых, технологических ограничений.

Рассматривая действие экономических законов рынка, мы имели в виду как раз такой тип рынка - чистую (совершенную) конкуренцию.

Черты чистой конкуренции сегодня характерны в основном для мелкого сельского хозяйства, фондовой биржи, рынка ино­странных валют. Примером такого рынка является рынок зер­на, мировые цены на которое устанавливаются на Чикагской зерновой бирже. Аргентинский фермер, открывая газету или включая компьютер, может узнать, по какой цене ему придет­ся продавать свою продукцию.

Монополистическая конкуренция, олигополия и абсолют­ная (чистая) монополия отличаются несовершенством конку­ренции.

Несовершенная конкуренция - это такая экономическая ситуация, в которой фирма обладает определенной властью над ценой.

Монополистической считается конкуренция, если:

• число производителей и продавцов относительно большое, но оно на несколько порядков меньше количества фирм в условиях чистой конкуренции;

• фирм достаточно много, поэтому доля каждой в общем объеме рынка невелика;

• контроль каждой фирмы над ценой небольшой, он огра­ничен;

• производится дифференцированная продукция. Дифференциация проявляется:

• по качеству (функциональные параметры, материалы, от­дельные детали, дизайн, исполнение, надежность работы и

др.);


 

• по условиям продажи (качество и скорость обслуживания, сервис);

• по размещению продукта и степени его доступности поку­пателям (месторасположение магазина или торгового цен­тра, время работы и др.);

• мнимые различия (применение различной упаковки, ис­пользование известных торговых знаков, реклама).

С точки зрения покупателя даже один и тот же сорт баноч­ного пива может быть дифференцированным: например, если покупатель привык покупать его у симпатичной продавщицы;

• ценовая и неценовая конкуренция;

• относительная легкость вступления фирм в отрасль. Признаки монополистической конкуренции в наиболее

чистом виде наблюдаются в розничной торговле и легкой про­мышленности. Небезынтересно узнать, что в США производит­ся и продается 500 видов горчицы, 4 тыс. видов консервиро­ванной кукурузы и т.п.

Олигополия (дословно — «несколько продавцов»), отлича­ется следующим:

• на рынке доминирует относительно малое число крупных фирм. Их количество изменяется от 2 до 20. Однако для разных отраслей производства число фирм отрасли может различаться. Например, в автомобильной промышленнос­ти США доминируют три фирмы — «Форд», «Дженерал мо­торе» и «Крайслер», в то же время 10—15 заправочных стан­ций могут поделить рынок в среднем городе;

• производимые продукты могут быть стандартизированны­ми и дифференцированными. Как правило, стандартизи­рованы сырье, материалы, машины и оборудование, а диф­ференцированы потребительские товары;

• степень контроля над ценой высока. Выделяются разнооб­разные формы контроля над ценой. Одна из них - тайный сговор, или скрытое соглашение между олигопольными фирмами о фиксации цен, разделении рынка.

Если между олигополитами нет тайного сговора по ценам, то координация ценового поведения — лидерство в ценах. В случае понижения цены конкуренты будут следовать примеру сделавшей это фирмы (не давая ей, таким образом, увеличить объем продаж за свой счет), в случае же повышения цены — игнорировать ее (вытесняя конкурента с рынка, увеличивая объем продаж за его счет). Но это всего лишь логическое пред­положение. Ответная реакция конкурентов не поддается детер-


минированию. Однозначно предсказать ответ соперничающих фирм невозможно;

• ценовые отношения, как правило, сочетаются с неценовой конкуренцией, возможность которой подкреплена финан­совыми возможностями олигополистов. Неценовая кон­куренция типична, и особенно при дифференциации про­дукта;

• при вхождении в отрасль фирмам приходится преодолевать существенные препятствия (барьеры):

а) эффект масштаба, согласно которому для низких издер­
жек на единицу продукции необходимо быть крупным
производителем. Таким образом, вступление в отрасль ог­
раничивается нижним порогом требующегося капитала;

б) контроль над стратегическим сырьем;

в) расходы на рекламу.

Олигополия типична в производстве важнейших металлов, машиностроении, электротехнике, электронной промышлен­ности.

Чистая (абсолютная) монополия (от греч. «один продаю») — антипод чистой конкуренции. Под монополией принято пони­мать рыночную структуру, отвечающую следующим условиям:

• выпуск товара всей отраслью контролируется лишь одним продавцом этого товара, который называется монополис­том. Иными словами, фирма-монополист является един­ственным производителем товара и олицетворяет собой всю отрасль;

• производимый монополией товар является особым в сво­ем роде и не имеет близких, родственных заменителей. Соответственно спрос на товар при изменении цен на то­вары иных отраслей меняется незначительно, а поэтому пе­рекрестная эластичность спроса монополизированного то­вара и продуктов иных отраслей экономики очень низкая;

• монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм. Вступление в монопольную отрасль блокировано экономическими, финансовыми, правовыми, технологичес­кими и другими преградами;

• неиеновая конкуренция не ведется. В основном проводит­
ся работа, рекламирующая лояльность монополии по от­
ношению к общественным организациям и потребителям.
Черты чистой монополии можно наблюдать у местных пред­
приятий общественного пользования, в небольших населенных
пунктах с одним универмагом, одной телефонной станцией и т.д.


Кроме основных типов рыночных структур, существует еще

множество других.

Монопсония возникает при наличии на рынке лишь одного покупателя. Например, предприятия — производители вооруже­ния продают его единственному отечественному покупателю —

государству.

Дуополия наблюдается при условии функционирования на

рынке лишь двух монополий.

Двухсторонняя монополия имеет место, когда на рынке стал­киваются монополист-продавец и монополист-покупатель.

Доминирующее положение фирмы-монополиста на рынке определенных товаров дает ей возможность устанавливать мо­нопольные цены (завышенные при продаже и заниженные при покупке товаров) и благодаря этому получать сверхприбыли.

Монополист имеет возможность намеренно сокращать ко­личество своих продаж, создавая тем самым искусственный де­фицит на рынке, и добиваться повышения цены.

Монопсонист, напротив, может уменьшить закупки у сво­их поставщиков (например, зерна, масла, картофеля у ферме­ров) и создать для них искусственные трудности сбыта продук­ции, вынудив тем самым снижать цены. Но надо помнить философскую истину, что не всякая возможность становится

действительностью.

В реальной экономике любой страны, как правило, не уда­ется найти в чистом виде только свободную конкуренцию или абсолютную монополию. Но эти два понятия в различных со­четаниях являются основой наиболее типичных рыночных структур.

Date: 2015-07-01; view: 1204; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию