Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные типы рынка
По степени влияния фирмы на рынок своей продукции различают совершенную и несовершенную конкуренцию и соответствующие им типы рыночных структур. Предпринимателю важно знать основные черты и различия этих типов рынка, потому что одни и те же действия приведут к разным экономическим результатам в зависимости от действующей рыночной модели. Выстраивая собственную экономическую стратегию, адаптированную к условиям конкретного рынка, предпринимателю необходимо узнавать модель рынка, ориентироваться в ней. Совершенная конкуренция - это экономическая модель, в которой никто не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара. Отличительные черты совершенно конкурентного рынка: • число фирм на рынке очень большое; • продукция конкурирующих между собой фирм однородна \У* контроль над ценами отсутствует, поскольку каждая фирма производит очень незначительную часть общего объема производства. Цена стихийно формируется рынком, а производителю остается только «согласиться» с ценой. Установить цену выше сложившейся рыночной нельзя, потому что по такой цене ничего не купят, установить цену ниже рыночной невыгодно, так как уменьшится прибыль фирмы; • условия вступления или выхода из отрасли легкие, нет ка Рассматривая действие экономических законов рынка, мы имели в виду как раз такой тип рынка - чистую (совершенную) конкуренцию. Черты чистой конкуренции сегодня характерны в основном для мелкого сельского хозяйства, фондовой биржи, рынка иностранных валют. Примером такого рынка является рынок зерна, мировые цены на которое устанавливаются на Чикагской зерновой бирже. Аргентинский фермер, открывая газету или включая компьютер, может узнать, по какой цене ему придется продавать свою продукцию. Монополистическая конкуренция, олигополия и абсолютная (чистая) монополия отличаются несовершенством конкуренции. Несовершенная конкуренция - это такая экономическая ситуация, в которой фирма обладает определенной властью над ценой. Монополистической считается конкуренция, если: • число производителей и продавцов относительно большое, но оно на несколько порядков меньше количества фирм в условиях чистой конкуренции; • фирм достаточно много, поэтому доля каждой в общем объеме рынка невелика; • контроль каждой фирмы над ценой небольшой, он ограничен; • производится дифференцированная продукция. Дифференциация проявляется: • по качеству (функциональные параметры, материалы, отдельные детали, дизайн, исполнение, надежность работы и др.);
• по условиям продажи (качество и скорость обслуживания, сервис); • по размещению продукта и степени его доступности покупателям (месторасположение магазина или торгового центра, время работы и др.); • мнимые различия (применение различной упаковки, использование известных торговых знаков, реклама). С точки зрения покупателя даже один и тот же сорт баночного пива может быть дифференцированным: например, если покупатель привык покупать его у симпатичной продавщицы; • ценовая и неценовая конкуренция; • относительная легкость вступления фирм в отрасль. Признаки монополистической конкуренции в наиболее чистом виде наблюдаются в розничной торговле и легкой промышленности. Небезынтересно узнать, что в США производится и продается 500 видов горчицы, 4 тыс. видов консервированной кукурузы и т.п. Олигополия (дословно — «несколько продавцов»), отличается следующим: • на рынке доминирует относительно малое число крупных фирм. Их количество изменяется от 2 до 20. Однако для разных отраслей производства число фирм отрасли может различаться. Например, в автомобильной промышленности США доминируют три фирмы — «Форд», «Дженерал моторе» и «Крайслер», в то же время 10—15 заправочных станций могут поделить рынок в среднем городе; • производимые продукты могут быть стандартизированными и дифференцированными. Как правило, стандартизированы сырье, материалы, машины и оборудование, а дифференцированы потребительские товары; • степень контроля над ценой высока. Выделяются разнообразные формы контроля над ценой. Одна из них - тайный сговор, или скрытое соглашение между олигопольными фирмами о фиксации цен, разделении рынка. Если между олигополитами нет тайного сговора по ценам, то координация ценового поведения — лидерство в ценах. В случае понижения цены конкуренты будут следовать примеру сделавшей это фирмы (не давая ей, таким образом, увеличить объем продаж за свой счет), в случае же повышения цены — игнорировать ее (вытесняя конкурента с рынка, увеличивая объем продаж за его счет). Но это всего лишь логическое предположение. Ответная реакция конкурентов не поддается детер- минированию. Однозначно предсказать ответ соперничающих фирм невозможно; • ценовые отношения, как правило, сочетаются с неценовой конкуренцией, возможность которой подкреплена финансовыми возможностями олигополистов. Неценовая конкуренция типична, и особенно при дифференциации продукта; • при вхождении в отрасль фирмам приходится преодолевать существенные препятствия (барьеры): а) эффект масштаба, согласно которому для низких издер б) контроль над стратегическим сырьем; в) расходы на рекламу. Олигополия типична в производстве важнейших металлов, машиностроении, электротехнике, электронной промышленности. Чистая (абсолютная) монополия (от греч. «один продаю») — антипод чистой конкуренции. Под монополией принято понимать рыночную структуру, отвечающую следующим условиям: • выпуск товара всей отраслью контролируется лишь одним продавцом этого товара, который называется монополистом. Иными словами, фирма-монополист является единственным производителем товара и олицетворяет собой всю отрасль; • производимый монополией товар является особым в своем роде и не имеет близких, родственных заменителей. Соответственно спрос на товар при изменении цен на товары иных отраслей меняется незначительно, а поэтому перекрестная эластичность спроса монополизированного товара и продуктов иных отраслей экономики очень низкая; • монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм. Вступление в монопольную отрасль блокировано экономическими, финансовыми, правовыми, технологическими и другими преградами; • неиеновая конкуренция не ведется. В основном проводит Кроме основных типов рыночных структур, существует еще множество других. Монопсония возникает при наличии на рынке лишь одного покупателя. Например, предприятия — производители вооружения продают его единственному отечественному покупателю — государству. Дуополия наблюдается при условии функционирования на рынке лишь двух монополий. Двухсторонняя монополия имеет место, когда на рынке сталкиваются монополист-продавец и монополист-покупатель. Доминирующее положение фирмы-монополиста на рынке определенных товаров дает ей возможность устанавливать монопольные цены (завышенные при продаже и заниженные при покупке товаров) и благодаря этому получать сверхприбыли. Монополист имеет возможность намеренно сокращать количество своих продаж, создавая тем самым искусственный дефицит на рынке, и добиваться повышения цены. Монопсонист, напротив, может уменьшить закупки у своих поставщиков (например, зерна, масла, картофеля у фермеров) и создать для них искусственные трудности сбыта продукции, вынудив тем самым снижать цены. Но надо помнить философскую истину, что не всякая возможность становится действительностью. В реальной экономике любой страны, как правило, не удается найти в чистом виде только свободную конкуренцию или абсолютную монополию. Но эти два понятия в различных сочетаниях являются основой наиболее типичных рыночных структур. Date: 2015-07-01; view: 1288; Нарушение авторских прав |