Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Спрос и полезность. Потребительское равновесие
В главе I мы имели возможность увидеть, какое важное значение для анализа рынка и тенденций изменения рыночной ситуации имеют спрос и предложение. Поэтому логично задаться вопросами, как формируется спрос на данный товар, каково поведение потребителя, каким образом осуществляется потребительский выбор.
Теперь попытаемся объяснить уже известную кривую рыночного спроса через логику потребительского выбора. В исследование закономерностей изменения спроса и мотивов выбора потребителей свой вклад внесли маржиналисты, предложившие концепцию предельной полезности и теорию потребительского поведения (выбора). Потребительское поведение — это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги. Модель поведения потребителя построена на следующих предположениях: 1. Потребитель действует в условиях ограниченных возможностей, поэтому его решения — это альтернативный выбор из заданного набора вариантов. 2. Цель потребителя — получить максимальное удовлетворение в результате потребления товара. 3. Поведение потребителя рационально, т.е. он оценивает все ограничения и выбирает наилучший вариант достижения своих целей. Это означает, что потребитель принимает экономическое решение. Современная наука определяет поведение потребителя с помощью теории предельной полезности и методом кривых безразличия. Полезность — субъективное удовлетворение, польза от потребления товара. Сам термин «полезность» впервые ввел в научный обиход английский философ И. Бентам (1748—1832). А на связь между полезностью и ценой впервые указал английский ученый-экономист У. Джевонс (1835-1882), выдвинувший концепцию предельной полезности и доказавший, что именно она имеет отношение к рыночной цене. Дать количественную оценку полезности очень трудно, ведь полезность - понятие субъективное. В экономической теории сложилось два подхода к измерению полезности: 1) Кардиналистский подход, предполагающий абсолютно точ-. ное количественное определение величины полезности, используя условную единицу измерения полезности «ютиль» (от англ. — utility — полезность). 2) Ординалистский подход, который допускает определенное ранжирование, построение ряда товаров по принципу предпочтения. Потребитель не может точно судить о количественных размерах порядковых номеров товаров, но может сказать о степе- ни важности их относительно друг друга, например, первый товар предпочтительнее второго, второй — предпочтительнее третьего и т.д. Современные экономисты понимают полезность как то, что отражает ранжирование предпочтений. В последнее время некоторые экономисты на Западе пытаются реанимировать кардиналистский подход. Какие виды оценок важны для потребителей? Это два вида полезности товара — общая и предельная. Общая полезность — мера общего удовлетворения, полученного от потребления товара или набора товаров и услуг за данный период времени. Проще - это совокупная полезность от потребления всех единиц блага. Общая полезность обозначается «TU» (Total utility). Предельная полезность товара — дополнительная полезность от потребления каждой последующей единицы блага. Или это прирост общей полезности, вызванный изменением в потреблении данного товара на 1 ед. при условии, что потребление других товаров остается неизменным. Предельная полезность обозначается MU (Marginal Utility). Алгебраическое выражение предельной полезности-товара X выглядит так: где DTUX — приращение общей полезности; DQX - увеличение количества потребляемого блага. Можно общую и предельную полезность выразить через друг друга. Общая полезность представляет собой сумму предельных полезностей потребленных единиц блага: TU = MU, + MU, +... MU. А предельная полезность есть прирост общей полезности, или дополнительная полезность: MU = TU - TU,. Потребляя последовательно единицы (порции, части, кг, штуки и т.д.) какого-либо товара, потребитель будет испытывать от каждой последующей единицы все меньшее удовольствие, потому что потребность постепенно насыщается и в конце концов наступает предел этому насыщению. Таким образом, предельная полезность данного товара будет уменьшаться по мере увеличения его потребления. Экономисты в этом случае говорят, что действует закон уменьшающейся предельной полезности. Например, если потребление первого пирожного принесет 5 Экономическая теория 1^9 полезность 10 ютилей, второго — уже 7, третьего — 4, четвертого — 1 ютиль. Итак, чем больше количество потребляемых благ, тем меньше предельная полезность, получаемая в результате потребления каждой новой единицы. Графически можно представить этот закон, если будем оценивать полезность в условных единицах (может быть использована и денежная оценка) и будем их откладывать по оси ординат, а по оси абсцисс отложим количество потребляемого блага (рис. 16). MU, усл. ед. 10 9 8 7 6 5 4 3 J____ i___ i 0 1 2 3 4 5 Q, шт. Рис. 16. Принцип убывания предельной полезности Теперь подумаем, как будет действовать покупатель, который хочет получить максимальную пользу, исходя из ограниченных средств и существующих цен на товары. Потребитель, как мы знаем, действует рационально, поэтому он будет, прислушиваясь к субъективным ощущениям, изменять набор продуктов до тех пор, пока это обеспечивает ему прирост полезности. И если в конце концов, отказываясь от очередной единицы товара А в пользу товара В, он не сможет увеличить общую полезность, это означает достижение точки равновесия. Итак, точка потребительского равновесия означает, что общая полезность в рамках данного бюджета не может быть увеличена и потребитель перестает что-либо менять в своем потреблении. Это происходит тогда, когда предельная полезность, получаемая в расчете на рубль, потраченный на один товар, становится равной предельной полезности, получаемой на рубль, потраченный на другой товар. В этом проявляется действие закона равных предельных полезностей: Предельная полезность товара А Предельная полезность товара В Цена товара А Цена товара В Закон равных предельных полезностей — товар пользуется повышенным спросом до тех пор, пока предельная полезность, приходящаяся на одну затраченную денежную единицу, не становится равной предельной полезности других товаров на одну денежную единицу:
ми, ми, ми, ми„ — = Средняя MU на 1 руб. р2 Устойчивая тенденция падения предельной полезности помогает более глубоко познать закон спроса. Поскольку предельная полезность падает, то следующий рост покупок приносит потребителю соответственно меньше и меньше дополнительного удовлетворения. Значит, потребитель будет желать платить все меньше и меньше последовательно за вторую, затем за третью и т.д. единицы товара или услуги. Для реализации большего количества товара цены на них должны понижаться так, чтобы соответствовать падению прироста удовлетворения потребителя. Date: 2015-07-01; view: 1327; Нарушение авторских прав |