Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спрос и полезность. Потребительское равновесие





В главе I мы имели возможность увидеть, какое важное значение для анализа рынка и тенденций изменения рыночной ситуации имеют спрос и предложение. Поэтому логично задать­ся вопросами, как формируется спрос на данный товар, како­во поведение потребителя, каким образом осуществляется по­требительский выбор.


 




Теперь попытаемся объяснить уже известную кривую ры­ночного спроса через логику потребительского выбора. В иссле­дование закономерностей изменения спроса и мотивов выбора потребителей свой вклад внесли маржиналисты, предложившие концепцию предельной полезности и теорию потребительского поведения (выбора).

Потребительское поведение — это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги.

Модель поведения потребителя построена на следующих предположениях:

1. Потребитель действует в условиях ограниченных возмож­ностей, поэтому его решения — это альтернативный выбор из заданного набора вариантов.

2. Цель потребителя — получить максимальное удовлетворе­ние в результате потребления товара.

3. Поведение потребителя рационально, т.е. он оценивает все ограничения и выбирает наилучший вариант достижения своих целей. Это означает, что потребитель принимает эко­номическое решение.

Современная наука определяет поведение потребителя с помощью теории предельной полезности и методом кривых без­различия.

Полезность — субъективное удовлетворение, польза от по­требления товара.

Сам термин «полезность» впервые ввел в научный обиход английский философ И. Бентам (1748—1832). А на связь между полезностью и ценой впервые указал английский ученый-эко­номист У. Джевонс (1835-1882), выдвинувший концепцию пре­дельной полезности и доказавший, что именно она имеет от­ношение к рыночной цене.

Дать количественную оценку полезности очень трудно, ведь полезность - понятие субъективное. В экономической теории сложилось два подхода к измерению полезности:

1) Кардиналистский подход, предполагающий абсолютно точ-. ное количественное определение величины полезности, ис­пользуя условную единицу измерения полезности «ютиль» (от англ. — utility — полезность).

2) Ординалистский подход, который допускает определенное ранжирование, построение ряда товаров по принципу пред­почтения.

Потребитель не может точно судить о количественных раз­мерах порядковых номеров товаров, но может сказать о степе-


ни важности их относительно друг друга, например, первый товар предпочтительнее второго, второй — предпочтительнее третьего и т.д. Современные экономисты понимают полезность как то, что отражает ранжирование предпочтений. В последнее время некоторые экономисты на Западе пытаются реанимиро­вать кардиналистский подход. Какие виды оценок важны для потребителей? Это два вида полезности товара — общая и пре­дельная.

Общая полезность — мера общего удовлетворения, получен­ного от потребления товара или набора товаров и услуг за дан­ный период времени. Проще - это совокупная полезность от потребления всех единиц блага. Общая полезность обозначает­ся «TU» (Total utility).

Предельная полезность товара — дополнительная полез­ность от потребления каждой последующей единицы блага. Или это прирост общей полезности, вызванный изменением в по­треблении данного товара на 1 ед. при условии, что потребле­ние других товаров остается неизменным. Предельная полез­ность обозначается MU (Marginal Utility).

Алгебраическое выражение предельной полезности-товара X выглядит так:

где DTUX — приращение общей полезности;

DQX - увеличение количества потребляемого блага.

Можно общую и предельную полезность выразить через друг друга. Общая полезность представляет собой сумму пре­дельных полезностей потребленных единиц блага:

TU = MU, + MU, +... MU.

А предельная полезность есть прирост общей полезности, или дополнительная полезность:

MU = TU - TU,.

Потребляя последовательно единицы (порции, части, кг, штуки и т.д.) какого-либо товара, потребитель будет испыты­вать от каждой последующей единицы все меньшее удовольствие, потому что потребность постепенно насыщается и в конце кон­цов наступает предел этому насыщению. Таким образом, пре­дельная полезность данного товара будет уменьшаться по мере увеличения его потребления. Экономисты в этом случае гово­рят, что действует закон уменьшающейся предельной полезнос­ти. Например, если потребление первого пирожного принесет

5 Экономическая теория 1^9


полезность 10 ютилей, второго — уже 7, третьего — 4, четверто­го — 1 ютиль. Итак, чем больше количество потребляемых благ, тем меньше предельная полезность, получаемая в результате по­требления каждой новой единицы.


Графически можно представить этот закон, если будем оце­нивать полезность в условных единицах (может быть использо­вана и денежная оценка) и будем их откладывать по оси орди­нат, а по оси абсцисс отложим количество потребляемого блага (рис. 16).

MU, усл. ед.

 

10 9

8 7 6

5 4 3

J____ i___ i

0 1 2 3 4 5 Q, шт.

Рис. 16. Принцип убывания предельной полезности

Теперь подумаем, как будет действовать покупатель, кото­рый хочет получить максимальную пользу, исходя из ограничен­ных средств и существующих цен на товары. Потребитель, как мы знаем, действует рационально, поэтому он будет, прислуши­ваясь к субъективным ощущениям, изменять набор продуктов до тех пор, пока это обеспечивает ему прирост полезности. И если в конце концов, отказываясь от очередной единицы това­ра А в пользу товара В, он не сможет увеличить общую полез­ность, это означает достижение точки равновесия.

Итак, точка потребительского равновесия означает, что общая полезность в рамках данного бюджета не может быть увеличена и потребитель перестает что-либо менять в своем


потреблении. Это происходит тогда, когда предельная полез­ность, получаемая в расчете на рубль, потраченный на один товар, становится равной предельной полезности, получаемой на рубль, потраченный на другой товар. В этом проявляется действие закона равных предельных полезностей:

Предельная полезность товара А Предельная полезность товара В

Цена товара А Цена товара В

Закон равных предельных полезностей — товар пользуется повышенным спросом до тех пор, пока предельная полезность, приходящаяся на одну затраченную денежную единицу, не ста­новится равной предельной полезности других товаров на одну денежную единицу:

ц__

ми, ми, ми, ми„

— = Средняя MU на 1 руб.

р2

Устойчивая тенденция падения предельной полезности по­могает более глубоко познать закон спроса. Поскольку предель­ная полезность падает, то следующий рост покупок приносит потребителю соответственно меньше и меньше дополнительно­го удовлетворения. Значит, потребитель будет желать платить все меньше и меньше последовательно за вторую, затем за третью и т.д. единицы товара или услуги. Для реализации большего коли­чества товара цены на них должны понижаться так, чтобы соот­ветствовать падению прироста удовлетворения потребителя.







Date: 2015-07-01; view: 1327; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию