Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рынок как регулятор производство товаров. Сущность принципа «невидимой руки» рынка





.1. Закон стоимости в механизме рынка

Со своей ценой на базар не ездят. Русская пословица

В главе 1 уже говорилось, что рыночная система обладает особым внутренним механизмом саморегулирования производ­ства и сбыта продукции и люди тратят свои силы и ресурсы природы на изготовление именно того, что нужно обществу. Как это происходит? А. Смит установил, что такая координация де­ятельности миллионов людей становится возможной благодаря стремлению человека к выгоде и его склонности к обмену. Эти черты человеческой природы лежат в основе механизма нашей


 


цивилизации, который заставляет людей действовать так, как необходимо обществу. Смит пришел к выводу, что: «невидимая рука» регулирует экономику.

Под невидимой рукой понимают механизм рыночных от­ношений и действие объективных экономических законов. Среди этих законов — закон стоимости, который формирует уровень средних цен, законы спроса и предложения, определя­ющие соотношение денежных и товарных потоков, образую­щихся на рынке.

Сущность закона стоимости заключается в том, что про­изводство и обмен товаров осуществляются на основе их сто­имости, величина которой измеряется общественно необходимы­ми затратами труда. «...Выражение «общественный труд» означает очень многое. Говоря, что стоимость товара определя­ется количеством труда, вложенного в него, или кристаллизо­ванного в нем, мы имеем в виду количество труда, необходи­мое для производства товара при данном состоянии общества, при определенных общественно средних условиях производства, при данном общественно среднем уровне интенсивности и ис­кусности применяемого труда»'.

Естественной мерой труда является рабочее время, причем величина стоимости измеряется общественно необходимым рабо­чим временем, а не индивидуальными затратами труда (в эко­номической литературе употребляется термин «общественно необходимые затраты труда» — ОНЗТ).

Общественно нормальными (или типичными) условиями производства являются те, при которых создается подавляющая часть товаров данного вида. Это, как правило, средние условия; а общественно необходимое время в этих условиях будет сред­ним временем. Хотя при ограниченных природных факторах, например в сельском хозяйстве и добывающих отраслях про­мышленности, общественно нормальными могут быть и худшие условия хозяйствования.

Математик выразит это математической формулой

П

|>,

«*3

1 Маркс К., Энгельс Ф. Поли. собр. соч. - М., 1960. Т. 16.

> 110


где t — общественно необходимое рабочее время;

Q, — количество изделий каждой группы товаропроизводи­телей;

t - индивидуальное рабочее время для производства одного изделия в каждой группе товаропроизводителей;

п - число групп товаропроизводителей.

Общественно необходимое рабочее время выступает в роли своеобразного норматива, который выявляется на рынке и в который товаропроизводители должны укладываться. Лишние затраты труда не создают стоимости, т.е. не признаются обще­ством, отсекаются им. На рынке никто не будет оплачивать фактические затраты труда, превышающие те, в которые обхо­дится производство основной массы товаров данного вида.

Однако в товарном хозяйстве на практике не применяется прямой учет затрат рабочего времени в часах труда на каждый товар. В условиях развивающегося денежного хозяйства закон стоимости проявляет себя как закон цен. Если стоимость про­дукта повышается, то цена, естественно, увеличивается, и на­оборот. Когда рыночная цена товара устанавливается на уров­не общественно необходимых затрат рабочего времени, это экономически заставляет всех производителей реализовать про­дукцию определенного вида не по индивидуальной, а по обще­ственной стоимости. Таким образом, каждый производитель экономически зависит от общественной, т. е. рыночной цены.

Закон стоимости выполняет важные экономические и соци­альные функции, способствующие улучшению экономики1:

Закон стоимости является регулятором товарного производ­ства: он способствует распределению труда по различным от­раслям народного хозяйства в целях лучшего удовлетворения разнообразных общественных потребностей.

О том, как изменяются состав общественных потребностей (точнее, платежеспособный спрос населения) и их размеры, свидетельствует уровень цен на рынке. Если спрос на какой-то товар возрастает, то будут увеличиваться цены, которые превы­сят общественную стоимость данной вещи. Ее станет выгодно изготавливать. Однако если производство превысит платежеспо­собный спрос, то цена упадет ниже общественной стоимости. Производители свернут производство и перейдут в иную отрасль хозяйства, где общественная потребность в товарах не удовлет­воряется. В итоге из всей массы затрачиваемого общественно

1 Борисов Е.Ф. Указ. соч.


необходимого рабочего времени, идущего на удовлетворение всех платежеспособных потребностей, на каждый товар прихо­дится определенная доля этого времени с учетом его полезнос­ти и спроса покупателей.

Закон стоимости выступает стимулятором роста произво­дительности труда. Дело в том, что величина стоимости товара обратно пропорциональна уровню производительности труда, т.е. количеству труда в расчете на единицу продукции. Отдельные производители снижают затраты труда и индивидуальную сто­имость изделий ниже общественной стоимости благодаря вне­дрению новой техники, повышению квалификации и улучшению организации труда. Вместе с тем они стремятся «перехитрить» закон стоимости: продают на рынке более дешевые вещи по обычной цене и таким образом получают дополнительный до­ход. Именно такой выигрыш и побуждает работников увеличи­вать выработку.

Наконец, закон стоимости вызывает социально-экономичес­кое расслоение товаропроизводителей. Это происходит следую­щим образом. Закон стоимости выражает экономическое равен­ство всех производителей: они реализуют товары по одинаковой рыночной стоимости, соответствующей общественно необходи­мому рабочему времени на изготовление изделий определенно­го вида. Между тем такая единая мерка прикладывается к со­вершенно разным работникам, поскольку у них индивидуальная стоимость товара неодинакова. В связи с этим можно выделить три группы товаровладельцев.

В первой группе индивидуальная стоимость продуктов данного вида Си по своему уровню ниже общественной Со, т.е. Си < Со. Здесь, естественно, при реализации товаров по рыноч­ной цене люди обогащаются.

Во второй — основной — группе работников величина ин­дивидуальной стоимости полезных вещей совпадает с общест­венной: Си = Со. Тем самым подтвердились общественно нор­мальные условия производства.

В третьей группе тружеников уровень индивидуальной сто­имости изделий выше общественной: Си > Со. При реализации своих товаров на рынке они не окупают всех своих затрат, мно­гие из них разоряются и терпят банкротство.

Значит, образно говоря, закон стоимости является таким жестким «уравнителем», который заставляет всех людей уклады­ваться в своеобразное прокрустово ложе — общественно необ­ходимые затраты рабочего времени. Тем самым данный закон


вызывает санацию (оздоравливает) товарного хозяйства. Оно избавляется чисто экономическими методами от неэффектив­ных хозяйств, которые не смогли расходовать труд и материаль­ные ресурсы достаточно экономично.

В нашей стране, где не было развитого товарно-рыночно­го хозяйства, полезная роль закона стоимости в повышении эф­фективности общественного производства была парализована. Командно-административная система управления народными хозяйством действовала вопреки этому закону. За счет обще­ственных средств содержались убыточные предприятия и целые отрасли. Их спасала от банкротства затратная система ценооб­разования.

Так, издавна в нашей стране в каждой отрасли на опреде­ленный вид продукции устанавливались не общие цены на уров­не общественно необходимых затрат, а индивидуальные цены на продукцию отдельных предприятий. При этом полностью покрывались чрезмерные затраты труда и материальных ресур­сов на отстающих предприятиях. Доходы же лучших в отрасли предприятий, снизивших индивидуальные производственные расходы по сравнению с общественно нормальными, отрасле­вые министерства изымали, чтобы покрыть убытки плохо ра­ботающих предприятий.

Переход нашей страны к рынку способствует снятию всех преград к осуществлению законов товарного производства и обращения. Антизатратная направленность ценообразования приобретет действенную силу, когда будет налажено нормаль­ное функционирование рынка с его законами.

Date: 2015-07-01; view: 1310; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию