Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Воздействие «эффекта замещения» и «эффекта дохода» на кривую спроса
На рынке уровень цен на товары меняется, уровень доходов потребителя — тоже. Как изменится потребительский выбор, если уровень цен изменится, а уровень дохода останется тот же? Каково будет поведение потребителя, если изменится его доход, а цены будут неизменны? Рассмотрим некоторый товар X и покупателя А. Пусть при цене товара в Рх руб. покупатель А предъявит спрос на Qx единиц товара X. Предположим, что цена товара X изменилась, например снизилась до Рх. Что же тогда произойдет? Ответ для нас очевиден: количество товара X, на которое предъявляет спрос покупатель А, возрастет. Но почему? На совокупном рынке товаров и услуг покупатель А может приобретать не только товар X. Располагая ограниченным бюджетом, он выделяет на приобретение товара X только часть своих средств, а остальное распределяет на приобретение всех остальных благ. Поэтому, чтобы определить реакцию потребителя на уменьшение цены товара X, мы, образно говоря, должны положить на одну чашу весов товар X, а на другую - «все остальные товары и услуги» и выяснить, каким образом изменятся его приоритеты, т.е. желания в приобретении товара X и «всех остальных товаров» (возможности покупателя А не изменятся, так как его бюджет остался таким же) при снижении цены товара X. Реакция потребителя на изменение цен называется эффектом замещения, который показывает, что если для удовлетворения своих желаний покупатели вместо товара X могут использовать другие товары, то при снижении цены Рх товара X они охотнее будут заменять другие товары, которые стали дороже, более дешевым товаром X. Следовательно, при понижении Рх величины QDx возрастут. Например, маргарин и сливочное масло являются товарами-заменителями. Когда цена маргарина повышается, то для домохозяйств сливочное масло становится относительно дешевым и они станут заменять им относительно более дорогой маргарин. Это приведет к увеличению QD масла. Когда цена товара X снижается, то для покупателя А он становится более привлекательным, более доступным, чем «все остальные товары», поэтому потребитель охотнее будет приобретать именно этот товар, «замещая» им «остальные товары». На изменение приоритетов покупателя А оказывает влияние также эффект дохода.
Эффект дохода — это изменение спроса на товар как результат колебания покупательской способности денежного дохода, вызванного, в свою очередь, изменением цен. Сущность его в том, что если цена товара X снижается, то покупателю А требуется выделить на приобретение того же количества товара X меньшую часть своего бюджета. Например, приобретая товар X по цене 20 руб. за 1 кг, покупатель потратил 100 руб. (приобрел 5 кг товара X). Если цена понизится до 10 руб. за кг, то на покупку тех же 5 кг данного товара X покупателю понадобится только 50 руб. Таким образом, при неизменном денежном доходе покупателя А его реальный доход возрос на 50 руб. Как он распорядится этим возросшим доходом? Однозначно сказать нельзя, так как эффект дохода сказывается по-разному для разных покупателей. Для нормальных товаров характерно следующее: часть возросшего реального дохода покупатель пускает на увеличение потребления этих же товаров, т.е. эффект замещения и эффект дохода действуют в одном направлении; если цена товара X снизится, то вследствие увеличения в этой связи реального дохода покупатель А повысит закупки товара X. Это приводит к тому, что при каждой цене товара X он будет предъявлять спрос на большее количество товара X, чем под влиянием только эффекта замещения. Эффект дохода в наибольшей степени сказывается в отношении таких товаров, как продукты питания, одежда, сигареты и т.п., расходы на которые составляют значительную часть в бюджете покупателя (иначе изменение цены товара слабо скажется на реальном доходе покупателя), но одновременно с этим цена единицы товара невелика (покупателю трудно будет увеличить покупки дорогих товаров за счет увеличения реального дохода из-за снижения цены товара). В том случае, когда в результате уменьшения цены товара X высвобождается значительная сумма денег и реальный доход резко возрастает, реакция покупателя А может быть совсем неожиданной. Если товар X будет некачественным товаром, то денежную прибавку покупатель А может пустить на расширение покупок «иных товаров», а не товара X. Наконец, может произойти парадоксальный случай, когда с понижением цены товара X его покупки также понизятся (и наоборот, увеличение цены Рх будет приводить к росту его спроса). Представим такую ситуацию: покупатель А всегда хотел покупать для своих детей виноград как высоковитаминный продукт, но на это не хватало средств. Если вдруг резко упадет цена картофеля, на который покупатель А тратил значительные средства, то он будет в состоянии не только покупать на высвободившиеся деньги виноград, но может также сократить покупку картофеля, чтобы дети ели побольше винограда. Подобный эффект впервые наблюдал английский экономист Гиффен, имя которого данный эффект носит с тех пор. Изучая в конце XIX в. потребление англичан, он обратил внимание на то, что бедняки покупали хлеб в больших количествах тогда, когда цена на него была выше. Это он связывал с тем, что в бюджете бедных семей расходы на хлеб занимали значительную долю. Повышение цен на неэластичный товар (хлеб) приводило к тому, что реальные доходы этих слоев падали, и они вынуждены были отказываться от покупок «остальных товаров», увеличивая потребление хлеба, чтобы просто не умереть с голоду. Поэтому кривая спроса английских бедняков на хлеб в конце XIX в. имела «восходящий» вид. Феномен Гиффена: рост цен на товары первой необходимости может вызвать не сокращение величины спроса на них, а ее увеличение, когда люди отказываются от других покупок и приобретают жизненно важный товар. Эффект Гиффена редко наблюдается в промышленно развитых странах, а товары, на которых он проявляется, носят название гиффеновских товаров. Для последних кривая спроса имеет «восходящий» характер. Теория предельной полезности, кривые безразличия и бюджетная линия, эффект дохода и эффект замещения позволяют лучше понять, как ведет себя на рынке потребитель, произвести более точный анализ спроса и влияние его изменений на рыночное равновесие. Контрольные вопросы и задания 1. Какова взаимосвязь спроса и полезности? 2. Используя кривую спроса, объясните эффекты дохода и замещения. 3. Охарактеризуйте закон убывающей предельной полезности. Покажите его относительность. 4. Что показывают бюджетная линия и кривая безразличия?
5. Чтобы оказаться в положении равновесия, потребитель а) не покупать недоброкачественные товары; б) убедиться, что цены покупаемых товаров пропорцио в) быть уверенным, что цена каждого товара равна пре г) распределять доход таким образом, чтобы последний 6. Предположим, что товары X и Y продаются по цене 50 руб. и 80 руб. соответственно; покупатель тратит весь свой доход на покупку только этих товаров, приобретая, 5 ед. товара X и 8 ед. товара Y. Предельные полезности 5-й ед. товара X и 8-й ед. товара Y равны. Потребление какого товара должен увеличить покупатель, а какого — уменьшить? 7. Одинакова ли предельная полезность купюры в 100 долларов для преподавателя с твердым окладом жалованья и для миллионера из коммерческих структур? Ответ обоснуйте. 8. Попробуйте объяснить с точки зрения теории потребительского поведения рекламу одной из последних моделей автомобиля «мерседес», которая обещает «больще автомобиля за ту же цену». Блицопрос (да/нет) 1. Предельная полезность - это удовлетворение, получаемое ' от последней единицы потребляемого блага. 2. Закон убывающей предельной полезности означает, что полезность, приносимая каждой последующей единицей товара, убывает по мере увеличения количества приобретаемых товаров. 3. Общая полезность растет, когда предельная полезность увеличивается.
4. Потребитель максимизирует полезность, когда его бюджетная линия пересекает кривую безразличия. 5. Чем меньше доход потребителя, тем ниже располагается его бюджетная линия. 6. Сдвиг бюджетной линии происходит вследствие изменений в уровне удовлетворения потребностей.
7. Совокупность кривых безразличия - это карта безразличия. 8. Потребительское равновесие на карте безразличия - это та точка, в которой наклон бюджетной линии равен наклону касательной к ней кривой безразличия. 9. Условие потребительского равновесия заключается в том, что общая полезность товара А равна общей полезности товара В. Ю. Каждая точка, лежащая на кривой безразличии, отражает одинаковый доход потребителя. Литература 1. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховикова ГА. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2002. - Гл. 7. 2. Базылев Н.И., Гурко СП., Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003. - Гл. 10. 3. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономическая теория. - М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998. - Гл. 2, 3. § 3. 4. Курс экономической теории: Учебник. - Изд. 5-е, испр., доп. и перераб. - Киров: АСА, 2005. - Гл. 5. § 9, 10. 5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика/ Пер. с 14-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2004. - Гл. 21. 6. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учеб 2005. - Гл. 3. § 3. 7. Современная экономика: Лекционный курс. - Изд. 6-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - Лекция 4. 8. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. - М.: Финансы и статистика, 1992. - Гл. 3, 4. Примерные темы рефератов и докладов 1. Суверенитет потребителя. 2. Кардиналисты и ординалисты: кто прав? 3. Модель моего потребительского поведения. 4. Реакция потребителя на изменение дохода и цен. 5. Рациональное поведение и личный интерес. 6. Применение модели рационального выбора.
Глава 4 Рынки производственных ресурсов Исследование ресурсного рынка важно по нескольким причинам: 1) именно на ресурсном рынке формируется денежный доход населения страны: предлагая фирмам имеющиеся в их распоряжении ресурсы, домохозяйства получают заработную плату, прибыль, процент и ренту - виды доходов. Следовательно, цены на рынке факторов производства определяют в дальнейшем доход населения и в итоге состояние рынка товаров и услуг; 2) цены на факторы производства показывают, каким образом распределяются в стране ограниченные ресурсы, что позволяет использовать их наиболее эффективно; 3) цены ресурсного рынка, прежде всего заработная плата, вопросы распределения дохода, являются объектом политической борьбы и всегда находятся в центре общественного внимания. 4.1. Особенности формирования спроса и предложения на рынке ресурсов - .. Факторы ^производс тва — это средства, которые игпппкчу-_ ютс я в производстве экономических благ. Классическими Факторами производства являются земля, тр уд, кг*пита" Ру»ь-и_^ 'факторов производства - это прежде всего рынки услуг этих факторов. Когда их покупают, то это означает, что покупают услуги, которые они могут оказать. Так, покупая рабочую силу, предприниматель не становится владельцем живого человека, а лишь получает право на стоимость, которая будет создана в результате его усилий. Покупая капитал или землю, мы не просто запасаемся некоторой суммой денег, оборудованием или участком, мы приобретаем возможность использования их для производства товаров и возрастания стоимости. Разумеется, часть факторов можно купить в прямом смысле слова (исключая, конечно, рабочую силу), т.е. сделать их своими активами, но основное в факторах производства - иметь доступ к их возможным услугам. Рынки факторов производства имеют свою специфику по сравнению с рынками товаров. Рассмотрим особенности спроса и предложения факторов производства: 1. Спрос на землю, труд и капитал является вторичным, про 2. Факторы производства, участвующие в создании товара, • производительность ресурсов (с ростом производительности ресурса спрос на данный ресурс будет возрастать, и наоборот); • цена на товар, производимый с использованием ресурса (если цена на товар растет, спрос на ресурс повышается, и наоборот); • цены на иные ресурсы (см. п. 2, как изменится цена на данный ресурс, будет зависеть от воздействия эффектов замещения и выпуска). Предложение факторов производства формируется под влиянием особенностей реализуемого фактора: 1. Общим для этих рынков является ограниченность всех видов ресурсов, имеющихся в обществе в сравнении с потребностями общества. Сиюминутно увеличить предложение фактора невозможно. 2. Разные факторы производства обладают неодинаковой мобильностью и, как следствие, разной эластичностью предложения. Если фактор мобилен, т.е. легко перемещается из
одной сферы в другую даже под воздействием относительно слабых стимулов, то предложение услуг такого фактора эластично — незначительное повышение цены на него привлечет в данную сферу деятельности достаточное количество ресурсов из других сфер. Если фактор немобилен, т.е. под воздействием даже мощных экономических стимулов он не перемещается из одной сферы в другую, то предложение услуг такого фактора неэластично. 3. Мобильность факторов повышается со временем. Со временем возрастает также общее предложение ресурсов. Теперь перейдем к рассмотрению особенностей рынка труда. Date: 2015-07-01; view: 1226; Нарушение авторских прав |