Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воздействие «эффекта замещения» и «эффекта дохода» на кривую спроса





На рынке уровень цен на товары меняется, уровень дохо­дов потребителя — тоже. Как изменится потребительский вы­бор, если уровень цен изменится, а уровень дохода останется тот же? Каково будет поведение потребителя, если изменится его доход, а цены будут неизменны?

Рассмотрим некоторый товар X и покупателя А. Пусть при цене товара в Рх руб. покупатель А предъявит спрос на Qx еди­ниц товара X. Предположим, что цена товара X изменилась, например снизилась до Рх. Что же тогда произойдет? Ответ для нас очевиден: количество товара X, на которое предъявляет спрос покупатель А, возрастет. Но почему? На совокупном рын­ке товаров и услуг покупатель А может приобретать не только товар X. Располагая ограниченным бюджетом, он выделяет на приобретение товара X только часть своих средств, а остальное распределяет на приобретение всех остальных благ. Поэтому, чтобы определить реакцию потребителя на уменьшение цены товара X, мы, образно говоря, должны положить на одну чашу весов товар X, а на другую - «все остальные товары и услуги» и выяснить, каким образом изменятся его приоритеты, т.е. же­лания в приобретении товара X и «всех остальных товаров» (воз­можности покупателя А не изменятся, так как его бюджет ос­тался таким же) при снижении цены товара X.

Реакция потребителя на изменение цен называется эффек­том замещения, который показывает, что если для удовлетворе­ния своих желаний покупатели вместо товара X могут использо­вать другие товары, то при снижении цены Рх товара X они охотнее будут заменять другие товары, которые стали дороже, более дешевым товаром X. Следовательно, при понижении Рх величины QDx возрастут. Например, маргарин и сливочное мас­ло являются товарами-заменителями. Когда цена маргарина по­вышается, то для домохозяйств сливочное масло становится от­носительно дешевым и они станут заменять им относительно более дорогой маргарин. Это приведет к увеличению QD масла.

Когда цена товара X снижается, то для покупателя А он становится более привлекательным, более доступным, чем «все остальные товары», поэтому потребитель охотнее будет приоб­ретать именно этот товар, «замещая» им «остальные товары».

На изменение приоритетов покупателя А оказывает влия­ние также эффект дохода.


 




Эффект дохода — это изменение спроса на товар как ре­зультат колебания покупательской способности денежного до­хода, вызванного, в свою очередь, изменением цен. Сущность его в том, что если цена товара X снижается, то покупателю А требуется выделить на приобретение того же количества това­ра X меньшую часть своего бюджета. Например, приобретая то­вар X по цене 20 руб. за 1 кг, покупатель потратил 100 руб. (при­обрел 5 кг товара X). Если цена понизится до 10 руб. за кг, то на покупку тех же 5 кг данного товара X покупателю понадо­бится только 50 руб. Таким образом, при неизменном денеж­ном доходе покупателя А его реальный доход возрос на 50 руб. Как он распорядится этим возросшим доходом? Однозначно сказать нельзя, так как эффект дохода сказывается по-разному для разных покупателей.

Для нормальных товаров характерно следующее: часть возросшего реального дохода покупатель пускает на увеличение потребления этих же товаров, т.е. эффект замещения и эффект дохода действуют в одном направлении; если цена товара X снизится, то вследствие увеличения в этой связи реального до­хода покупатель А повысит закупки товара X. Это приводит к тому, что при каждой цене товара X он будет предъявлять спрос на большее количество товара X, чем под влиянием только эф­фекта замещения.

Эффект дохода в наибольшей степени сказывается в отно­шении таких товаров, как продукты питания, одежда, сигареты и т.п., расходы на которые составляют значительную часть в бюджете покупателя (иначе изменение цены товара слабо ска­жется на реальном доходе покупателя), но одновременно с этим цена единицы товара невелика (покупателю трудно будет уве­личить покупки дорогих товаров за счет увеличения реального дохода из-за снижения цены товара).

В том случае, когда в результате уменьшения цены товара X высвобождается значительная сумма денег и реальный доход резко возрастает, реакция покупателя А может быть совсем не­ожиданной. Если товар X будет некачественным товаром, то де­нежную прибавку покупатель А может пустить на расширение покупок «иных товаров», а не товара X.

Наконец, может произойти парадоксальный случай, когда с понижением цены товара X его покупки также понизятся (и на­оборот, увеличение цены Рх будет приводить к росту его спроса).



Представим такую ситуацию: покупатель А всегда хотел покупать для своих детей виноград как высоковитаминный про­дукт, но на это не хватало средств. Если вдруг резко упадет цена картофеля, на который покупатель А тратил значительные сред­ства, то он будет в состоянии не только покупать на высвобо­дившиеся деньги виноград, но может также сократить покупку картофеля, чтобы дети ели побольше винограда.

Подобный эффект впервые наблюдал английский эконо­мист Гиффен, имя которого данный эффект носит с тех пор. Изучая в конце XIX в. потребление англичан, он обратил вни­мание на то, что бедняки покупали хлеб в больших количествах тогда, когда цена на него была выше. Это он связывал с тем, что в бюджете бедных семей расходы на хлеб занимали значи­тельную долю. Повышение цен на неэластичный товар (хлеб) приводило к тому, что реальные доходы этих слоев падали, и они вынуждены были отказываться от покупок «остальных товаров», увеличивая потребление хлеба, чтобы просто не уме­реть с голоду. Поэтому кривая спроса английских бедняков на хлеб в конце XIX в. имела «восходящий» вид.

Феномен Гиффена: рост цен на товары первой необходимо­сти может вызвать не сокращение величины спроса на них, а ее увеличение, когда люди отказываются от других покупок и приобретают жизненно важный товар.

Эффект Гиффена редко наблюдается в промышленно раз­витых странах, а товары, на которых он проявляется, носят название гиффеновских товаров. Для последних кривая спроса имеет «восходящий» характер.

Теория предельной полезности, кривые безразличия и бюд­жетная линия, эффект дохода и эффект замещения позволяют лучше понять, как ведет себя на рынке потребитель, произвес­ти более точный анализ спроса и влияние его изменений на рыночное равновесие.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова взаимосвязь спроса и полезности?

2. Используя кривую спроса, объясните эффекты дохода и замещения.

3. Охарактеризуйте закон убывающей предельной полезнос­ти. Покажите его относительность.

4. Что показывают бюджетная линия и кривая безразличия?


 




5. Чтобы оказаться в положении равновесия, потребитель
должен:

а) не покупать недоброкачественные товары;

б) убедиться, что цены покупаемых товаров пропорцио­
нальны общим полезностям;

в) быть уверенным, что цена каждого товара равна пре­
дельной полезности денег;

г) распределять доход таким образом, чтобы последний
рубль, истраченный на покупку какого-либо товара,
приносил такой же прирост полезностей, как и рубль,
истраченный на покупку другого товара.

6. Предположим, что товары X и Y продаются по цене 50 руб. и 80 руб. соответственно; покупатель тратит весь свой до­ход на покупку только этих товаров, приобретая, 5 ед. то­вара X и 8 ед. товара Y. Предельные полезности 5-й ед. то­вара X и 8-й ед. товара Y равны. Потребление какого товара должен увеличить покупатель, а какого — уменьшить?

7. Одинакова ли предельная полезность купюры в 100 долла­ров для преподавателя с твердым окладом жалованья и для миллионера из коммерческих структур? Ответ обоснуйте.

8. Попробуйте объяснить с точки зрения теории потребитель­ского поведения рекламу одной из последних моделей ав­томобиля «мерседес», которая обещает «больще автомоби­ля за ту же цену».


Блицопрос (да/нет)

1. Предельная полезность - это удовлетворение, получаемое ' от последней единицы потребляемого блага.

2. Закон убывающей предельной полезности означает, что полезность, приносимая каждой последующей единицей товара, убывает по мере увеличения количества приобре­таемых товаров.

3. Общая полезность растет, когда предельная полезность уве­личивается.

 

4. Потребитель максимизирует полезность, когда его бюджет­ная линия пересекает кривую безразличия.

5. Чем меньше доход потребителя, тем ниже располагается его бюджетная линия.

6. Сдвиг бюджетной линии происходит вследствие изменений в уровне удовлетворения потребностей.


 

7. Совокупность кривых безразличия - это карта безразличия.

8. Потребительское равновесие на карте безразличия - это та точка, в которой наклон бюджетной линии равен наклону касательной к ней кривой безразличия.

9. Условие потребительского равновесия заключается в том, что общая полезность товара А равна общей полезности товара В.

Ю. Каждая точка, лежащая на кривой безразличии, отражает одинаковый доход потребителя.

Литература

1. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховикова ГА. Экономичес­кая теория. - СПб.: Питер, 2002. - Гл. 7.

2. Базылев Н.И., Гурко СП., Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003. - Гл. 10.

3. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономическая теория. - М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998. - Гл. 2, 3. § 3.

4. Курс экономической теории: Учебник. - Изд. 5-е, испр., доп. и перераб. - Киров: АСА, 2005. - Гл. 5. § 9, 10.

5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, пробле­мы и политика/ Пер. с 14-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М,

2004. - Гл. 21.

6. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учеб­
ник для вузов. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Норма,

2005. - Гл. 3. § 3.

7. Современная экономика: Лекционный курс. - Изд. 6-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - Лекция 4.

8. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и при­менение. - М.: Финансы и статистика, 1992. - Гл. 3, 4.

Примерные темы рефератов и докладов

1. Суверенитет потребителя.

2. Кардиналисты и ординалисты: кто прав?

3. Модель моего потребительского поведения.

4. Реакция потребителя на изменение дохода и цен.

5. Рациональное поведение и личный интерес.

6. Применение модели рационального выбора.


 




Глава 4

Рынки производственных ресурсов

Исследование ресурсного рынка важно по нескольким при­чинам:

1) именно на ресурсном рынке формируется денежный доход населения страны: предлагая фирмам имеющиеся в их рас­поряжении ресурсы, домохозяйства получают заработную плату, прибыль, процент и ренту - виды доходов. Следо­вательно, цены на рынке факторов производства опреде­ляют в дальнейшем доход населения и в итоге состояние рынка товаров и услуг;


2) цены на факторы производства показывают, каким обра­зом распределяются в стране ограниченные ресурсы, что позволяет использовать их наиболее эффективно;

3) цены ресурсного рынка, прежде всего заработная плата, вопросы распределения дохода, являются объектом поли­тической борьбы и всегда находятся в центре обществен­ного внимания.

4.1. Особенности формирования спроса и предложения на рынке ресурсов

- .. Факторы ^производс тва — это средства, которые игпппкчу-_

ютс я в производстве экономических благ. Классическими Фак­торами производства являются земля, тр уд, кг*пита" Ру»ь-и_^ 'факторов производства - это прежде всего рынки услуг этих факторов. Когда их покупают, то это означает, что покупают услуги, которые они могут оказать. Так, покупая рабочую силу, предприниматель не становится владельцем живого человека, а лишь получает право на стоимость, которая будет создана в результате его усилий. Покупая капитал или землю, мы не про­сто запасаемся некоторой суммой денег, оборудованием или участком, мы приобретаем возможность использования их для производства товаров и возрастания стоимости. Разумеется, часть факторов можно купить в прямом смысле слова (исклю­чая, конечно, рабочую силу), т.е. сделать их своими активами, но основное в факторах производства - иметь доступ к их воз­можным услугам.


Рынки факторов производства имеют свою специфику по сравнению с рынками товаров. Рассмотрим особенности спроса и предложения факторов производства:

1. Спрос на землю, труд и капитал является вторичным, про­
изводным от потребительского спроса на товар или услугу,
которые создаются с помощью этих факторов. Чем нужнее
данный товар и чем большее количество требуется для
удовлетворения потребностей, тем больше будет спрос на
ресурсы, из которых этот товар производится, и наоборот.

2. Факторы производства, участвующие в создании товара,
соединяются в определенном соотношении. Причем один
фактор дополняется другим, а также может в определенных
пределах замещаться другим фактором. Необходимость и
возможность взаимозамещения факторов производства дает
возможность сочетать их в оптимальных комбинациях, ко­
торые смогут дать предпринимателю (фирме, предприятию)
наибольшую прибыль при наименьших затратах.
Взаимозаменяемость факторов ведет к тому, что при изме­
нении цены на один товар изменится при прочих равных усло­
виях спрос на другие. Например, если повысится цена на труд,
то это может вести к росту спроса на машины (труд будет за­
мещаться машинами). Таким образом, спрос на ресурсы фор­
мируется под воздействием ряда факторов, к важнейшим из
которых можно отнести: '

• производительность ресурсов (с ростом производительно­сти ресурса спрос на данный ресурс будет возрастать, и на­оборот);

• цена на товар, производимый с использованием ресурса (если цена на товар растет, спрос на ресурс повышается, и наоборот);

• цены на иные ресурсы (см. п. 2, как изменится цена на данный ресурс, будет зависеть от воздействия эффектов за­мещения и выпуска).

Предложение факторов производства формируется под вли­янием особенностей реализуемого фактора:

1. Общим для этих рынков является ограниченность всех ви­дов ресурсов, имеющихся в обществе в сравнении с потреб­ностями общества. Сиюминутно увеличить предложение фактора невозможно.

2. Разные факторы производства обладают неодинаковой мо­бильностью и, как следствие, разной эластичностью пред­ложения. Если фактор мобилен, т.е. легко перемещается из


 




одной сферы в другую даже под воздействием относитель­но слабых стимулов, то предложение услуг такого фактора эластично — незначительное повышение цены на него при­влечет в данную сферу деятельности достаточное количе­ство ресурсов из других сфер. Если фактор немобилен, т.е. под воздействием даже мощных экономических стимулов он не перемещается из одной сферы в другую, то предло­жение услуг такого фактора неэластично. 3. Мобильность факторов повышается со временем. Со вре­менем возрастает также общее предложение ресурсов. Теперь перейдем к рассмотрению особенностей рынка труда.







Date: 2015-07-01; view: 1222; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию