Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические рычаги рыночного механизма. Закон спроса и закон предложения. Детерминанты спроса и предложения





Рыночная система саморегулирующаяся, она обладает осо­бым внутренним механизмом саморегулирования производства и сбыта товаров. Важнейшими рычагами этого механизма яв­ляются рыночные цены, свободно складывающиеся на рын­ке под воздействием спроса и предложения, а также конкурен­ция. Рассмотрим противоположные рыночные силы, постоянно взаимодействующие и неразрывно связанные - спрос и пред­ложение.

Основные проблемы рыночной организации производства: Что производить? Как производить? Для кого производить? -решаются через механизмы спроса и предложения.

Спрос - важнейшая категория рынка. Именно от спроса зависит часто благосостояние производителя. Отсутствие спро­са на товар может превратить производителя в банкрота. В эко­номической теории обычно подразумевают платежеспособный спрос - потребность в товаре, обеспеченная деньгами покупа­теля. Это качественная характеристика спроса. Спрос имеет и количественно измеряемую характеристику: он представляет ко­личество товара, которое будет раскуплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени.

Если потребность в товаре может быть удовлетворена толь­ко через оплату товара, то размер этой платы (цена товара) вли­яет и на выбор приобретаемого товара, и на его количество. Помимо цены товара на спрос потребителей оказывают влия­ние многие другие (неценовые) факторы, называемые детерми­нантами спроса: цены других товаров, доход покупателей, вку­сы и предпочтения, мнение покупателей по поводу изменения цен в будущем, сезонность потребности, удовлетворяемой дан­ным товаром, праздники, мода и т.д.

Математически эту взаимосвязь можно выразить так:

0оа=ЛРа>Рв>-> Pz, I,W,T, F, S), где QDA — объем спроса (demand) на товар А в единицу вре­мени;

РА - цена товара А;

Рв,..., Pz - цены других товаров;

I — доход покупателя;


W — уровень благосостоянии покупателя;

Т - вкусы и предпочтения покупателя;

F - мнение покупателя о своих перспективах;

S - сезонность потребности, удовлетворяемой данным то­варом.

В реальности все эти факторы действуют одновременно, часто разнонаправленно, в итоге образуется какой-то «вектор», который определит поведение покупателей. Понять это поведе­ние — вопрос большой практической важности, ибо оказывать воздействие можно на то, что достаточно понятно. Свое соб­ственное поведение производители будут выстраивать, учиты­вая поведение потребителей, т.е. их спрос.

Опыт показывает, что между ценой и количеством покупок данного товара существует обратная зависимость, т.е. чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) может быть куплено.

Обратная связь между ценой и величиной спроса называется законом спроса. «При прочих равных условиях» — это очень важ­ная часть формулировки. Мы можем с некоторой уверенностью утверждать, что спрос на товар будет больше, когда его цена упа­дет, если другие факторы не изменятся. В противном случае по­следствия снижения цены становятся слабо предсказуемыми. Если мы допустим, что в нашей функции все факторы, кроме первого, неизменны и постоянны, тогда объем спроса будет ре­ально зависеть только от изменения одного фактора — цены. Заметим, что под влиянием цены товара изменяется объем спро­са (или величина спроса), а под влиянием неценовых факторов (детерминант) — весь спрос (все значения объемов спроса):

С>оа=ДРа, Рв' -. Pz, I,W,T,F, S), где Рв,..., Pz, 1, W,T, F, S принимаются за постоянные.

РоА=ЛРА),

где QDA - объем спроса на товар А;

РА — цена товара А.

Графической иллюстрацией этого закона является кривая спроса, все точки которой показывают, по каким ценам в тече­ние определенного времени покупатели могли бы приобрести различное количество товара или какое количество товара.(Q) потребители приобрели бы при различных уровнях цен.


 




изменение объема спроса; изменение функции спроса

Отложив по вертикальной оси цену товара Р, а по горизон­тальной — величину спроса Q, мы получим кривую спроса D (рис. 3).

Р (price) — цена; Q (quantity) — количество покупок; D (demand) — спрос

Р Pi

Р,


Р


Q. 0г

Рис. 4. Изменение объема спроса и функции спроса


 


Рис. 3. Функция спроса на товар в зависимости от его цены

График кривой спроса показывает, что происходит с вели­чиной спроса, когда все факторы, кроме цены, неизменны.

Необходимо различать изменение спроса (функции спро­са) и изменение объема спроса: объем спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара; функция спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, которые раньше принимались за постоянные.


Графически изменение объема спроса выражается в «дви­жении по кривой спроса». Изменение же функции спроса вы­ражается в «движении самой кривой спроса», в ее смещении (рис. 4). С изменением цены с Р, до Р2, когда все факторы, кро­ме цены, постоянны, потребитель движется вниз по кривой спроса, увеличивая количество покупаемого товара с Qj до Qr Изменение же спроса (например, сдвиг кривой спроса D,D, вправо в положение D2D2) показывает, что потребители поку­пают больше продукции при каждой цене. Так, при той же цене Р, мы будем покупать уже количество товара, равное Q > Q


Среди факторов, сдвигающих кривую спроса, особое зна­чение имеет изменение величины доходов. Увеличение доходов означает в целом рост совокупной платежеспособности, а это значит, что при каждом значении цены покупатель может при­обрести большее, чем ранее, количество товара.

Также изменение спроса происходит в зависимости от из­менения вкусов и предпочтений покупателей. На вкусы и пред­почтения большое влияние оказывает качество товара.

В понятие качества входят долговечность товара, его надеж­ность, простота в эксплуатации и другие свойства.

Теперь рассмотрим связь между ценой и количеством про­даж. Предложение товаров на рынке является результатом производственного процесса и выражается во всей товарной массе, предназначенной для продажи. Оно отражает желание производителей продать свой товар. Естественно, что это же­лание зависит от многих факторов. Как правило, цель продажи - получение какой-либо выгоды или прибыли. Что влияет на достижение этой цели, т.е. от чего зависит решение произ­водителя о начале производства определенного количества ка­кого-то товара?


 




 
 

Функция предложения - это взаимозависимость между пред­ложением товара и определяющими его факторами. В самом общем виде функция предложения может быть определена в виде формулы

Qsa=/(Pa.Pb.-'Pz'K- L,N), где Q^ - объем предложения (supply) товара А в единицу вре­мени;

РА - цена товара А;

Рв,..., Pz - цены других товаров (включая цены на ресур­сы);

К - применяемая технология;

L - налоги и дотации;

N — природно-климатические условия.

Объем предложения - это то количество товара, которое продавцы желают продать при данных условиях в единицу вре­мени (за день, неделю, месяц, год).

Если все факторы, кроме первого — цены данного товара, принять за неизменные, то от общей функции предложения можно перейти к функции предложения от цены:

Qsa=/(Pa>Pb> •>PZ,K,L,N), где РВ,...,Р2, К, L, N принимаются за постоянные.

QSA=J(PA).

где QSA - объем предложения товара А;

РА — цена товара А;

Между ценой и количеством предлагаемого товара существу­ет прямая связь, т.е. чем выше цена товара, тем больше его ко­личество (при прочих равных условиях) будет произведено и предложено к реализации, и наоборот.

Графической иллюстрацией закона предложения является кривая предложения. Она показывает, какое количество товара производители продали бы при различных условиях цены Р. Кривая выражает цену предложения (рис. 5).


Необходимо различать:

1. Изменение величины предложения, которое происходит при изменении цены и выглядит графически как движение по кривой предложения вверх и вниз. При этом само предложе­ние не меняется (рис. 6).


 

Р (price) Q (quantity) S (supply)

цена;

количество продаж; предложение

Q«Qa Q

Рис. 5. Функция предложения товара в зависимости от его цены

Qi Ch Q

Рис. 6. Изменение объема предложения

2. Изменение предложения, которое происходит под влия­нием прочих факторов при той же цене и выглядит графически как сдвиг кривой предложения вправо и влево (рис. 7).


 





Рассмотрим вначале эластичность спроса. Главным факто­ром, влияющим на спрос, является цена.

Эластичность спроса по цене - это интенсивность реакции спроса на изменение цены. Она показывает, как интенсивно из­меняется спрос при изменении цены, или (более точно) на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на \%. Математически это выглядит так:

Относительное измен ение объема спроса

ED = ———------------------------ ---------------------- •

Относительное изменение цены ■

Относительное изменение чего бы то ни было показывает, насколько изменилась данная величина по отношению к преж­нему, настоящему или среднему значению данной величины (рис. 8).


Q.+ Q2 Q2+ Q

Рис. 7. Сдвиг кривой предложения

Например, изобретена новая технология (способ Производ­ства товаров), позволяющая при тех же затратах выпускать боль­ше продукции. Тогда кривая предложения сдвинется вправо в положение S2Sr Это будет означать, что при каждой цене будет предложено большее количество товара (при цене Р, - количе­ство Q,+ > Q(, при цене Р2 - количество Q2+ > Q2).

Неценовые факторы, воздействующие на предложение, называются детерминантами предложения (смещают кривую предложения). К ним относятся:

• цена на экономические ресурсы;

• технология производства;

• число производителей данного товара;

• налоги и дотации;

• ожидания производителей;

• цены на другие товары.

1.5. Эластичность спроса и предложения

Спрос и предложение разных товаров по-разному чувстви­тельны к изменению факторов, их определяющих. Степень чув­ствительности спроса и предложения к различным факторам обо­значается понятием эластичность.


 

Р

Р2

Pi+P2

Р.

Qd2 Qp'+Qp2 Qd' Q

Рис. 8. Относительное изменение объема спроса и цены Относительное изменение объема спроса определяется

формулой ——, где AQD — изменение объема спроса при из-

менении цены с Р, до Р2;


QD — объем спроса (или QD', или QD2, или р —"*).

ДР Относительное изменение цены определяется формулой —,

где. ДР - изменение цены;

Р +Р, Р - цена (или Р,, или Р2, или '2).

Теперь можно записать математическую формулу эластич­ности спроса по цене:


_ AQD ДР _ bQD P
Е„ = ——:—, или Е„=—^------..

D QD P D АР QD

Так как цена и спрос движутся в противоположных направ­лениях, то эластичность спроса по цене отрицательна. Поэто­му обычно оперируют с абсолютным значением эластичности

спроса (|£й|).

Варианты эластичности спроса по цене:

Спрос эластичен, когда при незначительном снижении цены объем продаж существенно возрастает. При эластичном спро­се, когда 1 % снижения цены вызывает увеличение продаж бо­лее чем на 1%, коэффициент эластичности больше единицы.

Спрос неэластичен, когда при весьма существенных сниже­ниях цены объем продаж изменяется незначительно. Коэффи­циент неэластичного спроса меньше единицы.

Спрос имеет единичную эластичность, когда однопроцент­ное изменение цены вызывает однопроцентное изменение про­даж товаров. При единичной эластичности коэффициент равен единице.

Существуют также два крайних состояния эластичности, которые в чистом виде в экономике практически не встречаются. Если при изменении цены спрос покупателей никак не меняет­ся, то принято говорить об абсолютно неэластичном спросе. Как бы ни меняли продавцы цену, покупатели всегда приобретают одно и то же количество продукции. Эластичность спроса в этом случае равна нулю, а на графике кривая спроса представлена в виде вертикальной линии. Спрос на некоторые товары прибли­жается к состоянию абсолютной неэластичности. В качестве примера можно привести соль, медикаменты и ряд других това­ров. Если от лекарства зависит жизнь человека, то он купит его


за любые деньги. Именно поэтому во многих странах цены на лекарства регулируются государством, существует система ме­дицинского страхования. Другим крайним состоянием являет­ся бесконечная эластичность, когда а\ = + ~. в этом случае

спрос очень чутко реагирует на цену и при изменении послед­ней либо увеличивается до бесконечности, либо падает до нуля. Графически это может быть представлено в виде горизонталь­ной линии (рис. 9).

Рис. 9. Графики основных типов эластичности спроса

Эластичность спроса по цене зависит от следующих фак­торов:

1. Чем больше у товара заменителей (субститутов) и чем бли­же их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар.

2. Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на этот товар.

3. Чем больше ограничен доступ к товару, тем ниже эластич­ность спроса на этот товар.

4. Спрос становится более эластичным с течением времени. Например, резкое повышение цены на ресурсы не сможет сразу привести к такому же резкому снижению спроса на







Date: 2015-07-01; view: 2892; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию