Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экономические рычаги рыночного механизма. Закон спроса и закон предложения. Детерминанты спроса и предложения
Рыночная система саморегулирующаяся, она обладает особым внутренним механизмом саморегулирования производства и сбыта товаров. Важнейшими рычагами этого механизма являются рыночные цены, свободно складывающиеся на рынке под воздействием спроса и предложения, а также конкуренция. Рассмотрим противоположные рыночные силы, постоянно взаимодействующие и неразрывно связанные - спрос и предложение. Основные проблемы рыночной организации производства: Что производить? Как производить? Для кого производить? -решаются через механизмы спроса и предложения. Спрос - важнейшая категория рынка. Именно от спроса зависит часто благосостояние производителя. Отсутствие спроса на товар может превратить производителя в банкрота. В экономической теории обычно подразумевают платежеспособный спрос - потребность в товаре, обеспеченная деньгами покупателя. Это качественная характеристика спроса. Спрос имеет и количественно измеряемую характеристику: он представляет количество товара, которое будет раскуплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени. Если потребность в товаре может быть удовлетворена только через оплату товара, то размер этой платы (цена товара) влияет и на выбор приобретаемого товара, и на его количество. Помимо цены товара на спрос потребителей оказывают влияние многие другие (неценовые) факторы, называемые детерминантами спроса: цены других товаров, доход покупателей, вкусы и предпочтения, мнение покупателей по поводу изменения цен в будущем, сезонность потребности, удовлетворяемой данным товаром, праздники, мода и т.д. Математически эту взаимосвязь можно выразить так: 0оа=ЛРа>Рв>-> Pz, I,W,T, F, S), где QDA — объем спроса (demand) на товар А в единицу времени; РА - цена товара А; Рв,..., Pz - цены других товаров; I — доход покупателя; W — уровень благосостоянии покупателя; Т - вкусы и предпочтения покупателя; F - мнение покупателя о своих перспективах; S - сезонность потребности, удовлетворяемой данным товаром. В реальности все эти факторы действуют одновременно, часто разнонаправленно, в итоге образуется какой-то «вектор», который определит поведение покупателей. Понять это поведение — вопрос большой практической важности, ибо оказывать воздействие можно на то, что достаточно понятно. Свое собственное поведение производители будут выстраивать, учитывая поведение потребителей, т.е. их спрос. Опыт показывает, что между ценой и количеством покупок данного товара существует обратная зависимость, т.е. чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) может быть куплено. Обратная связь между ценой и величиной спроса называется законом спроса. «При прочих равных условиях» — это очень важная часть формулировки. Мы можем с некоторой уверенностью утверждать, что спрос на товар будет больше, когда его цена упадет, если другие факторы не изменятся. В противном случае последствия снижения цены становятся слабо предсказуемыми. Если мы допустим, что в нашей функции все факторы, кроме первого, неизменны и постоянны, тогда объем спроса будет реально зависеть только от изменения одного фактора — цены. Заметим, что под влиянием цены товара изменяется объем спроса (или величина спроса), а под влиянием неценовых факторов (детерминант) — весь спрос (все значения объемов спроса): С>оа=ДРа, Рв' -. Pz, I,W,T,F, S), где Рв,..., Pz, 1, W,T, F, S принимаются за постоянные. РоА=ЛРА), где QDA - объем спроса на товар А; РА — цена товара А. Графической иллюстрацией этого закона является кривая спроса, все точки которой показывают, по каким ценам в течение определенного времени покупатели могли бы приобрести различное количество товара или какое количество товара.(Q) потребители приобрели бы при различных уровнях цен.
Отложив по вертикальной оси цену товара Р, а по горизонтальной — величину спроса Q, мы получим кривую спроса D (рис. 3).
Р Pi Р, Р Q. 0г Рис. 4. Изменение объема спроса и функции спроса
Рис. 3. Функция спроса на товар в зависимости от его цены График кривой спроса показывает, что происходит с величиной спроса, когда все факторы, кроме цены, неизменны. Необходимо различать изменение спроса (функции спроса) и изменение объема спроса: объем спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара; функция спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, которые раньше принимались за постоянные. Графически изменение объема спроса выражается в «движении по кривой спроса». Изменение же функции спроса выражается в «движении самой кривой спроса», в ее смещении (рис. 4). С изменением цены с Р, до Р2, когда все факторы, кроме цены, постоянны, потребитель движется вниз по кривой спроса, увеличивая количество покупаемого товара с Qj до Qr Изменение же спроса (например, сдвиг кривой спроса D,D, вправо в положение D2D2) показывает, что потребители покупают больше продукции при каждой цене. Так, при той же цене Р, мы будем покупать уже количество товара, равное Q > Q Среди факторов, сдвигающих кривую спроса, особое значение имеет изменение величины доходов. Увеличение доходов означает в целом рост совокупной платежеспособности, а это значит, что при каждом значении цены покупатель может приобрести большее, чем ранее, количество товара. Также изменение спроса происходит в зависимости от изменения вкусов и предпочтений покупателей. На вкусы и предпочтения большое влияние оказывает качество товара. В понятие качества входят долговечность товара, его надежность, простота в эксплуатации и другие свойства. Теперь рассмотрим связь между ценой и количеством продаж. Предложение товаров на рынке является результатом производственного процесса и выражается во всей товарной массе, предназначенной для продажи. Оно отражает желание производителей продать свой товар. Естественно, что это желание зависит от многих факторов. Как правило, цель продажи - получение какой-либо выгоды или прибыли. Что влияет на достижение этой цели, т.е. от чего зависит решение производителя о начале производства определенного количества какого-то товара?
Функция предложения - это взаимозависимость между предложением товара и определяющими его факторами. В самом общем виде функция предложения может быть определена в виде формулы Qsa=/(Pa.Pb.-'Pz'K- L,N), где Q^ - объем предложения (supply) товара А в единицу времени; РА - цена товара А; Рв,..., Pz - цены других товаров (включая цены на ресурсы); К - применяемая технология; L - налоги и дотации; N — природно-климатические условия. Объем предложения - это то количество товара, которое продавцы желают продать при данных условиях в единицу времени (за день, неделю, месяц, год). Если все факторы, кроме первого — цены данного товара, принять за неизменные, то от общей функции предложения можно перейти к функции предложения от цены: Qsa=/(Pa>Pb> •>PZ,K,L,N), где РВ,...,Р2, К, L, N принимаются за постоянные. QSA=J(PA). где QSA - объем предложения товара А; РА — цена товара А; Между ценой и количеством предлагаемого товара существует прямая связь, т.е. чем выше цена товара, тем больше его количество (при прочих равных условиях) будет произведено и предложено к реализации, и наоборот. Графической иллюстрацией закона предложения является кривая предложения. Она показывает, какое количество товара производители продали бы при различных условиях цены Р. Кривая выражает цену предложения (рис. 5). Необходимо различать: 1. Изменение величины предложения, которое происходит при изменении цены и выглядит графически как движение по кривой предложения вверх и вниз. При этом само предложение не меняется (рис. 6).
цена; количество продаж; предложение Q«Qa Q Рис. 5. Функция предложения товара в зависимости от его цены Qi Ch Q Рис. 6. Изменение объема предложения 2. Изменение предложения, которое происходит под влиянием прочих факторов при той же цене и выглядит графически как сдвиг кривой предложения вправо и влево (рис. 7).
Рассмотрим вначале эластичность спроса. Главным фактором, влияющим на спрос, является цена. Эластичность спроса по цене - это интенсивность реакции спроса на изменение цены. Она показывает, как интенсивно изменяется спрос при изменении цены, или (более точно) на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на \%. Математически это выглядит так: Относительное измен ение объема спроса ED = ———------------------------ ---------------------- • Относительное изменение цены ■ Относительное изменение чего бы то ни было показывает, насколько изменилась данная величина по отношению к прежнему, настоящему или среднему значению данной величины (рис. 8). Q.+ Q2 Q2+ Q Рис. 7. Сдвиг кривой предложения Например, изобретена новая технология (способ Производства товаров), позволяющая при тех же затратах выпускать больше продукции. Тогда кривая предложения сдвинется вправо в положение S2Sr Это будет означать, что при каждой цене будет предложено большее количество товара (при цене Р, - количество Q,+ > Q(, при цене Р2 - количество Q2+ > Q2). Неценовые факторы, воздействующие на предложение, называются детерминантами предложения (смещают кривую предложения). К ним относятся: • цена на экономические ресурсы; • технология производства; • число производителей данного товара; • налоги и дотации; • ожидания производителей; • цены на другие товары. 1.5. Эластичность спроса и предложения Спрос и предложение разных товаров по-разному чувствительны к изменению факторов, их определяющих. Степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам обозначается понятием эластичность.
Р Р2 Pi+P2 Р. Qd2 Qp'+Qp2 Qd' Q Рис. 8. Относительное изменение объема спроса и цены Относительное изменение объема спроса определяется формулой ——, где AQD — изменение объема спроса при из- менении цены с Р, до Р2; QD — объем спроса (или QD', или QD2, или ДР Относительное изменение цены определяется формулой —, где. ДР - изменение цены; Р +Р, Р - цена (или Р,, или Р2, или Теперь можно записать математическую формулу эластичности спроса по цене: _ AQD ДР _ bQD P D QD P D АР QD Так как цена и спрос движутся в противоположных направлениях, то эластичность спроса по цене отрицательна. Поэтому обычно оперируют с абсолютным значением эластичности спроса (|£й|). Варианты эластичности спроса по цене: Спрос эластичен, когда при незначительном снижении цены объем продаж существенно возрастает. При эластичном спросе, когда 1 % снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на 1%, коэффициент эластичности больше единицы. Спрос неэластичен, когда при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно. Коэффициент неэластичного спроса меньше единицы. Спрос имеет единичную эластичность, когда однопроцентное изменение цены вызывает однопроцентное изменение продаж товаров. При единичной эластичности коэффициент равен единице. Существуют также два крайних состояния эластичности, которые в чистом виде в экономике практически не встречаются. Если при изменении цены спрос покупателей никак не меняется, то принято говорить об абсолютно неэластичном спросе. Как бы ни меняли продавцы цену, покупатели всегда приобретают одно и то же количество продукции. Эластичность спроса в этом случае равна нулю, а на графике кривая спроса представлена в виде вертикальной линии. Спрос на некоторые товары приближается к состоянию абсолютной неэластичности. В качестве примера можно привести соль, медикаменты и ряд других товаров. Если от лекарства зависит жизнь человека, то он купит его за любые деньги. Именно поэтому во многих странах цены на лекарства регулируются государством, существует система медицинского страхования. Другим крайним состоянием является бесконечная эластичность, когда \Еа\ = + ~. в этом случае спрос очень чутко реагирует на цену и при изменении последней либо увеличивается до бесконечности, либо падает до нуля. Графически это может быть представлено в виде горизонтальной линии (рис. 9). Рис. 9. Графики основных типов эластичности спроса Эластичность спроса по цене зависит от следующих факторов: 1. Чем больше у товара заменителей (субститутов) и чем ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар. 2. Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на этот товар. 3. Чем больше ограничен доступ к товару, тем ниже эластичность спроса на этот товар. 4. Спрос становится более эластичным с течением времени. Например, резкое повышение цены на ресурсы не сможет сразу привести к такому же резкому снижению спроса на Date: 2015-07-01; view: 2892; Нарушение авторских прав |