Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды рынков. Рыночная инфраструктура
Термин «рынок» используют для обозначения всей рыночной экономики, экономических отношений, охватывающих и сферу обмена, и сферы производства, потребления. Это очень
сложное образование. Правильнее говорить о рыночной системе, которая включает в себя многообразные виды рынков, связанных между собой. Важнейшие элементы этой системы: 1) рынок товаров и услуг, в свою очередь подразделяющийся на рынок средств производства, рынок предметов потребления, рынок информации; 2) финансовый рынок, объединяющий инвестиционный, кредитный рынки, а также рынок ценных бумаг, денег; 3) рынок труда. Проблемы какого-либо вида рынка вызывают сбои во всей системе. Оказывая воздействие на какой-либо рынок, государство может повлиять на рыночную экономику в целом. Помимо экономического назначения можно взять'и другие критерии классификации рынков: • по географическому положению: местный; региональный; национальный; мировой; • по степени ограничения конкуренции: свободный; монополистический; олигархический; смешанный; • по отраслям производства: зерновой; автомобильный и т.д.; • по характеру продаж: оптовый; розничный; • с точки зрения соответствия действующему законодатель Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, торговыми предприятиями, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами. Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые, валютные биржи, банки, страховые компании и фонды, биржи труда, миграционные службы и т.д. Основные элементы инфраструктуры - торговая сеть, биржи, банки. Помимо них современный рынок немыслим без рекламы, информационных и консультативных служб, учреждений контроля и ревизии (консалтинговые и аудиторские компании). В России первая биржа была создана Петром I в 1703 г. в Санкт-Петербурге. К 1917 г..число российских бирж достигло 114. После 1917 г. биржевое дело угасло. В период нэпа, в начале 20-х гг., оно возродилось, но в конце 20-х гг. биржи были ликвидированы и только в 90-е гг. XX в. начали возрождаться. Биржа — рынок оптовой торговли стандартными товарами или рынок операций по купле-продаже валют, ценных бумаг и рабочей силы. В зависимости от предмета торгов различают товарные, фондовые (валютные) биржи и биржи труда. Товарные биржи -это организованный рынок материальных, вещественных объектов: сырья, оборудования, зерна, металла и т.п. Такие биржи называют специализированными. Биржи, на которых представлены разнообразные товары, называются универсальными. Биржа не является местом непосредственной купли-продажи, на ней лишь заключаются торговые сделки, контракты и на основе спроса и предложения формируются цены. Фондовые биржи - особым образом организованный рынок, на котором проводятся сделки купли-продажи ценных бумаг. Торговля ценными бумагами ведется по принципу аукционной продажи, когда ценные бумаги приобретает тот, кто предложит наибольшую цену. На валютной бирже происходит торговля крупными партиями валюты. Валютные биржи могут входить в состав фондовых. На фондовых биржах устанавливается рыночная цена, т.е. биржевой курс (котировка) ценных бумаг, определенный отношением рыночной цены к номинальной стоимости акции, облигации. Биржа труда специализируется на организации процессов купли-продажи рабочей силы как специфического товара. Биржи организуются в формах государственных и частных, но чаще, всего биржа - это акционерное общество. Доход биржи образуется за счет процента от стоимости продаж товаров, валюты, ценных бумаг, дохода от продажи брокерских мест и учредительных взносов. Биржа во всех ее формах, с одной стороны, входит в инфраструктуру рыночной экономики, а с другой - является самостоятельной формой предпринимательства. Деятельность каждой биржи базируется на уставе. Во главе биржи стоит биржевой комитет (совет управляющих). 1.3. Основные элементы рынка: товар, цена, спрос, предложение 1.3.1. Товар как экономическая категория. Различия экономических школ в теоретическом обосновании стоимости и цены товара Обмани меня в цене, но не в товаре. Томас Фуллер Центральной категорией рынка выступает товар - продукт, предназначенный не для собственного потребления, а для обмена или продажи. Любой товар имеет такие характеристики: потребительную стоимость, меновую стоимость, стоимость и цену. Потребительная стоимость — это полезность товара, его способность удовлетворять определенную потребность, причем потребность не производителя этого товара, а других людей, в этом смысле товар обладает общественной потребительной стоимостью. Меновая стоимость - количественное соотношение, в котором одни товары обмениваются на другие. При бартерном обмене, например, 5 м холста оказались эквивалентны 50 кг зерна. Меновая стоимость I м холста = 10 кг зерна (1:10). С появлением денег у товара появляется цена. Рыночная цена -это та сумма денег, которую покупатель уплачивает, а продавец получает за единицу товара. Вокруг вопроса о рыночной цене, стоимости товара ведутся дискуссии. Разные ученые неодинаково подходят к обоснованию стоимости и цены товара. Если товары обмениваются, то что делает их соизмеримыми при обмене? Марксистская теория общим основанием обмена считает стоимость товаров. Стоимость понимается как затраты труда, затраты умственной и физической энергии производителей на производство данного товара. Затраты труда могут измеряться только временем, затраченным на производство товара. Но у разных производителей это время может быть разным в силу конкретных условий, технической оснащенности предприятия и рабочего места, квалификации работника и т.п. Поэтому рабочее время, необходимое для производства товара у отдельного производителя, - это индивидуальное рабочее время, определяющее индивидуальную стоимость товара. На рынке же товары обмениваются не по индивидуальным затратам, а по общественно необходимым, т.е. по общественной стоимости. Под общественно необходимым рабочим временем понимается время, необходимое для производства данного товара при общественно нормальных условиях работ и при средней умелости работника и интенсивности (напряженности) труда. Таковы основы трудовой теории стоимости товара. Товар имеет две неразрывные стороны — полезность и стоимость (как затраты труда) потому, что труд, создающий товар, также двойствен. Труд каждого производителя выступает в конкретной форме: это не просто труд, а труд портного, сапожника, учителя, шахтера и т.п. Конкретные виды труда различаются по своим орудиям труда, предметам труда, технологиям. В результате конкретного труда получают совершенно конкретные блага: портной произведет одежду, шахтер добудет уголь, учитель окажет образовательную услугу и т.д., т.е. конкретный труд создает определенную потребительную стоимость (полезность). В то же самое время на труд любого производителя можно посмотреть иначе - как на затрату физической и умственной энергии. В этом смысле все виды труда предстанут одинаково, просто как расходование человеческих сил, а произведенные полезные блага — как средоточие израсходованных сил. Эти затраты человеческой энергии, общие для любого вида труда, представляют собой абстрактный (отвлеченный от своего конкретного содержания) труд. Абстрактным трудом создается стоимость товара, следовательно, стоимость можно определить как овеществленный в товаре абстрактный труд. В каждом товаре присутствует разная величина абстрактного труда. Если обменялись товары, то это означает обмен эквивалентных благ, т.е. равного по величине содержащегося в них абстрактного труда. Абстрактный труд — категория товарного производства, она не существует там, где нет необходимости сравнивать разные виды конкретного труда при обмене результатами деятельности. Двойственность труда выражается не только в том, что он конкретный и абстрактный, но и в том, что он одновременно частный и общественный. Конкретный труд производителя в товарном производстве выступает как частный труд, так как затрачивается исходя из интересов производителя, выпускающего те товары, которые приносят ему на рынке выгоду. Но в то же время это труд и общественный, поскольку товар производится для рынка, т.е. для удовлетворения потребностей других людей. Эта сторона труда проявит себя только на рынке: если товар куплен, значит, он действительно нужен обществу. Это как бы подтверждает общественный характер затрат труда. Теперь рассмотрим объяснение ценообразования с иных позиций. Так, неоклассическая теория исходит из полезности товара. Покупатель ищет ценность товара в его полезности. Раз обмениваются полезные вещи, то не логично ли предположить, что стоимость определяется мерой полезности? Из теоретических представлений итальянского экономиста Ф. Галиани (1728—1787) следует, что наивысшую ценность должны иметь товары, обладающие наивысшей полезностью, например продукты питания. Но еще А. Смит, классик экономической теории, отметил, что данная взаимосвязь не соответствует действительности. Его замечание получило название «парадокс Смита»: если ценность вещи зависит от ее полезности, то почему блага, имеющие в нормальных условиях наивысший полезный эффект (хлеб, молоко, вода), ценятся ниже, чем блага, полезность которых для человека весьма относительна (бриллиант)? В конце XIX в. ряд экономистов: англичане У. Джевонс (1835-1882) и А. Маршалл (1842-1924), австрийцы К. Менгер (1840-1921), Ф. фон Визер (1851-1926) и Е. фон Бём-Баверк (1851-1914), швейцарец Л. Вальрас (1834-1910) и другие предложили теоретическое решение данной проблемы через введение понятия предельная полезность. Согласно этому решению, величина ценности материальных благ определяется величиной пользы данного блага для конкретного человека. При этом речь идет не вообще о величине пользы, а о предельной полезности блага. Предельная полезность блага — это полезность единицы (наименьшая польза) из имеющегося запаса данного вида продукта (или полезность последней из купленных единиц). Чем больше товара, тем меньше ценность каждой его единицы. Общая экономическая ценность блага равна его предельной полезности, умноженной на количество благ. При этом полученная величина является субъективной оценкой блага тем или иным потребителем. Ценность единицы какого-либо блага определяется степенью важности этой единицы. У каждого покупателя своя индивидуальная шкала желаний и предпочтений. Анализируя категории «полезность» и «предельная полезность», неоклассики выявили закон убывающей предельной полезности: полезность каждой следующей единицы потребляемого блага снижается. Происходит это по причинам уменьше- ния редкости блага с ростом его запаса (или покупок, потребления), уменьшаются приносимое этим благом удовлетворение и степень надобности в следующей единице. Приведем два определения товара. Первое - марксистское, второе — неоклассическое: 1. Товар - это продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. 2. Товар - экономическое благо, т.е. имеющееся в ограниченном количестве, предназначенное для обмена и на которое предъявлен платежеспособный спрос. Марксистская и неоклассическая концепции при всех их различиях скорее не противостоят, а дополняют друг друга. Затратный подход (с позиции трудовой теории стоимости) выступает на стороне предложения (производства), подход с позиции предельной полезности - на стороне спроса. «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется стоимость полезностью или издержками производства, как о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц» (А. Маршалл). В экономической реальности находит свое проявление и одна и другая теория. Предельная полезность - это цена спроса, издержки производства (затраты труда) - цена предложения. Если на рынке какого-либо товара его предложение превысит спрос, то цена закономерно упадет (ибо предельная полезность товара в ситуации затоваривания снижается). И наоборот, превышение спроса над предложением товара подтолкнет его иену вверх, так как дефицит означает усиление редкости блага, увеличение его предельной полезности как полезности последней единицы имеющегося запаса блага. На уровне совпадения спроса и предложения «работает» трудовая стоимость: цена соответствует стоимости, т.е. общественно необходимым затратам, рыночная цена полностью совпадает с общественной стоимостью товара. Это означает, что продукта произведено столько, сколько требуется всем покупателям. Следовательно, труд, затраченный на производство этого продукта, является общественно необходимым. Цена товара - важнейший элемент рынка. Она свободна и в силу этого выполняет важные функции: 1. Информационная. Эта функция заключается в том, что цена показывает («сигнализирует») производителю, что нужно рынку. Рост цены на какой-то товар означает выгодность его производства, и наоборот. 2. Стимулирующая. Цена заставляет производителей снижать свои затраты, поскольку при сложившемся уровне цен доход тем больше, чем меньше издержки. 3. Распределительная. Через движение цен на товары распределяются экономические ресурсы общества по отраслям хозяйства и устанавливаются необходимые пропорции в экономике. Дефицит какого-либо ресурса или товара ведет к росту цены на него. Это сигнал производителям данного продукта, и они будут переключать ресурсы на его производство. Также в эти отрасли будет наблюдаться приток рабочей силы. В конце концов диспропорция в виде дефицита выровняется. Обратный процесс оттока ресурсов и уменьшения производства данного товара будет происходить в отраслях, «перенасыщенных» каким-либо товаром. Таким образом, через механизм рыночного ценообразования происходит самонастройка экономики. 1.3.2. Сущность и функции денег. Количество денег в обращении Понимание механизмов функционирования современного рыночного хозяйства невозможно без ясного представления о роли денег. По сути дела в современном мире в денежной форме выражается любое экономическое явление, так что можно с полным основанием утверждать, что вся экономика является денежной. Цена - это денежное выражение стоимости товара (или рыночная ее форма). Многовековая история развития денег, насыщенная множеством драматических и даже трагических сюжетов, свидетельствует о развитии формы, которую они принимали, - от шкур животных, ракушек, жемчуга через господство благородных металлов к современным бумажным и электронным деньгам. Деньги возникли не как продукт соглашения между людьми, а как результат их естественной хозяйственной жизни, поэтому у денег разнообразная родословная. Первоначально обмен носил случайный характер и имел вид прямого товарообмена Т-Т. Это называется бартером. Однако при расширении обмена бартер натолкнулся на серьезные затруднения, потому что не давал возможности владельцу товара выбирать необходимые ему блага, продавца и время покупки, требуя множества промежуточных торговых сделок. Поэтому в дальнейшем возник товарно-денежный обмен, состоящий из двух несинхронных актов продажи и купли Т^Д-Tj. Он преодолевает ограниченные возможности бартера благодаря использованию денег. Долгое время роль денежных товаров (денег), которые беспрепятственно обменивались на любой другой товар (т.е. были всеобщим эквивалентом), играли скот, шкуры животных, соль, различные продукты питания. К примеру, в Древней Руси определенное количество шкурок белки или куницы можно было обменять на коня или дом. Название русской денежной единицы - куны - напоминает о кунице. Казна на Руси называлась скотницей. Когда люди научились обрабатывать металл, то появились и металлические денежные товары в форме кусков, слитков, пластин. Это продолжалось многие сотни лет. Потом роль денег закрепилась за благородными металлами — золотом и серебром. Произошло это в силу природных свойств золота - его удобно хранить, перевозить; это однородный металл, легко делится на части, не теряя своей ценности; хорошо сохраняется. Сначала золото и серебро обращались в слитках, потом, чтобы каждый раз не взвешивать слиток, стали выпускать монеты — куски золота или серебра определенного веса и формы, на которых ставили штамп. Монеты часто переходили из рук в руки и постепенно стирались. Монета принималась в уплату по номиналу, а весила меньше. Это не мешало ей обращаться на рынке. В конце концов возникла возможность заменить полноценные деньги бумажными (банковские билеты, казначейские билеты). Наряду с наличными денежными средствами сегодня широко распространены безналичные (чеки, векселя), когда при платежах и расчетах не происходит физическая передача денежных знаков, а просто вносятся соответствующие записи в специальных книги, счета. В последние десятилетия широкое развитие получили «электронные деньги» (кредитные и дебетовые карточки). Имеют хождение VISA, AMERICAN EXPRESS, MASTERCARD, EUROCARD, ORTCARD.
Однако сущность денег как экономического явления практически не претерпела изменений. В большинстве современных учебников деньги рассматриваются как всеобщий эквивалент товаров и услуг, выполняющий функции измерения их стоимости, оплаты в процессе обмена и сохранения стоимости на будущее. Любое средство, отвечающее этим требованиям, в какой бы форме оно ни выступало, можно считать деньгами. Деньги — это всеобщий эквивалент товаров, выступающий мерой их стоимости, средством обращения и средством сохранения стоимости. Роль денег в экономике и их сущность станет яснее, если подробнее рассмотреть их функции. Основные из них - измерение стоимости и обеспечение товарообмена. В процессе эволюции отношений обмена, ускорившегося в связи с появлением денег, последние стали выполнять еще одну функцию - быть средством сохранения стоимости (средство накопления). Деньги как мера стоимости. Все товары измеряют свою стоимость в деньгах, представляемых мысленно, т.е. в идеальных деньгах. Цена — показатель величины стоимости товара. Рыночная цена товаров, как правило, не совпадает с их стоимостью по величине. Деньги как средство обращения. Деньги играют роль посредника в обмене товаров (Т,—Д—Т2): осуществив продажу товаров (Т^-Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д-Т2). Средством обращения выступают только реальные деньги. Общественная роль денег, их место в экономической системе состоят в том, что они выступают средством соединения различных производителей и потребителей, обособленных в условиях разделения труда, в единый экономический организм. Американский экономист Милтон Фридмен, представитель одного из современных теоретических направлений — монетаризма, называет деньги временным вместилищем покупательной силы. В этом образном выражении деньги представлены в еще одной важной функции — они служат средством сохранения стоимости (средством накопления). В этом своем качестве они становятся особого рода финансовым активом — средством, хранимым на протяжении времени и обеспечивающим человеку, владеющему им, покупательную способность в будущем. Финансовые активы обладают свойством ликвидности. Ликвидность - способность быть превращенным в наличные деньги в случае необходимости осуществления различных платежей. Деньги абсолютно ликвидны, поэтому являются идеальным средством сохранения стоимости. В сфере обращения всегда должно находиться определенное количество денег, которое регулируется законами денежного обращения. В самом общем виде закон денежного обращения может быть сформулирован так: количество денег, обслуживающих товарооборот, должно находиться в прямой пропорциональной зависимости от суммы цен товарной массы и в обратной пропорциональной зависимости от скорости обращения денег: К4 где К - количество денег, необходимое для товарного обращения; Ц — сумма цен реализуемых товаров; О — число оборотов одноименных денежных единиц за определенный период времени (например, за год). Так как одни и те же деньги в течение года неоднократно переходят из рук в руки, обслуживая продажу многих товаров, то количество денег в обращении меньше, чем сумма товарных цен. Подобно тому, как в столовой, в которой ежедневно обедают 500 студентов, вовсе не нужно иметь 500 ложек, поскольку за день одна и та же ложка обслужит много студентов, точно так же стране вовсе не требуется иметь денег в обращении на такую сумму, которая равнялась бы сумме цен проданных товаров. Если сумма цен товаров, проданных в стране за год, составляет 100 млрд дол., а каждый доллар делает в год 10 оборотов, то для обращения понадобится только 10 млрд дол. А что будет происходить в случае нарушения закона денежного обращения? Если денежная масса увеличится, а товарная масса в экономике останется прежней, то это вызовет рост цен. Если же денег не будет хватать, то это вызовет также негативный результат — неплатежи, скопление товаров на складах и как следствие — замедление экономического развития. Поэтому государство, ответственное за предложение денег в стране, держит этот вопрос под контролем, ориентируясь на требование экономического закона денежного обращения. 1.4. Спрос и предложение - важнейшие Date: 2015-07-01; view: 1676; Нарушение авторских прав |