Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вариативные программы по литературе





Вариант – это то, что имеет одинаковую часть. Инвариантная – это значит одинаковая, то, что разное.

Стандарт делает программы одинаковыми.

Разное в программах:

1. Авторы – Курдюмова, Коровин, Беленький, Кутузов, Бунеев (школа 2100), Бунеева, Ланин (школа успеха).

2. Разные цели.

3. Разное содержание, кроме ФГОСа (Кутузов – соотношение русской и зарубежной примерно 50х50), Курдюмова, Коровин – больше русской литературы, Ладыгин – русская вписана в контекст зарубежной.

4. Назначение программ – Коровина, Курдюмовой предназначена для общеобразовательной школы, Кутузовой, Ладыгиной – предназначена для углубленного изучения литературы.

5. Структура – почасовая раскладка (Курдюмова, Коровин – есть расчасовка).

 

В практике преподавания литературы используются различные учебники по литературе. Учебники применяются в старшей школе 10-11 класс и содержат теорию, там нет текстов, п.з.

Хрестоматия – сборник текстов (полный объем: стихи, поэмы, проза,в сокращении, фрагменты, в комплекте с учебником,но не обязательно, применяется в старших классах).

Учебник-хрестоматия или учебная хрестоматия – пособие для 5-9 классов, содержит и теорию и худ.тексты.,т.е. универсальное учебное пособие.

Учебник – практикум – появились в 90-е годы – содержит вопросы и задания материалы для размышления (Коровин «Читаем, думаем, спорим»). Есть в УМК Беленького.

Учебные пособия по литературе – текст в полном объеме.

1. Словари, справочники, энциклопедии

2. Толковые словари.специальные словари (орфографический, орфоэпический, литературоведческий), Большой энциклопедический словарь.

3. Литературоведческие исследования – книги по анализу литературного произведения. Бахтин, Коровин

4. Критические статьи – без оценки не бывает.

5. Методические исследования – если есть хорошее методическое пособие, тогда первые три не нужны (Комментарий к литературному произведению Кандиев к «Войне и миру»).

6. Наглядность и ТСО.

 

УМК – собрание учебников,учебных пособий хрестоматий, учебников-практимов одного автора (УМК 5-11 классы: Курдюмова,, Кутузов, Коровина, Беленький)

 

Практика 18.

1. Прочитанная книга

2. В систему не входит вступительное занятие,урок по биографии писателя.

3. Говорит об анализе произведения – вычленить те проблемы, о которых произведение говорит.

Мертвые души:

1 урок - экспозиция – приезд Чичикова в город Н.Н.

2 урок – Чичиков у Манилова

3 урок – Коробочка (потому что сбился с пути)

4 урок – дорожное преключение (в гости затащил Ноздрев)

5 урок – Чичиков у Собакевича

6 урок – Плюшкин (крепостные мрут, как мухи)

7 урок – возвращение в город Н.Н. (разоблачила его Коробочка «Почем ходют мертвые души»)

8 урок - История Чичикова (повесть о капитане Копейкине) – кольцевая композиция

 

 

Разработать заключительное занятие:

-тема

Цель

Оборудование

хОд урока

 

1. Орг.

2. Проверка д.з.по ходу урока т.к. заключение

3. Объяснение нового материала нет

4. Закрепление: повторять обобщать систематизировать – вопросы беседы по всему тексту произведения – 5-7 вопросов

5. Оценки

6. Д.З. – инструктаж

 

Методика обучению сочинению.

На материале прочитанного литературного произведения.

Тема бывает широкая и узкая.

Широкая – «роман Пушкина Евгений Онегин как энциклопедия русской жизни». (фраза Белинского)

Узкая – «Татьяна (русская душою)…»

Не всегда сочинение по широкой теме легче написать,чем по по узкой теме, т.к. отбор материала.

Композиция сочинения:

Вступление

Основная часть

Концовка

Жанр сочинения: эссе, критический отзыв, о художественном произведении, аннотация, рецензия, дневник, письмо.

Сочинение пишется на тему.

Нет связи между отдельными частями, последующая часть – логическое продолжение предыдущей.

Трудность – вступление, оно пишется по теме.

Трудно заканчивать сочинение – нужно подвести итог по теме.

Оценки – нормы оценок: документ (за содержание)

5 – все соответствует тексту

4- небольшие нюансы

3 – ориентируется, знает

2 – сочинение не по теме, тема не раскрыта

Все сочинения носят обучающий характер. Учитель-консультант. В классе должны сочинения проводиться:

1. Может помочь учитель

2. Все будет сдано в срок

3. Степень самостоятельности

4. В классе с черновиков не переписывать

5. Условия максимально приближены к контрольным и экзаменационным, снимается стресс с учеников.

 

17вопрос теория «Изучение теории литературы в школе»

Берем в программе. Откуда берем материал для изучения теории литеартуры?

Содержание курса «теория литературы»:

- сведения о родах и жанрах литературы

- литературные (художественные) направления

- Серебряный век (символизм)

- Средства художественной выразительности (с этого начать) – эпитет, сравнение..

- сведения о композиции

 

Изучение теории литературы не носит систематического характера. Оно фрагментарно – от случая к случаю (какие-то темы сопровождаются теорией, какие-то не сопровождаются)

Конъюнктура – это воля и желание автора программы – то что он предлагает, то и учим.

Принцип изучения:

1. Дидуктивный – от общего к частному (Конондойль «Шерлок Хомс – сначала теория, потом разбор в деталях», 5-7 классы, т.к. сведений о теоретико-литературных понятиях у учащихся нет, все понятия для учащихся будут НОВЫМИ)

2. Индуктивный – от частного к общему (актуален, когда у учащихся есть сведения о теории литературы 9-11 класс опора на знания). Ремарки – Гоголь «Ревизор».

Назвать методистов (см. таблицу Беленький, Леонов)

Если педагог активизирует обращение к теории литературы,то можно ожидать более значительного результата.

Не все теоретико-литературные понятия выделены в учебнике.

 

21 вопрос практика

Синтетическая наглядность – Статья Колокольцева

Синтетическая наглядность – кинофильм.

Работа с кинофильмом – интерпретация (субъективный взгляд), первичен всегда текст, уроки по биографии писателя, обзорные темы, повторение, обобщение, контроль, этап закрепления – можно смотреть.

Нельзя – первичное знакомство с художественным произведением.

Субъективный взгляд – это взгляд режиссера, художника, композитора.

Есть разные интерпретации, у каждого своя точка зрения, но навязывать ее нельзя.

Фильмы - «Война и мир» С.Бондарчук (режиссер), «Маскарад», «Анна Каренина».

На иллюстрацию не обращать внимание до определенного внимания.

 

 

Теория 24 вопрос.

Планировать нужно для себя. Упорядочит работу, снимет стрессы, позволит более рационально расходовать время.

Планируется на год. Позволить охватить весь материал.

Позволить материал перегруппировывать, переносить, позволит материал укрупнять, на одном уроке рассмотреть две темы (актированные дни, карантин, болезнь учителя, сессия).

Позволит организованно начинать и заканчивать четверть.

Самая короткая 4 четверть – 6 недель, нужна накопляемость оценок.

Виды планирования: тематическое, поурочное

Календарно-тематическое планирование – с конкретными датами проведения урока.

Есть готовые сборники поурочного и тематического планирования.

Учет, контроль: текущий (в процессе на каждом уроке), промежуточный (четверть, полугодие), итоговый (в конце года). Норма оценок, устные ответы, письменные ответы, критерии примерно одинаковые.

 

Обзорные и монографические темы

Появляются в старших классах, в 9,10,11, начинаем изучать курс на историко-литературной основе (последовательность формирования истории развития литературного процесса).

 

Сто такое обзорная тема – не поверхностное изучение, специфическое изучение, в единицу времени предлагается большое количество разнохарактерного материала.

Типы обзорных тем:

1. Обзор введения – 9,10,11

2. Обзорное изучение отдельно взятого произведения в составе монографической темы (Маленькие трагедии, Повети Белкина)

3. Собственно обзорная тема – один урок (все события, которые связаны с автором и произведением): 9 класс – Жуковский, 10 класс – Тютчев и Фет, 11 класс – сплошные обзоры – текстов много, время ограничено (Гумилев, Ахматова).

4. Обзорное изучение отдельно взятого произведения – не столько важна личность автора, сколько текст 9 – Недоросль, 11 класс - «Мастер и Маргарита».

 

Содержание урока по обзорной теме:

Эпоха, политика, общество, вычленяем культуру (какие искусства получили большее развитие, с чем это было связано), из культуры вычленяем литературу, из литературы вычленяем конкретного автора и конкретное произведение.

 

 

Date: 2015-06-11; view: 1268; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию