Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Технология проблемного обучения
Вопросы теории проблемного обучения широко освещаются в трудах советских педагогов И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Т.В. Кудрявцева, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, И.Ф. Харламова, американского психолога Дж. Брунера и других ученых. По мнению И.Я. Лернера, «современное обучение без организации творческой деятельности учащихся посредством проблемных, творческих задач недопустимо» (Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М., 1988. С. 6). Основой проблемного обучения является решение проблемных ситуаций. Проблемная ситуация возникает тогда, когда для осмысления чего-либо человеку не хватает знаний или известных способов деятельности, т. е. имеет место противоречие между знанием и незнанием. Проблемные ситуации делятся на следующие виды: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация предположения; ситуация опровержения; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности. Учебная проблема отличается от научной. По содержанию проблема, встающая перед ученым, общественно значимая, а проблема, которая ставится перед школьником, значима в личном плане. Исследовательская проблема содержит знания, неизвестные человечеству, а учебная — только ученику. Но между научной и учебной проблемой есть и общее. Во-первых, процесс научного исследования и проблемного обучения осуществляется путем фиксации, развития и преодоления противоречий. Во-вторых, общая природа психического (интеллектуального) затруднения в условиях проблемной ситуации. В-третьих, та и другая проблема решается путем выдвижения и проверки гипотез. Основные приемы создания проблемных ситуаций в обучении: 1) учитель подводит школьников к проблеме и предлагает им самим найти способ решения; 2) обостряет противоречия между наукой и практикой; 3) излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос, предлагает рассмотреть явление с различных позиций; 4) ставит конкретные вопросы и побуждает делать сравнения, обобщения, выводы, обоснование, конкретизацию (привести примеры), логику рассуждения; 5) ставит задачи с недостаточными, избыточными или противоречивыми данными, с неопределенностью в постановке вопроса, множеством способов решения и ответов, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др. Поиск учащимися решения проблемной ситуации всегда связан с активизацией их мышления. Способы решения проблемных ситуаций и познавательных задач (по И.Ф. Харламову): а) способ аналогии (учитель опирается на имеющийся у учащихся житейский опыт или ранее полученные знания); б) индуктивный, или аналитико-синтетический способ (учащиеся самостоятельно анализируют изучаемые факты и явления и делают необходимые выводы и обобщения); в) дедуктивный способ (для решения познавательной задачи необходимо творчески применить какой-либо ранее изученный принцип, закон или закономерность); г) способ отыскания причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление и установление причинно-следственных связей; д) способ выдвижения гипотез и их подтверждения или опровержения. Выделяют три уровня проблемного обучения:
Уровень проблемного обучения выбирается в зависимости от подготовки учащихся. Надо, однако, отметить, что технология проблемного обучения не универсальна, ее применение имеет некоторые ограничения. Причин две: во-первых, трудоемкость; во-вторых, невозможность применения большинства учебников и учебных пособий, изложение материала в которых рассчитано на репродуктивную деятельность учащихся. Часть учебного материала надо давать объяснительно-иллюстративным и репродуктивным методами в следующих случаях: 1) иногда нужен «стартовый» запас знаний, создать который можно с помощью репродуктивных методов; 2) при формировании умений и навыков (особенно технических), где показ, подражание, репродукция имеют большое значение; 3) для экономии учебного времени; 4) если учебная проблема оказалась непосильной для учащихся. В этом случае следует понизить уровень проблемности, например, путем подсказки или переформулирования задачи. Date: 2015-07-17; view: 472; Нарушение авторских прав |