Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коллективный способ обучения (КСО)





Психологи утверждают: эффектив­ность произвольного запоминания материала в студенческом возрасте мо­жет быть оценена такими критериями: читает – 10%, слышит – 20%, видит – 30%, видит и слышим – 50%, обсуждает – 70%, опирается на опыт – 80%, обучает других – 95%.

Этим объясняется высокий интерес педагогов к такой образовательной технологии, как взаимообучение в коллективе. Она имеет и другие названия: «организованный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО)».

 

 

В начале XX века русский педагог Александр Григорьевич Ривин сделал педагогическое открытие – самообучение в парах сменного состава.

В основе технологии А.Г. Ривина лежат три принципа:

1) общение (А.Г. Ривин утверждал: «Обучение есть общение»);

2) принцип полиморфизма (человеку свойственно обогащать других своей уникальностью, при этом обогащаться самому, учась у других, перенимая знания и качества других людей);

3) единство речевой и мыслительной деятельности: одна всегда является «катализатором» для другой.

Рассмотрим методику А.Г. Ривина детально. Работая в паре на уроке географии, ученики обучают друг друга. Допустим, Петров должен обучать Васечкина теме «Рельеф Африки», а Васечкин Петрова – теме «Климат Африки». Сначала Петров разбивает свой параграф на небольшие пункты (абзацы), объясняет Васечкину первый пункт и проверяет уровень его понимания (предлагает контрольные вопросы, задачу или схему). Если у Васечкина есть затруднения, то Петров помогает ему, еще раз объясняя содержание своего пункта. После этого Васечкин пишет себе в тетрадь название пункта (не содержание этого пункта, а только его название!). Далее Петров излагает для Васечкина содержание второго пункта темы, объясняет, учит, проверяет уровень понимания. Васечкин пишет в тетрадь формулировку второго пункта плана, и они переходят к третьему пункту темы. Таким образом, Петров по пунктам плана, по частям учит Васечкина теоретической части темы и тут же предлагает ему практические задания, а у Васечкина в тетради появляется подробнейший план темы. После этого напарники меняются ролями. Теперь Васечкин таким же образом учит Петрова своей. В итоге Петров осваивает теоретическую часть, решает задачи, и у него появляется подробнейший план этой темы.

На последнем этапе напарники дают друг другу задачи по своим темам, решают их самостоятельно и проверяют друг у друга. На этом работа в паре заканчивается, и напарники расходятся. Теперь как Петров, так и Васечкин может при необходимости обучить любого третьего ученика как теме «Рельеф Африки», так и теме «Климат Африки». То есть знания каждого за урок удвоились.

На следующем уроке Васечкин, освоивший с помощью Петрова тему «Рельеф Африки», сам преподает ее, скажем, Чижикову, а Чижиков ему преподает тему новую тему: «Внутренние воды Африки». Петров, освоивший с помощью Васечкина тему «Климат Африки», преподает ее ученику Пыжикову, а Пыжиков знакомит его с темой «Растительный и животный мир Африки».

И так ученики по очереди обучают друг друга своей теме, одновременно усваивая другую. В результате каждый ученик осваивает полный комплект тем по разделу «Африка», о чем будет свидетельствовать в его тетради серия планов каждой темы.

Последователь Ривина, профессор Виталий Кузьмич Дьяченко развил его технологию дальше. Технология КСО по Дьяченко интегрирует все существующие формы учебной деятельности:

– коллективную (каждый учит каждого);

– групповую (один учит многих);

– парную (один учит другого);

– индивидуальную (через письменную речь).

Механизм реализации КСО. Коллективные учебные занятия (КУЗ) совершенно не похожи на обычные уроки. Тут действует особый режим и расписание работы. Так, урок спаренный (90 минут).

1-й этап. Учитель выбирает (или составляет) несколько ключевых абзацев изучаемой темы. Предлагает ученикам а течение 2–3 минут разобраться в содержании первого абзаца, озаглавить его. Эту работу ученики выполняют работая в паре, каждый со своим соседом по парте. Здесь важно, чтобы ученики научались совместно обсуждать, выдвигать разные гипотезы (версии, варианты), аргументировать свои утверждения, совместными усилиями находить подходящий вариант. Далее учитель организует общегрупповое обсуждение – он спрашивает учеников, какие появились варианты заглавий абзаца (удобно их зафиксировать на доске), предлагает им аргументировать предложения и отнестись к предложениям других, устраивает дискуссию между учениками. На основе этой дискуссии учитель раскрывает определенную часть темы. Таким же образом организуется работа по изучению остальных абзацев.

2-й этап. После того, как ученики приобрели определенные навыки проработки и озаглавливания абзацев, можно предложить ученикам изучить и озаглавить не отдельные абзацы а всю тему. Ученики, по-прежнему работая в постоянных парах, изучают новую тему, прорабатывая каждый абзац и озаглавливая его. В итоге у учеников появляется подробный план темы. Далее учитель организует общегрупповое обсуждение, в ходе которого сопоставляются составленные учениками планы темы, проверяется правильность усвоения содержания темы.

3-й этап. Часть учеников изучает в постоянных парах одну тему вторая – другую. Далее образуются пары учеников из первой и второй групп. В новых парах ученики обучают друг друга. В конце организуется общегрупповое обсуждение по обеим темам.

4-й этап. Учитель предлагает ученикам дома изучить новую тему. При этом разным ученикам предлагаются разные темы. А в классе, ученики, обучая друг друга в парах сменного состава, осваивают всю программу.

В малокомплектной сельской школе или в одной параллели большой школы можно применить такую модификацию КСО. Вместо одного учителя работает кооперация учителей, каждый из которых может выполнять разные функции, в том числе: контролера, технолога, координатора, консультанта, учителя. Весь коллектив школы (параллели) – 60–80 человек – делится на несколько сводных отрядов. В каждом отряде изучается свой раздел одного и того же предмета или даже разные предметы по методике А.Г. Ривина. Каждый ученик движется к цели своим темпом. Как только ученик осваивает все темы внутри своего отряда, он поступает в распоряжение кооперации учителей, которая определяет, в какой сводный отряд направить ученика для дальнейшей работы. Учителя для каждого ученика разрабатывают примерные маршруты прохождения программного материала.

При КСО не ведутся обычные классные журналы. Учёт знаний в классе проводится в форме экрана успеваемости:

 

Ф. И. О. учащегося Темы
№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Иванов И. + +      
Петров П. + +   + +
Сидоров С. +   +    
Семенов С.   + + +  

Преимущества КСО перед традиционным обучением:

1) учащиеся лучше овладевают материалом (по принципу: «пока объяснял, сам всё понял»);

2) включенность каждого ученика в образовательный процесс, отсутствие на уроке «отсиживающихся» учеников;

3) педагогизация ученической среды: каждый ученик может попробовать себя в роли учителя; некоторые ученики открывают в себе педагогические способности;

4) педагог высвобождается от фронтальной работы с классом и получает возможность работать с учащимися, нуждающимися в индивидуальной помощи.

 

Методика работы в парах переменного состава и её модификации

(учебная информация)

 

Методика А.Г. Ривина:

1. Получите текст вопроса (статью) и цветовой сигнал, обозначающий этот вопрос.

2. Найдите первого партнера, на полях запишите его фамилию и цветовой сигнал.

3. Прочтите партнеру весь текст и поделите его на фрагменты (абзацы), если текст предварительно на них не поделен.

4. Прочитайте партнеру один фрагмент (абзац).

5. Партнер задает вопросы для того, чтобы Вы поняли (если необходимо, то выпишите в тетрадь) значение терминов, словосочетаний, смысл фрагмента.

6. Обсудите возможные варианты заголовков каждого фрагмента, выберите оптимальный, запишите в тетрадь.

7. Приступайте к работе над темой партнера (в последо­вательности, указанной в алгоритме, начиная с шага 3).

8. Поблагодарите друг друга за совместную работу и по цветовому сигналу, отличному от вашего или по указанному в вашем маршруте, найдите второго партнера, запишите его фамилию и цветовой сигнал текста на полях своей тетради.

9. Второму партнеру перескажите содержание первого фрагмента своего текста. Помните! Пересказ не должен перейти в обучение.

10. Работайте над вторым фрагментом (и далее, как над первым, с шага 4).

11. По окончании работы над текстом подготовьтесь к выступлению в малой группе. Вам помогут передать содержание текста записанные в тетради заголовки.

12. После выступления в малой группе работа над данным текстом закончена, сделайте необходимую пометку на экране учета.

13. Получите новый текст и цветовой сигнал у преподавателя и работайте дальше по данному алгоритму.

 

Мурманская методика:

1. Получите карточку с цветовым сигналом.

2. Выучите самостоятельно (или со своим соседом) мате­риал, данный в первой части карточки (правила, определе­ния, понятия, формулировки законов).

3. Выполните самостоятельно задание второй части кар­точки.

4. Найдите по цветовому сигналу, отличному от вашего, карточки партнера, запишите его фамилию и цвет карточки на полях своей тетради.

5. Проработайте с ним первую часть вашей карточки.

6. Ваш партнер прорабатывает с вами материал первой части своей карточки.

7. Обменяйтесь карточками и выполняйте задание второй части новой для себя карточки самостоятельно.

8. Обсудите результаты с партнером.

9. Поблагодарите друг друга и найдите нового партнера по цвету карточки.

10. Работайте с новым партнером, начиная с шага 4.

 

Методика взаимопередачи тем:

1. Получив карточку, проработайте ее самостоятельно, сделав соответствующие записи в тетради и выполнив задания второго уровня сложности.

2. По цветовому сигналу найдите партнера.

3. Назовите свою тему партнеру и познакомьте его с содержанием задания и текстом учебника.

4. Расскажите партнеру содержание нового абзаца текста.

5. Подождите, пока партнер прочтет этот текст по книге, про себя или вслух.

6. Обсудите содержание данной части, задайте друг другу вопросы, выпишите необходимые сведения, заполните таб­лицы, напишите уравнения.

7. Следите за выполнением партнером задания первого уровня сложности, проверьте его, проконсультируйте.

8. Работайте над передачей своей темы до конца по указанному алгоритму, начиная с шага 3.

9. Ваш партнер передает вам свою тему по приведенному алгоритму.

10. Обменяйтесь дидактическими карточками и выпол­няйте задания второго уровня сложности.

Если ваш партнер не готов к проверке, выполните третье задание.

11. Сверьте выполненные задания, обсудите результаты, в случае разногласий обратитесь к учителю.

12. Поблагодарите друг друга и найдите по цветовому сигналу нового партнера произвольно или по маршруту.

13. Работайте с ним по данному алгоритму.

14. По окончании заполните экран учета, отметив отра­ботанные темы.

 

Методика взаимообмена заданиями:

1. Возьмите карточку любого цвета и поставьте точку на листке учета против своей фамилии.

2. Выполните первое задание.

3. Выполните второе задание. Проверьте себя, сможете вы записать все, что необходимо, и рассказать товарищу первую часть своей карточки, и в листке учета исправьте пометку на «+», т.е. готов к обмену знаниями.

4. Найдите по цветовому сигналу партнера.

5. Объясните ему первое задание, делая (при необходи­мости) запись в тетрадь с одновременным проговариванием.

6. Ответьте на вопросы товарища и задайте ему контрольные вопросы. Ваша цель – научить своего партнера!

7. Выслушайте товарища по первой части его карточки, и необходимости дав ему свою тетрадь.

8. Поменяйтесь карточками и каждый выполняйте вто­рое-задание новой для вас карточки самостоятельно.

9. Сверьте второе задание. Если оно выполнено одинако­во, то поблагодарите друг друга и найдите нового партнера. Если не одинаково, то найдите ошибку или обратитесь за помощью к учителю.

10. В листке учета «+» обведите кружком для той карточ­ки, которую передали партнеру, и поставьте «+» на той, которую получили от него.

11. Работайте с полученной карточкой с шага 2. Если что-то хотите доделать в карточке, то начинайте работать с шага 4, т.е. сразу находите партнера.

 


Методика РивинаБаженова:

1. Получите карточку.

2. Запишите в тетрадь цвет карточки и номера заданий.

3. Выполните оба задания самостоятельно.

4. Найдите партнера по цветовому сигналу.

5. Запишите его фамилию на полях тетради рядом с номером задания, которое будете рассказывать.

6. Прочитайте вслух первое задание, рассказывайте парт­неру и одновременно списывайте ход его решения, взяв чис­тый лист бумаги. Тетрадь с решением закрыта или отдана другому. Ваша цель ― отчитаться по заданию, а не обучать!

7. Ответьте на вопросы участника, обсудите ход решения, выслушайте его оценку.

8. Дайте товарищу свою тетрадь для выставления отмет­ки или листок, на котором отчитывались о своей работе.

9. Работайте с партнером по его заданию, начиная с шага 5.

10. Поблагодарите одноклассника.

11. Найдите ему следующего партнера по цветовому сиг­налу, изложите второе задание вашей карточки, работая с шага 5.

12. Выслушайте участника по второму заданию его кар­точки и возьмите ее для дальнейшей работы, если вы по ней не работали.

 

Обратная методика Ривина:

1. Получите карточку.

2. Найдите по цветовому сигналу, отличному от вашего, первого участника и напишите фамилию у соответствующего пункта плана.

3. Отберите с партнером необходимую литературу.

4. Проработайте все литературные источники по 1-му пункту вашего плана, обсудите их содержание, согласуйте с содержанием выработанного текста.

5. Запишите в тетрадь составленный вами текст.

6. Работайте над 1-м пунктом плана по карточке партне­ра (шаги 3–5).

7. Поблагодарите партнера и найдите другого. Кратко перескажите ему содержание уже изученного текста и рабо­тайте с ним по алгоритму (с шага 2) над следующим пунктом плана.

8. По окончании работы над своей карточкой подготовь­тесь к выступлению на малой группе. Помните: опора для выступления – план в карточке. Ваше выступление – отчет.

9. После выступления на малой группе работа с данной карточкой закончена.

10. Получите новую карточку и работайте по алгоритму с шага 2.


14. Технологии обучения в сотрудничестве («Мозаика», «Учимся вместе» и др.).

Общие подходы к организации кооперативного обучения обоснованы в 70-х годах прошлого века аме­риканскими педагогами Р. Славиным (университет Джона Хопкинса), Р. Джонсоном и Д. Джонсоном (университет Миннесота) и группой ученых универси­тета Дж. Аронсона (Калифорния).

Важно сразу же отметить, что кооперативное обу­чение имеет мало общего с уже становящейся привычной групповой работой (группы учащихся по 4—6 человек получают задания, выполняют их, а затем отчитываются у доски за выполненную работу). В тра­диционной организации взаимодействия учащихся в группах усматриваются, как минимум, два типичных недостатка: 1) часто находятся ученики, которые отсиживаются и не проявляют желаемой активности, поскольку наиболее подготовленные школьники но­ровят все сделать сами; 2) отчеты групп и их предста­вителей, несмотря на призывы учителя, почти никто не слушает.

Date: 2015-07-17; view: 1726; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию