Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игровые технологии в обучении школьников





Игра – это разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и предоставляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей.

Игра, наряду с трудом и ученьем, – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Особенность игры состоит в том, что ее мотив лежит не в результате, а в содержании самого игрового действия.

Игры, создаваемые для использования в образовательном процессе, по­лучили название педагогических. Педагогические игры делятся на дидактические (обучающие), воспитательные и управленческие (для педагогов и руководителей учреждений образования).

Дидактическая игра–педагогически организованный вид игровой деятельности учащихся, представляющий собой синтез основных компонентов игры и учения, ориентированный на приобретение учащимися знаний, общеучебных и специальных умений, а также на их социальную адаптацию и творческую самореализацию.


Функции дидактических игр:

1) познавательная (в дидактических играх учащиеся усваивают новые и закрепляют имеющиеся знания, навыки, умения);

2) развивающая (развитие физических и умственных сил ребенка);

3) развлекательная (игра взывает удовольствие, воодушевляет, пробуждает интерес);

4) релаксационная (снятие эмоционального напряжения);

5) терапевтическая (помогает преодолевать различные трудности, имеющих место в других видах жизнедеятельности);

6) коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);

7) диагностическая (в игре, как правило, проявляются отклонения от нормы в развитии играющего субъекта);

8) коммуникативная (игра, особенно командная, способствует сплочению коллектива, усвоению участниками навыков общения, установлению эмоциональных контактов);

9) социализирующая (включение в систему общественных отношений, усвоение социальных норм и ценностей);

10) экзистенциальная (игра дает человеку возможность отыс­кать себя в обществе, в чело­вечестве, во Вселенной).

Дидактические игры классифицируются:

· по предметной области:математические, физические, химические, биологические, экологические, музыкальные, литературные, технические, спортивные, военно-прикладные, управленческие, экономи­ческие и т.д.;

· по игровой среде (то есть где и с чем играем): игры без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности (например, военно-спортивная игра «Зарница»), компьютерные, технические и т.д.;

· по содержанию игрового действия: игры ролевые, деловые, организационно-деятельностные, зрелищные (игры-шоу), игры-театрализации, тренинговые, интеллектуально-развивающие.

Рассмотрим последнюю классификацию подробнее.

Ролевая игра (разыгрывание ролей). Это, по сути, представление ситуации в лицах, инсценировка, которая может быть проведена с раз­ными составами исполнителей, но при одних и тех же зрителях. Слу­шатели могут сравнить, кто «сыграл» лучше, какие недостатки ока­зались общими.

Деловая игра. Отличается от ролевой игры тем, что в ней воспроизводится процесс труда работников какой-либо организации, фирмы, учреждения. Деловая игра направлена на формирование умений грамотно организовывать работу, распределять поручения, планировать, контроли­ровать деятельность свою и сотрудников.

Организационно-деятельностная игра характеризуется следующимиотличительными чертами: а)предполагает разрешение сложной социальной, производственной или иной проблемы, когда требуется объединение усилий, коллективное мышление; б) требует участия значительного количества людей (нередко всего коллектива школы); в) создание команд или групп «специалистов» различных направлений; г) продолжительность во времени (оргдеятельностные игры часто длятся более одного дня).

Примеры организационно-деятельностных игр в школе: военно-спортивная игра «Зарница», «День самоуправления», «День бизнеса».

Зрелищная игра (шоу). Чаще всего копируют известные телешоу: «КВН», «Брейн-ринг», «Поле чудес», «Умники и умницы» и т.п. Педагог здесь выполняет три роли: сценариста, режиссера и менеджера.

Игры-театрализации (дидактический театр). Театрализованные уроки могут проводиться практически по всем предметам. Например, на уроке общей биологии старшеклассники разыгрывают публичную дискуссию между знаменитыми биологами прошлого (Кювье, Линней, Ламарк, Дарвин, Гексли и др.), используя костюмы и даже грим. Даже не слишком сильные ученики хорошо усваивают учебную информацию, прияв участие в такой работе.


Тренинговые игры. Сюда можно отнести, например, игры с этико-психологическими правилами (десятки таких игр описала Н.Е. Щуркова в книге «Собранье пестрых дел»).

Интеллектуально-развивающие игры. Примером может служить технология развивающих игр, разработанная Борисом Павловичем и Леной Алексеевной Никитиными (см. их книги «Мы, наши дети и внуки», «Ступени творчества, или Развивающие игры»). Каждая игра у Никитиных представляет собой набор задач,которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей конструктора. Никитины предлагают также развивающие игры с узорами, рамками, плана­ми и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», «точечка­ми», «часами», термометром, мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуго­вицами, палками. При этом трудность задач постепенно возрастает от доступных 2-3-хлетнему малышу до непосильных некоторым взрослым.

Этапы и стадии реализации дидактических игр рассмотрим на примере деловой игры «Парламентские выборы», проведенной под нашим руководством в колледже при изучении учащимися основ социально-гуманитарных наук:

 

Этап подготовки   Разработка игры 1. Разработка сценария и правил игры. 2. Разработка критериев оценки деятельности участников игры. 3. Изучение будущими участниками литературы по темам «Выборы», «Политические партии», Избирательного кодекса РБ, Закона РБ «О политических партиях». 4. Подготовка оборудования – символики «партий», «предвыборных листовок» и «плакатов», атрибутов избирательного участка (вывеска, урна, бюллетени, «протокол подсчета бюллетеней»).
Ввод в игру 5. Погружение в игру (проблемная лекция по теме «Выборы», доклады учащихся по истории выборов, особенностям избирательных систем различных стран мира). 6. Инструктаж участников, ознакомление с правилами и регламентом игры. 7. Распределение ролей и создание команд (если игра командная). 8. Консультации с будущими игроками – «кандидатами», членами «избирательной комиссии».
Этап проведения   «Избирательная кампания» 9. Самопрезентация «партий» и независимых «кандидатов». 10. Регистрация «кандидатов». 11. Предвыборные выступления «кандидатов». 12. «Теледебаты». 13. Ответы на вопросы «избирателей».
«Голосование»   14. Организация работы «избирательного участка» и «избиратель ной комиссии». 15. Регистрация «избирателей». 16. Собственно «голосование». 17. Подсчет голосов «избирательной комиссией». 18. Определение победителей.
Этап анализа и обобщения   19. Выгружение из игры. 20. Рефлексия (оценка и самооценка хода и результатов работы участниками игры). 21. Выводы учителя, оценка деятельности учащихся согласно установленным критериям, рекомендации участникам игры на будущее. 22. Оформление стенгазеты («афиши») с отчетом об игре для всеобщего ознакомления.







Date: 2015-07-17; view: 440; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию