Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И.С. Якиманской
(краткая учебная информация)
Согласно концепции личностно ориентированного обучения Ираиды Сергеевны Якиманской, в центре обучения находится ученик – его мотивы, потребности, цели, индивидуальные психологические особенности. При этом особое значение придается такому фактору развития личности, который до этого, как правило, в обучении игнорировался – субъектному (индивидуальному) опыту жизнедеятельности. Ученик не становится субъектом обучения в ходе самого обучения, а изначально им является как носитель субъективного опыта, приобретенного ребенком вне школы, в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Субъектность личности проявляется в избирательности к познанию мира (например, в мотивах учебной деятельности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к познаваемым объектам). Исходя из интересов ученика, его знаний и умений, учитель определяет цель занятия и корректирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. Иными словами, вектор развития строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию. Целевые акценты личностно ориентированного обучения: 1) максимально выявить, использовать, «окультурить» субъектный (индивидуальный) опыт каждого ребенка; 2) развивать индивидуальные способности каждого ученика; 3) помочь ребенку изучить себя, самоопределиться и самореализоваться. Принципы личностно ориентированного обучения: 1) доминирование целей личностного, интеллектуального, деятельностного развития; 2) акцент на мотивацию достижения успеха; 3) ориентация на внутреннюю активность учащихся; 4) партнерское взаимодействие участников образовательного процесса; 5) диалог как обмен информацией, духовными ценностями; 6) свобода выбора и личной ответственности за него всех участников образовательного процесса; 7) эмоциональная сопричастность и «проживание» событий в ходе обучения. Личностно ориентированный подход к обучению связан с явлением индивидуализации. Индивидуализация обучения рассматривается как психологический механизм превращения педагогических воздействий в фактор развития личности ребенка. Индивидуализация обучения реализуется в следующих дидактических требованиях: 1. Включение в содержание образования субъектного (индивидуального) опыта учащихся, включая опыт его предшествующего обучения и воспитания. 2. Изложение знаний должно быть направлено не только на расширение их объема, но и на преобразование, «окультуривание» субъектного (индивидуального) опыта каждого ученика. 3. В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием учебного материала. 4. Активное стимулирование каждого ученика к самообразованию, саморазвитию, самовыражению в ходе овладения знаниями. 5. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора в процессе выполнении заданий, а также чтобы поощрялось стремление ученика находить свой способ решения задачи. 6. Включение в содержание образования так называемых «метазнаний» (знаний о том, как добывать знания), коммуникативных навыков. 7. Необходимо стимулировать ученика к выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала. 8. В учебном процессе должна обеспечиваться рефлексия как субъективная деятельность участников образовательного процесса. Ученик должен отрефлексировать наличный, актуальный уровень знания и оценить свой личностный рост. В организационном плане личностно ориентированное обучение предусматривает: а) составление индивидуальной программы обучения для каждого ребенка, учитывающей его особенности; б) создание атмосферы равноправного общения, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в общей работе класса; в) обязательное взаимодействие учащихся не только с учителем, но и между собой; г) стимулирование ученика к высказываниям без боязни ошибиться, опоры на собственный опыт, приведению примеров из собственной жизни; д) обеспечение ученику возможности выбора наиболее значимых для него вида и формы содержания учебного материала; е) оценка деятельности ученика не только по результату («правильно – неправильно»), но и по процессу достижения этого результата, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал; ж) создание на уроке педагогических ситуаций, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность; создание обстановки для естественного самовыражения учеников. Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования, предложенная Е.В. Бондаревской, своим основанием имеет аксиологию – учение о ценностях. Образование, согласно Е.В. Бондаревской,происходит в культуросообразной образовательной среде, в которой ребенку легче всего проявить свою индивидуальность. Date: 2015-07-17; view: 517; Нарушение авторских прав |