Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные категории педагогической психологии.
Педагогическая психология – это отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Объект – человек. Предмет – изучает закономерности развития человека в усл обуч и восп. Учение – это процесс целенаправленного и сознательного присвоения человеком передаваемого ему общественно – исторического опыта другому челу в специально организованных условиях семьи, школы, ВУЗа. Обучение – это процесс целенаправленной и последовательной передачи социокультурного, общественно – исторического опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, ВУЗа. Теории о взаимосвязи обучения и развития: Независимость детского развития от обучения. В основе лежит принцип доступности, т.е. обучение рассматривается как процесс, который м.б. применен после завершения определенных циклов развития. Ребенок д. функционально созреть, чтобы приступать к его обучению. Развитие всегда идет впереди обучения. Согласно этой теории развивающего обучения быть не может. Пиаже, Фрейд, Гизел. Обучение – это и есть развитие. При этом обучение полностью сливается с развитием и каждый шаг в развитии соответствует шагу в обучении. Здесь развитие – это накопление всевозможных привычек, в т.ч. интеллектуальных. Любое обучение рассматривается как развивающее. Минчинская, Костюк, Джемс. С одной стороны, развитие – это процесс независимый от обучения. С другой, обучение, в котором ребенок приобретает новые формы поведения, рассматривается как тождественное развитию. Гипотеза Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития устанавливает единство, а не тождество этих процессов. Обучение является движущей силой психического развития. Без обучения эффективное развитие ребенка невозможно. Современные виды обучения: Развивающее обучение строится на основе теории Выготского. Характеристики развивающего обучения: активно деятельностный способ обучения, развивается активная жизненная позиция, учитываются индивидуальные и возрастные особенности, педагогические воздействия опережают и стимулируют воздействие личности, ребенок является субъектом учебной деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всех качеств ребенка, проходит в ЗБР ребенка (формирующиеся психические функции, делает что-то с родителями, это уровень интеллектуального развития ребенка на завтрашний день). Обучение строится от абстрактного к конкретному. Методы обучения: метод решения учебных задач, квазиисследования (ребята делятся на группы и делают мини исследования). Безотметочная система. Основа системы Эльконина - Давыдова – теоретическое мышление: от общего к частному. Традиционное обучение – это информационно – сообщающее, догматическое и пассивное обучение. Знания даются в готовом виде, ученик их воспринимает и репродуктивно воспроизводит. «+»: систематичность, дисциплинированность, небольшие затраты времени. «-»: отсутствие развивающей функции обучения (познавательных способностей, мышления, памяти, воображения, личностных особенностей); репродуктивная деятельность учащихся; отсутствие диалогического взаимодействия учителя с ребенком. Личностно – ориентированное обучение. Основные характеристики: ориентированно на развитие ребенка, его самоактуализацию, т.е. реализацию его возможностей. Развитие учебной мотивации, познавательной сферы (мышление, анализ, классификация), развитие личностных качеств ученика (эмпатия), формирование адекватной самооценки, снижение уровня тревожности. Развитие форм и навыков сотрудничества, готовности и желания взаимодействовать. Развитие креативности ребенка, способности к продуцированию новых идей. У детей появляется самостоятельность и высокая степень ответственности. «-»: затраты времени и человеческих ресурсов, дисциплина, возможно снижение внешних показателей успеваемости. Проблемное обучение основано на получении новых знаний, посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач, которые вытекают из проблемных ситуаций. Преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учащихся на поиск. Дети сами выявляют закономерности, понятия, используя свой индивидуальный опыт, анализ фактов с помощью активной мыслительной деятельности, в результате чего появляются знания. Учебный процесс напоминает научно – исследовательскую деятельность. Происходит личностное и познавательное развитие учащихся. «-»: не каждый учебный материал м.б. представлен в проблемном виде; большие затраты времени; не каждый педагог способен к построению проблемного обучения. Программное или алгоритмизированное обучение (Скиннер). Происходит управление усвоением знаний. Учение осуществляется как четко управляемый процесс, т.к. материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые части или дозы. Они последовательно предъявляются учащимся для усвоения, после каждого этапа следует проверка. Если этот блок усвоен переходят к следующему. «+»: четко структурирован материал; мелкие блоки легко усваиваются, что обеспечивает высокий уровень ЗУН; индивидуальный темп усвоения; подходит для слабоуспевающих детей; развивающая особенность. «-»: невсякий материал дается в пошаговой обработке; большие затраты времени; только репродуктивное воспроизведение материала; отсутствует познавательное и личностное развитие.
Date: 2016-08-30; view: 677; Нарушение авторских прав |