Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Супружеские отношения в семье.
Супружеские отношения – это система взаимоотношений между мужчиной и женщиной, которые связаны брачными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Хорошо известна такая классификация типов супружеских отношений: комплиментарный, частично комплиментарный, некомплиментарный. Основа данной классификации - сиблинговая позиция супругов в родительской семье. (А.Черников). Роль — это нормативно одобряемая модель поведения, ожидаемая от человека, занимающего определенную социальную позицию и позицию в межличностных отношениях. Содержание роли и ее выполнение регулируются нормами, т.е. определенными выработанными и принятыми группой правилами, которым необходимо следовать для реализации совместной деятельности. Существуют правила, предписания, касающиеся как принятия ролей, так и их исполнения, контроль за выполнением роли и санкции, как внешние, так и внутренние, направленные на восстановление баланса семейной деятельности за счет определенного воздействия на члена семьи, не выполняющего свою роль. Степень принятия членом семьи своей семейной роли определяет эффективность ее выполнения и, как следствие, успешность функционирования семейной структуры в целом. Ролевая структура семьи в определяется ведущими семейными ценностями, иерархия которых развивается на протяжении жизненного цикла семьи, отражая изменение значимости ее функций (после рождения детей центральное место в семье занимает воспитательная функция, а ценность родительства становится ведущей). Семейные ценности регламентируют образ жизни семьи, распределение ролей и установление главенства. Ролевая структура семьи обеспечивает эффективное ее функционирование и удовлетворение потребностей всех ее членов с учетом следующих требований: •ролевая согласованность — треб непротиворечивости ролей, образующих целостную систему, как в отношении ролей, выполняемых одним человеком, так и семьей в целом; •выполнение роли должно обеспечивать удовл-ие потребностей личности в рамках семьи; •принятые роли должны соответствовать возможностям личности, нельзя допускать «ролевой перегрузки»; •выполнение ролей должно обеспечивать удовлетворение потребностей всех членов семьи. Осн-й параметр ролевой стр-ры- хар-р главенства, опред-й иерархич-ю структуру, распред-е ролей. Рол-я стр С опред ведущими сем ценностями. Структура семьи — это состав ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Глав-во опред-ет иерархию и организацию функ-ния. Иерархия характеризует отношения доминантности — подчинения в семье. Авторит сист- власть у 1го чел, демократ-я- равноправное участие всех членов С в управ и принятии решений. Главенство: 1. единоличный х-р 2. совместное. Сущ фактическое и формальное главенство. Роль - нормативно одобряемая модель повед-я ожидаемая от чел заним-щего опред-ю соц-ю позицию и позицию в межличностных отн-ях. Сод-е роли регул нормами, правилами. Важен контроль за вып-ем+санкции. При любой стр-ре С выд-ют: 1) конвенциональные роли: пред-ны соц-м окр-ем, они опред-ют пост-е права и обяз-сти членов С, пред-ют собой перечень, формы повед-я и способов их реализации, регулир-х моралью, правом и традициями. Типология сем ролей: роли супругов, родителей, детей, сиблингов, прародителей. Клас-я конвен-х ролей: 1. кормилец С 2. хозяин дома 3. ответ-й за уход и восп-е младенца 4. воспит-ль детей более старшего воз-ста 5. сек-й партнер 6. сем-й психотерапевт.—Это роли внутрисем-го х-ра. Конвец-е роли внешнего х-ра: 1. ответ-сть за поддержание родственных связей 2. организатор досуга и развлечений 3. орг-тор сем суб к-ры- духовный лидер С. В основе распред-я конвен-х ролей- половая дифференциация. 2) межличностные роли: опред-ют хар-р межлич-го взаимод-я вкл роли покровителя, опекуна, опекаемого, друга и сек партнера. Добрович 4 модели: 1. отец-дочь 2. мать-сын 3. брат-сестра 4. приятель-приятельница. Фактор опред-й х-р межлич отн-й: это сиблинговые взаимоотнош-я в соб-й С супругов—перенос в свою С. Патологизирующие роли м б индивид-ми и сем-ми. Патолог сем роли обус-ны нар-ем связей С с соц окр-ем: 1) С-крепость 2) С-театр. Индив-е патологизир-е роли: 1) сем-й козел отпущения 2) роль позора С 3) любимчик 4) роль Бэби 5) больной член С. Связь - это психологическое расстояние между членами семьи. Если оно очень близкое (симбиоз) или, очень далекое (разобщенность) — это может привести к семейной дисфункции. Иерархия характеризует отношения доминантности — подчинения в семье. Формы вз/д в С (распред-е ролей и х-р общ-я): 1) сотрудничество 2) паритетные отн-я(взаимная выгода и равные права) 3) соревнование 4) конкуренция 5) антогонизм. Сатир (жен) модели общения: 1) заискивающий (миротворец) 2) обвиняющий 3) расчетливый(компьютер) 4) отвлекающий(сбитый с толку) 5) гармоничная модель. Большинство специалистов определяют удовлетворенность браком как внутреннюю субъективную оценку, отношение супругов к собственному браку. К факторам, влияющим на степень субъективной удовлетворенности браком, относятся: стадия жизненного цикла семьи, супружеский стаж, сходство ценностей у супругов, их пол, трудовая занятость, наличие в семье детей. Удовлетворенность браком может быть полной, когда супругов полностью устраивает сложившаяся модель семейной жизни и отсутствует желание что-либо изменить, и частичной, когда есть направленность на изменение каких-либо аспектов семейной ситуации. Рассматривая супружеские отношения важно отметить, что источником трудностей в семейной жизни, конфликтных отношений между супругами может стать совокупность факторов добрачного периода, побудивших молодых людей заключить семейный союз (место и ситуация знакомства, первое впечатление друг о друге, социально-демографические характеристики партнеров, продолжительность периода ухаживания, возраст будущей пары, динамические и характерологические особенности супругов, отношение в семье с братьями и сестрами). Кроме того, существенное значение на прочность брака оказывают факторы предбрачного периода: - мотивы вступления в брак (любовь, долг, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения), время обдумывания брачного предложения, родители и их отношение к браку детей, инициатор брачного предложения. В процессе изучения супружеских отношений и семейного функционирования в целом, необходимо выделить нормативные кризисы жизни семьи (связанные с переходом семьи с одного этапа на другой) и ненормативные кризисы, влияющие на процесс построения взаимоотношений между супругами. Нормативные - это кризисы, переживаемые каждой семьей, содержание которых – в разрешении противоречий между новыми задачами, встающими перед семьей и характером взаимодействия и общения между членами семьи. Ненормативные – развод, смерть, измена, усыновление детей, подростковая беременность и др. С. Кратохвилл выделяет «стандартное» время наступления кризисов в зависимости от стажа брака: в интервалах 3-7 лет (утрата романтических настроений, снижение взаимопонимания, рост конфликтов, эмоц напряженность супр измены) и 17-25 лет стажа (нарастание эмоц неустойчивости, чувство одиночества, переживание старения). Любая семья сталкивается в процессе своей жизнедеятельности с проблемными ситуациями, разрешение которых осуществляется в условиях противоречивости индивидуальных потребностей, мотивов и интересов ее членов. Конфликт определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений субъектов взаимодействия. В основе возникновения конфликта лежат причины, определяющие его зону: неадекватная мотивация брака, когда мотивы вступления в брак лежат вне сферы семейно-брачного союза; нарушение ролевой структуры семьи вследствие несогласованности представлений ее членов о семейном укладе, семейных ценностях; различий представлений о супружеских ролях, ролевых ожиданий; конфликтности роли и ролевой перегрузки (например, трудности совмещения женщиной карьерных целей, задач воспитания детей и функций «хозяйки дома»); финансовые разногласия. В протекании кф как прца выделяют 4 основные стадии: 1. Bозник-ние объективной кфsit; 2. Осознание объективной кф sit; 3. Переход к кф - му повед; 4. Разрешение кф. Развод – это расторжение брака, т.е. юридическое прекращение его при жизни супругов. Развод – это рез-т кризисного ɣтия ÷ий супружеской пары. Причины разводов: Утрата и недостаток любви, вз/много доверия и вз/понимания; Неверность супругов; Алк-зм; Несправедливое распределение дом.обязанностей; Вмешательство прарод-лей в с-ую жизнь супругов; Противоречивость взглядов на восп-е детей; Отсутствие общих интересов супругов; Несходство хар-ов; Секс дисгармония супружеских ÷ий; Насилие в с-е, агрес-ное повед-е; Неудовл-нное желание иметь детей одним из супр.; Материальные и жилищные Pbы и др. Причины роста разводов: Изменение Fций с-и, а именно, хоз-ной. ♀ м. заАтывать больше, чем ♂, и становиться независимой; Успехи в борьбе за равноправие полов; Отсутствие негатив-х стереотипов у разведенных; Освобождение от классовых, религиозных и нац-ых предрассудков; Изменение темпа и стиля жизни в урбанизированном обществе; Рост продолжительности жизни; Усиление миграционных прцов. Стратегии повед-я в предразводной sit м.б. различными. Наиболее распространенные: 1. Воинственно-ненавидящая (вернуть супруга любой ценой), 2. Обострение любви – поиск вариантов как удержать, привлечь партнера. Самый удачный ход - доверит. разговор м/ж партнерами. 3. Принять реальность таковой, какая она есть. Самая трудная задача – не требовать от др-го немедленного реш-я, а ждать, пока он сам его примет. Кюблер-Росс говорит о разводе, как о смерти ÷ий, вызывающих самые разнообразные, но почти всегда болезненные чувства. Его модель развода состоит из 5 этапов: 1. Sit отрицания. 1воначально реальность происходящего отрицается. Сразу смириться с разводом трудно. Sit развода воспринимается с выраженной защитой. 2. Стадия озлобленности. От душевной боли защищаются озлобленностью по ÷ию к партнеру. Нередко манипулируют детьми, пытаясь привлечь их на свою сторону. 3. Стадия переговоров. Самая сложная. Предпринимаются попытки восстановить брак, используются манипуляции по ÷ию др. к др., включая секс ÷ия, угрозу берем-сти или берем-сть. Иногда прибегают к давлению на партнера со стороны окружающих. 4. Стадия депрессии. Угнетенное настроение наступает, когда предыд. стадии не приносят рез-ов. Нередко чувство отвержения и депрессия мешают ещё долго заводить новые интимные ÷ия. 5. Стадия адаптации. Цель – перейти в стадию приспособления к изменившимся усл жизни. Стадии развода (периоды, в кот супругам м. потреб консул-оная и терапев помощь): 1.Предразводный период. Цель - достижение продуманного, ответственного реш-я, независимо от того, стремятся супруги сохранить дисгармоничный брак или нет. Здесь ещё м. предупредить подачу заявл. на развод или взять его назад. Супруги выясняют ÷ие к разводу, мотивацию реш-я развестись. В некот. источниках эта фаза наз. фазой обдумывания и принятия реш-я о разводе (продолжается от неск.дней до неск.лет). Высказываются обдуманные претензии и требования, ставится вопрос о целесообразности развода. 2. Период развода. Фаза планирования ликвидации сем-ой sisы начин. с момента окончат. принятия реш-я о разводе одним или обоими супругами. Её задачи: - Эмоц-ный развод, предполагающий эмоц. сепарацию супругов; - Физический развод, включающий территор-ную сепарацию и приводящий к разд. проживанию; - Эконом-ский развод – раздел имущества и жилища, вклад каж. в обеспечение матер-го благополучия детей; - Соц-ный развод –перестройка ÷ий со значимым соц. окр-ем, общим кругом друзей и коллег; - Сородительский развод – достижение договоренностей м/ж супругами об ответ-ти и участии в воспит. детей; - Религиозный развод –получение разреш-я от духовника на расторжение брака, если верующие. Завершает этот этап фаза сепарации – прекращение ведения супругами совмест. хоз-ва и совмест. проживания. Происходит физическое отделение супругов - уход в прародительскую с-ю или на др.место жит-ва. Участие Yга как специалиста-консультанта на этом этапе развода целесообразно. 3.Постразводный период. Три фазы: - послеразводную (от 1 г.)- цель фазы – построение нов.стиля и образа жизни в усл-х неполной с-и. Супруг, проживающий вместе с ☺, должен научиться эфф-о справляться с множеством ролей, т. обр., чтобы ролевая перегрузка не наносила ущерба восп. реб. - фазу перестройки (2-3 г.)- происх. стабилизация фин-эконом. положения с-и, приспособл. к нов. ур-ю доходов. Осн задачи Yкой помощи супругам -уничтожить образ невосполнимой утраты; стабилизировать эмоц.состояние супругов, помочь принять ответ-ть за благополучие себя и детей; обеспечить эфф-ое распределение сем. ролей с привлечением ресурсов прародительской с-и. - фазу стабилизации (2-3 г.)- стабилизация положения и достижение обоими супругами с/ст-ти в нов усл жизни.
Yская помощь семье. Супружеская психотерапия (консультирование) — это особая форма психотерапии, которая ориентирована на супружескую пару и призвана помочь ей преодолеть семейные конфликты и кризисные ситуации, достичь гармонии во взаимоотношениях, обеспечить взаимное удовлетворение потребностей. Сем конс-ие разв параллельно с семй психотер. Эти два вида Yской помощи взаимно обогащают др.др. Нередко конс-ние явл. начальной стадией прца психотер. Yконс-ие ориентировано на людей, не имеющих клинических Zний, но испыт. Труд-сти в повседневной жизни.Цель конс-ия - помочь кл-там понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора. Цели семейного консультирования могут быть определены как развивающие, коррекционные, профилактические, адаптивные. Развивающие цели связаны с ростом ресурсов семьи в сфере самоорганизации и саморазвития. Итогом психологической работы становится рост компетентности семьи в разрешении нормативных и ненормативных кризисов и проблем. Коррекционные цели предполагают оптимизацию ролевой структуры семьи, повышение уровня ее сплоченности и удовл-ти браком, улучшение межличностной коммуникации. Профилактические цели связаны с ростом фрустрационной толерантности семьи, адаптивные — с успешным разрешением конфликтов, кризисов, проблем семьи. Основные задачи семейного консультирования: •психологическое консультирование по вопросам брака, включая выбор брачного партнера и заключение брака; •консультирование супружеских отношений (диагностика, коррекция, профилактика); •психологическая помощь семье при разводах; •консультирование, диагностика, профилактика и коррекция детско-родительских отношений и т.д. Выделяют след этапы Y конс-ия семьи (Эйдемиллер, Юстицкис): 1.Предварительный этап. Запись. Фиксация обращения. Объективирование жалобы и запроса кл-нта. Сбор исходной инф-ии о с-е и клиенте. Реш-е организ-ных?сов. Ориентация кл-нта в порядке и регламенте Аты. 2.Первичный прием. Знакомство с кл-том. Установление контакта. Установление атмосферы доверия и безопасности. Выявление жалобы и запроса. Первичное иссл-ие Pbы. Необх. получить общую инф-ию о составе с-и, возрасте, образовании, профессии каж.члена, выявить особ-ти их ÷ий и вз/∂-я. Составление генограммы для 3х поколений с-и. Переформулирование запроса. Заключение договора (контракта) на проведение Yконс-ния. В рамках договора согласуются цели конс-ния и форма Y помощи. Обсуж. Pb ответ-cти кл-нта и конс-та, их Fции в прце Аты. Согласуются организ-ые?сы: кол-во встреч, их продолжит. и периодичность, состав участников, оплата консультаций. 3.Диагностический этап. Уточнение Pbы кл-нта: выſние ролевой структуры c-и, её внутр и соц ресурсов; реконструкция истории ɣтия с-и с момента знакомства супругов; анализ Pbной sit, типовых с-ых сценариев; формул-ие Ачих гипотез о содержании и причинах Pbы; проведение необх. диагн. обсл-ия с целью проверки выдвинутых гипотез. 4.Этап составления Y кого заключения. Формул-ние Yкого диагноза и прогноза. Диагностич-ое заключ. должно содержать описание объективного статуса с-и, вывод о соот-вии жалобы и мере ее обоснов-сти. РазАтка общего плана рекомендаций по преодолению Pbм с-и. Yое заключ. м.б. составлено конс-том вне tни встречи с кл-том и представлять собой рез-т анализа и интерпретации Pbы, основу для провед. послед. этапа. 5.Этап совместного анализа причин Pbы и определение путей её разрешения. Направленный анализ Pbы, выделение сильных (ресурсных) и слабых аспектов c-го Fрования. Обсуждение основных положений Yкого диагноза. Совместная выАтка условно-вариантного прогноза. Рассмат-ание «веера» возможных реш-ий, всесторонняя оценка «+» и «-» каждого из них. Принятие реш-я, выАтка плана его реализации. Распред. ответ-сти и Fций м/ж членами с-и. РазАтка sis «дом.заданий» для воплощения принятого реш-я в жизнь. 6.Заключит.этап. Подведение итогов. Контроль и оценка реализации принятого реш-я. Завершение совмест. Аты с конс-том, обсуждение форм и сроков дальнейших контактов. Совмест. выАтка плана профилактич. меропр. по предупр-ю возник-ю труд-стей и Pbм в с-е. При определении содержания Yконс-ния на кажд этапе были использованы понятия «жалоба», «запрос», «Yкий диагноз» и «прогноз». Жалоба имеет сюжет и структуру. Сюжет жалобы - это послед-сть изложения жизненных событий, их содерж-е и вз/связь. Структура жалобы включает локус (субъектный и объектный) и с/диагноз. Субъектный локус - на кого жалуется кл-нт (супруг, ☺, с-ая sit), а объектный - на что именно он жалуется (ролевое повед-е членов с-и, их индив. особ-сти, ÷ия, супруж. измена, уход ☺ка из дома). С/диагноз -объяснение, кот. дает клиент причинам Z, отражает особ-ти Rрования D на фрустрацию. Жалоба имеет явное (что сообщается, обсуждается) и скрытое содерж-е (недоговоренная инф-ия). Запрос конкретизирует ожидания кл-нта в ÷ии помощи, кот. он предполагает получить в конс-ции. Виды запросов: инф-нный; запрос о помощи в обуч-ии навыкам общения, вз/∂-я, повед-я в Pbx sit; об эмоц. и Y поддержке; о со/∂-ии в анализе Pbы и принятии реш-я –это адекватные запросы. Неадекватные ожидания - манипулятивный запрос или переклад-ие ответ-ти за реш-е Pbы на конс-та. Неадекват. запрос надо переформулировать для заключения договора или терапев. контракта на проведение конс-ой Aты. Понятие Yкого диагноза неоднозначно интерпретируется в разл литер источниках как констатация количественной или качественной хар-ки признака. В зарубежной ſ производным от процедур тестового измерения. Составление Yкого прогноза - главный рез-т Yобследования с-и. Использ-ся след формы сем конс-ия: 1) Инд-ное конс-ие одного из супругов - наименее продуктивная. 2) Параллельное инд-ное конс-ие обоих супр одним конс-ом - достигаются цели конс-ия, но за кадром остаются общение и формы вз/∂-я и сотруд-ва супругов; это ограничивает возм-ти конс-ия и коррекции; 3) Параллельное инд-ное конс-ие обоих супругов разными, но вз/∂-щими конс-ами; 4) Совмест. конс-ие обоих супругов или всех чл семьи одним конс-том – макс-эфф форма конс-ия. Теор основы сем психотер и сем конс-ия опираются на установленные в рамках практики пхт законы и правила Fния семьи. Выдел след подходы в работе с семьёй. Психоаналитический подход. В центре вн-я детско-родит. ÷ия, определ-щие ɣтие лчнти и успешность её с-ной жизни в будущем. Предполагается, что в брачно-супружеских ÷иях пациенты неосознанно стремятся к повторению базовых моделей ÷ий с собств. род-ми. Это обстоятельство ſ причиной трансляции с-го опыта и построения с-х событий из одного поколения в последующее. Yская Ата ориентирована на реконструкцию и воссоздание прошлого, осознание вытесненного и подавленного. Симптомы выступают как основа для выſния причин, большое значение придается прослеживанию кл-том мех-зма симптомообразования и осознания причин переживаемых труд-стей, прокладыванию мостов м/ж прошлыми кф и Pbмами c-х ÷ий сегод.дня. Бихевиоралъный подход. Подчеркивается важность баланса взаимного обмена (отдать и получить). В центре вн-я не глубинные причины, а ошибочное пов. и ∂-я членов с-и, кот. выступают помехой и препятствием на пути реш-я Pbх sit. Широкое распространение в рамках поведен. подхода получили разнообр. формы тренинговой Fты с род-лями. Aта с супругами строится в рамках теории соц-ного обмена, согласно кот. каж. инд-д стремится к получению макс. вознаграждения при миним. затратах. Особ-ю поведен. Аты с с-ёй ſ предпочтение диадического вз/∂-я как единицы Yкого анализа и воз/ ∂-я. Выбор диады обоснован верховенством принципа соц-ного обмена в анализе закон-тей с-го Fния. Феноменологический подход. Основной принцип «здесь-и-теперь» требует сосредоточения на происходящих в наст. момент событиях с целью достижения ↑кого уровня их прочувствования и переживания. Выявл. содержания, правил построения, воз/∂-я коммуникации на жизнь с-мьи в целом и на каж. из её членов составляет содержание Аты с с-ёй. Форм-ие коммуникативной компетентности, навыков открытого эфф-го общения, по↑ние сенситивности к своим чувствам и состояниям и чувствам партнера составляют гл.задачи с-ой психотер. в рамках этого подхода. С-ная психотер, основанная на опыте, делает акцент на лчнстном росте, достижении автономии, свободе выбора и ответ-сти как цели психотерапии. Sisмный подход. С-я ⋖тся как целостная sis, в качестве основных её хар-к выделяется структура с-и, распределение ролей, главенства и власти, правила коммуникации как причины с-х труд-стей, кот. усматриваются в дисFнальности c-и и разрешаются в реорганизации с-ой sis. Структурная с-ая психотер. (Минухин) как одно из наиболее авторитетных направлений основывается на принципах sisмного подхода. С-я выступает как sis, стремящаяся к сохранению (закон гомеостаза) и ɣтие ÷ий, как базисная sis, включающая три подsisы: супружескую, род-скую и сиблинговую. Стратегич. с-ная психотер. (Хейли) представляет собой интеграцию Pbмно-ориентированной терапии с теорией коммуникаций и теорией sisм. Выявление причин не ſ задачей терапии, т.к. ∃вование Pbм поддерживается текущими прцами вз/∂-я, кот. д.б. изменены. Роль терапевта активна, в прце Aты он предлагает членам c-и директивы или задания двух видов — позитивные, если сопротивление с-мьи изменениям невелико, и парадоксальные, поощряющие неадекв повед чл-в с-мьи, если сопротивление велико и выполнение негативных заданий, будет блокировано. Трансгенерационный подход. Направлен на интеграцию идей психоанализа и теории sisм. Единицей анализа выступает целостная с-я, в кот. ÷ия м/ж супр. строятся в соответствии с С-ми традициями род-ской с-и и усвоенными в детстве моделями вз/∂-я. Труд-сти с-го Fния связываются с ↓ уровнем дифференциации и автономизации лчнти от С-мьи по рождению. Интерпретация и анализ переноса как ключевые техники свидет-ют о фокусировании на причинах труд-стей С-ой жизнед-ти. Несмотря на различия перечисленных подходов во взглядах на причины и пути преодоления Pbм м. выделить общие цели семейной психотерапии: 1. По↑ние пластичности ролевой структуры с-и - гибкости распред-ения ролей, вз/заменяемости; установление разумного баланса в реш?сов власти и главенства; 2. Установление открытой и ясной коммуникации; разрешение Pbм с-и и с↓ние выраженности негативных симптомов; 3. Создание усл для ɣтия Я-концепции и лчнстного роста всех без исключения членов с-и. Одной из наиболее острых Pbм ſ Pb оценки эфф-сти консул-ния. Критерием оценки эфф-сти конс-ия ſ реализация поставленных целей с т.зр. кл-нта. Содержательным критерием оценки эфф-сти с-го конс-ия ſ успешность разреш-я Pbм с-и. Основные принципы сем конс-ия. Основными принципами сем конс-ия ſ добровольность обращения кл-нта, конфиденциальность, личная ответ-ть кл-нта, проф-ная компетентность и ответ-ть конс-нта, реконструкция истории С-и, совместная выАтка реш-й, привлечение широкого соц.окружения, комплексность в Ате с С-ёй, единство диагностики и коррекции, структурирование позиций в прце конс-ия, выſние подтекста обращения кл-нта. При отсутствии явных противопоказаний специфическим для С-го конс-ия и необх. Усл-ем его высокой эфф-сти следует считать требование Аты с С-ёй как целостной sisы. В соврем практич Yгии разAтан ряд методик, позволяющих сформ-ть у супругов навыки конструктивного повед в кф sit. Методика «Конструктивная ссора» Кратохвила: супругам предлагают разыграть реал или гипотетическую кф sit, а затем с пом. спец. опросного листа (оценочного формуляра) оценить эфф-сть своего повед-я в разыгранной кф-ой sit. По мере прохож. прца оценивания могут анализ-ся альтернативные формы повед в кф по выделенным шкалам. Если супруги не умеют слушать др. др. и редко обращают вн-е на позитивные аспекты чужого сообщения, целесообразно предложить им методику «Супружеская конференция» (Шерман, Фредман). Супруги встречаются в условленное t в условл. месте в период м/ж визитами к Yгу (# в 22.00ч. на кухне). Встреча д. проходить в усл-ях, когда нет никаких влияний извне. Один партнер говорит в течение какого-то фиксированного tни. Можно говорить о чем угодно – о снах, планах, болезнях. Др. д. оч. внимат. слушать и не перебивать, ни курить, не ходить, чтобы не нарушить прц общения. Точно в определ. t первый партнер останавл-тся. Второй коротко рассказ. о том, что он услышал в монологе 1вого, и что 1вый имел в виду. Потом партнеры меняются местами. Эфф путем реш-я КФ в семье ſ модель «семейного совета», предлагаемая Гордоном. Центральная идея -тезис в кф-ой sit, не д.б. победителей и побежденных. Автор счит., что выяснение причин возник-ия кф, выſние его виновника и инициатора не помогут разрешить Pbу, а лишь усугубят ее. Конструктивный подход, сост. в поиске реш-я Pbы на основе принципа равноправия всех участ-в кф. В модели «с-го совета» выделяются 6 осн этапов разреш Pbы: 1.Идентификация и определение кф как следствия противоречивости мотивов и интересов членов с-и (осознание сути кф в прце обсуждения Pbы всей с-ёй); 2.Генерир-е и регистрация всех возможных альтернатив разреш-я Pbы независимо от того, наск. они устраивают участников кф. Д-ет правило безоценочного принятия и запрета на критику любых реш-й; 3.Обсуждение и оценка каж. из предложенных на предшествующих этапе альтернатив. Правило: альтернатива не принимается, если хотя бы один не согласен. 4.Выбор лучшего приемлемого для всех участников реш-я Pbы; 5.ВыАтка путей реализации реш-я, составление конкр-го плана его исполнения, включая ответст-сть и обязанности каждого, усл-я выполнения с точностью до деталей; 6.Определение критериев оценки: рез-т семейного договора, форм и способов контроля и оценки. «Сем совет» ſ эфф-ой формой Аты с сем. Pbмами. Технология «с-го совета» рождает новый, уникальный опыт уважения парт-ра и бережного ÷ия к его потр-ям и интересам, опыт, кот. меняет хар-р вз/÷ий в с-е, улучшает эмоц вз/понимание.
Date: 2016-08-30; view: 4844; Нарушение авторских прав |