Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Супружеские отношения в семье.





Супружеские отношения – это система взаимоотношений между мужчиной и женщиной, которые связаны брачными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Хорошо известна такая классификация типов супружеских отношений: комплиментарный, частично комплиментарный, некомплиментарный. Основа данной классификации - сиблинговая позиция супругов в родительской семье. (А.Черников).

Роль — это нормативно одобряемая модель поведения, ожидаемая от человека, занимающего определенную социальную позицию и позицию в межличностных отношениях. Содержание роли и ее выполнение регулиру­ются нормами, т.е. определенными выработанными и принятыми группой правилами, которым необходимо следовать для реализации совместной де­ятельности.

Существуют правила, предписания, касающи­еся как принятия ролей, так и их исполнения, контроль за выполнением роли и санкции, как внешние, так и внутренние, направлен­ные на восстановление баланса семейной деятельности за счет определен­ного воздействия на члена семьи, не выполняющего свою роль.

Степень принятия членом семьи своей семейной роли определяет эффективность ее выполнения и, как следствие, успешность функционирования семейной структуры в целом.

Ролевая структура семьи в определяется ведущи­ми семейными ценностями, иерархия которых развивается на протяжении жизненного цикла семьи, отражая изменение значимости ее функций (после рождения детей центральное место в семье занимает воспита­тельная функция, а ценность родительства становится ведущей). Семейные ценности регламентируют образ жизни семьи, распределение ролей и уста­новление главенства.

Ролевая структура семьи обеспечивает эффективное ее функциониро­вание и удовлетворение потребностей всех ее членов с учетом следующих требований:

•ролевая согласованность — треб непротиворечивости ролей, образующих целостную систему, как в отношении ролей, выполняемых од­ним человеком, так и семьей в целом;

•выполнение роли должно обеспечивать удовл-ие потребностей личности в рамках семьи;

•принятые роли должны соответствовать возможностям личности, нельзя допускать «ролевой перегрузки»; •выполнение ролей должно обеспечивать удовлетворение потребнос­тей всех членов семьи.

Осн-й параметр ролевой стр-ры- хар-р главенства, опред-й иерархич-ю структуру, распред-е ролей. Рол-я стр С опред ведущими сем ценностями. Структура семьи это состав ее членов, а также совокупность их взаимоотно­шений. Глав-во опред-ет иерархию и организацию функ-ния. Иерархия характеризует отношения доминантности — подчинения в семье. Авторит сист- власть у 1го чел, демократ-я- равноправное участие всех членов С в управ и принятии решений. Главенство: 1. единоличный х-р 2. совместное. Сущ фактическое и формальное главенство. Роль - нормативно одобряемая модель повед-я ожидаемая от чел заним-щего опред-ю соц-ю позицию и позицию в межличностных отн-ях. Сод-е роли регул нормами, правилами. Важен контроль за вып-ем+санкции.

При любой стр-ре С выд-ют: 1) конвенциональные роли: пред-ны соц-м окр-ем, они опред-ют пост-е права и обяз-сти членов С, пред-ют собой перечень, формы повед-я и способов их реализации, регулир-х моралью, правом и традициями. Типология сем ролей: роли супругов, родителей, детей, сиблингов, прародителей. Клас-я конвен-х ролей: 1. кормилец С 2. хозяин дома 3. ответ-й за уход и восп-е младенца 4. воспит-ль детей более старшего воз-ста 5. сек-й партнер 6. сем-й психотерапевт.—Это роли внутрисем-го х-ра. Конвец-е роли внешнего х-ра: 1. ответ-сть за поддержание родственных связей 2. организатор досуга и развлечений 3. орг-тор сем суб к-ры- духовный лидер С. В основе распред-я конвен-х ролей- половая дифференциация. 2) межличностные роли: опред-ют хар-р межлич-го взаимод-я вкл роли покровителя, опекуна, опекаемого, друга и сек партнера. Добрович 4 модели: 1. отец-дочь 2. мать-сын 3. брат-сестра 4. приятель-приятельница. Фактор опред-й х-р межлич отн-й: это сиблинговые взаимоотнош-я в соб-й С супругов—перенос в свою С. Патологизирующие роли м б индивид-ми и сем-ми. Патолог сем роли обус-ны нар-ем связей С с соц окр-ем: 1) С-крепость 2) С-театр. Индив-е патологизир-е роли: 1) сем-й козел отпущения 2) роль позора С 3) любимчик 4) роль Бэби 5) больной член С. Связь - это психологическое расстояние между членами семьи. Если оно очень близкое (симбиоз) или, очень далекое (разобщенность) — это может привести к семейной дисфункции. Иерархия характеризует отношения доминантности — подчинения в семье.

Формы вз/д в С (распред-е ролей и х-р общ-я): 1) сотрудничество 2) паритетные отн-я(взаимная выгода и равные права) 3) соревнование 4) конкуренция 5) антогонизм.

Сатир (жен) модели общения: 1) заискивающий (миротворец) 2) обвиняющий 3) расчетливый(компьютер) 4) отвлекающий(сбитый с толку) 5) гармоничная модель.

Большинство специалистов определяют удовлетворенность браком как внутреннюю субъективную оценку, отношение супругов к собственному браку.

К факторам, влияющим на степень субъективной удовлетворенности бра­ком, относятся: стадия жизненного цикла семьи, супружеский стаж, сходство ценностей у супругов, их пол, трудовая занятость, наличие в семье детей. Удовлетворенность браком может быть полной, когда су­пругов полностью устраивает сложившаяся модель семейной жизни и от­сутствует желание что-либо изменить, и частичной, когда есть направлен­ность на изменение каких-либо аспектов семейной ситуации.

Рассматривая супружеские отношения важно отметить, что источником трудностей в семейной жизни, конфликтных отношений между супругами может стать совокупность факторов добрачного периода, побудивших молодых людей заключить семейный союз (место и ситуация знакомства, первое впечатление друг о друге, социально-демографические характеристики партнеров, продолжительность периода ухаживания, возраст будущей пары, динамические и характерологические особенности супругов, отношение в семье с братьями и сестрами).

Кроме того, существенное значение на прочность брака оказывают факторы предбрачного периода: - мотивы вступления в брак (любовь, долг, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения), время обдумывания брачного предложения, родители и их отношение к браку детей, инициатор брачного предложения.

В процессе изучения супружеских отношений и семейного функционирования в целом, необходимо выделить нормативные кризисы жизни семьи (связанные с переходом семьи с одного этапа на другой) и ненормативные кризисы, влияющие на процесс построения взаимоотношений между супругами. Нормативные - это кризисы, переживаемые каждой семьей, содержание которых – в разрешении противоречий между новыми задачами, встающими перед семьей и характером взаимодействия и общения между членами семьи. Ненормативные – развод, смерть, измена, усыновление детей, подростковая беременность и др.

С. Кратохвилл выделяет «стандартное» время наступления кризисов в зависимости от стажа брака: в интервалах 3-7 лет (утрата романтических настроений, снижение взаимопонимания, рост конфликтов, эмоц напряженность супр измены) и 17-25 лет стажа (нарастание эмоц неустойчивости, чувство одиночества, переживание старения).

Любая семья сталкивается в процессе своей жизнедеятельности с проблем­ными ситуациями, разрешение которых осуществляется в условиях проти­воречивости индивидуальных потребностей, мотивов и интересов ее членов.

Конфликт определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений субъектов взаимодействия.

В основе возникновения конфликта лежат причины, определяющие его зону: неадекватная мотивация брака, когда мотивы вступления в брак лежат вне сферы семейно-брачного союза; нарушение ролевой структуры семьи вследствие несогласованности представлений ее членов о семейном укладе, семейных ценностях; разли­чий представлений о супружеских ролях, ролевых ожиданий; конфликтно­сти роли и ролевой перегрузки (например, трудности совмещения женщи­ной карьерных целей, задач воспитания детей и функций «хозяйки дома»); финансо­вые разногласия.

В протекании кф как прца выделяют 4 основные стадии: 1. Bозник-ние объективной кфsit; 2. Осознание объективной кф sit; 3. Переход к кф - му повед; 4. Разрешение кф.

Развод – это расторжение брака, т.е. юридическое прекращение его при жизни супругов. Развод – это рез-т кризисного ɣтия ÷ий супружеской пары.

Причины разводов: Утрата и недостаток любви, вз/много доверия и вз/понимания; Неверность супругов; Алк-зм; Несправедливое распределение дом.обязанностей; Вмешательство прарод-лей в с-ую жизнь супругов; Противоречивость взглядов на восп-е детей; Отсутствие общих интересов супругов; Несходство хар-ов; Секс дисгармония супружеских ÷ий; Насилие в с-е, агрес-ное повед-е; Неудовл-нное желание иметь детей одним из супр.; Материальные и жилищные Pbы и др.

Причины роста разводов: Изменение Fций с-и, а именно, хоз-ной. ♀ м. заАтывать больше, чем ♂, и становиться независимой; Успехи в борьбе за равноправие полов; Отсутствие негатив-х стереотипов у разведенных; Освобождение от классовых, религиозных и нац-ых предрассудков; Изменение темпа и стиля жизни в урбанизированном обществе; Рост продолжительности жизни; Усиление миграционных прцов.

Стратегии повед-я в предразводной sit м.б. различными. Наиболее распространенные:

1. Воинственно-ненавидящая (вернуть супруга любой ценой),

2. Обострение любви – поиск вариантов как удержать, привлечь партнера. Самый удачный ход - доверит. разговор м/ж партнерами.

3. Принять реальность таковой, какая она есть. Самая трудная задача – не требовать от др-го немедленного реш-я, а ждать, пока он сам его примет.

Кюблер-Росс говорит о разводе, как о смерти ÷ий, вызывающих самые разнообразные, но почти всегда болезненные чувства. Его модель развода состоит из 5 этапов:

1. Sit отрицания. 1воначально реальность происходящего отрицается. Сразу смириться с разводом трудно. Sit развода воспринимается с выраженной защитой.

2. Стадия озлобленности. От душевной боли защищаются озлобленностью по ÷ию к партнеру. Нередко манипулируют детьми, пытаясь привлечь их на свою сторону.

3. Стадия переговоров. Самая сложная. Предпринимаются попытки восстановить брак, используются манипуляции по ÷ию др. к др., включая секс ÷ия, угрозу берем-сти или берем-сть. Иногда прибегают к давлению на партнера со стороны окружающих.

4. Стадия депрессии. Угнетенное настроение наступает, когда предыд. стадии не приносят рез-ов. Нередко чувство отвержения и депрессия мешают ещё долго заводить новые интимные ÷ия.

5. Стадия адаптации. Цель – перейти в стадию приспособления к изменившимся усл жизни.

Стадии развода (периоды, в кот супругам м. потреб консул-оная и терапев помощь):

1.Предразводный период. Цель - достижение продуманного, ответственного реш-я, независимо от того, стремятся супруги сохранить дисгармоничный брак или нет. Здесь ещё м. предупредить подачу заявл. на развод или взять его назад. Супруги выясняют ÷ие к разводу, мотивацию реш-я развестись. В некот. источниках эта фаза наз. фазой обдумывания и принятия реш-я о разводе (продолжается от неск.дней до неск.лет). Высказываются обдуманные претензии и требования, ставится вопрос о целесообразности развода.

2. Период развода. Фаза планирования ликвидации сем-ой sisы начин. с момента окончат. принятия реш-я о разводе одним или обоими супругами. Её задачи: - Эмоц-ный развод, предполагающий эмоц. сепарацию супругов; - Физический развод, включающий территор-ную сепарацию и приводящий к разд. проживанию; - Эконом-ский развод – раздел имущества и жилища, вклад каж. в обеспечение матер-го благополучия детей; - Соц-ный развод –перестройка ÷ий со значимым соц. окр-ем, общим кругом друзей и коллег; - Сородительский развод – достижение договоренностей м/ж супругами об ответ-ти и участии в воспит. детей; - Религиозный развод –получение разреш-я от духовника на расторжение брака, если верующие.

Завершает этот этап фаза сепарации – прекращение ведения супругами совмест. хоз-ва и совмест. проживания. Происходит физическое отделение супругов - уход в прародительскую с-ю или на др.место жит-ва. Участие Yга как специалиста-консультанта на этом этапе развода целесообразно.

3.Постразводный период. Три фазы: - послеразводную (от 1 г.)- цель фазы – построение нов.стиля и образа жизни в усл-х неполной с-и. Супруг, проживающий вместе с ☺, должен научиться эфф-о справляться с множеством ролей, т. обр., чтобы ролевая перегрузка не наносила ущерба восп. реб.

- фазу перестройки (2-3 г.)- происх. стабилизация фин-эконом. положения с-и, приспособл. к нов. ур-ю доходов. Осн задачи Yкой помощи супругам -уничтожить образ невосполнимой утраты; стабилизировать эмоц.состояние супругов, помочь принять ответ-ть за благополучие себя и детей; обеспечить эфф-ое распределение сем. ролей с привлечением ресурсов прародительской с-и.

- фазу стабилизации (2-3 г.)- стабилизация положения и достижение обоими супругами с/ст-ти в нов усл жизни.

 

 

Yская помощь семье.

Супружеская психотерапия (консультирование) — это особая форма психотерапии, которая ориентирована на супру­жескую пару и призвана помочь ей преодолеть семейные кон­фликты и кризисные ситуации, достичь гармонии во взаимо­отношениях, обеспечить взаимное удовлетворение потребно­стей. Сем конс-ие разв параллельно с семй психотер. Эти два вида Yской помощи взаимно обогащают др.др. Нередко конс-ние явл. начальной стадией прца психотер. Yконс-ие ориентировано на людей, не имеющих клинических Zний, но испыт. Труд-сти в повседневной жизни.Цель конс-ия - помочь кл-там понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора.

Цели семейного консультирования могут быть определены как разви­вающие, коррекционные, профилактические, адаптивные. Развивающие цели связаны с ростом ресурсов семьи в сфере самоорганизации и самораз­вития. Итогом психологической работы становится рост компетентности семьи в разрешении нормативных и ненормативных кризисов и проблем. Коррекционные цели предполагают оптимизацию ролевой структуры се­мьи, повышение уровня ее сплоченности и удовл-ти браком, улучшение межличностной коммуникации. Профилактические цели свя­заны с ростом фрустрационной толерантности семьи, адаптивные — с ус­пешным разрешением конфликтов, кризисов, проблем семьи.

Основные задачи семейного консультирования: •психологическое консультирование по вопросам брака, включая вы­бор брачного партнера и заключение брака; •консультирование супружеских отношений (диагностика, коррекция, профилактика); •психологическая помощь семье при разводах; •консультирование, диагностика, профилактика и коррекция детско-родительских отношений и т.д.

Выделяют след этапы Y конс-ия семьи (Эйдемиллер, Юстицкис):

1.Предварительный этап. Запись. Фиксация обращения. Объективиро­вание жалобы и запроса кл-нта. Сбор исходной инф-ии о с-е и клиенте. Реш-е организ-ных?сов. Ориентация кл-нта в по­рядке и регламенте Аты.

2.Первичный прием. Знакомство с кл-том. Установление контакта. Установление атмосферы доверия и безопасности. Выявление жалобы и запроса. Пер­вичное иссл-ие Pbы. Необх. получить общую инф-ию о составе с-и, возрасте, образовании, профессии каж.члена, выявить особ-ти их ÷ий и вз/∂-я. Составление генограммы для 3х поколе­ний с-и. Переформулирование запроса. Заключение договора (контракта) на проведение Yконс-ния. В рамках договора со­гласуются цели конс-ния и форма Y помощи. Обсуж. Pb ответ-cти кл-нта и конс-та, их Fции в прце Аты. Согласуются организ-ые?сы: кол-во встреч, их продолжит. и периодичность, состав участников, оплата консультаций.

3.Диагностический этап. Уточнение Pbы кл-нта: выſние ролевой структуры c-и, её внутр и соц ресурсов; реконструкция истории ɣтия с-и с момента знакомства супругов; анализ Pbной sit, типовых с-ых сценариев; формул-ие Ачих гипотез о содер­жании и причинах Pbы; проведение необх. диагн. обсл-ия с целью проверки выдвинутых гипотез.

4.Этап составления Y кого заключения. Формул-ние Yкого диагноза и прогноза. Диагностич-ое заключ. должно содержать описание объективного статуса с-и, вывод о соот-вии жа­лобы и мере ее обоснов-сти. РазАтка общего плана рекомендаций по преодолению Pbм с-и. Yое заключ. м.б. составлено конс-том вне tни встре­чи с кл-том и представлять собой рез-т анализа и интерпретации Pbы, основу для провед. послед. этапа.

5.Этап совместного анализа причин Pbы и определение путей её раз­решения. Направленный анализ Pbы, выделение сильных (ресурс­ных) и слабых аспектов c-го Fрования. Обсуждение основных положений Yкого диагноза. Совместная выАтка условно-вариантного прогноза. Рассмат-ание «веера» возможных реш-ий, всесторонняя оценка «+» и «-» каждого из них. Принятие реш-я, выАтка плана его реализации. Распред. ответ-сти и Fций м/ж членами с-и. РазАтка sis «дом.заданий» для воплощения принятого реш-я в жизнь.

6.Заключит.этап. Подведение итогов. Контроль и оценка реализа­ции принятого реш-я. Завершение совмест. Аты с конс-том, обсуждение форм и сроков дальнейших контактов. Совмест. выАтка плана профилактич. меропр. по предупр-ю возник-ю труд-стей и Pbм в с-е.

При определении содержания Yконс-ния на кажд этапе были использованы понятия «жалоба», «запрос», «Yкий диагноз» и «прогноз».

Жалоба имеет сюжет и структуру. Сюжет жалобы - это послед-сть изложения жизненных событий, их содерж-е и вз/связь. Структура жалобы включает локус (субъектный и объектный) и с/диагноз. Субъектный локус - на кого жалуется кл-нт (супруг, ☺, с-ая sit), а объектный - на что именно он жалуется (ролевое повед-е членов с-и, их индив. особ-сти, ÷ия, супруж. измена, уход ☺ка из дома). С/диагноз -объяснение, кот. дает клиент причинам Z, отражает особ-ти Rрования D на фрустрацию. Жалоба имеет явное (что сообщает­ся, обсуждается) и скрытое содерж-е (недоговоренная инф-ия).

Запрос конкретизирует ожидания кл-нта в ÷ии помощи, кот. он предполагает получить в конс-ции. Виды запросов: инф-нный; запрос о помощи в обуч-ии навыкам общения, вз/∂-я, повед-я в Pbx sit; об эмоц. и Y поддержке; о со/∂-ии в анализе Pbы и принятии реш-я –это адек­ватные запросы. Неадекватные ожидания - манипулятивный запрос или переклад-ие ответ-ти за реш-е Pbы на конс-та. Неадекват­. запрос надо переформулировать для заключения договора или терапев. кон­тракта на проведение конс-ой Aты.

Понятие Yкого диагноза неоднозначно интерпретируется в разл литер источниках как констатация количественной или качественной ха­р-ки признака. В зарубежной ſ производным от процедур тестового измерения. Составление Yкого прогноза - главный рез-т Yобследования с-и.

Использ-ся след формы сем конс-ия:

1) Инд-ное конс-ие одного из супругов - наименее продуктивная.

2) Парал­лельное инд-ное конс-ие обоих супр одним конс-ом - достигаются цели конс-ия, но за кадром остаются общение и формы вз/∂-я и сотруд-ва супругов; это ограничивает возм-ти конс-ия и коррекции;

3) Парал­лельное инд-ное конс-ие обоих супругов разными, но вз/∂-щими конс-ами;

4) Совмест. конс-ие обоих супругов или всех чл семьи одним конс-том – макс-эфф форма конс-ия.

Теор основы сем психотер и сем конс-ия опираются на установленные в рамках практики пхт законы и правила Fния семьи. Выдел след подходы в работе с семьёй.

Психоаналитический подход. В центре вн-я детско-родит. ÷ия, определ-щие ɣтие лчнти и успешность её с-ной жизни в будущем. Предполагается, что в брачно-супружеских ÷иях пациенты неосознанно стремятся к повторению базовых моделей ÷ий с собств. род-ми. Это обстоятельство ſ причиной трансляции с-го опыта и построения с-х событий из одного поколения в последующее. Yская Ата ориентирована на реконструкцию и воссоздание прошлого, осознание вытесненного и по­давленного. Симптомы выступа­ют как основа для выſния причин, большое значение придается прослеживанию кл-том мех-зма симптомообразования и осознания причин переживаемых труд-стей, прокладыванию мостов м/ж прошлыми кф и Pbмами c-х ÷ий сегод.дня.

Бихевиоралъный подход. Подчеркивается важность баланса взаимного об­мена (отдать и получить). В центре вн-я не глубинные причины, а ошибочное пов. и ∂-я членов с-и, кот. выступают помехой и препятствием на пути реш-я Pbх sit. Широкое распространение в рамках по­веден. подхода получили разнообр. формы тренинговой Fты с род-лями. Aта с супругами строится в рамках теории соц-ного обме­на, согласно кот. каж. инд-д стремится к получению макс. вознаграждения при миним. затратах. Особ-ю поведен. Аты с с-ёй ſ предпочтение диадического вз/∂-я как единицы Yкого анализа и воз/ ∂-я. Выбор диады обоснован верховенством принципа соц-но­го обмена в анализе закон-тей с-го Fния.

Феноменологический подход. Основной принцип «здесь-и-теперь» требует сосредоточения на происходящих в наст. момент событиях с целью достижения ↑кого уровня их прочувствования и пережи­вания. Выявл. содержания, правил построе­ния, воз/∂-я коммуникации на жизнь с-мьи в целом и на каж. из её членов составляет содержание Аты с с-ёй. Форм-ие коммуни­кативной компетентности, навыков открытого эфф-го общения, по­↑ние сенситивности к своим чувствам и состояниям и чувствам парт­нера составляют гл.задачи с-ой психотер. в рамках этого подхода. С-ная психотер, основанная на опыте, делает акцент на лчнстном росте, достижении автономии, свободе выбо­ра и ответ-сти как цели психотерапии.

Sisмный подход. С-я ⋖тся как целостная sis, в ка­честве основных её хар-к выделяется структура с-и, распреде­ление ролей, главенства и власти, правила коммуникации как причины с-х труд-стей, кот. усматриваются в дисFнальности c-и и разрешаются в реорганизации с-ой sis.

Структурная с-ая психотер. (Минухин) как одно из наибо­лее авторитетных направлений основывается на принципах sisмного подхода. С-я выступает как sis, стремящая­ся к сохранению (закон гомеостаза) и ɣтие ÷ий, как базисная sis, включающая три под­sisы: супружескую, род-скую и сиблинговую.

Стратегич. с-ная психотер. (Хейли) представляет собой интеграцию Pbмно-ориентированной терапии с теорией коммуникаций и теорией sisм. Выявление причин не ſ задачей терапии, т.к. ∃вование Pbм поддерживается текущими прцами вз/∂-я, кот. д.б. изменены. Роль терапевта активна, в прце Aты он предлагает членам c-и директивы или задания двух видов — позитив­ные, если сопротивление с-мьи изменениям невелико, и парадоксальные, поощряющие неадекв повед чл-в с-мьи, если сопротивление велико и выполнение негативных заданий, будет блокировано.

Трансгенерационный подход. Направлен на интеграцию идей психоана­лиза и теории sisм. Единицей анализа выступает целостная с-я, в ко­т. ÷ия м/ж супр. строятся в соответствии с С-ми традициями род-ской с-и и усвоенными в детстве моделями вз/∂-я. Труд-сти с-го Fния связываются с ↓ уровнем дифференциации и автономизации лчнти от С-мьи по рожде­нию. Интерпретация и анализ переноса как ключевые техники свидет-ют о фокусировании на причинах труд-стей С-ой жизнед-ти.

Несмотря на различия перечисленных подходов во взглядах на причины и пути преодоления Pbм м. выделить общие цели семейной психотерапии:

1. По↑ние пластичности ролевой структуры с-и - гибкости рас­пред-ения ролей, вз/заменяемости; установление разумного баланса в реш?сов власти и главенства;

2. Установление открытой и ясной коммуникации; разрешение Pbм с-и и с↓ние выраженности негативных симптомов;

3. Создание усл для ɣтия Я-концепции и лчнстного роста всех без исключения членов с-и.

Одной из наиболее острых Pbм ſ Pb оценки эфф-сти консул-ния. Критерием оценки эфф-сти конс-ия ſ реализа­ция поставленных целей с т.зр. кл-нта. Содержательным критерием оценки эфф-сти с-го кон­с-ия ſ успешность разреш-я Pbм с-и.

Основные принципы сем конс-ия.

Основными принципами сем конс-ия ſ добровольность обращения кл-нта, конфиденциальность, личная ответ-ть кл-нта, проф-ная компетентность и ответ-ть конс-нта, реконструкция истории С-и, совместная выАтка реш-й, привлечение широкого соц.окружения, комплексность в Ате с С-ёй, единство диагностики и коррекции, структурирование пози­ций в прце конс-ия, выſние подтекста обращения кл-нта. При отсутствии явных противопоказаний специфическим для С-го конс-ия и необх. Усл-ем его высокой эфф-сти следует считать требование Аты с С-ёй как целостной sisы.

В соврем практич Yгии разAтан ряд методик, позволяющих сформ-ть у супругов навыки конструктивного повед в кф sit.

Методика «Конструктивная ссора» Кратохвила: супругам предлагают разыграть реал или гипотетическую кф sit, а затем с пом. спец. опросного листа (оценочного формуляра) оценить эфф-сть своего повед-я в разыгранной кф-ой sit. По мере прохож. прца оценивания могут анализ-ся альтернативные формы повед в кф по выделенным шкалам.

Если супруги не умеют слушать др. др. и редко обращают вн-е на позитивные аспекты чужого сообщения, целесообразно предложить им методику «Супружеская конференция» (Шерман, Фредман). Супруги встречаются в условленное t в условл. месте в период м/ж визитами к Yгу (# в 22.00ч. на кухне). Встреча д. проходить в усл-ях, когда нет никаких влияний извне. Один партнер говорит в течение какого-то фиксированного tни. Можно говорить о чем угодно – о снах, планах, болезнях. Др. д. оч. внимат. слушать и не перебивать, ни курить, не ходить, чтобы не нарушить прц общения. Точно в определ. t первый партнер останавл-тся. Второй коротко рассказ. о том, что он услышал в монологе 1вого, и что 1вый имел в виду. Потом партнеры меняются местами. Эфф путем реш-я КФ в семье ſ модель «семейного совета», предлагаемая Гордоном. Центральная идея -тезис в кф-ой sit, не д.б. победителей и побежденных. Автор счит., что выяснение причин возник-ия кф, выſние его виновника и инициатора не помогут разрешить Pbу, а лишь усугубят ее. Конструктивный подход, сост. в поиске реш-я Pbы на основе принципа равноправия всех участ-в кф. В модели «с-го совета» выделяются 6 осн этапов разреш Pbы: 1.Идентификация и определение кф как следствия противоречивости мотивов и интересов членов с-и (осознание сути кф в прце обсуждения Pbы всей с-ёй); 2.Генерир-е и регистрация всех возможных альтернатив разреш-я Pbы независимо от того, наск. они устраивают участников кф. Д-ет правило безоценочного принятия и запрета на критику любых реш-й; 3.Обсуждение и оценка каж. из предложенных на предшествующих этапе альтернатив. Правило: альтернатива не принимается, если хотя бы один не согласен. 4.Выбор лучшего приемлемого для всех участников реш-я Pbы; 5.ВыАтка путей реализации реш-я, составление конкр-го плана его исполнения, включая ответст-сть и обязанности каждого, усл-я выполнения с точностью до деталей; 6.Определение критериев оценки: рез-т семейного договора, форм и способов контроля и оценки.

«Сем совет» ſ эфф-ой формой Аты с сем. Pbмами. Технология «с-го совета» рождает новый, уникальный опыт уважения парт-ра и бережного ÷ия к его потр-ям и интересам, опыт, кот. меняет хар-р вз/÷ий в с-е, улучшает эмоц вз/понимание.

 

Date: 2016-08-30; view: 4663; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию