Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социально-психологические факторы
Социальная среда Внешний образ Юридические ограничения и др. Внутрифирменная культура и этика и др. Рис. 6.3. Портфельная модель Мак-Кинси Организация должна оценивать свое положение по каждому из факторов, приведенных в таблице, и определить его исходя из трех возможных уровней: низкого, среднего, высокого. На основе этого фирма определяет свое место в матрице Мак-Кинси. Преимущество по сравнению с матрицей БКГ — это учет наибольшего количества значимых факторов внутренней и внешней среды. Недостатки: оценка может быть субъективной, искаженной. Существует также ряд других моделей: 1) Комплексный анализ PIMS; 2) Модель Мак-Кинси 7С и т.д. Анализ возможностей проводится как для тех стратегических областей бизнеса (СОБ), в которых фирма уже действует, так и для тех, которые только изучаются как предполагаемые перспективы будущей деятельности фирмы. Выявить перспективность той или иной СОБ, казалось бы, нетрудно. И всего-то необходимо знать емкость рынка, кривую спроса и объ- • емы продаж с ценами уже реализованной продукции — своей фирмы и конкурентов.: Тогда не составит труда спрогнозировать с той или иной точностью, какие объемы продукции и по каким ценам целесообразно продавать в интервале прогноза, постоянно опираясь на знание кривой спррса и емкости рынка. Но проблема в том, что в маркетинге не существует практичных и достоверных методов определения этих характеристик. Ни емкости рынка, ни кривой спроса узнать нельзя. Исключение составляет, пожалуй, пробный маркетинг — для определения отдельных точек на кривой спроса. Но этот метод достаточно трудоемок, дорог и его надежность оставляет желать лучшего. Экспертами определяется: ■ степень привлекательности СОБ с точки зрения перспектив роста и рентабельности; ■ степень конкурентного статуса фирмы в каждой СОБ, факторы успеха, благодаря которым фирма сможет эффективно противодействовать конкурентам; ■ ценность технологии, на которую ориентируется фирма, с точки зрения соответствия потребностям клиентов, степени "ее изменчивости и перспектив на будущее; ■ значение существующего портфеля СОБ с точки зрения достижимости поставленных целей и устойчивости в условиях нестабильности. Технология оценки перспектив роста и рентабельности состоит в следующем. Мини-командам последовательно предъявляются две таблицы (табл. 6.2 и 6.3), каждая со шкалой интенсивности от -5 до +5, по которой команды оценивают степень изменения факторов, записанных в таблицы. Командам предоставлено право дополнить перечень другими факторами, также влияющими, по их мнению, на рост и рентабельность. Общие оценки перспектив роста и рентабельности получаются как средние арифметические из частных оценок. Общие оценки можно нормировать, разделив каждую на 5. Тогда общая оценка +1 будет означать абсолютную привлекательность, а -1 — абсолютную непривлекательность СОБ. Результаты работы мини-команд обсуждаются и согласовываются на пленарном заседании. Если при этом важность некоторых факторов, по общему мнению, существенно превышает важность остальных факторов, то их оценки могут быть умножены на соответствующие коэффициенты важности, значения которых (больше единицы) устанавливаются на пленарном заседании. Таблица 6.2 Примечание. Если в будущем сохранятся прежние характеристики, отметку ставят на середине шкалы (0). Хотя полученные подобным способом оценки довольно грубы, тем не менее они, во-первых, отражают коллективное мнение экспертов, в качестве которых выступают члены команды. Во-вторых, положительные значения общих оценок позволяют судить о степени привлекательности анализируемой СОБ. И наоборот, отрицательные значения общих оценок или говорят о бесперспективности исследуемой СОБ, или служат сигналом о необходимости решать вопрос: целесообразно ли дальнейшее пребывание фирмы в этой СОБ? Таблица 6.3 Оценка изменений рентабельности стратегических областей бизнеса Название СОБ
1. Колебания рентабельности Отсутствуют — Очень велики 2. Колебания объема продаж Отсутствуют — Очень велики 3. Колебания цен Отсутствуют — Очень велики 4. Цикличность спроса Отсутствуют — Очень велики 5. Уровень спроса по отношению Очень — Очень кощностям высокий — низкий 6. Характеристика структуры рынка Высокая _ Равномерное концентрация — распределение 7. Стабильность структуры рынка Высокая — Низкая 8. Обновление состава продукции Редкое — Очень частое 9. Продолжительность жизненных Большая — Малая циклов
10. Время разработки новой Длительное — Короткое продукции 11. Расходы на НИОКР Крупные — Небольшие 12. Затраты, необходимые для досту- Высокие — Низкие па на товарный рынок (ухода с него) 13. Агрессивность ведущих Низкая — Очень высокая конкурентов 14. Конкуренция зарубежных фирм Слабая — Очень сильная 15. Конкуренция на рынках ресурсов Слабая — Очень сильная 16. Интенсивность торговой рекламы Низкая — Очень высокая 17. Послепродажное обслуживание Отсутствует — Значительное 18. Степень удовлетворения Очень высокая — Низкая потребителей 19. Государственное регулирование Отсутствует — Очень жесткое конкуренции 20. Государственное регулирование Отсутствует — Очень жесткое производства товаров (услуг) 21. Давление потребителей Слабое — Очень сильное Общая оценка сдвигов в перспек Примечание. Если в будущем сохранятся прежние характеристики, отметку ставят на середине шкалы (0). И наконец, имея оценки степени привлекательности нескольких СОБ, которые интересуют фирму, можно сделать более или менее обоснованный выбор в пользу тех или иных, учитывая только показатели роста и рентабельности. Однако опыт показывает, что сами по себе величины оценок далеко не всегда характеризуют степень привлекательности СОБ. Дело в том, что выставляемые мини-командами оценки базируются на информации различной степени достоверности и, естественно, существует риск ошибиться в прогнозировании перспектив роста и рентабельности. Поэтому целесообразно оперировать двумя величинами: оценкой степени привлекательности СОБ и величиной риска, представленной в последней графе каждой таблицы. Риски, связанные со степенью достоверности используемой информации, определяются следующим образом. Если решение о величине оценки параметра принимается на основании официальной информации, достоверность которой не вызывает сомнений, риск полагается минимальным (от 0 до 3). Если оценка устанавливается на основе привлечения неофициальной информации (в том числе базирующейся на собственных исследованиях фирмы), риск считается средним (от 4 до 7). И наконец, если при назначении оценки мини-команды руководствуются лишь собственным мнением, не являющимся результатом проведенного анализа, то риск в этом случае близок к максимальному (или максимален) и оценивается величиной от 8 до 10. Суммарный риск, записываемый в последней строчке, определяется как средний арифметический из рисков по каждому параметру. Он и используется при характеристике степени привлекательности СОБ в целом. Сделать это можно следующим образом. На пленарном заседании мини-команды договариваются, например, что при минимальном риске в оценке достоверности информации оценка степени привлекательности СОБ остается без изменений, при среднем риске оценка степени привлекательности уменьшается на 10-20%, а при высоком — на 30-50%. Итоговые результаты и используются в дальнейших рассуждениях. Этап анализа, отраженный в таблицах 6.2, 6.3, свидетельствует, если так можно выразиться, об «абсолютной ценности» той или иной СОБ и не дает ответа на вопросы: каким же конкретно образом фирма может действовать в каждой из установленных при анализе привлекательных областей, реализуя выявляемые возможности; достаточно ли у нее ресурсов, насколько эффективно принятая ею стратегия позволяет использовать эти возможности; соответствует ли уровень управленческого персонала необходимому уровню? Date: 2016-08-29; view: 292; Нарушение авторских прав |