Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формирование стратегических программ 1 page
Достижение принятых стратегических целей предполагает разработку для каждой из них стратегической программы с ее последующей реализацией. Стратегическая программа должна определить, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута, в какие сроки, кто это обязан выполнить и во что это обойдется фирме. Поскольку к цели в принципе могут вести несколько путей, возникают две задачи: 1) генерирование альтернатив; 2) выбор наилучших альтернатив, на которых и будет строиться программа. Генерирование альтернатив целесообразно проводить, используя метод «мозгового штурма», привлекая для этого всех менеджеров, участвующих в разработке стратегии. Перед «мозговым штурмом» в одной из фирм членам команды напомнили, что одним из основных негативных факторов внешней ежегодной прибыли в размере... млн долларов
Увеличение ежегодного дохода от продаж до... млн долларов
Увеличение рентабельности на... ед. техники на... ед. техники в среднем на...
Увеличение ежегодного объема продаж существующей номенклатуры в соседних регионах на... ед.
Tf
Увеличение дилерской скидки за счет увеличения объема закупок в среднем на... % £
Увеличение продажной цены в среднем на... % за счет установления монополии на отдельные позиции Рис. 7.1. Фрагмент «дерева целей» среды является нестабильность поставок техники и запчастей (речь идет о фирме, занимающейся перепродажей техники). Проведенный.ранее анализ показал: 1) под неудовлетворенностью поставками понимается: ■ несвоевременная отгрузка товара заводами, ■ нехватка оборотных средств для закупки необходимого количества товара, ■ высокие закупочные цены, предлагаемые заводами своим дилерам (при отсутствии вторичного рынка поставок).
■ физическое отсутствие и на заводе; и на вторичном рынке необ 2) неудовлетворенность поставками в различных подразделениях выражена в различной степени;. 3) по некоторым продуктам неудовлетворенность поставками отсутствует вовсе. Затем членам команды было предложено высказаться по возможным альтернативам, которые могли бы лечь в основу программы, обеспечивающей достижение цели «Обеспечить компанию поставками техники и запчастей в объемах, ассортименте и по ценам, гарантирующим достижение цели № 1 нулевого уровня» (цель № 1 нулевого уровня устанавливала соответствующее требование к величине прибыли). В результате «мозгового штурма» были высказаны такие альтернативы: ■ нужны «быстрые» кредиты; ■ подразделениям необходимы менеджеры, занимающиеся исключительно закупками; ■ чтобы улучшить поставки, одному из руководителей компании жениться на дочке директора завода; ■ «пробить» проценты по дилерской скидке; ■ ввести должность заместителя генерального директора — координатора по работе с заводами, чтобы заводы знали конкретных представителей фирмы; ■ организовывать презентацию фирмы для руководства заводов; ■ участвовать в инвестиционных проектах заводов; ■ заняться сборкой, капремонтом старых машин; ■ вербовать и мотивировать исполнителей на заводах;
■ использовать опыт «Александрова» (дни рождения, подарки и т.п.); ■ влиять на собственников заводов через госорганы; ■ создать ассоциацию дилеров; ■ оптимизировать товарные запасы; ■ налаживать взаимоотношения с региональными властями, чтобы через них влиять на заводы; ■ разработать для Заводов программы помощи; ■ искать альтернативные товарные группы; ■ сократить долю покупок на «черном» рынке и др. При «мозговом штурме» запрещается критика выдвигаемых идей. Поэтому в список могут попасть и такие в некотором смысле экзотические варианты, как «жениться на дочке генерального директора завода». Анализ вариантов и отбор наиболее привлекательных, чтобы на их основе сформировать программу достижения поставленной цели, — предмет дальнейшего рассмотрения. Руководство фирмы назначает ответственного за разработку программы и по согласованию с ним создает рабочую группу: Программа, рожденная трудами рабочей группы, обязательно должна обсуждаться на пленарном заседании всем | составом команды. И дело не только в том, что при этом, как правило, улучшается качество программы. Менеджеры различных функциональных подразделений после утверждения программы, вполне вероятно, будут обязаны заниматься ее реализацией. Глубокое знакомство с предстоящей работой позволит более осознанно ею заниматься, хорошо представляя себе, какие конечные результаты и для чего должны быть получены. В структуре программ целесообразно предусмотреть: ■ этапы работы, их содержание и сроки; ■ необходимые мероприятия и методы их проведения; ■ состав рабочей группы, ответственных и исполнителей; ■ оценку затрат на реализацию программы. В качестве примера приводится фрагмент программы по анализу конкурентов, разработанной одной из фирм (табл. 7.2). Помимо основных программ, целесообразно разрабатывать и альтернативные программы, к которым фирма будет обращаться при необходимости перехода к другой стратегии (например вследствие реализации той или иной угрозы). 7.5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Составной частью стратегического планирования является создание информационного обеспечения этого процесса. Из предыдущего материала нетрудно заметить, что вся процедура выработки стратегии базируется на информации о различных сторонах деятельности фирмы и ее взаимодействии с'внешней средой. Поскольку решение о той или иной стратегии всегда принимается в условиях неопределеннос-| ти, а скорость изменения внешней среды в последние годы резко возросла, информация должна постоянно пополняться и использоваться. Таким образом, речь идет о разработке стратегической базы данных (СБД) и управлении ею. СБД — это средство оценки текущего f положения и будущего состояния фирмы. Стратегическая база данных нужна: ■ для постоянного (планомерного) стратегического планирования; ■ отслеживания индикаторов, формирования предупреждения об Таблица 7.2 В составе СБД целесообразно предусмотреть следующие блоки: ■ допущения и ограничения, принятые при стратегическом планировании; ■ миссия и система стратегических целей фирмы, стратегические программы и планы, обеспечивающие достижение поставленных целей; ■ мнения, установки и предпочтения руководителей фирмы; ■ стратегические области бизнеса, в которых работает или предполагает работать фирма (представляющие интерес для фирмы); ■ наиболее важные факторы внешней и внутренней среды; ■ конкуренты; ■ поставщики; ■ потребители; ■ органы власти; ■ общественные организации и СМИ; ■ производство; ■ материально-техническая база (МТБ); ■ финансы; ■ оргструктура и мотивация; ■ мероприятия по противодействию угрозам. Из одного перечисления блоков становится очевидным, насколько объемной должна быть информация, представляемая в СБД. Работать с такими массивами информации практически невозможно, поэтому первичную информацию должны оценивать, соответствующим образом отбирать (степень ее достоверности разная), группировать, чтобы сформировать вторичную информацию, уже позволяющую использовать ее для выработки решений. Важный вопрос: кто этим должен заниматься? Плановые органы с этим не справятся. «Плановики часто не располагают ни знаниями управляющих, ни полномочиями принимать ответственные решения, связанные с оценкой информации, они, как правило, стремятся включить в документы все, что только можно. Стремление ничего не упустить и отказ от попытки отделить самую существенную информацию от менее существенной или бесполезной служат только сохранению существующего положения дел в отношении информационного обеспечения руководителей всех уровней: руководитель тонет в ненужных данных и не в состоянии найти то, что для него существенно». Становится очевидным, что в организации сбора информации и особенно в ее оценке и формировании вторичного массива информации должны принимать самое активное участие члены команды менеджеров, занимающейся разработкой стратегии. А координировать эту деятельность обязан отдел стратегического планирования. Причем содержание каждого блока СБД и оценки наиболее важной информации должны согласовывать на пленарных заседаниях. Таким образом, как мини-команды, так и команда менеджеров в целом становятся в фирме постоянно действующим органом. Отметим также, что процедура обсуждения содержания и оценок информации препятствует проявлению чисто вкусовых взглядов отдельных руководителей подразделений, обусловленных либо желанием угодить начальству, либо, наоборот, нежеланием признать некие слабости фирмы (особенно в части, их касающейся). Комментарий к содержанию некоторых блоков. Блок «Конкуренты». В этом блоке должна быть представлена и постоянно отслеживаться следующая информация: ■ перечень конкурентов; ■ образ фирм-конкурентов. При этом состав характеристик, которыми определяется понятие «образ фирмы-конкурента», должен согласовываться между мини-командами на пленарном заседании; ■ параметры, контролирующие изменение образа фирмы конкурента (переключение на новые виды продукции, новую технологию, закрытие старых направлений и т.п.); алгоритмы формирования сигнальной информации руководству об изменении образа фирмы конкурентами; алгоритмы контроля За образами фирм конкурентов; ■ рынки, на которых действуют конкуренты, и их доля на этих рынках. Номенклатура и объемы продаж на этих рынках; ■ характеристика продукции и услуг, отличительные особенности. Должен быть выработан согласованный список параметров и характе-ристик, по которому давать оценку продукции и услуг. Например: качество продукции и услуг (по соответствующим показателям), скорость обслуживания, предпродажная подготовка, послепродажное обслуживание, процент рекламаций по каждому товару, гарантия фир- I мы, наличие ЗИП, дополнительная комплектация, дополнительные услуги, финансовые схемы (кредит, рассрочка, лизинг); ■ ценовая политика и политика в области сбыта — скидки, оптовые продажи, розничные продажи, дилерская сеть и т.п.; ■ динамика продаж по каждому конкуренту; ■ состояние материально-технической базы, характеристика производственных и складских помещений, оборудования, наличие удобных подъездных путей, отлаженных механизмов погрузки-разгрузки техники, наличие и состояние автопарка для доставки продукции клиентам и т.п.; ■ финансовое состояние конкурентов (параметры оценки согласовываются с финотделом); ■ сильные и слабые стороны конкурентов; ■ наличие инноваций; ■ оценки конкурентов поставщиками и покупателями; ■ организационно-правовые формы собственности, учредители, распределение акций между акционерами; ■ характеристика взаимоотношений с руководством фирм-конкурентов (для принятия решений о заключении картельных соглашений с ними и т.п.). В этом блоке необходимо отслеживать следующие индикаторы: ■ доля рынка собственной фирмы; ■ доли рынка конкурентов; ■ появление PR-акций, направленных против фирмы; ■ ухудшение имиджа фирмы. При разработке программы создания СБД согласовываются конкретные параметры по каждому из перечисленных пунктов (включая индикаторы), предназначенные для измерения, периодичность измерений, источники информации. Должны быть указаны те подразделения, на которые возлагается задача отслеживания указанных параметров. Это же замечание относится и к остальным блокам. Блок «Поставщики». В этом блоке по каждому поставщику необходимо отслеживать следующую информацию: ■ долю своей фирмы и доли конкурентов в общем объеме поставок; ■ финансовое состояние поставщиков (состав измеряемых параметров согласовывается с финотделом); ■ политику поставок; приоритетность в обслуживании потребителей; ■ отношение поставщиков к нашей фирме; ■ местоположение заводов-поставщиков; ■ форму работы; ■ организационно-правовые формы собственности, учредителей, распределение акций между акционерами; ■ перспективы заводов-поставщиков; ■ наличие товаров-заменителей, возможности организации поставок данной продукции; ■ наличие альтернативных поставщиков и их характеристику; ■ цены и условия поставок; ■ надежность поставок. В этом блоке отслеживают индикаторы по угрозе «нестабильность поставок» (если подобная существует): а) угроза: поставки прекращаются совсем (завод «сгорел»): ■ резкое снижение объема поставок (скажем, более чем на 50% ежемесячно) в течение трех месяцев, ■ остановка смежных заводов, ■ информация от «своего человека» на заводе; б) угроза: объем выпуска завода ниже спроса: ■ степень удовлетворения заявок на поставку (своей фирмы и конкурентов) ниже 90%, ■ повышение цен по некоторым товарным группам более чем на 5% (список товарных групп согласовывают с руководите- N лями отделов), ■ процент вложенных средств, по которым техника не была получена, превышает 10%, ■ информация от «своего человека» на заводе; в) нестабильность поставок носит скачкообразный характер: ■ задержка поставок по договорам от недели до месяца за квартал по различным товарным группам, ■ остановка смежных и сборочных заводов, ■ изменения в законодательной базе, ■ резкое повышение рыночных цен (более чем на 5%). и характеристика конечных потребителей. Критерии выбора фирмой покупателей; ■ характеристика оптовых потребителей; ■ отношения с потребителями — суть договорных отношений, участие в рекламе, разделение ответственности, продвижение товаров, стимулирование сбыта, товародвижение, форма оплаты, приоритетность в обслуживании потребителей; ■ ценовые взаимоотношения; ■ цели оптовых покупателей на своих рынках; ■ степень удовлетворенности потребителей продукцией фирмы; ■ наличие альтернативных потребителей и их характеристика; ■ отношение потребителей к инновациям в области товаров и сопутствующих услуг; ■ отношение потребителей к конкурентам; ■ наличие неудовлетворенного спроса. ■ превышение величины затрат на стимулирование сбыта по от--ошению к валовому доходу 10%; ■ снижение удельного веса корпоративных клиентов до 35% и ме- ■ текучесть клиентов.
Блок «Органы власти»: ■ отношения с федеральными, региональными и местными законодательными органами власти (цели, характер отношений, эффективность взаимодействия); ■ то же — с исполнительными органами власти; ■ участие фирмы в мероприятиях и деятельности государственных органов управления; ■ участие фирмы в федеральных и региональных программах социально-экономического развития;
■ взаимодействие фирмы с другими госструктурами. Блок «Общественные организации и СМИ»: ■ участие фирмы в работе общественных организаций; ■ отношения со СМИ;
■ использование СМИ для пропаганды целей фирмы и для рекламы; ■ участие фирмы в пропагандистских и благотворительных мероприятиях; ■ политика (научная, техническая, социальная), которую фирма проводит через СМИ. Блок «Производство»: ■ характеристика продукции фирмы; ■ номенклатура и объемы выпускаемой продукции (в натуральном и стоимостном выражении); ■ графики производства; ■ нормирование работ; ■ уровень брака; ■ тенденции производительности; ■ инновационные возможности. Блок «Мероприятия по противодействию угрозам»: ■ алгоритмы формирования предупреждения о реализации угрозы; ■ план мероприятий по парированию угроз; ■ планы мероприятий по смягчению последствий угроз; ■ планы мероприятий по смягчению последствий, если индикаторы не сработали; ■ планы мероприятий по перманентному противодействию угрозам; ■ реализация разработанных стратегических программ производится в соответствии с планами, представляемыми руководителями рабочих групп (или руководителями функциональных подразделений) на пленарное заседание, где они обсуждаются, а впоследствии утверждаются руководством фирмы. Аналогичный план создается и для стратегической базы данных, пример такого плана приведен в табл. 7.3. выводы 1. Сформированный стратегический портфель определяет состав СОБ, в которых фирма собирается действовать. 2. Фирме при формулировании стратегических целей желательно установить, какое место она занимает в обществе, в котором она действует, к чему она стремится, какие и чьи потребности удовлетворяет, какие средства она готова использовать, каких норм и ценностей она придерживается. 3. Миссия организации — это сформулированное утверждение, раскрывающее ее основное предназначение в обществе и исповедуемое в ней систему ценностей, отличающих ее от всех других организаций. 4. Миссия формулируется не в терминах производимой продукции, а в терминах реализуемых базовых потребностей. Таким образом, в миссии должно быть отражено, какие конкретно интересы групп людей, с которыми организация взаимодействует, она учитывает. 5. Два вида миссии. Первый — это коротко и емко (весьма часто даже афористично) сформулированное утверждение, слоган, по своему характеру имеющий в основном имиджевую и рекламную направленность, документ для всеобщего пользования. Второй вид миссии — документ для внутреннего пользования, называемый «Положение о миссии организации», редко выносимый на всеобщее обозрение. 6. Миссия может разрабатываться отдельно для каждой СОБ или для организации в целом. Миссия, как и система стратегических целей фирмы, должна периодически пересматриваться. 7. Для построения системы стратегических целей фирмы воспользуемся понятием «дерева целей». Обычное дерево выглядит следующим образом: основной ствол, от него отходят несколько крупных ветвей. От каждой крупной ветви отходят несколько менее крупных. И от них в свою очередь отходят еще более мелкие. 8. Главные стратегические цели (цели нулевого уровня) устанавливаются руководством организации. 9. Важнейшими экономическими целями, безусловно, являются цели, задающие требования к будущей рентабельности, росту, доли рынка, которую фирма предполагает захватить, а также требования, определяющие стабильность деятельности фирмы на рынке. 10. Не менее важными экономическими целями, важными особенно в долгосрочной перспективе, в условиях нестабильной внешней среды являются цели, характеризующие стратегическую гибкость фирмы. 11. Предложена к использованию для оценки диагностики и позиционирования предприятия методика экспертной оценки конкурентного статуса предприятий на основе предложенных авторами моделей конкурентного статуса и гибкости. Конкурентный статус предложено оценивать по следующему уровню основных значений: сильный — свыше 0,64; средний — от 0,0625 до 0,64; слабый — менее 0,0625. 12. Новая экономико-математическая модель определения конкурентного статуса предприятия позволяет учесть функциональную связь между конкурентным статусом и гибкостью предприятия. Эта модель позволяет осуществить экономический диагноз и дать оценку существующему периоду развития предприятия, создать информационную базу для стратегического прогнозирования развития предприятия в данной экономической среде, что является очень важным моментом при постоянно изменяющейся внешней среде. Оценка конкурентного ста- / туса может послужить основой при выработке и принятии текущих и перспективных решений по повышению экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятий. 13. К внеэкономическим целям относятся филантропические цели и цели, характеризующие социальную ответственность фирмы перед обществом, а также цели, направленные на формирование определенного имиджа фирмы. 14. Достижение принятых стратегических целей предполагает разработку для каждой из них стратегической программы с ее последующей реализацией. Стратегическая программа должна определить, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута, в какие сроки, кто это обязан выполнить и во что это обойдется фирме. 15. В структуре программ целесообразно предусмотреть: этапы работы, их содержание и сроки; необходимые мероприятия и методы их проведения; состав рабочей группы, ответственных и исполнителей; оценку затрат на реализацию программы. 16. Информация должна постоянно пополняться и постоянно ис-' пользоваться, так как решение о той или иной стратегии всегда принимается в условиях неопределенности, скорость измене- ния внешней среды в последние годы резко возросла, фирма не должна забывать о возможных угрозах своему существованию. 17. Стратегическая база данных нужна: для постоянного (планомерного) стратегического планирования, отслеживания индикаторов, формирования предупреждения об угрозах и принятия соответствующих мер. 18. В организации сбора информации и особенно в ее оценке и формировании вторичного массива информации должны принимать самое активное участие члены команды менеджеров, занимающейся разработкой стратегии. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. По каким критериям оцениваются стратегические области бизнеса, входящие в портфель предприятия? 2. Какие концепции развития могут быть выбраны для каждой стратегической области бизнеса? Что они означают? 3. Какие подходы или стратегии возможны, с помощью которых фирма может добиться успеха в каждой стратегической области бизнеса? 4. Раскройте сущность стратегии максимизации прибыли. 5. В чем заключается стратегия роста?. 6. Чем отличается стратегия дифференцирования товаров и услуг от стратегии дифференцирования рынка? Расскажите о них.
7. Что такое миссия организации? 8. Какие два вида миссии существуют? 9. Что такое «дерево целей»? Для чего используется это понятие?
10. Кто устанавливает главные стратегические цели предприятия? Обоснуйте ответ. 11. Назовите цели нулевого уровня. На какие группы оНи подразделяются? 12. Какие цели относятся к экономическим? Обоснуйте ответ. 13. Как провести оценку положения предприятия на рынке, используя гибкость и конкурентный статус? 14. Что такое внеэкономические цели? 15. Что такое конкурентный статус? Как он рассчитывается? 16. Что называют стратегической программой? Чем она отличается от стратегической цели? 17. Что входит в структуру стратегических программ? 18. Какие требования предъявляются к информационному обеспечению стратегического планирования? 19. Какие требования предъявляются к стратегической базе данных и какие блоки должна она включать? 20. Кто должен принимать участие в организации сбора информации для стратегического планирования? 21. Какие данные должны входить в блок «Конкуренты»? 22. Назовите данные, входящие в блок «Поставщики». 23. Что такое блок «Потребители»? Какая информация туда входит? 24. Какая информация входит в блок «Органы власти»? 25. Назовите информацию, входящую в блок «Общественные организации и СМИ». 26. Что входит в блок «Производство»? 27. Какая информация входит в блок «Мероприятия по противодействию угрозам»? ТЕСТЫ 1. Назовите критерии оценки стратегической области бизнеса: а) рыночная потребность, которая может быть реализована б) оценки конкурентоспособности технологии производства в) регионы, в которых фирма ведет или намеревается вести г) регионы, в которых фирма не ведет или не намеревается д) оценки перспектив роста и рентабельности наряду с оцен е) оценки стратегических капиталовложений в данную ж) оценки соответствия принятой фирмой стратегии выяв з) оценки уровня управленческого аппарата фирмы и его 2. Развитие рынка означает: а) рост фирмы планируется проводить путем увеличения доли фирмы на нынешнем рынке; б) фирма планирует проводить уменьшение своей доли на в) завоевание своими нынешними товарами некоторой доли г) уход с рынка; д) создание новых товаров и их реализацией на текущем е) диверсификация. 3. Как оценить степень конкурентного преимущества, которое а) перемножением оценки, характеризующей конкурентный б) перемножением оценки, характеризующей конкурентный 4. Оптимальный стратегический портфель СОБ определяется: а) по максимальному значению произведения итоговой б) по минимальному значению произведения итоговой оцен 5. Стратегия максимизации доли рынка: а) достигается путем минимизации стоимости производи б) предусматривает географическое расширение рынка сбы 6. Стратегия дифференцирования товаров и услуг: а) направлена на удовлетворение специфических потребностей определенных групп покупателей, обусловленных их статусом, покупательской способностью, вкусами и др. Стратегия предполагает создание таких продуктов и ус- луг, которые будут их отличать в глазах потребителей от продукции конкурентов; б) связана с созданием у покупателей положительного имиджа товаров и услуг фирмы. 7. Миссия организации: а) это сформулированное утверждение, раскрывающее ос б) связана с созданием у покупателей положительного имид 8. Миссия формулируется: Date: 2016-08-29; view: 471; Нарушение авторских прав |