![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Формирование стратегических программ 2 page
а) в терминах производимой продукции; б) терминах реализуемых базовых потребностей. 9. Какие конкретно интересы групп людей, с которыми орга а) собственники организации; б) ее сотрудники; в) потребители; г) деловые партнеры и конкуренты; д) органы власти, средства массовой информации и другие е) общество в целом; ж) местная администрация? 10. Назовите два вида миссий: а) это коротко и емко (весьма часто даже афористично) б) документ для внутреннего пользования, называемый в) характеристика рынка — организация определяет основ 11. В «Положении о миссии организации» обычно содержатся а) описание продуктов (услуг), предлагаемых компанией; б) характеристика рынка — организация определяет основ в) стратегические цели на прогнозируемый период (цели ну г) текущие задачи в настоящий период; д) технология — характеристика оборудования, технологи е) философия — базовые взгляды и ценности организации, ж) внутренняя концепция, в рамках которой организация з) внешний образ, ее имидж, подчеркивающий экономиче 12. На какие группы подразделяются стратегические цели ну а) экономические; б) внеэкономические; в) философские? 13. Экономические цели — это: а) цели, задающие требования к будущей рентабельности, б) цели, характеризующие стратегическую гибкость фирмы; в) филантропические цели; г) цели, характеризующие социальную ответственность д) цели, направленные на формирование определенного 14. Оборонительная гибкость выражается: а) количеством независимых покупателей, при этом под б) количеством альтернативных поставщиков, к услугам ко в) использованием фирмой технологий, в которых постоян г) успешными исследованиями и разработками, ведущими д) количеством рыночных сегментов фирмы, расположен е) количеством независимых технологий, используемых 15. Гибкость наступательная обеспечивается: а) использованием фирмой технологий, в которых постоян . нологий»); б) количеством независимых покупателей, при этом под не в) количеством альтернативных поставщиков, к услугам г) успешными исследованиями и разработками, ведущими д) количеством рыночных сегментов фирмы, расположен е) количеством независимых технологий, используемых 16. Какие факторы оказывают существенное влияние на фак а) устойчивость к обновлению; б) мобильность; в) количество работников? 17. Если фирма имеет сильный конкурентный статус, значит, а) одной из самых эффективных в измеряемом сегменте рынка; б) одной из самых неэффективных в измеряемом сегменте в) средней в измеряемом сегменте рынка. 18. Назовите внеэкономические цели: а) филантропические цели; б) цели, характеризующие социальную ответственность в) цели, направленные на формирование определенного г) цели, задающие требования к будущей рентабельности, . ятельности фирмы на рынке (например, допустимые отклонения нормы рентабельности от года к году); д) цели, характеризующие стратегическую гибкость фирмы. 19. Стратегическая программа должна определить: а) что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута, б) какие конкретно интересы групп людей, с которыми орга 20. В структуре программ целесообразно предусмотреть: а) этапы работы, их содержание и сроки;' б) подэтапы работы, их содержание и сроки; в) необходимые мероприятия и методы их проведения; г) состав рабочей группы, ответственных и исполнителей; д) оценку затрат на реализацию программы. 21. Какие блоки входят в состав стратегической базы данных а) допущения и ограничения, принятые при стратегическом б) миссия и система стратегических целей фирмы, страте в) мнения, установки и предпочтения руководителей г) стратегические области бизнеса, в которых работает или д) наиболее важные факторы внешней и внутренней среды; е) конкуренты; ж) работники предприятия? 22. Какая информация входит в блок «Конкуренты»: а) перечень конкурентов; б) образ фирм-конкурентов; в) параметры, контролирующие изменение образа фирмы- г) рынки, на которых действуют конкуренты, и их доля на д) ценовая политика и политика в области сбыта — скидки, е) финансовое состояние поставщиков; ж) отношение поставщиков к нашей фирме? ГЛАВА 8 БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БИЗНЕС-ПЛАНА Предпринимательство характеризует стиль поведения и действий в условиях рыночной экономики. Для предпринимательства наиболее характерны планы и программы реализации отдельной сделки и проведения основ операций, составляющих сделку. Если осуществляется несколько сделок, связанных друг с другом, то, планируя их во взаимодействии, приходится иметь дело с планированием предпринимательской деятельности как непрерывного процесса. Поскольку предпринимательство в той его части, которая непосредственно связана с задачей получения прибыли, правомерно отождествлять с бизнесом, планы осуществления предпринимательских проектов получили в зарубежной практике название бизнес-планов. Целью разработки бизнес-плана является: 1) поиск инвесторов: 2) стратегическое представление перспективы развития предпринимателя. Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:
■ определить конкретное направление деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках, ■ сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии, ■ выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации, ■ оценить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей, ■ определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п., ■ оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей, ■ предусмотреть трудности и «подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес-плана. Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана имеет следующие достоинства: ■ заставляет руководителей заниматься перспективами фирмы; ■ позволяет осуществлять более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей; ■ устанавливает показатели деятельности фирмы, необходимые для последнего контроля; ■ заставляет руководителей четче и конкретнее определять свои цели и пути их достижения; ■ делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций; ■ наглядно демонстрирует обязанности и ответственность всех руководителей фирмы. Потребность в бизнес-плане возникает при решении таких остроконцептуальных задач, как: 1) подготовка заявок существующих и вновь созданных частных и акционерных фирм на получение кредитов; 2) обоснование предложенной приватизации государственных предприятий; 3) открытие нового дела и определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности; 4) перепрофилирование существующей фирмы и выбор новых видов направлений способов осуществления коммерческих операций; 5) составление проектов эмиссии ценных бумаг; 6) выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций. Наличие достаточно ясной цели позволяет охарактеризовать бизнес-план как одноцелевой, программный, бизнес-план, по сути, приближается к целевой программе, своеобразие которой заключено в специфике целей, масштабов и способов действий. Бизнес-план можно рассматривать как систему увязанных во времени и пространстве, согласованных по целям и ресурсам мер и действий, направленных на успешное достижение целей получения максимально возможной прибыли. Для упрощения этого определения можно отметить, что в отличие от целевых комплексных программ в бизнес-плане основное вни- мание сосредоточено на финансово-экономических аспектах достижения успеха, тогда как научно-технические, технологические, социальные стороны представлены в нем менее детально. При формировании бизнес-плана важно не упустить из виду фактор времени. Кроме величины прибыли, цель должна аккумулировать в себе и привязку этой величины ко времени его получения. Следовательно, наряду с общей массой ожидаемой прибыли необходимо знать, как она будет распределяться во времени, не окажется ли прибыль слишком запоздалой с учетом потребности предпринимателя в денежных ресурсах и воздействии инфляции, умаляющей значение арифметического прироста денег. При первичной оценке целесообразности предпринимательского проекта необходимо учесть, что сумма получаемой прибыли должна быть существенно выше той, которую можно получить, помещая затрачиваемые денежные средства в банк (сберегательный). Иначе есть смысл свести дело к этой простейшей финансовой сделке. Существует несколько методик составления бизнес-плана. Вот две из них. Разделы бизнес-плана (по В.И. Бурову): 1. Возможности фирмы (резюме). 2. Виды товаров (услуг). 3. Рынки сбыта товаров (услуг). 4. Конкуренция на рынках сбыта (услуг). 5. План маркетинга. 6. План производства. 7. Организационный план. 8. Правовое обеспечение деятельности фирмы. 9. Оценка риска и страхование.
10. Финансовый план. 11. Стратегия финансирования. Методика составления бизнес-плана (по П.В. Липсицу): 1. Принятие решения о создании дела или реализации коммерческого проекта. 2. Анализ собственных возможностей и способностей. 3. Выбор изделия или услуг, которые будут являться целью проекта. 4. Исследование возможного рынка сбыта. 5. Составление прогноза объемов сбыта. 6. Выбор места для осуществления коммерческой или производственной деятельности.
7. Разработка плана производства. 8. Разработка плана маркетинга. 9. Разработка организационного плана.
10. Разработка юридической схемы будущий юридической деятельности. 11. Решение вопросов организации бухгалтерского учета. 12. Решение вопросов страхования. 13. Разработка финансового плана. 14. Написание резюме к бизнес-плану. Наряду с главной, определяющей целью, в поле зрения составителей бизнес-плана должны находиться и другие цели и задачи, достигаемые посредством проведения намечаемой сделки. Среди них в первую очередь нужно отметить социальные цели, связанные с удовлетворением первейших запросов населения, преодолением дефицита товаров и услуг, оздоровлением экологической обстановки, улучшением психологического климата в стране, созданием новых духовных, культурных ценностей, развитием научно-технического и творческого потенциала, расширением деловых контактов, межрегиональных связей.
Рис. 8.1. Схема составления бизнес-плана по П.В. Липсицу С учетом интересов предпринимателя, кроме чисто финансового эффекта получения денежной прибыли, выдвигаются задачи повышения статуса руководства фирмы в результате успешного осуществления проекта сделки. Эту цель предпринимательской сделки правомерно видеть в развитии и укреплении экономического, производственного, финансового, технологического,. научного, образовательного, духовного потенциала, что служит условием и залогом возможности успешного проведения последующих сделок. Столь же значимо будет, по мере роста конкуренции и борьбы за рынки сбыта и за выгодного покупателя, повышение престижа, порождаемого известностью, доброй репутацией, гарантиями высокого качества товаров и услуг фирмы. Одновременно с указанными могут преследоваться иные цели и задачи: развитие контактов, зарубежные поездки, вхождение в ассоциации и другие, которые так или иначе учитываются в бизнес-плане. Формулировка целей и задач может находить свое плановое выражение как в количественной, так и в качественной форме в зависимости от их вида. В числе особых задач предпринимательства нужно выделить благотворительность, проявляющуюся в отчислении части, а иногда и всей остаточной прибыли в пользу других предпринимателей, благотворительных организаций и фондов, местного либо государственного бюджета. Такие действия ориентированы обычно на достижение известности, получение льгот (хотя и не исключены и «души сердечные порывы»). Обобщенное резюме или сводный раздел бизнес-плана представляет основные идеи и содержание плана в миниатюре. Так как многие из тех, кто заинтересован в ознакомлении с бизнес-планом, могут ограничиться внимательным чтением только резюмирующего раздела, то его надо сделать наиболее четким, лаконичным и убедительным. Объем данного раздела не должен превышать нескольких страниц. Его текст должен быть понятен и неспециалисту, предельно прост и лаконично изложен, минимум специальных терминов. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА Возможности фирмы (резюме). Резюме представляет собой краткое изложение сути инвестиционного проекта. Оно должно быть кратким (1—2 страницы) и содержать описание ключевых моментов, которые должны позволить лицам, принимающим решения, сформировать свое отношение к предлагаемому проекту. С этой целью в резюме указываются следующие данные: ■ полное название, юридический адрес предприятия-инициатора проекта; ■ описание предприятия, его специфики; ■ краткие сведения об управленческом персонале и его доле в капитале предприятия; ■ цель составления бизнес-плана; ■ цели предприятия; ■ краткая характеристика конъюнктуры рынка: ■ суть предлагаемого проекта (деятельность предприятия для осуществления цели); ■ результаты реализации проекта: ■ факторы риска проекта; ■ совокупная стоимость проекта и потребность в финансировании с описанием условий кредитования, гарантии по возврату кредита; ■ объем средств, которые инициатор инвестирует в проект. не произведет благоприятного впечатления на инвесторов, то дальше они бизнес-план просто не будут смотреть. В целом резюме должно дать ответы будущим кредиторам или инвесторам фирмы (в том числе и ее акционерам) на два вопроса: 1) что они получат при успешной реализации этого бизнес-плана; 2) каков риск потери ими денег. Этот раздел должен разрабатываться в самом конце составления бизнес-плана, когда достигнута полная ясность во всех остальных разделах бизнес-плана. Резюмирующий сводный раздел, будучи ядром всего плана, аккумулируя в себе определенные показатели, создается и постоянно уточняется по мере проработки плана и завершается лишь после составления бизнес-плана в целом. Виды товаров (услуг). В этом разделе бизнес-плана описываются все товары и услуги фирмы, которые предлагаются на рынке покупателям. Написанию данного раздела предшествует значительная предварительная работа по выбору товаров или услуг, которые должны стать основой бизнеса фирмы. В разделе необходимо дать описание всех существующих и новых товаров и услуг, предлагаемых фирмой, ответив на следующие вопросы: 1. Какие товары (услуги) предлагаются фирмой? Опишите их. 2. Наглядное изображение товара (фотография или рисунок). 3. Название товара. 4. Какие потребности (настоящие и потенциальные) призваны удовлетворять предлагаемые товары (услуги)? 5. Регулярно ли покупаются эти товары (услуги)? - 6. Насколько изменчив спрос на данные товары (услуги)? 7. Дорогие Ли это товары (услуги) или нет? 8. Насколько данные товары (услуги) отвечают требованиям законодательства? 9. Сколь долго эти товары (услуги) будут оставаться на рынке? 10. На каких рынках и каким образом они продаются? 11. Почему потребители отдают предпочтение данным товарам (услугам) фирмы? Что составляет основное преимущество предлагаемых товаров в глазах потребителей? В чем их недостатки? 12. Каковы особенности технологии изготовления товаров или предоставления услуг? 13. Какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности предлагаемых товаров (услуг) или технологии их производства и представления? 14. Каковы цены, по которым продаются товары (услуги)? Каковы затраты, которые требуются для их производства? Какова прибыль, которую будет приносить продажа одной единицы каждого товара (услуги)? 15. Каковы основные технико-экономические показатели товаров (услуг)? 16. На какой стадии жизненного цикла находится каждый товар (услуга) в настоящий момент? 17. Имеются ли предложения о модернизации товаров или услуг и дальнейшем расширении (сокращении) их производства или предоставления? 18. Учитываются ли мнения потребителей при разработке новых товаров или их модернизации? 19. Каковы особенности дизайна товаров? 20. Каковы особенности упаковки товаров? 21. Как организовано послепродажное обслуживание товаров, если это технические изделия? 22. Имеет ли товар фирменную марку? Для товаров (услуг), реализуемых на внешних рынках, необходимо дополнительно ответить на вопросы: 23. Необходимо ли переходить к другой системе измерения? 24. Необходимо ли вносить конструктивные изменения? '25. Приемлемы ли для страны-рынка название, цвет, упаковка товаров? 26. Приемлемы ли для страны-рынка язык, содержание и диаграммы в инструкциях, прилагаемым к товарам? Рынок и конкуренция. Многие российские предприниматели склонны недооценивать опасности конкуренции, отмечая: «У нас нет , конкурентов». Отчасти это верно (в узком смысле слова), поскольку российская, а ранее советская, экономика была сверхспециализирова- на и, как следствие, сверхмонополизирована.
Однако даже если фирма единственный производитель и продавец в отрасли, она неминуемо сталкивается с конкурентными силами — ими могут быть новые (потенциальные) конкуренты, внедряющиеся в отрасль, конкуренция со стороны товаров-заменителей, поставщиков (продавцов), клиентов (покупателей). Российским предпринимателям нельзя забывать о том, что одна из наиболее серьезных конкурентных сил на отечественном рынке — иностранные компании, которые привлекают покупателя если не качеством, то доступными ценами и более броской упаковкой и дизайном товара. Эти фирмы не делают скидки на неопытность российских предпринимателей и общее несовершенство рынка, они действуют жестко, подчиняясь собственным стратегическим целям, а не нашим представлениям о конкуренции. Следовательно, в конкурентной борьбе с ними отечественные предприятия должны прибегать не к доморощенным рецептам и отжившим представлениям, а к апробированным в международной практике конкурентным стратегиям, в том числе и в первую очередь к тем, которые были предложены М. Портером: лидерство в издержках, дифференциация, фокусирование. В бизнес-плане должны быть описаны выбранные стратегии и их конкретное применение. Когда конкурентная стратегия выбрана, предпринимателю нужно решить: ■ как лучше реализовать ее; ■ нужна ли для осуществления стратегии реорганизация структуры предприятия (переоборудование производства, привлечение новых специалистов и т.п.); ■ какой должна стать финансовая структура, необходимая для осуществления стратегии; ■ нужно ли уходить с традиционного рынка (если речь идет об уже действующем предприятии). Если традиционный рынок дополняется новым, то на каком из них нужно сфокусироваться; ■ возможно ли повышение прибыли без изменения текущей конкурентной позиции фирмы (это также вопрос для уже работающего предприятия). Если предприниматель всерьез решил изменить свою стратегию или только внедряется на конкурентный рынок, он должен предусмотреть возможные ответные действия конкурентов: ■ степень вероятности ответных действий; ■ их возможное воздействие на фирму; ■ когда это может произойти; ■ насколько агрессивными они будут; ■ есть ли возможность уклониться от особо агрессивных воздействий. План производства. Главное правило при написании этого раздела: изложение должно быть предельно простым, не нужно злоупотреб-1 лять применением технического жаргона, так как читать этот раздел скорее всего будут люди без специального инженерного образования. Вместе с тем нельзя думать, что финансистов не интересуют производственные проблемы и их обоснование, все главные компоненты производственной системы должны быть описаны в бизнес-плане. Помимо технического описания план производства должен включать экономические расчеты издержек производства. Кроме этого должны быть даны ответы на следующие вопросы: 1. Каковы основные методы производства и технологии? 2. Какова общая структура производственного процесса, операции по выпуску товара? Возможно ли достижение преимущества в операциях? Структуру производственного процесса лучше показать при помощи схемы производственных потоков. 3. Какое сырье и материалы необходимы? Кто основные постав- 4. Выявлены ли критические факторы («узкие места»)? Ими могут быть поставщики, время, затрачиваемое на те или иные операции и т.д. 5. Какие мощности необходимы для организации производства? Существуют ли на предприятии уже задействованные мощности? Каковы планы их расширения, затраты (издержки), связанные с расширением мощностей, и период расширения? 6. Может ли предприятие рассчитывать на эффект масштаба про- 7. Как часты случаи дублирования, непредвиденные обстоятель- ства при выполнении производственных операций? 8. Как осуществляется контроль качества? 9. Описание оборудования, как существующего, так и необходимого, как осуществляется его выбор?
10. Где будет расположено производство? Требования к производству со стороны месторасположения и географических условий. 11. Какова рабочая сила, необходимая для ведения производства сегодня и в будущем? Соответствует ли квалификация работников возможностям и специфике оборудования? План маркетинга. Чтобы достичь успеха, фирма должна создать эффективный рынок для своего товара. Основные шаги по созданию такого рынка содержит маркетинговый раздел бизнес-плана. Мало просто произвести хороший продукт, предложить яркую техническую инновацию. Нужно также завоевать покупателей этого товара, привлечь к нему людей, которые обладают способностью оплачивать покупки, т.е. создать платежеспособный спрос на свой товар. В российском предпринимательстве не сложилась маркетинговая деятельность. Среди всех элементов устойчивых традиций маркетинговой деятельности преобладает реклама. Между тем планирование маркетинга насущно необходимо. Маркетинговый план должен охватывать все элементы маркетинга и отвечать на следующие вопросы: 1. Каковы основные характеристики покупателей на том отраслевом рынке, на который ориентируется предприятие? Какие группы покупателей по уровню доходов, демографическому признаку, поведенческим принципам и т.д. можно выделить? Другими словами, каковы основные сегменты этого рынка? На какой из сегментов намерено ориентироваться предприятие? 2. На какое место (долю) в определенном сегменте рынка может претендовать бизнес? Определяя свою позицию на рынке, намерена ли фирма потеснить конкурентов, предлагая подобные товары, или попытается найти свою нишу? 3. Какова основная методика расчета цены на товар фирмы? Какой чистый доход обеспечит фирме выбранный уровень цены? Предусмотрены ли системы скидок и льгот для покупателей? 4. Какие каналы распространения товаров будет использовать фирма? Будет ли она прибегать к услугам оптовых и (или) розничных торговцев или предлагать товар потребителю напрямую, без посредников (например, через фирменные магазины-салоны)? Чем обоснован выбор тех или иных посредников? 5. Какие меры предпримет фирма для эффективного продвижения своих товаров? Какие из способов продвижения — рекламу, стимулирование сбыта, пропаганду, личные продажи — намерена применять? Как будет определяться бюджет для финансирования продвижения товаров? Будет ли организован отдел по связям с общественностью? 6. Будет ли фирма применять систему технических гарантий на свою продукцию? Как планирует организовать послепродажный сервис? Организационный план. В этом разделе приводится информация, характеризующая организационную структуру фирмы, а также сведения о персонале, работающем на ней. Рассмотрим содержание раздела «Организационный план». В нем можно выделить следующие группы вопросов. /. Организационная структура фирмы. 1. Организационная схема управления фирмой. 2. Состав подразделений и их функции. 3. Организация координирования и взаимодействия служб и подразделений фирмы и др. II. Рабочая сила, не связанная с управлением. 1. Потребность в кадрах по профессиям. 2. Квалификационные требования. 3. Форма привлечения к труду (постоянная работа, совместительство, надомная работа и т.д.). 4. Заработная плата по профессиям. (Следующую группу вопросов желательно представить в виде таблицы.) 5. Наличие квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы и месторасположения фирмы. Date: 2016-08-29; view: 303; Нарушение авторских прав |