Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формирование системы стратегических целей фирмы
Для построения системы стратегических целей фирмы используют «дерево целей». Обычное дерево выглядит следующим образом: основной ствол, от него отходят несколько крупных ветвей. От каждой крупной ветви отходят несколько менее крупных. И от них в свою очередь отходят еще более мелкие. Этот образ и используется в планировании и принятии решений. Но только (видимо, «чтобы враг не догадался») «дерево» опрокидывают, и тогда наверху оказывается ствол, а все ветви, начиная с крупных, располагаются ниже. (Правда, можно воспользоваться другим образом: говоря о дереве, иметь в виду только его корни. И тогда все более мелкие корни будут располагаться ниже и ниже.) В «дереве целей» ствол соответствует главной цели (цель нулевого уровня). Предполагается, что для достижения главной цели должны быть достигнуты цели первого уровня. Аналогично достижение каждой цели, находящейся на первом уровне, может быть обеспечено лишь при достижении целей второго уровня и т.д. Если на нулевом уровне находится несколько целей, то для каждой из них строится свое «дерево целей». Подобный подход позволяет не только наглядно представить всю структуру системы целей, но и решить ряд практических задач, скажем, распределить бюджетные средства между отдельными направлениями деятельности организации. Главные стратегические цели (цели нулевого уровня) устанавливаются руководством организации. Они могут формулироваться либо для фирмы в целом, либо для каждой СОБ, в которой фирма предполагает действовать. В первом случае на нулевом уровне будут находиться как цели, общие для всей фирмы, так и цели, устанавливаемые для конкретной СОБ. Цели нулевого уровня подразделяются на две группы (II, III). Одну группу образуют экономические цели, другую - внеэкономические цели. Важнейшими из первой группы, безусловно, являются цели, задающие требования к будущей рентабельности, росту, доле рынка, которую фирма предполагает занять, а также требования, определяющие стабильность деятельности фирмы на рынке (например, допустимые отклонения нормы рентабельности от года к году). Очевидно, что эти цели количественные. Не менее важными экономическими целями, особенно в долгосрочной перспективе, в условиях нестабильной внешней среды являются цели, характеризующие стратегическую гибкость фирмы (II, III). Различают внешнюю оборонительную и наступательную гибкость и внутреннюю гибкость. Оборонительная гибкость выражается ■ количеством независимых покупателей, при этом независимыми считаются те покупатели, чьи способности и желание совершить покупку определяются различными экономическими тенденциями; ■ количеством альтернативных поставщиков, к услугам которых фирма сможет обратиться при необходимости; ■ количеством рыночных сегментов фирмы, расположенных в разных экономических средах (например в различных регионах России); ■ количеством независимых технологий, используемых в производстве. Наступательная гибкость обеспечивается ■ использованием фирмой технологий, в которых постоянно происходит какое-то движение («плодотворных технологий»); ■ успешными исследованиями и разработками, ведущимися в области новых технологий. Естественно, вряд ли можно принять за истину заключение типа «Поскольку у вас три альтернативных поставщика и два независимых покупателя, то считайте, что гибкость вашей фирме в случае непредвиденных обстоятельств гарантирована». Ближе к истине обратное утверждение: «Если у фирмы нет альтернативных поставщиков и независимый покупатель всего один, работает фирма в одном регионе, ориентирована на одну технологию, да и с новыми разработками у нее туговато, то, скорее всего, с гибкостью в фирме дело обстоит неважно».
Внутренняя гибкость определяется ликвидностью ресурсов фирмы. Используются, например, следующие показатели (II, III): ■ коэффициент текущей ликвидности; ■ коэффициент быстроты покрытия ликвидными активами; ■ отношение задолженность / акционерный капитал (при его низком значении у фирмы налицо высокий потенциал для привлечения заемных средств); • ■ соотношение текущих и постоянных активов. Таким образом, если руководство фирмы всерьез обеспокоено проблемой обеспечения гибкости в непредвиденных ситуациях, то в цели нулевого уровня могут быть записаны требования по достижению определенных значений параметров, характеризующих ликвидность, требования по поиску и привлечению новых поставщиков и потребителей, по выходу фирмы в новые экономические районы. Стратегическими целями нулевого уровня могут быть цели, обеспечивающие противодействие угрозам или их предотвращение. Включение таких целей в общую систему целей фирмы особенно важно при высокой прогнозируемой вероятности реализации угрозы. Существующую совокупность моделей оценки уровня гибкого развития и конкурентного статуса предприятия предлагается дополнить методикой экспертной оценки конкурентного статуса фирмы Методика предназначена для определения конкурентного статуса, позиционирования фирмы в рыночном сегменте, выбора стратегии развития. Ее основные составляющие: А. Проведение финансового анализа предприятия: ■ анализ динамики важнейших характеристик финансового состояния; ■ анализ показателей платежеспособности предприятия; ■ анализ структуры баланса; ■ анализ показателей рыночной устойчивости; ■ анализ оборачиваемости и доходности предприятия. А. Определение фактической гибкости: где U — устойчивость к обновлению. где Pin — часть чистой прибыли, направляемая на инновации (в бухгалтерском балансе это строка «Расходы будущих периодов*); СК — собственный капитал; М — мобильность предприятия, рассчитывается как коэффициент маневренности (&маи = СК^: СК, где СК^ т собственный оборотный капитал). 2. Определение нормативного коэффициента гибкости: а) определение нормативной устойчивости к обновлению: UH = Pin: СК или - ROE x а,„, где ROE (return on equity) =* Po'. СК (return on equity) — доход на собственный капитал, или чистая рентабельность собственного капитала, нормативное значение равно ставке по депозиту в коммерческом банке; Po — чистая прибыль предприятия; о^, = Ры: Р0 — коэффициент доли чистой прибыли, направляемой предприятием на инновации, нормативное значение определяется как среднее по отрасли; б) определение мобильности как нормативного коэффициента ма в) определение нормативного количества инноваций (новых тех 3. Сравнение нормативного коэффициента гибкости с фактиче Г > Г„ — гибкое развитие предприятия, Г < Гн — негибкое развитие предприятия. В. Определение конкурентного статуса предприятия. 1. Определение фактического конкурентного статуса предприя KS=(Y:Ttt)x(V:Vp), Г„ — нормативная гибкость предприятия; V — объем реализованной продукции или услуг в измеряемом сегменте рынка; Vp — суммарный объем реализованной продукции или услуг всех предприятий в измеряемом сегменте рынка; Dp-V: Vp — доля рынка, занимаемая предприятием в измеряемом сегменте рынка. 2. Классификация конкурентного статуса предприятия. Если каждый из двух показателей окажется равным 1, т.е. Г: Г„ = 1 и V: Ур= 1, то фирма может обеспечить себе исключительно сильный конкурентный статус и будет одной из самых эффективных в измеряемом сегменте рынка. Если один из показателей будет равен нулевому значению, то предприятие придет к банкротству. В приведенной формуле шкала от 0 до 1 нелинейна, так как формула представляет собой произведение чисел. Чтобы выразить значения этих чисел в форме элементов матрицы, воспользуемся следующим приемом. Подсчитаем ряд произведений двух чисел и обозначим ими элементы, характеризующие конкурентный статус (сильный, средний, слабый). 0,8 х 0,8 = 0,64 - сильный статус (как среднее значение в интервале 1-0,5), 0,5 х 0,5= 0,25 - средний статус (как среднее значение), 0,25 х 0,25= 0,0625 - слабый статус (как среднее значение в интервале 0,5—0). Вторая группа целей — это внеэкономические цели. Внеэкономическими они названы не потому, что их достижение не сказывается на величине прибыли. Это влияние может быть велико. Однако проследить прямую зависимость между достижением этой группы целей и прибылью весьма затруднительно. К таким целям относятся филантропические цели и цели, характеризующие социальную ответственность фирмы перед обществом, а также цели, направленные на формирование определенного имиджа фирмы. Приведем в качестве примера фрагмент «дерева целей» одной из компаний, занимающейся покупкой и перепродажей техники. Одна из стратегических целей высшего уровня была сформулирована как «обеспечить получение через три года ежегодной прибыли в размере... млн долларов». Фрагмент имеет следующий вид (рис. 7.1). Date: 2016-08-29; view: 371; Нарушение авторских прав |