Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Система социально-экономического прогнозирования. Основные группы прогнозов
Под системой социально-экономического прогнозирования понимается определенное единство методологии, организации и разработки прогнозов, обеспечивающих их согласованность, преемственность и непрерывность. Национальное прогнозирование носит комплексный характер, охватывая все уровни и аспекты расширенного воспроизводства. Те или иные частные национальные прогнозы, описывающие различные стороны экономического роста, характеризуются относительной обособленностью и имеют собственное специфическое содержание. Однако они тесно взаимосвязаны и образуют целостную систему, которая может быть представлена в виде следующих групп прогнозов. Технико-экономические прогнозы исследуют перспективы развития народного хозяйства, его отраслей, размещения производства, ди- намики технико-экономических показателей производства продукции, освоения ее новых видов, финансирования производства, структурных сдвигов в экономике и т.д. Научно-технические прогнозы рассматривают достижения научно-технического прогресса, развитие фундаментальных и прикладных исследований, новых видов техники и технологии, определяют последствия НТП. Социально-экономические прогнозы направлены на исследование вопросов динамики уровня жизни населения, доходов, потребления населением продуктов питания и непроизводственных товаров, развития отраслей социальной инфраструктуры, демографии, занятости населения и т.д. Естественно-природные прогнозы характеризуют запасы природных ресурсов и возможности их вовлечения в хозяйственный оборот, состояние растительного и животного мира, окружающей среды. Внешнеэкономические прогнозы рассматривают перспективы сотрудничества с зарубежными странами, проблемы интеграции национальной экономики в мировое хозяйство, вопросы рационализации экспорта и импорта и т.д. В настоящее время разработка системы национальных прогнозов в России еще далеко не завершена и предстоит большая работа в этом направлении в будущем. Основные принципы прогнозирования. Социально-экономическое прогнозирование основывается на ряде принципов. Рассмотрим важнейшие из них. : f Принцип системности прогнозирования означает, что народное хозяйство рассматривается, с одной стороны,' как единый объект, а с другой — как совокупность относительно самостоятельных объектов или направлений прогнозирования. Системный подход предполагает построение прогнозов на основе системы методов и моделей, характеризующейся определенной субординацией и последовательностью, что позволяет разрабатывать согласованный и непротиворечивый прогноз экономического развития по каждому объекту народного хозяйства. Однако в условиях переходной экономики построить целостную систему моделей социально-экономического прогнозирования очень сложно. В связи с чем необходима унификация блочных моделей, использование вычислительных способов решения, создание информационного банка данных. Принцип единства политики и экономики означает, что при рассмотрении вопросов развития экономики, составлении прогнозов и программ следует исходить из совокупности экономических интере-
сов всех субъектов хозяйствования и в то же время по некоторым направлениям прогнозирования необходимо в первую очередь учитывать общегосударственные интересы (устойчивость финансовой системы, обеспечение целостности страны, ее обороноспособности и т.д.). Принцип научной обоснованности означает, что в экономическом прогнозировании всех уровней необходим всесторонний учет требований объективных экономических и других законов развития общества, использование научного инструментария, достижений отечественного и зарубежного опыта формирования прогнозов. Принцип адекватности (соответствия) прогноза объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии народного хозяйства и создания теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией. Принцип вариантности прогнозирования связан с возможностью развития народного хозяйства и его отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных соотношениях. Источниками возникновения различных вариантов развития народного хозяйства служат возможные качественные сдвиги в условиях воспроизводства при переходе от экстенсивных методов его расширения к интенсивным, при создании новых условий хозяйствования. Принцип целенаправленности предполагает активный характер прогнозирования, поскольку содержание прогноза не сводится только к предвидению, а включает и цели, которые предстоит достигнуть в экономике путем активных действий органов государственной власти и управления. Основные функции прогнозирования. В их числе можно выделить следующие функции. Научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций. Он осуществляется по трем стадиям: ретроспекция, диагноз, проспекция. Под ретроспекцией понимается этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта прогнозирования для получения его систематизированного описания. На этой стадии происходит сбор, хранение и обработка информации, источников, необходимых для прогнозирования, оптимизация как состава источников, так и методов измерения и представления ретроспективной информации, окончательное формирование структуры и состава характеристик объекта прогнозирования. Диагноз — это такой этап прогнозирования, на котором исследуется систематизированное описание объекта прогнозирования с целью выявления тенденции его развития и выбора моделей и методов прогнозирования. На этой стадии анализ заканчивается не только разработкой моделей прогнозирования, но и выбором адекватного метода прогнозирования. Проспекция представляет собой этап прогнозирования, на котором по данным диагноза разрабатываются прогнозы развития объекта прогнозирования в будущем, производится оценка достоверности, точности или обоснованности прогноза (верификация), а также реализация цели прогноза путем объединения конкретных прогнозов на основе принципов прогнозирования (синтез). На стадии проспекции выявляется недостающая информация об объекте прогнозирования, уточняется ранее полученная, вносятся коррективы в модель прогнозируемого объекта в соответствии с вновь поступившей информацией. При непрерывном характере прогнозирования анализ его объекта происходит непрерывно на всех стадиях формирования прогнозов, тем самым осуществляется обратная связь между реальным объектом и его прогностической моделью. В результате научного анализа хозяйственных процессов и тенденций развития экономики определяется, насколько принятые решения соответствуют будущему развитию, выявляются несоответствия в экономике, достигнутый в стране уровень сравнивается с мировым опытом. Оценка объекта прогнозирования базируется на сочетании аспектов детерминированности (определенности) и неопределенности. Выявление объективных вариантов экономического и социального развития. На основе теоретических исследований, достижений общественных, естественных и технических наук выясняются объективные варианты исследуемого процесса и тенденции его развития на перспективу. Накопление научного материала для обоснованного выбора определенных решений. Реализация функций прогнозирования осуществляется на основе двух подходов: поискового и нормативного. ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ Принцип планирования — основополагающее правило, на базе которого осуществляется процесс планирования. В условиях централизованного планирования использовались ленинские принципы планирования, некоторые из которых сохраняют свою актуальность и применяются в настоящее время. Принцип выделения ведущего звена в плане. Использование этого принципа ориентирует на выделение в рамках планирования наибо- лее приоритетных целей, проблем, для решения которых могут разрабатываться программы или специальные разделы плана. Принцип научности в планировании. План разрабатывается на научной основе, если он базируется на качественной, достоверной, полной, своевременной информации, обоснованных прогнозах, а для его разработки применяются современные методы планирования, обусловливающие систему плановых показателей, нормативов, норм. Разработку планов должны осуществлять квалифицированные специалисты, умело использующие в своей деятельности основные положения теории планирования. Принцип директивности. Это принцип означает распространение воздействия по принципу «сверху вниз». План становился законом после согласования и утверждения на вышестоящих уровнях. В настоящее время директивность можно рассматривать как обязательность выполнения плана, разрабатываемого отдельной самостоятельной фирмой. Принцип единства политики и хозяйственного руководства. В условиях централизованной экономики планы формировались исходя из политико-экономических целей, выдвигаемых КПСС на съездах. Плану предшествовал документ, утвержденный съездом. В настоящее время при существовании многопартийной системы партии, стоящие у власти, реализуют политические цели, проводя определенную экономическую политику. Принцип оптимального сочетания отраслевых, территориальных интересов. В условиях рынка решение проблемы отраслевого и территориального планирования основывается на развитии законодательной базы, финансовом регулировании, кредитовании, системе штрафных санкций и других рычагах управления. К числу относительно новых относят следующие принципы планирования. Принцип целевой направленности формулирует цели экономического развития, их разделения на подцели все более дробного характера и выявляет ресурсы, необходимые для их согласованной реализации. Принцип комплексной направленности (принцип единства). Комплексный план всесторонне, полно описывает все аспекты предполагаемой деятельности предприятия. Главным методическим принципом является корректировка и взаимосвязанность, взаимообусловленность планов. Принцип участия тесно связан с принципом единства. Принцип участия означает, что каждый член экономической организации ста- новится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен вовлекать всех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным. Принцип многовариантности. В настоящее время устоялось представление, что любая проблема может быть решена различными способами. Уже в ходе решения могут меняться условия достижения цели, поэтому возникает необходимость в других мерах достижения цели. Для учета этих объективных обстоятельств в ходе разработки проекта плана целесообразно формирование альтернативных вариантов. Каждый альтернативный вариант охватывает весь комплекс мероприятий по решению задачи в конкретных условиях. Задача разработчиков проекта плана состоит в поисках этих альтернатив. Такая работа увеличивает вероятность лучшего использования ресурсов, при множестве альтернатив можно надеяться, что среди них имеется оптимальная. Принцип оптимальности состоит в правильном и четком формулировании и детализировании целей социально-экономической системы в целом и каждого ее звена, отборе критериев оптимальности для всего комплекса задач планирования и решения каждой задачи в отдельности. Нахождение единственно правильного решения с учетом избранных критериев оптимальности основано на применении математического программирования, экономико-математического моделирования. Принцип непрерывности планирования. Объективная основа действия этого принципа — непрерывный процесс расширенного производства. Планирование является частью этого процесса. Практическая реализация этого принципа обеспечивается соответствующей технологической разработкой проекта плана. Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, какая только совместима со связанной с судьбой фирмы неизвестностью. Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы. Принцип преемственности обеспечивается взаимосвязью и технологией разработки долгосрочного, среднесрочного, текущего, оперативного планов. • Принцип иерархичности. Предпосылкой действия этого принципа является иерархичность в управлении нижестоящей структурой. Принцип иерархичности связан с подчиненностью планирования пла-i нам вышестоящих уровней, с вероятностным характером экономической системы, позволяет «гасить» мелкие отклонения от планов в пределах отдельных звеньев социально-экономической системы. Принципы иерархичности представляют собой некий компромисс между полной централизацией и децентрализацией управления. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ Методы планирования — это способы разработки плана или его раздела. Формирование методик планирования определяется теми принципами, которые использует разработчик плана или раздела. Балансовый метод планирования — метод взаимного сопоставления ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и потребностей в них. Заключается в построении систем материальных и стоимостных балансов разного уровня: народнохозяйственного, межотраслевого и др. Планы производства отдельных видов продукции на предварительном этапе рассчитываются исходя, с одной стороны, из оценки потребностей в них, а с другой — из возможностей производства и наличия запасов. Балансовый метод в рамках индикативного планирования. Современное реформирование государственной российской экономики имеет целью создание новой системы государственного регулирования, учитывающей все наиболее прогрессивные достижения как отечественного, так и хозяйственного зарубежного опыта. Это применимо к одному из основных инструментов управления экономикой — системе материальных балансов. В рыночной экономике «сигнал» производителю о том, что нужно и что не нужно, идет непосредственно от покупателей. За ту или иную продукцию они «голосуют рублем». И если бы при составлении экономических планов полнее, своевременно и лучше учитывались быстро меняющиеся потребности людей, тогда многие проблемы были бы сняты. Для создания такой обратной связи и была предпринята в свое время радикальная экономическая реформа, которая повлекла изменение форм собственности, государственности и другие глобальные процессы. Возникновение регулирования товарообмена государством есть результат естественного процесса совершенствования рыночных отношений, характерный для современного уровня развития производительных сил. К инструментам государственного регулирования от- носятся структурно-инвестиционная политика, бюджетная, социальная, налоговая, производственно-конъюнктурная, кредитная, эмиссионная и внешнеэкономическая политика. Одной из особенностей рыночного саморегулирования является то, что покупатель дает свою окончательную оценку только в процессе товарообмена. Рыночные отношения предопределяют успех предпринимательской деятельности тем, насколько точно соответствует друг другу объем и структура спроса потребителей и предложения производителей. Однако платежеспособный спрос является достаточно сложной для изучения экономической категорией. Одним из ключевых является понятие кругового потока. Деньги движутся от потребителя к производителю, а натуральные продукты — от производителя к потребителю. Признаками здоровой экономики являются высокий темп движения этих потоков и их взаимная сбалансированность. Это зависит от того, насколько цены фактических продаж, потребности и производство близки к равновесным ценам и размерам равновесных продаж. Значит, меры государственного воздействия на экономику оправданны настолько, насколько они сближают эти параметры с равновесными, которые определяются точкой пересечения кривых (спроса и предложения, натурально-стоимостным балансом). Но практически любая возможная мера государственного воздействия на экономику соответствующим образом меняет характер этих кривых, что дает новую точку равновесия. Это позволяет, \ используя соответствующий экономический аппарат, просчитывать экономические последствия бюджетных ассигнований, налогов, капитальных вложений и т.п. Система государственного регулирования должна выполнять следующие основные функции: ■ обеспечение мониторинга движения товарных потоков по всему экономическому пространству России; ■ выработку на этой основе мероприятий по экономическому росту; ■ осуществление анализа и прогнозирования устойчивости взаимного оборота натуральных и денежных потоков в экономике; ■ проведение расчетно-аналитического обоснования комплексных мер государственного регулирования экономики России. Система материальных балансов формируется по восходящей от первичных ресурсов до продукции конечного потребления и представляет собой.четыре иерархических ряда: 1) балансы продуктов конечного потребления; 2) балансы орудий труда;
3) балансы эндогенных ресурсов (внутренние); 4) балансы экзогенных ресурсов (внешние). В номенклатуру продуктов конечного потребления входят основные продукты питания и основные товары народного потребления (ТНП). Кроме того, в эту номенклатуру могут Входить виды продукции, условно признанные государством как конечные: ■ военная техника; ■ важнейшие экспортные ресурсы. Номенклатура остальных групп балансов формируется по принципу «графа целей»: для производства конечной продукции ключевыми являются определенные виды материалов и техники. Для производства этих ключевых материалов и техники в свою очередь необходимы ключевые материалы и техника и т.д. Таким образом, межбалансовые связи доходят до экзогенных ресурсов, т.е. ресурсов, поступающих в экономику непосредственно из природной сферы. От каждого конечного продукта исходит как бы «дерево целей». Но поскольку конечных продуктов (целей) несколько, то соответствующие «деревья» образуют «рощу целей». Указанные типы балансов разрабатываются также в территориальном разрезе по основным потребителям или производителям материально-технических ресурсов. Обобщающим итогом балансовых расчетов является баланс совокупных спроса и предложения, выполняемый в стоимостных измерителях. Через этот баланс осуществляется связь с балансом кредитных ресурсов, балансом доходов и расходов населения, предприятий и финансовым балансом государства, а через него — с бюджетом. Нормативный метод планирования основывается на применении норм и нормативов, которые предполагается использовать в плане и соответственно в методике расчета показателей плана. На основе этого метода рассчитываются себестоимость продукции, фонд оплаты труда, размеры платежей, определяются размеры оборотных средств, составляется план материально-технического снабжения, определяются затраты по некоторым видам ресурсов (электрическая энергия). Если планируется изменение норм и нормативов в плановом периоде, то возможно применение поправочных коэффициентов. Факторный метод планирования отличается тем, что не опирается на заранее заданный перечень факторов, влияющих на изучаемые переменные, а, наоборот, при соблюдении определенных правил и предосторожностей помогает обнаружить наиболее важные из этих факторов, причем скрытые (латентные). Факторный метод планирования позволяет выявить скрытые обобщенные факторы, которые в достаточной степени объясняют изменения изучаемого показателя. Метод экономико-математического моделирования описывает экономические процессы и явления в виде экономико-математических моделей, основывается на принципе аналогии — возможности изучения объекта не непосредственно, а через рассмотрение другого, подобного ему и более доступного объекта, модели. Часто таким более доступным объектом является экономико-математическая модель. Программно-целевой метод планирования — метод, при котором цели плана увязываются с ресурсами с помощью программ. Программно-целевой метод разрабатывается главным образом для долгосрочного планирования. Он представляет собой применение к планированию системного подхода и основан на формулировании целей экономического развития, их разделения на подцели дробного характера и выявлении ресурсов, необходимых для их согласованной реализации. Процесс разработки перспективного плана в условиях программно-целевого метода показан на рис. 2.6. Прогнозы развития социально-экономической системы
Прогнозы и перспективы развития ресурсной базы . Основные направления развития перспективного плана Перспективный план социального и экономического развития Рис. 2.6. Процесс разработки перспективного плана при использовании программно-целевого метода планирования ВЫВОДЫ 1. Планирование и прогнозирование являются центральными функциями менеджмента. 2. Фирма самостоятельно определяет состав планов. 3. Прогнозирование — одна из основных функций управления, в ходе реализации которой проводятся научные исследования по предвидению состояния объекта (социально-экономической системы). 4. Прогнозирование возможно ввиду того, что объекты (социально-экономической системы) развиваются в соответствии с законами, в частности экономическими, и имеют определенную инерционность. 5. В практике прогнозирования используют более 300 методов осуществления прогнозных исследований. 6. Принцип планирования — основополагающее правило, на базе которого осуществляется процесс планирования. 7. В настоящее время в планировании используют различные принципы планирования. 8. Методы планирования — это способы разработки плана или его раздела. 9. Наиболее распространенные методы планирования: балансовый, нормативный, факторный, экономико-математическое моделирование, программно-целевой. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Расскажите о месте планирования и прогнозирования на основе анализа стратегической схемы управления. 2. Существуют ли в настоящее время положения, регламентирующие планирование? 3. Дайте определение прогнозирования. 4. В чем сходство и отличия экстраполяционного и нормативного прогнозирования? 5. Приведите классификацию методов прогнозирования. 6. Расскажите о методе экспертных оценок в прогнозировании. 7. Что такое принцип планирования? 8. Укажите принципы централизованного планирования, которые применяются и в настоящее время. 9. Какие принципы планирования добавились в современных условиях?
10. Что такое метод планирования? Дайте определение. 11. Раскройте сущность балансового метода в рамках индикативного планирования. 12. Какие методы получили наибольшее распространение в планировании? Кратко их охарактеризуйте. ТЕСТЫ 1. Укажите правильное утверждение: а) прогнозирование осуществляется так: ■ формируются системы целей предприятия, их описания, выявляются основные способы достижения цели, ориентируются и устанавливаются потребности в ресурсах, ■ дается комплексная оценка оптимальной эффективности использования ресурсов, ■ оформляется прогноз как документ, носящий рекомендательный характер; б) прогнозирование осуществляется так: ■ дается комплексная оценка оптимальной эффективности использования ресурсов, ■ оформляется прогноз как документ, носящий рекомендательный характер, ■ формируются системы целей предприятия, их описания, выявляются основные способы достижения цели, ориентируются и устанавливаются потребности в ресурсах; в) прогнозирование осуществляется так: ■ оформляется прогноз как документ, носящий рекомендательный характер, ■ формируются системы целей предприятия, их описания, выявляются основные способы достижения цели, ориентируются и устанавливаются потребности в ресурсах, ■ дается комплексная оценка оптимальной эффективности использования ресурсов. 2. Укажите правильное утверждение: а) планирование осуществляется таким образом: ■ цели конкретизируются, ■ цели описываются количественно, ■ цели увязываются со сроками; б) планирование осуществляется таким образом: ■ цели конкретизируются, ■ цели увязываются со сроками, ■ цели описываются количественно; в) планирование осуществляется таким образом: ■ конкретизируются цели, ■ цели увязываются со сроками; ■ количественно описываются цели. Координация осуществляется с помощью: а) согласования во времени и пространстве действий для вы б) создания соответствующих подразделений предприятия; в) решения задач эффективного сочетания всех элементов Регулирование осуществляется: а) через фиксацию полученных результатов; б) разработку и осуществление мер по устранению нежела в) сравнением полученных результатов с плановыми, выяв Выберите правильное утверждение: а) методы прогнозирования — это способы разработки пла б) прогнозирование — одна из основных функций управле Под системой социально-экономического прогнозирования понимается: а) определенное единство методологии, организации и раз б) те или иные частные национальные прогнозы, описыва в) способы разработки плана или его раздела. В систему социально-экономического прогнозирования не входят: а) внешнеэкономические прогнозы; б) технико-экономические прогнозы; в) социально-экономические прогнозы; г) научно-технические прогнозы; д) естественно-природные прогнозы; е) прогнозы развития отдельного предприятия. 8. Подберите для приведенной классификации прогнозов со а) внешнеэкономические прогнозы; б) технико-экономические прогнозы; в) социально-экономические прогнозы; г) научно-технические прогнозы; д) естественно-природные прогнозы: ■ исследуют перспективы развития народного хозяйства, его отраслей, размещения производства, динамики технико-экономических показателей производства продукции, освоения ее новых видов, финансирования производства, структурных сдвигов в экономике и т.д., ■ рассматривают достижения научно-технического прогресса, развитие фундаментальных и прикладных исследований, новых видов техники и технологии, определяют последствия НТП, ■ рассматривают перспективы сотрудничества с зарубежными странами, проблемы интеграции национальной экономики в мировое хозяйство, вопросы рационализации экспорта и импорта и т.д., ■ характеризуют запасы природных ресурсов и возможности их вовлечения в хозяйственный оборот, состояние растительного и животного мира, окружающей среды, ■ исследуют вопросы динамики уровня жизни населения, доходов, потребления населением продуктов питания и непроизводственных товаров, развития отраслей социальной инфраструктуры, демографии, занятости населения и т.д. 9. Назовите принципы прогнозирования: а) системность; б) единство политики и экономики; в) иерархичность; г) научная обоснованность; д) адекватность прогноза объективным закономерностям; е) вариантность; ж) целенаправленность; з) гибкость; и) преемственность. 10. Подберите для приведенной классификации прогнозов со а) ретроспекция; б) диагноз; в) проспекция: ■ это такой этап прогнозирования, на котором исследуется систематизированное описание объекта прогнозирования с целью выявления тенденции его развития и выбора моделей и методов прогнозирования, ■ этап прогнозирования, на котором по данным диагноза разрабатываются прогнозы развития объекта прогнозирования в будущем, производится оценка достоверности, точности или обоснованности прогноза (верификация), а также реализация цели прогноза путем объединения конкретных прогнозов на основе принципов прогнозирования (синтез), ■ понимается этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта прогнозирования для получения его систематизированного описания. На этой стадии происходит сбор, хранение и обработка информации, источников, необходимых для прогнозирования, оптимизация как состава источников, так и методов измерения и представления ретроспективной информации, окончательное формирование структуры и состава характеристик объекта прогнозирования. 11. На основе каких подходов реализуется функция прогнози а) поисковый; б) нормативный; в) планомерный? 12. Принцип планирования — это: а) основополагающее правило, на базе которого осуществляется процесс планирования; б) одна из основных функций управления, в ходе реализа в) это способы разработки плана или его раздела. 13. Назовите принципы планирования: а) системность; б) единство политики и экономики; в) иерархичность; г) научная обоснованность; д) адекватность прогноза объективным закономерностям- е) вариантность; ж) целенаправленность; з) гибкость; и) преемственность; к) директивность; л) выделение ведущего звена; м) участие; н) единство; о) многовариантность. 14. Принцип участия означает: а) каждый член экономической организации становится б) правильное и четкое формулирование и детализирование в) формулирование целей экономического развития, их раз 15. Принцип гибкости заключается: а) в придании планам и процессу планирования способно б) обеспечении взаимосвязи и технологии разработки дол в) подчиненном характере планам вышестоящих уровней. 16. Прогнозирование — это: а) основополагающее правило, на базе которого осуществ б) одна из основных функций управления, в ходе реализа 17. При экстраполяционном прогнозировании предполагается, а) рассматриваемый объект вследствие инерции сохраняет б) первоначально устанавливаются тенденция развития 18. Сущность метода экспертных оценок заключается: а) в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Комплексное использование интуиции (неосознанного мышления), логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проблемы; б) получении новых идей, решений какой-либо проблемы в результате коллективного творчества группы людей в ходе заседания-сеанса, проводимого по определенным правилам. Принципиальной особенностью метода является абсолютное исключение в ходе самого сеанса критики и какой-либо оценки высказываемых идей. 19. «Мозговая атака» представляет собой метод: а) получения новых идей, решений какой-либо проблемы б) полный отказ от личных контактов экспертов и коллек 20. Метод планирования — это: а) способ разработки плана или его раздела; б) одна из основных функций управления, в ходе реализа в) метод получения новых идей, решений какой-либо про 21. К методам планирования относятся: б) метод экспертной оценки; в) нормативный метод; г) метод экстраполяции; д) факторный метод; е) метод экономико-математического моделирования; ж) программно-целевой метод. 22. Метод экономико-математического моделирования: а) описывает экономические процессы и явления в виде эко б) отличается тем, что не опирается на заранее заданный пе в) является методом, при котором цели плана увязываются ГЛАВА 3 ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛГОСРОЧНОГО И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 3.1. ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ЭВОЛЮЦИИ СИСТЕМ ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ Зарубежные специалисты считают, что системы планирования и управления теснейшим образом связаны с характером особенностей производства, потребления продукции, с условиями, в которых осуществляются эти процессы. Они выделяют следующие эпохи производства: 1. Эпоха массового производства: начало 20-х гг. XIX в. — 30-е гг. XX в. 2. Эпоха массового сбыта: начало 30-х — 50-е гг. XX в. 3. Постиндустриальная эпоха (с середины 50-х гг. XX в.). 4. Эпоха знаний (XXI в.). В эпоху массового производства стратегических сложностей в области долгосрочного развития не существовало. Фирма, предлагавшая товар по самой низкой цене, непременно выигрывала. Предпринимательский сектор был надежно огражден от вмешательства извне. Политический и социальный контроль были минимальны. В эпоху массового сбыта произошло насыщение спроса. Первыми перешли к рынку отрасли, выпускающие потребительские товары, отличающиеся сложными технологиями. Постиндустриальная эпоха характеризуется ускоренным развитием событий, которые, нарастая, стали менять границы, структуру, динамику предпринимательства. Эпоха знаний характеризуется информационным бумом, сменой технологических укладов, ускорением интеграционных процессов в мировой экономике. Глубинной причиной всех перемен является достижение обществом нового уровня благосостояния. Эпоха массового производства обеспечила удовлетворение экономических потребностей населения в основных условиях удобства и безопасности сети физического существования. Эпоха массового сбыта дала надежду на то, что от комфорта и безопасности существования недалеко до благосостояния. Постиндустриальная эпоха — это наступившее благосостояние. До постиндустриальной эпохи фирмы не подвергались вмешательству со стороны общества. Начиная с 50-х гг. XX в. общественные силы начали проявлять широкую заинтересованность в определении принципов управления и роли фирмы в постиндустриальном обществе. В соответствии с классификацией эпох в качестве важнейшего фактора совершенствования системы управления и планирования выделяется нестабильность и отмечается усиление нестабильности в последние годы. И. Ансофф выделяет три характеристики нестабильности: 1) степень привычности; 2) темп изменений будущего; 3) предсказуемость будущего. В соответствии с этими характеристиками разработана шкала нестабильности (рис. 3.1).
Шкала нестабильности Непредсказуемые изменения Рис. 3.1. Шкала нестабильности До начала 50-х гг. XX в. прошлый опыт представлял ценное руководство для будущего. Экстраполируя привычные тенденции, фирма могла ясно видеть- будущее. Но начиная с 1950-х гг. перемены нельзя было уже связывать с прежними тенденциями, они происходили быстрее и являлись менее предсказуемыми. В 80—90-е гг. XX в. некоторые тенденции еще можно предсказать, но многое непредсказанное обнаруживало себя внезапным ударом по интересам фирмы как стратегическая неожиданность. Каждая фирма нуждается в оценке того, что ждет ее в будущем. Пользуясь «шкалой нестабильности» со значением от 1 до 5, эту оценку можно произвести следующим образом: 1) определить, какие из условий деятельности фирмы будут наименее стабильными в ближайшие 5—7 лет; 2) определить для выбранных условий уровень привычности событий, темп изменений и предсказуемость будущего. Связав эти три характеристики, можно вычертить схему нестабильности будущего (табл. 3.1). Таблица 3.1 Нестабильность будущего
3. Разделив схему пополам вертикальной чертой, можно определить средний уровень нестабильности. По мере изменения уровней нестабильности управленческая прак Из таблицы видно, что сменявшие друг друга системы рассчитывали на растущий уровень нестабильности, и в особенности на все большую непривычность событий и все меньшую предсказуемость будущего. Можно выделить четыре этапа в развитии этих систем: 1) управление на основе контроля за исполнением; 2) управление на основе экстраполяции; 3) управление на основе предвидения изменений; 4) управление на основе гибких экстренных решений. 3.2. СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Планирование — одна из важнейших функций управления. Стратегическое планирование — составной элемент стратегического управления. Стратегическое планирование порой отождествляется с хорошо известным нашей управленческой практике перспективным планированием. Однако в отличие от него стратегическое планирование характеризует прежде всего особый механизм регулирования плановых решений (оформленных в виде стратегий, концепций, приоритетов, приоритетных решений), способных сделать их реальными и выполнимыми. Наряду с отождествлением стратегического и перспективного планирования есть тенденция их противопоставления. Перспективное (долгосрочное) планирование в его обычном понимании у большинства людей ассоциируется с экстраполятивным планированием, в котором в значительной мере преобладает база, исходный уровень, сложившаяся тенденция развития. Стратегическое же планирование представляет собой активный поиск альтернативных вариантов, выбор лучшего из них, построение на основе этого выбора общей стратегии развития, формирование специального механизма ее реализации. В теории стратегического управления стратегическое планирование трактуется довольно широко. Это и интегральный процесс подготовки и принятия решений, и формулирование целей, определение путей их достижения, и исследование последствий уже принятых или принимаемых решений, и процесс разработки целей и направлений их достижения и т.п. В конечном итоге под стратегическим планированием следует понимать процесс разработки стратегий и основных методов их осуществления. Стратегическое планирование представляет собой адаптивный процесс, в результате которого происходит регулярная корректировка решений, оформленных в виде планов, пересмотр системы мер по выполнению этих планов на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности предприятий. Стратегическое планирование правомерно трактовать как систему всего многообразия видов плановой деятельности на предприятии. Оно включает и является обобщением долгосрочного, среднесрочного, годового, оперативного и функционального планирования. Основная смысловая нагрузка в стратегическом планировании, безусловно, возлагается на долгосрочное планирование. Вот почему стратегическое планирование часто трактуется как процесс моделирования будущего, применительно к которому должны быть определены цели и сформулированы концепции долговременного развития. Стратегическое планирование представляет собой единство выработки целей и подготовки решений с определением конкретных путей их реализации. Важная отличительная черта стратегического планирования — гибкость, обусловленная гибкостью плановых горизонтов. Известно, что применявшаяся в нашей практике система планирования характеризовалась строго очерченными, заданными плановыми горизонталями. Стратегическое же планирование требует специального определения горизонта времени, на который вырабатывается перспективная политика. Для этого определения применяются различные критерии: ■ жизненный цикл продукта; ■ цикл коренного изменения спроса на выпускаемую продукцию; ■ период времени, необходимый для реализации стратегических целей. Есть и другие критерии. При опоре на категорию жизненного цикла горизонт планирования должен отличаться по видам деятельности и номенклатуре продукции. Он тесно связан также с характером и содержанием целей будущего развития, со стратегическими целями. В зависимости от содержания стратегических целей изменяется период их реализации, соответственно сдвигаются и горизонты планирования. В этой связи очевидна зависимость горизонта планирования от характера стратегической цели. Если это выпуск новой продукции, то горизонт планирования задается жизненным циклом ее существования;
если стратегическая цель — модернизация и техническое перевооружение, то горизонт планирования существенно расширяется. Современный этап развития теории и практики планирования на предприятиях характеризуется новой концепцией. Планирование все в большей мере становится по своей природе стратегическим. Из формализованного процесса стратегическое планирование постепенно превращается в действенный инструмент управления, потребность в нем растет. В странах с развитой рыночной экономикой большинство компаний уже не первое десятилетие планирует свою деятельность, многие плановики-теоретики и плановики-практики терминологически обозначают эту деятельность именно «стратегическим планированием». Попытаемся более конкретно раскрыть природу стратегического планирования в том его виде, в каком оно применяется в практике управления. Стратегическое планирование — это многоэтапный процесс, осуществляемый последовательно параллельно и охватывающий следующие четыре множества решений.: 1. Определение бизнеса — характеризуется следующими исходны ■ описание производимого продукта с учетом его технико-экономических, потребительских свойств и технологичности; ■ оценка масштаба рынка этого продукта, речь должна идти о составе потребителей данного продукта, специфике их потребностей; ■ рыночная сегментация, суть которой состоит в разграничении рынка данного продукта по составу, группам потребителей, специфике их потребностей, географическому положению.
2. Миссия (роль) бизнеса — множество преследуемых целей в их количественном измерении. 3. Функциональные стратегии. Формулирование их относится к третьему множеству решений стратегического планирования. Функциональные стратегии — это стратегии в области маркетинга, производства, НИОКР, инвестиций, финансов, трудовых ресурсов. Функциональные стратегии определяются после того, как определен бизнес и выявлена его миссия. 4. Бюджетирование. Четвертое множество решений в стратегическом планировании. На этом этапе плановый цикл завершается формированием системы распределения ресурсов и составлением бюджетов, обеспечивающих реализацию стратегий, планов, программ. Тут принимаются специальные финансовые решения, декларируется доход, составляются всякого рода балансы, проектируется денежный оборот. ЦЕЛИ И СТРАТЕГИИ Отправной точкой стратегического планирования выступает планирование результатов, которое делится на три категории: 1) «идеал» — результат, который в принципе недостижим, но к которому нужно приближаться; 2) «цель» — результат, которого нужно реально достичь в течение обозримого будущего; 3) «подцель» или «задача» — результат, который достигается за вполне определенное время. Планирование, сориентированное на идеал, принято называть нормативным. Стратегическое планирование сориентировано на выбор конкретных целей. Тактическое планирование сосредоточено на решении задач текущего характера. . Изучая цели развития корпораций, легко констатировать их стремление наращивать свои доходы. Это стремление предполагает задействование комплекса мер, способных лишь через некоторое время обеспечить высокие доходы. Именно поэтому одна глобальная цель — прибыльность, доходность и тому подобное «разлагается» на систему целей (точнее подцелей), реализация каждой из которых требует разработки собственной стратегии. К такого рода подцелям можно отнести: ■ диверсификацию; ■ конкурентоспособность; ■ вертикальную интеграцию; ■ увеличение объема продаж; ■ расширение производственных мощностей; ■ внедрение новых технологий; ■ снижение затрат; ■ снижение или стабилизацию цен на продукцию; ■ формирование рынка массового потребителя; ■ увеличение общей мощности предприятия; ■ поиск новых организационных норм существования и т.д. В настоящее время все более очевидной становится переориентация стратегического планирования на технологические цели, а технологический компонент при разработке стратегии развития предприятия ставится в один ряд с финансовым. Технологическая стратегия приходит на смену преобладавшим до сих пор программам производства новых продуктов. Она включает в себя: ■ анализ и оценку сложившегося технологического уровня про
гущих обеспечить конкурентоспособность продукции на внутреннем и мировом рынках; ■ формирование механизма трансформации стратегических реше Содержательно технологическая стратегия определяется разработкой новых пролетов, технологией их производства, поиском новых возможностей достижения высокой доходности предприятия. Технологию можно определить как совокупность способов создания и производства продукта, который призван удовлетворить нужды потребителя и рынка. Технология — результат взаимодействия многообразия факторов, среди которых можно выделить два ключевых, от которых зависит эффективность как таковая и «рыночная» эффективность новой технологии: 1) освоение новых продуктов с улучшенными свойствами и ценностными характеристиками; 2) изменение «экономики» продукта или производственного процесса. Эти два фактора тесно связывают между собой технологическую и продуктовую стратегии. Продуктовая стратегия непосредственно касается освоения нового продукта. В ней несколько составных элементов: ■ изучение природы нового продукта (меры его новизны, качества и степени дифференциации производимой продукции); ■ выявление типов рынков и составов потребителей, необходимых для реализации нового продукта; ■ разработка технологии производства продукта; ■ оценка эффективности программы освоения этого продукта. При выработке технологической стратегии необходима ее оценка с позиций общих финансово-экономических целей предприятия. Индикаторами здесь служат факторы, определяющие уровень цен на новую продукцию. Это или цена реализации, или издержки. Понятно, что ориентация проводится на снижение издержек и на возможные уровни цен вновь создаваемой продукции. В ходе нормирования технологической стратегии устанавливается функциональный критерий «производство — цена» для оценки новых поколений продуктов. При построении технологической стратегии и ее соотнесения с финансовыми целями важно учитывать следующее. Признание долговременного характера освоения и внедрения новых технологий тождественно признанию долговременного характера влияния технологии на экономический рост и финансовую стабильность предприятия. Опыт разработки технологических стратегий свидетельствует о том, что ни при каких обстоятельствах нельзя разделять технологическую и финансовую стратегии и сопрягать их с разными стадиями планового процесса. Охарактеризованная ключевая роль новых технологий объединяет различные стратегии и подчиняет их общей стратегии развития предприятия, которая сориентирована на спрос потребителей и достижение финансовых целей. Специалисты Института стратегического планирования США дали следующее определение стратегии: «Стратегия — это решения и политика, принятые к исполнению и непосредственно влияющие на финансовую деятельность предприятия. Как правило, подобные решения и политики сопровождаются распределением или перераспределением ресурсов и необратимы». В процессе формирования стратегии можно выделить две составляющие: 1) анализ того, чему посвящен бизнес. Здесь идентифицируется текущая стратегия, изучаются предположения и предпосылки, на которых она основана; 2) оценка общего окружения. Сюда следует отнести отраслевой анализ (ключевые факторы успеха и неудач), анализ конкуренции и оценку потенциала конкурентов, социально-политический анализ, оценку собственной силы и слабости. Фактически это ответ на следующие вопросы: чем следует заниматься? Что нужно изменять? Нужно ли что-либо менять? Существует множество типов стратегий и множество их классификаторов. Наиболее обобщенный характер носят следующие типы стратегий: ■ стратегия дифференциации (модификация потребительских свойств продукта); ■ стратегия стоимостного лидерства (политика цен и издержек); ■ стратегия концентрации (выработка действий для узкоспециализированного и узконаправленного сегмента рынка). Условия, предпосылки и организационные требования, обусловливающие выбор стратегий, приведены в табл. 3.2. Выбор той или иной стратегии сопровождается значительным риском. Увлечение стратегией стоимостного лидерства лишает возможности своевременно увидеть нужный в будущем продукт, проводить дорогостоящие маркетинговые исследования; тут велик риск неожиданных технологических изменений, способных свести на нет все вложения в сокращение издержек. Наконец, инфляция сокращает возможности ценового лидерства или дифференцированной по отношению к конкурентам политики цен. После того как стратегия сформулиро- вана, возникают проблемы взаимоувязки стратегии с результатами финансово-хозяйственной деятельности и в конечном счете ее оценки. Таблица 3.2
Стратегическое планирование, как и всякий процесс принятия решений, начинается с анализа. Иначе говоря, стратегическое планирование следует начинать с создания аналитических предпосылок. Этот этап связан с изучением рыночных возможностей и оценкой стратегического потенциала предприятия. Другой важнейший компонент аналитических предпосылок — стоимостной анализ, который наряду с исследованием рынка определяет направленность стратегических решений. Для того чтобы стратегическое планирование оказалось успешным, на первом этапе формируется пять аналитических блоков: 1) анализ потребителей, потребностей, сегментации рынка; 2) изучение конкурентов и их стратегий; 3) исследование тенденций изменения внешней среды; 4) оценка рыночных характеристик (спроса и предложения); 5) характеристика предприятия, оценка сильных и слабых сторон его деятельности. Стоимостной анализ охватывает два блока вопросов: 1) изучение «экономики масштаба»; 2) изучение «эффекта опыта» и его влияния на динамику издержек. Второй этап стратегического планирования тесно связан с организационной концепцией, которую необходимо выработать, прежде чем приступить к количественным оценкам, к нормированию функциональных стратегий и т.п. Выработка такой концепции включает количественную оценку сложившейся структуры предприятия, критический поиск направлений диверсификации производства, анализ эффективности вертикальной интеграции, определение ее границ и т.п. На третьем этапе наступает пора так называемых формализованных данных (или классических) методов стратегического планирования, с помощью которых удается дать количественную оценку принимаемым решениям, облегчая тем самым процесс распределения ресурсов, выработки обоснованной инвестиционной политики. Набор этих методов включает три большие группы: 1) «портфельный анализ и портфельное планирование», с помощью которых достигается денежная сбалансированность на предприятии; 2) оценку деловой позиции с точки зрения эффективной инвестиционной политики; 3) моделирование взаимодействия стратегических факторов и выбор оптимальной стратегии (так называемая программа ПИМС). В результате обобщения опыта плановой деятельности большого числа компаний действует вполне определенная классификация плановых систем. В практике встречаются следующие плановые системы: 1) одноцикличные плановые системы, включающие прогноз продаж и бюджетирование; 2) двухцикличные системы, в которых подготовке бюджета предшествует подготовка функциональных планов; 3) трехцикличные системы, где функциональному планированию и бюджетированию предшествует собственно «стратегическое планирование», которое начинается с выбора из многочисленных альтернативных вариантов бизнеса и его миссии, т.е. с выработки общей стратегии.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛГОСРОЧНОГО И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Главное различие между долгосрочным (его можно назвать корпоративным) и стратегическим планированием состоит в трактовке будущего. В системе долгосрочного планирования предполагается, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции исторически ело-, жившихся тенденций роста. При этом предполагалось, что в будущем итоги деятельности улучшатся по сравнению с прошлым. Типичный результат такой практики — постановка оптимистических целей, с которыми сходятся реальные итоги. В фирмах, где управление поставлено хорошо, результаты деятельности обычно выше, чем предсказывает экстраполяция, но выглядят они как типичные «зубцы пилы», представленные на рис. 3.2. чайных» ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции. 2. Анализ позиций в конкурентной борьбе. Его задачей является определение того, насколько можно поднять результаты работы у фирмы, улучшив конкурентную стратегию в тех видах деятельности, которыми она занимается. 3. Выбор метода стратегии. Задачей выбора метода стратегии является сравнение выбора перспектив фирмы в различных видах деятельности, установление приоритетов и распределение ресурсов между различными видами деятельности для обеспечения будущей стратегии. На рисунке 3.3 показан общий уровень результатов, на который может рассчитывать фирма, пользуясь анализом своих конкурентных возможностей. Существующий потенциал — эта линия перекрывает пределы конкурентных возможностей. Во многих случаях линия нынешних возможностей (существующий потенциал) неприемлема для фирмы, так как: ■ стратегически уязвим набор видов деятельности; ■ обнаруживается несоответствие долгосрочных и краткосрочных перспектив развития; ■ имеются претензии на более высокие темпы роста. 4. Анализ путей диверсификации (диверсификация — метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими рисковыми товарами таким образом, что повышение риска от покупки (или продажи) одного означает снижение риска от покупки (или продажи) другого).
Рис. 3.2. Характеристика долгосрочного и стратегического планирования В тех компаниях, где управление поставлено хуже, реальные итоги тоже выглядят как «зубцы пилы», только они ниже намеченных целей. В системе стратегического планирования отсутствует предположение о том, что будущее должно быть непременно лучше прошлого, и не считается, что будущее можно изучить методом экстраполяции. Поэтому система стратегического планирования предполагает осуществление следующих действий: 1. А Date: 2016-08-29; view: 981; Нарушение авторских прав |