Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система социально-экономического прогнозирования. Основные группы прогнозов





Под системой социально-экономического прогнозирования понима­ется определенное единство методологии, организации и разработки прогнозов, обеспечивающих их согласованность, преемственность и непрерывность. Национальное прогнозирование носит комплексный характер, охватывая все уровни и аспекты расширенного воспроизвод­ства. Те или иные частные национальные прогнозы, описывающие раз­личные стороны экономического роста, характеризуются относитель­ной обособленностью и имеют собственное специфическое содержание. Однако они тесно взаимосвязаны и образуют целостную систему, ко­торая может быть представлена в виде следующих групп прогнозов.

Технико-экономические прогнозы исследуют перспективы разви­тия народного хозяйства, его отраслей, размещения производства, ди-


намики технико-экономических показателей производства продукции, освоения ее новых видов, финансирования производства, структурных сдвигов в экономике и т.д.

Научно-технические прогнозы рассматривают достижения науч­но-технического прогресса, развитие фундаментальных и прикладных исследований, новых видов техники и технологии, определяют послед­ствия НТП.

Социально-экономические прогнозы направлены на исследование вопросов динамики уровня жизни населения, доходов, потребления населением продуктов питания и непроизводственных товаров, раз­вития отраслей социальной инфраструктуры, демографии, занятости

населения и т.д.

Естественно-природные прогнозы характеризуют запасы природ­ных ресурсов и возможности их вовлечения в хозяйственный оборот, состояние растительного и животного мира, окружающей среды.

Внешнеэкономические прогнозы рассматривают перспективы со­трудничества с зарубежными странами, проблемы интеграции нацио­нальной экономики в мировое хозяйство, вопросы рационализации экспорта и импорта и т.д.

В настоящее время разработка системы национальных прогнозов в России еще далеко не завершена и предстоит большая работа в этом направлении в будущем.

Основные принципы прогнозирования. Социально-экономиче­ское прогнозирование основывается на ряде принципов. Рассмотрим важнейшие из них.

: f Принцип системности прогнозирования означает, что народное хозяйство рассматривается, с одной стороны,' как единый объект, а с другой — как совокупность относительно самостоятельных объек­тов или направлений прогнозирования. Системный подход предпо­лагает построение прогнозов на основе системы методов и моделей, характеризующейся определенной субординацией и последовательно­стью, что позволяет разрабатывать согласованный и непротиворечи­вый прогноз экономического развития по каждому объекту народного хозяйства. Однако в условиях переходной экономики построить цело­стную систему моделей социально-экономического прогнозирования очень сложно. В связи с чем необходима унификация блочных моде­лей, использование вычислительных способов решения, создание ин­формационного банка данных.

Принцип единства политики и экономики означает, что при рас­смотрении вопросов развития экономики, составлении прогнозов и программ следует исходить из совокупности экономических интере-


 



 



сов всех субъектов хозяйствования и в то же время по некоторым на­правлениям прогнозирования необходимо в первую очередь учиты­вать общегосударственные интересы (устойчивость финансовой сис­темы, обеспечение целостности страны, ее обороноспособности и т.д.).

Принцип научной обоснованности означает, что в экономическом прогнозировании всех уровней необходим всесторонний учет требо­ваний объективных экономических и других законов развития обще­ства, использование научного инструментария, достижений отече­ственного и зарубежного опыта формирования прогнозов.

Принцип адекватности (соответствия) прогноза объективным за­кономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оцен­ку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии народного хо­зяйства и создания теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией.

Принцип вариантности прогнозирования связан с возможностью развития народного хозяйства и его отдельных звеньев по разным тра­екториям, при разных взаимосвязях и структурных соотношениях. Источниками возникновения различных вариантов развития народ­ного хозяйства служат возможные качественные сдвиги в условиях воспроизводства при переходе от экстенсивных методов его расшире­ния к интенсивным, при создании новых условий хозяйствования.

Принцип целенаправленности предполагает активный характер прогнозирования, поскольку содержание прогноза не сводится только к предвидению, а включает и цели, которые предстоит достигнуть в экономике путем активных действий органов государственной влас­ти и управления.


Основные функции прогнозирования. В их числе можно выде­лить следующие функции.

Научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций. Он осуществляется по трем стадиям: ретро­спекция, диагноз, проспекция.

Под ретроспекцией понимается этап прогнозирования, на кото­ром исследуется история развития объекта прогнозирования для полу­чения его систематизированного описания. На этой стадии происхо­дит сбор, хранение и обработка информации, источников, необходимых для прогнозирования, оптимизация как состава источников, так и ме­тодов измерения и представления ретроспективной информации, окон­чательное формирование структуры и состава характеристик объекта прогнозирования.

Диагноз — это такой этап прогнозирования, на котором исследу­ется систематизированное описание объекта прогнозирования с целью


выявления тенденции его развития и выбора моделей и методов про­гнозирования. На этой стадии анализ заканчивается не только разра­боткой моделей прогнозирования, но и выбором адекватного метода

прогнозирования.

Проспекция представляет собой этап прогнозирования, на кото­ром по данным диагноза разрабатываются прогнозы развития объекта прогнозирования в будущем, производится оценка достоверности, точ­ности или обоснованности прогноза (верификация), а также реализа­ция цели прогноза путем объединения конкретных прогнозов на осно­ве принципов прогнозирования (синтез). На стадии проспекции выявляется недостающая информация об объекте прогнозирования, уточняется ранее полученная, вносятся коррективы в модель прогно­зируемого объекта в соответствии с вновь поступившей информацией. При непрерывном характере прогнозирования анализ его объекта происходит непрерывно на всех стадиях формирования прогнозов, тем самым осуществляется обратная связь между реальным объектом и его прогностической моделью. В результате научного анализа хозяйствен­ных процессов и тенденций развития экономики определяется, на­сколько принятые решения соответствуют будущему развитию, выяв­ляются несоответствия в экономике, достигнутый в стране уровень сравнивается с мировым опытом.

Оценка объекта прогнозирования базируется на сочетании аспек­тов детерминированности (определенности) и неопределенности.

Выявление объективных вариантов экономического и социаль­ного развития. На основе теоретических исследований, достижений общественных, естественных и технических наук выясняются объек­тивные варианты исследуемого процесса и тенденции его развития на

перспективу.

Накопление научного материала для обоснованного выбора опре­деленных решений.

Реализация функций прогнозирования осуществляется на осно­ве двух подходов: поискового и нормативного.

ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Принцип планирования — основополагающее правило, на базе которого осуществляется процесс планирования.

В условиях централизованного планирования использовались ленинские принципы планирования, некоторые из которых сохраня­ют свою актуальность и применяются в настоящее время.


Принцип выделения ведущего звена в плане. Использование этого принципа ориентирует на выделение в рамках планирования наибо-


лее приоритетных целей, проблем, для решения которых могут разра­батываться программы или специальные разделы плана.

Принцип научности в планировании. План разрабатывается на на­учной основе, если он базируется на качественной, достоверной, пол­ной, своевременной информации, обоснованных прогнозах, а для его разработки применяются современные методы планирования, обуслов­ливающие систему плановых показателей, нормативов, норм.

Разработку планов должны осуществлять квалифицированные специалисты, умело использующие в своей деятельности основные положения теории планирования.

Принцип директивности. Это принцип означает распространение воздействия по принципу «сверху вниз». План становился законом после согласования и утверждения на вышестоящих уровнях.

В настоящее время директивность можно рассматривать как обя­зательность выполнения плана, разрабатываемого отдельной самосто­ятельной фирмой.

Принцип единства политики и хозяйственного руководства. В ус­ловиях централизованной экономики планы формировались исходя из политико-экономических целей, выдвигаемых КПСС на съездах. Плану предшествовал документ, утвержденный съездом.

В настоящее время при существовании многопартийной системы партии, стоящие у власти, реализуют политические цели, проводя оп­ределенную экономическую политику.

Принцип оптимального сочетания отраслевых, территориальных интересов. В условиях рынка решение проблемы отраслевого и терри­ториального планирования основывается на развитии законодатель­ной базы, финансовом регулировании, кредитовании, системе штраф­ных санкций и других рычагах управления.

К числу относительно новых относят следующие принципы пла­нирования.

Принцип целевой направленности формулирует цели экономиче­ского развития, их разделения на подцели все более дробного характе­ра и выявляет ресурсы, необходимые для их согласованной реализа­ции.

Принцип комплексной направленности (принцип единства). Ком­плексный план всесторонне, полно описывает все аспекты предпола­гаемой деятельности предприятия. Главным методическим принципом является корректировка и взаимосвязанность, взаимообусловленность планов.

Принцип участия тесно связан с принципом единства. Принцип участия означает, что каждый член экономической организации ста-


новится участником плановой деятельности независимо от должно­сти и выполняемой им функции. То есть процесс планирования дол­жен вовлекать всех, кого он непосредственно затрагивает. Планирова­ние, основанное на принципе участия, называют партисипативным.

Принцип многовариантности. В настоящее время устоялось пред­ставление, что любая проблема может быть решена различными спо­собами. Уже в ходе решения могут меняться условия достижения цели, поэтому возникает необходимость в других мерах достижения цели. Для учета этих объективных обстоятельств в ходе разработки проекта плана целесообразно формирование альтернативных вариантов. Каж­дый альтернативный вариант охватывает весь комплекс мероприятий по решению задачи в конкретных условиях. Задача разработчиков про­екта плана состоит в поисках этих альтернатив. Такая работа увеличи­вает вероятность лучшего использования ресурсов, при множестве альтернатив можно надеяться, что среди них имеется оптимальная.


Принцип оптимальности состоит в правильном и четком форму­лировании и детализировании целей социально-экономической сис­темы в целом и каждого ее звена, отборе критериев оптимальности для всего комплекса задач планирования и решения каждой задачи в от­дельности. Нахождение единственно правильного решения с учетом избранных критериев оптимальности основано на применении мате­матического программирования, экономико-математического модели­рования.

Принцип непрерывности планирования. Объективная основа дей­ствия этого принципа — непрерывный процесс расширенного произ­водства. Планирование является частью этого процесса. Практическая реализация этого принципа обеспечивается соответствующей техно­логической разработкой проекта плана.

Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способ­ности менять свою направленность в связи с возникновением непред­виденных обстоятельств.

Всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, какая только совместима со связанной с судьбой фирмы неизвестно­стью. Другими словами, планы должны быть конкретизированы и де­тализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутрен­ние условия деятельности фирмы.

Принцип преемственности обеспечивается взаимосвязью и техно­логией разработки долгосрочного, среднесрочного, текущего, опера­тивного планов.


Принцип иерархичности. Предпосылкой действия этого принци­па является иерархичность в управлении нижестоящей структурой. Принцип иерархичности связан с подчиненностью планирования пла-i нам вышестоящих уровней, с вероятностным характером экономичес­кой системы, позволяет «гасить» мелкие отклонения от планов в пре­делах отдельных звеньев социально-экономической системы. Принципы иерархичности представляют собой некий компромисс между полной централизацией и децентрализацией управления.

МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Методы планирования — это способы разработки плана или его раздела. Формирование методик планирования определяется теми принципами, которые использует разработчик плана или раздела.

Балансовый метод планирования — метод взаимного сопоставле­ния ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и потребностей в них. Заключается в построении систем материальных и стоимост­ных балансов разного уровня: народнохозяйственного, межотраслево­го и др. Планы производства отдельных видов продукции на предва­рительном этапе рассчитываются исходя, с одной стороны, из оценки потребностей в них, а с другой — из возможностей производства и на­личия запасов.

Балансовый метод в рамках индикативного планирования. Со­временное реформирование государственной российской экономики имеет целью создание новой системы государственного регулирова­ния, учитывающей все наиболее прогрессивные достижения как оте­чественного, так и хозяйственного зарубежного опыта. Это примени­мо к одному из основных инструментов управления экономикой — системе материальных балансов.

В рыночной экономике «сигнал» производителю о том, что нуж­но и что не нужно, идет непосредственно от покупателей. За ту или иную продукцию они «голосуют рублем». И если бы при составлении экономических планов полнее, своевременно и лучше учитывались быстро меняющиеся потребности людей, тогда многие проблемы были бы сняты. Для создания такой обратной связи и была предпринята в свое время радикальная экономическая реформа, которая повлекла изменение форм собственности, государственности и другие глобаль­ные процессы.

Возникновение регулирования товарообмена государством есть результат естественного процесса совершенствования рыночных от­ношений, характерный для современного уровня развития произво­дительных сил. К инструментам государственного регулирования от-


носятся структурно-инвестиционная политика, бюджетная, соци­альная, налоговая, производственно-конъюнктурная, кредитная, эмис­сионная и внешнеэкономическая политика.

Одной из особенностей рыночного саморегулирования является то, что покупатель дает свою окончательную оценку только в процессе товарообмена. Рыночные отношения предопределяют успех предпри­нимательской деятельности тем, насколько точно соответствует друг другу объем и структура спроса потребителей и предложения произ­водителей. Однако платежеспособный спрос является достаточно сложной для изучения экономической категорией.

Одним из ключевых является понятие кругового потока. Деньги движутся от потребителя к производителю, а натуральные продукты — от производителя к потребителю. Признаками здоровой экономики являются высокий темп движения этих потоков и их взаимная сба­лансированность. Это зависит от того, насколько цены фактических продаж, потребности и производство близки к равновесным ценам и размерам равновесных продаж. Значит, меры государственного воз­действия на экономику оправданны настолько, насколько они сбли­жают эти параметры с равновесными, которые определяются точкой пересечения кривых (спроса и предложения, натурально-стоимостным балансом). Но практически любая возможная мера государственного воздействия на экономику соответствующим образом меняет харак­тер этих кривых, что дает новую точку равновесия. Это позволяет, \ используя соответствующий экономический аппарат, просчитывать экономические последствия бюджетных ассигнований, налогов, капи­тальных вложений и т.п.

Система государственного регулирования должна выполнять сле­дующие основные функции:

■ обеспечение мониторинга движения товарных потоков по все­му экономическому пространству России;

■ выработку на этой основе мероприятий по экономическому ро­сту;

■ осуществление анализа и прогнозирования устойчивости вза­имного оборота натуральных и денежных потоков в экономике;

■ проведение расчетно-аналитического обоснования комплексных мер государственного регулирования экономики России.

Система материальных балансов формируется по восходящей от первичных ресурсов до продукции конечного потребления и представ­ляет собой.четыре иерархических ряда:

1) балансы продуктов конечного потребления;

2) балансы орудий труда;


 





3) балансы эндогенных ресурсов (внутренние);

4) балансы экзогенных ресурсов (внешние).

В номенклатуру продуктов конечного потребления входят основ­ные продукты питания и основные товары народного потребления (ТНП). Кроме того, в эту номенклатуру могут Входить виды продук­ции, условно признанные государством как конечные:

■ военная техника;

■ важнейшие экспортные ресурсы.

Номенклатура остальных групп балансов формируется по прин­ципу «графа целей»: для производства конечной продукции ключе­выми являются определенные виды материалов и техники. Для про­изводства этих ключевых материалов и техники в свою очередь необходимы ключевые материалы и техника и т.д.

Таким образом, межбалансовые связи доходят до экзогенных ре­сурсов, т.е. ресурсов, поступающих в экономику непосредственно из природной сферы. От каждого конечного продукта исходит как бы «дерево целей». Но поскольку конечных продуктов (целей) несколь­ко, то соответствующие «деревья» образуют «рощу целей».

Указанные типы балансов разрабатываются также в территори­альном разрезе по основным потребителям или производителям ма­териально-технических ресурсов.

Обобщающим итогом балансовых расчетов является баланс сово­купных спроса и предложения, выполняемый в стоимостных измери­телях. Через этот баланс осуществляется связь с балансом кредитных ресурсов, балансом доходов и расходов населения, предприятий и фи­нансовым балансом государства, а через него — с бюджетом.

Нормативный метод планирования основывается на применении норм и нормативов, которые предполагается использовать в плане и со­ответственно в методике расчета показателей плана. На основе этого метода рассчитываются себестоимость продукции, фонд оплаты тру­да, размеры платежей, определяются размеры оборотных средств, со­ставляется план материально-технического снабжения, определяют­ся затраты по некоторым видам ресурсов (электрическая энергия). Если планируется изменение норм и нормативов в плановом периоде, то возможно применение поправочных коэффициентов.

Факторный метод планирования отличается тем, что не опирает­ся на заранее заданный перечень факторов, влияющих на изучаемые переменные, а, наоборот, при соблюдении определенных правил и пре­досторожностей помогает обнаружить наиболее важные из этих фак­торов, причем скрытые (латентные). Факторный метод планирования


позволяет выявить скрытые обобщенные факторы, которые в доста­точной степени объясняют изменения изучаемого показателя.

Метод экономико-математического моделирования описывает экономические процессы и явления в виде экономико-математических моделей, основывается на принципе аналогии — возможности изуче­ния объекта не непосредственно, а через рассмотрение другого, подоб­ного ему и более доступного объекта, модели. Часто таким более до­ступным объектом является экономико-математическая модель.

Программно-целевой метод планирования — метод, при котором цели плана увязываются с ресурсами с помощью программ. Программ­но-целевой метод разрабатывается главным образом для долгосроч­ного планирования. Он представляет собой применение к планирова­нию системного подхода и основан на формулировании целей экономического развития, их разделения на подцели дробного харак­тера и выявлении ресурсов, необходимых для их согласованной реа­лизации.

Процесс разработки перспективного плана в условиях программ­но-целевого метода показан на рис. 2.6.

Прогнозы развития

социально-экономической

системы

Программы
Цели плана

Прогнозы и перспективы развития ресурсной базы

. Основные направления развития перспективного плана

Перспективный план

социального и экономического

развития

Рис. 2.6. Процесс разработки перспективного плана при использовании программно-целевого метода планирования

ВЫВОДЫ

1. Планирование и прогнозирование являются центральными функциями менеджмента.

2. Фирма самостоятельно определяет состав планов.


3. Прогнозирование — одна из основных функций управления, в ходе реализации которой проводятся научные исследования по предвидению состояния объекта (социально-экономической системы).

4. Прогнозирование возможно ввиду того, что объекты (социаль­но-экономической системы) развиваются в соответствии с за­конами, в частности экономическими, и имеют определенную инерционность.

5. В практике прогнозирования используют более 300 методов осуществления прогнозных исследований.

6. Принцип планирования — основополагающее правило, на базе которого осуществляется процесс планирования.

7. В настоящее время в планировании используют различные принципы планирования.

8. Методы планирования — это способы разработки плана или его раздела.

9. Наиболее распространенные методы планирования: балансо­вый, нормативный, факторный, экономико-математическое мо­делирование, программно-целевой.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Расскажите о месте планирования и прогнозирования на ос­нове анализа стратегической схемы управления.

2. Существуют ли в настоящее время положения, регламенти­рующие планирование?

3. Дайте определение прогнозирования.

4. В чем сходство и отличия экстраполяционного и норматив­ного прогнозирования?

5. Приведите классификацию методов прогнозирования.

6. Расскажите о методе экспертных оценок в прогнозировании.

7. Что такое принцип планирования?

8. Укажите принципы централизованного планирования, ко­торые применяются и в настоящее время.

9. Какие принципы планирования добавились в современных условиях?

 

10. Что такое метод планирования? Дайте определение.

11. Раскройте сущность балансового метода в рамках индика­тивного планирования.

12. Какие методы получили наибольшее распространение в пла­нировании? Кратко их охарактеризуйте.


ТЕСТЫ

1. Укажите правильное утверждение:

а) прогнозирование осуществляется так:

■ формируются системы целей предприятия, их описа­ния, выявляются основные способы достижения цели, ориентируются и устанавливаются потребности в ресур­сах,

■ дается комплексная оценка оптимальной эффективно­сти использования ресурсов,

■ оформляется прогноз как документ, носящий рекомен­дательный характер;

б) прогнозирование осуществляется так:

■ дается комплексная оценка оптимальной эффективно­сти использования ресурсов,

■ оформляется прогноз как документ, носящий рекомен­дательный характер,

■ формируются системы целей предприятия, их описа­ния, выявляются основные способы достижения цели, ориентируются и устанавливаются потребности в ресур­сах;

в) прогнозирование осуществляется так:

■ оформляется прогноз как документ, носящий рекомен­дательный характер,

■ формируются системы целей предприятия, их описа­ния, выявляются основные способы достижения цели, ориентируются и устанавливаются потребности в ресур­сах,

■ дается комплексная оценка оптимальной эффективно­сти использования ресурсов.

2. Укажите правильное утверждение:

а) планирование осуществляется таким образом:

■ цели конкретизируются,

■ цели описываются количественно,

■ цели увязываются со сроками;

б) планирование осуществляется таким образом:

■ цели конкретизируются,

■ цели увязываются со сроками,

■ цели описываются количественно;

в) планирование осуществляется таким образом:

■ конкретизируются цели,


■ цели увязываются со сроками;

■ количественно описываются цели.

Координация осуществляется с помощью:

а) согласования во времени и пространстве действий для вы­
полнения плана;

б) создания соответствующих подразделений предприятия;

в) решения задач эффективного сочетания всех элементов
производства для достижения наивысшей эффективно­
сти, безопасности и привлекательности условий работ.

Регулирование осуществляется:

а) через фиксацию полученных результатов;

б) разработку и осуществление мер по устранению нежела­
тельных отклонений;

в) сравнением полученных результатов с плановыми, выяв­
лением отклонений, причин, их обусловливающих.

Выберите правильное утверждение:

а) методы прогнозирования — это способы разработки пла­
на или его раздела;

б) прогнозирование — одна из основных функций управле­
ния, в ходе реализации которой проводятся научные ис­
следования по предвидению состояния объекта (социаль­
но-экономической системы).

Под системой социально-экономического прогнозирования понимается:

а) определенное единство методологии, организации и раз­
работки прогнозов, обеспечивающих их согласованность,
преемственность и непрерывность;

б) те или иные частные национальные прогнозы, описыва­
ющие различные стороны экономического роста, харак­
теризуются относительной обособленностью и имеют соб­
ственное специфическое содержание;

в) способы разработки плана или его раздела.

В систему социально-экономического прогнозирования не входят:

а) внешнеэкономические прогнозы;

б) технико-экономические прогнозы;


в) социально-экономические прогнозы;

г) научно-технические прогнозы;

д) естественно-природные прогнозы;

е) прогнозы развития отдельного предприятия.

8. Подберите для приведенной классификации прогнозов со­
ответствующее ей утверждение:

а) внешнеэкономические прогнозы;

б) технико-экономические прогнозы;

в) социально-экономические прогнозы;

г) научно-технические прогнозы;

д) естественно-природные прогнозы:

■ исследуют перспективы развития народного хозяйства, его отраслей, размещения производства, динамики тех­нико-экономических показателей производства продук­ции, освоения ее новых видов, финансирования произ­водства, структурных сдвигов в экономике и т.д.,

■ рассматривают достижения научно-технического про­гресса, развитие фундаментальных и прикладных иссле­дований, новых видов техники и технологии, определя­ют последствия НТП,

■ рассматривают перспективы сотрудничества с зарубеж­ными странами, проблемы интеграции национальной эко­номики в мировое хозяйство, вопросы рационализации экспорта и импорта и т.д.,

■ характеризуют запасы природных ресурсов и возмож­ности их вовлечения в хозяйственный оборот, состояние растительного и животного мира, окружающей среды,

■ исследуют вопросы динамики уровня жизни населения, доходов, потребления населением продуктов питания и непроизводственных товаров, развития отраслей соци­альной инфраструктуры, демографии, занятости населе­ния и т.д.

9. Назовите принципы прогнозирования:

а) системность;

б) единство политики и экономики;

в) иерархичность;

г) научная обоснованность;

д) адекватность прогноза объективным закономерностям;



е) вариантность;

ж) целенаправленность;

з) гибкость;

и) преемственность.

10. Подберите для приведенной классификации прогнозов со­
ответствующее ей утверждение:

а) ретроспекция;

б) диагноз;

в) проспекция:

■ это такой этап прогнозирования, на котором исследу­ется систематизированное описание объекта прогнозиро­вания с целью выявления тенденции его развития и вы­бора моделей и методов прогнозирования,

■ этап прогнозирования, на котором по данным диагноза разрабатываются прогнозы развития объекта прогнози­рования в будущем, производится оценка достоверности, точности или обоснованности прогноза (верификация), а также реализация цели прогноза путем объединения конкретных прогнозов на основе принципов прогнозиро­вания (синтез),

■ понимается этап прогнозирования, на котором иссле­дуется история развития объекта прогнозирования для получения его систематизированного описания. На этой стадии происходит сбор, хранение и обработка информа­ции, источников, необходимых для прогнозирования, оп­тимизация как состава источников, так и методов изме­рения и представления ретроспективной информации, окончательное формирование структуры и состава харак­теристик объекта прогнозирования.

11. На основе каких подходов реализуется функция прогнози­
рования:

а) поисковый;

б) нормативный;

в) планомерный?

12. Принцип планирования — это:

а) основополагающее правило, на базе которого осуществ­ляется процесс планирования;


б) одна из основных функций управления, в ходе реализа­
ции которой проводятся научные исследования по пред­
видению состояния объекта (социально-экономической
системы);

в) это способы разработки плана или его раздела.

13. Назовите принципы планирования:

а) системность;

б) единство политики и экономики;

в) иерархичность;

г) научная обоснованность;

д) адекватность прогноза объективным закономерностям-

е) вариантность;

ж) целенаправленность;

з) гибкость;

и) преемственность;

к) директивность;

л) выделение ведущего звена;

м) участие;

н) единство;

о) многовариантность.

14. Принцип участия означает:

а) каждый член экономической организации становится
участником плановой деятельности независимо от долж­
ности и выполняемой им функции. То есть процесс пла­
нирования должен привлекать к себе всех тех, кого он не­
посредственно затрагивает;

б) правильное и четкое формулирование и детализирование
целей социально-экономической системы в целом и каж­
дого ее звена, отбор критериев оптимальности для всего
комплекса задач планирования и решений каждой задачи
в отдельности, поиск единственно правильного решения
с учетом избранных критериев оптимальности, основан­
ных на решении задач математического программирова­
ния, экономико-математическом моделировании;

в) формулирование целей экономического развития, их раз­
деление на подцели все более дробного характера и вы­
явление ресурсов, необходимых для их согласованной ре­
ализации.



15. Принцип гибкости заключается:

а) в придании планам и процессу планирования способно­
сти менять свою направленность в связи с возникнове­
нием непредвиденных обстоятельств;

б) обеспечении взаимосвязи и технологии разработки дол­
госрочного, среднесрочного, текущего, оперативного" пла­
нов;

в) подчиненном характере планам вышестоящих уровней.
Связан с вероятностным характером экономической си­
стемы, позволяет «гасить» мелкие отклонения от планов
в пределах отдельных звеньев социально-экономической
системы.

16. Прогнозирование — это:

а) основополагающее правило, на базе которого осуществ­
ляется процесс планирования;

б) одна из основных функций управления, в ходе реализа­
ции которой проводятся научные исследования по пред­
видению состояния объекта (социально-экономической
системы).

17. При экстраполяционном прогнозировании предполагается,
что:

а) рассматриваемый объект вследствие инерции сохраняет
тенденцию своего развития в будущем. Тенденции выяв­
ляются на основе информации о развитии объекта в пред­
шествующие годы и данных о состоянии объекта в насто­
ящее время. Прогнозирование осуществляется по
принципу: «из прошлого через настоящее в будущее»;

б) первоначально устанавливаются тенденция развития
объекта управления и возможная форма развития на базе
экстраполяции. Определяется желаемое состояние объекта
управления за период упреждения. Затем процесс разво­
рачивается из будущего в настоящее. На основе выявле­
ния расхождений между желаемым и имеющимся состоя­
нием выявляются те проблемы, которые необходимо
решить для желаемого состояния объекта в будущем.

18. Сущность метода экспертных оценок заключается:

а) в проведении экспертами интуитивно-логического ана­лиза проблемы с количественной оценкой суждений


и формальной обработкой результатов. Получаемое в ре­зультате обработки обобщенное мнение экспертов прини­мается как решение проблемы. Комплексное использо­вание интуиции (неосознанного мышления), логического мышления и количественных оценок с их формальной об­работкой позволяет получить эффективное решение про­блемы; б) получении новых идей, решений какой-либо проблемы в результате коллективного творчества группы людей в ходе заседания-сеанса, проводимого по определенным правилам. Принципиальной особенностью метода явля­ется абсолютное исключение в ходе самого сеанса крити­ки и какой-либо оценки высказываемых идей.

19. «Мозговая атака» представляет собой метод:

а) получения новых идей, решений какой-либо проблемы
в результате коллективного творчества группы людей
в ходе заседания-сеанса, проводимого по определенным
правилам. Принципиальной особенностью метода явля­
ется абсолютное исключение в ходе самого сеанса крити­
ки и какой-либо оценки высказываемых идей;

б) полный отказ от личных контактов экспертов и коллек­
тивных обсуждений; многотуровая процедура опроса эк­
спертов; обеспечение экспертов информацией, включая
и обмен информацией между ними после каждого тура
опросов при сохранении анонимности; обоснование от­
ветов экспертов по запросу организаторов.

20. Метод планирования — это:

а) способ разработки плана или его раздела;

б) одна из основных функций управления, в ходе реализа­
ции которой проводятся научные исследования по пред­
видению состояния объекта (социально-экономической
системы);

в) метод получения новых идей, решений какой-либо про­
блемы в результате коллективного творчества группы лю­
дей в ходе заседания-сеанса, проводимого по определен­
ным правилам.

21. К методам планирования относятся:
а) балансовый метод;


б) метод экспертной оценки;

в) нормативный метод;

г) метод экстраполяции;

д) факторный метод;

е) метод экономико-математического моделирования;

ж) программно-целевой метод.

22. Метод экономико-математического моделирования:

а) описывает экономические процессы и явления в виде эко­
номико-математических моделей, основывается на прин­
ципе аналогии, т.е. возможности изучения объекта не не­
посредственно, а через рассмотрение другого, подобного
ему и более доступного объекта, модели;

б) отличается тем, что не опирается на заранее заданный пе­
речень факторов, влияющих на изучаемые переменные,
а, наоборот, при соблюдении определенных правил и пре­
досторожностей помогает обнаружить наиболее важные
из этих факторов, причем скрытые (латентные);

в) является методом, при котором цели плана увязываются
с ресурсами с помощью программ.


ГЛАВА 3

ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛГОСРОЧНОГО

И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1. ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ЭВОЛЮЦИИ СИСТЕМ ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

Зарубежные специалисты считают, что системы планирования и управления теснейшим образом связаны с характером особенностей производства, потребления продукции, с условиями, в которых осу­ществляются эти процессы. Они выделяют следующие эпохи произ­водства:

1. Эпоха массового производства: начало 20-х гг. XIX в. — 30-е гг. XX в.

2. Эпоха массового сбыта: начало 30-х — 50-е гг. XX в.

3. Постиндустриальная эпоха (с середины 50-х гг. XX в.).

4. Эпоха знаний (XXI в.).

В эпоху массового производства стратегических сложностей в об­ласти долгосрочного развития не существовало. Фирма, предлагав­шая товар по самой низкой цене, непременно выигрывала. Предпри­нимательский сектор был надежно огражден от вмешательства извне. Политический и социальный контроль были минимальны.

В эпоху массового сбыта произошло насыщение спроса. Первыми перешли к рынку отрасли, выпускающие потребительские товары, от­личающиеся сложными технологиями.

Постиндустриальная эпоха характеризуется ускоренным разви­тием событий, которые, нарастая, стали менять границы, структуру, динамику предпринимательства.

Эпоха знаний характеризуется информационным бумом, сменой технологических укладов, ускорением интеграционных процессов в мировой экономике.

Глубинной причиной всех перемен является достижение обще­ством нового уровня благосостояния. Эпоха массового производства


обеспечила удовлетворение экономических потребностей населения в основных условиях удобства и безопасности сети физического су­ществования. Эпоха массового сбыта дала надежду на то, что от ком­форта и безопасности существования недалеко до благосостояния.

Постиндустриальная эпоха — это наступившее благосостояние.

До постиндустриальной эпохи фирмы не подвергались вмешатель­ству со стороны общества. Начиная с 50-х гг. XX в. общественные силы начали проявлять широкую заинтересованность в определении прин­ципов управления и роли фирмы в постиндустриальном обществе.

В соответствии с классификацией эпох в качестве важнейшего фактора совершенствования системы управления и планирования выделяется нестабильность и отмечается усиление нестабильности в последние годы.

И. Ансофф выделяет три характеристики нестабильности:

1) степень привычности;

2) темп изменений будущего;

3) предсказуемость будущего.

В соответствии с этими характеристиками разработана шкала не­стабильности (рис. 3.1).

 

Характери­стика 1900-е гг. -стабиль­ность 1930-е гг.- реакция на проблемы 1950-е гг.— пред­видение 1970-е гг. -иссле­дование 1990-е гг.-творчество
Привычность событий Привычные В пределах экстраполя­ции опыта Неожиданные, не имеющие аналогии в прошлом Неожидан­ные и совер­шенно новые
Темп изменений Медленнее, чем реакция Сравнимый с реакцией фирмы   Быстрее, чем реакция фирмы
Предсказуе­мость будущего По аналогии с прошлым     Путем экстраполяции   2 3 Предсказуе­мые серьез­ные пробле­мы и новые возможности 4 Частичная предсказуе­мость по слабым сигналам 5

Шкала нестабильности Непредсказуемые изменения

Рис. 3.1. Шкала нестабильности

До начала 50-х гг. XX в. прошлый опыт представлял ценное руко­водство для будущего. Экстраполируя привычные тенденции, фирма могла ясно видеть- будущее.


Но начиная с 1950-х гг. перемены нельзя было уже связывать с прежними тенденциями, они происходили быстрее и являлись ме­нее предсказуемыми.

В 80—90-е гг. XX в. некоторые тенденции еще можно предсказать, но многое непредсказанное обнаруживало себя внезапным ударом по интересам фирмы как стратегическая неожиданность.

Каждая фирма нуждается в оценке того, что ждет ее в будущем. Пользуясь «шкалой нестабильности» со значением от 1 до 5, эту оцен­ку можно произвести следующим образом:

1) определить, какие из условий деятельности фирмы будут наи­менее стабильными в ближайшие 5—7 лет;

2) определить для выбранных условий уровень привычности со­бытий, темп изменений и предсказуемость будущего.

Связав эти три характеристики, можно вычертить схему неста­бильности будущего (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Нестабильность будущего

 

Предсказуемость будущего 1900-е гг. -привычно 1930-е гг. 1950-е гг. -поддаются экстрапо­ляции 1970-е гг. -неожидан­но, но узна­ваемо 1990-е гг. -неожидан­но и неуз­наваемо
Будущее есть повторе­ние прошлого Справочники и инстру­ментарии Финансовый контроль   Управление на основе контроля
Будущее предсказуемо путем экстраполяции Составление текущих бюджетов Управление на основе экстраполяции Составление бюджет­ных капиталовложений Целевое управление Долгосрочное плани­рование
Предсказуемы только проблемы и новые возможности Управление на основе предвидения Стратегическое планирование по периодам Выбор стратегической позиции
Частично предсказуемы слабые сигналы из внеш­ней среды фирмы Управление на основе гибких производствен­ных решений Управление на основе ранжирова­ния стратегических задач Управление по слабым сигналам
Неожиданные события     Управление в условиях неожидан­ных событий
Уровень нестабильности 1- стабиль-ность 2- реактив-ность 3- предви­дение 4- исследо- вание 5-твор-чество


3. Разделив схему пополам вертикальной чертой, можно опреде­лить средний уровень нестабильности.

По мере изменения уровней нестабильности управленческая прак­
тика выработала ряд методов организации деятельности фирмы в ус­
ловиях растущей непредсказуемости, новизны и сложности окруже­
ния, i

Из таблицы видно, что сменявшие друг друга системы рассчиты­вали на растущий уровень нестабильности, и в особенности на все боль­шую непривычность событий и все меньшую предсказуемость буду­щего.

Можно выделить четыре этапа в развитии этих систем:

1) управление на основе контроля за исполнением;

2) управление на основе экстраполяции;

3) управление на основе предвидения изменений;

4) управление на основе гибких экстренных решений.

3.2. СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Планирование — одна из важнейших функций управления. Стра­тегическое планирование — составной элемент стратегического управ­ления.

Стратегическое планирование порой отождествляется с хорошо известным нашей управленческой практике перспективным планиро­ванием. Однако в отличие от него стратегическое планирование ха­рактеризует прежде всего особый механизм регулирования плановых решений (оформленных в виде стратегий, концепций, приоритетов, приоритетных решений), способных сделать их реальными и выпол­нимыми.

Наряду с отождествлением стратегического и перспективного пла­нирования есть тенденция их противопоставления. Перспективное (долгосрочное) планирование в его обычном понимании у большин­ства людей ассоциируется с экстраполятивным планированием, в ко­тором в значительной мере преобладает база, исходный уровень, сло­жившаяся тенденция развития. Стратегическое же планирование представляет собой активный поиск альтернативных вариантов, вы­бор лучшего из них, построение на основе этого выбора общей страте­гии развития, формирование специального механизма ее реализации.

В теории стратегического управления стратегическое планирова­ние трактуется довольно широко. Это и интегральный процесс подго­товки и принятия решений, и формулирование целей, определение путей их достижения, и исследование последствий уже принятых или принимаемых решений, и процесс разработки целей и направлений их


достижения и т.п. В конечном итоге под стратегическим планирова­нием следует понимать процесс разработки стратегий и основных ме­тодов их осуществления.

Стратегическое планирование представляет собой адаптивный процесс, в результате которого происходит регулярная корректировка решений, оформленных в виде планов, пересмотр системы мер по вы­полнению этих планов на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности предприятий. Стратегиче­ское планирование правомерно трактовать как систему всего много­образия видов плановой деятельности на предприятии. Оно включает и является обобщением долгосрочного, среднесрочного, годового, опе­ративного и функционального планирования. Основная смысловая нагрузка в стратегическом планировании, безусловно, возлагается на долгосрочное планирование. Вот почему стратегическое планирова­ние часто трактуется как процесс моделирования будущего, примени­тельно к которому должны быть определены цели и сформулированы концепции долговременного развития. Стратегическое планирование представляет собой единство выработки целей и подготовки решений с определением конкретных путей их реализации.

Важная отличительная черта стратегического планирования — гибкость, обусловленная гибкостью плановых горизонтов. Известно, что применявшаяся в нашей практике система планирования характе­ризовалась строго очерченными, заданными плановыми горизонта­лями.

Стратегическое же планирование требует специального опреде­ления горизонта времени, на который вырабатывается перспективная политика.

Для этого определения применяются различные критерии:

■ жизненный цикл продукта;

■ цикл коренного изменения спроса на выпускаемую продукцию;

■ период времени, необходимый для реализации стратегических целей.

Есть и другие критерии. При опоре на категорию жизненного цик­ла горизонт планирования должен отличаться по видам деятельности и номенклатуре продукции. Он тесно связан также с характером и со­держанием целей будущего развития, со стратегическими целями. В за­висимости от содержания стратегических целей изменяется период их реализации, соответственно сдвигаются и горизонты планирования. В этой связи очевидна зависимость горизонта планирования от харак­тера стратегической цели. Если это выпуск новой продукции, то гори­зонт планирования задается жизненным циклом ее существования;


 


если стратегическая цель — модернизация и техническое перевоору­жение, то горизонт планирования существенно расширяется.

Современный этап развития теории и практики планирования на предприятиях характеризуется новой концепцией. Планирование все в большей мере становится по своей природе стратегическим. Из фор­мализованного процесса стратегическое планирование постепенно превращается в действенный инструмент управления, потребность в нем растет.

В странах с развитой рыночной экономикой большинство компа­ний уже не первое десятилетие планирует свою деятельность, многие плановики-теоретики и плановики-практики терминологически обо­значают эту деятельность именно «стратегическим планированием».

Попытаемся более конкретно раскрыть природу стратегического планирования в том его виде, в каком оно применяется в практике уп­равления.

Стратегическое планирование — это многоэтапный процесс, осу­ществляемый последовательно параллельно и охватывающий следу­ющие четыре множества решений.:

1. Определение бизнеса — характеризуется следующими исходны­
ми параметрами:

■ описание производимого продукта с учетом его технико-эконо­мических, потребительских свойств и технологичности;

■ оценка масштаба рынка этого продукта, речь должна идти о со­ставе потребителей данного продукта, специфике их потребностей;

■ рыночная сегментация, суть которой состоит в разграничении рынка данного продукта по составу, группам потребителей, специфи­ке их потребностей, географическому положению.

 

2. Миссия (роль) бизнеса — множество преследуемых целей в их количественном измерении.

3. Функциональные стратегии. Формулирование их относится к третьему множеству решений стратегического планирования. Фун­кциональные стратегии — это стратегии в области маркетинга, произ­водства, НИОКР, инвестиций, финансов, трудовых ресурсов. Функ­циональные стратегии определяются после того, как определен бизнес и выявлена его миссия.

4. Бюджетирование. Четвертое множество решений в стратегиче­ском планировании. На этом этапе плановый цикл завершается фор­мированием системы распределения ресурсов и составлением бюдже­тов, обеспечивающих реализацию стратегий, планов, программ. Тут принимаются специальные финансовые решения, декларируется до­ход, составляются всякого рода балансы, проектируется денежный оборот.


ЦЕЛИ И СТРАТЕГИИ

Отправной точкой стратегического планирования выступает пла­нирование результатов, которое делится на три категории:

1) «идеал» — результат, который в принципе недостижим, но к ко­торому нужно приближаться;

2) «цель» — результат, которого нужно реально достичь в течение обозримого будущего;

3) «подцель» или «задача» — результат, который достигается за вполне определенное время.

Планирование, сориентированное на идеал, принято называть нормативным. Стратегическое планирование сориентировано на вы­бор конкретных целей. Тактическое планирование сосредоточено на решении задач текущего характера.

. Изучая цели развития корпораций, легко констатировать их стрем­ление наращивать свои доходы. Это стремление предполагает задей­ствование комплекса мер, способных лишь через некоторое время обес­печить высокие доходы. Именно поэтому одна глобальная цель — прибыльность, доходность и тому подобное «разлагается» на систему целей (точнее подцелей), реализация каждой из которых требует разра­ботки собственной стратегии. К такого рода подцелям можно отнести:

■ диверсификацию;

■ конкурентоспособность;

■ вертикальную интеграцию;

■ увеличение объема продаж;

■ расширение производственных мощностей;

■ внедрение новых технологий;

■ снижение затрат;

■ снижение или стабилизацию цен на продукцию;

■ формирование рынка массового потребителя;

■ увеличение общей мощности предприятия;

■ поиск новых организационных норм существования и т.д.

В настоящее время все более очевидной становится переориента­ция стратегического планирования на технологические цели, а техно­логический компонент при разработке стратегии развития предприя­тия ставится в один ряд с финансовым.

Технологическая стратегия приходит на смену преобладавшим до сих пор программам производства новых продуктов. Она включает

в себя:

■ анализ и оценку сложившегося технологического уровня про­
изводства, определение специальных мер для отбора технологий, мо-


 




гущих обеспечить конкурентоспособность продукции на внутреннем и мировом рынках;

■ формирование механизма трансформации стратегических реше­
ний в области технологического развития в конкретный перечень дей­
ствий.

Содержательно технологическая стратегия определяется разработ­кой новых пролетов, технологией их производства, поиском новых возможностей достижения высокой доходности предприятия.

Технологию можно определить как совокупность способов созда­ния и производства продукта, который призван удовлетворить нужды потребителя и рынка. Технология — результат взаимодействия много­образия факторов, среди которых можно выделить два ключевых, от которых зависит эффективность как таковая и «рыночная» эффектив­ность новой технологии:

1) освоение новых продуктов с улучшенными свойствами и цен­ностными характеристиками;

2) изменение «экономики» продукта или производственного про­цесса.

Эти два фактора тесно связывают между собой технологическую и продуктовую стратегии.

Продуктовая стратегия непосредственно касается освоения ново­го продукта. В ней несколько составных элементов:

■ изучение природы нового продукта (меры его новизны, качества и степени дифференциации производимой продукции);

■ выявление типов рынков и составов потребителей, необходимых для реализации нового продукта;

■ разработка технологии производства продукта;

■ оценка эффективности программы освоения этого продукта. При выработке технологической стратегии необходима ее оценка с пози­ций общих финансово-экономических целей предприятия. Индикато­рами здесь служат факторы, определяющие уровень цен на новую про­дукцию. Это или цена реализации, или издержки. Понятно, что ориентация проводится на снижение издержек и на возможные уров­ни цен вновь создаваемой продукции. В ходе нормирования техноло­гической стратегии устанавливается функциональный критерий «про­изводство — цена» для оценки новых поколений продуктов.

При построении технологической стратегии и ее соотнесения с фи­нансовыми целями важно учитывать следующее. Признание долговре­менного характера освоения и внедрения новых технологий тожде­ственно признанию долговременного характера влияния технологии на экономический рост и финансовую стабильность предприятия.


Опыт разработки технологических стратегий свидетельствует о том, что ни при каких обстоятельствах нельзя разделять технологическую и финансовую стратегии и сопрягать их с разными стадиями планово­го процесса.

Охарактеризованная ключевая роль новых технологий объединя­ет различные стратегии и подчиняет их общей стратегии развития пред­приятия, которая сориентирована на спрос потребителей и достиже­ние финансовых целей. Специалисты Института стратегического планирования США дали следующее определение стратегии: «Стра­тегия — это решения и политика, принятые к исполнению и непосред­ственно влияющие на финансовую деятельность предприятия. Как правило, подобные решения и политики сопровождаются распределе­нием или перераспределением ресурсов и необратимы». В процессе формирования стратегии можно выделить две составляющие:

1) анализ того, чему посвящен бизнес. Здесь идентифицируется те­кущая стратегия, изучаются предположения и предпосылки, на кото­рых она основана;

2) оценка общего окружения. Сюда следует отнести отраслевой ана­лиз (ключевые факторы успеха и неудач), анализ конкуренции и оценку потенциала конкурентов, социально-политический анализ, оценку собственной силы и слабости.

Фактически это ответ на следующие вопросы: чем следует зани­маться? Что нужно изменять? Нужно ли что-либо менять?

Существует множество типов стратегий и множество их класси­фикаторов. Наиболее обобщенный характер носят следующие типы стратегий:

■ стратегия дифференциации (модификация потребительских свойств продукта);

■ стратегия стоимостного лидерства (политика цен и издержек);

■ стратегия концентрации (выработка действий для узкоспециа­лизированного и узконаправленного сегмента рынка).

Условия, предпосылки и организационные требования, обуслов­ливающие выбор стратегий, приведены в табл. 3.2.

Выбор той или иной стратегии сопровождается значительным риском. Увлечение стратегией стоимостного лидерства лишает возмож­ности своевременно увидеть нужный в будущем продукт, проводить дорогостоящие маркетинговые исследования; тут велик риск неожи­данных технологических изменений, способных свести на нет все вло­жения в сокращение издержек. Наконец, инфляция сокращает возмож­ности ценового лидерства или дифференцированной по отношению к конкурентам политики цен. После того как стратегия сформулиро-


вана, возникают проблемы взаимоувязки стратегии с результатами фи­нансово-хозяйственной деятельности и в конечном счете ее оценки.

Таблица 3.2


 

Стратегическое планирование, как и всякий процесс принятия решений, начинается с анализа. Иначе говоря, стратегическое плани­рование следует начинать с создания аналитических предпосылок. Этот этап связан с изучением рыночных возможностей и оценкой стра­тегического потенциала предприятия. Другой важнейший компонент аналитических предпосылок — стоимостной анализ, который наряду с исследованием рынка определяет направленность стратегических ре­шений.

Для того чтобы стратегическое планирование оказалось успеш­ным, на первом этапе формируется пять аналитических блоков:

1) анализ потребителей, потребностей, сегментации рынка;

2) изучение конкурентов и их стратегий;

3) исследование тенденций изменения внешней среды;

4) оценка рыночных характеристик (спроса и предложения);

5) характеристика предприятия, оценка сильных и слабых сторон его деятельности.


Стоимостной анализ охватывает два блока вопросов:

1) изучение «экономики масштаба»;

2) изучение «эффекта опыта» и его влияния на динамику издер­жек.

Второй этап стратегического планирования тесно связан с орга­низационной концепцией, которую необходимо выработать, прежде чем приступить к количественным оценкам, к нормированию функ­циональных стратегий и т.п. Выработка такой концепции включает количественную оценку сложившейся структуры предприятия, кри­тический поиск направлений диверсификации производства, анализ эффективности вертикальной интеграции, определение ее границ и т.п.

На третьем этапе наступает пора так называемых формализован­ных данных (или классических) методов стратегического планирова­ния, с помощью которых удается дать количественную оценку прини­маемым решениям, облегчая тем самым процесс распределения ресурсов, выработки обоснованной инвестиционной политики. Набор этих методов включает три большие группы:

1) «портфельный анализ и портфельное планирование», с помо­щью которых достигается денежная сбалансированность на предпри­ятии;

2) оценку деловой позиции с точки зрения эффективной инвести­ционной политики;

3) моделирование взаимодействия стратегических факторов и вы­бор оптимальной стратегии (так называемая программа ПИМС). В ре­зультате обобщения опыта плановой деятельности большого числа компаний действует вполне определенная классификация плановых

систем.

В практике встречаются следующие плановые системы:

1) одноцикличные плановые системы, включающие прогноз про­даж и бюджетирование;

2) двухцикличные системы, в которых подготовке бюджета пред­шествует подготовка функциональных планов;

3) трехцикличные системы, где функциональному планированию и бюджетированию предшествует собственно «стратегическое плани­рование», которое начинается с выбора из многочисленных альтерна­тивных вариантов бизнеса и его миссии, т.е. с выработки общей стра­тегии.


 



 


ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛГОСРОЧНОГО И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Главное различие между долгосрочным (его можно назвать кор­поративным) и стратегическим планированием состоит в трактовке будущего.

В системе долгосрочного планирования предполагается, что бу­дущее может быть предсказано путем экстраполяции исторически ело-, жившихся тенденций роста. При этом предполагалось, что в будущем итоги деятельности улучшатся по сравнению с прошлым.

Типичный результат такой практики — постановка оптимистиче­ских целей, с которыми сходятся реальные итоги. В фирмах, где уп­равление поставлено хорошо, результаты деятельности обычно выше, чем предсказывает экстраполяция, но выглядят они как типичные «зуб­цы пилы», представленные на рис. 3.2.

 
 

чайных» ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенден­ции.

2. Анализ позиций в конкурентной борьбе. Его задачей является определение того, насколько можно поднять результаты работы у фир­мы, улучшив конкурентную стратегию в тех видах деятельности, ко­торыми она занимается.

3. Выбор метода стратегии. Задачей выбора метода стратегии яв­ляется сравнение выбора перспектив фирмы в различных видах дея­тельности, установление приоритетов и распределение ресурсов меж­ду различными видами деятельности для обеспечения будущей

стратегии.

На рисунке 3.3 показан общий уровень результатов, на который может рассчитывать фирма, пользуясь анализом своих конкурентных возможностей. Существующий потенциал — эта линия перекрывает пределы конкурентных возможностей.

Во многих случаях линия нынешних возможностей (существую­щий потенциал) неприемлема для фирмы, так как:

■ стратегически уязвим набор видов деятельности;

■ обнаруживается несоответствие долгосрочных и краткосрочных перспектив развития;

■ имеются претензии на более высокие темпы роста.

4. Анализ путей диверсификации (диверсификация — метод, на­правленный на снижение риска путем распределения его между не­сколькими рисковыми товарами таким образом, что повышение риска от покупки (или продажи) одного означает снижение риска от покуп­ки (или продажи) другого).


 


Рис. 3.2. Характеристика долгосрочного и стратегического планирования

В тех компаниях, где управление поставлено хуже, реальные ито­ги тоже выглядят как «зубцы пилы», только они ниже намеченных целей.

В системе стратегического планирования отсутствует предполо­жение о том, что будущее должно быть непременно лучше прошлого, и не считается, что будущее можно изучить методом экстраполяции.

Поэтому система стратегического планирования предполагает осуществление следующих действий:

1. А







Date: 2016-08-29; view: 981; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.177 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию