Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 7. Разработка стратегии фирмы





УДК 65.0(075.8) ББК 65.290-2я73 С37

Рецензенты:

И.А. Садчиков, заведующий кафедрой экономики и менеджмента в нефтегазо-химическом комплексе Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, д-р экон. наук, проф.,

М.В. Селин, заведующий кафедрой экономики Вологодской государственной молочнохозяйственной академии им. Н.В. Верещагина, д-р экон. наук, проф., Е.Н. Яковлева, заведующая кафедрой финансов Института менеджмента и ин­формационных технологий (филиал Санкт-Петербургского политехнического университета в г. Череповце), канд. экон. наук, доц.

Симунин Е.Н.

С37 Планирование на предприятии: учебное пособие / Е.Н. Симунин, В.М. Васильцова, ТА. Симунина, B.C. Васильцов. — 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2008. - 336 с.

ISBN 978-5-390-00042-7

Рассматриваются методологические и организационные основы планирова­ния на предприятии. Особое внимание уделено планированию экономического развития. Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Федераль­ного стандарта к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки вы­пускников вузов, содержит контрольные вопросы и тесты, которые могут быть использованы для самоконтроля.

Для студентов и аспирантов экономических и технических специальностей. Может быть использовано специалистами предприятий.

УДК 65.0(075.8) ББК 65.290-2я73

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.000035.01.08 от 09.01.2008 г.

Изд. № 545. Подписано в печать 15.05.2008. Формат 60x90/16. Гарнитура «PetersburgC». Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 21,0. Уч.-изд. л. 14,9. Тираж 3000 экз. Заказ № 3598

ЗАО «КноРус». 129110, Москва, ул. Большая Переяславская, 46.

Тел.: (495) 680-7254, 680-0671, 680-1278.

E-mail: [email protected]://www.book.ru-

Отпечатано в полном соответствии с качеством

предоставленного издательством электронного оригинал-макета

в ОАО «Московская типография № 2».

129085, Москва, пр. Мира, 105.

© Симунин Е.Н., Васильцова В.М.,

Симунина Т.А., Васильцов B.C., 2008
© ЗАО «МЦФЭР», 2008
ISBN 978-5-390-00042-7 © ЗАО «КноРус», 2008


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение......................................................................................................... 7

Раздел I

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ

Глава 1. Сущность планирования в рыночных условиях

1.1. Планирование в рыночных условиях........................................... 10

1.2. Сущность планирования развития................................................ 13

1.3. Совокупный спрос — важнейший объект

«планирования развития»............................................................. 16

1.4. Об индикативном планировании в современных условиях........ 19

Выводы............................................................................................. 27

Контрольные вопросы................................................................... 29

Тесты............................................................................................... 30

Глава 2. Методологические основы планирования и прогнозирования

2.1. Методология планирования и прогнозирования......................... 36

2.2. Методы прогнозирования, их использование в планировании.. 39

2.3. Система социально-экономического прогнозирования. Основные группы прогнозов 42

2.4. Принципы планирования............................................................... 45

2.5. Методы планирования................................................................... 48

Выводы............................................................................................. 51

Контрольные вопросы................................................................... 52

Тесты............................................................................................... 53

Глава 3. Характеристика долгосрочного н стратегического планирования предприятия

3.1. Объективные предпосылки и условия эволюции систем
планирования и управления.......................................................... 61

3.2. Сущность стратегического планирования................................... 64

, 3.3. Цели и стратегии........................................................................... 67

3.4. Характеристика долгосрочного и стратегического

планирования.......................................................... •.....:.................. 72

Выводы............................................................................................. 75

Контрольные вопросы.................................................................. 76

Тесты............................................................................................... 76


Глава 4. Методы планирования инноваций

4.1. Характеристика особенностей НИОКР как объекта планирования 81

4.2. Программно-целевое планирование НИОКР.............................. 83

4.3. Задачи и методы тематического планирования НИОКР............ 84

4.4. Методы определения договорных цен

на научно-техническую продукцию............................................. 85

4.5. Объемно-календарное планирование НИОКР............................. 87

4.6. Сетевое планирование.................................................................... 89

Выводы............................................................................................. 97

Контрольные вопросы............................... '................................... 98

Тесты......................'........................................................................ 99

Раздел II

ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Глава 5. Организационные основы планирования на предприятии

5.1. Типы внутрифирменного планирования.................................... 106

5.2. Процесс планирования на предприятии..................................... 109

5.3. Система планов предприятия..................................................... 111

5.4. Организация внутрифирменного планирования....................... 113

5.5. Диагностика готовности систем к планированию..................... 116

Выводы.......................................................................................... 116

Контрольные вопросы................................................................ 119

Тесты............................................................................................ 120

Глава 6. Стратегическое планирование на предприятии

6.1. Конкурентный анализ.................................................................. 124

6.2. Портфельные модели анализа стратегии. Оценка привлекательности стратегической области бизнеса 126

6.3. Определение конкурентных технологических возможностей.... 134

6.4. Анализ путей диверсификации................................................... 136

6.5. Синергизм в аспекте планирования..:........................................ 139

Выводы.......................................................................................... 139

Контрольные вопросы................................................................ 141

Тесты............................................................................................. 141

Глава 7. Разработка стратегии фирмы

7.1. Формирование стратегии............................................................ 146

7.2. Миссия организации.................................................,................. 149

7.3. Формирование системы стратегических целей фирмы............ 152

7.4. Формирование стратегических программ................................. 156

7.5. Информационное обеспечение стратегического планирования.................. 159

Выводы.......................................................................................... 169

Контрольные вопросы................................................................ 171

Тесты............................................................................................ 172


Глава 8. Бизнес-план предприятия

8.1. Цели и задачи бизнес-плана...................;.................................... 179

8.2. Структура и содержание бизнес-плана....................................... 183

Выводы.......................................................................................... 202

Контрольные вопросы................................................................ 204

Тесты........................................................................................... '. 204

Глава 9. Планирование прибыли на предприятии

9.1. Факторный метод планирования прибыли

и рентабельности......................................................................... 208

9.2. Планирование выручки от реализации продукции.................... 210

9.3. Формирование чистой прибыли и пути ее

оптимизации................................................................................. 211

9.4. Ценовая стратегия фирмы........................................................... 216

9.5. Планирование прибыли на краткосрочных

временных интервалах................................................................ 227

Выводы.......................................................................................... 232

Контрольные вопросы................................................................ 235

Тесты............................................................................................. 236

Глава 10. Планирование производства и маркетинга продукции

10.1. Планирование производства и маркетинга продукции............. 240

10.2. Планирование показателей объемов производства.................. 244

10.3. Гибридная система планирования производства....................... 248

Выводы....................,..................................................................... 257

Контрольные вопросы................................................................ 259

Тесты............................................................................................. 260

Глава 11. Планирование потенциала предприятия

11.1. Производственная мощность предприятия............................... 263

11.2. Планирование инноваций или технического развития

и организации производства....................................................... 266

11.3. Планирование экономической эффективности реальных инвестиций:. 271

11.4. Задачи плана экономического и социального развития

предприятия................................................................................. 282

Выводы........................................................................................... 283

Контрольные вопросы................................................................. 286

Тесты............................................................................................. 286

Глава 12. Планирование ресурсного обеспечения

12.1. План по труду и кадрам.............................................................. 290

12.2. План реальных инвестиций и капитального

строительства.... „......................................................................... 292

12.3. Планирование материально-технического снабжения.............. 294

12.4. Планирование природоохранной деятельности......................... 297

Выводы.......................................................................................... 299


 




Контрольные вопросы...........................,.................................... 301

Тесты............................................................................................ 302

Глава 13. Финансовое планирование

13.1. Задачи, содержание и порядок разработки

финансового плана....................................................................... 305

13.2. Анализ финансовых коэффициентов......................................... 311

13.3. Анализ безубыточности предприятия........................................ 318

13.4. Долгосрочное финансовое планирование................................... 323

13.5. Краткосрочное, финансовое планирование................................. 325

Выводы.......................................................................................... 327

Контрольные вопросы.................:............................................. 328

Тесты............................................................................................ 329

Литература................................................................................... 333


ВВЕДЕНИЕ

Планирование является важнейшей частью предпринимательской практики. Его значение выражено в известном афоризме: «Планиро­вать или быть планируемым». Смысл высказывания заключается в том, что предприятие, которое не умеет или не считает, нужным планировать свою деятельность, само оказывается объектом планирования, сред­ством для достижения чужих целей. Конечно, планирование — не все­могущий инструмент, не золотой ключик, способный открывать лю­бую дверь. Однако серьезный подход к планированию создает основу для устойчивой и эффективной работы предприятия.

В этом учебном пособии рассматриваются методологические и ор­ганизационные основы планирования и регулирования, а также пла­нирование экономического развития промышленного предприятия: как предприятию развиваться в условиях рынка, какими методами лучше воспользоваться, какие цели перед собой ставить и как добиться их осуществления. Задача учебного пособия состоит в том, чтобы помочь выработать определенное видение управления предприятием, сформу­лировать определенное отношение к планированию как важнейшему средству и способу достижения успеха.

В пособии уделено большое внимание традиционным и новым под­ходам к планированию деятельности предприятия. Само планирование рассматривается как комплексная деятельность, в которой соединяются все перспективные и прогнозные представления для достижения постав­ленной цели — повышения экономической эффективности работы. Пла­нирование — многоаспектная деятельность. В этом процессе важно со­временное понимание сущности планирования в условиях рыночной экономики, использование индикативных показателей.

Планирование отличается своей глубиной, подразделяясь на стра­тегическое и тактическое. Планирование направлено на различные стороны деятельности предприятия. Как отдельные направления вы­деляются планирование инноваций, собственно развития и предприя­тия, прибыли, планирование производства, маркетинга и ресурсного



обеспечения, потенциала предприятия. Отдельно рассматривается финансовое планирование - как стержень и основа планирования фирмы. Консолидирующим плановым документом.предприятия вы­ступает бизнес-план, в котором соединяются разные элементы и вы­воды планового подхода. В пособии анализируются современные мето­ды и приемы планирования, основы выработки стратегии предприятия, сущность и этапы этой деятельности. В результате дается развернута^ картина плановой деятельности предприятия как важнейшего инст­румента повышения его рыночной эффективности и конкурентоспо­собности.

Теоретический материал в учебном пособии соответствует требо­ваниям государственных образовательных стандартов, предъявляемым к студентам высших учебных заведений, обучающимся по специаль­ности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)».

Материал дополняется краткими выводами в каждой главе, кото­рые помогут студентам в освоении новых знаний и подготовке к экзаменам, этой же цели служат приведенные там контрольные во­просы и тесты.


РАЗДЕЛ I

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ

ПЛАНИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ


ГЛАВА 1

СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

1.1. ПЛАНИРОВАНИЕ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

В управлении экономикой рыночного типа заметное место при­надлежит планированию.

Термины «рыночная экономика» и «плановая экономика» несут на себе печать условности. Когда говорят о плановой экономике, чаще всего имеют в виду экономику, народно-хозяйственное управление, а не только планирование, которое осуществляется централизованным об­разом, директивно-распорядительными методами. Наличие в такой экономике командно-распорядительной системы управления ассо­циируется с присутствием в ней планирования, развернутого по всем этажам иерархии управления. Отсюда и условное название «плановая экономика».

Рыночная экономика, со своей стороны, характеризуется не столько рынком товаров и услуг, который в какой-то мере присутству­ет и в плановой экономике, сколько свободными товарно-денежными отношениями, пронизывающими сферы производства, обращения, потребления.

Сочетание плановых и рыночных начал имеет место в любой эко­номике рыночного типа, как, впрочем, и в экономике нерыночного типа. Отличие в том, что доля «плановости» и «рыночности» различна в эко­номике обоих типов.

Так как блок планирования входит в состав системы управления любой экономики, то объективно и независимо от избираемого вари­анта перехода к рыночной экономике во всех случаях нужно уяснить, каким видится планирование в обновленной экономической системе, как к нему перейти от исходного состояния, каким образом увязать его с другими элементами системы управления. - Достаточно часто провозглашается мнение, согласно которому рынок отрицает план. В основе противопоставления плана и рынка


лежит серьезная логическая ошибка. Антитезисом рыночному регу­лированию экономикой является не только и не столько план, сколь­ко административная система директивного, командного распоряди­тельства сверху.

План противопоказан и противодействует рынку только в той мере, в которой он является элементом системы централизованного директивно-государственного управления экономикой. Право на су­ществование планирования в рыночной системе признается многими экономистами-реформаторами.

Согласно широко распространенному мнению, именно централи­зованное планирование воплощает в себе административно-команд­ную систему управления. В действительности это не совсем так. Го­сударственные планы лишь частично, в общих чертах направляли экономическую деятельность. Сами планы составляли преимуществен­но путем сбора отраслевых данных, которые формировались в виде суммы планов предприятий. Согласно планам, экономика не развива­лась — пятилетние государственные планы не выполнялись практи­чески на 10—20%. Так что кризисные явления в народном хозяйстве не были следствием неукоснительного подчинения предприятий Гос­плану, хотя централизованное директивное планирование внесло свою лепту и несет ответственность за состояние дел в экономике и соци­альной сфере. Если же говорить об облике административно-команд­ной системы, которая действительно не совместима с рынком, то он воплощен скорее не в государственном плане, а в запретительных законах, многочисленных предписывающих и обязывающих прави­тельственных постановлениях, положениях, правилах и т.д. Все это, объединенное в жесткую директивно-распорядительную систему, об­ладающую особым статусом кадрового формирования и продвижения по служебной лестнице, и образует управленческую среду, не совме­стимую с рыночной экономикой. От неправомерного отождествления бюрократической командно-нажимной системы, с плановой возника­ет дилемма: «или план, или рынок», которая хотя и существует, но не в столь категоричной форме. Соответственно дорогу к рыночной эко­номике следует прокладывать не посредством отрицания и полного подавления планового управления, без которого никак не обойтись, а с помощью ограничения, глубокой качественной трансформации, приведения в согласие с законами и примерами рынка, впрочем, как и с экономическими законами вообще.

При этом нельзя упускать из виду наличие ряда социально-эко­номических процессов, на которые рынок просто не в состоянии воз­действовать по своей природе, так как не все в мире определяется вза-


 




.


имодействием спроса и предложения, производителя и потребителя, товарообменом, свободным предпринимательством.

Так что, даже если область необходимого планирования, не заме­няемого рыночным регулированием, определять остаточным образом, такая область заведомо не будет «нулевой».

В нее попадут: стратегия экономического развития, глобальные экономические проблемы, крупные социальные и научно-технические программы, распределение государственного бюджета, оборона, пред­ставляющая объекты, не подвластные или только частично подвласт­ные рыночному регулированию.

Необходимость планирования исходит также из реальной картины в ряде стран с рыночной экономикой, где имеют место планирование производства и сбыта продукции, финансовое планирование, плани­рование технического и технологического обновления, строительства.

В еще большей степени в рыночной экономике развито прогнози­рование деятельности фирмы, определение ее места и участия в систе­ме маркетинга страны и на мировом рынке. Так что говорить, что ры­нок не приемлет плана, вообще не приходится.

В действительности «единство плана и рынка» в широком смысле слова базируется на более принципиальных предпосылках. Есть осно­вания утверждать, что в любой экономике действует закон планомер­ного, пропорционального развития. Будучи полем сознательной дея­тельности людей, экономика не может развиваться вне их воли. Эта воля так или иначе проявляется в видении желаемого образа действий, модели будущего состояния, которое должно быть достигнуто в резуль­тате таких действий. А образ, модель будущего — это уже план. Не план — директива, а план — желаемая цель.

Кроме того, в силу действия физических законов сохранения ве­щества и энергии, регулирующих взаимные переходы из одного состо­яния в другое, и экономического закона стоимости, регулирующего образование и движение стоимости, неизбежным образом приходить­ся соблюдать и выдерживать определенные материально-веществен­ные и стоимостные пропорции в общественном воспроизводстве и производстве. А согласно удачному ленинскому выражению, «вся­кая сознательно поддерживаемая пропорциональность есть по суще­ству планомерность». Так что от планирования никакой экономике не уйти. Планирование, как известно, является одной из ключевых функ­ций управления, а функции планирования, связанные с определением краткосрочных целей развития и обеспечением необходимых для их достижения средств и ресурсов, может с успехом выполнять специ-


ально адаптированный для этого механизм годового бюджета, выпол­няющий такую задачу во многих странах.

Дилемма «рынок или план» в индустриально развитых капитали­стических странах решается в зависимости от степени развития про­изводительных сил и отношений по принципу: «рынок — насколько возможно, план — насколько необходимо». При этом существует ши­рокий диапазон вариантов соотношения рыночных и нерыночных на­чал в управлении национальной экономикой — от преимущественно рыночных методов и подходов (США, Германия) до систем, в рамках которых государству отводится относительно большая роль в регули­ровании производственных процессов (Южная Корея, Япония, Фран­ция).

Применительно к рыночной индустриальной экономике извест­ны два основных независимых субъекта планово-регулирующей дея­тельности: государство и корпорация (фирма).

В последнее время наметилась смычка государственного и корпо­ративного (стратегического) планирования. В Японии это оформилось в так называемое мезоэкономическое направление в планировании, когда государство заключает контрактные соглашения с ведущими частными фирмами в целях более тесного сотрудничества, а также в общенациональных интересах. Долгие годы распространенным в быв­ших социалистических странах официальным понятиям и терминам «социалистическое планирование», «централизованное директивное планирование» и так далее противостоял их западный смысловой ана­лог — «планирование развития» (development planning).

СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ

Термин «планирование развития» (ПР) был введен в научный оборот в западных странах в 60-е гг. XX в. Он охватывал в то время те общие функции, которые были характерны для планово-экономиче­ской деятельности государства в развитых капиталистических, быв­ших социалистических и развивающихся странах. Произошедшие в последнее время в мире политические изменения, окончательно под­твердив безальтернативность рыночной экономики, внесли корректи­вы в определение ПР — теперь оно стало непосредственно ассоции­роваться с рыночными принципами ведения хозяйства, получив распространение в странах с преимущественно рыночной экономикой. Наличие развитых, постоянно совершенствуемых рыночных отноше­ний — важнейшая предпосылка эффективного ПР.

Под «развитием», согласно теории ПР, понимаются «институцио­нальные изменения плюс рост».


Иными словами, ПР в целях обеспечения более высокого уровня жизни населения направлено на достижение и поддержание высоких темпов экономического роста путем поэтапного реформирования пре­пятствующих этому архаичных организационно-правовых структур.

В том случае, когда экономика построена на плюрализме форм собственности и принципах свободной конкуренции, экономический рост подразумевает, как правило, не только обеспечение производства большого количества товаров и услуг, но и их лучшее качество.

Поэтапность и эволюционность «институциональных измене­ний» — ключевой принцип ПР. С точки зрения ПР любая экономиче­ская система обладает определенным потенциалом роста. При этом су­ществуют следующие типы ее развития.

1. Идеальным вариантом следует считать такой тип развития сис­темы, когда основанные на науке и профессиональной интуиции до­зированные институциональные изменения вносятся в нее по мере необходимости, в результате чего поддерживается устойчиво высокий перманентный рост.

2. Более реальный тип развития предполагает частичное рефор­мирование экономической системы практически сразу же после появ­ления первых очевидных негативных признаков ее функционирова­ния. Оно осуществляется обычно с очередной сменой политической власти.

3. Диаметрально противоположным по отношению к первым двум является такой тип развития, когда практически полностью исчерпы­вается ресурс системы, после чего начинается радикальная ломка ее институциональных структур и экономических форм (пример СССР).

Согласно теории ПР, планированию подлежат как экономический рост, так и «институциональные изменения», причем в неразрывном единстве. Считается, что страна использует ПР, если ее правительство осознанно предпринимает постоянные усилия, направленные на по­вышение темпов ее экономического и социального прогресса, внося изменения в те организационно-правовые структуры, которые, по мне­нию правительственных органов, препятствуют достижению этой цели.

Следует обратить внимание, что в основе «осознанно предприни­маемых постоянных усилий» вовсе необязательно должны лежать меры планового характера. Более того, «планирования» в общепринятом значении слова может и не быть. Здесь как раз и заключено самое важ­ное для понимания сущности современного ПР.

Постоянные усилия правительства по осуществлению ПР, как правило, базируются на некотором синтезе государственного регули-


рования экономики, индикативного планирования и экономического прогнозирования.

В реальной действительности экономика реагирует не на влияние каждой инструментальной составляющей экономической политики в отдельности, а на их результативное воздействие, на их агрегирован­ный эффект. Значит, необходим такой механизм государственного воз­действия на экономику, который обеспечивал бы указанный эффект. ПР как раз и призвано сыграть роль этого механизма.

Важным компонентом ПР является государственное регулирова­ние, поскольку лежащая в его основе государственная финансовая си­стема, ограниченная рамками государственного бюджета, очерчивает существующие в каждый момент экономические возможности госу­дарства.

Главным объектом государственного регулирования выступает при этом экономическая конъюнктура, воздействие на которую осу­ществляется как непосредственно — через механизм государственно­го бюджета, так и по каналам налоговой и кредитно-денежной поли­тики.

Адаптированный для целей развития бюджет — символ ПР.

Правительственные органы разрабатывают и осуществляют ком­плекс мероприятий по координации экономической политики на мак­ро-, мезо- и микроуровнях. Эта координационная деятельность госу­дарства составляет важнейший аспект «планирования развития», и ее совершенствование в долгосрочной перспективе зависит от того, на­сколько умело состыковываются взаимные интересы государства и корпораций (фирм).

Если основной задачей текущего (конъюнктурного) государст­венного регулирования является поддержание равновесного состояния экономики, необходимого для реализации государственной политики экономического роста, то в число важнейших задач индикативного го­сударственного планирования входит обеспечение высоких и устой­чивых темпов роста экономики. Среднесрочное регулирование на­циональной инвестиционной деятельности — главный аспект индика­тивного планирования, государственное инвестиционное программи­рование — его методологическая основа.

Адаптированные к условиям 80—90-х гг. XX в. традиционные ин­дикативные планы служили отправной точкой и естественной базой для разработки во многих странах мира на монетаристско-неолибераль-ных принципах так называемых планов развития, органично включа­ющих как конъюнктурные, так и структурные аспекты государствен­ной экономической политики. Среднесрочные «планы развития» —


 




 


новейшее явление в практике планово-регулирующей деятельности современного государства.

Строго говоря, основной целью и объектом приложения ПР явля­ется не столько рыночная экономика сама по себе, сколько каждый конкретный потребитель (социум). Ориентированность на развитие определенного индивидуума (группы индивидуумов) в контексте по­стоянно совершенствуемых общественных и производственных отно­шений — важнейшая особенность ПР. Рыночная экономика в этом слу­чае выступает как один из ключевых инструментов решения стоящего перед ПР комплекса социально-политических задач.

1.3. СОВОКУПНЫЙ СПРОС - ВАЖНЕЙШИЙ ОБЪЕКТ «ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ*

В бывшем СССР категории «спрос» и «предложение» никогда не играли активной роли в теории и практике народнохозяйственного управления. В общем случае спрос представляет собой опосредован­ную и лимитированную денежными доходами общественную потреб­ность.

Предложение есть адекватное материально-вещественное обеспе­чение платежеспособного спроса.

Согласно основной заповеди рыночной экономики, спрос опреде­ляет предложение, но и предложение в свою очередь «порождает свой собственный спрос». Эта взаимосвязь обусловливает принципиально отличные подходы к проблеме управления и регулирования.

На взаимодействии спроса и предложения построена система ры­ночных механизмов саморегуляции, постепенно расширяющих сферу своего действия, динамику которых должно учитывать ПР.

Макроэкономическая теория оперирует не просто понятиями «спрос» и «предложение», а категориями «совокупный спрос» и «со­вокупное предложение», ассоциируемыми соответственно с денежны­ми и производственными секторами экономики, которые в свою очередь можно условно отождествлять с национальным доходом и ко­нечным продуктом. Величины национального дохода и конечного про­дукта (за вычетом фонда возмещения выбытия основного капитала) в стоимостном выражении должны совпадать. От того, какой масштаб цен используется для количественной увязки этих двух макропоказа­телей и как соотносится совокупный фонд заработной платы с име­ющейся в стране рабочей силой, зависит уровень инфляции и безра­ботицы.

Возможны два основных способа государственного воздействия на величины совокупного спроса и совокупного предложения:


 

1) через структурное распределение национального дохода (до­бавленная стоимость);

2) при помощи контроля за уровнем производственных издержек предприятия.

Направляя частные сбережения посредством политических сти­мулирующих мер на цели инвестирования либо увеличивая свои до­ходы за счет дополнительного налогообложения, государство компен­сирует недостаток совокупного эффективного спроса, генерирующего через механизмы рыночной саморегуляции адекватные приросты пред­ложения товаров и услуг.

Такие производственные издержки, как стоимость потребленных сырья, материалов, топлива, величина амортизационных отчислений и т.д., являются важнейшим автоматическим регулятором совокупно­го спроса и совокупного предложения. Их сокращение ведет к умень­шению материальных затрат, а значит, и фонда возмещения выбытия основного и оборотного капиталов в составе валового общественного продукта, увеличивая соответственно объемы национального дохода (совокупного спроса) и конечного продукта (совокупного предложе­ния).

Прямое воздействие на совокупное предложение возможно путем изменения налогов и субсидий. Увеличение налогов с предприятий ве­дет к росту удельных производственных издержек и, как следствие, к сокращению совокупного предложения. Наоборот, увеличение суб­сидий частному капиталу сокращает удельные издержки, способствуя расширению совокупного предложения.

Механизм макрорегулирования через совокупный спрос лежит в основе неокейнсеанской модели, а через совокупное предложение — неоклассической модели «планирование развития» в условиях рыноч­ной экономики.

Неокейнсеанская модель характеризуется следующими постула­тами:

■ совокупный спрос — главный объект ПР;

■ регулированию подлежат такие составляющие совокупного спроса, как расходы на потребление, государственные и частные инве­стиции, правительственные закупки, которые автоматически «тянут» за собой соответствующие компоненты совокупного предложения (производства). Главной целью ПР является обеспечение стабильно­го равновесного роста при приемлемых уровнях инфляции и занятости.

Такая ориентированная на поддержание «эффективного спроса» модель была разработана на основе идеи английского экономиста Дж.М. Кейнса (1883—1946), считавшего, что «если предусмотрено эф-


,


фективное вмешательство государства на уровне спроса, то сам про­цесс конкуренции, совершенной или не совершенной, в той или иной мере отрегулирует предложение». Различные модификации этой мо­дели использовали вплоть до последнего времени в системах нацио­нального регулирования практически во всех странах с рыночной эко­номикой.

Структурно-экономические кризисы 70-х — начала 80-х гг. XX в. внесли существенные коррективы в традиционные подходы западных экономистов к проблеме «планирования развития». Прежде всего речь идет о появлении монетаристской макроэкономической концепции, которая в пику сторонникам Кейнса, в целом недооценивавшим роль денег в управлении национальной экономикой, делает ставку на регу­лирование совокупного спроса путем изменения денежного предло­жения в стране методами кредитно-финансовой политики.

Администрация Рейгана в США в начале 1980-х гг. вернулась к неоклассическим принципам формирования государственной эконо­мической политики, провозгласив в качестве ее идеологической основы так называемую теорию экономики предложения (supplyside economics). Главная идея «экономики предложения» заключается в увеличении совокупного предложения, которое автоматически находит соответ­ствующий спрос, путем сокращения производственных издержек при помощи, в частности, снижения ставок налогообложения и ослабле­ния государственного регулирования в сфере частного бизнеса.

Для «экономики предложения» характерно наличие совершенной конкуренции при достаточно высоком уровне развития рынков капита­ла и рабочей силы, в силу чего даже правительство США не в состоянии сделать ставку на эту теорию «в чистом виде» и дополняет саморегу­лируемый механизм «экономики предложения» широким комплексом монетаристских мер с государственного воздействия.

Традиционная для Латинской Америки прокейнсианская модель «экономики спроса» (demand-side economics) в процессе поиска выхо­да из затяжного кризиса в 1980-х гг. была существенно деэтатизирова-на и монетазирована, но и после этого латиноамериканская парадигма (парадигма-теория, принятая в качестве образца решения исследова­тельских задач) ПР не утратила своего альтернативного характера по отношению к распространенным в развитых капиталистических стра­нам моделям, олицетворяя собой один из вариантов управления мно­гоукладной, зависимой и недостаточно интегрированной рыночной экономикой.

Сугубо рыночной, органично вписывающейся в теорию экономи­ки спроса и предложения, является так называемая концепция «про-


мышленной политики», под которой в широком смысле понимается политика национального государства по отношению ко всему пред­принимательскому сектору в экономике. Главная цель промышленной политики — модификация отраслевой структуры высокоразвитого хо­зяйства путем совместных усилий государства и частного капитала. По мнению профессора Гарвардского университета Р. Рейча, промыш­ленная политика гораздо эффективнее служит задаче стимулирования инвестиций, нежели «экономика предложения».

Концепция «промышленной политики» (санге сэйсаку) зароди­лась и прошла широкую практическую апробацию в Японии, способ­ствовав посредством структурной перестройки промышленных отрас­лей превращению национальной экономики в динамичную и легко приспособляемую к новым условиям систему. Не подрывая позиций свободного рынка, промышленная политика, в отличие от «экономи­ки предложения», отводит определенную роль государству в распре­делении совокупного капитала по отраслям. Идеи промышленной по­литики как инструмента экономического регулирования были в начале 1970-х гг. заимствованы западной теорией развития и планирования и внедрены в практику государственного управления в ряде стран За­падной Европы.

Итак, мировой опыт управления макроэкономическими процес­сами, рассмотренный сквозь призму совокупного спроса и совокупно­го предложения, включает в себя в настоящее время три основных те­оретических направления:

■ неокейнсианство;

■ монетаризм;

■ теорию «экономики предложения», а также их различные ком­бинации.

ОБ ИНДИКАТИВНОМ ПЛАНИРОВАНИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Многие российские экономисты рассматривают вопросы, связан­ные с индикативным планированием, среди них М.Л. Шаккум, В.Г. Ерохин, Г.А. Парсаданов и др.

Рассмотрим сущность и содержание наиболее распространенной формы планирования развития СЭС передовых стран мира — индика­тивного планирования.

Впервые принципы индикативного планирования были раскры­ты в 1944 г. К. Ландауэром в книге «Теория национального экономи­ческого планирования», где дано следующее определение государствен­ного планирования: «Планирование основывается на сознательной


 




координации деятельности, а не на автоматическом согласовании, как при рыночном типе хозяйства. Эта сознательная деятельность должна осуществляться какой-либо организацией общества. Таким образом, планирование представляет собой некоторую совместную деятельность и регулирование обществом процессов функционирования индивиду­альных агентов. Даже если план принимается в результате всеобщего и свободного обсуждения, в нем проявляется приоритет решений, при­нятых в общих интересах, а не решений отдельных агентов.

Для достижения основной цели плана будущие производственные процессы должны быть выбраны и определены таким образом, чтобы обеспечивалось полное использование имеющихся ресурсов и исклю­чались противоречивые требования. Выполнение этих условий созда­ет возможность поддержания устойчивых темпов роста».

Индикативный план (ИП) в литературе называют также план-про­гнозом, поскольку ИП должен быть сбалансирован по материальным, трудовым и финансовым ресурсам, чтобы объединения предприятий, крупные корпорации соизмеряли свои будущие действия (планы) с предполагаемым (прогнозируемым) наличием ресурсов (в особен­ности топливно-энергетических). В связи с тем, что реальный баланс иногда неосуществим из-за нехватки ресурсов, баланс в ИП допуска­ется, если предполагается (прогнозируется), что имеется большая ве­роятность изыскания ресурсов в будущем.

ИП имеет прогнозный характер еще и потому, что он юридически не является директивным документом (законом) для корпорации (кро­ме казенных предприятий), в отличие от планов самих корпораций.

Само название плана «индикативный» имеет два различных тол­кования. Поскольку английское indicate означает «указывать», счита­ется, что ИП в отличие от директивного плана выполняет указатель­ные функции, показывает, в каком направлении следует продвигаться, действовать всем экономическим агентам и стране в целом, иначе го­воря, он носит рекомендательный характер.

Довольно распространено в литературе второе толкование: план называется индикативным, так как в процессе его разработки форми­руется комплекс важнейших показателей — индикаторов, характери­зующих развитие социально-экономической системы (СЭС) страны.

Индикатор представляет собой интегральный показатель (муль­типликатор), количественно определяющий качественные характери­стики того или иного процесса, состояния.

Индикаторы определяются как параметры границ, в пределах ко­торых система, включающая организационные механизмы, техноло­гические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчи-


во функционировать и развиваться. В отличие от «показателя», даю­щего лишь количественную констатацию, индикатор носит векторный, направленный характер. Индикаторы имеют предельные пороговые (максимальные и минимальные) уровни рентабельности, налоговых ставок, режимов развития многоресурсных систем.

В то же время любой план включает в себя комплекс важнейших показателей развития объекта — индикаторов, поэтому второе опре­деление не раскрывает отличительную особенность ИП от других ви­дов плана.

В настоящее время нет общепризнанного определения понятия ИП, но в то же время есть богатый опыт индикативного планирования развитых стран, например, Японии и в особенности Франции, где ин­дикативное планирование начало разрабатываться уже с.1947 г., и весь период с этого времени считается «золотым веком французского пла­нирования».

Основные признаки индикативного плана, отмеченные К. Лан-дауэром, следующие:

■ план формируется в результате сознательной, координирующей деятельности государства совместно со всеми заинтересованными сто­ронами (агентами);

■ если даже план принимается в результате всеобщего и свобод­ного обсуждения, в нем должен быть соблюден принцип приоритета решений, принятых в интересах всего общества, а не отдельных аген­тов в ущерб общегосударственным интересам;

■ цели плана и мероприятия по их достижению должны быть выб­раны таким образом, чтобы обеспечивалась максимальная эффектив­ность использования ресурсов;

■ план должен быть сбалансирован по всем ресурсам. Для того чтобы все хозяйствующие субъекты сохраняли высокий уровень до­верия к цифрам плана, который в силу своего необязательного (реко­мендательного) характера юридически представляет собой прогноз­ный документ (план-прогноз), необходимо несколько условий.

Нужно, чтобы план стал результатом широкого общественного обсуждения и представлял собой документ, основанный на общест­венном согласии. Поэтому к разработке плана должны привлекаться представители различных организаций, учреждений, комитетов, занимающихся отдельными аспектами и областями планирования (производство, финансы, социальные вопросы, торговля и т.п.), круп­ных предприятий не только государственного, но, что особенно важ­но, и частного сектора, представители отраслевых профсоюзов.


Кроме ученых-экономистов и производственников в разработке плана должны участвовать политологи, юристы, психологи, социоло­ги, специалисты по экологии, военные. Пользуясь основными показа­телями долгосрочного прогноза, обмениваясь информацией, разработ­чики плана вырабатывают согласованное решение. Вся сумма планов, выработанная отдельными комитетами, соотносится с величинами аг­регированных показателей, включенных в план центральным плано­вым органом. Процесс корректировки и устранения неувязок идет до тех пор, пока не будет выработана более или менее общая точка зре­ния на предстоящее экономическое развитие.

Индикативный план включает в себя как решения, обусловлен­ные взаимодействием рыночных механизмов, так и зависящие от го­сударственных органов. При этом необходимо рассматривать отдель­но систему небольших предприятий (рыночную систему) и систему крупных предприятий, олигополии (планирующую систему). Если в рыночной системе действуют довольно свободно механизмы взаи­модействия спроса и предложения и в наличии все атрибуты нормаль­ного реального рынка с развитой инфраструктурой, то развитие этой системы можно описать комплексом экономических моделей, устанав­ливающих взаимосвязи между основными показателями развития на основе статистических данных в ретроспективном периоде.

Действия олигополии можно оценить, используя их стратегиче­ские планы для государственного планирования (прогнозирования) в долго- и среднесрочном периодах и контрактную систему, связыва­ющую планы корпораций как между собой, так и с небольшими пред­приятиями по поставкам деталей, узлов, комплектующих схем и т.д., инвестициям и кооперации в средне- и краткосрочном перио­дах.

Решениями, зависящими от государственных органов и включае-. мыми в ИП, являются следующие:

■ планы государственных предприятий;

■ государственные заказы, включаемые в планы предприятий, в особенности включаемые в целевые федеральные или региональные программы;

■ бюджетные расходы по статьям, в том числе государственные инвестиции и субвенции;

■ иностранные инвестиции на основе заключенных с другими стра­нами межправительственных договоров;

■ показатели планов государственных внебюджетных фондов;

■ показатели по развитию социальной сферы.


Если процесс разработки плана является достаточно открытым и те, кто участвует в этой работе, достаточно компетентны, то знание самого процесса изнутри может способствовать повышению доверия к плану.

Надежность государственного плана увеличивается и за счет при­нятия планов на уровне регионов. Но чтобы процесс принятия плано­вых решений был эффективным и надежным, особенно необходимо достижение взаимопонимания между участниками разработки плана. Это происходит в процессе долговременной совместной работы, когда устанавливается приблизительно одинаковый уровень квалификации для всех и все стороны говорят «на одном языке».

С целью усиления действенности индикативного плана во Фран­ции применялись так называемые квазиконтракты и плановые кон­тракты между центром и корпорациями. Они не связывали стороны в строго юридическом смысле, а представляли собой форму обмена за­явлениями о намерениях и целях между центральными органами уп­равления и крупными предприятиями или представителями той либо иной отрасли экономики.

Действующие в условиях децентрализации хозяйственные под­разделения могут выражать свои намерения через отношение к инве­стиционным проектам, установлению цен и т.п., которые содействуют плану, а правительство со своей стороны может предлагать им раз­нообразные формы поддержки в зависимости от отношения к за­явленным позициям других участников экономического процесса (на­пример, правительство может облегчить получение кредита на приемлемых условиях). Таким образом, индикативное планирование рассматривается как некая игра с несколькими принимающими реше­ния участниками, принципы которой рассмотрены выше.

В Японии процесс прогнозирования и планирования осуществ­ляется в консультативных группах, председателями которых, как пра­вило, являются первые лица крупнейших частных компаний Японии (кейратцу).

Итак, индикативное планирование — это планирование, целью которого является воздействие на социально-экономическое развитие с помощью таких средств, как:

■ сбалансированный по всем ресурсам план-прогноз, согласован­ный со всеми заинтересованными агентами;

■ обеспечение центром всех заинтересованных агентов различной информацией, включая разнообразные типы прогнозов (демографи­ческий, научно-технический, природных ресурсов, экологический и т.п.);


 




■ организация центром условий, способствующих обмену инфор­мацией между всеми заинтересованными агентами и обеспечивающих процесс согласования.всех принимаемых решений;

■ прямые переговоры и заключение соглашений между центром и другими агентами.

Слабые места индикативного планирования. Индикативное пла­нирование связано с попыткой заставить отдельные предприятия со­ставлять свои планы таким образом, чтобы взятые вместе они давали значения суммарных показателей, предусмотренных в центральном плане. Это означает, что предприятия должны каким-то образом поде­лить рынок между собой, не имея четких указаний, как это сделать.

Когда представителям предприятий предлагают такие показате­ли увеличения суммарных мощностей, которые оказываются ниже цифр, намеченных ими, «то, конечно, чтобы остаться лояльными, они должны урезать планы своего роста. Однако в практике планирова­ния случалось также, что некоторые из них, наоборот, пытались уско­рить выполнение своих планов, надеясь первыми выйти на рынок, где согласно имеющейся у них информации ожидаются избыточное пред­ложение и сильная конкуренция. Очевидно, что такое поведение при­ведет к весьма неустойчивому развитию и подорвет чувство лояльно­сти и желание принять участие в процессе совместной адаптации с тем, чтобы согласовать свое поведение с наметками центрального плана».

Другой проблемой является олигополистический сговор. Основным средством согласования планов отдельных предприятий с планом цен­тра являются переговоры, обмен информацией и участие в работе от­дельных комиссий. Как известно, сговор в олигополистической унии — явление ординарное, обычное, но тесные контакты между корпораци­ями под руководством правительственных органов, несомненно, уси­ливают тягу к консолидации у корпораций с целью защиты интересов предпринимательства и ухода от диктата государства.

По этому поводу высказано немало спорных точек зрения, однако пока не разработана теория, которая объяснила бы, как объединить эти два желательных, но взаимно противоположных свойства системы.

Третья проблема — определение побудительных мотивов представ­ления различными компаниями необходимой информации в достовер­ной форме. Когда все предприятия, вместе взятые, намереваются уве­личить производство в большей мере, чем оговорено в центральном плане, центр пытается сократить плановые объемы предприятий бо­лее или менее пропорционально. Учитывая это, предприятия дают за­вышенные планы расширения производства, с тем чтобы в результате сокращения получить желаемое.


Отношение к представлению плановой информации стимулиру­ется надеждой как-то повлиять на отношение к себе со стороны цент­ра. Предприятие по тактическим соображениям может согласиться принять завышенный темп роста, надеясь за счет этого подкрепить свои претензии на кредит из источников, контролируемых центром (гос­бюджет, внебюджетные фонды). Отрасль (ассоциация предпринима­телей отрасли) может также преуменьшить свои возможности в на­дежде убедить центр в том, что она нуждается в финансовой помощи как для улучшения производственной структуры, так и для решения социальных задач (это относится, конечно, в первую очередь к пред­приятиям государственной собственности). Индикативное планиро­вание может быть действенно в системе с частичным регулированием внешней торговли. В слишком открытой экономике, когда величина воздействия, оказываемая на экономику из-за рубежа, сравнима с воз-. действием внутри страны, результаты переговоров в комитетах, где отсутствуют центральные экспортеры и импортеры, могут оказаться очень далекими от поставленной цели.

Индикативное планирование опирается на согласованность и гар­монию интересов. Но если в стране возникают и долго держатся соци­альные и политические конфликты, экономические кризисы, приво­дящие к спаду производства и безработице, то доверие к планам и методам планирования падает.

В целом основные признаки и современные тенденции в разви­тии постиндустриальной СЭС приводят нередко к неопределенности в параметрах сбалансированных национальных планов. К таким пара­метрам относятся:

■ полиформичность (многоструктурность, многоукладность) си­стемы — наличие разнообразных форм предприятий государственной и частной собственности;

■ возрастающая международная интеграция;

■ резко возросший динамизм структурных форм системы, а так­же технологий, профессий, продукции;

■ гигантское расширение номенклатуры продукции;

■ территориальная деконцентрация производства;

■ развитие новых отраслей и видов деятельности.

Хотя консолидация фирм внутри страны, наличие высокоразви­той производственной инфраструктуры в передовых странах (и осо­бенно информационного рынка) создают благоприятные условия для государственного планирования, группа факторов неопределенности, несомненно, превалирует и сужает круг показателей, которые можно


 




легко изменять и увязывать в целях достижения макроэкономическо­го равновесия.

Неопределенность показателей планирования обусловлена и фак­торами институционального характера. Так, для реализации совмест­ных с частным сектором научно-исследовательских проектов на кон­трактной основе государство организует крупные межотраслевые научно-технические комплексы, строит технополисы, исследователь­ские парки, инженерные центры и т.п. Очевидно, что такое строи­тельство, формирование новых коллективов и научных направлений связаны с большой долей неопределенности и риском, поэтому долго­срочную эффективность науки и техники установить сложно.

Опыт применения индикативного планирования во Франции, Японии и в других развитых странах показал, что его эффективность несоизмерима, неадекватна усилиям по разработке плана, являющей­ся чрезвычайно сложным и трудоемким процессом.

Индикативный план плохо поддается контролю и корректировке. Это объясняется глобальностью экономической системы, трудностя­ми получения центром в реальном масштабе времени информации от локальных органов управления, в особенности от предприятий част­ного сектора. Кроме того, в реальном масштабе времени очень сложно обработать собранную информацию, получить на основе заранее раз­работанной системы мультипликативных моделей скорректированный план и обеспечить необходимой информацией все локальные органы управления.

Проблема усложняется тем обстоятельством, что крупные пред­приятия наукоемких отраслей частной собственности, как правило, скрывают важнейшую информацию о перспективах роста, считая ее своего рода ноу-хау.

Вышеперечисленные недостатки индикативного планирования не только усугубляются в условиях Российской Федерации, но к ним присоединяются новые негативные факторы, обусловленные особен­ностями переходного периода, основными из которых являются:

■ политическая нестабильность общества, невозможность сколь­ко-нибудь определенного прогнозирования политической ситуации в будущем. Как следствие — большая неопределенность в прогнози­ровании таких экзогенных факторов, как объем частных инвестиций как национальных, так и иностранных хозяйствующих субъектов;

■ низкая степень общественного согласия в стране, низкий уро­вень консолидации между государством и частным сектором;

■ стремление предприятий частного сектора скрыть свои возмож­ности (объем реализации продукции, объем прибыли, дохода), чтобы


избежать высоких налогов и уберечься от рэкета (как частного, так и го­сударственного);

■ отсутствие необходимой интеграции общественно-экономиче­ских процессов, вследствие чего оказывается невозможным вести пол­ный учет их взаимосвязей и разрабатывать соответствующие модели планирования;

■ незавершенность и неопределенность процессов приватизации и конверсии ВПК;

■ неопределенность в политике банкротств и санации предприя­тий.

Имеются трудности и методологического характера. В соответ­ствии с неокейнсианской теорией роста темп роста производства пред­ставляет собой функцию накопления в национальном доходе и эффек­тивности этого накопления. Но для определения эффективности накопления необходимо определить эффект мультипликатора и эф­фект акселератора, в связи с чем разграничить инвестиции на авто­номные и индуцированные.

В условиях неопределенности, вызываемой непредсказуемостью поведения частного сектора, возможность решения этой задачи про­блематична, тем более если учесть то обстоятельство, что коэффици­енты капиталоемкости и материалоемкости, влияющие на структуру производства, изменяются во времени.

Кроме того, большая неопределенность (большое количество эк­зогенных факторов) требует формирования большого числа вариан­тов развития, что усложняет выбор наиболее рационального из них.

Поэтому российские ученые-экономисты предлагают использо­вать инструменты государственного регулирования для практическо­го задействования механизмов индикативного планирования.

ВЫВОДЫ

1. Планирование в рыночных условиях необходимо. В область планирования на макроуровне попадают: стратегия экономи­ческого развития, глобальные экономические проблемы, круп­ные социальные и научно-технические программы, распреде­ление государственного бюджета, оборона, представляющая объекты, не подвластные или только частично подвластные рыночному регулированию; на микроуровне: планирование производства и сбыта продукции, финансовое планирование, планирование технического и технологического обновления, строительства.


 




2. Единство плана и рынка базируется в любой экономике на дей­ствии закона планомерного, пропорционального развития, фи­зических законов сохранения вещества и энергии, экономиче­ского закона стоимости.

3. Дилемма «рынок или план» в индустриально развитых капи­талистических странах решается в зависимости от степени раз­вития производительных сил и отношений по принципу: «ры­нок — насколько возможно, план — насколько необходимо».

4. Планирование развития обеспечивает более высокий уровень жизни населения путем достижения и поддержания высоких темпов экономического роста и поэтапного реформирования препятствующих этому архаичных организационно-правовых структур.

5. Поэтапность и эволюционность «институциональных измене­ний» — ключевой принцип ПР. С точки зрения ПР любая эконо­мическая система обладает определенным потенциалом роста.

6. Важным компонентом ПР является государственное регули­рование, поскольку лежащая в его основе государственная фи­нансовая система, ограниченная рамками государственного бюджета, очерчивает существующие в каждый данный момент экономические возможности государства.

7. Основной целью и объектом приложения ПР является не столько рыночная экономика сама по себе, сколько каждый кон­кретный потребитель (социум).

8. Существуют два основных механизма государственного воздей­ствия на величины совокупного спроса и совокупного предло­жения:

 

■ через структурное распределение национального дохода (до­бавленная стоимость);

■ при помощи контроля за уровнем производственных издер­жек предприятия.

9. Мировой опыт управления макроэкономическими процессами,
рассмотренный сквозь призму совокупного спроса и совокуп­
ного предложения, включает в себя в настоящее время три ос­
новных теоретических направления:

■ неокейнсианство;

■ монетаризм;

■ теорию «экономики предложения», а также их различные комбинации.

10. Планирование, носящее индикативный характер, — это пла­
нирование, при котором разрабатываемые в стране общего-


сударственные планы социально-экономического развития формально не являются законами, а представляют собой госу­дарственные программы, ориентирующие и мобилизующие от­дельные звенья экономической структуры на выполнение этих программ в общенациональных интересах. 11. Индикативное планирование — это планирование, целью ко­торого является воздействие на социально-экономическое раз­витие с помощью таких средств, как:

■ наличие сбалансированного по всем ресурсам плана-прогно­за, согласованного со всеми заинтересованными агентами;

■ обеспечение центром всех заинтересованных агентов различ­ной информацией, включая разнообразные типы прогнозов (де­мографический, научно-технический, природных ресурсов, эко­логический и т.п.);

■ организация центром условий, способствующих обмену ин­формацией между всеми заинтересованными агентами и обес­печивающих процесс согласования всех принимаемых реше­ний;

■ прямые переговоры и заключение соглашений между цент­ром и другими агентами.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите общие и отличительные черты рыночной и пла­новой экономики.

2. Совместим ли план с рынком? Обоснуйте ответ.

3. Какие направления входят в область рыночного планирова­ния?

4. Назовите субъекты планово-регулирующей деятельности в рыночной индустриальной экономике.

5. Что такое планирование развития?

6. Что, согласно теории планирования развития, подлежит пла­нированию в рыночных условиях?

7. Назовите главный компонент планирования развития.

8. Что является основной целью и объектом планирования раз­вития?

9. Назовите два основных механизма государственного воздей­ствия на величину совокупных спроса и предложения.

 

10. Назовите основные постулаты неокейнсеанской модели.

11. Какой механизм макрорегулирования лежит в основе нео­классической модели планирования развития?



12. Какие страны используют «экономику предложения»?

13. Расскажите о концепции промышленной политики.

14. Дайте определение индикативному планированию. Назови­те его основные признаки.

15. Назовите слабые места индикативного планирования.

16. Почему индикативный план называют также план-про-
. гноз?

17. Какие характеристики должно содержать плановое решение при индикативном планировании?

18. Что представляют собой индикаторы? Какими они могу быть?

19. Необходимы ли информационные технологии при индика­тивном пл

Date: 2016-08-29; view: 290; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию