Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 7. Разработка стратегии фирмыСтр 1 из 20Следующая ⇒
УДК 65.0(075.8) ББК 65.290-2я73 С37 Рецензенты: И.А. Садчиков, заведующий кафедрой экономики и менеджмента в нефтегазо-химическом комплексе Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, д-р экон. наук, проф., М.В. Селин, заведующий кафедрой экономики Вологодской государственной молочнохозяйственной академии им. Н.В. Верещагина, д-р экон. наук, проф., Е.Н. Яковлева, заведующая кафедрой финансов Института менеджмента и информационных технологий (филиал Санкт-Петербургского политехнического университета в г. Череповце), канд. экон. наук, доц. Симунин Е.Н. С37 Планирование на предприятии: учебное пособие / Е.Н. Симунин, В.М. Васильцова, ТА. Симунина, B.C. Васильцов. — 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2008. - 336 с. ISBN 978-5-390-00042-7 Рассматриваются методологические и организационные основы планирования на предприятии. Особое внимание уделено планированию экономического развития. Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального стандарта к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников вузов, содержит контрольные вопросы и тесты, которые могут быть использованы для самоконтроля. Для студентов и аспирантов экономических и технических специальностей. Может быть использовано специалистами предприятий. УДК 65.0(075.8) ББК 65.290-2я73 Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.000035.01.08 от 09.01.2008 г. Изд. № 545. Подписано в печать 15.05.2008. Формат 60x90/16. Гарнитура «PetersburgC». Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 21,0. Уч.-изд. л. 14,9. Тираж 3000 экз. Заказ № 3598 ЗАО «КноРус». 129110, Москва, ул. Большая Переяславская, 46. Тел.: (495) 680-7254, 680-0671, 680-1278. E-mail: offlce@knorus.ruhttp://www.book.ru- Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленного издательством электронного оригинал-макета в ОАО «Московская типография № 2». 129085, Москва, пр. Мира, 105. © Симунин Е.Н., Васильцова В.М., Симунина Т.А., Васильцов B.C., 2008 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение......................................................................................................... 7 Раздел I МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ Глава 1. Сущность планирования в рыночных условиях 1.1. Планирование в рыночных условиях........................................... 10 1.2. Сущность планирования развития................................................ 13 1.3. Совокупный спрос — важнейший объект «планирования развития»............................................................. 16 1.4. Об индикативном планировании в современных условиях........ 19 Выводы............................................................................................. 27 Контрольные вопросы................................................................... 29 Тесты............................................................................................... 30 Глава 2. Методологические основы планирования и прогнозирования 2.1. Методология планирования и прогнозирования......................... 36 2.2. Методы прогнозирования, их использование в планировании.. 39 2.3. Система социально-экономического прогнозирования. Основные группы прогнозов 42 2.4. Принципы планирования............................................................... 45 2.5. Методы планирования................................................................... 48 Выводы............................................................................................. 51 Контрольные вопросы................................................................... 52 Тесты............................................................................................... 53 Глава 3. Характеристика долгосрочного н стратегического планирования предприятия 3.1. Объективные предпосылки и условия эволюции систем 3.2. Сущность стратегического планирования................................... 64 , 3.3. Цели и стратегии........................................................................... 67 3.4. Характеристика долгосрочного и стратегического планирования.......................................................... •.....:.................. 72 Выводы............................................................................................. 75 Контрольные вопросы.................................................................. 76 Тесты............................................................................................... 76 Глава 4. Методы планирования инноваций 4.1. Характеристика особенностей НИОКР как объекта планирования 81 4.2. Программно-целевое планирование НИОКР.............................. 83 4.3. Задачи и методы тематического планирования НИОКР............ 84 4.4. Методы определения договорных цен на научно-техническую продукцию............................................. 85 4.5. Объемно-календарное планирование НИОКР............................. 87 4.6. Сетевое планирование.................................................................... 89 Выводы............................................................................................. 97 Контрольные вопросы............................... '................................... 98 Тесты......................'........................................................................ 99 Раздел II ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Глава 5. Организационные основы планирования на предприятии 5.1. Типы внутрифирменного планирования.................................... 106 5.2. Процесс планирования на предприятии..................................... 109 5.3. Система планов предприятия..................................................... 111 5.4. Организация внутрифирменного планирования....................... 113 5.5. Диагностика готовности систем к планированию..................... 116 Выводы.......................................................................................... 116 Контрольные вопросы................................................................ 119 Тесты............................................................................................ 120 Глава 6. Стратегическое планирование на предприятии 6.1. Конкурентный анализ.................................................................. 124 6.2. Портфельные модели анализа стратегии. Оценка привлекательности стратегической области бизнеса 126 6.3. Определение конкурентных технологических возможностей.... 134 6.4. Анализ путей диверсификации................................................... 136 6.5. Синергизм в аспекте планирования..:........................................ 139 Выводы.......................................................................................... 139 Контрольные вопросы................................................................ 141 Тесты............................................................................................. 141 Глава 7. Разработка стратегии фирмы 7.1. Формирование стратегии............................................................ 146 7.2. Миссия организации.................................................,................. 149 7.3. Формирование системы стратегических целей фирмы............ 152 7.4. Формирование стратегических программ................................. 156 7.5. Информационное обеспечение стратегического планирования.................. 159 Выводы.......................................................................................... 169 Контрольные вопросы................................................................ 171 Тесты............................................................................................ 172 Глава 8. Бизнес-план предприятия 8.1. Цели и задачи бизнес-плана...................;.................................... 179 8.2. Структура и содержание бизнес-плана....................................... 183 Выводы.......................................................................................... 202 Контрольные вопросы................................................................ 204 Тесты........................................................................................... '. 204 Глава 9. Планирование прибыли на предприятии 9.1. Факторный метод планирования прибыли и рентабельности......................................................................... 208 9.2. Планирование выручки от реализации продукции.................... 210 9.3. Формирование чистой прибыли и пути ее оптимизации................................................................................. 211 9.4. Ценовая стратегия фирмы........................................................... 216 9.5. Планирование прибыли на краткосрочных временных интервалах................................................................ 227 Выводы.......................................................................................... 232 Контрольные вопросы................................................................ 235 Тесты............................................................................................. 236 Глава 10. Планирование производства и маркетинга продукции 10.1. Планирование производства и маркетинга продукции............. 240 10.2. Планирование показателей объемов производства.................. 244 10.3. Гибридная система планирования производства....................... 248 Выводы....................,..................................................................... 257 Контрольные вопросы................................................................ 259 Тесты............................................................................................. 260 Глава 11. Планирование потенциала предприятия 11.1. Производственная мощность предприятия............................... 263 11.2. Планирование инноваций или технического развития и организации производства....................................................... 266 11.3. Планирование экономической эффективности реальных инвестиций:. 271 11.4. Задачи плана экономического и социального развития предприятия................................................................................. 282 Выводы........................................................................................... 283 Контрольные вопросы................................................................. 286 Тесты............................................................................................. 286 Глава 12. Планирование ресурсного обеспечения 12.1. План по труду и кадрам.............................................................. 290 12.2. План реальных инвестиций и капитального строительства.... „......................................................................... 292 12.3. Планирование материально-технического снабжения.............. 294 12.4. Планирование природоохранной деятельности......................... 297 Выводы.......................................................................................... 299
Контрольные вопросы...........................,.................................... 301 Тесты............................................................................................ 302 Глава 13. Финансовое планирование 13.1. Задачи, содержание и порядок разработки финансового плана....................................................................... 305 13.2. Анализ финансовых коэффициентов......................................... 311 13.3. Анализ безубыточности предприятия........................................ 318 13.4. Долгосрочное финансовое планирование................................... 323 13.5. Краткосрочное, финансовое планирование................................. 325 Выводы.......................................................................................... 327 Контрольные вопросы.................:............................................. 328 Тесты............................................................................................ 329 Литература................................................................................... 333 ВВЕДЕНИЕ Планирование является важнейшей частью предпринимательской практики. Его значение выражено в известном афоризме: «Планировать или быть планируемым». Смысл высказывания заключается в том, что предприятие, которое не умеет или не считает, нужным планировать свою деятельность, само оказывается объектом планирования, средством для достижения чужих целей. Конечно, планирование — не всемогущий инструмент, не золотой ключик, способный открывать любую дверь. Однако серьезный подход к планированию создает основу для устойчивой и эффективной работы предприятия. В этом учебном пособии рассматриваются методологические и организационные основы планирования и регулирования, а также планирование экономического развития промышленного предприятия: как предприятию развиваться в условиях рынка, какими методами лучше воспользоваться, какие цели перед собой ставить и как добиться их осуществления. Задача учебного пособия состоит в том, чтобы помочь выработать определенное видение управления предприятием, сформулировать определенное отношение к планированию как важнейшему средству и способу достижения успеха. В пособии уделено большое внимание традиционным и новым подходам к планированию деятельности предприятия. Само планирование рассматривается как комплексная деятельность, в которой соединяются все перспективные и прогнозные представления для достижения поставленной цели — повышения экономической эффективности работы. Планирование — многоаспектная деятельность. В этом процессе важно современное понимание сущности планирования в условиях рыночной экономики, использование индикативных показателей. Планирование отличается своей глубиной, подразделяясь на стратегическое и тактическое. Планирование направлено на различные стороны деятельности предприятия. Как отдельные направления выделяются планирование инноваций, собственно развития и предприятия, прибыли, планирование производства, маркетинга и ресурсного обеспечения, потенциала предприятия. Отдельно рассматривается финансовое планирование - как стержень и основа планирования фирмы. Консолидирующим плановым документом.предприятия выступает бизнес-план, в котором соединяются разные элементы и выводы планового подхода. В пособии анализируются современные методы и приемы планирования, основы выработки стратегии предприятия, сущность и этапы этой деятельности. В результате дается развернута^ картина плановой деятельности предприятия как важнейшего инструмента повышения его рыночной эффективности и конкурентоспособности. Теоретический материал в учебном пособии соответствует требованиям государственных образовательных стандартов, предъявляемым к студентам высших учебных заведений, обучающимся по специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». Материал дополняется краткими выводами в каждой главе, которые помогут студентам в освоении новых знаний и подготовке к экзаменам, этой же цели служат приведенные там контрольные вопросы и тесты. РАЗДЕЛ I МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ 1.1. ПЛАНИРОВАНИЕ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ В управлении экономикой рыночного типа заметное место принадлежит планированию. Термины «рыночная экономика» и «плановая экономика» несут на себе печать условности. Когда говорят о плановой экономике, чаще всего имеют в виду экономику, народно-хозяйственное управление, а не только планирование, которое осуществляется централизованным образом, директивно-распорядительными методами. Наличие в такой экономике командно-распорядительной системы управления ассоциируется с присутствием в ней планирования, развернутого по всем этажам иерархии управления. Отсюда и условное название «плановая экономика». Рыночная экономика, со своей стороны, характеризуется не столько рынком товаров и услуг, который в какой-то мере присутствует и в плановой экономике, сколько свободными товарно-денежными отношениями, пронизывающими сферы производства, обращения, потребления. Сочетание плановых и рыночных начал имеет место в любой экономике рыночного типа, как, впрочем, и в экономике нерыночного типа. Отличие в том, что доля «плановости» и «рыночности» различна в экономике обоих типов. Так как блок планирования входит в состав системы управления любой экономики, то объективно и независимо от избираемого варианта перехода к рыночной экономике во всех случаях нужно уяснить, каким видится планирование в обновленной экономической системе, как к нему перейти от исходного состояния, каким образом увязать его с другими элементами системы управления. - Достаточно часто провозглашается мнение, согласно которому рынок отрицает план. В основе противопоставления плана и рынка лежит серьезная логическая ошибка. Антитезисом рыночному регулированию экономикой является не только и не столько план, сколько административная система директивного, командного распорядительства сверху. План противопоказан и противодействует рынку только в той мере, в которой он является элементом системы централизованного директивно-государственного управления экономикой. Право на существование планирования в рыночной системе признается многими экономистами-реформаторами. Согласно широко распространенному мнению, именно централизованное планирование воплощает в себе административно-командную систему управления. В действительности это не совсем так. Государственные планы лишь частично, в общих чертах направляли экономическую деятельность. Сами планы составляли преимущественно путем сбора отраслевых данных, которые формировались в виде суммы планов предприятий. Согласно планам, экономика не развивалась — пятилетние государственные планы не выполнялись практически на 10—20%. Так что кризисные явления в народном хозяйстве не были следствием неукоснительного подчинения предприятий Госплану, хотя централизованное директивное планирование внесло свою лепту и несет ответственность за состояние дел в экономике и социальной сфере. Если же говорить об облике административно-командной системы, которая действительно не совместима с рынком, то он воплощен скорее не в государственном плане, а в запретительных законах, многочисленных предписывающих и обязывающих правительственных постановлениях, положениях, правилах и т.д. Все это, объединенное в жесткую директивно-распорядительную систему, обладающую особым статусом кадрового формирования и продвижения по служебной лестнице, и образует управленческую среду, не совместимую с рыночной экономикой. От неправомерного отождествления бюрократической командно-нажимной системы, с плановой возникает дилемма: «или план, или рынок», которая хотя и существует, но не в столь категоричной форме. Соответственно дорогу к рыночной экономике следует прокладывать не посредством отрицания и полного подавления планового управления, без которого никак не обойтись, а с помощью ограничения, глубокой качественной трансформации, приведения в согласие с законами и примерами рынка, впрочем, как и с экономическими законами вообще. При этом нельзя упускать из виду наличие ряда социально-экономических процессов, на которые рынок просто не в состоянии воздействовать по своей природе, так как не все в мире определяется вза-
. имодействием спроса и предложения, производителя и потребителя, товарообменом, свободным предпринимательством. Так что, даже если область необходимого планирования, не заменяемого рыночным регулированием, определять остаточным образом, такая область заведомо не будет «нулевой». В нее попадут: стратегия экономического развития, глобальные экономические проблемы, крупные социальные и научно-технические программы, распределение государственного бюджета, оборона, представляющая объекты, не подвластные или только частично подвластные рыночному регулированию. Необходимость планирования исходит также из реальной картины в ряде стран с рыночной экономикой, где имеют место планирование производства и сбыта продукции, финансовое планирование, планирование технического и технологического обновления, строительства. В еще большей степени в рыночной экономике развито прогнозирование деятельности фирмы, определение ее места и участия в системе маркетинга страны и на мировом рынке. Так что говорить, что рынок не приемлет плана, вообще не приходится. В действительности «единство плана и рынка» в широком смысле слова базируется на более принципиальных предпосылках. Есть основания утверждать, что в любой экономике действует закон планомерного, пропорционального развития. Будучи полем сознательной деятельности людей, экономика не может развиваться вне их воли. Эта воля так или иначе проявляется в видении желаемого образа действий, модели будущего состояния, которое должно быть достигнуто в результате таких действий. А образ, модель будущего — это уже план. Не план — директива, а план — желаемая цель. Кроме того, в силу действия физических законов сохранения вещества и энергии, регулирующих взаимные переходы из одного состояния в другое, и экономического закона стоимости, регулирующего образование и движение стоимости, неизбежным образом приходиться соблюдать и выдерживать определенные материально-вещественные и стоимостные пропорции в общественном воспроизводстве и производстве. А согласно удачному ленинскому выражению, «всякая сознательно поддерживаемая пропорциональность есть по существу планомерность». Так что от планирования никакой экономике не уйти. Планирование, как известно, является одной из ключевых функций управления, а функции планирования, связанные с определением краткосрочных целей развития и обеспечением необходимых для их достижения средств и ресурсов, может с успехом выполнять специ- ально адаптированный для этого механизм годового бюджета, выполняющий такую задачу во многих странах. Дилемма «рынок или план» в индустриально развитых капиталистических странах решается в зависимости от степени развития производительных сил и отношений по принципу: «рынок — насколько возможно, план — насколько необходимо». При этом существует широкий диапазон вариантов соотношения рыночных и нерыночных начал в управлении национальной экономикой — от преимущественно рыночных методов и подходов (США, Германия) до систем, в рамках которых государству отводится относительно большая роль в регулировании производственных процессов (Южная Корея, Япония, Франция). Применительно к рыночной индустриальной экономике известны два основных независимых субъекта планово-регулирующей деятельности: государство и корпорация (фирма). В последнее время наметилась смычка государственного и корпоративного (стратегического) планирования. В Японии это оформилось в так называемое мезоэкономическое направление в планировании, когда государство заключает контрактные соглашения с ведущими частными фирмами в целях более тесного сотрудничества, а также в общенациональных интересах. Долгие годы распространенным в бывших социалистических странах официальным понятиям и терминам «социалистическое планирование», «централизованное директивное планирование» и так далее противостоял их западный смысловой аналог — «планирование развития» (development planning). СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ Термин «планирование развития» (ПР) был введен в научный оборот в западных странах в 60-е гг. XX в. Он охватывал в то время те общие функции, которые были характерны для планово-экономической деятельности государства в развитых капиталистических, бывших социалистических и развивающихся странах. Произошедшие в последнее время в мире политические изменения, окончательно подтвердив безальтернативность рыночной экономики, внесли коррективы в определение ПР — теперь оно стало непосредственно ассоциироваться с рыночными принципами ведения хозяйства, получив распространение в странах с преимущественно рыночной экономикой. Наличие развитых, постоянно совершенствуемых рыночных отношений — важнейшая предпосылка эффективного ПР. Под «развитием», согласно теории ПР, понимаются «институциональные изменения плюс рост». Иными словами, ПР в целях обеспечения более высокого уровня жизни населения направлено на достижение и поддержание высоких темпов экономического роста путем поэтапного реформирования препятствующих этому архаичных организационно-правовых структур. В том случае, когда экономика построена на плюрализме форм собственности и принципах свободной конкуренции, экономический рост подразумевает, как правило, не только обеспечение производства большого количества товаров и услуг, но и их лучшее качество. Поэтапность и эволюционность «институциональных изменений» — ключевой принцип ПР. С точки зрения ПР любая экономическая система обладает определенным потенциалом роста. При этом существуют следующие типы ее развития. 1. Идеальным вариантом следует считать такой тип развития системы, когда основанные на науке и профессиональной интуиции дозированные институциональные изменения вносятся в нее по мере необходимости, в результате чего поддерживается устойчиво высокий перманентный рост. 2. Более реальный тип развития предполагает частичное реформирование экономической системы практически сразу же после появления первых очевидных негативных признаков ее функционирования. Оно осуществляется обычно с очередной сменой политической власти. 3. Диаметрально противоположным по отношению к первым двум является такой тип развития, когда практически полностью исчерпывается ресурс системы, после чего начинается радикальная ломка ее институциональных структур и экономических форм (пример СССР). Согласно теории ПР, планированию подлежат как экономический рост, так и «институциональные изменения», причем в неразрывном единстве. Считается, что страна использует ПР, если ее правительство осознанно предпринимает постоянные усилия, направленные на повышение темпов ее экономического и социального прогресса, внося изменения в те организационно-правовые структуры, которые, по мнению правительственных органов, препятствуют достижению этой цели. Следует обратить внимание, что в основе «осознанно предпринимаемых постоянных усилий» вовсе необязательно должны лежать меры планового характера. Более того, «планирования» в общепринятом значении слова может и не быть. Здесь как раз и заключено самое важное для понимания сущности современного ПР. Постоянные усилия правительства по осуществлению ПР, как правило, базируются на некотором синтезе государственного регули- рования экономики, индикативного планирования и экономического прогнозирования. В реальной действительности экономика реагирует не на влияние каждой инструментальной составляющей экономической политики в отдельности, а на их результативное воздействие, на их агрегированный эффект. Значит, необходим такой механизм государственного воздействия на экономику, который обеспечивал бы указанный эффект. ПР как раз и призвано сыграть роль этого механизма. Важным компонентом ПР является государственное регулирование, поскольку лежащая в его основе государственная финансовая система, ограниченная рамками государственного бюджета, очерчивает существующие в каждый момент экономические возможности государства. Главным объектом государственного регулирования выступает при этом экономическая конъюнктура, воздействие на которую осуществляется как непосредственно — через механизм государственного бюджета, так и по каналам налоговой и кредитно-денежной политики. Адаптированный для целей развития бюджет — символ ПР. Правительственные органы разрабатывают и осуществляют комплекс мероприятий по координации экономической политики на макро-, мезо- и микроуровнях. Эта координационная деятельность государства составляет важнейший аспект «планирования развития», и ее совершенствование в долгосрочной перспективе зависит от того, насколько умело состыковываются взаимные интересы государства и корпораций (фирм). Если основной задачей текущего (конъюнктурного) государственного регулирования является поддержание равновесного состояния экономики, необходимого для реализации государственной политики экономического роста, то в число важнейших задач индикативного государственного планирования входит обеспечение высоких и устойчивых темпов роста экономики. Среднесрочное регулирование национальной инвестиционной деятельности — главный аспект индикативного планирования, государственное инвестиционное программирование — его методологическая основа. Адаптированные к условиям 80—90-х гг. XX в. традиционные индикативные планы служили отправной точкой и естественной базой для разработки во многих странах мира на монетаристско-неолибераль-ных принципах так называемых планов развития, органично включающих как конъюнктурные, так и структурные аспекты государственной экономической политики. Среднесрочные «планы развития» —
новейшее явление в практике планово-регулирующей деятельности современного государства. Строго говоря, основной целью и объектом приложения ПР является не столько рыночная экономика сама по себе, сколько каждый конкретный потребитель (социум). Ориентированность на развитие определенного индивидуума (группы индивидуумов) в контексте постоянно совершенствуемых общественных и производственных отношений — важнейшая особенность ПР. Рыночная экономика в этом случае выступает как один из ключевых инструментов решения стоящего перед ПР комплекса социально-политических задач. 1.3. СОВОКУПНЫЙ СПРОС - ВАЖНЕЙШИЙ ОБЪЕКТ «ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ* В бывшем СССР категории «спрос» и «предложение» никогда не играли активной роли в теории и практике народнохозяйственного управления. В общем случае спрос представляет собой опосредованную и лимитированную денежными доходами общественную потребность. Предложение есть адекватное материально-вещественное обеспечение платежеспособного спроса. Согласно основной заповеди рыночной экономики, спрос определяет предложение, но и предложение в свою очередь «порождает свой собственный спрос». Эта взаимосвязь обусловливает принципиально отличные подходы к проблеме управления и регулирования. На взаимодействии спроса и предложения построена система рыночных механизмов саморегуляции, постепенно расширяющих сферу своего действия, динамику которых должно учитывать ПР. Макроэкономическая теория оперирует не просто понятиями «спрос» и «предложение», а категориями «совокупный спрос» и «совокупное предложение», ассоциируемыми соответственно с денежными и производственными секторами экономики, которые в свою очередь можно условно отождествлять с национальным доходом и конечным продуктом. Величины национального дохода и конечного продукта (за вычетом фонда возмещения выбытия основного капитала) в стоимостном выражении должны совпадать. От того, какой масштаб цен используется для количественной увязки этих двух макропоказателей и как соотносится совокупный фонд заработной платы с имеющейся в стране рабочей силой, зависит уровень инфляции и безработицы. Возможны два основных способа государственного воздействия на величины совокупного спроса и совокупного предложения:
1) через структурное распределение национального дохода (добавленная стоимость); 2) при помощи контроля за уровнем производственных издержек предприятия. Направляя частные сбережения посредством политических стимулирующих мер на цели инвестирования либо увеличивая свои доходы за счет дополнительного налогообложения, государство компенсирует недостаток совокупного эффективного спроса, генерирующего через механизмы рыночной саморегуляции адекватные приросты предложения товаров и услуг. Такие производственные издержки, как стоимость потребленных сырья, материалов, топлива, величина амортизационных отчислений и т.д., являются важнейшим автоматическим регулятором совокупного спроса и совокупного предложения. Их сокращение ведет к уменьшению материальных затрат, а значит, и фонда возмещения выбытия основного и оборотного капиталов в составе валового общественного продукта, увеличивая соответственно объемы национального дохода (совокупного спроса) и конечного продукта (совокупного предложения). Прямое воздействие на совокупное предложение возможно путем изменения налогов и субсидий. Увеличение налогов с предприятий ведет к росту удельных производственных издержек и, как следствие, к сокращению совокупного предложения. Наоборот, увеличение субсидий частному капиталу сокращает удельные издержки, способствуя расширению совокупного предложения. Механизм макрорегулирования через совокупный спрос лежит в основе неокейнсеанской модели, а через совокупное предложение — неоклассической модели «планирование развития» в условиях рыночной экономики. Неокейнсеанская модель характеризуется следующими постулатами: ■ совокупный спрос — главный объект ПР; ■ регулированию подлежат такие составляющие совокупного спроса, как расходы на потребление, государственные и частные инвестиции, правительственные закупки, которые автоматически «тянут» за собой соответствующие компоненты совокупного предложения (производства). Главной целью ПР является обеспечение стабильного равновесного роста при приемлемых уровнях инфляции и занятости. Такая ориентированная на поддержание «эффективного спроса» модель была разработана на основе идеи английского экономиста Дж.М. Кейнса (1883—1946), считавшего, что «если предусмотрено эф- , фективное вмешательство государства на уровне спроса, то сам процесс конкуренции, совершенной или не совершенной, в той или иной мере отрегулирует предложение». Различные модификации этой модели использовали вплоть до последнего времени в системах национального регулирования практически во всех странах с рыночной экономикой. Структурно-экономические кризисы 70-х — начала 80-х гг. XX в. внесли существенные коррективы в традиционные подходы западных экономистов к проблеме «планирования развития». Прежде всего речь идет о появлении монетаристской макроэкономической концепции, которая в пику сторонникам Кейнса, в целом недооценивавшим роль денег в управлении национальной экономикой, делает ставку на регулирование совокупного спроса путем изменения денежного предложения в стране методами кредитно-финансовой политики. Администрация Рейгана в США в начале 1980-х гг. вернулась к неоклассическим принципам формирования государственной экономической политики, провозгласив в качестве ее идеологической основы так называемую теорию экономики предложения (supplyside economics). Главная идея «экономики предложения» заключается в увеличении совокупного предложения, которое автоматически находит соответствующий спрос, путем сокращения производственных издержек при помощи, в частности, снижения ставок налогообложения и ослабления государственного регулирования в сфере частного бизнеса. Для «экономики предложения» характерно наличие совершенной конкуренции при достаточно высоком уровне развития рынков капитала и рабочей силы, в силу чего даже правительство США не в состоянии сделать ставку на эту теорию «в чистом виде» и дополняет саморегулируемый механизм «экономики предложения» широким комплексом монетаристских мер с государственного воздействия. Традиционная для Латинской Америки прокейнсианская модель «экономики спроса» (demand-side economics) в процессе поиска выхода из затяжного кризиса в 1980-х гг. была существенно деэтатизирова-на и монетазирована, но и после этого латиноамериканская парадигма (парадигма-теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач) ПР не утратила своего альтернативного характера по отношению к распространенным в развитых капиталистических странам моделям, олицетворяя собой один из вариантов управления многоукладной, зависимой и недостаточно интегрированной рыночной экономикой. Сугубо рыночной, органично вписывающейся в теорию экономики спроса и предложения, является так называемая концепция «про- мышленной политики», под которой в широком смысле понимается политика национального государства по отношению ко всему предпринимательскому сектору в экономике. Главная цель промышленной политики — модификация отраслевой структуры высокоразвитого хозяйства путем совместных усилий государства и частного капитала. По мнению профессора Гарвардского университета Р. Рейча, промышленная политика гораздо эффективнее служит задаче стимулирования инвестиций, нежели «экономика предложения». Концепция «промышленной политики» (санге сэйсаку) зародилась и прошла широкую практическую апробацию в Японии, способствовав посредством структурной перестройки промышленных отраслей превращению национальной экономики в динамичную и легко приспособляемую к новым условиям систему. Не подрывая позиций свободного рынка, промышленная политика, в отличие от «экономики предложения», отводит определенную роль государству в распределении совокупного капитала по отраслям. Идеи промышленной политики как инструмента экономического регулирования были в начале 1970-х гг. заимствованы западной теорией развития и планирования и внедрены в практику государственного управления в ряде стран Западной Европы. Итак, мировой опыт управления макроэкономическими процессами, рассмотренный сквозь призму совокупного спроса и совокупного предложения, включает в себя в настоящее время три основных теоретических направления: ■ неокейнсианство; ■ монетаризм; ■ теорию «экономики предложения», а также их различные комбинации. ОБ ИНДИКАТИВНОМ ПЛАНИРОВАНИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Многие российские экономисты рассматривают вопросы, связанные с индикативным планированием, среди них М.Л. Шаккум, В.Г. Ерохин, Г.А. Парсаданов и др. Рассмотрим сущность и содержание наиболее распространенной формы планирования развития СЭС передовых стран мира — индикативного планирования. Впервые принципы индикативного планирования были раскрыты в 1944 г. К. Ландауэром в книге «Теория национального экономического планирования», где дано следующее определение государственного планирования: «Планирование основывается на сознательной
координации деятельности, а не на автоматическом согласовании, как при рыночном типе хозяйства. Эта сознательная деятельность должна осуществляться какой-либо организацией общества. Таким образом, планирование представляет собой некоторую совместную деятельность и регулирование обществом процессов функционирования индивидуальных агентов. Даже если план принимается в результате всеобщего и свободного обсуждения, в нем проявляется приоритет решений, принятых в общих интересах, а не решений отдельных агентов. Для достижения основной цели плана будущие производственные процессы должны быть выбраны и определены таким образом, чтобы обеспечивалось полное использование имеющихся ресурсов и исключались противоречивые требования. Выполнение этих условий создает возможность поддержания устойчивых темпов роста». Индикативный план (ИП) в литературе называют также план-прогнозом, поскольку ИП должен быть сбалансирован по материальным, трудовым и финансовым ресурсам, чтобы объединения предприятий, крупные корпорации соизмеряли свои будущие действия (планы) с предполагаемым (прогнозируемым) наличием ресурсов (в особенности топливно-энергетических). В связи с тем, что реальный баланс иногда неосуществим из-за нехватки ресурсов, баланс в ИП допускается, если предполагается (прогнозируется), что имеется большая вероятность изыскания ресурсов в будущем. ИП имеет прогнозный характер еще и потому, что он юридически не является директивным документом (законом) для корпорации (кроме казенных предприятий), в отличие от планов самих корпораций. Само название плана «индикативный» имеет два различных толкования. Поскольку английское indicate означает «указывать», считается, что ИП в отличие от директивного плана выполняет указательные функции, показывает, в каком направлении следует продвигаться, действовать всем экономическим агентам и стране в целом, иначе говоря, он носит рекомендательный характер. Довольно распространено в литературе второе толкование: план называется индикативным, так как в процессе его разработки формируется комплекс важнейших показателей — индикаторов, характеризующих развитие социально-экономической системы (СЭС) страны. Индикатор представляет собой интегральный показатель (мультипликатор), количественно определяющий качественные характеристики того или иного процесса, состояния. Индикаторы определяются как параметры границ, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчи- во функционировать и развиваться. В отличие от «показателя», дающего лишь количественную констатацию, индикатор носит векторный, направленный характер. Индикаторы имеют предельные пороговые (максимальные и минимальные) уровни рентабельности, налоговых ставок, режимов развития многоресурсных систем. В то же время любой план включает в себя комплекс важнейших показателей развития объекта — индикаторов, поэтому второе определение не раскрывает отличительную особенность ИП от других видов плана. В настоящее время нет общепризнанного определения понятия ИП, но в то же время есть богатый опыт индикативного планирования развитых стран, например, Японии и в особенности Франции, где индикативное планирование начало разрабатываться уже с.1947 г., и весь период с этого времени считается «золотым веком французского планирования». Основные признаки индикативного плана, отмеченные К. Лан-дауэром, следующие: ■ план формируется в результате сознательной, координирующей деятельности государства совместно со всеми заинтересованными сторонами (агентами); ■ если даже план принимается в результате всеобщего и свободного обсуждения, в нем должен быть соблюден принцип приоритета решений, принятых в интересах всего общества, а не отдельных агентов в ущерб общегосударственным интересам; ■ цели плана и мероприятия по их достижению должны быть выбраны таким образом, чтобы обеспечивалась максимальная эффективность использования ресурсов; ■ план должен быть сбалансирован по всем ресурсам. Для того чтобы все хозяйствующие субъекты сохраняли высокий уровень доверия к цифрам плана, который в силу своего необязательного (рекомендательного) характера юридически представляет собой прогнозный документ (план-прогноз), необходимо несколько условий. Нужно, чтобы план стал результатом широкого общественного обсуждения и представлял собой документ, основанный на общественном согласии. Поэтому к разработке плана должны привлекаться представители различных организаций, учреждений, комитетов, занимающихся отдельными аспектами и областями планирования (производство, финансы, социальные вопросы, торговля и т.п.), крупных предприятий не только государственного, но, что особенно важно, и частного сектора, представители отраслевых профсоюзов. Кроме ученых-экономистов и производственников в разработке плана должны участвовать политологи, юристы, психологи, социологи, специалисты по экологии, военные. Пользуясь основными показателями долгосрочного прогноза, обмениваясь информацией, разработчики плана вырабатывают согласованное решение. Вся сумма планов, выработанная отдельными комитетами, соотносится с величинами агрегированных показателей, включенных в план центральным плановым органом. Процесс корректировки и устранения неувязок идет до тех пор, пока не будет выработана более или менее общая точка зрения на предстоящее экономическое развитие. Индикативный план включает в себя как решения, обусловленные взаимодействием рыночных механизмов, так и зависящие от государственных органов. При этом необходимо рассматривать отдельно систему небольших предприятий (рыночную систему) и систему крупных предприятий, олигополии (планирующую систему). Если в рыночной системе действуют довольно свободно механизмы взаимодействия спроса и предложения и в наличии все атрибуты нормального реального рынка с развитой инфраструктурой, то развитие этой системы можно описать комплексом экономических моделей, устанавливающих взаимосвязи между основными показателями развития на основе статистических данных в ретроспективном периоде. Действия олигополии можно оценить, используя их стратегические планы для государственного планирования (прогнозирования) в долго- и среднесрочном периодах и контрактную систему, связывающую планы корпораций как между собой, так и с небольшими предприятиями по поставкам деталей, узлов, комплектующих схем и т.д., инвестициям и кооперации в средне- и краткосрочном периодах. Решениями, зависящими от государственных органов и включае-. мыми в ИП, являются следующие: ■ планы государственных предприятий; ■ государственные заказы, включаемые в планы предприятий, в особенности включаемые в целевые федеральные или региональные программы; ■ бюджетные расходы по статьям, в том числе государственные инвестиции и субвенции; ■ иностранные инвестиции на основе заключенных с другими странами межправительственных договоров; ■ показатели планов государственных внебюджетных фондов; ■ показатели по развитию социальной сферы. Если процесс разработки плана является достаточно открытым и те, кто участвует в этой работе, достаточно компетентны, то знание самого процесса изнутри может способствовать повышению доверия к плану. Надежность государственного плана увеличивается и за счет принятия планов на уровне регионов. Но чтобы процесс принятия плановых решений был эффективным и надежным, особенно необходимо достижение взаимопонимания между участниками разработки плана. Это происходит в процессе долговременной совместной работы, когда устанавливается приблизительно одинаковый уровень квалификации для всех и все стороны говорят «на одном языке». С целью усиления действенности индикативного плана во Франции применялись так называемые квазиконтракты и плановые контракты между центром и корпорациями. Они не связывали стороны в строго юридическом смысле, а представляли собой форму обмена заявлениями о намерениях и целях между центральными органами управления и крупными предприятиями или представителями той либо иной отрасли экономики. Действующие в условиях децентрализации хозяйственные подразделения могут выражать свои намерения через отношение к инвестиционным проектам, установлению цен и т.п., которые содействуют плану, а правительство со своей стороны может предлагать им разнообразные формы поддержки в зависимости от отношения к заявленным позициям других участников экономического процесса (например, правительство может облегчить получение кредита на приемлемых условиях). Таким образом, индикативное планирование рассматривается как некая игра с несколькими принимающими решения участниками, принципы которой рассмотрены выше. В Японии процесс прогнозирования и планирования осуществляется в консультативных группах, председателями которых, как правило, являются первые лица крупнейших частных компаний Японии (кейратцу). Итак, индикативное планирование — это планирование, целью которого является воздействие на социально-экономическое развитие с помощью таких средств, как: ■ сбалансированный по всем ресурсам план-прогноз, согласованный со всеми заинтересованными агентами; ■ обеспечение центром всех заинтересованных агентов различной информацией, включая разнообразные типы прогнозов (демографический, научно-технический, природных ресурсов, экологический и т.п.);
■ организация центром условий, способствующих обмену информацией между всеми заинтересованными агентами и обеспечивающих процесс согласования.всех принимаемых решений; ■ прямые переговоры и заключение соглашений между центром и другими агентами. Слабые места индикативного планирования. Индикативное планирование связано с попыткой заставить отдельные предприятия составлять свои планы таким образом, чтобы взятые вместе они давали значения суммарных показателей, предусмотренных в центральном плане. Это означает, что предприятия должны каким-то образом поделить рынок между собой, не имея четких указаний, как это сделать. Когда представителям предприятий предлагают такие показатели увеличения суммарных мощностей, которые оказываются ниже цифр, намеченных ими, «то, конечно, чтобы остаться лояльными, они должны урезать планы своего роста. Однако в практике планирования случалось также, что некоторые из них, наоборот, пытались ускорить выполнение своих планов, надеясь первыми выйти на рынок, где согласно имеющейся у них информации ожидаются избыточное предложение и сильная конкуренция. Очевидно, что такое поведение приведет к весьма неустойчивому развитию и подорвет чувство лояльности и желание принять участие в процессе совместной адаптации с тем, чтобы согласовать свое поведение с наметками центрального плана». Другой проблемой является олигополистический сговор. Основным средством согласования планов отдельных предприятий с планом центра являются переговоры, обмен информацией и участие в работе отдельных комиссий. Как известно, сговор в олигополистической унии — явление ординарное, обычное, но тесные контакты между корпорациями под руководством правительственных органов, несомненно, усиливают тягу к консолидации у корпораций с целью защиты интересов предпринимательства и ухода от диктата государства. По этому поводу высказано немало спорных точек зрения, однако пока не разработана теория, которая объяснила бы, как объединить эти два желательных, но взаимно противоположных свойства системы. Третья проблема — определение побудительных мотивов представления различными компаниями необходимой информации в достоверной форме. Когда все предприятия, вместе взятые, намереваются увеличить производство в большей мере, чем оговорено в центральном плане, центр пытается сократить плановые объемы предприятий более или менее пропорционально. Учитывая это, предприятия дают завышенные планы расширения производства, с тем чтобы в результате сокращения получить желаемое. Отношение к представлению плановой информации стимулируется надеждой как-то повлиять на отношение к себе со стороны центра. Предприятие по тактическим соображениям может согласиться принять завышенный темп роста, надеясь за счет этого подкрепить свои претензии на кредит из источников, контролируемых центром (госбюджет, внебюджетные фонды). Отрасль (ассоциация предпринимателей отрасли) может также преуменьшить свои возможности в надежде убедить центр в том, что она нуждается в финансовой помощи как для улучшения производственной структуры, так и для решения социальных задач (это относится, конечно, в первую очередь к предприятиям государственной собственности). Индикативное планирование может быть действенно в системе с частичным регулированием внешней торговли. В слишком открытой экономике, когда величина воздействия, оказываемая на экономику из-за рубежа, сравнима с воз-. действием внутри страны, результаты переговоров в комитетах, где отсутствуют центральные экспортеры и импортеры, могут оказаться очень далекими от поставленной цели. Индикативное планирование опирается на согласованность и гармонию интересов. Но если в стране возникают и долго держатся социальные и политические конфликты, экономические кризисы, приводящие к спаду производства и безработице, то доверие к планам и методам планирования падает. В целом основные признаки и современные тенденции в развитии постиндустриальной СЭС приводят нередко к неопределенности в параметрах сбалансированных национальных планов. К таким параметрам относятся: ■ полиформичность (многоструктурность, многоукладность) системы — наличие разнообразных форм предприятий государственной и частной собственности; ■ возрастающая международная интеграция; ■ резко возросший динамизм структурных форм системы, а также технологий, профессий, продукции; ■ гигантское расширение номенклатуры продукции; ■ территориальная деконцентрация производства; ■ развитие новых отраслей и видов деятельности. Хотя консолидация фирм внутри страны, наличие высокоразвитой производственной инфраструктуры в передовых странах (и особенно информационного рынка) создают благоприятные условия для государственного планирования, группа факторов неопределенности, несомненно, превалирует и сужает круг показателей, которые можно
легко изменять и увязывать в целях достижения макроэкономического равновесия. Неопределенность показателей планирования обусловлена и факторами институционального характера. Так, для реализации совместных с частным сектором научно-исследовательских проектов на контрактной основе государство организует крупные межотраслевые научно-технические комплексы, строит технополисы, исследовательские парки, инженерные центры и т.п. Очевидно, что такое строительство, формирование новых коллективов и научных направлений связаны с большой долей неопределенности и риском, поэтому долгосрочную эффективность науки и техники установить сложно. Опыт применения индикативного планирования во Франции, Японии и в других развитых странах показал, что его эффективность несоизмерима, неадекватна усилиям по разработке плана, являющейся чрезвычайно сложным и трудоемким процессом. Индикативный план плохо поддается контролю и корректировке. Это объясняется глобальностью экономической системы, трудностями получения центром в реальном масштабе времени информации от локальных органов управления, в особенности от предприятий частного сектора. Кроме того, в реальном масштабе времени очень сложно обработать собранную информацию, получить на основе заранее разработанной системы мультипликативных моделей скорректированный план и обеспечить необходимой информацией все локальные органы управления. Проблема усложняется тем обстоятельством, что крупные предприятия наукоемких отраслей частной собственности, как правило, скрывают важнейшую информацию о перспективах роста, считая ее своего рода ноу-хау. Вышеперечисленные недостатки индикативного планирования не только усугубляются в условиях Российской Федерации, но к ним присоединяются новые негативные факторы, обусловленные особенностями переходного периода, основными из которых являются: ■ политическая нестабильность общества, невозможность сколько-нибудь определенного прогнозирования политической ситуации в будущем. Как следствие — большая неопределенность в прогнозировании таких экзогенных факторов, как объем частных инвестиций как национальных, так и иностранных хозяйствующих субъектов; ■ низкая степень общественного согласия в стране, низкий уровень консолидации между государством и частным сектором; ■ стремление предприятий частного сектора скрыть свои возможности (объем реализации продукции, объем прибыли, дохода), чтобы избежать высоких налогов и уберечься от рэкета (как частного, так и государственного); ■ отсутствие необходимой интеграции общественно-экономических процессов, вследствие чего оказывается невозможным вести полный учет их взаимосвязей и разрабатывать соответствующие модели планирования; ■ незавершенность и неопределенность процессов приватизации и конверсии ВПК; ■ неопределенность в политике банкротств и санации предприятий. Имеются трудности и методологического характера. В соответствии с неокейнсианской теорией роста темп роста производства представляет собой функцию накопления в национальном доходе и эффективности этого накопления. Но для определения эффективности накопления необходимо определить эффект мультипликатора и эффект акселератора, в связи с чем разграничить инвестиции на автономные и индуцированные. В условиях неопределенности, вызываемой непредсказуемостью поведения частного сектора, возможность решения этой задачи проблематична, тем более если учесть то обстоятельство, что коэффициенты капиталоемкости и материалоемкости, влияющие на структуру производства, изменяются во времени. Кроме того, большая неопределенность (большое количество экзогенных факторов) требует формирования большого числа вариантов развития, что усложняет выбор наиболее рационального из них. Поэтому российские ученые-экономисты предлагают использовать инструменты государственного регулирования для практического задействования механизмов индикативного планирования. ВЫВОДЫ 1. Планирование в рыночных условиях необходимо. В область планирования на макроуровне попадают: стратегия экономического развития, глобальные экономические проблемы, крупные социальные и научно-технические программы, распределение государственного бюджета, оборона, представляющая объекты, не подвластные или только частично подвластные рыночному регулированию; на микроуровне: планирование производства и сбыта продукции, финансовое планирование, планирование технического и технологического обновления, строительства.
2. Единство плана и рынка базируется в любой экономике на действии закона планомерного, пропорционального развития, физических законов сохранения вещества и энергии, экономического закона стоимости. 3. Дилемма «рынок или план» в индустриально развитых капиталистических странах решается в зависимости от степени развития производительных сил и отношений по принципу: «рынок — насколько возможно, план — насколько необходимо». 4. Планирование развития обеспечивает более высокий уровень жизни населения путем достижения и поддержания высоких темпов экономического роста и поэтапного реформирования препятствующих этому архаичных организационно-правовых структур. 5. Поэтапность и эволюционность «институциональных изменений» — ключевой принцип ПР. С точки зрения ПР любая экономическая система обладает определенным потенциалом роста. 6. Важным компонентом ПР является государственное регулирование, поскольку лежащая в его основе государственная финансовая система, ограниченная рамками государственного бюджета, очерчивает существующие в каждый данный момент экономические возможности государства. 7. Основной целью и объектом приложения ПР является не столько рыночная экономика сама по себе, сколько каждый конкретный потребитель (социум). 8. Существуют два основных механизма государственного воздействия на величины совокупного спроса и совокупного предложения:
■ через структурное распределение национального дохода (добавленная стоимость); ■ при помощи контроля за уровнем производственных издержек предприятия. 9. Мировой опыт управления макроэкономическими процессами, ■ неокейнсианство; ■ монетаризм; ■ теорию «экономики предложения», а также их различные комбинации. 10. Планирование, носящее индикативный характер, — это пла сударственные планы социально-экономического развития формально не являются законами, а представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на выполнение этих программ в общенациональных интересах. 11. Индикативное планирование — это планирование, целью которого является воздействие на социально-экономическое развитие с помощью таких средств, как: ■ наличие сбалансированного по всем ресурсам плана-прогноза, согласованного со всеми заинтересованными агентами; ■ обеспечение центром всех заинтересованных агентов различной информацией, включая разнообразные типы прогнозов (демографический, научно-технический, природных ресурсов, экологический и т.п.); ■ организация центром условий, способствующих обмену информацией между всеми заинтересованными агентами и обеспечивающих процесс согласования всех принимаемых решений; ■ прямые переговоры и заключение соглашений между центром и другими агентами. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Назовите общие и отличительные черты рыночной и плановой экономики. 2. Совместим ли план с рынком? Обоснуйте ответ. 3. Какие направления входят в область рыночного планирования? 4. Назовите субъекты планово-регулирующей деятельности в рыночной индустриальной экономике. 5. Что такое планирование развития? 6. Что, согласно теории планирования развития, подлежит планированию в рыночных условиях? 7. Назовите главный компонент планирования развития. 8. Что является основной целью и объектом планирования развития? 9. Назовите два основных механизма государственного воздействия на величину совокупных спроса и предложения.
10. Назовите основные постулаты неокейнсеанской модели. 11. Какой механизм макрорегулирования лежит в основе неоклассической модели планирования развития? 12. Какие страны используют «экономику предложения»? 13. Расскажите о концепции промышленной политики. 14. Дайте определение индикативному планированию. Назовите его основные признаки. 15. Назовите слабые места индикативного планирования. 16. Почему индикативный план называют также план-про- 17. Какие характеристики должно содержать плановое решение при индикативном планировании? 18. Что представляют собой индикаторы? Какими они могу быть? 19. Необходимы ли информационные технологии при индикативном пл Date: 2016-08-29; view: 316; Нарушение авторских прав |