Вечера вопросов и ответов
Родители заранее готовят письменно свои вопросы и передают их классному руководителю через детей. Учитель может пригласить специалистов (педагогов, медиков, спортсменов, работников детской комнаты милиции, юристов). В ходе беседы может возникнуть диалог, в результате которого будут рассмотрены возникшие вопросы.
Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.
Этапы проведения чтений следующие:
-на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии
-учитель собирает и анализирует информацию
-определяет список литературы по данному вопросу
-изучение литературы родителями
-изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях
Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Примерная тематика:
1.Первый год ребенка, каким он был.
2.Каким я вижу будущее своего ребенка.
3.Друзья моего ребенка.
4. Праздники нашей семьи.
Творческая лаборатория «Учимся читать телепрограмму»
На сегодняшний день существует много познавательных, обучающих программ. Дети и родители приносят программу, и мы учимся выбирать те, которые соответствуют возрасту и интересам детей.
Суд «Обвиняются компьютерные игры…»
Родители выступают в роли обвинителей, дети – адвокатов. Задача: Дать ответы на вопросы: Как отвоевать у родителей право играть в компьютерные игры? Стоит ли родителям запрещать своим детям играть в компьютерные игры? Как и в какие игры можно играть, сидя за компьютером, извлекая из этого пользу и не нанося себе и окружающим вреда?
Тема 7.3. Методика организации родительских собраний; конференций, круглого стола. Особенности планирования работы с родителями.
Организация сотрудничества классного руководителя с родителями учеников. Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:
1. Сотрудничество классного руководителя и родителей, просвещение по вопросам психологии и педагогики. Безусловно, один классный руководитель с этой проблемой не в состоянии справиться. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекаю специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, социальных педагогов, учителей-предметников, работников органов милиции. Это просвещение должно носить ярко выраженный опережающий характер. К примеру, поздно говорить родителям о вредных привычках детей в подростковом возрасте (курении, употреблении спиртных напитков), когда подростковый возраст детей уже наступил и принес свои проблемы. Темы, обсуждаемые с родителями младших школьников:
1.Физиологические особенности младших школьников. 2.Психология младших школьников.
3.Значение режима дня в жизни школьника. 4.Что делать, если ребенок говорит: «нет, не хочу!». 5.Средства массовой информации в жизни ребенка и его семьи. 6.Традиции и обычаи семьи в воспитании нравственности. 7.Книга в жизни семьи и ребенка. 8.Праздники в доме. Какими им быть? 9.Как воспитать в ребенке ответственность за свои слова и поступки. 10.Если ребенок одинок. 11.Здоровье ребенка – основа успешности в учении.
2. Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно- воспитательному пространству.
1.Знакомство родителей с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся. 2.Рассказ об учителях, какими учителями гордится школа. 3.Экскурсии по школьному зданию. 4.Знакомство с Уставом школы (с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой). 5.Знакомство родителей с традициями школы и педагога в организации работы с дневниками учащихся, их тетрадями, с системой контроля выполнения домашних заданий учащихся, с критериями оценок деятельности ученика на уроке. 6.Знакомство родителей с приемами развития читательских умений учащихся на уроке, с учебниками и их структурой, по которым учатся малыши. Родителям всегда интересно знать, какие темы в изучении школьных предметов являются наиболее сложными и как работать с малышом по трудным темам учебника.
7.Знакомство родителей с перспективами развития детского коллектива, возможность для родителей стать активными участниками классных дел.
Тематика встреч с родителями такова:
1.Экскурсии – знакомство со школой и школьными службами. 2.Праздник рождения класса. 3.Встреча с администрацией школы 4.Круглый стол «Путешествие по школьному учебнику». 5.Презентация «Новости школьных уроков» 6.День открытых дверей.
Формы взаимодействия работы с отцами:
1). Беседа отцов с детьми группы риска. 2). Совместные соревнования на хоккейной коробке вместе с отцами, катание на лыжах, на санках. 3). Посильный ремонт школьных предметов вместе с отцами. 4). Участие отцов в работе родительского комитета, школьного совета. 5). Активное участие в жизни класса отцов. 6). Приглашение детей группы риска в гости к положительным семьям для усвоения семейных ценностей, правил общения, этических взаимоотношений.
3. Диагностика- Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя младших школьников. Диагностика в работе классного руководителя с классом может быть: предварительной, оперативной, итоговой. Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, дает возможность классным руководителям выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное. Предварительная:
1.При подготовке родительских собраний. 2.При подготовке тем и индивидуальных консультаций. 3.При подготовке внеклассных мероприятий. 4.При организации поездок и экскурсий.
Оперативная: В конфликтных ситуациях между родителями и детьми. Итоговая:
В конце учебного года по результатам участия в мероприятиях, праздниках, конкурсах, фестивалях.
4.Очень значимым направлением деятельности классного руководителя с семьей учащихся является коррекционная работа.
Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания.
1.Кризис адаптации к школьному обучению. 2.Половое созревание детей. 3.Нестабильность положения ребенка в семье. 4.Потеря родителей или близких людей. Коррекционная помощь и поддержка со стороны педагога очень необходима семье, если ребенок уже в младшем школьном возрасте выходит из повиновения родителей и попадает в плохую компанию, которая становится для него более значимой, чем собственная семья. Коррекционная работа предполагает организацию мероприятий в классе по профилактике вредных привычек (курение, наркомания, побеги). Чтобы такая работа в классе была эффективной, нужна активная помощь и поддержка родителей. А это возможно лишь в том случае, если классный руководитель будет серьезно и настойчиво готовить родителей к осознанию значимости проблем, существующих в обществе и прогнозированию в воспитании собственных детей. Исходя из моего педагогического опыта отслежено, что в индивидуальной коррекционной работе нуждаются семьи, где ребенка воспитывает один из супругов или бабушка с дедушкой. Такие семьи нуждаются в повышенном внимании со стороны школьной администрации, социально-психологической службы и особенно классного руководителя.
Выше описанные направления совместной деятельности классного руководителя и семьи будут эффективны тогда, когда классный руководитель будет использовать активные формы взаимодействия с семьями своих учеников. Главными формами взаимодействия являются индивидуальные и групповые формы работы классного руководителя с семьей. К этому можно отнести: родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские собрания совместно с учащимися. Тема: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», «Круглый стол», «Поговорим? Поговорим!» Обмен опытом воспитания детей в семье, встречи с психологом и социальным педагогом школы, диспуты, экскурсии, КВН, родительские лектории, праздники, дни открытых дверей, представление на собраниях фрагментов уроков.
Организовать работу так, чтобы дети больше общались с родителями на неформальном уровне, включать их в игры и конкурсы. Что дают эти неформальности?
1.Высокая посещаемость родительских собраний и всех школьных мероприятий. 2.Сближают учителя, родителей и детей. 3.Частично решают проблему семейного досуга. 4.Отсутствует назидательность со стороны учителя. 5.Родители учатся правильно помогать детям дома. 6.Родители видят уровень знаний, активность своих детей по сравнению с другими детьми. 7.Отсутствуют обиды и недомолвки между учителями и родителями.
Задания для самостоятельной работы
Используя журналы «Классный руководитель», «Воспитание школьников», «Дополнительное образование» составить план родительского собрания на одну из предложенных тем.
Зачётное занятие. Тестирование по четырём разделам.
Взаимодействие с преподавателем.
В процессе изучения курса вы, конечно же, захотите показать результаты вашего труда, у вас появятся какие-либо вопросы, вам необходима будет консультация. С этими вопросами вы всегда сможете обратиться к вашему преподавателю.
Какие виды взаимодействия между вами и преподавателем можно выделить?
- произвольное - планируемое;
- осуществляемое на предметном материале – внепредметное;
- глубинное – поверхностное;
- откровенное, свободное – деловое, официальное;
- инициируемое преподавателем – инициируемое студентом;
- построенное на интересе – потребительское;
- осуществляемое непосредственно (через общение) – опосредованное (через наблюдение).
Осознание существующих и осуществляемых видов взаимодействия позволит вам проанализировать, как вы общаетесь с преподавателем и, быть может, скорректировать общение в целом или по тем или иным аспектам.
Как организовать взаимодействие с преподавателем и достичь поставленную цель?
Ниже сформулированы довольно часто встречающиеся цели, определяющие взаимодействие между студентом и преподавателем и даны рекомендации по достижению поставленных целей. Возможно, рекомендации не будут для вас значимыми.
Цель взаимодействия
| Рекомендации по организации взаимодействия и
достижению целей.
|
|
| Получить ответ на вопрос.
| Попытайтесь как можно более точно, ясно, кратко сформулировать суть вопроса. Примите также во внимание следующее: альтернативная форма вопроса позволяет получить более пространный и содержательно широкий ответ.
| Обсудить материал, который вас заинтересовал.
| Отчетливо представьте себе, что именно вам хотелось бы обсудить в материале, что выяснить в итоге обсуждения. Попытайтесь сформулировать серию вопросов, отражающих те аспекты материала, которые для вас важны, значимы, интересны. Это может прояснить многое для вас, а с остальным обращайтесь к преподавателю.
| Обсудить возможную тему, проблему исследовательской или творческой работы.
|
| Получить консультацию по выполняемой исследовательской или творческой работе.
| Серьезно обдумайте, что вы хотите получить в ходе консультации: ответы на какие вопросы, по каким аспектам работы (план, структура, последовательность подачи содержания, широта и глубина подачи, к каким библиографическим источникам обращаться и пр.) Попытайтесь предварительно сформулировать ваши вопросы в разных вариантах (более общем и уточняющем, например).
| Получить совет по личному вопросу.
| Выберите удобный для преподавателя момент: он не занят, не торопится, не озабочен чем – либо. Не стоит обижаться, если преподаватель предложит встретиться в другое время: он уделит внимание, и у вас появится возможность обдумать происходящее более спокойно.
| Овладеть стилем поведения и особенностями деятельности преподавателя
| Наблюдайте, анализируйте, размышляйте, но подражать не стоит.
| Выразить несогласие с мнением, позицией, информацией, предъявленной преподавателем.
| Попытайтесь выслушать преподавателя до конца, проанализировать всю предъявленную информацию. Сформулируйте (прежде всего для себя) суть несогласия в форме вопроса, суждения, комментариев. Подготовьте как можно более разнообразную аргументацию вашей позиции. Однако будьте готовы достойно встретить и контраргументацию.
| Просто пообщаться
| Рекомендаций по этому аспекту не будет, но помните, что это – та ситуация, в которой либо проявляются лучшие качества, либо наоборот.
|
Режим взаимодействия с преподавателем
С преподавателем можно встретиться в специально отведенные часы консультаций:
При необходимости можно выбрать современный способ общения, способ проверки выполненных учебных заданий, воспользовавшись электронной почтой, которую можно найти на портале.
Самойленко Ирина Геннадьевна – irina050567@mail.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Курсовой экзамен
Вопросы к экзамену:
1.Нормативно-правовой аспект классного руководителя (КР)
2.Основные функции классного руководителя.
3.Направления работы КР
4.Функции и виды педагогической диагностики.
5.Воспитательное мероприятие как основной элемент процесса воспитания.
6.Классификация воспитательных мероприятий.
7.Методика подготовки и проведения внеклассных мероприятий (беседа, игра)
8.Формирование дисциплинированности.
9.Конфликты в школьной среде, их виды.
10.Индивидуальная работа КР с учащимися.
11.Методы и приёмы, используемые КР при работе с учащимися.
12.Функции, принципы, задачи и особенности досуга.
13.Основные формы досуга.
14.Содержание работы с семьей.
15.Работа КР с родителями учащихся (индивидуальная, групповая)
16.Родительское собрание как одна из форм взаимодействия с родителями
17.Основные формы и методы родительского собрания.
Date: 2016-07-05; view: 536; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|