Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6.1. Понятие детского коллектива





Понятие «коллектив». Реализация воспитательных функций коллектива. Пути развития детского коллектива. Особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми.

План.

1.Понятие о коллективе.

2.Признаки коллектива на уровне сотрудничества.

3.Понятие о первичном коллективе и традициях.

4.Формирование коллектива и руководство им.

5. КТД как одна из форм формирования детского коллектива.

1. Коллектив -это социальная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

Коллектив отличается от группы тем, что это люди, объединённые на основе каких-либо интересов и связаны с целью совместной социально-значимой деятельностью и общения, а группа-это люди, объединённые в процессе взаимодействия (и их цели не являются социально значимыми).

2.Признаки коллектива.

ü Общая социально - значимая цель.

ü Общая совместная деятельность.

ü Отношения ответственной зависимости (моральное единение)

ü Общий выборный руководящий орган

ü Сплочённость

ü Защищённость

ü Взаимопомощь «чувство локтя» и т.д.

Признаки коллектива на уровне сотрудничества.

- целенаправленность

-мотивированность

-целостность

-структурированность (распределение функций, прав, обязанностей)

-согласованность

-организованность (способность к самоуправлению)

-результативность

3. Первичный коллектив -это такой коллектив, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном отношении.

Первичные коллективы, организованные на основе

- разнообразной, в том числе учебной деятельности

- одного вида деятельности (кружки, клубы, секции)

- игр и других видов деятельности по месту жительства

Традиции - такие устойчивые формы полноценной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников.

Большие - яркие массовые события. Малые - будничные, повседневные.

4. Формирование коллектива руководство им.

1.Беседа со старостой коллектива о том, как организовать коллективное планирование, какая необходима предварительная подготовка.

2.Сбор актива коллектива. Рассматриваемые вопросы можно огласить заранее, чтобы на собрание пришли с некоторыми идеями.

3.Инструктаж ведущего собрания всего коллектива (как начать, что говорить)

4.Принять участие в собрании, но не вмешиваться без надобности.

5.Провести сбор актива, можно сразу после общего собрания. Выбрать ответственного, обсудить предложения коллектива, составить план.

6.Донести решения до всего коллектива.

5.Коллективные творческие дела (КТД)

разработаны и названы так И.П.Ивановым. Это деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа и представляющая собой «совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи».

Несомненно, из всех типов воспитательной работы КТД обладают наибольшими воспитательными возможностями, т.к.:

* предоставляют возможность каждому ребёнку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные и др.);

* обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;

* способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутриколлективных связей и отношений;

* эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.

Стадии.

1 СТАДИЯ – предварительная работа.

- организаторы устанавливают место проведения КТД в воспитательной работе;

- определяют конкретные задачи;

- выясняют различные варианты, которые можно предложить детям;

- продумывают методы стимулирования (заинтересовать), как можно активизировать каждого воспитанника.

2 СТАДИЯ – коллективное планирование. Действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микрогруппах:

- Что лучше сделать?

- С кем вместе?

- Для кого?

- Когда?

Взрослый ведущий, составляет выдвинутые варианты, задет наводящие, уточняющие вопросы. Завершается поиск выбором дела.

3 СТАДИЯ – коллективная подготовка дела. Может идти по группам.

Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в работу. Бывает так, что в самом начале некоторые участники увлекаются, а потом быстро охладевают, поскольку нет еще умения преодолевать трудности. Потому велика роль взрослого. Без давления взрослый по-товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла.


Приемы:

- увлечь сюрпризом;

- заинтересовать секретным договором;

- дать ответственное поручение: «Только ты сможешь с этим справиться»;

- подсказать варианты работы, дать совет (т.е. ослабить трудности).

4 СТАДИЯ – проведение КТД, подведение итогов подготовки. Демонстрация того, что непосредственно было накоплено в группах, запланировано.

5 СТАДИЯ – коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива или по группам. Главное, чтобы каждый участвовал. Определить положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД.

Варианты проведения анализ КТД:

- обсуждение в кругу;

- заполнение анкеты;

- выпуск стенгазеты;

- творческий отчет.

6 СТАДИЯ – ближайшее последствие КТД. При анализе КТД дети высказывают предложения, которые вносятся в план ближайшей воспитательной работы.

Тема: Формирование дисциплинированности.

Все преподаватели - классные руководители сталкиваются с проблемами дисциплины, которые доставляют немало хлопот. Проблема дисциплины сегодня является ключевой.

Дисциплина - порядок поведения людей, обеспечивающий согласованность действий внутри коллектива, обязательное условие и выполнение людьми установленных правил, а также способы, с помощью которых осуществляется этот порядок.

Существенные черты дисциплины: сознательность, добровольность, активность, инициатива.

Важнейшим проявлением дисциплины и основной её частью является самодисциплина. Самодисциплина - уровень сознательно контролируемого поведения, когда человек способен самостоятельно оценить свои дела и поступки.

Какие же методы можно использовать в формировании дисциплинированности у школьников:

  • система дежурства

Работа дежурного - всегда забота о товарищах, она содействует закреплению в классе коллективных отношений.

  • метод педагогической ситуации

Это ситуация творчества, ситуация выбора, ситуация успеха, ситуация авансированного доверия и т.д.)

  • ролевые игры

Являются эффективным методом формирования сознательной дисциплины.

  • педагогическое внушение - метод, который может применяться как прямое внушение (приказание, внушающее наставление, так и косвенное (замаскированность информации).К методам, воздействующим на сознание, относятся: убеждение, этические беседы, диспут.
  • Самовоспитание Самовоспитание начинается с развития самосознания. Задача классного руководителя помочь ребёнку воспитать в себе: обязательность, ответственность.

Существуют три разных подхода классных руководителей к воспитанию дисциплинированности у школьников.

1.«Руки прочь» -это педагоги, которые придерживаются невмешательского подхода, считают, что молодые люди сами постепенно научатся управлять своим поведением, контролировать себя и принимать решение.

 

2.Подход «твёрдой руки»-педагоги видят, что контроль необходим для воспитания: требуют, командуют, направляют. Основные методы (угрозы и шантаж).

3.Подход «Возьмёмся за руки»

 

Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителями дисциплины, педагогу необходимо:

Ø Распознать истинную цель

Ø Выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию.

Ø Разработать стратегию своего поведения

Таким образом, для формирования дисциплинированности у школьников классный руководитель должен быть профессионалом Спокойное дружелюбие действует сильнее, чем строгое требование.

Чтобы подросток не грубил, не кривлялся, обращайтесь с ним как с уважаемым взрослым человеком.

Задания для самостоятельной работы

Составить схему самоуправления в классе, где вы являетесь классным руководителем.







Date: 2016-07-05; view: 312; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию