Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 6.1. Понятие детского коллектива
Понятие «коллектив». Реализация воспитательных функций коллектива. Пути развития детского коллектива. Особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми. План. 1.Понятие о коллективе. 2.Признаки коллектива на уровне сотрудничества. 3.Понятие о первичном коллективе и традициях. 4.Формирование коллектива и руководство им. 5. КТД как одна из форм формирования детского коллектива. 1. Коллектив -это социальная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Коллектив отличается от группы тем, что это люди, объединённые на основе каких-либо интересов и связаны с целью совместной социально-значимой деятельностью и общения, а группа-это люди, объединённые в процессе взаимодействия (и их цели не являются социально значимыми). 2.Признаки коллектива. ü Общая социально - значимая цель. ü Общая совместная деятельность. ü Отношения ответственной зависимости (моральное единение) ü Общий выборный руководящий орган ü Сплочённость ü Защищённость ü Взаимопомощь «чувство локтя» и т.д. Признаки коллектива на уровне сотрудничества. - целенаправленность -мотивированность -целостность -структурированность (распределение функций, прав, обязанностей) -согласованность -организованность (способность к самоуправлению) -результативность 3. Первичный коллектив -это такой коллектив, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном отношении. Первичные коллективы, организованные на основе - разнообразной, в том числе учебной деятельности - одного вида деятельности (кружки, клубы, секции) - игр и других видов деятельности по месту жительства Традиции - такие устойчивые формы полноценной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Большие - яркие массовые события. Малые - будничные, повседневные. 4. Формирование коллектива руководство им. 1.Беседа со старостой коллектива о том, как организовать коллективное планирование, какая необходима предварительная подготовка. 2.Сбор актива коллектива. Рассматриваемые вопросы можно огласить заранее, чтобы на собрание пришли с некоторыми идеями. 3.Инструктаж ведущего собрания всего коллектива (как начать, что говорить) 4.Принять участие в собрании, но не вмешиваться без надобности. 5.Провести сбор актива, можно сразу после общего собрания. Выбрать ответственного, обсудить предложения коллектива, составить план. 6.Донести решения до всего коллектива. 5.Коллективные творческие дела (КТД) разработаны и названы так И.П.Ивановым. Это деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа и представляющая собой «совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи». Несомненно, из всех типов воспитательной работы КТД обладают наибольшими воспитательными возможностями, т.к.: * предоставляют возможность каждому ребёнку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные и др.); * обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта; * способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутриколлективных связей и отношений; * эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса. Стадии. 1 СТАДИЯ – предварительная работа. - организаторы устанавливают место проведения КТД в воспитательной работе; - определяют конкретные задачи; - выясняют различные варианты, которые можно предложить детям; - продумывают методы стимулирования (заинтересовать), как можно активизировать каждого воспитанника. 2 СТАДИЯ – коллективное планирование. Действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микрогруппах: - Что лучше сделать? - С кем вместе? - Для кого? - Когда? Взрослый ведущий, составляет выдвинутые варианты, задет наводящие, уточняющие вопросы. Завершается поиск выбором дела. 3 СТАДИЯ – коллективная подготовка дела. Может идти по группам. Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в работу. Бывает так, что в самом начале некоторые участники увлекаются, а потом быстро охладевают, поскольку нет еще умения преодолевать трудности. Потому велика роль взрослого. Без давления взрослый по-товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Приемы: - увлечь сюрпризом; - заинтересовать секретным договором; - дать ответственное поручение: «Только ты сможешь с этим справиться»; - подсказать варианты работы, дать совет (т.е. ослабить трудности). 4 СТАДИЯ – проведение КТД, подведение итогов подготовки. Демонстрация того, что непосредственно было накоплено в группах, запланировано. 5 СТАДИЯ – коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива или по группам. Главное, чтобы каждый участвовал. Определить положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД. Варианты проведения анализ КТД: - обсуждение в кругу; - заполнение анкеты; - выпуск стенгазеты; - творческий отчет. 6 СТАДИЯ – ближайшее последствие КТД. При анализе КТД дети высказывают предложения, которые вносятся в план ближайшей воспитательной работы. Тема: Формирование дисциплинированности. Все преподаватели - классные руководители сталкиваются с проблемами дисциплины, которые доставляют немало хлопот. Проблема дисциплины сегодня является ключевой. Дисциплина - порядок поведения людей, обеспечивающий согласованность действий внутри коллектива, обязательное условие и выполнение людьми установленных правил, а также способы, с помощью которых осуществляется этот порядок. Существенные черты дисциплины: сознательность, добровольность, активность, инициатива. Важнейшим проявлением дисциплины и основной её частью является самодисциплина. Самодисциплина - уровень сознательно контролируемого поведения, когда человек способен самостоятельно оценить свои дела и поступки. Какие же методы можно использовать в формировании дисциплинированности у школьников:
Работа дежурного - всегда забота о товарищах, она содействует закреплению в классе коллективных отношений.
Это ситуация творчества, ситуация выбора, ситуация успеха, ситуация авансированного доверия и т.д.)
Являются эффективным методом формирования сознательной дисциплины.
Существуют три разных подхода классных руководителей к воспитанию дисциплинированности у школьников. 1.«Руки прочь» -это педагоги, которые придерживаются невмешательского подхода, считают, что молодые люди сами постепенно научатся управлять своим поведением, контролировать себя и принимать решение.
2.Подход «твёрдой руки»-педагоги видят, что контроль необходим для воспитания: требуют, командуют, направляют. Основные методы (угрозы и шантаж). 3.Подход «Возьмёмся за руки»
Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителями дисциплины, педагогу необходимо: Ø Распознать истинную цель Ø Выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию. Ø Разработать стратегию своего поведения Таким образом, для формирования дисциплинированности у школьников классный руководитель должен быть профессионалом Спокойное дружелюбие действует сильнее, чем строгое требование. Чтобы подросток не грубил, не кривлялся, обращайтесь с ним как с уважаемым взрослым человеком. Задания для самостоятельной работы Составить схему самоуправления в классе, где вы являетесь классным руководителем. Date: 2016-07-05; view: 312; Нарушение авторских прав |