Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 6.2. Ученическое самоуправление.
Ученическое самоуправление Сотрудничество педагогов и учащихся как фактор развития детского самоуправления. в начальной школе. Тема: Проблемы лидерства и руководства в группе.
1.Понятие и определение лидерства. Лидерство - способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилие на достижение целей организации (Мескон М., Основы менеджмента). Лидер - член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях (словарь Психология).
2.Классификация лидерства По характеру деятельности (Универсальный лидер, ситуативный лидер) По содержанию (Лидер – вдохновитель, лидер – исполнитель, деловой лидер По стилю руководства (Авторитарный; демократический). Под динамикой лидерства подразумевают всевозможные изменения, связанные как с содержанием (статусом и типами), так и с масштабами лидерства, функционирующего как в социальной микро -, так и в макросреде. По мере стабилизации группы влияние в ней сосредотачивается в руках одного или нескольких лиц. 4. Потребность в лидере особенно возрастает в критических ситуациях. Если член группы обеспечит достижение целей группы или безопасность группы в силу своих личностных качеств, он станет лидером. Применительно к микросреде, малым группам можно говорить о различной степени устойчивости или динамичности, сменяемости лидеров, о природе и механизмах смены одного лидера другим. Причиной смены лидера обычно оказывается его несоответствие требованиям, нормам, целям и задачам группы. Она может возникнуть как вследствие чрезмерной авторитарности лидера, перестающего считаться с групповой, так и в результате его неспособности справиться с новыми более сложными задачами групповой деятельности. 5.Ответы на вопросы Можно ли ожидать результативного воспитания ребёнка вне дружного собрания сверстников, вне доброй атмосферы его сотрудничества, вне общей радости за успехи всех и каждого? Да, нет - почему?
Может коллектив быть над личностью, а личность – успешно развиваться вне своего коллектива? А для каждого из нас - иерархия коллективов, в которые мы можем входить на работе, на досуге, на учёбе?
Как бы вы поступили, если бы класс, которым вы руководите, всем коллективом принял заведомо неверное, с вашей точки зрения, решение? А если бы это был не класс детей, а ваш трудовой коллектив?
6.Решение ситуаций Можно ли ожидать результативного воспитания ребёнка вне дружного собрания сверстников, вне доброй атмосферы его сотрудничества, вне общей радости за успехи всех и каждого? Да, нет - почему?
Может коллектив быть над личностью, а личность – успешно развиваться вне своего коллектива? А для каждого из нас - иерархия коллективов, в которые мы можем входить на работе, на досуге, на учёбе?
Как бы вы поступили, если бы класс, которым вы руководите, всем коллективом принял заведомо неверное, с вашей точки зрения, решение? А если бы это был не класс детей, а ваш трудовой коллектив? РАЗДЕЛ 7.Взаимодействие классного руководителя с семьёй Тема 7.1. Особенности современной семьи. Задачи и содержание семейного воспитания. Содержание работы с семьей. Цель: познакомить с особенностями современной семьи. Задачи: 1. Просветительская- научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми. 2. Консультативная- совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков. 3. Коммуникативная- обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей. Методы изучения семей. Информация о семье необходима школе для решения оперативных педагогических задач: -для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи; -для понимания истоков и причин сценария развития личности учащихся, в том числе и отклоняющегося развития; -для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями. 1. Наблюдение. 2. Подключенное наблюдение (подключение родителей, актива класса, инспектора ПДН, социального педагога). 3. Индивидуальные беседы. 4. Тестирование. 5. Анкетирование. 6. Диагностика. 7. Деловые игры. 8. Анализ детских рассказов и рисунков. Задание: 1.Составьте план освещения темы. 2.В каждом пункте выпишите новую (для себя) информацию. 3. Систематизируйте семейные проблемы, из-за которых появляются «трудные дети» с помощью приёма «кластер» В современном мире много проблем, которые пагубно влияют на становление и развитие семьи. Что же это за проблемы? Как они касаются граждан России? - Резкое расслоение населения на социальные группы, появление очень богатых и очень бедных семей, а значит, и социально незащищённых родителей и детей. - Высокий уровень социально-психологической тревожности, усталости людей, их недовольство жизнью. - Дезориентация людей в сфере нравственной жизни. - Индивидуализация какусиливающаяся ориентация на себя, на значимость своих переживаний. - Низкий уровень развития правового сознания. - Превалирование смертности над рождаемостью. - Снижение уровня общей культуры. - Алкоголизация большой части населения. НАИБОЛЕЕ ОСТРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ 1. Перераспределение материально- экономической функции внутри семьи. 2. Трудности строительства семейной жизни (поводов для стрессов и кризисов становится больше) 3.Тревога родителей за своих детей, за их здоровье, учёбу, будущее, осознание невоз- можности научить детей, как надо жить в обществе, в котором родители часто сами дезориентированы. СЕМЕЙНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ИЗ-ЗА КОТОРЫХ ПОЯВЛЯЮТСЯ" ТРУДНЫЕ ДЕТИ " I блок проблем - Пагубное влияние семьи на детей - конфликты между родителями - устройство личной жизни (мама занимается собой, а ребёнок предоставлен сам себе) - распадающиеся семьи (развод родителей) II блок проблем - Плохая воспитательная практика самих родителей - Жёсткие ограничения и гиперопека - Высокий уровень подавления и насилия - Нездоровая нравственная атмосфера - Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребёнка III блок проблем - Психологические проблемы самих родителей - Алкоголизм родителей - Пристрастие к наркотикам - Усталость, психическое и физическое перенапряжение взрослых - Проблемы, связанные с проявлениями мучающих человека чувств: безысходность, горе и т.д. Способ узнать, в какой семье вырос человек (благополучной или неблагополучной) Мини-диагностика студентов. Вопрос: Что вам мама говорила в детстве, когда хотела вас похвалить? А что говорила, когда не одобряла ваши действия? Если на первый вопрос человек затрудняется ответить, а на второй отвечает быстро и вспоминает много вариантов, то он вырос в неблагополучной семье. Вывод: Роль школы растёт, она частично заменяет ребёнку семью. Поэтому педагогам приходится выполнять как бы две обязанности: свою непосредственную и родительскую. И чем больше учителя, КР будут знать о проблемах, с которыми могут столкнуться родители, чем больше они будут ориентироваться в семейных проблемах, тем большую помощь они могут оказать детям, тем больше будут застрахованы от ошибок, тем больше могут влиять на семьи, особенно неблагополучные. Вопросы и задания для самоконтроля: (5 баллов) 1. Используя содержание темы, закончите несколько предложений: Изучив содержание данной темы, я узнал (а)… Несомненную пользу в будущем мне принесут знания…. 2. Определите «истинное» и «ложное» утверждение. Исправьте ошибки. А) Плохая воспитательная практика самих родителей порождает появление «трудных детей» «истинное» Б) Алкоголизм - одна из психологических проблем самих родителей «истинное». 3. Составьте два аналогичных утверждения для своих сокурсников.
Задания для самостоятельной работы Составить анализ особенностей современной семьи (на примере своей семьи).
Тема 7.2. Формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы) Основные формы взаимодействия КР с семьей встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей. дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на концерты и праздники, создание памяток, интернет - журналов, переписка по электронной почте. организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов. привлечение родителей к организации вечеров, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Традиционные формы работы с родителями -родительские собрания -общеклассные и общешкольные конференции -индивидуальные консультации педагога -посещения на дому Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание-это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой. Общешкольные родительские собрания проводятся не более двух раз в год и носят характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитываются о своей работе родительский комитет школы. Можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием психолога, социальных педагогов, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме. Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определять ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему все то, что поможет в профессиональной работе с ребенком: -особенности здоровья ребенка -его увлечения, интересы -предпочтения в общении в семье -поведенческие реакции -особенности характера -мотивация учения -моральные ценности семьи Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения. Нетрадиционные формы работы с родителями. Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. Примерные темы: 1. Ребенок не хочет учиться. 2. Как развить плохую память ребенка. 3. Единственный ребенок в семье. 4. К чему может привести тревожность детей. 5. Талантливый ребенок в семье. Date: 2016-07-05; view: 543; Нарушение авторских прав |