Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дневник наблюдения за учеником
6. Гипотеза Согласно проведенным наблюдениям и беседам с учениками, предположим следующие уровни тревожности у учащихся. Леся. Поведение Леси показывает, что у нее может быть выражена самооценочная тревожность, при этом остальные виды тревожности могут быть на нормальном уровне. Это обосновывается тем, что Леся никак не реагирует на полученные оценки, хотя иногда старается их исправить. Галя. У Гали, скорее всего, повышенный уровень школьной тревожности и нормальный уровень самооценочной и межличностной тревожности. Это обосновывается ее беспокойством в отношении оценок, достаточной уверенностью в себе, некоторой замкнутостью и необщительностью, умением не реагировать на выпады одноклассников. Дима. Судя по поведению, это довольно уравновешенный ребенок, поэтому все виды тревожности у него могут быть на нормальном уровне.
Ход работы Описание методики (А.М.Прихожан). Под личностной тревожностью автором данной методики автором понимается устойчивая индивидуальная характеристика школьника, отражающая его предрасположенность к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечающий определённой реакции (беспокойство, волнение, страх). Таблица 4. Ситуации и оценки.
Как можно заметить, методика включает ситуации трех типов: 1. ситуации, связанные со школой, общением с учителем, 2. ситуации, актуализирующие представление о себе, 3. ситуации межличностного общения. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице 5. Таблица 5.
Ответ на каждый пункт шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим выбранной при ответах цифре. Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты выступают в качестве показателей тревожности в соответствующих ситуациях, показатель по всей шкале указывает на общую тревожность. Обработка результатов заключается в подсчёте общей суммы баллов по всем параметрам и суммы баллов по каждому из видов тревожности. Возможно, будут выявлены учащиеся, чей уровень тревожности является высоким (или очень высоким) по всем параметрам, а это значит, что они испытывают значительную эмоциональную напряжённость в ситуациях, связанных и с учёбой, и с межличностным общением, и с самопознанием. Могут быть обнаружены ученики, которые проявляют повышенную тревожность лишь по отношению к учёбе (или общению), тогда как в других ситуациях проявляется ими тревожность невысокая. Понятно, что последующее определение коррекционной работы должно исходить из особенностей конкретного случая. Соответственно, могут быть определены урони тревожностей: 1) нормальный – в оценке преобладают баллы 1, 0; 2) несколько повышенный – преобладают баллы 1, 2; 3) высокий – преобладают баллы 2, 3; 4) очень высокий – преобладают баллы 3, 4; 5) «чрезмерное спокойствие» - преобладают баллы 0. Для более точной обработки следует обратиться к таблице, в которой представлены стандартные данные показателей уровня тревожностей в различных половозрастных группах [4, с. 186].
Описание условий проведения. Тестирование проводилось после уроков. Учащимся была зачитана инструкция. Они получили бланки (табл. 4), на бланках они должны были отметить соответствующие им баллы. Учащимся было дано время на заполнение бланков. После заполнения бланков ученикам было предложено узнать результаты в индивидуальном порядке.
Инструкция. Инструкция, с которой студент-практикант обращается к учащимся, такова: «Ниже перечислены ситуации (см. таблицу 4), с которыми ты часто встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как они вызывают тревогу, беспокойство, волнение и страх. Внимательно прочитай каждое предложение и обведи кружком одну из цифр: 0, 1, 2, 3, 4 – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна. Если ситуация совершенно не кажется для тебя неприятной обведи цифру 0; если она немного волнует – 1; если ситуация достаточно неприятна и вызывает беспокойство, что предпочёл бы избежать её, обведи цифру 2; если она очень неприятна, вызывает сильное беспокойство, обведи цифру 3; если ситуация крайне неприятна, вызывает сильное беспокойство, страх, если ты не можешь перенести её, обведи кружком цифру 4. Итак, твоя задача – представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обведением одной из цифр определить насколько она может вызывать у тебя тревогу, беспокойство, опасение или страх».
Ход эксперимента (поведение, реакции). Последовательность эксперимента: 1. Выбор учеников. Выбранным учащимся было предложено пройти тестирование. Первым же вопросом с их стороны было: «Почему вы выбрали нас?» пришлось ответить, что выбор был сродни лотереи: чье имя вытяну, тому и будет предложено. Если бы эти ученики не согласились, пришлось бы опять тянуть имена. Похоже, что такой ответ им понравился, потому что все согласились. Я объяснила, что результаты тестирования, если им интересно, я потом расскажу каждому индивидуально. 2. Проведение наблюдения. Наблюдение проводилось в течение недели на уроках и переменах. Записывались отдельные реакции учеников. Про то, что будет проведено наблюдение, ученикам сказано не было. 3. Запись проведенных наблюдений. Запись наблюдений велась в течение уроков сразу, либо после окончания учебного дня, уже дома. Поэтому некоторые моменты забывались. 4. Беседы с выбранными учениками. С выбранными учениками была проведена беседа. К беседе я постаралась подготовиться и подобрать вопросы. Вопросы были следующие: - Переживаете ли вы из-за оценок? - Будут ли вас ругать родители из-за двойки? - Если вы получили двойку, будете ли вы ее исправлять? - Важно ли вам мнение окружающих о вашей внешности? - Оцените себя: я не хуже других, у меня куча недостатков, я лучше всех. 5. Описание поведения выбранных учеников. Результаты наблюдения были сведены в таблицы. 6. Оценка уровня их тревожности и выдвижение гипотезы. 7. Изучение методики по выявлению уровня тревожности учащихся. 8. Проведение тестирования (электронные бланки с полученными результатами – см. приложение 2). 9. Обработка полученных данных согласно шкале. 10. Интерпретация полученных результатов.
Обработка результатов. Таблица 4.
Анализ результатов. Изучение преобладающих оценок показывает следующее: Рисунок 2. Преобладающие оценки.
Согласно диаграмме мы получили следующие данные.
Таблица 6
У Леси наблюдается общий повышенный уровень тревожности. Изучение по отдельным видам показывает, что у Леси повышенный уровень школьной тревожности, при этом уровень самооценочной тревожности нормальный, а межличностной – «чрезмерное спокойствие». У Гали нормальный и повышенный общий уровень. Наблюдается повышенный уровень школьной тревожности и нормальный уровень других видов тревожности. У Димы нормальный общий уровень и по видам тревожности, наблюдается такой же нормальный уровень. Хотя в целом преобладает оценка «1». Отразим уровни тревожностей испытуемых на диаграмме: Рисунок 3. Уровни тревожности в оценках Несмотря на преобладающие оценки, уровни тревожности по баллам у испытуемых распределяются следующим образом. У Леси наиболее выражена школьная тревожность. У Гали и Димы, несмотря на нормальный уровень, максимально выражена самооценочная тревожность.
Выводы В целом можно констатировать следующие результаты: Относительно Леси гипотеза не подтвердилась – у нее оказался повышенный уровень школьной тревожности, уровень самооценочной тревожности нормальный, а межличностной – «чрезмерное спокойствие». Расхождение между гипотезой и результатами можно объяснить недостаточностью наблюдений и недостаточно правильно интерпретацией реакций девочки, так как они неярко выражены. У Гали гипотеза подтвердилась, наблюдается повышенный уровень школьной тревожности и нормальный уровень других видов тревожности. У Димы гипотеза подтвердилась полностью. Все уровни тревожности оказались на нормальном уровне, при этом больше всего выражена самооценочная тревожность. Следовательно, ученику следует обратить внимание на свою самооценку и поднимать уверенность в себе.
Рекомендации (родителям, детям, учителям). Рекомендации родителям подростков с повышенной тревожностью. Родителям следует с осторожностью относиться к возможностям детей с повышенной тревожностью, так как они могут завышать свои возможности, а в действительности не способны доводить дело до конца и чувствуют себя либо подавленными. Их нужно постоянно подбадривать! Хвалить и убеждать в том, что у него всё получится! · Подросткам в состоянии тревожности не следует читать длинных нотаций по поводу их поступков. Желательно сделать строгое замечание с требованием прекращения действий. Останьтесь с подростком один на один, и обсудите поступки и действия, совершаемые им, разъясняя смысл и суть его поведения. · Подростки с повышенной тревожностью не могут сосредоточиться на одном занятии, поэтому необходимо внимательно отнестись к тому, чем занимается ребёнок, где у него наибольшие успехи. И в дальнейшем предложить выбрать профессию с этим видом деятельности. · Чтобы существенно снизить тревожность у подростков, необходимо педагогам и родителям, обеспечить реальный УСПЕХ в какой либо деятельности. Нужно подростка меньше ругать, унижать, недооценивать его возможности, больше хвалить, причем не сравнивать его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня ты сделал домашнее задание лучше, чем вчера). · Необходим щадящий режим в той области, в которой успехи подростка не велики. Ненужно на неудачах фокусировать внимание, а при улучшении обязательно хвалить. Больше доверять подростку. Искренне интересоваться его делами, верить в его успех! У оптимистичных родителей - оптимистичные дети, а оптимизм - защита от тревожности! Упражнения для учащихся Упражнение «Аукцион» По типу аукциона предлагается, как можно больше способов помогающих справиться с плохим настроением. Все способы, принятые ведущим, фиксируются на доске. Упражнение «Мусорное ведро» Психолог показывает иллюстрацию, где изображено мусорное ведро, и просит детей объяснить, Что, по их мнению, символизирует мусорное ведро. Детям предлагается нарисовать на бумаге мусорное ведро. Психолог направляет дискуссию таким образом, чтобы каждому участнику представилась возможность выбросить что-то из своей жизни, и предлагает детям представить, что они что-то выбрасывают за ненадобностью. Это может быть человек, какой-нибудь предмет, место или чувство. Изобразить это надо так, как будто оно падает с руки в мусорное ведро. Учащиеся описывают негативные моменты своей жизни так, как они изобразили это на картинке. Комментируя и задавая вопросы, они изучают выбор каждого. Психолог (учитель) помогает группе идентифицировать свои чувства и общие темы. Для одних это может быть вполне реальное разочарование, например, от бесполезного подарка. Другие будут описывать абстрактные понятия, такие как ненужные взаимоотношения. «Я могу». В голове тревожного ребенка, как только он получает задачу, как будто звучит заезженная пластинка «А вдруг ты не сможешь, вдруг ничего не получится». Чтобы «сменить пластинку» попросите ученика тихонько повторить фразы по типу: «Я могу решить эту задачку с дробями», «Я достаточно умен, чтобы ответить на все эти вопросы». Попросите школьника повторять это перед сложным задание или когда видите признаки подступающей неуверенности, положите карточку с текстом заклинания рядом с заданием. Рассказывайте об ошибках Необходимо рассказать об одной из ошибок, совершенных сегодня на уроке, дома, в транспорте. Поначалу дети могут не принять эту игру. Об ошибках говорить самим, да еще перед остальными – для многих это все равно что демонстрировать всем пятно на одежде. Поэтому очень важно, чтобы и сам взрослый принимал участие в этой игре. Открывая эту тайну своим ученикам, мы помогаем им усвоить, что ошибки – нормальная часть жизни каждого человека. Тревожные ученики перестают чувствовать себя неуспешными. В другой раз продолжите игру вопросом: «Что ты можешь сделать, чтобы больше не повторить эту ошибку?» Отвечая на него, ученики начинают понимать, что важно научиться не избегать ошибок. Когда ученик слышит, как другие планируют исправлять свои ошибки, он как бы учится способам исправлять свои собственные. Показывайте ценность ошибки как попытки Нужно признать, что больше ошибок делают люди активные, а не пассивные, а активность всегда приветствуется. Вот почему важно награждать ошибки замечаниями, сделанными с энтузиазмом и положительным пафосом: «Ошибка уже сделана. Ну и что? Теперь посмотри, чему можно на ней научиться». Подчеркивайте любые улучшения Сделайте своим девизом «Все, что делается, - делается!» Не ждите, когда задача будет полностью решена, обращайте внимание на каждый верный шаг при решении. Раскрывайте сильные стороны своих детей Тревожные дети нуждаются в поддержке, нуждаются в том, чтобы им помогли развить чувство состоятельности. Обращайте внимание на сильные стороны ребенка. Едва заметив что - то ценное в нем, прямо скажите ему об этом.
Рефлексия Работа над заданием показала, что каждый из ее этапов требует к себе внимания. При выполнении работы самым сложным было правильно оценить наблюдаемую ситуацию, описать ее и сделать верные выводы. В беседе с учащимися мне удалось узнать некоторые подробности их жизни и причины поведения в тех или иных ситуациях. Это позволило более точно сформулировать свои гипотезы. При работе с методикой основной сложностью было правильно подсчитать полученные результаты. Проблем с ключом для теста не было. Довольно сложно было подобрать рекомендации, так как все дети неповторимы и им нужен индивидуальный подход. Предложенное задание мне понравилось с той точки зрения, что я узнала много нового и получила определенные знания и умения.
Date: 2016-06-06; view: 13293; Нарушение авторских прав |