Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Работа с родителями в контексте возрастно-психологического консультирования
Работа с родителями является одной из важнейших задач практики возрастно-психологического консультирования. Это связано с двумя моментами. Во-первых, с той ролью, которую играют родители в формировании уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития - одной из существенных детерминант личностного развития. Общение ребенка с близкими родственниками, являясь необходимым условием развития, задает те психологические социальные структуры, которые, будучи инте-риоризированными, преобразуются в интрапсихологические структуры личности (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина). Во-вторых, как нами отмечалось ранее, возрастное психологическое консультирование является одной из тактик работы психолога в рамках семейного консультирования, направленной на раскрытие наиболее важных вопросов психологического развития детей, воспитания, родительских взаимоотношений и выработку программы действий родителей в соответствии с изменившейся ситуацией Цель работы с родителями в практике возрастно-психологического консультирования состоит в повышении уровня родительской компетентности и тем самым в активизации роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка. Результаты специальных коррекционных занятий с ребенком должны быть обобщены и перенесены в практику реальных жизненных отношений ребенка. Такой перенос невозможен без целенаправленной работы с родителями. Задачи работы с родителями, таким образом, включают в себя: - повышение уровня психологической грамотности родителей, в частности повышение компетентности в области знания закономерностей психического развития ребенка и коммуникативной компетентности; - специальная работа с целью разрешения собственных личностных проблем родителей, накладывающих отпечаток на практикуемый ими тип воспитания [4, 67]. Наблюдаемый низкий уровень психолого-педагогической грамотности родителей объясняется отсутствием всеобъемлющей общественной системы целенаправленной подготовки личности к выполнению важнейшей социальной функции - роли родителя. Источником знаний часто служит обрывочная информация, ригидные неадекватные установки, мифы, заблуждения по поводу закономерностей развития ребенка, существующие в культуре. Причиной заблуждений служит сравнение ребенка с другими, «более одаренными детьми», некритичное заимствование способов и методов воспитания без учета индивидуальности собственного ребенка и без понимания закона неравномерности и гетерохрон-ности развития. Программа психологического образования родителей должна, таким образом, должна включать в себя систему знаний об общих закономерностях психического развития, роли наследственности и среды в формировании личности ребенка, значении активной деятельности ребенка, опосредованной общением со взрослым. Необходимо осмысление родителями позитивного содержания возрастных кризисов и их значения, способов адекватной возрасту перестройки взаимоотношений в системе «ребенок - взрослый». В индивидуальной работе консультант должен стремиться раскрыть уникальность и неповторимость личности ребенка, выделить его индивидуально-психологические особенности, подчеркнуть «сильные» стороны его личности, обратить внимание на «слабые» стороны и наметить пути их компенсации [4]. Интегративной характеристикой уровня родительской компетентности, ценностных ориентации, установок, эмоционального отношения к ребенку является тип семейного воспитания. Это значительный фактор
становления Я-концепции в детском возрасте, который определяет когнитивное развитие ребенка, а также его позицию по отношению к миру. Разнообразие типов семейного воспитания в реальной жизненной практике является причиной выделения их различных классификаций и в теоретических исследованиях. В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях. Путем анализа особенностей семейного воспитания детей, страдающих неврозами, выделены следующие параметры типа семейного воспитания: - интенсивность эмоционального, контакта родителей по отношению к детям (принятие - непринятие); - параметр контроля (разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный); - последовательность - непоследовательность в реализации стиля воспитания; - аффективная устойчивость - неустойчивость в отношениях с ре - тревожность (нетревожность) как личностная черта родителей, проявляющаяся в общении [4]. В зависимости от различного сочетания указанных выше параметров выделяют шесть типов семейного воспитания: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь. При этом только два последних типа обеспечивают возможности оптимального развития гармонической личности. Неадекватные типы семейного воспитания часто являются причиной нарушений, отклонений и дисгармоний личностного и когнитивного развития, провоцируя формирование отрицательного образа Я, низкой самооценки, ригидности, агрессивности и т. д. Они характеризуются рядом отличительных особенностей. Перечислим их. 1. Низкий уровень сплоченности родителей, наличие разногласий в семье по вопросам воспитания ребенка и, как следствие, высокая степень противоречивости, непоследовательности в отношениях с детьми. 2. Ярко выраженные опека и ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей - в школе, дома, в отношениях со сверстниками. 3. Повышенная стимуляция возможностей детей, сопровождаемая Подробная классификация неадекватных типов семейного воспитания, основанная на многолетних исследованиях, дана А. Е. Личко. Выделены следующие 10 типов семейного воспитания [9]. 1. Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, в крайней форме - безнадзорностью. Выделяют также скрытую гипопротекцию, когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным (часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением). 2. Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная опека, мелочный контроль, система непрерывных запрещений и невозможность для ребенка принять собственное решение. Данный тип воспитания негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности, формировании чувства долга и ответственности ребенка. 3. Потворствующая гиперпротекция - это воспитание по типу «ребенок - кумир семьи»: чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Такой тип приводит к усилению эгоцентрических тенденций развития личности, затрудняет формирование коллективистической направленности, усвоения нравственных норм, а в когнитивной сфере препятствует формированию целеустремленности и произвольности. 4. Потворствующая гипопротекция - сочетание недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка. 5. Воспитание в культе болезни специфично для семей, где ребенок длительное время страдал или страдает соматическими болезнями, либо физическими дефектами. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний. 6. Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка. Критика усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями (так называемое положение Золушки). Скрытое эмбциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка. Нередко скрытое эмоциональное отвержение по механизму гиперкомпенсации сочетается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер. 7. Жестокое отношение, которое обычно сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме (душевное безразличие, черствость, зло). Следствия этого - формирование агрессивности ребенка, нарушения личности.
8. Повышенная моральная ответственность. Проявляется в завышении уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Один из вариантов - возлагание на ребенка непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей одного из взрослых членов семи (забота о младших детях, больных и т. д.). 9. Противоречивое воспитание. Сочетание различных противоречивых воспитательных стилей в одной семье, зачастую несовместимых и неадекватных, проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Высоковероятностным результатом такого типа воспитания является формирование у ребенка тревожности, неуверенности, низкой и неустойчивой самооценки. 10. Воспитание вне семьи является экстремальным типом воспитания. Имеется в виду воспитание в детском учреждении. Оно сочетает в себе ряд особенностей описанных" выше типов - это и доминирующая гиперпротекция, и эмоциональное отвержение, и скрытая безнадзорность ребенка и т. п. Наиболее важное практическое значение при организации работы с родителями имеют следующие шесть типов: потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение. Психологическим условием формирования родительской компетентности является осознание родителями необходимости понимания коммуникации детей и усвоение способов эмпатического общения, так называемой «конгруэнтной коммуникации», основные принципы которой изложены в книге X. Дж. Джайнотта «Родители и дети» [8]. Согласно X. Джайнотту, принципами организации конгруэнтной коммуникации являются: 1. Принцип поддержки позитивного в ребенке, обеспечивающий становление, развитие и сохранение положительного образа «Я» ребенка. 2. Принцип акцентирования чувств и переживаний в акте коммуникации, поскольку именно чувства являются причиной возникающих конфликтов. Путь к решению конфликтов лежит через осознание, субъектом чувств и овладение методами их конструктивного выражения. 3. Принцип сотрудничества, обеспечивающий установление гармоничных отношений кооперативного взаимодействия между ребенком и взрослым как равноправными и равноценными личностями. Психологическим механизмом, обеспечивающим функционирование конгруэнтной коммуникации, является вербализация чувств ребенка взрослым по принципу зеркального отражения (рефлектора). Цель такой вербализации - создание условий самовыражения ребенка, обсуждение его способа видения как себя, так и окружающих людей, осознание связанных с этим чувств. В качестве правил построения конгруэнтной коммуникации X. Джайнотт выделяет следующие положения. 1. В коммуникативном акте всегда следует говорить о событиях, ситуации, поступке ребенка и последствиях этого поступка, но не выносить оценочные суждения о личности и характере ребенка. Категорически следует избегать диагноза и прогноза судьбы ребенка. 2. В центре высказывания должно находиться описание чувств, эмоций, переживаний. «Зеркальное» отражение чувств ребенка, объективирование их в речи взрослого раскрывает возможности их познания и оценки. Умение выразить свои чувства - условие и механизм овладения ими. 3. Требования, предъявляемые к ребенку, должны быть выражены в форме предложения и кооперации, формулирование требований включает в себя описание ситуации, ожиданий родителей, вариантов возможных способов разрешения проблемной ситуации. Оптимальной формой предъявления требования является альтернатива возможных действий ребенка с правом самостоятельного выбора решения. 4. Поощрение и наказание ребенка. Основным способом поощрения является похвала. Материальные формы поощрения не следует связывать с конкретными достижениями ребенка, его послушанием, выполнением требований и запретов. Материальные формы поощрения должны выступать как свидетельство значимости ребенка и его самооценки, эмоционального принятия родителями, их заботы и внимания к нуждам и потребностям ребенка, любви и привязанности. В похвале следует различать два аспекта. Первый - то, что мы говорим ребенку. Второй - то, что ребенок сам говорит себе, те выводы, которые он делает из нашей похвалы. Если первый аспект реалистичен и объективен, то второй - позитивен и продуктивен, приводит к формированию способности личности к саморегуляции. Оценочная похвала бесполезна с точки зрения перспектив личностного развития ребенка, так как она не ведет к выработке собственных критериев оценки поведения и деятельности, выступающих основой саморегуляции. Продуктивная похвала оценивает действия ребенка через описание результатов и их последствий, усилий ребенка и его чувств, не содержит в себе сравнения ребенка с другими детьми, предоставляет ребенку самому выработать критерии оценки и произвести ее. Наказание является крайне нежелательной формой регуляции поведения ребенка и допускается лишь в экстремальных ситуациях. Физические наказания не допускаются, так как являются причиной формирования агрессивности ребенка, тревожности и неуверенности в себе. В силу этого
предпочтительней предупреждение асоциальных поступков ребенка на основе прогнозирования его поведения. Запрещения, выступающие важным фактором такого предупреждения, должны быть корректно сформулированы. Следует различать тотальные и конкретные запрещения. Тотальные 1) констатацию чувств, желаний ребенка, описание его действия, 2) четкий запрет, 3) предложение альтернативного действия взамен запрещаемого, 4) коммуникацию понимания взрослым негативных реакций ребенка, связанных с запретом. Последовательная реализация этих принципов в повседневной практике общения родителями, учителями представляет собой не что иное, как трансляцию психолого-терапевтических принципов в специфическую практику - практику воспитания. ТЕМА 9 Date: 2016-05-25; view: 839; Нарушение авторских прав |