Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологического консультирования
Здесь уместно рассмотреть тесты коммуникативных и организаторских способностей, тесты темперамента и характера, а также тесты мотивов и потребностей. Коммуникативные способности представляют собой совокупность знаний, умений и навыков, связанных с процессом общения людей. Они включают в себя умения слушать и понимать человека, устанавливать личные и деловые взаимоотношения, оказывать психологическое влияние. Диагностическими признаками, свидетельствующими о недостатках в развитии у клиента коммуникативных способностей, являются следующие его особенности: - человек боится публичности; - человек испытывает повышенное беспокойство, тревожность, ожидая общения с малознакомыми людьми; - человек не вполне удовлетворен результатами, которых он добивается в практике общения с людьми; - человек избегает людей, особенно незнакомых, боится вступить в деловые и личные контакты с ними; - у человека слабо развиты вербальные и невербальные коммуникативные умения и навыки; - человек не способен привлекать к себе внимание со стороны других людей, не вызывает симпатии; - человек не может убеждать людей и оказывать на них положительное влияние; - человек теряется, смущается, чувствует себя неловко в ситуациях общения; не знает, как вести себя и что отвечать людям, если они обращаются к нему; - у человека не складываются нормальные взаимоотношения На все эти признаки должен обращать внимание консультант во время проведения беседы. Если для точной диагностики и формулирования соответствующих рекомендаций беседы окажется недостаточно,
можно будет обратиться к одному из специальных психологических тестов, направленных на оценку коммуникативных способностей. 1. «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (для детей 3 -5 лет) [6,183-185]. 2. Анкета для родителей, воспитателей и учителей (для младших школьников) [6, 269-272]. 3. Тест Спилбергера на исследование тревожности [6, 351-353]. 4. Тест Розенцвейга на агрессивность (для подростков и взрослых) [6,354-368]. 5. Личностный опросник А. Т. Джерсайлд (для взрослых) [6,437^443]. 6. Тесты на оптимизм, объективность в отношениях с людьми, независимость, на поиск выхода из затрудненных ситуаций, тест аффилиации, на качества лидера, на эффективность лидерства [6, 354-368]. Организаторские способности - это практические умения человека, связанные с организацией какого-либо дела или взаимодействия людей при его выполнении. Отсутствие или недостаток развития у клиента организаторских способностей можно выявить по рассказу клиента и через анализ его ответов на специальные опросники. Прежде всего необходимо выяснить, насколько у клиента развиты специальные мотивы - социальные потребности, которые должны быть у хорошего организатора (потребность достижения успеха, установка на повышенную социальную активность, оптимизм, объективность в оценке людей, независимость, умение находить выход из трудных жизненных ситуаций, оптимальная тревожность). Для психодиагностики этих качеств подходят следующие методики: 1. Тест Спилбергера [6, 351-354]. 2. Социометрическая методика [6, 377-382].
3. Проективный тест на оценку мотивации достижения успехов [6, 358-365]. 4. Методика САН - «Самочувствие - активность - настроение» [6,435-436].
5. Тест на объективность отношения к людям [6, 447-450]. 6. Тест на независимость [6,453-455]. 7. Вопросник «Умение находить выход из трудных жизненных ситуаций» [6,458^460]. 8. Методики «Лидер», «Эффективность лидерства» [6,481-488]. Темпераментом в психологии называют совокупность динамических особенностей когнитивных процессов и поведения человека. Характер же - это система устойчивых личностных качеств, определяющих поступки человека. В процессе работы с клиентом психологу-консультанту могут оказаться полезными следующие методики: 1. Методика В. М. Русалова (наиболее современная и позволяет оценить свойства темперамента, проявляющиеся в работе и в общении с людьми - пластичность, энергичность, темп и эмоциональность) [6,326-330]. 2. Исследование тревожности как черты характера: «Выбери нужное лицо» (дошкольники], тест Спилбергера - Ханина [6,172-182,361-354]. 3. Тест Розенцвейга (агрессивность] - для подростков старше 10-15 лет и взрослых [6, 354-367]. 4. Тест на независимость (самостоятельность как черта характера) [6, 453-455]. 5. УСК (уровень субъективного контроля, чувство ответственности) [6, 455-458]. 6. «Выход из трудных жизненных ситуаций» (уверенность в себе) [6, 458-460]. 7. Тематический апперцептивный тест (ТАТ - мотивация достижения успеха для взрослых), «Запомни и воспроизведи рисунок» (для детей дошкольного и младшего школьного возраста) [6,368-375,166-172,245-247]. 8. «Лидер», «Эффективность лидерства» [6, 453-455]. 9. Личностный тест Кеттела [8, 172-182]. 10. САН [6,435-436]. 11. Вопросник А. Т. Джерсайлд (выявляет аномальные черты характера, требующие коррекции) [6,437-443]. 12. Тест Личко (на акцентуации характера) [8, 138-162]. 13. Тест-опросник Шмишека на тип акцентуации характера [8,163-166]. в виду, что наиболее подходящими для исследования в данном случае являются опросные методики. Они наиболее понятны клиенту и менее трудоемки для обработки, чем, например, проективные методики. Однако последние дают, как правило, более точную и достоверную информацию о мотивах поведения клиента. При оценке мотивации достижения успехов у детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется использовать методику «Запомни и воспроизведи рисунок» [6, 469—474]. Это методика проективного типа достаточно сложна в плане обработки полученных результатов, но при этом вполне объективна и доступна детям соответствующего возраста, валидна и точна. Аналогичный вид мотивации у детей старше подросткового возраста можно определить с помощью модификации теста-опросника А. Мех-рабиана для измерения мотивации достижения (ТМД) [8, 202-206), а
также «Опросника для оценки потребностей в достижении успехов» [6,469-474] и специальной проективной методики, предназначенной для измерения мотивов достижения успехов и избегания неудачи [6,368-375]. Date: 2016-05-25; view: 641; Нарушение авторских прав |