Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологического консультирования





Здесь уместно рассмотреть тесты коммуникативных и организатор­ских способностей, тесты темперамента и характера, а также тесты моти­вов и потребностей.

Коммуникативные способности представляют собой совокупность знаний, умений и навыков, связанных с процессом общения людей. Они включают в себя умения слушать и понимать человека, устанавливать лич­ные и деловые взаимоотношения, оказывать психологическое влияние.

Диагностическими признаками, свидетельствующими о недостатках в развитии у клиента коммуникативных способностей, являются сле­дующие его особенности:

- человек боится публичности;

- человек испытывает повышенное беспокойство, тревожность, ожидая общения с малознакомыми людьми;

- человек не вполне удовлетворен результатами, которых он доби­вается в практике общения с людьми;

- человек избегает людей, особенно незнакомых, боится вступить в деловые и личные контакты с ними;

- у человека слабо развиты вербальные и невербальные коммуника­тивные умения и навыки;

- человек не способен привлекать к себе внимание со стороны других людей, не вызывает симпатии;

- человек не может убеждать людей и оказывать на них положи­тельное влияние;

- человек теряется, смущается, чувствует себя неловко в ситуациях общения; не знает, как вести себя и что отвечать людям, если они обращают­ся к нему;

- у человека не складываются нормальные взаимоотношения
с людьми и часто возникают межличностные конфликты.

На все эти признаки должен обращать внимание консультант во время проведения беседы. Если для точной диагностики и формулирова­ния соответствующих рекомендаций беседы окажется недостаточно,


 




можно будет обратиться к одному из специальных психологических тес­тов, направленных на оценку коммуникативных способностей.

1. «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (для детей 3 -5 лет) [6,183-185].

2. Анкета для родителей, воспитателей и учителей (для младших школьников) [6, 269-272].

3. Тест Спилбергера на исследование тревожности [6, 351-353].

4. Тест Розенцвейга на агрессивность (для подростков и взрослых) [6,354-368].

5. Личностный опросник А. Т. Джерсайлд (для взрослых) [6,437^443].

6. Тесты на оптимизм, объективность в отношениях с людьми, неза­висимость, на поиск выхода из затрудненных ситуаций, тест аффилиации, на качества лидера, на эффективность лидерства [6, 354-368].

Организаторские способности - это практические умения человека, связанные с организацией какого-либо дела или взаимодействия людей при его выполнении.

Отсутствие или недостаток развития у клиента организаторских способностей можно выявить по рассказу клиента и через анализ его от­ветов на специальные опросники.

Прежде всего необходимо выяснить, насколько у клиента развиты специальные мотивы - социальные потребности, которые должны быть у хорошего организатора (потребность достижения успеха, установка на повышенную социальную активность, оптимизм, объективность в оценке людей, независимость, умение находить выход из трудных жизненных ситуаций, оптимальная тревожность). Для психодиагностики этих ка­честв подходят следующие методики:

1. Тест Спилбергера [6, 351-354].

2. Социометрическая методика [6, 377-382].

 

3. Проективный тест на оценку мотивации достижения успехов [6, 358-365].

4. Методика САН - «Самочувствие - активность - настроение» [6,435-436].

 

5. Тест на объективность отношения к людям [6, 447-450].

6. Тест на независимость [6,453-455].

7. Вопросник «Умение находить выход из трудных жизненных си­туаций» [6,458^460].

8. Методики «Лидер», «Эффективность лидерства» [6,481-488].

Темпераментом в психологии называют совокупность динамиче­ских особенностей когнитивных процессов и поведения человека. Ха­рактер же - это система устойчивых личностных качеств, определяющих


поступки человека. В процессе работы с клиентом психологу-кон­сультанту могут оказаться полезными следующие методики:

1. Методика В. М. Русалова (наиболее современная и позволяет оценить свойства темперамента, проявляющиеся в работе и в общении с людьми - пластичность, энергичность, темп и эмоциональность) [6,326-330].

2. Исследование тревожности как черты характера: «Выбери нужное лицо» (дошкольники], тест Спилбергера - Ханина [6,172-182,361-354].

3. Тест Розенцвейга (агрессивность] - для подростков старше 10-15 лет и взрослых [6, 354-367].

4. Тест на независимость (самостоятельность как черта характера) [6, 453-455].

5. УСК (уровень субъективного контроля, чувство ответственно­сти) [6, 455-458].

6. «Выход из трудных жизненных ситуаций» (уверенность в себе) [6, 458-460].

7. Тематический апперцептивный тест (ТАТ - мотивация достижения успеха для взрослых), «Запомни и воспроизведи рисунок» (для детей до­школьного и младшего школьного возраста) [6,368-375,166-172,245-247].

8. «Лидер», «Эффективность лидерства» [6, 453-455].

9. Личностный тест Кеттела [8, 172-182].

10. САН [6,435-436].

11. Вопросник А. Т. Джерсайлд (выявляет аномальные черты харак­тера, требующие коррекции) [6,437-443].

12. Тест Личко (на акцентуации характера) [8, 138-162].

13. Тест-опросник Шмишека на тип акцентуации характера [8,163-166].
При проведении психодиагностики мотивации необходимо иметь

в виду, что наиболее подходящими для исследования в данном случае являются опросные методики. Они наиболее понятны клиенту и менее трудоемки для обработки, чем, например, проективные методики. Однако последние дают, как правило, более точную и достоверную информацию о мотивах поведения клиента.

При оценке мотивации достижения успехов у детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется использовать методику «Запомни и воспроизведи рисунок» [6, 469—474]. Это методика проек­тивного типа достаточно сложна в плане обработки полученных резуль­татов, но при этом вполне объективна и доступна детям соответствующе­го возраста, валидна и точна.

Аналогичный вид мотивации у детей старше подросткового возрас­та можно определить с помощью модификации теста-опросника А. Мех-рабиана для измерения мотивации достижения (ТМД) [8, 202-206), а


 




 

также «Опросника для оценки потребностей в достижении успехов» [6,469-474] и специальной проективной методики, предназначенной для измерения мотивов достижения успехов и избегания неудачи [6,368-375].

Date: 2016-05-25; view: 605; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию