Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационные и методические приемы консультативного взаимодействия в ходе интервью





Приемы консультативного взаимодействия будут рассмотрены нами применительно к стадиям интервью, описанным выше.

Первая стадия интервью - это установление контакта и ориентиро­вание клиента на работу. Если в течение 5 минут отношения между кон­сультантом и клиентом не сложились, то ситуацию консультирования, как показывает практика, исправить трудно.

На этой стадии психолог показывает клиенту свою позицию во взаимодействии, которая может быть описана в понятиях равенства и не­равенства. Варианты могут быть следующие:

1) психолог занимает позицию над клиентом;

2) психолог занимает позицию равенства с клиентом;

3) психолог предлагает клиенту занять позицию над ним, т. е. он готов следовать за клиентом.

В ходе интервью может осуществляться смена позиций, но это будет си­туация профессионального интервью, если психолог рефлексирует на тему взаимодействия с клиентом и дает ему возможность отслеживать логику интервью.

К признакам хорошего интервью относятся:

- понимание клиентом логики беседы, что повышает его актив­
ность;

- интерес клиента в ситуации интервью.

Позиция психолога может быть реализована с помощью тестов, иг­ровых приемов, проективных ситуаций.

Темп ведения интервью должен совпадать и у клиента, и у консультанта.

Большое значение будет иметь выбор лексики. Все оценочные мо­дальности («случилось», «беспокоит», «произошло» и т. п.), а также близкие к научным термины (среди них наиболее пугающий термин -«проблема», другие - «отношения», «средства») не рекомендуется использовать.


 




Метод Описание метода Функция метода во время беседы
Интерпретация Новое видение ситуа- Альтернативное видение
  ции на основе теории реальности, способствует
  или личного опыта изменению настроения
  психолога. Это основа и поведения клиента
  методов воздействия  

Метод Описание метода Функция метода во время беседы
Директива (указание) Может быть пожелание, указание на действие или хитроумная техника на основе теории Ясно показывает желаемое для психолога действие, предполагается, что клиент выполнит указ
Совет (информация) Домашнее задание, пожелание, общие идеи о том, как действовать, думать, вести себя Давать полезную информацию
Самораскрытие Психолог делится л ичным опытом и пере­живаниями либо разде­ляет нынешние чувства клиента Связан с приемом об­ратной связи, построен на «Я-высказываниях» психолога. Способствует установлению раппорта
Обратная связь Дает возможность понять, как его воспри­нимает психолог и окружающие Дает конкретные данные для самовосприятия
Логическая последо­вательность Объясняет клиенту логические последствия его мышления и пове­дения («Если, то...») Дает клиенту точку отсчета для понимания своих переживаний и действий, позволяет предвидеть результаты действий
Воздействующее эезюме Часто используется в конце беседы, чтобы суммировать суждения психолога, чаще всего используется в комбинации с выво­дами и резюмирующи­ми высказываниями клиента Проясняет, чего психо­лог и клиент добились в ходе беседы. Подво­дится итог того, что сказал психолог. Призвано помочь кли­енту перенести эти обобщения из интервью в реальную жизнь
Открытые вопросы Факты («Кто?»), чувства («Как?»), причина («Почему?»), общая картина («Можно ли?») Выяснение основных фактов, облегчающих разговор

 

Метод Описание метода Функция метода во время беседы
Закрытые вопросы Содержат частицу «ли», ответ кратко Сокращается длинный монолог
Пересказ Повторение сущности слов клиента и его Активизирует обсужде­ние, показывает уровень
  мыслей, используя его ключевые слова понимания
Отражение чувств Обращает внимание на эмоциональное Поясняет эмоциональную подоплеку ключевых
  содержание интервью фактов, помогает открывать чувства
Резюме В сжатом виде повторяет Полезно повторять
  основные факты периодически во время
  и чувства клиента интервью. Проясняет направление беседы

 
 


Вид директивы Содержание директивы
Конкретное пожелание «Я предлагаю вам сделать следующее...»
Парадоксальная инструкция «Продолжайте делать то, что вы делаете... Повторите свои действия по крайней мере три раза...»
Фантазии «Представьте себе... Закройте глаза и опи­шите, что вы видите, что чувствуете... Опи­шите ваш идеальный день, идеальную рабо­ту, идеального партнера... Представьте себе, что вы путешествуете внутрь своего тела...»
Ролевое указание «А сейчас вернитесь к этой ситуации и вновь проиграйте ее... Если вы не против, пусть роль останется прежней, но измените небольшой фрагмент поведения...»
Гештальтметод «горячего кресла» «Говорите со своими родителями - они сидят в этом кресле... Пересядьте в это кресло и ответьте за них...»
Гештальт-невербальное поведение «Я заметил, что одна ваша рука сжата, а другая - раскрыта. Пусть одна рука говорит с другой...»
Свободные ассоциации «Запомните это чувство и расскажите о свя­занных с ним ассоциациях из воспоминаний детства...» «Перейдите к тому, что происхо­дит в вашей повседневной жизни...»
Переоценка (концентрация Гендлина) «Установите для себя негативные чувства, мысли. Теперь найдите для себя негативные переживания. А теперь отыщите в этом что-то положительное и сконцентрируйтесь в этом направлении. Объедините это с проблемой...»
Релаксация «Закройте глаза и "плывите", сожмите покрепче кулаки, а теперь отпустите...»
Систематическое снятие напряжения Глубокая мышечная релаксация, построение иерархии беспокойств, увязывание объектов тревоги с релаксацией
   

 

Вид директивы Содержание директивы
Языковые замены «Замените "хотелось бы" на "хочу", "нельзя" на "желательно"». Любые новые словесные изменения
Принятие чувств, «эмоциональный потоп» «Вернитесь к этому чувству, останьтесь с ним, примите его полностью...»
Медитация «Спокойно. Сфокусируйте внимание на одной точке. Расслабьтесь. Следите за дыханием. Пусть все мысли уйдут...»
Гипнотический транс «Внимательно смотрите на эту точку. Расслабьтесь. Следите за дыханием. Фокуси­руйте свое мышление...»
Групповая работа «Сейчас я хочу, чтобы все делали это...»
Обучение (домашняя работа) «Попрактикуйтесь делать эти упражнения на следующей неделе и расскажите об этом при нашей следующей встрече». «Запомните этот текст...»

Date: 2016-05-25; view: 2463; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию