Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формы проведения психологического консультирования
(индивидуальная и групповая) Вопросы 1. Особенности работы практического психолога в ситуации индивидуального консультирования. 2. Групповое консультирование и его содержание. Литература 1. Абрамова, Г. С. Практикум по психологическому консультированию / Г. С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1995. 2. Абрамова, Г. С. Практическая психология / Г. С. Абрамова- М.: Академия, 1997. 3. Алешина, Ю. Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. - М.: Ред.-изд. центр консорциума «Социальное здоровье России», 1993. 4. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере. - М.: Изд-во МГУ, 1990. 5. Горностай, П. П. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход / П. П. Горностай, С. В. Васьковская. -Киев: Наукова думка, 1995. 6. Мей, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мей. - М.: Независимая фирма «Класс», 1994. 7. Меновщиков, Ю. В. Введение в психологическое консультирование / Ю. В. Меновщиков. - М.: Смысл, 1998. 8. Немов, Р. С. Психологическое консультирование: Учеб. для студентов вузов / Р. С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2001. 9. Николаева, В. В. Влияние хронической болезни на психику / В. В. Николаева. - М., 1987. * 10. Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодале-ва, В. В. Столина. - М., 1989. 11. Фромм, Э. Предисловие к антологии «Природа человека» // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Э. Фромм, Р. Хирау. - М., 1990. 12. Шостром, Э. Анти-Карнеги / Э. Шостром. - М., 1992. 13. Эйдемиллер, Э. Г. Семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. - Л, 1990.
Надвигающееся соматическое заболевание можно увидеть по показателям энергетического состояния человека, его эмоциональных и познавательных процессов. Особенно это важно в отношении консультирования детей по проблемам школьной дезадаптации. Понимание психологом возможностей клиента тесно связано с той позицией, которую занимает клиент во взаимодействии. В ситуации консультирования предметом взаимодействия является психологическая информация. Позиции взаимодействующих сторон могут быть следующими: 1. Взаимодействие на равных - оптимальный результат психологического консультирования, когда проблема ответственности за личностные изменения решается в соответствии с ролями, обозначенными профессией консультанта, который помогает личности расширить ее альтернативы, создает условия для принятия человеком ответственного, осмысленного решения об изменении. 2. Взаимодействие с позиции «сверху» - одна из наиболее распро 3. Взаимодействие с позиции «снизу» создает для клиента возмож Поводя итог вышесказанному, отметим, что индивидуальное консультирование ставит перед психологом проблемы осознания таких по- нятий, как норма психического развития и связанных с ним понятий пограничных состояний и психического здоровья. Без рефлексии на содержание этих понятий психолог может быстро утратить профессиональное видение ситуации взаимодействия с клиентом и будет строить отношения с клиентом в русле житейской или обыденной психологии. Групповое консультирование и его содержание Наиболее частым вариантом работы в ситуации группового консультирования является анализ психологом детско-родительских отношений или отношений между взрослыми людьми в условиях производственного конфликта. Значительно реже бьшают запросы на исследование совместимости двух людей. В современной психологической практике существует узкая специализация консультантов, и очень редко бывает так, чтобы специалист по индивидуальному консультированию был специалистом по групповому. Это связано со сложностью предмета взаимодействия психолога и клиента, который требует его всестороннего освоения в свете определенной научной теории. При групповом консультировании психологу приходится иметь дело со сложной системой, которой является любая группа. Поэтому основы системного подхода имплицитно присутствуют в любой теории о групповом консультировании. Первое, с чем начинает работать психолог, - это система реально существующих отношений между людьми (которые реально в ситуации консультирования могут и не присутствовать). Практическая задача психолога - выделить наиболее значимые отношения, представить их для группы как предмет взаимодействия, объединяющий группу. Содержание этих отношений может быть различным, но для психолога важно перевести его на язык описания субъективной модальности каждого члена группы, чтобы каждый смог выработать альтернативные варианты поведения в исследуемой ситуации. Выработка альтернатив связана с потребностью и возможностью каждого члена группы выразить свои актуальные возможности («я могу»), свои чувства («я чувствую»), свои мысли («я думаю»), свои желания («я хочу»), а также свои представления об изменении. Для этого психолог должен иметь представления о типе отношений между членами группы. Диагностика типа отношений строится на теоретической модели семьи. В большинстве случаев в основе типологии семьи лежит представление о родительских установках и стилях воспитания. Важными являются факты об устойчивости отношений, что позволяет исследовать их динамические особенности.
3. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере. - М.: Изд-во МГУ, 1990. 4. Меновщиков, Ю. В. Введение в психологическое консультирование / Ю. В. Меновщиков. - М.: Смысл, 1998.-"" 5. Немов, Р. С. Психологическое консультирование: Учеб. для студентов вузов / Р. С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2001. 6. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р. С. Немов. - М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995. 7. Основы возрастно-психологического консультирования: A. Г. Лидерса. - М.: Изд-во МГУ, 1991. 8. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие / Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1996. 9. Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, B. В. Столина. - М., 1989. 10. Тихомирова, Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники / Л. Ф. Тихомирова. - М.: Рольф, 2000. 11. Тихомирова, Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший подростковый возраст (11-14 лет) / Л. Ф. Тихомирова. -М.: Рольф, 2001. 12. Шмелев, А. Г. Основы психодиагностики. Учеб. пособие для студентов педвузов / А. Г. Шмелев. - М.; Ростов н/Д: Феникс, 1996. 1. Цели психодиагностики в ходе консультирования При рассмотрении содержания индивидуальной и групповой форм психологического консультирования мы говорили о необходимости проведения психодиагностических процедур в работе с клиентами. При этом психологу-консультанту необходимо четко осознавать, когда и с какой целью необходимо применять психодиагностические методы, в частности тесты, для изучения клиента во время проведения психологического консультирования. Опираясь на представления Р. С. Немова [5], мы можем обозначить несколько целей психодиагностики в практике психологического консультирования. 1. Любая проблема психологического характера, возникающая у клиента и требующая проведения консультирования, почти всегда в реальной жизни имеет определенные, сугубо индивидуальные проявления. Например, личностная тревожность и неуверенность в себе у разных людей проявляются по-разному; проблема дефицита интеллектуальных способностей также индивидуальна. Без проведения диагностики успешно решить проблему невозможно. 2. Часто требуется продолжать психодиагностическое изучение клиента как личности и его взаимоотношений с окружающими в постконсультационный период, т.е. тогда, когда он уже практически приступил к выполнению рекомендаций. Это связано с тем, что заранее трудно бывает определить, с какими реальными проблемами в жизни может столкнуться клиент, выполняя практические рекомендации психолога. 3. Клиент не профессиональный психолог, поэтому далеко не всегда сам может оценить реально те позитивные изменения, которые на самом деле происходят в его психологии и поведении. Кроме того, изменения могут носить постепенный, незаметный или неосознаваемый характер. В данном случае необходимо протестировать клиента несколько раз (минимум два - до получения рекомендаций и после их выполнения), чтобы проследить реальную динамику изменений его психологии и поведения. Date: 2016-05-25; view: 1120; Нарушение авторских прав |