Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы проведения психологического консультирования





(индивидуальная и групповая)

Вопросы

1. Особенности работы практического психолога в ситуации инди­видуального консультирования.

2. Групповое консультирование и его содержание.

Литература

1. Абрамова, Г. С. Практикум по психологическому консультиро­ванию / Г. С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1995.

2. Абрамова, Г. С. Практическая психология / Г. С. Абрамова- М.: Академия, 1997.

3. Алешина, Ю. Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. - М.: Ред.-изд. центр консорциума «Социальное здоровье России», 1993.

4. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

5. Горностай, П. П. Теория и практика психологического консуль­тирования: Проблемный подход / П. П. Горностай, С. В. Васьковская. -Киев: Наукова думка, 1995.

6. Мей, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мей. - М.: Независимая фирма «Класс», 1994.

7. Меновщиков, Ю. В. Введение в психологическое консультиро­вание / Ю. В. Меновщиков. - М.: Смысл, 1998.

8. Немов, Р. С. Психологическое консультирование: Учеб. для сту­дентов вузов / Р. С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2001.

9. Николаева, В. В. Влияние хронической болезни на психику / В. В. Николаева. - М., 1987.

* 10. Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодале-ва, В. В. Столина. - М., 1989.

11. Фромм, Э. Предисловие к антологии «Природа человека» // Глобаль­ные проблемы и общечеловеческие ценности / Э. Фромм, Р. Хирау. - М., 1990.

12. Шостром, Э. Анти-Карнеги / Э. Шостром. - М., 1992.

13. Эйдемиллер, Э. Г. Семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. - Л, 1990.


 




С точки зрения клиента Текст заказа Психологи­ческая задача Возможность изменения Выбор направления изменения
С точки зрения психолога Содержание задачи взаи­модействия Механизмы психическо­го развития Период психического развития Содержание нормы психического развития

Надвигающееся соматическое заболевание можно увидеть по показа­телям энергетического состояния человека, его эмоциональных и позна­вательных процессов. Особенно это важно в отношении консультирования детей по проблемам школьной дезадаптации.

Понимание психологом возможностей клиента тесно связано с той позицией, которую занимает клиент во взаимодействии. В ситуации консультирования предметом взаимодействия является психологиче­ская информация. Позиции взаимодействующих сторон могут быть сле­дующими:

1. Взаимодействие на равных - оптимальный результат психологи­ческого консультирования, когда проблема ответственности за личност­ные изменения решается в соответствии с ролями, обозначенными профессией консультанта, который помогает личности расширить ее альтернативы, создает условия для принятия человеком ответственного, осмысленного решения об изменении.

2. Взаимодействие с позиции «сверху» - одна из наиболее распро­
страненных ошибок психологов: психолог, считая себя знатоком «пра­
вильной жизни», начинает воздействовать на клиента так, чтобы тот при­
нял его критерии «хорошей жизни». Это приводит к оценке действий
клиента как хороших или плохих, правильных или неправильных, т. е.
задача клиента решается неадекватными этическими или социальными
средствами. Это приводит к тому, что у клиента формируется зависимость
от психолога,
а сам психолог теряет основу профессиональной рефлексии.
Вместо содержания психологической информации часто обсуждаются
социальные, этические или нравственные нормы.

3. Взаимодействие с позиции «снизу» создает для клиента возмож­
ность открыто манипулировать психологом. Как пишет Э. Шостром,
«манипуляция - это псевдофилософия жизни, направленная на то, чтобы
эксплуатировать и контролировать как себя, так и других» [12, 28]. Уви­
деть в клиенте манипулятора - профессиональный долг консультанта.
Психолог для демонстрации того, что он видит позицию манипулятора
и тем не менее готов взаимодействовать с ним, т. е. готов изменить его
и свою позицию, чтобы был предмет взаимодействия, может и должен
использовать основные эмоциональные контакты, которые, казалось бы,
не свойственны его профессии, но тем не менее демонстрируют его от­
крытость и доверие клиенту. Это эмоции гнева, страха, обиды, доверия,
любви. Психологу надо уметь их выразить клиенту для установления
контакта и изменения позиции манипулятора.

Поводя итог вышесказанному, отметим, что индивидуальное кон­сультирование ставит перед психологом проблемы осознания таких по-



нятий, как норма психического развития и связанных с ним понятий по­граничных состояний и психического здоровья. Без рефлексии на содер­жание этих понятий психолог может быстро утратить профессиональное видение ситуации взаимодействия с клиентом и будет строить отношения с клиентом в русле житейской или обыденной психологии.

Групповое консультирование и его содержание

Наиболее частым вариантом работы в ситуации группового кон­сультирования является анализ психологом детско-родительских отно­шений или отношений между взрослыми людьми в условиях производст­венного конфликта. Значительно реже бьшают запросы на исследование совместимости двух людей. В современной психологической практике су­ществует узкая специализация консультантов, и очень редко бывает так, чтобы специалист по индивидуальному консультированию был специали­стом по групповому. Это связано со сложностью предмета взаимодейст­вия психолога и клиента, который требует его всестороннего освоения в свете определенной научной теории.

При групповом консультировании психологу приходится иметь де­ло со сложной системой, которой является любая группа. Поэтому осно­вы системного подхода имплицитно присутствуют в любой теории о групповом консультировании.

Первое, с чем начинает работать психолог, - это система реально существующих отношений между людьми (которые реально в ситуации консультирования могут и не присутствовать).

Практическая задача психолога - выделить наиболее значимые от­ношения, представить их для группы как предмет взаимодействия, объ­единяющий группу. Содержание этих отношений может быть различным, но для психолога важно перевести его на язык описания субъективной модальности каждого члена группы, чтобы каждый смог выработать аль­тернативные варианты поведения в исследуемой ситуации.

Выработка альтернатив связана с потребностью и возможностью каж­дого члена группы выразить свои актуальные возможности («я могу»), свои чувства («я чувствую»), свои мысли («я думаю»), свои желания («я хо­чу»), а также свои представления об изменении.

Для этого психолог должен иметь представления о типе отношений между членами группы. Диагностика типа отношений строится на теоретической модели семьи. В большинстве случаев в основе типо­логии семьи лежит представление о родительских установках и стилях воспитания.

Важными являются факты об устойчивости отношений, что позво­ляет исследовать их динамические особенности.


 




Тип воздействия Содержание воздействия Использование психологической информации
Действие по образцу Делай, как я Желай, как я Чувствуй, как я Информация только о модальностях своего внутреннего мира
Действие на равных условиях Давайте делать вместе, т. е. ты делаешь, ты думаешь, чувствуешь, желаешь, как я Предполагается, что все модальности другого человека равны собственным
Рефлексивное действие Давай подумаем вме­сте, как нам делать; ты делаешь иначе Модальности внутреннего мира другого человека так же индиви­дуальны, как и мои

Предмет взаимодействия группы Психологическая информация и ее модальности
Устойчивые элементы в предмете взаимодействия Типы взаимодействия
Динамические элементы в предмете взаимодействия Индивидуальное состояние участни­ков взаимодействия
Содержание воздействия участников группы друг на друга Мера воздействия
Выработка альтернатив в действиях группы Задачи и резервы развития всех чле­нов группы

3. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере. - М.: Изд-во МГУ, 1990.


4. Меновщиков, Ю. В. Введение в психологическое консультирова­ние / Ю. В. Меновщиков. - М.: Смысл, 1998.-""

5. Немов, Р. С. Психологическое консультирование: Учеб. для сту­дентов вузов / Р. С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2001.

6. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р. С. Немов. - М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995.

7. Основы возрастно-психологического консультирования:
Учеб.-метод, пособие для студентов фак. психол. гос. ун-тов / Под ред.

A. Г. Лидерса. - М.: Изд-во МГУ, 1991.

8. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образо­вании: Учеб. пособие / Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1996.

9. Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева,

B. В. Столина. - М., 1989.

10. Тихомирова, Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники / Л. Ф. Тихомирова. - М.: Рольф, 2000.

11. Тихомирова, Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей ре­бенка. Младший подростковый возраст (11-14 лет) / Л. Ф. Тихомирова. -М.: Рольф, 2001.

12. Шмелев, А. Г. Основы психодиагностики. Учеб. пособие для студентов педвузов / А. Г. Шмелев. - М.; Ростов н/Д: Феникс, 1996.

1. Цели психодиагностики в ходе консультирования

При рассмотрении содержания индивидуальной и групповой форм психологического консультирования мы говорили о необходимости про­ведения психодиагностических процедур в работе с клиентами. При этом психологу-консультанту необходимо четко осознавать, когда и с какой це­лью необходимо применять психодиагностические методы, в частности тесты, для изучения клиента во время проведения психологического кон­сультирования.

Опираясь на представления Р. С. Немова [5], мы можем обозначить несколько целей психодиагностики в практике психологического кон­сультирования.

1. Любая проблема психологического характера, возникающая у клиента и требующая проведения консультирования, почти всегда в ре­альной жизни имеет определенные, сугубо индивидуальные проявления. Например, личностная тревожность и неуверенность в себе у разных


людей проявляются по-разному; проблема дефицита интеллектуальных способностей также индивидуальна. Без проведения диагностики успешно решить проблему невозможно.

2. Часто требуется продолжать психодиагностическое изучение кли­ента как личности и его взаимоотношений с окружающими в постконсуль­тационный период, т.е. тогда, когда он уже практически приступил к вы­полнению рекомендаций. Это связано с тем, что заранее трудно бывает определить, с какими реальными проблемами в жизни может столкнуться клиент, выполняя практические рекомендации психолога.


3. Клиент не профессиональный психолог, поэтому далеко не всегда сам может оценить реально те позитивные изменения, которые на самом деле происходят в его психологии и поведении. Кроме того, измене­ния могут носить постепенный, незаметный или неосознаваемый характер. В данном случае необходимо протестировать клиента не­сколько раз (минимум два - до получения рекомендаций и после их выполнения), чтобы проследить реальную динамику изменений его психологии и поведения.







Date: 2016-05-25; view: 1120; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию