Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивного консультированияНеобходимость в оценке общих интеллектуальных способностей клиента возникает тогда, когда, например, проводится психологическое консультирование, связанное с решением проблем интеллектуального развития детей или общих способностей взрослых. Существуют два отличающихся друг от друга представления об уровне развития общих интеллектуальных способностей. Одно включает в содержание понятия «уровень интеллектуального развития» только умение человека решать разные интеллектуальные задачи (узкое понимание). Другое, более широкое представление охватывает все когнитивные процессы и включает в себя оценку не только мышления, но и восприятия, внимания, памяти, воображения и речи. В практике психологического консультирования можно опираться как на узкое, так на расширенное толкование интеллекта. Это зависит от задач консультирования. В практике проведения психологического консультирования детей, связанного с развитием общих интеллектуальных способностей, рекомендуется использовать методики, предназначенные для определенной возрастной группы. Так, для детей 3^1-летнего возраста применимы методики «Нелепицы», «Времена года», «Обведи контур», «Воспроизведи рисунок», «Кому чего недостает?» [6, 144-157]. Для психодиагностики уровня интеллектуального развития детей 4-5-летнего возраста рекомендуется использовать методики «Что здесь лишнее?», «Раздели на группы», «Пройди через лабиринт», «Вырежи фигуры» [6, 148-152, 155,158-159].
Считается, что интеллектуальные способности ребенка нуждаются в дальнейшем развитии, если показатели интеллекта по этим методикам меньше 7-8 баллов. При оценках 9-10 баллов делается вывод о том, что ребенок для своего возраста находится на очень высоком уровне интеллектуального развития. При показателях ниже 4-5 баллов с ребенком обязательно надо заниматься, т. к. его интеллектуальное развитие заметно отстает от среднего уровня. Кроме диагностики общего уровня интеллектуального развития ребенка необходимо провести психодиагностику развитости у него основных когнитивных процессов. В данном случае рекомендуется использовать следующие методики: - для диагностики восприятия - «Чего не хватает на этих рисунках?», «Узнай, кто это?», «Какие предметы спрятаны в рисунках?» [6,118-124]; - для диагностики внимания - «Проставь значки», «Найди и вычеркни», «Запомни и расставь точки» [6, 125-133]; - для диагностики воображения - «Придумай рассказ», «Нарисуй что-нибудь», «Придумай игру» [6, 133-136]. Психодиагностику уровня развития интеллектуальных способностей детей 6-7-летнего возраста рекомендуется проводить с помощью следующих методик: «Определение понятий», «Формирование понятий», «Кубик Рубика», «Матрицы Равена» [6, 225-230, 232-239]. С целью изучения других когнитивных процессов детей данного возраста используются следующие методики: - для диагностики внимания - «Кольца Ландольта», методика для -для диагностики воображения - «Вербальная фантазия», «Рисунок», «Скульптура» [6, 221-224]; - для диагностики памяти - методику оценки объема кратковремен Общая психодиагностика уровня развития интеллекта у младших школьников проводится с помощью методики «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний», «Формирование понятий», «Умение считать в уме», «Кубик Рубика», «Матрицы Равена» [6,201-203,227-239]. Оценку развития интеллектуальных способностей подростков, юношей и взрослых можно проводить с помощью методик «Формирование понятий», «Умение считать в уме», «Кубик Рубика», «Матрицы Равена», «Логико-количественные отношения», тест Айзенка [6, 227-239, 290-311,407-429]. Применительно к детям подросткового возраста может использоваться также краткий отборочный тест - КОТ [11, 102-107], а также ШТУР - школьный тест умственного развития [11, 108-117].
|