Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Консультативного взаимодействия





ТЕМАЗ

Подготовка и проведение

Психологического консультирования,

Его этапы и процедуры

Вопросы

1. Подготовка к психологическому консультированию.

2. Основные этапы психологического консультирования.

3. Процедуры психологического консультирования.

Литература

М.:

1. Абрамова, Г. С. Практикум по психологическому консультиро­ванию / Г. С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1995.

2. Абрамова, Г. С. Практическая психология / Г. С. Абрамова. Академия, 1997.

3. Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. - М: Независимая фирма «Класс», 1999.

4. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

5. Горностай, П. П. Теория и практика психологического консуль­тирования: Проблемный подход / П. П. Горностай, С. В. Васьковская. -Киев: Наукова думка, 1995.

6. Колпачников, В. В. Человекоцентрированный подход в практике психологического консультирования персонала организаций / В. В. Кол­пачников // Вопр. психол. - 2000. - № 3.

7. Кочюнас, Р. А.-Б. Основы психологического консультирования / Р. А.-Б. Кочюнас. - М.: Академический проект, 1999.

8. Мей, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мей. -М.: Независимая фирма «Класс», 1994.

 

9. Меновщиков, Ю. В. Введение в психологическое консультиро­вание / Ю. В. Меновщиков. - М.: Смысл, 1998.

10. Немов, Р. С. Психологическое консультирование: Учеб. для сту­дентов вузов / Р. С. Немов.- М.: ВЛАДОС, 2001.

11. Основы возрастно-психологического консультирования: Учеб.-метод. пособие для студентов фак. психол. гос. ун-тов / Под ред. А. Г. Лидерса. - М.: Изд-во МГУ, 1991.


 


О



 


Ф. И. 0. клиента Дата проведения консультации Время проведения консультации Ф. И. О. психолога-консультанта Примечание
           

 

 

          аГ 1? Кто и когда проводил консультирование     К  
* Ф. И. О. клиента Пол Возраст Профессия Причина обращена проблема клиента (в его интерпретаци Заключение психолс Рекомендации ыполнение рекоменд Результат выполнен" рекомендаций
                  ш  

5) контрольный этап. На данном этапе консультант и клиент дого­вариваются о том, как будет контролироваться и оцениваться практиче­ская реализация клиентом полученных рекомендаций. Решается вопрос о том, где и когда клиент и консультант смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения рекоменда­ций. В среднем работа на этапе длится 20-30 минут.

П. П. Горностай и С. В. Васьковская [5], в свою очередь, в рамках проблемного подхода выделяют такие этапы психологического консуль­тирования, как:

1) психологический запрос. Это просьба клиента к психологу пре­
доставить ему психологическую помощь. Условиями оказания такого
рода помощи являются, во-первых, объективное наличие психологиче­
ских проблем; во-вторых, хотя бы частичная рефлексия клиентом собст­
венной проблемы. Консультанту на данном этапе необходимо:

- провести упреждающие действия (разъяснения, просвещение);

- создать у клиента мотивацию на получение психологической помощи;

2) анализ жалобы клиента. В. В. Столин выделил структурные ком­
поненты жалобы клиента:

- локус жалобы (на кого или на что ориентирована жалоба);

- самодиагноз (собственное объяснение клиентом трудностей);

- психологическая проблема (необходимость что-то изменить в себе или в обстоятельствах);

- психологический запрос.

На этом же этапе происходит трансформация проблемы клиента проблему консультанта;

3) анализ проблемной ситуации. На этом этапе происходит «привяз­
ка» психологической проблемы к ситуации. Существуют разные класси­
фикации ситуаций. Так, по типу психологических проблем выделяют
личностные, коммуникативные, возрастные, педагогические и другие
проблемные ситуации. По степени сложности ситуации бывают простыми
и сложными. В рамках проблемного подхода основной является класси­
фикация по уровню проблемности ситуаций. В этом случае выделяют:

- стандартные ситуации (закономерные),

- типичные (полустандартные ситуации, которые наряду с законо­мерными имеют и спонтанные составляющие),


- нестандартные.

На этом этапе консультант выясняет все возможные патогенные усло­вия и факторы проблемы, а также устанавливает всех участников ситуации;

4) идентификация проблемы. Часто истинная сущность трудностей
клиента не совпадает с формулировкой, которую он дает в жалобе. Задача


психолога-консультанта на этом этапе - выявить индикаторы действи­тельных причин психологических проблем клиента. В качестве таких индикаторов могут выступать:

- слова, несущие эмоциональную нагрузку, часто повторяющиеся слова, слова проходящие рефреном;

- смена настроения в определенный момент беседы, при обсужде­нии определенных тем;

- неконгруэнтность реакций (несоответствие вербальной информа­ции жестам и мимике);

- невербальные реакции.

В результате у консультанта рождается консультативная гипотеза (предположение о характере и причинах затруднений клиента). На этом этапе собирается консультативный анамнез (дополнительные данные о клиенте). Затем ставится психологический диагноз (выводы, заключение о проблеме, индивидуальных особенностях клиента). На этом этапе также осуществляется психологическая интерпретация - сообщение информации клиенту на понятном ему языке.

В. В. Колпачников [6] выделяет следующие этапы психологическо­го консультирования:

1) начальный этап. Цель - установление психологического контакта и заключение контракта между клиентом и консультантом.

Основное содержание этапа - прием клиента, знакомство, сбор пер­вичной информации о клиенте, заключение психологического контракта (обсуждение целей, методов, продолжительности, стоимости консультирова­ния, распределение ответственности, информирование клиента о его правах и обязанностях, обсуждение вопросов конфиденциальности и ее ограничений);

3) этап расспроса клиента. Цель - как можно лучше разобраться в проблеме клиента.

Первая часть. Цель - разговорить клиента. Основное содержание:

а) поддержание и углубление психологического контакта с клиентом,

б) стимулирование клиента на дальнейший рассказ и его углубление,

в) способствование целенаправленному развитию беседы,

г) осмысление сообщаемого клиентом.

Основные приемы и средства: прямые вопросы, нерефлексивное и активное слушание, эмпатическое понимание, невербальное и вербаль­ное ободрение клиента".

Результат - формулирование консультативных гипотез. Источника­ми выдвижения консультативных гипотез являются:

1) рассказ клиента и наблюдение за ним,

2) теоретическая профессиональная платформа консультанта.


 




Вторая часть. Цель - проверка выдвинутых консультативных гипотез.

Основное содержание: активный поиск, сбор, уточнение информа­ции, подтверждающей или опровергающей выдвинутые консультативные гипотезы.

Основные приемы и средства: сфокусированные, целенаправлен­ные, узкие вопросы, анализ конкретных ситуаций, связанных с психоло­гическими затруднениями клиента.

Результат всего этапа - гипотеза об источниках и причинах затруд­нений клиента;

3) этап оказания психологического воздействия. Цель - достижение
клиентом понимания и преодоление психологических затруднений.

Основное содержание: использование различных психологических средств для содействия клиенту в осмыслении и преодолении его психо­логических трудностей.


Основные приемы и средства: в зависимости от направления и под­хода в консультировании.

Результат этапа и всего консультирования - осознание клиентом источников и причин своих трудностей и овладение конструктивными способами совладания с ними;

4) заключительный этап. Основное содержание: подведение итогов
консультирования, обсуждение вопросов, касающихся дальнейших воз­
можных контактов.







Date: 2016-05-25; view: 1048; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию