Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Консультативного взаимодействия
ТЕМАЗ Подготовка и проведение Психологического консультирования, Его этапы и процедуры Вопросы 1. Подготовка к психологическому консультированию. 2. Основные этапы психологического консультирования. 3. Процедуры психологического консультирования. Литература
1. Абрамова, Г. С. Практикум по психологическому консультированию / Г. С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1995. 2. Абрамова, Г. С. Практическая психология / Г. С. Абрамова. Академия, 1997. 3. Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. - М: Независимая фирма «Класс», 1999. 4. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере. - М.: Изд-во МГУ, 1990. 5. Горностай, П. П. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход / П. П. Горностай, С. В. Васьковская. -Киев: Наукова думка, 1995. 6. Колпачников, В. В. Человекоцентрированный подход в практике психологического консультирования персонала организаций / В. В. Колпачников // Вопр. психол. - 2000. - № 3. 7. Кочюнас, Р. А.-Б. Основы психологического консультирования / Р. А.-Б. Кочюнас. - М.: Академический проект, 1999. 8. Мей, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мей. -М.: Независимая фирма «Класс», 1994.
9. Меновщиков, Ю. В. Введение в психологическое консультирование / Ю. В. Меновщиков. - М.: Смысл, 1998. 10. Немов, Р. С. Психологическое консультирование: Учеб. для студентов вузов / Р. С. Немов.- М.: ВЛАДОС, 2001. 11. Основы возрастно-психологического консультирования: Учеб.-метод. пособие для студентов фак. психол. гос. ун-тов / Под ред. А. Г. Лидерса. - М.: Изд-во МГУ, 1991.
О
5) контрольный этап. На данном этапе консультант и клиент договариваются о том, как будет контролироваться и оцениваться практическая реализация клиентом полученных рекомендаций. Решается вопрос о том, где и когда клиент и консультант смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения рекомендаций. В среднем работа на этапе длится 20-30 минут. П. П. Горностай и С. В. Васьковская [5], в свою очередь, в рамках проблемного подхода выделяют такие этапы психологического консультирования, как: 1) психологический запрос. Это просьба клиента к психологу пре - провести упреждающие действия (разъяснения, просвещение); - создать у клиента мотивацию на получение психологической помощи; 2) анализ жалобы клиента. В. В. Столин выделил структурные ком - локус жалобы (на кого или на что ориентирована жалоба); - самодиагноз (собственное объяснение клиентом трудностей); - психологическая проблема (необходимость что-то изменить в себе или в обстоятельствах); - психологический запрос. На этом же этапе происходит трансформация проблемы клиента проблему консультанта; 3) анализ проблемной ситуации. На этом этапе происходит «привяз - стандартные ситуации (закономерные), - типичные (полустандартные ситуации, которые наряду с закономерными имеют и спонтанные составляющие), - нестандартные. На этом этапе консультант выясняет все возможные патогенные условия и факторы проблемы, а также устанавливает всех участников ситуации; 4) идентификация проблемы. Часто истинная сущность трудностей психолога-консультанта на этом этапе - выявить индикаторы действительных причин психологических проблем клиента. В качестве таких индикаторов могут выступать: - слова, несущие эмоциональную нагрузку, часто повторяющиеся слова, слова проходящие рефреном; - смена настроения в определенный момент беседы, при обсуждении определенных тем; - неконгруэнтность реакций (несоответствие вербальной информации жестам и мимике); - невербальные реакции. В результате у консультанта рождается консультативная гипотеза (предположение о характере и причинах затруднений клиента). На этом этапе собирается консультативный анамнез (дополнительные данные о клиенте). Затем ставится психологический диагноз (выводы, заключение о проблеме, индивидуальных особенностях клиента). На этом этапе также осуществляется психологическая интерпретация - сообщение информации клиенту на понятном ему языке. В. В. Колпачников [6] выделяет следующие этапы психологического консультирования: 1) начальный этап. Цель - установление психологического контакта и заключение контракта между клиентом и консультантом. Основное содержание этапа - прием клиента, знакомство, сбор первичной информации о клиенте, заключение психологического контракта (обсуждение целей, методов, продолжительности, стоимости консультирования, распределение ответственности, информирование клиента о его правах и обязанностях, обсуждение вопросов конфиденциальности и ее ограничений); 3) этап расспроса клиента. Цель - как можно лучше разобраться в проблеме клиента. Первая часть. Цель - разговорить клиента. Основное содержание: а) поддержание и углубление психологического контакта с клиентом, б) стимулирование клиента на дальнейший рассказ и его углубление, в) способствование целенаправленному развитию беседы, г) осмысление сообщаемого клиентом. Основные приемы и средства: прямые вопросы, нерефлексивное и активное слушание, эмпатическое понимание, невербальное и вербальное ободрение клиента". Результат - формулирование консультативных гипотез. Источниками выдвижения консультативных гипотез являются: 1) рассказ клиента и наблюдение за ним, 2) теоретическая профессиональная платформа консультанта.
Вторая часть. Цель - проверка выдвинутых консультативных гипотез. Основное содержание: активный поиск, сбор, уточнение информации, подтверждающей или опровергающей выдвинутые консультативные гипотезы. Основные приемы и средства: сфокусированные, целенаправленные, узкие вопросы, анализ конкретных ситуаций, связанных с психологическими затруднениями клиента. Результат всего этапа - гипотеза об источниках и причинах затруднений клиента; 3) этап оказания психологического воздействия. Цель - достижение Основное содержание: использование различных психологических средств для содействия клиенту в осмыслении и преодолении его психологических трудностей. Основные приемы и средства: в зависимости от направления и подхода в консультировании. Результат этапа и всего консультирования - осознание клиентом источников и причин своих трудностей и овладение конструктивными способами совладания с ними; 4) заключительный этап. Основное содержание: подведение итогов Date: 2016-05-25; view: 1048; Нарушение авторских прав |