Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






РАЗДЕЛ (МОДУЛЬ) 1. Методика обучения праву как педагогическая наука





 

Тема 1. Методика преподавания права как учебная дисциплина.

Понятие, предмет и задачи курса «Методика преподавания права». Роль методики обучения праву в системе высшего профессионального образования. Из истории становления права как учебной дисциплины. Развитие современной системы обучения праву. Основные концепции правового образования. Взаимосвязь методики преподавания права с другими науками. Связь методики с юридическими науками. Связь методики с педагогикой. Связь методики с психологией. Связь методики с дидактикой. Учебная литература по праву и планирование правового обучения в вузе.

 

Тема 2. Психолого-педагогические подходы к правовому образованию.

Цели, задачи, принципы и типы обучения праву с позиций инновационных педагогических подходов. Личностно-ориентированный и поисковый подходы к правовому обучению: цели, задачи и сущность данных подходов. Инновационно-рефлексивный и проблемно-рефлексивный подходы к процессу преподавания права. Деятельностный подход к обучению праву. Понятие и реализация деятельностного подхода в правовом обучении. Формы практических занятий по праву и подходы к их организации. Урок-практикум: понятие и виды. Понятие и содержание занятий, посвященных разбору юридических казусов, решению задач по праву. Различные приемы решения правовых задач. Учебно-правовые ситуации: понятие и функции. Игровая форма на уроках права как элемент учебно-правовой ситуации. Методика работы с правовыми источниками информации (нормативным материалом)

 

Тема 3. Методы, приемы и средства обучения праву

Целостность процесса правового обучения. Основные методы обучения праву в высшей школе. Классификации методов по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный метод, метод проблемного изложения материала, частично-поисковый или эвристический метод, исследовательский метод. Классификация методов по источникам получения учебной информации: словесные, наглядные и практические методы.

Традиционные методы преподавания права. Активные и интерактивные методы обучения праву. Формы организации обучения праву: понятие, сущность и классификация. Средства правового обучения: понятия, функции и классификация средств. О методических приемах правового обучения. Наглядность в обучении праву. Методика работы с юридическими документами.

 

Тема 4. Традиционные и инновационные педагогические технологии в правовом обучении.

Цели и задачи использования технологий обучения в преподавании права. Инновации в обучении праву. О сочетании традиционных и инновационных технологий в правовом обучении.

Технологии проблемного обучения и «обучения в сотрудничестве» в процессе преподавания права. Групповые технологии на уроках права: учебного диалога (диспута, дискуссии и др.), конференции, обучение в форме «кейзстади», проблемно-ситуационного обучения и др. Технология учебных игр по праву (дидактические, деловые, сюжетно-ролевые игры). Технология поэтапного формирования умственных способностей обучаемых на уроках права. Технология формирования креативного мышления. Методики правового обучения в практике работы высших учебных заведений.

 

Тема 5. Особенности методики правового воспитания.

Понятие, цели и задачи правового воспитания. Субъекты правового воспитания. Организация правового воспитания студентов. Взаимосвязь правового и нравственного воспитания. Правовое воспитание и правовая культура личности. Роль правового обучения в формировании правовой культуры студентов. Учебная и внеклассная работа по правовому воспитанию. Технологии правового воспитания в вузе.

 

Тема 6. Профессионально-педагогическая культура преподавателя.

Личность и профессиональная компетентность преподавателя права. Правовая культура преподавателя. Содержание деятельности. Научная организация труда преподавателя. Преподавание права как творческая деятельность. Методические основы подготовки учителя к уроку права. Особенности подготовки учителя к преподаванию занятий по некоторым отраслям права (конституционному, гражданскому, семейному, трудовому, экологическому, образовательному). Преподаватель права современной высшей школы. Преподавание в вузе как вторая профессия специалиста, не имеющего педагогического образования.

 

РАЗДЕЛ (МОДУЛЬ) 2. Преподавание права в высшей школе.

Тема 7. Современный урок по праву

Учебное занятие по праву и основные требования к нему. Основные типы, виды и формы учебных занятий по праву. Планирование курса права в вузе (тематическое и поурочное). Тестовые анализы уроков права разных типов: понятие, содержание и их преимущества. Урок изучения нового материала или урок-лекция. Урок-обсуждение нового материала. Урок обобщения и систематизации знаний. Комбинированный урок права. Урок применения правовых знаний, умений и навыков (урок-практикум). Урок-игра по праву. Урок с элементами учебно-правовой игры. Урок-диспут (обсуждение проблемы нравственно-правового характера). Урок с элементами дискуссии или беседы. Занятие по проективной методике.

Межпредметные и внутрикурсовые связи в правовом обучении. Самостоятельная работа обучаемых по праву. Диагностика результативного компонента правовой обученности.

 

Тема 8. Методика чтения лекций.

Понятие методики чтения лекций. Влияние предмета науки и учебной дисциплины на методику лекционного курса. Лекция - одна из важнейших форм обучения студентов. Общие и специфические черты чтения лекций по правовым дисциплинам. План и цель лекции. Проблемные лекции и лекции проблемного характера. Использование научно-технических средств, наглядных пособий, диалогов и поисковых бесед на лекционных занятиях. Использование материалов смежных наук и межпредметных связей. Статистические данные и критерии их отбора для чтения лекций. Методологический аспект лекций; методологическая база законов. Связь теории с практикой при чтении лекций. Методика чтения обобщающих лекций. Лекция по заранее составленному конспекту. Лекция-конференция. Анкетирование лекций.

 

Тема 9. Методика проведения семинарских и практических занятий.

Сочетание лекционной формы обучения и семинарских занятий. Различия в методике проведения лекций и семинарских занятий. Семинары как самостоятельная форма обучения студентов. Главная дидактическая цель семинара, основные задачи, предопределяющие методику организации и проведения семинаров по юридическим дисциплинам. Виды семинаров. Семинар-беседа. Тематический семинар. Рефератный семинар. Семинар с докладом. Семинар-практикум. Монографический семинар. Межпредметный семинар (спецсеминар). Семинар-диспут. Методы обучения, применяемые на семинаре. План проведения семинарского занятия. Роль преподавателя в проведении семинара. Использование на семинаре материалов судебной практики, законов и других нормативных актов. Проблема повторения пройденных материалов на семинарском занятии. Подведение итогов семинарских занятий.

Отличие практических занятий от семинарских. Цели и методика проведения практических занятий. Задачи практических занятий. Этапы подготовки преподавателя к проведению практического занятия. Разбор домашних заданий. Соединения решения задач с обсуждением теоретических вопросов. Воспитание у студентов практических навыков. Подведение итогов практического занятия.

 

Тема 10. Методика проведения деловых игр при изучении юридических дисциплин.

Деловые игры при изучении правовых дисциплин как составная часть подготовки квалифицированных специалистов. Совершенствование методики проведения деловых игр. Цели и задачи деловых игр. Роль каждого студента и преподавателя при подготовке и проведении деловых игр. Деловая игра как форма обучения, позволяющая слить воедино теоретическую и практическую подготовку студентов. Деловая игра - активная форма обучения. Развитие профессиональных качеств специалиста в ходе деловой игры. Уровень подготовки преподавателя к деловой игре. Этапы деловой игры. Подготовка игры. Проведение деловой игры. Подведение итогов работы студентов. Условности, допускаемые в деловых играх. Использование в ходе деловой игры научно-технических средств обучения. Разнообразие видов деловых игр: викторина, КВН, конференции, «круглые столы» с приглашением работников правоохранительных органов, открытые судебные процессы и др., их общая характеристика. Методические рекомендации по проведению деловых игр при изучении юридических дисциплин.

 

Тема 11. Методика проведения практики студентов.

Практика студентов - важнейшая форма учебного процесса. Виды практики. Методические проблемы организации и проведении практики в юридическом вузе. Содержание практики. Программное обеспечение практики. Базы практики. Руководство практикой. Работа студентов в период практики. Связь практики с научно-исследовательской работой студентов. Документы отчётности по итогам практики.

Цели ознакомительной практики. Закрепление и углубление теоретических знаний. Приобретение обще-юридических навыков работы в условиях правоохранительных органов. Изучение деятельности правовых учреждений, процессуальной документации, организации делопроизводства, применения правил НОТ. Использование полученных материалов при написании курсовых работ.

Цели производственной практики. Закрепление и углубление теоретических знаний по своей специальности. Приобретение специально-юридических умений и навыков, адаптирование к условиям работы должностного лица. Анализ и обобщение практики по конкретной проблеме, соответствующей теме курсовой работы и одному из основных направлений исследований, проводимых на кафедре. Овладение навыками организационно-управленческой деятельности.

Цели преддипломной практики. Углубление теоретических знаний. Расширение круга практических умений и навыков, развитие организаторских способностей. Сбор фактического материала для дипломной работы, проверка на практике её основных положений и рекомендаций.

Отчет о прохождении практики. Дневник практики. Характеристика руководителя практики. Рецензия преподавателя на отчёт по практике. Защита отчёта о прохождении практики. Конкурсы на лучший отчёт о практике.

 

Тема 12. Методика руководства самостоятельной работой студентов.

Самостоятельная работа студентов – необходимое условие повышения качества учебного процесса. Задачи совершенствования самостоятельной работы. Методика организации самостоятельной работы студентов. Формы воздействия преподавателя на самостоятельную работу студентов. Развитие способностей у студентов к самостоятельной работе. Овладение приёмами и навыками самостоятельной работы студентами. Выработка привычки к поиску информации и навыков её поиска как важнейшая потребность самостоятельной работы.

Материально-техническое обеспечение самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа вне аудитории и её формы. Роль преподавателя в создании необходимых условий и организации контроля за ходом самостоятельной работы студентов.

 

Тема 13. Методика преподавания отдельных правовых дисциплин в курсе «Правоведение».

Особенности учебных занятий по теории государства и права. Особенности преподавания Конституционного права. Проблемы методики преподавания отдельных отраслей частного права. Правовое регулирование гражданских, семейных и трудовых отношений. Методика преподавания тем по вопросам правового регулирования экологии и образования. Преподавание уголовного права в вузе.

 

Тема 14. Методические рекомендации по проведению предэкзаменационных консультаций, написанию контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ по правовым дисциплинам. Проведение консультации преподавателем, принимающим экзамен (зачет). Вступительное сообщение преподавателя. Вопросы и ответы.

Критерии оценки ответов на экзамене. План ответов студентов по вопросам билетов. Разъяснение порядка проведения экзамена. Количество вопросов, включённых в билеты. Перечень вопросов, выданных студентам перед началом экзаменационной сессии для ознакомления. Условия допуска к экзамену. Ответ и его оценка. Уточняющие и дополнительные вопросы в процессе опроса студента на экзамене. Проставление оценок в зачётную книжку и в экзаменационную ведомость.

Письменная работа как форма самостоятельной работы студентов. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ (научной работы в области права). Факторы, влияющие на степень сложности курсовой работы. Выбор темы и подготовка материалов для написания курсовой работы. Объём курсовой работы.

Актуальность, практическое и познавательное значение выбранной темы, цель и задачи работы. Планирование работы, подбор литературы, законодательных и иных нормативных правовых актов. Утверждение темы, назначение руководителя-консультанта, его роль в написании студентом курсовой работы. Этапы подготовки курсовой работы. Формулировка замысла, подбор материалов. Изучение нормативных актов, монографической, научной, учебной литературы. Составление рабочего плана курсовой работы, ее структуры. Подготовка, сгруппирование и систематизация материалов. Обобщение материалов, формулирование выводов, подготовка чернового варианта. Обработка рукописи. Требования к оформлению курсовой работы.

Методические рекомендации по написанию контрольной работы- важной формы проверки качества работы студента над учебными материалами. Цель контрольной работы, её объём и содержание. Самостоятельность работы студентов при написании контрольных работ. Составление плана, содержание введения, основной части, заключения. Список используемых источников.

Реферат, его отличие от курсовой работы. Перечень и объём исследуемых источников при написании реферата, требования к его оформлению.

Методические рекомендации по написанию дипломных работ. Руководящие документы по дипломному проектированию (написанию дипломной работы). Разработка дипломной работы. Цель разработки дипломной работы. Дипломная работа как показатель научно- теоретической, методологической и практической зрелости выпускника вуза. Задачи, реализуемые при разработке дипломных работ. Структурирование дипломной работы. Разработка содержания текста дипломной работы. Этапы разработки дипломной работы. Оформление дипломной работы. Отзыв руководителя на дипломную работу, заключение заведующего кафедрой о допуске выполненной работы к защите, представление дипломной работы рецензенту для письменной рецензии. Подготовка к защите и защита дипломной работы.

 

Date: 2016-05-23; view: 937; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию