Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
С. Л. Рубинштейн 8 1. Категория знаково-символической деятельности
В литературе для обозначения процессов оперирования знаково-символическими средствами используются разные термины: знаково-символическая функция сознания, семиотическая, или знаковая, функция, сигнификативная деятельность, семиотическая деятельность, замещающая деятельность и т. п. При исследовании этих процессов неизбежно возникает вопрос: к какой категории должна быть отнесена специфическая форма человеческой активности, содержанием которой является освоение, использование и преобразование знаковых элементов? Является ли она отдельной деятельностью или составляет внутренний план любой деятельности человека, носит ли она всеобщий или частный характер? Анализ имеющихся работ показывает, что используемые термины берутся чаще всего без специальной аргументации или с недостаточно полной аргументацией, но это, скорее, не вина авторов, а следствие малой проработки этого вопроса в философско-методологи-ческом плане. Попытки со всей полнотой ответить на вопрос о дея-тельностном характере знаково-символических процессов, как правило, требует более точного определения многих других категорий (в их числе, например, такие понятия, как «функция», «отражение», «сознание», «внутренний план деятельности», «идеальное» и пр.), которые сами по себе далеко не точно заданы. Рефлексия над особенностями знаковых процессов непременно в своем восхождении приводит к анализу процессов отражения, идеализации и других, которые являются, хотя и интуитивно понятными, но дискуссионно острыми в философско-методологическом плане. Подробный анализ, безусловно, требует дополнительных исследований, которые
не являются предметом данной работы. Мы не ставили целью методологическое обоснование использования тех или иных уже устоявшихся в научном знании терминов, но и полностью обойти этот аспект темы оказалось невозможным, потому что от исследовательской позиции в данном вопросе существенным образом зависит формирование теоретического и экспериментального подходов. Поэтому кратко остановимся на аргументации в пользу деятельностного характера знаково-символических процессов. Мы разделяем мнение, высказанное в ряде работ (31, 65, 66, 230), что оперирование знаково-символическими элементами может быть подведено под категорию деятельности. Специфику ее мы видим в следующем. Во-первых, смысл ее состоит в: 1) овладении существующими знаковыми системами путем их осознания; 2) построении с помощью освоенных средств идеализированной, «снятой» предметности и на этой базе создании «образа мира» и собственной субъективности на определенном уровне осознания и полноты в зависимости от собственной активности, опыта и освоения знаковых систем различных уровней; 3) формировании на основе, оперирования знаками, моделями и т. п. в идеализированной предметности воображения, фантазии, мышления, творческих процессов. Во-вторых, знаково-символическая деятельность, на наш взгляд, имеет всеобщий характер, существуя и как необходимый уровень, пласт других деятельностей и отдельно, самостоятельно, например, в процессах воображения, творчества, выполняя коммуникативную, познавательную и специфически замещающую функцию. Если знаково-символическая деятельность является уровнем, планом любой другой деятельности,’ то можно предположить, что в этом случае понятие знаково-символической деятельности смыкается с имеющимся в литературе, хотя и слабо определенным, понятием внутреннего плана деятельности. В-третьих, знаково-символическая деятельность существует в двух планах: в плане самой замещаемой реальности и в плане средств, выполняющих функцию замещения (230, с. 75). В-четвертых, структура знаково-символической деятельности может быть описана как структура любой другой деятельности по схеме А. Н. Леонтьева, то есть в ней выделяются частные виды (например, замещение, моделирование, схематизация, кодирование и т. д.), действия (абстрагирование, обобщение и т. д.) и операции, которые могут переходить друг в друга. Чтобы именовать оперирование знаково-символическими средствами деятельностью, надо установить в нем наличие основных характеристик, которые в трудах представителей школы А. Н. Леонтьева выделяются для описания категории деятельностей. Понятие «деятельность» в философии и психологии имеет мето-
дологическое значение: именно в деятельности как специфически человеческой форме активности по изменению и преобразованию окружающего мира реализуется человеческая способность отношения к миру. Содержание человеческой деятельности составляет целесообразное изменение и преобразование мира на основе освоения и развития наличных форм культуры. Объектом деятельности могут быть не только природные элементы, но и предметы культуры, идеальные объекты, люди. Категория деятельности настолько универсальна, что, характеризуя деятельность, мы, по сути, можем характеризовать специфически человеческое в человеке (187). М. С. Каган, подчеркивая этот факт, предлагает определять человека как действующее существо — Homo agens (107, с. 5). Деятельность не только определяет сущность человека, но, как подчеркивает Э. Г. Юдин, создает и самого человека, выступая в роли «подлинной субстанции культуры и всего человеческого мира» (295, с. 293). Вне деятельности, таким образом, нет и человека как развивающегося, изменяющегося субъекта с совокупностью его отношений к миру. Эта мысль хорошо выражена в работе Н. Н. Трубникова: «Производя некоторый предмет, человек изменяет и тем самым фактически производит бесчисленную совокупность новых отношений в окружающем его мире. Он, в частности, производит и само производство предметов и производственный опыт. Производит потребление и вместе с ним потребности, а стало быть, и цели. Изменяется и он сам, производя себя как производителя и как потребителя. Вместе с тем он производит и целую совокупность представлений об окружающем мире. Производя предмет, он производит мысли и о самом этом предмете... и о себе как о производителе. Понятия, с которыми он выходит из акта деятельности, необходимо отличаются от понятий, с которыми он вошел в этот акт» (258, с. 146). Знаково-символическая деятельность человека представляет собой реализацию знакового отношения человека к себе и к миру, она предполагает отражение через репрезентацию, различение обозначения и обозначаемого, выполнение актов кодирования и расшифровки, а также преобразование и создание новых знаковых систем, с помощью которых углубляется познание мира и его преобразование. Поскольку понятие деятельности должно задавать специфическую действительность в ее специфических границах, то этим положением мы подчеркиваем, что речь идет о специфической области знаков, символов, моделей, образов, своеобразной «удвоенной» действительности. Среди характеристик деятельности обычно выделяют ее предметность, социальную обусловленность, целесообразность, сознательность, опосредованность, субъектно-объектный характер, продук-
тивность. Остановимся на основных характеристиках применительно к категории знаково-символической деятельности. Одной из важнейших характеристик деятельности является ее предметность. Суть предметности состоит в том, что «деятельность подчиняется (или уподобляется) свойствам, явлениям и отношениям независимого от нее предметного мира. Поэтому предметность выступает как универсальная пластичность деятельности, как ее возможность отражать в себе объективные качества предметов, среди которых действует субъект» (72, с. 220). Предметность состоит не в том, что деятельность направлена на предметы окружающего внешнего мира (активность животного тоже направлена на них), а в том, что человек относится к предмету «адекватно его природе и особенности, он осваивает предмет, делая его мерой и сущностью своей активности» (268, с. 91). Человеческая деятельность делает своей логикой имманентную логику предметов (10, с. 88). Предметом знаково-символической деятельности являются знаки, символы, модели и т. д., в которых кодируется как опыт человеческой цивилизации, так и средства, способы его освоения. Внутренней логике этих специфических предметов она и подчинена. Оперирование знаками, символами, моделями и языками составляет специфическое содержание знаково-символической деятельности, создает внутренний план любой другой деятельности. Г. С. Батищев указывает, что «человек в своей деятельности, чтобы не „портить“ своего предмета, не взаимодействует с ним, а воссоздает (разрядка наша.— Е. С.) его во всей особенности и конкретности его собственной меры и сущности» (10, с. 85). Знаково-символическая деятельность и позволяет не «портить» предметы, воссоздавая их на идеальном, «снятом» уровне. Именно эта особенность знаково-символической деятельности придает ей универсальный характер. А. Н. Леонтьев отмечал, что предмет деятельности всегда выступает первично в своем независимом существовании, как подчиняющий и преобразующий деятельность субъекта, а вторично — как его образ, воссоздание, знак, отражающий его необходимые свойства, как результат собственной активной деятельности человека (145, с. 142). И это значит, что предмет не непосредственно через свои материальные свойства направляет деятельность человека, а опосредованно, через активность самого человека по освоению им общественно выработанных и закрепленных в знаках, в культуре норм предметного отношения к миру. Воссоздавая объективно существующий в культуре мир «идеальных форм» (104, с. 150, 157), знаково-символическая деятельность опос-редует взаимодействия человека с любым природным объектом, превращая их в действование, в подлинную деятельность, придает ей предметный характер (246, с. 36). Под «идеальностью» в данном случае надо иметь в виду «очень своеобразное — и строго фикси-
руемое — соотношение между двумя (по крайней мере) материальными объектами (вещами, процессами, событиями, состояниями), внутри которого один материальный объект, оставаясь самим собой, выступает в роли представителя другого объекта, всеобщей формы и закономерностей этого другого объекта, остающейся инвариантной во всех его изменениях, во всех его эмпирически-очевидных вариациях» (104, с. 131). Знаково-символическая деятельность, оставаясь деятельностью со знаково-символическими средствами, в то же время становится внутренним эквивалентом любой внешней деятельности. По утверждению Э. Г. Юдина, давшего глубокий анализ категории деятельности, именно в признании предметного характера любой человеческой деятельности состоит суть ее материалистической трактовки. Методологически это означало, что, отказавшись от принципа однозначной интерпретации деятельности со стороны ее собственной имманентной логики, марксизм «положил в основание тезис о ее двойной детерминации — по логике предмета (это соответствует принципиальному материалистическому положению о приоритете предметного, материального начала) и по логике самой деятельности (это непосредственно следует из положения о ее творческом характере)» (295, с. 291). Предметность человеческой деятельности всегда соединяет в себе предметность реального познаваемого мира и предметность знаков, начиная от признаков реальных объектов и кончая предельно абстрактными знаками и знаковыми моделями (62). Говоря о предметности деятельности, нельзя не вспомнить слова Г. С. Батищева о том, что «человеческая деятельность настолько активна, насколько она развита как предметная» (10, с. 83). Это утверждение, с одной стороны, указывает на объективную детерминацию человеческой деятельности, с другой,— фиксирует, подчеркивает конституирующий характер предметности для существования самой категории деятельности. Поэтому, установив предметность оперирования знаково-символическими средствами, мы можем констатировать его деятельностный характер. Вовлеченность в орбиту знаково-символической деятельности все большего числа реальных предметов, с одной стороны, и специфических средств их замещения, с другой, расширяет границы человеческого проникновения в мир и наоборот — развитие познания мира выстраивает и обогащает субъективность человека, его ориентировку в самом себе. Эту мысль в свое время особенно подчеркивал А. Ф. Лосев: «...природа, общество и весь мир, чем они глубже воспринимаются и изучаются человеком, тем больше наполняются различными символами, получают разнообразные символические функции, хотя сами по себе и объективно они вовсе не являются только нашими символами. Необходимо категорически утверждать, что без использо-
вания символических функций сознания и мышления невозможно вообще никакое осмысленное сознание вещей, как бы оно примитивно ни было» (154, с. 194). Как и другие деятельности, знаково-символическая деятельность должна отвечать определенным потребностям, целям субъекта, иметь двусторонний субъект-объектный характер. Для этого необходимо установить функции, которые может выполнить только знаково-символическая деятельность (в разных своих формах) и никакая иная. Вполне понятно, что зарождение и существование знаково-символической деятельности должно быть вызвано объективной необходимостью. Можно предположить, что она вызывается к жизни необходимостью сигнализировать взрослому о своих нуждах и потребностях на адекватном для ребенка и взрослого коде, так как только при их удовлетворении будет обеспечено выживание ребенка, ведь всю сферу детских потребностей «считывает» и обслуживает взрослый. Для ребенка объективно необходимо быть понятым, используя понятные взрослому в пространстве со-бытия сигналы. Здесь актуализируется и начинает функционировать важнейшая социальная потребность — потребность в общении. Но и она требует каких-либо средств передачи жизненно важной информации другому. Вне этих средств ребенок не будет понят и удовлетворен. Поэтому одновременно здесь появляется знаково-символическая деятельность в своих пока элементарных формах и функциях. Л. С. Выготский, изучая становление речи, этой фундаментальной по значению знаковой системы, выделял индикативную функцию знаково-символических средств (функцию указания на предметы, состояния, отношения без их называния), номинативную (называние), сигнификативную (обозначение) и регулятивную. Дальнейшее освоение знаковых систем и через них познание и освоение действительности движется коммуникативной функцией, познавательной, а также функцией замещения, реализуя которую ребенок впервые может в иной форме осуществить то, чего не может пока сделать реально. Наконец, знаково-символическая деятельность позволяет человеку «встать в отношение» к собственной жизнедеятельности, сделать ее объектом для самого себя, предметом анализа и изменения, а также обеспечивает создание и трансформацию новых знаковых систем, позволяет развиваться воображению, фантазии, мышлению. Можно говорить о том, что за осуществлением любых видов деятельности стоит необходимость удовлетворения специфически человеческих потребностей. По своему значению знаково-символическая деятельность может считаться универсальной, она оказывается носителем некоего всеобщего характера, независимого от конкретных видов деятельности, в силу того, что она может быть «двойником», заместителем любой другой деятельности, и не только данного конкретного субъекта,
но и общества в целом. Развитая знаково-символическая деятельность воссоздает вещи, явления, отношения и т. д. реального мира или идеальной природы, и все это функционирует в человеческом сознании именно как эти вещи, явления, отношения. Все, что субъект не может осуществить реально, он способен выполнить идеально с позиции владения «мерками всех вещей» (246, с. 15–16). Цитируя работу Л. К. Науменко, С. Д. Смирнов пишет, что «мерками всех вещей», снятыми с бытия практической деятельностью общества, являются категории мышления, зафиксированные, добавим, в знаково-символической форме. Подобно тому, как реальная мерка дана человеческой руке в ее орудии, так и идеальные мерки всех вещей даны голове человека в ее общественном орудии — в языке, то есть в знаковых системах. Деятельность в плане языка, мышления служит для самого субъекта символическим замещением универсальной чувственно-практической деятельности общества в плане природы, ее идеальным осуществлением. Активное восприятие мира состоит в расшифровке знакового «кода» в соответствии с общественно-разработанной формой чувственно-практической деятельности, идеальным образом которой являются категории мышления. С точки зрения генеза, знаково-символическая деятельность начинается во внешнем плане со-бытия, общения ребенка и взрослого, в межиндивидной форме, и, как любая деятельность, путем интерио-ризации превращается в личное достояние субъекта и становится средством регуляции собственного поведения и поведения других, сознательного управления внутренними процессами и т. д. Вращен-ная форма знаково-символической деятельности может экстериори-зироваться: например, продукты воображения, творчества, мышления могут быть воплощены, «возвращены» в практику, и тогда появляются новые вещи, идеи, действия, процессы. Таким образом, знаково-символическая деятельность не только отражает объективный мир, но и творит его в соответствии с собственной логикой. Этим мы хотели бы подчеркнуть сознательный и продуктивный характер знаково-символической деятельности, что непосредственно вытекает из ее целеустремленности, целесообразности. Знаково-символическая деятельность может осознаваться субъектом как особый процесс «воссоздания» мира, как активно творческая, преобразующая деятельность. Одновременно сознание выступает и как нечто внешнее по отношению к ней, контролируя ее, управляя ее течением, формируя, представления о ее целях, смысле, оценке. Опосредованный характер знаково-символической деятельности связан с ее непосредственной зависимостью от реальной действительности, предметов объективного мира, отношений к ним человека, первичных форм внешней деятельности. Она опосредована W
социально: отношение субъекта к предмету деятельности опосредовано его отношением к другим людям. Она опосредована средствами, которые выступают в качестве ее орудий, в данном случае системами знаков. Анализ знаково-символической деятельности со стороны структурных (мотив, цель, средства, результат, операции) и функциональных (ориентировочная, исполнительная, контрольная части) компонентов, проведенный Н. Г. Салминой (230, с. 76–83), позволяет и с этой стороны подвести оперирование знаковыми средствами под категорию деятельности и выделить ее виды. Содержание знаково-символической деятельности, по Н. Г. Салминой, «составляет анализ системы знаково-символических средств, ее использование и преобразование» (230, с. 77). Характеризуя виды знаково-символической деятельности (замещение, кодирование, схематизацию, моделирование), она предлагает пользоваться рядом критериев: 1) функция — место и роль знаково-символических средств в деятельности (коммуникативная, познавательная, замещающая, которые дробятся на более частные функции); 2) функция формы знаково-символических средств по отношению к содержанию (изображение, обозначение, выражение отношения, раскрытие сущности); 3) план, в котором осуществляется деятельность (символический или реальный); 4) замещаемое содержание — что им является (элементы, структура, функции, результат); 5) форма замещающих средств; 6) устойчивость-ситуативность знаковых средств; 7) индивидуализированность-коллективность знаково-символических средств (230, с. 78–86). С помощью этих критериев в принципе может быть описан любой вид знаково-символической деятельности. Проделанный краткий анализ, безусловно, не исчерпывает всей сложности аспектов оперирования знаково-символическими средствами и частично мы будем возвращаться к ним в следующих параграфах настоящей работы. В целом же, как нам кажется, мы можем применять термин «знаково-символическая деятельность» в отношении процессов оперирования, освоения, преобразования знаков, символов, образов, моделей. При использовании этого термина в дальнейшем мы будем понимать под знаково-символической деятельностью сложное, системное, многоуровневое, иерархически организованное образование, позволяющее субъекту моделировать и преобразовывать во внутреннем плане сознания объективный мир, процессы конструирования идеализированной предметности и оперирования в ней знаковыми средствами. По сути это деятельность внутренняя, идеальная, но в своем становлении она формируется во внешней деятельности, может иметь внешний план (а может и не иметь его), и при экстерио-ризации ее продукты могут быть воплощены в материальные вещи, действия, процессы.
§ 2. Отражение и знаково-символическая деятельность Согласно идеям, разрабатываемым в отечественной психологии, уже на уровне животной психики отражается не столько стимуляция, порождающая акты отражения как таковые и вызывающая субъективные впечатления разных модальностей, сколько индивидуальный опыт в отношении воспринимаемой наличной ситуации, открывающий возможности изменения этой стимуляции и средств, способов ее изменения. Именно этот опыт, существующий в виде умений, навыков, экспектаций, когнитивных схем и т. д., является детерминантой содержания психически регулируемой активности. Однако богатство индивидуального опыта несравнимо с беспрерывно накапливающимся опытом всего человечества, являющимся источником и основой развития процессов психического отражения в условиях общества. Присвоение этого опыта позволяет выстроить так называемый «образ мира» (94, 148, 192, 245, 246), а также собственную субъективность. Важнейшую роль в процессе присвоения социального опыта, обогащающего и развивающего «образ мира», играют различные знаковые системы, в первую очередь, конечно, язык. Усвоенный язык, как неоднократно отмечали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и другие, как концентрированный продукт общественно-исторического опыта уже сам по себе есть в какой-то степени упорядоченный, обобщенный «образ мира». Он меняет само психическое отражение, задает ему целый ряд новых качеств. Речь идет о том, что все, что отражается человеком в многообразных формах активности, как правило, категоризуется, именуется, идентифицируясь не только по чувственным параметрам, но и в системе усвоенных значений. В этой связи вспоминается идея И. Канта из «Критики чистого разума»: «...хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта. Вполне возможно, что даже наше опытное знание складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша собственная познавательная способность... дает от себя самой» (110, с. 105). То, что «познавательная способность дает от себя самой», может быть прокомментировано как наличие усваиваемых человеком знаковых систем, которые как бы набрасывают категориальную сеть на отражаемый мир. Общественный субъект отражает мир не напрямую, а через системы значений, выработанных в культурно-историческом развитии и зафиксированных в знаково-символи-ческих средствах. Подчеркивая важность знакового опосредования человеческого отражения, А. Н. Леонтьев писал: «Животные, человек, живут в предметном мире, который с самого начала выступает как четырехмерный: он существует в трехмерном пространстве и во
времени (движении)... Возвращаясь к человеку, к сознанию человека, я должен ввести еще одно понятие — понятие о пятом квазиизмерении, в котором открывается человеку объективный мир. Это — «смысловое поле», «система значений» (148, с. 4–5). Развитию этой специфически человеческой формы отражения посвящено большое количество работ, общая логика которых восходит к идеям Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, А. Н. Леон-тьева и других. Суть ее кратко может быть выражена следующими положениями. В эволюции живых существ происходит беспрерывное изменение и усложнение как способов жизнедеятельности, так и внутренних механизмов их регуляции. Последние должны закрепляться и передаваться из поколения в поколение, будучи закодированными либо в универсальном генетическом коде, либо посредством систем, лежащих за пределами органического тела организма. Для животного мира основным является первый путь, и даже самые сложные поведенческие акты, действия родительского, брачного поведения, «язык» животных «схвачены» в этом коде. Как отмечает Г. А. Глотова, «кодирование же через неорганическое тело приводит лишь к уточнению каждой отдельной особью генетически заданных механизмов жизнедеятельности. Поэтому данный тип кодирования у животных при отсутствии кодирования генетического не может обеспечить передачу сложных способов жизнедеятельности и поведения» (66, с. 6). В развитии человека также используется генетическое кодирование информации, но поскольку человек рождается с «универсальным неспециализированным мозгом, функциональная система которого формируется условиями социального бытия» (76, с. 3), поскольку возникает необходимость кодирования посредством элементов неорганического тела, становящихся материальными носителями, знаками способов и механизмов жизнедеятельности. Таким образом, в человеке оказываются заложенными как бы две программы — инстинктуальная и социокультурная. Человек может адекватно отражать мир в многообразных формах: в форме частных моментов своей жизнедеятельности — процессов питания, роста и т. п; в форме двигательной активности; в форме эмоций; в форме ощущений и восприятии и т. д., но знаковое отражение оказывается наиболее существенным для его развития именно как человека. У животных практически нет необходимости кодировать какую-либо информацию посредством внешних систем, так как перед ними не стоит «задача отражения элементов кода своей собственной жизнедеятельности, так как код этот — генетический, изнутри определяющий формирование основных механизмов жизнедеятельности» (76, с. 16). Специфически же человеческие формы поведения, способы жизнедеятельности находятся вне человека и должны быть
в специальной активности отражены им, что позволит человеческому существу адекватно войти в социум, сформировать прижизненно механизмы специфически человеческой деятельности. Этим моментом подчеркивается лабильность, гибкость, более высокий уровень отражения у человека по сравнению с животными. Животное неспособно выйти за пределы своей жизнедеятельности, оно «непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно и есть эта жизнедеятельность» (166, с. 93). Для такого способа жизни более чем достаточно филогенетической программы. Для собственно человеческого способа отражения характерно делать «самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания» (166, с. 93), поэтому существование человека задает в бытии новый уровень жизнедеятельности и отражения: человек способен «программироваться» на основе внешнего кода, то есть на базе знаковых образований, в которых фиксирован этот код. Поэтому в эволюции и возникает своеобразное «семиотическое» отражение. Кроме того, что человек приобретает способность отражать специфическим образом окружающую действительность, начинают формироваться адекватные этому уровню отражения виды деятельности (игра, учение и т. д.). Как пишет Г. А. Глотова, у человека знаковые образования «своими специфическими особенностями предопределяют, какие варианты генетических программ... могут быть... благоприятными для „снятия“, „калькирования“, „распредмечивания“ тех форм жизнедеятельности, которые зафиксированы в определенном предмете» (66, с. 17). Развитие человека идет не столько по линии совершенствования гййдтических программ, сколько по линии освоения все большего числа знаковых образований. В этом смысле знаково-сим-волической деятельностью является любая человеческая деятельность, требующая оперирования знаковыми образованиями любого типа,— это, так сказать, широкое толкование знаково-символичес-кой деятельности. Суть отражения в форме знаково-символической деятельности состоит в том, что отражаемые предметы не деформируются, не деструктурируются прямым внешним взаимодействием их с человеком, но отражаются максимально полно и точно «уподоблением» активности субъекта процессам и качествам отражаемого предмета в идеальном плане. Если предмет отражается путем его реального изменения, то результат отражения уже не соответствует самому предмету, поскольку предмет уже изменился под отражательными действиями. «Воссоздание» же предмета в идеальном плане является качественно иным уровнем отражения. Отмечая особый орудийный характер знаковых образований, Л. С. Выготский (56) считал, что они как бы усиливают и удлиняют отражательные способности человека.
Как и любая деятельность, знаково-символическая деятельность реально осуществляется в форме опредмечивания и распредмечивания. Опредмечивание есть переход процессов деятельности в покоящееся свойство объекта, превращение действующей способности в форму предмета. Распредмечивание — обратный процесс перехода предметности в живую деятельность, в действующую способность. Создавая различные знаковые системы для усиления своей отражательной способности, человек тем самым опредмечивает в них ее способы и механизмы в той исторической форме, в которой она к данному моменту сложилась. Распредмечиванием знака «является „вычерпывание“ из знака способов и механизмов стоящей за ним человеческой жизнедеятельности и присвоение... этих способов и механизмов жизнедеятельности. При этом интериоризуется... не сам знак, а его сверхчувственное содержимое» (66, с. 23). Указанные процессы имеют место в социокультурном развитии человека, когда он осваивает знаковые системы, уже существующие в обществе, и оперирует ими. Это как бы первый, базовый уровень развития знаково-символической деятельности. Кроме того, как отмечал Л. С. Выготский, новые формы жизнедеятельности в себе самом человек формирует также опосредованно, то есть через создание знаковых систем и оперирование ими. Появляющиеся новые формы своей жизнедеятельности (новые способы действия с предметами, например) человек опредмечивает в существующих знаковых образованиях (языке, формулах, нотных знаках и т. п.), и это позволяет активно оперировать своей собственной жизнедеятельностью в форме действий со знаками. Будучи вынесенными во внешний план, эти новые формы жизнедеятельности становятся для других людей объектами распредмечивания, так как воплощаются в общих для всех знаковых системах. Возможность осознать и опредметить фрагменты своей жизнедеятельности, оперировать ими и воплощать во внешней форме представляет собой необходимое условие творческой деятельности. И такое творчество — новый уровень в развитии самой знаково-символической деятельности,— условие движения вперед общекультурного опыта. § 3. Знаково-символическая деятельность и построение «образа мира» Отражение, опосредованное знаковыми системами, позволяет человеку эффективно присваивать общественно-культурный опыт цивилизации. Одним из его результатов является построение «образа мира» в индивидуальном сознании, который становится своеобразным регулирующим фильтром познания. Под «образом мира» или, в дру-
гой терминологии, моделью универсума, картиной мира, когнитивной картой и т. д., имеют в виду некоторую совокупность, упорядоченную систему представлений человека о мире, о себе, о других людях, о вселенной и т. д., которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие. «Образ мира» человека является универсальной формой организации его знаний, определяющей возможности познания и управления поведением" (245, с. 152). Будучи активной инстанцией сознания, «образ мира» не сводим к функциям памяти, актуализации прошлого опыта при решении определенных когнитивных задач. Здесь действует не только линия объект —>• субъект, но и линия субъект —>- объект, определяюща: на основе «опережающего отражения» именно то, что человек мо жет отобрать для своего понимания окружающей действительности. Модусом своего существования «образ мира» имеет непрерывное движение от субъекта на мир, развиваясь и функционируя как целостное образование. Сформировавшись в онтогенезе, «образ мира» становится в каком-то смысле «порождающей моделью» действительности. Как пишет В. К. Вилюнас, «именно глобальная локализация отражаемых явлений в „образе мира“, обеспечивающая автоматизированную рефлексию человеком того, где, когда, что и зачем он отражает и делает, составляет конкретно-психологическую основу осознанного характера психического отражения у человека. Осознавать — это значит отражать явление „прописанным“ в главных системообразующих параметрах „образа мира“ и иметь возможность в случае необходимости уточнить его более детальные свойства и связи» (48, с. 15). Способность человека произвольно управлять процессами отражения, актуализировать и просматривать необходимые стороны «образа мира», на наш взгляд, осуществляется на основе знаково-символической деятельности, через активное распредмечивание существующих знаковых образований. «Образ мира» имеет деятельностную и социальную природу. Деятельность всегда выступает как.первичное и ведущее начало становления «образа мира». Первичные формы движения от субъекта к объекту — моторные процессы, в которых ребенок получает чувственные впечатления, присоединяющиеся к его чувственному началу. Синкретическое единство моторных, сенсорных и аффективных компонентов и есть то первичное начало, из которого позже будет выдифференцировываться «образ мира», то есть сначала это внешний процесс, целиком и полностью «завязанный» на со-бытии ребенка с матерью. «Образ мира» матери обязательно присутствует в этом со-бытии, сам ребенок вписан в него, и это в известной степени определяет реальную социальную ситуацию его развития. Постепенно развиваясь в тесном со-обществе «мать-дитя», ребенок ин-териоризирует основные элементы «образа мира» матери, раздваивает первичное со-бытие. Ул<е с первых дней жизни действуют функ-
циональные системы поведения, которые легко считываются взрослым уже не только в семантике органических потребностей, но в семантике общения и отношений. Взрослый с самого начала семантизирует пространство со-бытия, втягивая в этот процесс ребенка. Направляя, ориентируя, оценивая и т. д. действия ребенка в процессе удовлетворения его потребностей, мать фактически выполняет функции его исходного «образа мира». Как пишет С. Д. Смирнов, «фактически существует и развивается не ребенок, а система „ребенок-мать“, в которой ребенок выступает в качестве бурно развивающейся части, постепенно выдифференцировывающейся в самостоятельное образование; „образ мира“ матери, являясь „образом мира“ этой системы, постепенно и частично переходит в „образ мира“ ребенка на основе общения и совместной деятельности» (246, с. 147). Интериоризируя основные составляющие «образа мира» матери, дополняя их в процессе дальнейшей социализации, активной деятельности по присвоению нужных ориентиров для регуляции деятельности (то есть встречной собственной активности ребенка), ребенок начинает самостоятельно использовать их тогда, когда освоенная им как совместно разделенная та или иная деятельность начинает осуществляться самостоятельно (293, с. 158). Основные составляющие «образа мира» — это объекты леонть-евского пятого квазиизмерения, система значений, «смысловое поле». Развивающийся человек распредмечивает те знаковые образования, которые закреплены в предметах культуры, нормах поведения, эталонах деятельности, языках. За счет этого распредмечивания формируется символическая репрезентация характеристик объективного мира. У взрослого человека «образ мира» представлен его наиболее глубокими, существенными характеристиками. В. М. Величковский в этой связи приводит пример из работы J. Hoffmann, в которой установлено, что испытуемые быстрее соотносят изображение конкретного объекта, например, розы, с именем его класса (цветок), чем с его названием (роза) (316). Понятно, что «образ мира» различен не только на разных этапах возрастного развития, но и дифференцирован внутри себя на уровни, ступени. Г. А. Глотова, например, предлагает выделять жизнедея-тельностный образ мира, то есть его представленность в механизмах базальных форм жизнедеятельности организма; двигательный, в котором отражается мир в форме мышечных усилий; адапционно-защитный или эмоциональный и анализаторный (вкусовой, обонятельный, слуховой и т. д. уровни «образа мира»), а кроме того, собственно знаковый, орудийный, в котором мир представлен в орудиях труда, формулах науки, текстах литературных произведений и т. д. (66, с. 34–35). Таким образом, «образ мира» иерархически организован, представлен системой уровней. Нам представляется, что этот подход в известном смысле воспроизводит модальностный
вариант «образа мира». Еще А. Н. Леонтьев выдвинул идею об амо-дальном характере «образа мира», чтобы избежать сведения его природы к некоторой наглядной картине, копии, выполненной на языке той или иной модальности. Можно предположить, что в процессе становления «образы мира» разных модальностей обобщаются, переструктурируются, интегрируются, переводятся на единый, а именно знаково-символический язык, приобретая не только чувственный, но и сверхчувственные компоненты (смыслы, значения). В силу того, что человеческое дитя с первых дней своей жизни втянуто в знаковую среду, осваивает мир по-человечески, становящийся у него «образ мира» испытывает влияние универсального знаково-символи-ческого уровня, создается на универсальном языке, а не только на языке каких-либо модальностей. Если принять во внимание, что амодальность «образа мира» — это и есть своеобразная универсальная знаково-символическая модальность, то любые другие модальностные коды, в том числе двигательный, эмоциональный, анализаторный и другие, могут быть переведены на язык этой модальности. Эти языки сами по себе уже «вписаны» в «образ мира», поскольку являются достоянием человеческого развития. А. Н. Леонтьев говорил об иерархическом построении структуры «образа мира», имея в виду не линейную рядоп сложенность модаль-ностных и амодального уровней, а системность этих уровней. Вероятно, можно предположить известную специализацию этажей «образа мира», возникающую в процессе социального развития человека, в его активной деятельности. И в этом случае мы должны говорить о существовании специфического видения мира, связанного с профессиональной, интеллектуальной и другими направленностями, уровнем психического развития и т. д. Тогда можно выделять философский, психологический, лингвистический, эстетический, математический, технический, художественный и т. д. уровни «образа мира», раскрывающие, конкретизирующие универсальный деятель-ностный «образ мира», связывающие его с определенной мотивацией. Вероятно, можно говорить о присвоении человеком некоторых побальных, общечеловеческих составляющих «образа мира» и о его этнических, национальных, возрастных, половых, профессиональных и индивидуальном уровнях. Именно при такой организации «образа мира» можно уловить его специфику. Результатом работы «образа мира» становится пропуск через разные уровни категориальных сеток воздействий, идущих от мира. По линии субъект —>- объект замечается именно то, что «узаконено» в структурах «образа мира», что представлено сознанию мира именно таким, субъективно-человеческим, а не другим. Смысл движения по линии объект ->-субъект связан с тем, что воздействия окружающего мира постоянно уточняют, подтверждают, перестраивают исход-
ный «образ мира». Иными словами, «образ мира» как бы подстраивает действительность под конкретного субъекта, представленного как член социума, носитель общественно-культурного опыта и одновременно как конкретная индивидуальность — носитель частного опыта, как субъективность. Если приводить какие-то возможные зрительные аналогии, то «образ мира» может быть похож на сеть, ячейки которой постепенно укрупняются (вспомним известную гипотезу Сепира-Уорфа). Мелкая ячея сопоставляет мир на конкретных уровнях, крупные ячейки — на универсальном знаково-симво-лическом уровне. Именно этот уровень несет в себе исторически достигнутую ступень отражения мира человеческим со-обществом, и его специфическая особенность состоит в том, что «в нем отражен не только и не столько мир сам по себе, сколько то, как он открылся человеку, как он отражен человеком; в этом образе мира отражен сам человек, отражающий и преобразующий мир, или, словами К. Маркса и Ф. Энгельса, опредмечены сущностные силы человека» (66, с. 35). Вооруженность человека «образом мира», способность к произвольной актуализации отражаемого в нем содержания способствуют развитию, видоизменению особого внутреннего структурного образования — человеческой субъективности. Существование «образа мира» позволяет видеть мир не таким, каков он сам по себе (натуралистическая формула теории познания), а таким, каким мы его понимаем с позиций имеющегося опыта. Понимаем же мы мир в конце концов так, как умеем с ним практически обращаться. § 4. Знаково-символическая деятельность и формирование человеческой субъективности Возникновение и развитие субъективности в последние годы становится одной из центральных исследовательских проблем (38, 96, 127, 128, 171, 244 и др.). Интерес к ней не случаен, он связан с постепенной сменой парадигмы в отношении целостного объекта психического развития, с попытками обозначить специфически человеческое в человеке, с идеей построения концепции целостного развития личности. В литературе субъективность определяется в общих чертах как особая интегративная форма общественного бытия человека, форма практического освоения мира, где человек становится способным «ассимилировать явления бытия как факты жизнедеятельности» (96, с. 132). Под субъективностью часто имеют в виду «самость» человека, «индивидуальную всеобщность» (38), способность человека отнестись к себе и своей деятельности как к объекту. Нужно отметить, что вопросы, связанные с формированием человечес- 4 Звк. 78ф.
кой субъективности подробнее проработаны в философских исследованиях (38, 77, 96, 171 и др.), конкретизация же общефилософских положений на психологическом уровне еще ждет своего изучения, и в этом смысле одной из первых является работа В. И. Сло-бодчикова (244). В контексте нашего исследования мы хотели бы подчеркнуть те связи, которые, как нам кажется, могут быть установлены при совместном рассмотрении вопросов знаково-символической деятельности и проблемы становления человеческой субъективности. Последнее мы связываем с процессами распредмечивания особых объектов, в качестве которых выступают другие люди, общество в целом как носители субъективности. По отношению к становящейся субъективности языки, знаки, символы носят инструментальный характер. Подобно тому как обычные орудия и инструменты используются человеком для того, чтобы придать форму материалам внешнего мира, знаковые образования используются для «оформления» субъективности в нечто дискретное из зыбкости, нестабильности, полисемантизма, континуальности, смежности процессов жизни человека. По К. Марксу, субъективность есть рефлек-тированный синтез возможных форм бытия человека в мире (164, с. 476), поэтому ее становление возможно в деятельности, в реализации практических отношений человека к другому человеку, миру, обществу, истории, наконец, самому себе (244, с. 14). Остановимся кратко на процессе формирования субъективности в указанном контексте. Смысл субъективности, как признают многие авторы, состоит в возможности отношения человека к себе одновременно как к субъекту и как к объекту, что является результатом превращения собственной жизнедеятельности в предмет практического преобразования (96). По этому поводу К. Маркс отмечал: «Там, где существует какое-нибудь отношение, оно существует для меня; животное не „относится“ ни к чему и вообще не „относится“; для животного его отношение к другим не существует как отношение» (165, с. 39). В основе субъективности человека лежит присвоение его собственной природности и противостоящей ему его собственной социальности (244, с. 15), и «в понимании противоположности человека самому себе заключено понимание субъективности» (38, с. 45). К Маркс говорил даже не о субъективном в человеке, а о субъективном в субъекте, подчеркивая, что только на этом уровне выявляется субъективное в противоположность вещи, то есть в противоположность внешней вещи и человеку как вещи. В «Капитале» он отмечал, что вещь есть объективное, некоторая предметность сама по себе, а субъективное есть принадлежащее человеку в противоположность вещи, нечто относительно самостоятельное в человеке, имеющее собственное содержание и имманентную форму.
Становление такой субъективности связано с несколькими важными моментами: отрывом функции от предметного носителя; превращением ее из знака чего-то другого в знак самого себя; поглощением функциональным бытием материального бытия; приобретением функциональным бытием характера материального бытия; приобретением функциональным бытием собственной объективной значимости; двойной детерминацией самостоятельности функционального бытия непосредственной и более широкой системами «обращения». Отчужденные от других человеческие качества оказываются вынесенными за пределы их непосредственных носителей и как бы противопоставленными человеку, то есть образуют особую предметность. Субъективное бытие этой предметности поглощает ее материальное бытие в процессе распредмечивания. Как пишет И. В. Ватин, «субъективность как бы отрывается от своей объективной основы, становится „знаком самого себя“, приобретает самостоятельную объективно-общественную значимость. По отношению к себе самой она становится самодостаточной» (38, с. 47). Из этого следует вывод, что «хотя человеческая субъективность не обладает наличным бытием вещи, это не означает, что она вообще не обладает бытием. Подобно стоимости субъективность идеальна» (38, с. 47). Появление субъективности придает новое качество всему бытию, задает ему человеческое измерение (даже преобразование вещей, происходящее с учетом их собственной меры, имеет целью все же придать им меру человека). За счет субъективности человек способен возвыситься над любой формой своей жизнедеятельности. Делая себя своим собственным предметом, человек приобретает универсальную, пластичную способность быть всем, способность к любым формам бытия, которые созданы предшествующим историческим развитием (становится мерой всех вещей). Для развития субъективности в онтогенезе существенно важным является тот факт, что рождающийся ребенок изначально вплетен в реальные разнообразные связи с другими людьми, уже воплощающими в себе эту «индивидуализированную всеобщность». Поскольку первоначально развивается со-общность «мать-дитя», то субъективность матери является специфичной предметностью для ребенка, подлежащей распредмечиванию. Говоря о том, что «мать есть гений ребенка» (63, с. 132), Гегель подчеркивал мысль, что изначально существует «единичная самость обоих», которую ребенок раздваивает фактом своего рождения, преобразуя жизнедеятельность другого (матери) в способ своего существования, поляризуя эту единую «самость». В рождении ребенок впервые «переходит в состояние обособления — вступает в отношение к свету, воздуху, во все более развивающееся отношение к расчлененной предметности вообще» (63, с. 89–90). Но факт рождения—это не только обособление,
это и отождествление. Как отмечает В. И. Слободчиков, «в ходе обособления происходит преобразование связей в отношения, что... является фундаментальным условием становления индивидуальности; в процессе отождествления — восстановление и порождение связей, что фактически лежит в основе приобщения к общечеловеческим формам культуры» (244, с. 17). Поэтому так велика роль первых форм подражания — первичного варианта знаково-символической деятельности, как пытались доказать Ж. Пиаже, Л. С. Выготский и другие. Взрослый предстает перед ребенком как особая предметность, которую ребенок ассимилирует, воспроизводит в фактуре своих действий и обращает на взрослого. Превращая формы жизнедеятельности взрослого в способ своего существования, ребенок как бы задает взрослому модель взаимодействия, возможную для него, для них обоих. Взрослый, считывая, подхватывая эту модель, воспроизводит ее на своем уровне и как бы держит перед ребенком как образец, как предметность, требующую присвоения. Так происходит процесс взаимного, двойного подражания, в котором появляются формы поведения, изоморфные друг другу. В обоих случаях мы имеем дело с репрезентацией в материальных актах (эхопраксия, эхолалия), в актах действенного символизма (мимика, поза) распредмеченных способов общения. Таким образом, между ребенком и взрослым образуется специфическая знаковая общность, точнее со-общность, обеспечивающая возможность движения, взаимопонимания в со-бытии. Специфика ее состоит в том, что системы, которыми пользуются ребенок и взрослый, лишь частично пересекаются друг с другом и могут функционировать только на уровне данного конкретного со-бы-тия. Подражая ребенку, взрослый как бы извлекает из его текущих чувственных возможностей доступные ребенку знаки и делает их предметом специальной активности: воспроизводит ребенку как бы для вторичного присвоения, но уже в трансформированной, «очеловеченной», окультуренной форме, со своей добавкой. Ребенок снова схватывает какой-то слой этой предметности, снова воспроизводит его для взрослого и т. д. Этот процесс может повторяться сколь необходимо долго, пока ребенок в значительной степени не приблизится к использованию тех знаковых систем, которые употребляются взрослыми, во всяком случае, более полно пересекаются с ними. Так постепенно в этом семантизированном пространстве со-бытия осуществляется движение, взаимопонимание ребенка и взрослого как воплотителя опыта цивилизации. В онтогенезе субъективность возникает в виде отдельных качеств ребенка, причем первыми появляются такие, которые трансформируют живую активность человека в социальную активность. Они выступают формами, втягивающими в себя свое социальное содержание, преобразуя его в субъективность. Приобретение образцов
собственных человеческих качеств как бы опережает необходимость их появления: так, еще почти нечего в себе сознавать, а уже появляется самосознание как таковое, как потенциальная способность. И. С. Кон приводит пример, когда ребенок плачет не потому, что ему больно, а потому, что плачем хочет заставить мать выполнить его желание (128, с. 260). С точки зрения знаково-символической деятельности мы имеем дело с производством нового значения и одновременно с трансформацией природного в социальное. То, что обозначало боль, в общении обозначает желание ребенка. Если это значение будет расшифровано и поддержано взрослым, то оно закрепится, станет ступенью для следующего шага развития. Можно сказать, что взрослый изначально, с первых же дней рождения, относится к ребенку как к «отдельности», «самости», продуцируя те формы поведения, которые как бы создают зону ближайшего развития субъективности. Субъективности, как таковой, еще нет, но взрослый готов допустить, признать ее наличие и ведет себя по отношению к ребенку так, как будто бы она уже есть. Деятельность взрослого уподобляется, если можно так выразиться, не только объективным свойствам ребенка, что естественно, но и подразумеваемым, полагаемым субъективным особенностям. И именно это полагание позволяет ребенку находиться в том слое со-бытия, где можно действовать, не сознавая еще себя действующим. Заставляя плачем вернуться вышедшую из комнаты мать, ребенок реализует свою семиотическую, знаковую функцию быть знаком для другого человека, быть знаком для матери, но реализует пока еще неосознанно. Взрослый интерпретирует плач ребенка персонифици-рованно, признавая за ребенком еще объективно отсутствующие социально-личностные качества. И в таком случае не только взрослый является знаком для ребенка, но и ребенок для взрослого. Подражание как бы удваивает жизнедеятельность ребенка и взрослого, конструирует пространство со-бытия, содержание которого представляет особой совместную собственность ребенка и взрослого. Механизмом рефлексии «эта „двойность“ преобразуется и закрепляется как их раздвоенность, как их иновыражение друг друга» (244, с. 19). Н. Г. Алексеев считает условием появления рефлексии у ребенка запрет, непонимание, препятствие и т. д. и фиксацию того, что прекратилось, в некоторой образцовой форме (так хорошо — так плохо, так можно — так нельзя, это правильно — это неправильно и т. п.), что является достаточным для первичного различения (раздвоения) субъектом себя и своего действия (1, с. 133). Результатом раздвоения первичного со-бытия становятся "функциональные органы^ отношения к различным условиям своего бытия и бытия других. Первые формы субъективности носят чувственно-практический и во многом телесно-выраженный характер. С появлением комплекса оживления взрослый перестраивает
семантику со-бытия так, что ребенок становится адресатом, к которому возможно личное обращение, в результате чего формируется ситуативно-личностное общение (149). Появление прямохож-дения и речи знаменует собой новый этап развития субъективности. Ходьба, освобождающая руки и обеспечивающая попадание ребенка в четырехмерное пространство, где он видит действующего взрослого, дает возможность действовать самому; развивается предметная деятельность. Речь, как самая универсальная из всех знаковых систем, «освобождает ребенка из погруженности в его со-бытие и делает возможной способность постигать свое собственное «Я» (244, с. 20). Через слово, которое противопоставлено всему остальному, субъективность становится сама для себя предметом. Сложившиеся к этому времени «функциональные органы» субъективности комментируются и оцениваются взрослым в воспитании, закрепляя из всего богатства действий ребенка определенный круг типично поощряемых действий, которые становятся содержанием структуры самосознания «Я» как субъекта действия. И действия и речь ребенка, ориентированные на взрослого, «создают и закрепляют множественные точки идентификации, точки самотождественности и самодостоверности. Происходит своеобразное „одушевление“ жизнедеятельности ребенка» (244, с. 21). В речевом обращении развиваются и специализируются: 1) орудийные действия и действия квазиорудийные (игровые, символические), смысл первых—включение ребенка в совместную деятельность со взрослым, смысл вторых — включение в жизнедеятельность взрослого, в те ее формы, которые реально ребенку еще недоступны (293); 2) предметные действия, позволяющие ребенку осваивать вещи в их материальном плане, и квази-пред-метные (речевые, умственные, познавательные), позволяющие действовать в идеальной предметности. Формы деятельности, осваиваемые ребенком в дошкольном возрасте (новые формы общения, символические игры, сюжетно-ролевые игры) стимулируют дальнейшее развитие субъективности как целостности. В дальнейшем ребенок сравнивает себя, свои действия с эталонными и дифференцирует собственные представления о себе, учится управлять собой. Таким образом, становление человека как субъекта осуществляется не через предметность как таковую и даже не через общественные отношения, в которых сконцентрированы отработанные, отшлифованные формы деятельности, а через общение с другими людьми — носителями субъективности. Именно поэтому формы общения и обслуживающие их знаковые системы приобретаются ребенком раньше всех остальных форм активности. Эту мысль хорошо выразил И. В. Ватин: «...для того, чтобы стать субъектом, преодолеть себя как конечное существо и выйти на уровень всеобщего и бесконечного, необходимо отношение не с объектом, а с таким же всеобщим и бесконечным существом. <...) Через... двойное отношение к чело-
веку — конкретному индивиду и человеку как роду — детская колыбель становится „колыбелью социальности“, а находящийся в ней младенец „начинает относиться к самому себе как к человеку“, то есть начинает формировать свой внутренний мир как субъективный мир человека-субъекта... Индивид... [потому] необходимо и неизбежно становится субъектом, что рядом с этой колыбелью стоит взрослый человек» (38, с. 61). Таким образом, можно полагать, что в онтогенезе в процессе становления субъективности с точки зрения знаково-символической деятельности реализуются три группы семиотических отношений: взрослый человек, другой человек как знак для ребенка; ребенок как знак для других и, наконец, ребенок как знак для самого себя. Последнее связано не только с самопознанием, но и с раскрытием собственных возможностей, экстериоризацией их в продуктах творчества, собственной креативной деятельности. Тем самым в проблематике знаково-символической деятельности появляется специфический аспект: раскрывая себя как знак (свои эмоции, свои переживания, свое видение мира и т. д.) в предметах культуры, музыке, художественных произведениях, науке и т. д.: человек усиливает, удлиняет себя, свою субъективность в бытии. Творчество есть усиление себя, закрепление своей субъективности в мире. Поэтому так важен вопрос духовного наследования, наличия у людей последователей, учеников, продолжателей его дела и традиций. Эта идея высказана, кстати, и Н. Ф. Федоровым в «Философии общего дела». Из нашего предшествующего анализа можно сделать еще один важный вывод: распредмечивание людей-знаков оказывается дераич-нее распредмечивания вещей-знаков. Об этом пишет и Г. А. Глотова: «...человек как знак — генетически исходная форма семиотического отношения человеческой жизни, развитие которой, претерпеваемые ею метаморфозы вызывают к жизни более конкретные формы семиотического отношения — семиотику естественного языка и изобразительного искусства, семиотику товарообмена и обмена знаниями, семиотику музыки и невербальных средств коммуникации и т. д.» (66, с. 31). И в этом смысле освоение предметной действительности, как отмечает И. В. Ватин, «играет роль посредника и выступает как «исчезающий момент» (38, с. 61), то есть цель развития — не освоение мира как такового, а развитие субъективности, «личностности» человека, реализация ее в мире вещей и людей. Представленный краткий анализ показывает, что развитие этого направления исследований в возрастной психологии имеет широкую перспективу.
Date: 2016-05-13; view: 1633; Нарушение авторских прав |