![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Атрибутивные характеристики знаков
Существенный вопрос, требующий специального обсуждения,— вопрос о характеристике самих знаков, их атрибутивных свойствах, делающих некий объект репрезентацией другого или других. Попыток описать характеристики, делающие некоторый объект знаком, в литературе достаточно много (см.: Ж. Пиаже, А. Валлон, Э. Бенвенист, В. Пропп, К. Леви-Стросс, А. Ф. Лосев, С. Раппопорт и др.). Анализ позволяет описать несколько таких характеристик. В первую очередь, это многоплановость любого знака. Сначала в глаза бросается явная двуплановость знака (обозначение — обозначающее), но в действительности здесь обнаруживается более-сложная структура. Н. Г. Салмина, например, предлагает говорить о трехмерности любого знака: объективная реальность (обозначаемое) — значение (обобщение) — знак (обозначение). В семиотической, лингвистической, философской литературе эта проблема известна давно как проблема «знак-значение» и является одной из сложных и дискуссионных, хотя недостатка в ее исследовании нет. Нужно отметить, что в науке до сих пор нет ее однозначного решения, но есть многочисленные попытки ее анализа. «Функция знака репрезентировать нечто отличное от него самого и есть его значение» (163, с. 32),—таково наиболее общее и типичное определение значения. Оно уже само по себе многозначно. Термином «значение» покрываются разнообразнейшие элементы знаково-символической деятельности человека. Так, в английском языке в содержании слова «meaning» выделяется около 23 различных значений. Как отмечают Т. Н. Ушакова, Н. Д. Павлова, И. А. Зачесова, многообразие взглядов на значение таково, что практически каждое самостоятельное течение в лингвистике, психологии, философии имеет собственную концепцию значения. Систематизировать только наиболее распространенные и показательные из них попытался Н. Г. Комлев, выделивший 11 основных концепций значения. Значение может трактоваться как: 1) называемый предмет; 2) представление о предмете; 3) понятие; 4) отношение между знаком и предметом; 5) отношение между знаком и представлением о предмете; 6) отношение между знаком и понятием; 7) отношение между знаком и деятельностью людей; 8) отношение между знаками; 9) функция слова-знака; 10) инвариант информации; 11) отражение (отображение) действительности. Исходя из названных трактовок можно сформировать разнообразные модели значения (126, с. 10). Все указанные представления, как видим, содержат рациональное зерно и имеют право на существование. Трудность вопроса состоит в том, что значение и отличается и не отличается от знака, одновременно существует и как нечто самостоятельное и как неразрывно связанное с «телом» знака (174, с. 7), образуя с ним диалектическое единство по типу «форма/содержание». Поэтому в большинстве современных исследований в основу кладутся принципы логико-лингвистического анализа, что, собственно, нивелирует психологическую специфику значений. Остановимся кратко на некоторых представлениях о значении. Общая методологическая ориентация современных психологических работ связана с исследованиями Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна, в которых значение рассматривается как единица психического отражения у человека, развивающаяся и изменяющаяся в культурно-историческом процессе и человеческой деятельности. Л. С. Выготский определял значение как «внутреннюю структуру операции», имея в виду «то, что лежит между мыслью и словом, но не равно ни тому, ни другому» (55, с. 160). Вслед за Л. С. Выготским А. Н. Леонтьев описывал значение как идеальную форму общественной практики, превращенную форму деятельности. Он писал: «Человек в ходе своей жизни усваивает опыт предыдущих поколений людей; это происходит именно в форме овладения ими значениями......Психологически значение — это ставшее достоянием моего сознания (в большей или меньшей своей полноте и многосторонности) обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания или даже в 4>орме умения как обобщенного „образа действия“, нормы поведения и т. п.» (146, с. 298–299). Совокупность значений, таким образом, понимается как культура, открывающаяся человеку в обучении, познании. Значения, с точки зрения А. Н. Леонтьева, которую, кстати сказать, разделяют многие, в том числе, например, Э. В. Ильенков, «преломляют мир в сознании человека. Хотя носителем значений является язык, но язык не демиург значений. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операции) действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность. Иначе говоря, в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой. Поэтому значения сами по себе, то есть в абстракции от их функционирования в индивидуальном сознании, столь же не „психологичны“, как и та общественно по- знанная реальность, которая лежит за ними» (144, с. 134). В понимании Д. Б. Эльконина (292) значение — это объективация действия, где под объективацией имеется в виду представ-ленность в знаке идеи действия. А. А. Леонтьев под значением предлагает понимать несколько взаимосвязанных, но не тождественных категорий: 1) существующую вне и до отдельного знака систему связей и отношений предметов и явлений действительности (объективное содержание знака); 2) идеальную сторону знака, превращенную форму объективного содержания (идеальное содержание); 3) социальный опыт субъекта, спроецированный на знакомый образ (субъективное содержание) (142, с. 49). Часто предлагается различать смысловое и экспрессивное значение знаков. Смысловое значение в обучении и в теоретическом, творческом мышлении принимает форму понятий. Экспрессивное значение существенно для процессов коммуникации. Большое внимание в литературе отводится и так называемому субъективному аспекту значения. Исследования Е. Ю. Артемьевой, А. А. Брудного, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, В. Ф. Петренко, Ю. А. Сорокина, Е. Ф. Тарасова, А. Г. Шмелева, посвященные анализу функционирования значений в сознании взрослого человека, то есть изучению «ставших» форм значений, образуют своеобразное направление, именуемое экспериментальной семантикой, психосемантикой. Это направление ведет свое начало от идеи различения значения и смысла, впервые введенного в логике Г. Фреге и развитее работами Ч. Осгуда и ряда других исследователей. В психологии разл,-,;ние значения и личностного смысла, связанного с активностью субъекта, осуществлено А. Н. Леонтьевым, который рассматривал их отношение как отношение главных «образующих» внутреннего строения человеческого сознания. Он высказал идею, что в значениях представлена «преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира» (145, с 176). Для психологического понимания, природы значения важно рассмотрение его развития в онтогенезе, хотя часто значение описывается как нечто стабильное, константное, инвариантное в понятии, доступное любому носителю определенной знаковой системы (248, с. 7). В онтогенезе знаки развиваются, изменяя свое значение. Л. С. Выготский под смысловым развитием значений имел в виду то, что в процессе развития ребенка отнесение знака к предмету, выделение в предмете признаков, кодирование самих признаков, категоризации заметно меняются. Под системным развитием он имел в виду тот факт, что на разных этапах развития сознания за значением стоят разные психологические процессы. Исходя из этих положений, Л. С. Выготский разработал и понимание кате- горий значения и смысла. С позиции Л. С. Выготского, значение — это устойчивая система обобщений, стоящая за знаком, одинаковая для всех людей. Эта система может иметь разную обобщенность, разную широту охвата предметной действительности, но в ней обязательно есть устойчивое «ядро» — неизменный набор определенных связей. Под смыслом он предлагал понимать индивидуальное значение знака, выделенное из этой объективной системы связей, то есть тот самый субъективный образ объективного мира. Если значение — категория, отражающая объективные системы связей и отношений, то категория смысла — это внесение субъективных аспектов значения в соответствии с конкретным моментом употребления данного знака и индивидуальным опытом субъекта. Таким образом, первоначальная двуплановость знака (обозначение — обозначаемое) может быть увеличена до четырех элементов: обозначаемое (объективная реальность) — значение (обобщение) — смысл (индивидуальное, субъективное значение) — знак (обозначение). Взятые сами по себе, в своей объективной представленности знаки могут быть отчуждены от субъекта в силу их объективной природы: они существуют до встречи с конкретным субъектом и остаются, пусть даже и в измененном виде, после встречи с ним, являя собой отражение действительности независимо от индивидуально-личностного отношения к ней отдельных субъектов. Привнесение этого субъективного отношения ведет за собой появление субъективного значения, то есть смысла, о котором А. Н. Леонтьев говорил как о формировании личностного смысла. Работами Л. С. Выготского — А. Н. Леонтьева задается только один подход к анализу проблемы «знак-значение-смысл». Есть и другие, среди которых, например, подход, предлагаемый Г. П. Щед-ровицким. Отмечая при многочисленном количестве публикаций отсутствие однозначного разделения понятий «смысла» и «значения», он пишет: «Логос» Аристотеля, «лекта» стоиков, «концепт» Абеляра и «понятие» Гегеля — все это, по сути дела, разные попытки ввести ту идеальную действительность, в которой могли бы существовать, изменяться и преобразовываться «смыслы» и «значения» (289, с. 85). Он предлагает заменить «натуралистическую» тенденцию в анализе значений и смыслов на «деятельностную», понимая под первой смешение знаков как объектов и предметов мышления с другими предметами реального мира (изучаемыми естественными науками), а под второй — создание и изображение «таких систем деятельности (или систем, принадлежащих к деятельности), относительно которых „смыслы“ и „значения“ являются элементами и частичными орга- низованностями», дающими возможность «выводить затем функции и основные характеристики строения этих элементов, исходя из... представлений о процессах и механизмах функционирования и развития систем деятельности» (289, с. 87). Г. П. Щедровицкий полагает, что для «смысла» такой системной деятельностью будет деятельность социально-коммуникативная, и, таким образом, он выдвигает идею о том, что «не существует никакого „смысла“, отличного от самих процессов понимания, соотносящих и связывающих элементы текста-сообщения друг с другом и с элементами восстанавливаемой ситуации» (289, с. 90). И далее: «Особая действительность, создаваемая исследователем при статической фиксации процессов понимания, и есть то, что называется „смыслом“ (289, с. 93). Иными словами, Г. П. Щедровицкий считает, что „смысл“ сознанию дается не как таковой, а „в форме знания о смысле, которое выступает в качестве средства, организующего процессы понимания“ (289, с. 95). В этом контексте понятен и вывод, который делает Г. П. Щедровицкий: „смысл“ — это общая соотнесенность и связь всех относящихся к ситуации явлений» (289, с. 96). Таким образом, «значения» у Г. П. Щедровицкого — это «вторичные понимания» и, соответственно, «вторичные смыслы». Важным здесь представляется следующее: от «первичных смыслов» значения отличаются жесткой связанностью с фиксированными «искусственными ситуациями деятельности, где все объекты, включенные в них, становятся своего рода «эталонами» (289, с. 98–99). Именно «вторичные смыслы» все сильнее отрывают сознание от конкретики, реальности, позволяя создавать идеализированную предметность как основу теоретического мышления. Если перенести эти идеи на отногенез, то окажется, что в своем развитии ребенок идет от манипулирования в сознании смыслами к оперированию значениями, то есть понятиями. Можно предположить, что эмпирическому уровню развития мышления соответствуют, манипуляции смыслами, а теоретическому уровню — операции с понятиями, значениями. В любом случае смыслы и значения — это разные компоненты знака, определяющие для него и разные формы существования. Кроме того, эти идеи нам представляются интересными в рамках анализа формирования человеческой субъективности. Как показывает работа А. П. Стеценко, психологический анализ соотношения «значение-смысл» может производиться в двух аспектах: 1) в рамках оппозиции «внеиндивидуального-индивидуаль-ного» знания, объективированного, коллективного, и «субъективного», то есть присущего субъекту, знания, где речь идет об особенностях существования знаний, понятий, представлений как в системе отношений общества, так и в сознании индивида, и об особенностях взаимопереходов между ними; 2) в рамках самого индивидуального сознания при оппозиции «социальное — индивидуальное знание», где возможно соотнесение значения и личностного смысла (А. Н. Леон-тьев), а также их аналогов в виде неспонтанных и спонтанных поня- тий детей (Ж. Пиаже), научных и житейских понятий (Л. С. Выготский), денотативных и коннотативных значений (психолингвистический подход) и т. д. (254, с. 8). Кроме того, этот анализ должен быть подчинен четко выраженной исследовательской задаче: если изучается индивидуальная специфика отражения, то предметом становится личностный смысл; если же рассматриваются общечеловеческие всеобщие нормы и эталоны познавательной деятельности и отражения действительности в сознании человека, то предметом должно быть значение (254, с. 8–9). Другая важная характеристика знака — его конвенциональ-ность, состоящая в условном характере связи между обозначением и обозначаемым. Мы уже касались тезиса о том, что в принципе все что угодно обладает возможностью репрезентировать все что угодно, поскольку все что угодно имеет бесконечное множество свойств, среди которых всегда можно обнаружить свойства, общие для’ него и для чего угодно еще, особенно если речь идет о широких обобщениях, «снятии» всеобщего с объектов и явлений материального мира. Поэтому в самой широкой трактовке все может быть всем и воплощением всего (37, 221 и др.). Степень конвенциональности может быть разной, и в целом не исключается и наличие естественной, например, причинно-следственной, связи знака и обозначаемого содержания. Чем шире и точнее конвенция, тем более устойчивы знаки; чем она свободнее, тем разнообразнее значения знаков в различных ситуациях их употребления. Часто говорят о произвольности как характеристике знаков и знаковых систем. Эта характеристика указывает на возможное отсутствие мотивированной связи между знаком и обозначаемым содержанием. Вероятно, в большей степени это относится к новым искусственным знаковым системам, нежели к старым, уже существующим в культурно-исторической ткани. Если речь идет о языковых знаках, то во многих работах встречаются предположения о том, что первоначально такая мотивированная связь существовала, но в процессе интериоризации и обобщения стерлась, утратилась, видоизменилась. Еще одна анализируемая в литературе характеристика знаков — их интенциональность. Именно человек, общество определяют нечто как обозначение, знак чего-то другого, создают знаковую ситуацию. Чтобы знак стал репрезентировать какое-то содержание, он должен рассматриваться нами как знак, как нечто, утратившее свои собственные «вещные» характеристики и представляющее что-то другое. Причем, он будет именно такой репрезентацией некоторого содержания, каковой мы его будем считать или сделаем. Условно говоря, с помощью такого «приема» общество как бы набрасывает на объективный мир человеческую категориальную сетку. Эта сетка, этот «способ видения мира» путем обучения, воспитания, специально организованной практики усваивается в культуре, и благодаря этому мы можем видеть мир специфически «по-человечески». И в таком случае любой выход за эту в известной мере навязанную каждому ребенку, входящему в культурный этос общества, сетку может стать в какой-либо степени творческим актом, открывающим новое видение элементов объективного мира. Еще одна распространенная характеристика знаков — их системность, предполагающая структурность, многоуровневость, иерархичность единиц, составляющих тот или иной знак. Существует и целый ряд других, менее распространенных характеристик: различность знаков по репрезентируемому содержанию, по функционированию и т. д. Делая попытку их обобщения и систематизации, мы предположили, что, становясь знаком, один объект во взаимоотношениях с другим или другими реализует следующие типы отношений: 1) отношения типа «форма-содержание». Здесь для характеристики любого знакового средства необходимо указать, что используется в качестве «тела» знака, его «носителя» — предмет, действие и т. д.; 2) отношения типа «реальность-знак». Эта характеристика должна указать, что именно отражает знак в реальной действительности — предметы, классы предметов, действия, связи, отношения и т. д.; 3) отношения типа «абстрактное-конкретное». Здесь речь идет о том, отражается ли конкретная вещь или абстракция, то есть имеем ли мы дело с собственно знаком или же с символом; 4) отношения типа «общее-единичное». Описывая знак, мы указываем, отражается ли нечто единичное в его конкретных свойствах, связях, отношениях или же знак снимает общее с класса объектов, явлений; 5) отношения типа «явление-сущность». Здесь мы указываем на то, отражается ли в знаке непосредственный результат показаний ощущений, восприятии, то, что лежит как бы «на поверхности» вещи или явления, или же знак вскрывает внутренние, глубинные закономерности, существенные свойства вещи или явления; иными словами, является ли знак результатом чувственного познания или же он отражает продукт специфической активности субъектов в форме мышления, воображения; 6) отношения типа «часть-целое». Здесь мы должны иметь в виду, отражается ли в знаке вся совокупность известных субъекту свойств, сторон, отношений объекта, или же объект кодируется знаком по некоторой их части, по одному признаку; 7) функциональные отношения знака к содержанию. Надо знать, что «делает» сам знак в отражении объективной реальности — обозначает, изображает, раскрывает сущность, выражает отношение к содержанию и т. д.; 8) гносеологические отношения знака к репрезентируемому содержанию. Характеризуя знаки в этом аспекте, мы стараемся подчеркнуть тот факт, что знак сам конституирует в человеческом сознании то, что человек отражает, и выступает средством познания реальности, в каком-то смысле задавая границы ее понимания; 9) отношения типа «социальное-индивидное». В них подчеркивается диалектика категорий значения и смысла в любом знаке; 10) отношения типа «индивидуальное-внеиндивидуальное», то есть объективированное, коллективное и субъектное, индивидуальное, в которых подчеркивается способ существования знака в сознании субъекта. Эти аспекты характеристики атрибутивных свойств знака, на наш взгляд, дополняют характеристики многоплановости, конвен-циональности, системности и т. д. Помимо этого, небесполезно обратиться к определению знака, принятому нами в § 1. Как известно, адекватное определение должно содержать в себе все известные на данном этапе познания существенные характеристики определяемого объекта или явления. Анализ дефиниции, данной знаку А. Ф. Лосевым, показывает, что к атрибутивным характеристикам знака можно отнести также: 1) функцию знака отражать что-либо другое; 2) значение; 3) контекстуальный смысл; 4) функцию знака демонстрировать наличие чего-либо другого, внезнакового, но значащего; 5) обобщенность; 6) рефлективность (обратно-изобразительную функцию); 7) инвариантность; 8) диалектичность; 9) связанность с материальным миром; 10) субъективность; 11) активность знака в построении идеализированной предметности. И таким образом, если нечто удовлетворяет заданным лосевским определенным характеристикам, то оно может быть названо знаком. И в этом случае ясно, что под выделенную категорию попадает фактически вся окружающая человека действительность, и то, что формирует непосредственно механизмы анализаторно-отража-тельной деятельности, и то, что является специфическими «усилителями» и «удлинителями» человеческой отражательной способности. Поэтому категория знака имеет для психологии фундаментальный, общий характер.
Глава вторая Date: 2016-05-13; view: 748; Нарушение авторских прав |