![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Знаково-символическая деятельность в системе других деятельностей ребенка
Со времен В. Штерна дискуссионным является вопрос о том, нужно ли считать игру, изобразительную деятельность, речь формами знаково-символической деятельности или же под влиянием знаково-символической деятельности в этих самостоятельных видах деятельности формируется качественно новый уровень, связанный с освоением ребенком знаково-символических средств. Фактически речь идет о том, дает ли основание использование знаково-символических средств в качестве орудий деятельности говорить о ее знаково-символическом характере. Исследовательская позиция в этом вопросе в конечном счете определяет решение проблемы происхождения знаково-символической функции и природы детских видов деятельности. В литературе существуют разные подходы к его решению. Одним из известных является позиция Ж. Пиаже, который считал, что семиотическая функция обнаруживает себя в разных видах деятельности — имитации, символической игре, умственных образах, представлении, речи. Иными словами, все это — ее формы, но расположенные линейно, а не иерархически. Ж. Пиаже не выделяет речь в ведущую форму деятельности, указывая на то, что другие деятельности появляются почти одновременно с нею и практически независимо от нее. Для развития мышления все перечисленные формы деятельности имеют равное значение. Тот факт, что к полутора-двум годам одновременно появляются имитация, первые формы символической игры и т. д., связанные сходной структурой и единым механизмом, Ж. Пиаже считал достаточным для утверждения, что все это — варианты единой семиотической функции. В имитации, по Ж. Пиаже, обнаруживается самое первое проявление символической функции: это — представление, сращенное с внешним действием, неотделимое от него. В своем развитии ими-
тация становится отсроченной, что свидетельствует о том, что представление начинает отрываться от действия. В символической игре, расцвет которой Ж. Пиаже относит к периоду от 2–3 до 5_б лет и которую он считал наиболее характерной для дошкольного возраста в целом (а не игру с правилами), этот отрыв углубляется. Это связано с реализацией ребенком в игре некоторых собственных замыслов, появлением символического плана. Игра, по Ж. Пиаже,— это стихия индивидуальной символики, связанной с тем, что ребенку недостает опыта и знаний, социальных знаков для адаптации к окружающей среде. Изобретение индивидуальных символов позволяет ребенку осуществлять индивидуальную активность. По Ж. Пиаже, существование индивидуальных символов свидетельствует о том, что символическая игра независима от речи и развивается до нее. Это Ж. Пиаже использует как одно из доказательств того, что каждая из деятельностей не влияет на другую и является вариантом единой более общей семиотической функции. Одновременно с речью и символической игрой после 1,6–2 лет развивается рисование. Тот факт, что, по свидетельству многочисленных исследователей, ребенок изображает не то, что видит, а то, что знает, для Ж. Пиаже выступает доказательством того, что графическая деятельность поставляет представления. Умственный образ — еще одна форма осуществления семиотической функции, является не только отсроченной, но и интериоризированной имитацией, представляющей воспроизведение актов перцептивного обследования. Все названные формы непосредственно связаны с имитацией. Речь не является, по Ж. Пиаже, исключением. Обнаружив в одном из исследований, что в случае патологии (глухонемоты) семиотическая функция появляется до усвоения языка, Ж. Пиаже сделал вывод о ее независимости от речи: не язык порождает символическую функцию, а наоборот — речь есть результат семиотической функции. Таким образом, речь — это часть, вариант семиотической функции, существующий наряду с другими, Такова вкратце логика рассуждении Ж. Пиаже. Против такого понимания выступил А. Баллон (35), среди прочих моментов специально подчеркивающий идею учета социального, более широкого, чем индивидуальный, коллективного опыта в развитии человека в целом и в частности становления символической функции. Представления, по А. Валлону, формируются не в индивидуальной деятельности, а в общении. Представление является некоторым уровнем развития языка и символической функции. Под символической функцией он предлагает понимать замещение, суть которого состоит в установлении связи между реальным содержанием внешнего действия и представлением о нем. И символическая функция, и речь, та-
ким образом,— разные формы деятельности, участвующие в общении. В психологии известна также позиция Дж. Брунера (26, 28), в которой содержится идея об изначально, от рождения присущей человеку способности к символизации, которая развивается и специализируется в процессе жизни, осуществлении других форм деятельности. С его точки зрения, разные виды деятельности (речь, рисунок, танец, например) по-разному символизируют одно и то же содержание, одни и те же явления действительности. Речь как инструмент мышления возникает тогда, когда непосредственный опыт ребенка уже организован символически. Из этого можно вывести, что если разные формы деятельности и не возникают непосредственно из символической, то во всяком случае последняя является онтологическим условием их становления. В отечественной психологии наибольшее влияние на работы, связанные с анализом знаково-символической деятельности, оказали положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского, в которой одно из центральных мест занимает проблема знакового опосредования психических процессов. Знак рассматривается как орудие деятельности, определяющее ее способ. В рамках такого рассмотрения исследователи придерживаются разных позиций. С одной стороны, символическая деятельность рассматривается внутри игровой, изобразительной и т. д. (173, 186, 293 и др.), что является в известной степени продолжением представлений Л. С. Выготского. С другой стороны, признается, что игра, все виды детской деятельности в дошкольном возрасте не носят символического характера (90, 91, 92, 177, 288 и др.). В аргументации «за» речь идет о том, что игра, рисование, речь являются внешними формами в развитии знаково-символической деятельности. В них символическая функция не только проявляется, но и формируется, проходя путь от внешней деятельности к внутренней. Так, в работе В. С. Мухиной (173), посвященной анализу графической деятельности детей, выделяются этапы развития знаково-символической функции на линии «знак-символ», «обозначение-изображение». Первые рисунки детей в этом смысле не изображения, а обозначения, но по мере овладения средствами рисования и графическими приемами ребенок может создавать икони-ческие изображения, имеющие функцию выражения эмоционального отношения, сходства и т. д., то есть рисунки в большей степени начинают носить символический характер, подчеркивают индивидуальный художественный стиль, формирующийся у ребенка. В аргументации «против» основной акцент делается на качественном различении замещения и символизма. Суть его вкратце сводится к следующему. В игре дети пользуются разнообразными предметами, игровое значение которых жестко не фиксировано 5 Зак. 78ф.
палочками, камешками, лоскутками и пр., для замещения реальных предметов: камушек, например, изображает мыло, палочка — лошадку, лоскуток — ковер. Можно ли считать, что камень символизирует мыло, а палочка — лошадь? Предметы-заместители несоизмеримы с изображаемыми реальными вещами; единственное, что роднит их — это возможность действовать с заместителем как с реальным предметом (крутить первое попавшееся колесико как руль, скакать верхом на палочке, как на лошадке и т. д.). Заместитель выступает в игре с двойным значением — собственным и функциональным, и ребенок оперирует с ним по его собственному значению в реальном игровом плане и по его функциональному значению — в воображении. Поэтому заместители и не символизируют предметы, хотя дети действуют с ними в игре иначе,’чем в практической ситуации. Как отмечал А. Н. Леонтьев, палочка приобретает не новые символические функции, не новые значения, а определенный личностный смысл. Он пишет: «Игровой предмет сохраняет свое значение, то есть палочка для ребенка остается палочкой, ребенку известны ее свойства, известен способ возможного употребления, возможного действия с ней. Это и есть то, что образует значение палочки... В игре операции с палочкой включаются в совсем другое действие, чем то, которому они адекватны. Соответственно палочка, сохраняя для ребенка свое значение, вместе с тем приобретает для него в этом действии совершенно особый смысл, настолько же чуждый ее значению, насколько данное игровое действие ребенка чуждо тем предметным условиям, в которых оно протекает: палочка приобретает для ребенка смысл лошади. Это игровой смысл» (146, с. 492). Интересны и идеи о сущности игрового замещения, высказанные Г. П. Щедровицким (288). Он считает, что поскольку у дошкольников еще не развиты операторные схемы действия, то не всегда развиты и естественные способы действия с предметами, поэтому в игре с палочкой ребенок действует с ней не по логике заместителя, а по логике естественного действия. Заместитель может появиться только после того, как ребенок освоит реальные способы действия с предметами; только в этом случае эти действия могут быть замещены символическими. Если у ребенка сформировано модельное отношение между палочкой и лошадью и это отношение отреф-лектировано, то тогда можно говорить о наличии символической функции. И тогда игра, рисование и т. д.— это замещающие, но не символические деятельности. Таковы вкратце аргументы обеих сторон по вопросу о собтноше-нии знаково-символической деятельности с другими формами деятельности ребенка. Принятие той или иной позиции в конечном счете позволяет ответить на вопрос, когда появляется знаково-символи-ческая деятельность и являются ли виды деятельности дошкольника
знаково-символическими по своей природе. В первом случае речь идет о дошкольном возрасте как сроке и детских играх, рисовании, лепке и т. д. как о внешней линии в развитии знаково-символической деятельности. Сторонники второй точки зрения отсрочивают появление знаково-символической деятельности до становления учебной деятельности и соответственно до школьного возраста, когда есть рефлексия модельных отношений между заместителем и замещаемым содержанием. В литературе существует также точка зрения, что понимаемая в широком смысле слова знаково-символическая деятельность носит всеобщий характер, и ведущие виды деятельности ребенка могут быть представлены как семиотические системы, внутри которых развиваются семиотические деятельности частного порядка. Так, если рассматривать игру как ведущую систему дошкольного возраста, то рисование, лепка, аппликация, конструирование будут частными формами ее развития, «где идет освоение способов и механизмов ана-лизаторно-отражательной и орудийно-отражательной деятельности, усвоение сенсорных и перцептивных эталонов, образование межанализаторных функциональных систем и т. д.» (66, с. 147). Анализ перечисленных подходов позволяет подойти к вопросу о месте знаково-символической деятельности в системе других дея-тельностей ребенка с учетом следующих моментов. Все названные виды деятельности начинают развиваться как предметные и проходят стадию, в которой нет ни замещения, ни символизма, а есть только освоение способов оперирования с новыми для опыта ребенка предметами и явлениями. У дошкольника, да и у взрослого, нет форм деятельности, которые стартовали бы сразу как символические. Так, рисование начинается как освоение карандаша, кисточки, мелков и способов нанесения следов на бумагу с их помощью и посредством особых действий, организуемых взрослым. Игра начинается с размахивания, схватывания, бросания, постукивания предметами, то есть со стадии предметной игры (квазиигры), цель которой — освоение игрушек, их свойств и способов действия с ними в соответствии с этими свойствами (катать то, что катится, греметь тем, что гремит и т. д.). Если учесть, что знаково-символическая деятельность — это деятельность со специфическими идеализированными объектами (знаками, моделями, символами), то первые формы детских деятельностей, естественно, не знаковые. Ребенок не владеет способами оперирования с ними, да и самих идеальных объектов в опыте сначала нет. Но тем не менее деятельности эти изначально несут определенную специфику: с одной стороны, они являются формами реальной практической жизни ребенка, с другой стороны,— в них скрыты, свернуты различные способы и механизмы взрослой человеческой жизни, то есть, как верно отмечает Г. А. Глотова, они «находятся в семиотическом отношении к формам
деятельности взрослых людей» (66, с. 147). Игра, аппликация, конструирование при их освоении несут еще что-то сверх того, что содержит их предметно-практическая сторона. Чтобы это сверхсодержание было обнаружено, сначала необходимо осознание внешних предметных действий через существующие знаковые системы, предлагаемые ребенку взрослым в совместной деятельности, в процессе общения. Исходным пунктом такого осознания может быть означение действий и предметов в ситуации непосредственного общения с использованием такой опосредующей системы, как речь. Сами внешние действия в системе отношений общения меняются, приобретают новые качества, осмысливаются с точки зрения логики человеческих действий. Становясь средством достижения практической цели, они преобразуются в средство сообщения, сначала внешнее и предназначенное другому,.потом внутреннее и адресованное самому себе. Как пишет И. А. Кайдановская, изучавшая формирование внутреннего плана мышления у дошкольников, «структурно и функционально реорганизованное, произвольное на уровне операционных компонентов действие выступает в функции символической меры пространственно-временных отношений в области движений... и выполняет роль психологического средства, обеспечивающего осознание ребенком собственных действий» (108, с. 5). Функциональный и структурный обмен, происходящий между речью и действием в процессе общения ребенка и взрослого, задает модельные отношения между словом и содержанием действия. И тогда действие может быть подчинено слову. Это хорошо иллюстрируется широко известным фактом из наблюдений за рисованием ребенка: сначала, на первых этапах развития рисования, ребенок рисует, потом означает словом свое творение; затем означение появляется в процессе действий с карандашом; наконец, слово опережает действие и подчиняет его себе. Таким образом, знаковый уровень детских видов деятельности приобретается через освоение универсальной знаковой системы, опосредующей внешние предметные действия и способствующей их осознанию. В широком смысле освоение знаковых систем, в первую очередь языка и речи, необходимо для осознания внезна-ковых. Поэтому одно из назначений знаково-символической деятельности, на наш взгляд,— быть внутренним планом других деятель-ностей. Формируясь во внешней деятельности, знаково-символическая деятельность развивается как внутренняя, проходя определенные стадии своей эволюции и влияя на изменения форм внешней деятельности. Игра как таковая появляется при осознании своих действий как других по отношению к изображаемым, а игровых предметов — как носителей функций реальных предметов, но остающихся при этом
самими собой. В известном смысле и рисование, и лепка, и конструирование основано на осознании модельного отношения. Другое дело, что, видимо, все же не обязательно осваивать действия с реальными предметами для построения модельных отношений: вспомним, например, что многие дети играют в летчиков и космонавтов, не имея опыта действия со специфической реальностью аэропорта и космодрома. Вполне возможно, что достаточно установления~этих отношений в словесном плане. Движение внешней и внутренней деятельностей идет по логике опредмечивания — распредмечивания. Развиваясь, знаково-символическая деятельность может существовать не только как внутренний план деятельности, но и как самостоятельная отдельная деятельность (в форме воображения, мышления), которая имеет идеальный продукт, подлежащий или не подлежащий экстериоризации. Таким образом, мы разделяем мнение, что знаково-символическая деятельность может существовать либо как самостоятельная деятельность, либо как внутренний план других деятельностей, первоначально возникая из внешней деятельности, имеющей качественно иную природу, чем сама знаково-символическая деятельность. Date: 2016-05-13; view: 804; Нарушение авторских прав |