Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификационные характеристики знаков
До какой степени сложности дошло современное учение о знаках можно судить по многочисленным попыткам систематизации и классификации знаковых средств, к которым относят знаки, символы, модели, репрезентации и т. д. Так, Ч. Пирс насчитывает 76 разных типов знаков; К. Огден и И. Ричарде предлагают 23 описания типов значения; А. Ф. Лосев называет 34 значения слова «модель»; В. А. Штофф описывает 2 класса моделей, внутри которых выделяет 5 подклассов и т. д. Среди существующих классификаций наиболее старой, ведущей свое начало от Ф. Бэкона, является разделенность знаков на языковые, к которым сейчас относят знаки естественных и искусственных языков, и неязыковые, куда можно отнести знаки-копии, знаки-признаки, знаки-показатели (индексы), знаки-сигналы и знаки-символы (270, с. 177–178). В ряде классификаций речь идет даже не собственно о знаках, сколько о моделях, репрезентациях и т. п., которым по существу приписываются знаковые характеристики. На это обратил внимание М. Вартофский: анализируя модели, он обнаружил широчайшее распространение терминов «модель» и «репрезентация» на самые различные классы вещей и явлений. например, на чисто механические конструкции, на теоретические построения разных наук (физики, логики, математики, психологии), на отображения некоторых неинтерпретированных формальных систем в их интерпретации, на языковые формы логики и т. д. и т. п. (37, с. 27–31). Этот факт заставил его справедливо отметить, что при таком подходе «все что угодно может быть моделью всего чего угодно» (37, с. 30–31). Для характеристики бесконечного разнообразия подобных конструкций М. Вартофский предлагает пользоваться термином «репрезентация». Что значит быть репрезентацией? «Либо некоторые вещи являются репрезентациями других вещей благодаря каким-то внутренним или реляционным свойствам, которыми репрезентация обладает по отношению к тому, что она репрезентирует, либо быть репрезентацией — это свойство, которое зависит от чего-то другого» (37, с. 18). Он предлагает придерживаться второго положения, и его аргументация представляет интерес: «Все что угодно... может быть репрезентацией всего остального. Поэтому не существует внутренне присущих и реляционных свойств, которые делали бы некоторую вещь репрезентацией чего-то другого. Или, как отметил Н. Гуд-мен, все что угодно облаДЬет бесконечным множеством свойств, общих для него и чего угодно еще, и поэтому в силу этих общих свойств все можно рассматривать как репрезентацию всего остального» (37, с. 18). И далее: «Именно мы определяем нечто как репрезентацию чего-то другого. Поэтому чтобы нечто стало репрезентацией, оно обязательно должно рассматриваться как репрезентация... Репрезентацией может быть все,, что таковой считается; ре-, презентирование — это то, что делаем мы; ничто не может являться репрезентацией, если только мы не делаем или не считаем его репрезентацией; причем оно будет именно такой репрезентацией, какой мы его делаем или считаем» (37, с. 18). Здесь легко заметить общий момент в рассуждениях М. Вартофского и А. Ф. Лосева, указывающих на роль самого означающего субъекта в процессе означивания. Эти идеи, что очень важно для наших дальнейших рас-суждений, «переносят акцент с рассмотрения того, чем является репрезентация, на рассмотрение деятельности человека гао репре-зентированию» (37, с. 19; выделено нами.— Е. С.). Мысль М. Вартофского служит дополнительным аргументом в пользу того, что знаковость, символические процессы являются именно деятельностью, специфической активностью субъекта по означению, оперированию в сознании знаковыми средствами, созданию и освоению знаковых систем. Существует много работ, посвященных описанию многообразия знаков в рамках какой-либо отдельной области знания и человеческой практики (см.,например,47,130, 189,197, 247, 253, 265 и др.). Легко заметить, что средства, репрезентирующие сознанию реальный мир, бесконечно разнообразны и могут быть классифицированы по многим основаниям, если исходить из качеств самого знака и его отношения к обозначаемым объектам. Существуют лингвистические, семиотические, психологические и другие классификации, в основу которых положены определенные качественные характеристики знаковых средств. По степени связанности знака с репрезентируемым содержанием наиболее известно деление знаков на индексы, иконические знаки, символы и языковые знаки. Индексы фиксируют неразрывность, неотделенность знака от объекта. К ним относятся знаки типа указательного жеста, симптомов, показателей приборов и пр. Иконические знаки — это копии, изображения реальных объектов, находящихся с ними в изоморфном соответствии: карты, чертежи, диаграммы, схемы, изображения и т. п. Символы — это чувственно воспринимаемые явления, представляющие в наглядной форме идеи и понятия абстрактного рода. По образному выражению Гегеля, «символ... является не просто безразличным знаком, а таким знаком, который уже в своей внешней форме заключает в себе содержание выявляемого им представления... В... символах чувственно наличные предметы уже в своем существовании обладают тем значением, для воплощения и выражения которого они употребляются» (64, т. 2, с. 15). Значение символов выходит за рамки внешнего сходства с репрезентируемым содержанием. В каком-то смысле оно и уже, и шире, так как символ всегда содержит в себе обобщенное содержание; он сам по себе есть обобщение, создающее бесконечную смысловую перспективу и делающее символ средством интеллектуальной и творческой деятельности. Сюда могут быть отнесены эмблемы, знамена, гербы, художественные, графические и иные символы. Наконец, языковые знаки, включающие знаки естественных и искусственных языков,— «это условные знаки, обладающие системным и операциональным характером, являющиеся средством коммуникации людей и концептуального отражения действительности» (163, с. 28). Именно языковые знаки осуществляют внешнюю репрезентативную и коммуникативную функции, независимо от сходства с обозначаемыми объектами (134, с. 127). Как пишет Г. В. Колшанский, «сущность языкового знака, с одной стороны, состоит именно в том, что он в качестве отчужденной материи реализует абстрактную сущность реальных предметов через идеальное содержание, с другой стороны, сам знак в широком смысле привязан к конкретному яв- лению, а следовательно, и к конкретному отрезку коммуникации» (124, с. 12). Являясь средством коммуникации, языковой знак становится и мощнейшим средством познания. И в этом смысле, конечно, прав А. Шафф, утверждающий, что все другие знаки при владении языковыми начинают «светиться отраженным светом» (281, с. 181). Именно потому, что языковые знаки конвенциональны, они становятся универсальным средством познания, позволяя осуществлять абстрагирование и обобщение, коммуникацию. А. Шафф предлагает свою классификацию знаков в соответствии с их функциями в процессе коммуникации: знаки-признаки; словесные знаки, собственно знаки с производной экспрессией, которые делятся на сигналы и замещающие знаки — иконические и символы. Самым существенным моментом для большинства классификаций является связь знака с репрезентируемым содержанием. Из работ Ф. де Соссюра в исследования многих авторов вошел принцип произвольности знака, то есть произвольного характера отношения означаемого и означающего, отсутствия между ними естественной, мотивированной связи (249, с. 98—103i. В философии существуют классификации функционального типа, основанные на роли знаков в общественном развитии человека. Лингвистические классификации сопоставляют языковые и неязыковые знаки. Современная семиотика условно также задает классификационные характеристики знаков в своих подразделах: в синтактике задается отношение знака к знаку, в семантике — отношение знака к значению, смыслу, в прагматике — отношение знака к его носителю, то есть человеку. В лингвистике также сформировано представление о знаке как единстве двух сторон — означаемого и означающего (по принципу лицевой и оборотной сторон листа бумаги) и выделении в значении знака двух аспектов — конкретного и абстрактного. Именно Ф. де Соссюр поставил вопрос о том, относятся ли к компетенции-науки о знаках «способы выражения, покоящиеся на знаках, в полной мере „естественных“, как, например, пантомима» (249, с. 101). К настоящему времени сложилось много новых направлений в учении о знаках, вносящих своеобразие и в классификации знаковых средств. Это, например, биосемиотика, изучающая системы сигнализации, коммуникации животных, включая насекомых, и представленная работами Ч. Хоккетта, Я. Икскюля, Н. И. Жин-кина, К. Бюлера, М. фон Фриша и др.; этносемиотика с ориентацией на этнографию и антропологию, позволяющая исследовать национально-культурную и историческую специфику знаков, связанная с исследованиями Э. Холла, К. Леви-Стросса по примитивным обществам, Ж. Маторе, А. Чапаниса по высокоразвитым обществам, Р. Барта, М. Фуко по истории философии и литературы как знаково-символических форм деятельности, частично Л. Н. Гумилева; это лингвосемиотика как анализ естественных языковых систем, осо- бенно в связи с развитием компьютеризации, включающий также паралингвистику (жесты и мимику, интонации, паузы, качество голоса, типографские шрифты и т. д.— т. е. все то, что может нести дополнительные к речи значения через своеобразную знаковую форму), и как анализ искусственных языков с их специфическими знаками и системами кодирования и дешифровки, особенно для современных машинных диалоговых систем; так называемая абстрактная семиотика, в рамках которой трудами Р. Карнапа, В. С. Бирюкова, Д. П. Горского, А. А. Зиновьева, В. В. Мартынова и других разрабатывается абстрактная логико-математическая теория знаковых систем. Ю. М. Степанов в качестве особого раздела науки о знаках предлагает выделять кибернетическую семиотику, опирающуюся на теорию информации (Г. Клаус, И. Земан, А. Моль, В. В. Иванов, В. В. Мартынов и др.). Психологические классификации тоже весьма разнообразны. Одной из самых старых является классификация К. Бюлера, в основе которой лежит функциональный критерий: 1) знаки-симптомы, несущие функцию экспрессии, выражения; 2) знаки-сигналы с их функцией воздействия, побуждения; 3) знаки-символы, репрезентирующие содержание, выполняющие информационную функцию. В работах М. В. Гамезо (58) за основу классификации взяты предметная отнесенность и уровень переработки знаковой информации. Он предлагает выделять: а) знаки-признаки (иконические знаки); б) дискретные условные знаки; в) проекционные знаки; г) комбинаторные или буквенно-цифровые знаки для символического языка таких наук, как математика, химия, логика и др. Н. Н. Поддьяков, Г. М. Андреева, М. К. Тутушкина и ряд других авторов в соответствии с частными задачами своих исследований и конкретными видами деятельности, в которых используются те или иные знаковые средства, также предлагают подобные классификации. Одна из интересных и наиболее подробно разработанных классификаций принадлежит Н. Г. Салминой, которая внутри языковых и неязыковых классов знаков выделяет целый ряд подсистем. Так, для языковых знаков это: 1) естественные языки; 2) произвольные средства — прямой перевод звукового языка: азбуки Мор-зе, Брайля, дактиль; 3) произвольные средства — обозначения терминов, реальных явлений и т. д. с помощью буквенно-цифровой символики, четко выраженного алфавита (некоторые из них используются для создания идеализированной предметности); 4) иконические средства, включающие пиктограммы, жесты. Для неязыковых систем Н. Г. Салмина предлагает выделить следующие группы: 5) субстратно-субстанциональные, произвольные средства, используемые для обозначения конкретных свойств; 6) субстратно-субстанциональные, иконические средства, предполагающие масштабную деформацию объекта, воспроизводящие его функциональные или физи ческие свойства; 7) человеческие действия, иконически воспроизводящие явление и отношение к нему, например, игра, пантомима; 8) человеческие действия, условно обозначающие события и явления; в балете, ритуале, обряде и т. п.; 9) пространственные иконические трехмерные, воспроизводящие конкретные явления: макет, скульптура; 10) пространственные иконические двухмерные, воспроизводящие конкретные явления, к примеру фото, рисунки; 11) пространственные произвольные трехмерные, используемые для раскрытия существенных связей, структуры явлений в науке; 12) пространственные произвольные двухмерные, используемые для выделения существенного в научном познании (схемы, графики, диаграммы, карты) и для создания идеализированной предметности (230, с. 40–41). Многообразие существующих классификаций становится предметом ряда систематизирующих, обобщающих работ. Так, в работе В. В. Кима на основе анализа классификаций философов Т, Гоб-бса, Ч. Пирса, Д. П. Горского, В. А. Штоффа и других предлагается обобщенная классификация знаков. Они делятся на языковые и неязыковые. Среди языковых вычленяются естественные и искусственные; последние образуют три типа знаков: информацконно-управляющие, связывающие человека и машину; информационно-логические, служащие для формализации понятий какой-либо науки посредством логико-математических средств; информационно-поисковые, кодовые. Неязыковые знаки образуют группы сигналов, квазизнаков и символов; к последним относятся символы-эмблемы, художественные символы, символы-мнемонические знаки, научные символы (120, с. 46–55). Обобщая приведенные данные, отметим, что сходство и различие разных классификаций «предположительно объясняются тем. что сфера семиотических средств представляет собой непрерывный ряд, в котором отдельные дискретные типы можно выделить только с известной мерой огрубления и условности» (66, с. 96). Существующие классификации, кроме того, обладают общим недостатком: строя их, авторы часто руководствуются решением научных задач в какой-либо конкретной области знания, частной деятельности и не учитывают опыт уже имеющихся систематизации. Вторым минусом можно считать отсутствие опоры на глобальные, фундаментальные характеристики знаков, восходящие к философским категориям и закономерностям. Вероятно, и предлагаемая нами классификация не свободна от этих недостатков, хотя мы и старались учесть названные моменты. Вообще, вопрос о том, можно ли разработать единую, всеохватывающую категоризацию знаков пока остается открытым. Понятно, что если ее и удастся создать, она будет иметь очень общий, недетализированный характер, так как потребует оперирования глобаль- ными философскими категориями типа «материя», «противоположность», «количество», «качество», «форма» и т. д. Для применения ее на практике, видимо, потребуется конкретизация, уточнение для той или иной области человеческой практики и познания. Поэтому существующее многообразие классификаций в целом отражает эту объективную необходимость. Представленная ниже систематизация не претендует на всеобщность. Мы опирались на нее при решении частных генетико-пси-хологических задач, что, очевидно, придало ей определенную специфику. Принимая традиционное разделение знаков на языковые и неязыковые, мы предлагаем использовать элементы следующей классификации. В категории языковых знаков будем выделять: I. Естественные языки; II. Искусственные языки, включающие: II. 1. Языки иконического типа, среди которых: II. 1. А. Прямой перевод звуковых языков: азбуки Морзе, Брайля, дактиль и т. п.; II. 1. Б. Пиктограммы, жесты, мимика, пантомимика и пр.; II. 2. Языки символического типа, куда входят формулы, бук-венно-цифровая символика и т. д. Горздо шире и разнообразнее группа неязыковых знаков, которую составляют: III. Неязыковые вещественные знаки, среди которых будем различать: III. 1. Неязыковые вещественные иконические знаки, включающие разнообразнейшие изобразительные эквиваленты, указатели, заместители: III. 1. А. Копии: изображения, макеты, рисунки, фотографии, скульптуры, муляжи, игрушки-копии, карты, всевозможные схемы, диаграммы, чертежи и т. п., находящиеся с реальными объектами, которые они представляют, в некотором изоморфном соответствии; III. 1. Б. Сигналы (телефонный звонок, гудок паровоза и т. п.); III. 1. В. Признаки (дым от костра, запахи и т. п.); III. 2. Показатели (индексы), куда можно отнести симптомы болезни, показания приборов и т. д.; III. 3. Символы: действия и предметы, репрезентирующие содержание, не находящиеся в изоморфном или причинно-следственном соответствии со знаками, например: балет, ритуальные, обрядовые, культовые действия и предметы, игры, театр, пантомима, а также знаки типа эмблем, гербов, знамен и пр.; IV. Неязыковые умственные модели, к которым относятся: IV. 1. Модели иконического типа, включающие репрезентаты в форме образов, представлений, впечатлений, восприятии (то есть в наглядной представленности сознанию); IV. 2. Модели символического типа: схемы, когнитивные карты, стратегии и т. д. При необходимости их экстериоризации эти модели могут быть переведены в вещественные знаковые модели или в языковые знаковые системы. Отметим также, что когда речь идет о неязыковых вещественных знаках, сознание движется как бы в одной общей плоскости для знаков и обозначаемых ими предметов и явлений. Это — плоскость реально существующего, вещественного, материального. В случае символов мы вынуждены двигаться как бы в двух плоскостях, интерпретируя одну систему через другую. На уровне неязыковых умственных моделей мы действуем снова в одной плоскости, но теперь уже — в плоскости идеального. Таким образом, предлагаемая классификация строится на двух широких основаниях: противопоставлении вещественного и умственного планов и противопоставлении иконического и символического планов. Первое основание, на наш взгляд, является конкретизацией более широкого диалектического единства противоположностей материального и идеального, а второе восходит к противопоставлению абстрактного и конкретного (в форме различий между знаками и символами это противопоставление анализировалось нами выше). Нам представляется, что предлагаемая схема хорошо применима к задачам нашего исследования, в целом легко накладываясь на процесс освоения ребенком знаковых средств. Усвоение языковых и неязыковых знаковых систем идет как единый процесс, причем влияние владения языком на освоение других знаковых средств, как показывают многочисленные исследования, является определяющим. В этой связи вспоминается изречение, что ты столько раз человек, сколько языков ты знаешь. Наша классификация устанавливает внутри обеих систем две ступени их освоения: 1) в их вещественной, предметной, межиндивидуальной, «первичной» форме и 2) в их внутренней, интериоризо-ванной форме. В первом случае знаки наряду с репрезентирующей функцией выполняют ряд коммуникативных функций, например, экспрессии, выражения, воздействия, побуждения, управления и т. д. Во втором случае из плоскости со-бытия знаки переходят в плоскость рефлективную, плоскость управления собой, своими процессами и организации собственной деятельности. Это, как нам думается, подчеркивается в классификации дихотомией «вещественное/умственное». Уровень освоения знаковых средств, на наш взгляд, схватывается полюсами «иконическое/символическое», где в первом случае подчеркивается непосредственная тесная связь знака и отображаемого содержания, а во втором — конвенциональность, произвольность этой связи. Думается, что данная классификация не противоречит диалектике и подчинена существенным организационным принципам систематизации знаковых средств. Date: 2016-05-13; view: 858; Нарушение авторских прав |