Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие знаково-символической деятельности в онтогенезе
Мир был еще таким новым, что многие вещи не имели названия и на них приходилось показывать пальцем. Габриэль Гарсиа Маркес § 1. Подходы к анализу онтогенеза знаково-символической деятельности в работах Ж. Пиаже и Л. С. Выготского Факты так называемого «детского символизма» известны достаточно давно. Они обнаруживают себя очень рано — в развитии общения, речи, игры, изобразительной деятельности детей. Исследователи психического развития ребенка впервые обратили внимание на проявление знакового сознания в сфере речи. Так, еще В. Штерн (283) заметил, что уже в полугодовалом возрасте у ребенка пробуждается сознание того, что каждая вещь имеет свое название. С этого открытия в детской речи, по В. Штерну, развивается специфически человеческая функция — «интенция», приводящая к быстрому увеличению словаря ребенка за счет накопления названий предметов. С этих пор для ребенка становится важным предметное содержание, и слово из условно-рефлекторного сигнала превращается в сигнификативное обозначение. Это приводит к интеллектуализации сознания, к развитию его знаковой природы. К. Бюлер (33, 34), исследовавший детскую речь и рисование, обозначающую функцию слова назвал репрезентацией, подчеркивая значимость для последней подражания и улавливания сходства. С точки зрения К. Бюлера, сначала ребенок подражает словам и движениям взрослых, не понимая их смысла, но с началом обучения грамоте в иллюзорной игре дошкольника, в его речи и графической деятельности появляется способность к их интерпретации, к улавливанию значения. Основной вывод, который сделал К. Бюлер, состоял в том, что на основе подражания и улавливания сходства между обозначающим и обозначением ребенок приходит к овладению знаками. Развитие же этого процесса приводит к постепенной дифференциации обозначающего и обозначаемого. В 20–30 годах независимо друг от друга к анализу «детского символизма» подошли Ж. Пиаже (195, 323, 324) и Л. С. Выготский (55), посвятившие знаково-символической функции сознания специальные исследования. Ими были сформулированы первые фундаментальные подходы к объяснению природы и механизмов знаково-символической деятельности.
Теоретические положения Ж. Пиаже и Л. С. Выготского сохраняют свою значимость и на современном этапе исследования знаково-символической деятельности, поэтому необходимо остановиться кратко на анализе их позиций. С точки зрения Ж. Пиаже, семиотическая функция — это «приобретенная на втором году жизни способность представлять отсутствующий объект или непосредственно не воспринимаемое событие посредством символов или знаков, то есть обозначающих, дифференцированных от своих обозначаемых» (195, с. 262). Развитие знаково-символической функции начинается с различения ребенком обозначающих и обозначаемых предметов и явлений, лежащего в основе формирования образа и последующего перехода к усвоению знаков. Освоение ребенком семиотической функции обнаруживает себя в овладении имитацией, рисованием, игрой, умственными образами и речью. Становление этого процесса Ж. Пиаже связывал с интеллектуальным развитием ребенка в целом и понимал его как подчиненный имманентной внутренней логике, превалирующей над социальными факторами. В свое время эту позицию Ж. Пиаже анализировал и критиковал А. Валлон (35, 36), утверждающий зависимость интеллектуального развития от воздействия социальных факторов — приобщения ребенка к социальной культуре. А. Валлон обратил внимание на противоречия в идеях Ж. Пиаже, в частности, на тот факт, что сугубо социальные формы (использование детьми символов, знаков) он берет в качестве индивидуальных факторов развития. Исследование символизма у Ж. Пиаже подчинено контексту решения общих вопросов, интересовавших его в рамках разрабатываемой генетической психологии и эпистемологии: отличает ли субъект внешний мир от внутреннего; каковы границы субъективного мира; как внешний мир взаимодействует с внутренним и т. п. Именно поэтому его интерес к знаково-символической функции исчерпывается фактически лишь моментом ее появления в онтогенезе. Ж. Пиаже, занимаясь общими вопросами познания, подверг анализу отношения между субъектом и объектом в процессе познания. Признавая существование объектов независимо от субъекта, он полагал, что, чтобы познать объект, субъект должен действовать с ним, трансформировать его. Под трансформациями он понимал любые действия и операции с объектами, например, перемещение, комбинирование, удаление, сближение, приведение во взаимодействие и т. п. Отсюда следовал вывод: во всяком действии субъект и объект смешаны. Источник знания действительности следует искать не в объекте и не в субъекте по отдельности, а во взаимодействиях, первоначально неразделимых, между субъектом и объектом. Чтобы осознать собственные действия, субъект нуждается в объективной информации. Без построения специальных инструментов 6 Зак. 7«ф.
анализа, субъект не различает, что в познании принадлежит ему, как субъекту действия, а что принадлежит объекту, а также что принадлежит самому действию трансформации объекта. Для овладения объективностью необходима серия последовательных логических конструкций, все более приближающих человека к ней. Отсюда для Ж. Пиаже последовал вывод: знание объективности всегда связано с определенной структурой действия, а эта структура — результат определенной конструкции, которой нет ни в объекте, ни в субъекте. Тогда откуда же они берутся, эти конструкции? Субъект, по Ж. Пиаже, наделен приспособительной активностью. С помощью этой активности происходит структурирование действительности. Интеллект — это частный случай такого структурирования. Характеризуя субъекта деятельности, Ж. Пиаже говорит о его структурных и функциональных свойствах. Функции — это биологически обусловленные способы взаимодействия со средой. Их две—организация и приспособление (адаптация). Каждый акт поведения — это определенная структура, динамический аспект которой, адаптация, состоит из равновесия процессов ассимиляции и аккомодации. Весь приобретенный человеком сенсомоторный опыт оформляется, по Ж. Пиаже, в схемы действия, то есть в то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном осуществлении в разных обстоятельствах. Иначе говоря, это обобщения, или, по словам Л. Ф. Обуховой, сенсомоторные эквиваленты понятия, то есть структура на определенном уровне умственного развития. Структура в концепции Ж. Пиаже есть умственная логическая целостность, саморегулирующаяся система, складывающаяся на основе действия. В результате внешних воздействий новые объекты включаются, втягиваются в уже существующие схемы действия и таким образом ассимилируются ими. Если существующая схема не схватывает новое воздействие, то она перестраивается, подстраивается, прилаживается под новое действие, и этот процесс, идущий постоянно, Ж. Пиаже называл аккомодацией. Сами функции (адаптация, ассимиляция и аккомодация) наследственно закреплены и неизменны, а структуры складываются в онтогенезе, зависят от опыта конкретного человека и, следовательно, различны на разных возрастных этапах. С этой точки зрения Ж. Пиаже вводит различение формы и содержания познания, понимая под первым схемы умственной деятельности, а под вторым — то, что приобретается благодаря накоплению индивидуального опыта. Отсюда при обучении одно и то же знание (внешнее воздействие) будет неодинаковым у разных людей, так как опирается на разные мыслительные структуры. Поэтому получается, что в познании важен не столько его объект, сколько наличные умственные структуры субъекта: чем более они развиты,
тем более человек интеллектуально продвинут. И следовательно, развитие — это смена умственных структур, определяющих активность субъекта в познании. А поскольку эти структуры формируются на основе действий субъекта, то Ж. Пиаже приходит к выводу: мысль — это сжатая форма действия. В рамках описанного общего понимания процесса познания Ж. Пиаже описывает и возникновение знаково-символической функции в онтогенезе. Она появляется к концу стадии сенсомоторного интеллекта (к полутора-двум годам), чтобы обеспечить практическое приспособление ребенка к внешнему миру. К этому возрасту такое приспособление и соответствующая ему форма познания ограничиваются и, чтобы расширить познание, ребенку нужно оторваться от практической деятельности. Это связано с появлением отсроченных представлений, внутреннего плана действия и необходимо для усвоения коллективных значений, учета других точек зрения и их координации. Последнее, по мнению Ж. Пиаже, и обеспечивается семиотической функцией, позволяющей репрезентировать реальный мир и обнаруживающей себя в имитации, игре, появлении умственных образов, представлений, речи. За стадией сенсомоторного интеллекта, по Ж. Пиаже, следует стадия конкретных операций, охватывающая период от двух до одиннадцати-двенадцати лет. Открывается она этапом предпонятийного и интуитивного мышления (от 2 до 7–8 лет). Интерес Ж. Пиаже связан с анализом перехода ребенка от мышления, непосредственно вплетенного в практическое действие, к образованию и использованию образных символов-представлений, дающих возможность ребенку действовать не во внешнем, а во внутреннем, идеальном плане. С точки зрения Ж. Пиаже, в это время начинают формироваться элементарные представления — «предпо-нятия». В период от 2 до 4 лет ребенок постепенно овладевает указанными выше средствами построения идеализированной предметности. Первой формой, в которой обнаруживает себя семиотическая функция, является подражание. И Ж. Пиаже, и Л. С. Выготский оценили подражание как фундаментальный механизм общего развития ребенка и развития знаково-символической функции. Оно происходит как бы в двух формах, в двух качественных стадиях формирования — как непосредственное и как отсроченное подражание. Непосредственное подражание (голос на голос, улыбку на улыбку) первичнее, проще. Появление отсроченного подражания свидетельствует о появлении представлений, хотя и сращенных на первых порах с внешними действиями. Н. А. Бернштейн (14) называл подражание повторением без повторения, подчеркивая тот факт, что оно является не формальным копированием ребенком действий, поведения взрослого, а свое^
образным удвоением действительного поведения, формированием идеальных планов поведения с изоморфной реальному поведению взрослых.структурой. По Ж. Пиаже, в подражание уходят корнями все другие виды детской деятельности, в которых обнаруживает себя знаково-символическая функция. В игре ребенок приобретает способность действовать в плане представлений, возможность реализовывать собственные замыслы. Из четырех видов игр, выделяемых Ж. Пиаже (движения-упражнения, символическая игра, игра с правилами, творческая игра), особое значение он придавал символической игре. По его мнению, в такой игре ребенок, еще недостаточно владеющий знаниями об окружающей действительности, использует индивидуальные, субъективные символы, понятные только ему одному. Развитие символической игры, первое появление которой Ж. Пиаже относит к полутора-двум годам, а расцвет — к периоду от 2–3 до 5—б лет, связывается им с формированием символического плана и действий замещения. Отделение обозначения от обозначаемого он наблюдал в играх своих детей: кусочек ткани использовался в игре его дочери как подушка, кусочек бумаги изображал пищу и т. д. Ребенок в игре манипулирует предметами-заместителями и замещает при помощи символических действий действия воображаемого лица (врача, шофера, продавца и т. д.). Важно, что необходимость замещения и само замещение возникают в процессе самого действия: ребенок использует один предмет вместо другого, но не дает ему нового названия. И только позже- предмет-заместитель получит имя реального объекта, функции которого он выполняет. Далее процесс продвигается и вширь и вглубь: символизм охватывает не только игру, но и другие деятельности, а мышление ребенка перестает нуждаться во внешних опорах и переходит к оперированию представлениями. Анализируя детское рисование, Ж. Пиаже подчеркивает тот факт, что ребенок рисует не то, что он видит, а то, что знает. Это свидетельствует о нарастании в символической деятельности роли представлений. Умственный образ в терминологии Ж. Пиаже — это отсроченная и интериоризированная форма подражания, по природе своей представляющая воспроизведение действий перцептивного обследования. И наконец, речь также корнями уходит в подражание, но в ней ребенок использует социальные, коллективные знаки, а не индивидуальные символы. На материале исследования глухонемых Ж. Пиаже сделал вывод, что семиотическая функция (оперирование знаками и символами) возникает до усвоения языка, что убедило его в том, что знаково-символическая функция возникает независимо от речи и даже порождает саму речь, как и игру, умственный образ и" т. д. В овладении детьми семиотической функцией он отводит особую
рол«.. ассимиляции и, главным образом, аккомодации. Логика его рассуждении такова: «Функция аккомодации, выступающей в форме подражания, дает ребенку в руки первые обозначения, с помощью которых он оказывается способным представить себе отсутствующее обозначаемое... С возрастанием способности к подражанию ребенок в конце концов научается производить внутреннее подражание, а не только внешне видимые подражательные действия. Он овладевает возможностью не только совершать вовне, но и воспроизводить мысленно подражательные действия, проделанные им в прошлом. Это внутреннее подражание принимает форму образа,.. а образ этот и представляет собой первое обозначение» (271, с. 205). Таким образом, общий механизм становления знаково-символи-ческой функции, по Ж. Пиаже, таков: внешнее действие подражания сокращается и интериоризируется, принимая форму внутренних схематических образов. Появившись в сознании ребенка, умственные образы вмешиваются в игру и другие внешние виды деятельности, трансформируют их, беря на себя функцию предвосхищения, планирования действий ребенка. Интересны и представления Ж. Пиаже о том, что же собственно может служить обозначением. Во-первых, это знаки, значение которых общее для всей социальной среды, в которой развивается ребенок,— слова, математические, химические, логические формулы и т. п. Во-вторых, это символы — субъективные обозначения, наполненные личным содержанием и имеющие некоторое физическое подобие с объектами, которые они репрезентируют,— фантастические символы, обозначения-образы, используемые в игре, рисовании, а также первые понятия, которые ребенок, по Ж. Пиаже, пытается сформировать уже на ранних этапах интеллектуального развития, и лингвистические знаки, усваиваемые в обучении и т. п. Принципиально, первым зачатком знакового сознания у ребенка Ж. Пиаже называет сигналы, индексы, то есть обозначения, полностью неотделенные от репрезентируемого содержания, обозначения предмета через его свойство или отдельную часть. Путь же развития семиотической функции — через символы к знакам, причем владение символами обеспечивает возможность овладения знаками. На этом пути, с одной стороны, символ все больше приближается к адекватному отражению, а с другой — сами символы являются ступенью в развитии сознания к высшим формам — условным. В онтогенезе, таким образом, сначала появляются субъективные неречевые знаки как результат интериоризации подражания, и, по Ж. Пиаже, они предшествуют речи, становясь как бы основой ее развития. В лучшем случае эти сугубо личные символы могут функционировать как полузнаки. Такие полузнаки связаны с постоянно меняющимися вследствие аккомодации схемами действия, а не с фиксированными и устойчивыми категориями объективной реальности.
Противопоставляя символы и знаки, Ж. Пиаже считает знаково-символическую функцию личным приобретением ребенка, его индивидуальным достоянием, не связывая ее формирование с общесоциальным опытом, который им усваивается. На ее основе развиваются две последующие ступени интеллекта: стадия конкретных операций (от 7–8 до 11–12 лет), на которой ребенок овладевает простыми операциями (классификацией, сериацией, взаимооднозначным соответствием и т. д.) и системами операций (системой координат, проективными понятиями), осваивает элементы гипотетико-дедуктивной логики и комбинаторики, и стадия формальных операций (после 11–12 лет), связанная с мышлением в понятиях и овладением формально-логическими операциями. Таковы в общих чертах взгляды Ж. Пиаже на природу и механизмы становления знаково-символической функции в онтогенезе. Несмотря на наличие множества конструктивных моментов, его концепция не свободна от спорных и противоречивых положений. Как мы отмечали выше, одним из первых критиков его взглядов был А. Баллон, не согласившийся с рядом идей Ж. Пиаже по нескольким принципиально важным пунктам. Во-первых, А. Валлон не считал, что интеллект и знаково-символическая функция могут быть рассмотрены как индивидуальные приобретения ребенка вне и до усвоения им общественно-исторического, культурного опыта. По А. Баллону, и то и другое — результат социализации ребенка. Во-вторых, А. Валлон возражал против выведения представлений прямо непосредственно из подражания. Мысль, по его мнению, не рождается напрямую из действия, а опосредуется подражанием действиям других людей, выработанным на основе более широкого опыта, чем опыт отдельного индивида, и по содержанию отличающимся от ситуации, в которой осуществляется подражание. Представления тесно связаны с общением и речью, в которых ребенку может быть раскрыт общечеловеческий, специфический смысл вещей и явлений действительности. Представления, согласно А. Баллону, сами являются результатом определенного уровня развития языка и символической функции. В трактовке А. Баллона, знаково-символическая функция — это возможность замещения реальных объектов и явлений мыслями, а представлений — звуками, жестами и другими объектами, не имеющими с первыми иной связи, кроме действия. Замещение может осуществляться сигналом, признаком, изображением, символом, знаком, каждый из которых связан с языком и имеет социальную природу. В отечественной психологии подобная идея впервые была высказана Л. С. Выготским, признававшим отношение ребенка к реальности изначально социальным. И позднее советские психологи, анализировавшие концепцию Ж. Пиаже (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эль-конин, Л. Ф. Обухова, Н. Г. Салмина и другие), во многом согла-
сились с критическими положениями, высказанными А. Баллоном. В отличие от Ж. Пиаже Л. С. Выготский предложил принципиально иную трактовку формирования знаковой функции сознания в онтогенезе. Этот вопрос также рассматривался им не самостоятельно, а в рамках культурно-исторической концепции развития пся-хики, которая создавалась им на позициях диалектического материализма. Среда является, по Л. С. Выготскому, главным, основным источником детского развития. Высшие психические функции, внутренне связанные со знаковой деятельностью, имеют естественную и культурную историю. Первая означает, что высшие психические функции непосредственно связаны с натуральным поведением, вторая представляет собой переход от социального к индивидуальному поведению путем интериоризации внешних социальных форм поведения. Для овладения собственным поведением ребенок должен использовать специфическую систему средств, опосредующих внешне данные стимулы. Наличие наряду с внешне данными стимулами стимулов, созданных человеком, Л. С. Выготский считал отличительной чертой психологии человека. Эти искусственно созданные стимулы — знаки: "Искусственные стимулы — средства, вводимые человеком в психологическую ситуацию и выполняющие функцию автостимуляции, мы называем знаками«,—писал он (54, с. 78). Развитие ребенка, с точки зрения Л. С. Выготского, непосредственным образом связано с овладением знаками: «...высшие функции восприятия, памяти, внимания, движения и прочие внутренне связаны с развитием символической деятельности ребенка» (56, с. 54), Так же, как и Ж. Пиаже, Л. С. Выготский остановился на анализе подражания как одного из основных путей культурного развития ребенка. С его точки зрения, оно, несмотря на важную роль в развитии ребенка, не способно объяснить формирование многих психических функций; например, развитие речи трудно объяснить, опираясь только на механизм подражания. Здесь работает и другой механизм, а именно: «...в процессе развития ребенок начинает применять по отношению к себе те же самые формы поведения, которые первоначально другие применяли по отношению к нему. Ребенок сам усваивает социальные формы поведения и переносит их на самого себя» (54, с. 141). Постигая внутренний смысл действия, ребенок сначала использует их как средство воздействия на других, а позже превращает в средство воздействия на себя самого. Здесь Л. С. Выготский приходит к важному выводу: знаки не создаются и не могут быть созданы индивидуально самим ребен ком, путь движения знаково-символической деятельности состоит не в приближении в результате социализации индивидуальных знаков к тем знакам, которыми пользуются в обществе взрослые, а наоборот — знак изначально социален, поэтому высшие психические
функции проходят с необходимостью внешнюю стадию развития, затем интериоризируются и становятся средствами внутренней регуляции собственной деятельности ребенка. Именно поэтому «основу структуры культурных форм поведения составляет опосредованная деятельность, использование внешних знаков в качестве средства дальнейшего развития поведения» (54, с. 148). Таким образом, символическая деятельность не изобретается самим ребенком и не заучивается. Высшие психические функции, неотъемлемой частью которых является освоение и использование знаков, возникают в процессе сотрудничества и социального общения ребенка и взрослого, в их со-бытии, в их совместно распределенной деятельности. Л. С. Выготский утверждал, что социальные формы поведения сложнее и развиваются у ребенка раньше индивидуальных. Чем глубже процесс вращивания, тем более индивидуален процесс регуляции, тем более простым законам подчиняются формы поведения ребенка. Следовательно, путь развития употребления знаков у Л. С. Выготского принципиально иной, чем у Ж. Пиаже: от внешней практической деятельности к деятельности внутренней, от социального знака к индивидуальным символам. И на этом пути ребенок приобретает значительно большую свободу, чем та, которую он имел во внешней деятельности. Л. С. Выготский пишет по этому поводу: «...ребенок получает возможность разрешать практическую ситуацию применения орудий, не находящихся в непосредственном поле его восприятия; овладевает внешней ситуацией с помощью предварительного овладения собой и предварительной организации собственного поведения. Во всех этих операциях существенно изменилась сама структура психического процесса; непосредственные, направленные на среду действия заменились сложными опосредованными актами» (56, с. 37). И далее: «Включение символических функций в операцию... создает условия для совершенно нового характера связи элементов настоящего и будущего (актуально воспринимаемые элементы настоящей ситуации включаются в одну структурную схему с символически представленными элементами будущего), создает совершенно новое психологическое поле для действия, ведя к появлению функций образования намерения и спланированного заранее целевого действия» (56, с. 49). Л. С. Выготский заключил, что знак (слово или любой другой символ) вдвигается между начальным и конечным моментами действия и это создает особое внутреннее психологическое поле, не опирающееся на наличное в настоящем, но с помощью внутренних преобразований предвосхищающее будущее действие. Он считал, что анализ механизмов символических ситуаций позволит объяснить такие процессы, как мышление, мотивация, целеполагание, планирование и т. д. Таким образом, развитие высших психических функций строится на овладении ребенком опосредующими средствами —
знаками в отличие от системы элементарных психических функций, возникающих как продукт биологической эволюции и имеющих не функцию овладения собственным поведением, а лишь функцию приспособления к среде. Если Ж. Пиаже считал знаково-символическую функцию личным достижением ребенка, то Л. С. Выготский в этом вопросе придерживался противоположной точки зрения, полагая, что «процесс-происхождения операций, связанных с употреблением знаков, не только не может быть выведен из образования привычек или изобретения, но вообще является категорией, которую нельзя вывести, оставаясь в пределах индивидуальной психологии. По самой природе он есть часть истории социального формирования личности ребенка» (56, с. 55–56). Знак первоначально выступает как внешнее средство социальной связи и только позже, становясь средством овладения собственным поведением, переходит во внутренний план личности. Позволим себе еще раз обратиться к словам Л. С. Выготского. Он пишет: «...было бы огромной ошибкой полагать, что этот процесс возникает чисто логическим путем, что он изобретается и открывается ребенком в виде молниеносной догадки (ага-переживания), с помощью которой ребенок навсегда усваивает отношение между знаком и способом его употребления... Такой же ошибкой было бы думать, что символическое отношение к некоторым стимулам интуитивно постигается ребенком, как бы черпается им из глубин собственного духа, что символизация является первичной и далее несводимой кан-товской априорностью, изначально заложенной в сознании способностью создавать и постигать символы» (56, с. 65). Тем самым Л. С. Выготский утверждает социальную природу знака и процесса символизации. Такая точка зрения полностью снимает вопрос о тайне происхождения символической деятельности. Проводя исследования по функционированию памяти ребенка, использованию им речи и т. д., Л. С. Выготский пришел к идее, что знаковые операции не изобретаются самим ребенком и даже не перенимаются им от взрослых, как считал Ж. Пиаже, а «возникают из чего-то такого, что первоначально не является знаковой операцией и что становится ею лишь после ряда качественных превращений» (56, с. 66),.то есть подчиняются основному закону о том, что первоначально высшие психические функции существуют как внешние, в интерперсональном плане, и в естественном ходе развития интериоризируются, становясь внутренними, качественно иными, интроиндивидуальными. Поэтому обнаруживаются и определенные стадии в развитии употребления знаков ребенком, в процессе вращивания, интериоризации. Дети младшего возраста в совместной деятельности со взрослым учатся сначала использовать внешние знаки (в нашей терми- нологии это стадия замещения). В дошкольном возрасте начинается постепенный переход к внутренним знакам (образам) и, наконец, завершается вращивание использованием понятий (это стадия моделирования и начало экспериментирования). Таким образом, чрезвычайно важным оказывается исследование именно дошкольного детства со всеми видами деятельности ребенка в это время. Именно к дошкольному периоду относятся разнообразные замещения одних предметов и действий другими реальными или вымышленными, передача функций одних предметов другим на основе осознания, выделения, обобщения этих функций. Следовательно, здесь мы имеем дело с принципиально другим механизмом, чем тот, который предлагал Ж. Пиаже. В своих опытах Л. С. Выготский наблюдал процессы замещения в игре, рисовании, в исследованиях памяти и внимания ребенка и отметил, что замещение само становится средством овладения знаковыми системами, несущими в себе конденсированный опыт человеческой культуры. Анализируя использование различных заместителей в качестве исходных форм овладения знаковыми системами, Л. С. Выготский пришел к выводу, что разграничение образного и логического мышления связано не с использованием разных по природе и происхождению заместителей (символов и знаков), как у Ж. Пиаже, а с разным характером действий, выполняемых ребенком с заместителями разных, точнее, любых видов. В логическом мышлении ребенок должен не только осуществить замещение, но и действовать с заместителями (знаками) в соответствии с определенными правилами — логическими, математическими и другими. «Здесь происходит отход от явлений действительности, обозначенных знаками, и движение в плоскости самих знаков. Лишь конечный результат этого движения снова относится к действительности» (41, с. 28). В образном мышлении ребенок, используя заместители, действует с ними по логике самой замещаемой ими действительности, в соответствии со связями и отношениями, существующими в реальности. В дошкольном возрасте знаково-символическая функция сознания позволяет ребенку выполнять разнообразные и сложные действия замещения реальных предметов знаками, выделяя их существенные свойства. В нашей терминологии речь может идти об этапах моделирования (соотносится с образным мышлением и частично с логическим) и мысленного экспериментирования (соотносится с этапом становления элементов формально-логического мышления и развития творческих потенций ребенка). Продолжая эти идеи, можно предположить следующий путь развития знаково-символической деятельности дошкольника: от действий с заместителем по логике реальной действительности к дейст-
виям по логическим и иным правилам, а от них — к свободным действиям эвристического характера, экспериментальным, творческим. На наш взгляд, данное предположение имеет под собой веские теоретические основания. Оно положено в основу нашего экспериментального исследования. Концепции Ж. Пиаже и Л. С. Выготского нашли многочисленных сторонников и последователей. В отечественной психологии более развивались идеи Л. С. Выготского. К позициям Ж. Пиаже во многом примыкает теория Дж. Брунера, о которой мы уже упоминали. Умение действовать с символами Дж. Брунер рассматривает как отличительную человеческую черту, особенно подчеркивая роль речевых символов. По Дж. Брунеру, в развитии познавательной деятельности, в соответствии с которой строится и психология обучения, выделяются три этапа: действенный, образный и символический. Каждому из них соответствует своя форма отражения. На первом этапе оно связано с осуществлением действий, на втором реализуется посредством формирования образов, а на третьем — с помощью таких символических средств, как языки (28, с. 309— 311). Овладению языком он придавал максимально важное значение, подчеркивая его исключительную роль в осуществлении операций мышления. Он указывал, что недоразвитие речевых функций напрямую связано с недостаточным последующим развитием интеллекта. Обращая внимание на то, что овладение речевыми функциями связано с возрастом от двух до четырех-пяти лет, он писал: «Из трех сфер представления самой таинственной, без сомнения, является символическая... Нет сомнения в том, что... в этом открытии тайны синтаксиса чрезвычайно силен врожденный элемент. Синтаксис усваивается не только быстро и без каких-либо усилий, но с первых же шагов усваивается в универсальных формах, отсутствующих в речи взрослых представителей языковых сообществ, в которые входит ребенок, так что вряд ли объясняется простой имитацией. Синтаксическая компетенция ребенка имеет мало общего и с его успехами на семантическом уровне... Очень медленно он овладевает искусством соотносить произносимое с тем, что он думает о предметах, упорядочивать свое представление о мире посредством той синтаксической логики, которая уже прочно установилась в его речи» (28, с. 311). Использование языка как инструмента познания возможно только тогда, когда непосредственный опыт ребенка уже организован символически в соответствии с рядом принципов, законов или свойств символизации. Это категориальность, иерархия, предикация, причинность, преобразование. Дж. Брунер полагает, что преемственность трех ступеней развития познавательной деятельности не должна нарушаться и возражает в связи с этим против раннего введения в
поэмание символических средств. Символическая ступень познания должна быть адекватна возрасту ребенка, хотя у взрослого человека все три ступени сохраняются и взаимодействуют. Принципы символической организации, выделенные Дж. Вруне-ром, соотносятся со структурными принципами синтаксиса. Он утверждает, что «если ребенок не проходит специальных упражнений в символическом представлений непосредственного опыта, он вплоть до зрелого возраста в большой степени зависит от наглядных и действенных способов представления мира и его организации независимо от того, на каком языке он говорит» (26, с. 76). Согласно Дж. Брунеру, символические представления возникают из примитивной и врожденной формы символической деятельности. которая, в свою очередь, появляется из примитивной «протосим-волической активности», специфической для человека. «Протосим-волическая активность» выражается в применении орудий, в языке и в организации непосредственного опыта. Только благодаря взаимодействию языка и непосредственного, но символически организованного опыта, язык 2—3-летнего ребенка «прокладывает себе дорогу в сферу непосредственного опыта» (26, с. 72). Именно поэтому Дж. Брунер так подчеркивает значение освоения языка и речи: в самой структуре языка символически конструируется опыт. В этом смысле Дж. Брунер почти не анализирует подражание: процесс символизации связан не с подражанием, а с распространением на семиотическую сферу правил, усвоенных в деятельности (например, грамматические правила аналогичны правилам действия внимания). Позиция Дж. Брунера, особенно в отношении роли речи в познании, разделялась советскими психологами, хотя обнаружились и определенные различия в подходе к познанию. Во-первых, акценты в концепции Дж. Брунера сильно смещены к вербальной символизации, и почти без внимания остаются образная и действенная ступени познания, в которых тоже могут быть использованы определенные знаковые средства. Во-вторых, разделяя положение о фундаментальном значении овладения ребенком речью, нельзя говорить о том, что речь вытесняет иные способы символизации. Как нам кажется, можно говорить о преобладании использования каких-либо знаковых систем — в том числе и языковой — на определенных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальной направленности интеллекта, индивидуального способа кодирования. В-третьих, обоснования требует и линейность выделенных Дж. Брунером периодов познания. Фактически действенный и образный этапы в его трактовке почти не функционируют, сменяясь в два-три года речевым (символическим в терминологии Дж. Брунера). Видимо, правильнее было бы говорить об их взаимопроникновении, преемственности, параллельном существовании на протяжении всей жизни
человека, И кроме того, внутри этих трех ступеней могут быть выделены подсистемы разных уровней, функционирующие в зависимости от задач, встающих перед интеллектом субъекта. В-четвертых, оказывается неясным механизм смены одних форм символизации другими, значение и судьба этапов действенного и образного замещения, Завершая этот краткий обзор имеющихся представлений о генезе знаково-символической функции, отметим, что в целом в нашей работе мы приняли основные положения, изложенные в работах Л. С, Выготского и его учеников и последователей. Date: 2016-05-13; view: 3798; Нарушение авторских прав |