![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Методологические аспекты анализа знаково-символической деятельности
Завершить эту общетеоретическую главу нам хотелось бы кратким анализом знаково-символической деятельности в контексте идеального и идеализации, поскольку определение, которое мы дали знаково-символической деятельности в § 1, относит ее к области идеального. В понимании идеального будем отталкиваться от работ Э. В. Ильенкова, В. В. Давыдова, М. А. Лифшица, Д. В. Пивова-рова, Э. Г. Классена, Д. И. Дубровского и других. С точки зрения диалектического материализма причиной происхождения сознания является сопротивление человека первозданной природе, трудовая деятельность, в которой первая природа становится объектом практических преобразований и трансформируется во вторую природу, мир человека. Идеальное рождается как внутренний план этого процесса, являясь специфически социальным отражением действительности, не сводимым к непосредственному отношению между отражаемым и отражающим. Идеальное совершается в этом процессе, и в нем человек становится субъектом, носителем целенаправленного отражательно-преобразовательного действия. Как пишет Д. В. Пивоваров, «с этой точки зрения идеальное в составе человеческой практики суть своеобразная производительная сила, трансформирующая мир дочеловеческих объективных порядков в саморазвивающуюся вторую природу, оно необходимо как условие субъективности» (196, с. 3). Вместе с тем идеальное является универсальной производительной силой из-за своей способности воспроизводить и преобразовывать любое содержание объективной реальности. Способом существования идеального являются разнообразные знаковые комплексы — слова естественных и искусственных языков, схемы, карты, диаграммы и т. д. Попытки объяснить природу идеального давно ведутся в отечественной философии. Анализ имеющейся литературы показывает, что можно выделить несколько подходов к трактовке идеального. В работах Д. И. Дубровского (77, 78) проводится идея о том, что идеальное есть исключительно субъективное переживание, противоположное материальному, порождаемое нейродинамическими процессами головного мозга общественно развитого человека. Идеальное является субъективной реальностью, совокупностью образов сознания. В трактовке Э. В. Ильенкова (101, 104) идеальное рассматривается как объективная реальность — те духовные явления, которые обладают достоинством всеобщности и необходимости. Это — репрезентация общего свойства класса предметов или процессов в том или ином конкретном продукте (предмете) труда и культуры. Понятием «идеальное» Э. В. Ильенков предлагал фиксировать свое-
образное соотношение между двумя или несколькими материальными объектами, в котором один, оставаясь самим собой, представляет всеобщую природу другого или других объектов. Одновременно идеальное — это и схема реальной предметной деятельности, согласующаяся с формой вне головы, вне мозга. Эта схема становится предметом духовной деятельности, мышления, направленных на изменение образа вещи, а не самой вещи, представленной в этом образе. По М. А. Лифшицу, «идеальное есть во всем, оно есть и в материальном бытии и в сознании, оно есть и в обществе и в природе» (151, с. 123). Идеальное первично по отношению к сознанию человека и характеризует особенное свойство всякого развития порождать среди предметов и процессов такой элемент, который наиболее полно концентрирует в себе объективную меру данного класса, например, идеальный газ, идеальный кристалл. Таким образом, мы имеем три варианта трактовки идеального: «идеальное в форме субъективного образа объективного мира», «идеальное в форме материально-практического образа (схемы) объекта», «идеальное в форме объективного эталона, отражающего сущность класса предметов» (196, с. 14). В русле идей Э. В. Ильенкова интересный подход представлен в книге Э. Г. Классена, где предлагается рассматривать идеальное как отношение представленное™ (появление одного предмета вместо другого) и положенное™ (идеальное, не обладающее собственной субстанциональностью, имеет свое основание в другом предмете). Идеальному присущи две противоположные стороны, два полюса: материальный, образованный положенностью и бытием в форме представленное™ социальной деятельности, и нематериальный в форме человеческого сознания. Э. Г. Классен пишет: «Между данными полюсами и лежит неуловимое идеальное, которое не является ни материальным, ни сознанием, но которое существует только в материальном и сознании. Бесполезно искать идеальное во внешнем материальном объекте, как бесполезно искать его в человеческой голове. Ни в объекте, ни в голове в их оторванности друг от друга никакой идеальности нет. Но оно есть во внешних объектах, потому что оно есть в голове, и, наоборот, оно есть в голове, потому что есть во внешних вещах» (122, с. 89). Д. В. Пивоваров сделал попытку объединить имеющиеся трактовки, предложив понимать под идеальным функцию субъект-объектного отношения. Он определяет идеальное как «особый, характерный только для взаимодействия субъекта и объекта способ существования информации... Идеальное есть особая, присущая только человеку форма отражения действительности, составляющая внутренний план взаимодействия субъекта и объекта, переноса информации от объекта к субъекту и обратно. Идеальное как специфичес-
кий вид взаимоотражения субъекта и объекта, управляя вещественно-энергетической стороной их взаимодействия, выступает внутренним фактором саморазвития этого взаимодействия, его творческим началом, самогенератором» (196, с. 17–18). В чем состоит специфика идеального отражения? Это отражение опосредованное, через представленность одного через другое, через репрезентацию. Это совершенно иное отражение, чем непосредственное воспроизведение характерных черт отражаемого во внутренней структуре отражающего. Как пишет Д. В. Пивоваров, «отражение через посредника есть своеобразное отражение ранее отраженного, отражение отражения, в итоге которого через отражение посредника отражается целое и общее, объективно существующее в прообразе в диалектической связи с единичным и частным» (196, с. 18). Поэтому идеальное отражение — это отражение, связанное с воспроизведением общих черт, а не единичного в объектах и явлениях. Как возникает такое отражение отражения? Опираясь на идеи об интериоризации Л. С. Выготского и высказанную М. А. Лиф-шицем мысль об объективно формирующихся в процессах природного и социального развития предметах-образах (мерах целого), ответ на этот вопрос пытаются дать Д. В. Пивоваров и В. В. Давыдов (72). Анализируя возможный путь происхождения знаков, «идеализации материального», В. В. Давыдов сделал вывод, что первое звено в этом процессе лежит в изменении человеческой чувственности. В трудовой предметно-преобразующей деятельности человек из биологического существа превращается в социальное существо. Природные объекты становятся «удовлетворителями» его общественных потребностей, а органы чувств в эволюции стали выделять в природных объектах те свойства и отношения, которые важны для планирования и регуляции взаимоотношений человека с предметами и средствами труда. Постепенно «мир предметов, созданных человечеством, и ориентация в них стали основой работы самих органов чувств» (72, с. 100). Если прежде отражение характеризовалось главным образом чувственной модальностью (модальностями фигуры, цвета, запаха, вкуса и т. п.), то теперь возникает необходимость отражения общих и существенных свойств предметов и явлений. Так, глаз теперь выделяет свойства, важные для обработки предметов в механическом отношении, при изменении их пространственной формы и т. д. И тем самым человек получает возможность сравнивать предметы с точки зрения объективно присущего вещам разнообразия, различия степеней их совершенства, выбирать в качестве орудий те, в которых воплощены наиболее развитые свойства классов вещей (самое твердое из твердых, самое острое из острых, самое круглое из круглых и т. д.), то есть предметы-инварианты.
Уже животные в своей жизнедеятельности сталкиваются с предметами-эталонами, которые важны для адаптации к среде, для обмена информацией между особями. Как пишет Д. В. Пивоваров, «начало квазизнаковой (предсемиотической) формы отражения, обнаруживаемой у высших животных, по-видимому, заключается в функциональном выделении животными предметов-эталонов» (196, с. 28). Однако у животных это происходит стихийно, непроизвольно и фиксируется лишь в инстинктах. Деятельность человека по природе общественная, что предполагает передачу из поколения в поколение правил действий с предметами и описаний самих предметов и явлений, над которыми могут совершаться эти действия, которые вплетены в человеческую практику. Это связано с обобщением и фиксацией опыта, подлежащего передаче, в знаках. Одновременно должен передаваться и способ действий со знаковыми средствами. Первоначально человеком вычленялся, распознавался набор релевантных признаков ситуации или объекта, то есть отбиралась существенная для данной деятельности и данной ситуации информация. Этот набор выделялся из сходных, повторяющихся, чувственно данных вещей, удовлетворяющих потребности человека или могущих служить основой трудовых операций, распределения и обмена продуктов. А затем «чувственный образ (или „наглядный эталон“) некоторого класса предметов отчленяется от реальных предметов и обозначается обобщенным (родовым) наименованием, становясь тем самым общим представлением об этом классе (так сказать, его „общей идеей“). Затем... отдельные предметы могут соотноситься с соответствующим классом (со своей „идеей“) и подводиться под него» (72, с. 101). Так постепенно складывается будущий знаковый запас языка, который вначале существует в виде эталонов-предметов и эталонов-свойств. Соответственно содержанию эталонов возникает набор базовых трудовых операций — своеобразных операционных копий эталонов. Из деятельности первые представления переходят в речевую форму по описанному Л. С. Выготским механизму интериоризации и через слово приобретают некоторое самостоятельное бытие. Теперь человек становится способным оперировать не самими предметами-эталонами, а их заместителями, что раздваивает действительность для субъекта на мир внешних предметов и мир знаков. С углублением разделения труда дифференцируется знаковая деятельность, на ее основе возникают формы общественного сознания. «С одной стороны, субъект отделяет себя от природы, выделяется из нее посредством знаковой деятельности и тем самым обретает сознание. С другой стороны, разделение труда и специализация форм общественного сознания создают предпосылки для превращения мира знаков в относительно автономный мир, приобретающий по отноше-
нию к сознанию индивидуального субъекта статус второй объективной реальности и подчиняющий себе Индивидуальное сознание» (196, с. 29). Получив возможность оперировать не предметами как таковыми, а их заместителями, человек начинает и изменять их «в уме». Так начинает функционировать человеческое мышление. Об этом хорошо сказано в работе Л. С. Арсеньева, В. С. Библера и Б. М. Кедрова: «Мыслить — значит изобретать, конструировать „в ’уме“ идеализированный (соответствующий цели деятельности, ее идее) проект того реального предмета, который должен явиться результатом предполагаемого трудового процесса... Мыслить — значит в соответствии с идеальным проектом и идеализированной схемой деятельности преобразовывать, трансформировать исходный образ предмета труда в тот или другой идеализированный предмет» (5, с. 29). Рациональные образы мышления, продукты воображения идеальны в том смысле, что возникают в процессе оперирования репре-зентатами-знаками, символами и т. п. По своему определению мышление и воображение всегда предполагают опосредование репрезен-татами. Но существует и целый класс чувственных образов, связанных с репрезентацией и отражением достаточно общих свойств реальности. Д. В. Пивоваров относит к ним общие чувственные представления и так называемые опознавательные восприятия, совершение которых требует знаковой или квазизнаковой деятельности. Отталкиваясь от намеченной классификации знаков (гл. 1, § 2 настоящей работы), обратим внимание на то, что в конечном счете вся знаковая реальность лежит как бы между двумя полюсами: ико-ническим (^изобразительным) и символическим. В первом случае знаки сохраняют черты чувственно-наглядного сходства с обозначаемыми элементами действительности, и вокруг полюса иконических знаков сосредоточены некоторые разновидности чувственного отражения. Символический полюс представлен конвенциональными знаками и символами, «модальность восприятия которых может совершенно не совпадать с впечатлениями о замещаемых ими объектах» (196, с. 21); к этому полюсу тяготеют рациональные образы мышления. Можно предположить, что на иконическом полюсе мы имеем дело с субъективными образами объективного мира, а на символическом — с идеальными образами. Поэтому, собственно, знаково-символическая деятельность и становится иерархической системой. Если речь идет о непосредственных образах-впечатлениях, то, по Д. В. Пивоварову, правомернее будет говорить о субъективном образе. Если же мы говорим об отражении отраженного через репрезентат, то нужно использовать термин «идеальный образ». Ин-териоризованный материально-практический образ перестает быть знакоподобной моделью отражаемого объекта. Он становится ре-
презентатом, по которому восстанавливается обобщенное содержание объекта в форме субъективного идеального образа. Этот образ сам по себе уже не может быть репрезентатом для иного субъективного идеального образа, но тем не менее получен в результате репрезентации. Таким двойным отражением он как бы приобретает конечность. И поэтому в знаково-символической деятельности отражение идет как бы в двух планах: отражается как сама реальность, так и средства, репрезентирующие ее сознанию субъекта. Сами ре-презентаты не идеальны в полном смысле слова, идеально воссоздаваемое с их ромощь" обобщенное содержание действительности. Так, Э. В. Ильенков, признавая в принципе две формы существования идеального: материальную и внутреннюю субъективную нематериальную, писал: «Непосредственно идеальное осуществляется в символе и через символ, то есть через внешнее, чувственно воспринимаемое, видимое или слышимое тело слова» (100, с. 193). Именно за счет существования «отраженной знаковой прослойки» как формы вещественного выражения идеального, знаково-символическая деятельность может быть экстериоризована, и ее продукты вынесены в материальный план. Э. В. Ильенков для описания формы существования идеального предлагал циклическую схему: вещь —>- дело —>- слово —>- дело —>- вещь. Учитывая сказанное выше, мы можем развернуть эту схему так: реальный ©бъект -•*• деятельность -^ знак (субъективный образ, первый план знаково-еимврличее^ой деятельности) -*- знаково-символическая деятельность —"- идеальное содержание (идеальный образ, второй, внутренний план знаково-символической деятельности) —г знйковочсимвелическая деятельность ->• знак -<•• деятельность -«- новый реальный объект или преобразованный начальный объект. В этой связи интересны идеи Д. В. Пивоварова о том, что «идеальное одновременно находится в объединенных пространствах субъекта и объекта, не образуя особой третьей протяженности, а следовательно, и телесности. Поэтому его носителем является не вещь (субъект как тело и объект), а взаимодействие, контакт субъекта И объекта, человеческая деятельность (разрядка наша — Е. С.). Когда мы рассматриваем взаимодействие субъекта и объекта практики, то идеальное „привязано“ к пространству, в котором осуществляется это взаимодействие. В случае с контактом субъекта и объекта познания идеальное концентрируется в пространстве знаковой деятельности, не теряя, однако, связи с пространством практик» (196, с. 48–49). Поэтому идеальное, на наш взгляд, существует как знаковая деятельность, реализуется в процессах знаково-символической деятельности. Идеальное существует в движении, в реализации субъектом знаково-символической деятельности. Характеризуя процессуальность идеального и относя его к виртуальным процессам, Д. В. Пивоваров предлагает сле-
дующую модель: «Некоторые значимые для субъекта свойства объекта начинают в отраженном виде курсировать по всей цепи субъект-объектного отношения, проходя через такие базовые пункты, как: а) объект-эталон, обладающий одновременно свойством непосредственной действительности и всеобщности, б) схема практического действия, всеобщность которой сплавлена с непосредственной действительностью практики, в) языковый знак, замещающий объект-эталон и категоризующий всеобщность в чистом виде, г) схема умственного действия с категоризованной всеобщностью, д) возвращение целевого состава идеального в практику и преобразование объекта. Внутреннее переживание субъектом этого движения прг помощи мозга результируется в идеальном образе сознания, прежде всего в рациональном образе» (196, с. 53). В этой схеме хорошо улавливается взаимовлияние субъекта и объекта, подчеркивается не только обусловленность знаково-симво-лической деятельности объективной реальностью, но и творческая, продуктивная, преобразующая сила знаково-символической деятельности, в которой объективный мир усиливает свою репрезентативную функцию, начиная представлять субъекту все более глубокие сущности. Поэтому вслед за Д. В. Пивоваровым можно согласиться с тем, что существенной характеристикой человека является не только способность к деятельности, но и способность к репрезентации, то есть к идеальному отражению действительности. Это, на наш взгляд, делает категорию знаково-символической деятельности одной из фундаментальных в понимании психического развития человека.
Глава третья Date: 2016-05-13; view: 669; Нарушение авторских прав |