Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Т. Гоббс и Д. Локк о государстве и естественных правах





Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ-материалист. Основными сочинениями Т. Гоббса являются: трилогия «Основы философии»: «О теле», «О человеке», «О гражданине», «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Т. Гоббс продолжил эмпиризм Ф. Бэкона.

Наряду с Ф. Бэконом и Р. Декартом, Т. Гоббс явился основоположником новой исторической формы материализма – метафизического (механистического) материализма. Он рассматривал материю в качестве единственной субстанции, а все явления, вещи, процессы считал формами её проявления. Материя вечна, а тела и явления – нет. У Гоббса материя не имеет качественных характеристик: он её анализирует как математик, геометр и механик с количественной стороны. В интерпретации Гоббса материя геометризируется (имеет высоту, ширину, глубину) и представляет как нечто однородное, бесцветное, обладающее механическим движением. В силу определенного уровня развития науки он не смог прийти к пониманию самодвижения материи.

Значительное место в работах Т. Гоббса занимают социально-философские и философско-правовые проблемы. Большое значение имеют его социально-политические взгляды и созданное им учение о государстве. Он рассматривал государство как человеческое, хотя и называл его Левиафаном, т.е. «смертным» богом, созданным людьми. По Т. Гоббсу, государство возникло в результате общественного договора, соглашения, но, возникнув, оно отделилось от общества и подчиняется коллективному мнению и воле людей. Понятия добра и зла различаются только государством, человек же должен подчиняться воле государства и признавать дурным то, что признает дурным государство. Государство учреждается для достижения мира и безопасности людей. При этом государство должно заботиться об интересах и счастье народа.

Учение о государстве содержит две части:

1. этика – учение о человеке;

2. политика – учение о гражданине, о государстве.

По мнению Гоббса, человек отличается от животного наличием ума. С помощью ума он создает язык - средство общения. Появляясь на свет, человек обладает естественными правами (право на жизнь, свободу, собственность). Агрессивность, вложенная в человека, заставляет его конфликтовать с другими. Гоббс говорил: «Человек человеку – волк». Благодаря разуму человек отказался от части своих естественных прав и передал их государству, тем самым спас себя от уничтожения. Таким образом, в результате договора возникает государство, которое ограничивает естественные права человека.

Т. Гоббс дал определение естественного права и естественного закона: «Естественное право есть свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения совей собственной природы, т.е. собственной жизни». «Естественный закон есть предписание или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к её сохранению, и допускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни».

Гоббс выделяет три формы правления государством:

1) монархия,

2) демократия,

3) аристократия.

По его мнению, монархия – лучшая форма правления государством. Власть государства абсолютна, а подчинение государству – это добро. Но если монарх нарушает устои государства, то народ в праве поменять его на другого.

Джон Локк (1632 – 1704) – английский философ, широко известен как теоретик либерализма. Его главная работа – «Опыт о человеческом разуме» была закончена в 1687 году и опубликована в 1690 году. В 1693 году была опубликована его книга «Мысли о воспитании».

Согласно Локку, идеи и понятия имеют своим источником внешний мир, материальные вещи, которым присущи лишь чисто количественные особенности, качественного многообразия материи не существует: величина, фигура, плотность, инерция – «первичные качества». Они существуют независимо от человека. «Вторичные качества» - запахи, звуки, цвета, вкус. Кажется, что они принадлежат самим вещам, но на самом деле этих качеств в вещах не существует. Они возникают в субъекте под воздействием «первичных качеств». Локк писал, что если убрать эти ощущения: глаза не видят света, уши не слышат звуков, нос не обоняет, то все цвета, вкусы, запахи и звуки как особые идеи исчезнут и сведутся к своим причинам, т.е. к объему, форме и движению частиц. Локк не предполагал даже, что ощущение цвета, запаха, звука и т.п. имеют объективное, т.е. не зависимое от человека содержание.


В «Опыте о человеческом разуме» Локк выступил с критикой идеи Декарта о врожденных идеях. С точки зрения Локка, сознание новорожденного представляет собой «чистую доску», которая при контакте с действительностью (т.е. в результате опыта) постепенно «покрывается письменами разума». Такой способ объяснения для формирования знаний о мире получил название сенсуализма. При исследовании бытия он оказывался непоследовательным материалистическим сенсуалистом: признавал объективными, материальными «первичные» качества вещей и таковыми не считал «вторичные» качества. Он говорил, что критерий истины находиться в опыте, ибо человеческое знание получается лишь из опыта.

Д. Локк различал три основные вида познания:

- сенситивное (познание единичных вещей с помощью органов чувств, чувственного опыта);

- демонстративное (исследование положений математики, бытия Бога, нравственных человеческих норм);

- интуитивное (самоочевидное истины нашего собственного существования).

Локк выделял два вида опыта:

1) опыт внешний – связанный с восприятием внешнего мира, где ощущения получаются в результате действия внешних вещей на наши органы чувств.

2) опыт внутренний – связанный с рефлексией, т.е. наблюдением души над своими собственными внутренними действиями.

Человека Дж. Локк рассматривал как общественное существо. Он полагал, что человека «побуждают объединяться с другими людьми и поддерживать это жизненное сообщество не только жизненный опыт но необходимость, но жить в обществе его заставляет некая природная склонность, и он обязан сохранять и поддерживать это сообщество как самого себя благодаря речи и языку, которыми он наделен».

Отправной точкой политической концепции Дж. Локка является идея естественного состояния – состояния, в котором все люди равны друг с другом и обладают равными возможностями. В естественном состоянии действует закон «Око за око, зуб за зуб», т.е. человек претерпевший зло от другого человека имеет право наказать своего обидчика.

Дж. Локк создал концепцию «естественного права», в соответствии с которой люди равны от рождения. На основании этого он сделала вывод, что никто, даже монарх не имеет права посягать на свободу, здоровье и жизнь другого человека. По мнению Дж. Локка, человек от рождения обладает основными правами: правом на жизнь, правом на свободу и правом на собственность.

Д. Локк считал, что государство возникает как результат договора людей, все люди равны и свободны от рождения. Никто не должен наносить ущерб свободе, здоровью человека. Государство выполняет два вида власти:

· сохраняет себя (законодательная власть);

· наказывает нарушителей (исполнительная власть).

Дж. Локк разрабатывает идею о разделении власти в государстве. Люди объединяются в государство, т. е. подчиняют свои интересы интересам большинства. Возникает законодательная власть. Что бы законы работали, нужна исполнительная власть. Исполнительная власть должна назначаться законодательной властью.

 







Date: 2016-05-18; view: 1603; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию