Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Антропологический материализм Л. Фейербаха. Реакцией на бурное развитие идеалистической немецкой философии является материалист Людвиг Фейербах





Реакцией на бурное развитие идеалистической немецкой философии является материалист Людвиг Фейербах. Если в 1828 г. он защитил диссертацию, выдержанную в духе гегелевского идеализма, то с 1839 г. Фейербах критикует в своих работах «гегельянство». Главными трудами Л. Фейербаха являются: «Сущность христианства» (1841), «Основные положения философии будущего» (1843), «Лекции о сущности религии» (1851).

В центре его философского учения находится человек, как единственный, универсальный и высший предмет философии. Фейербах исходит из рассмотрения человека, как психофизиологического существа. В человеке происходит слияние объекта и субъекта. Он выступает материальным объектом и одновременно мыслящим субъектом. Полное тождество души и тела достигается в головном мозге человека.

С написанием работы «Сущность христианства» начинается критика религии Фейербахом, и это становится основой его творчества. Теологию Фейербах предлагал заменить антропологией, рассматривающей достоверное знание о том, как человек создал Бога. Разгадку веры следует искать в глубинах человеческой психики. В философии Фейербаха на место любви к Богу становится любовь к человеку.

Согласно Фейербаху, единственными объективными реальными вещами является природа и человек. Философ призывает перейти от размышлений о потусторонних сущностях, как это делают идеалисты, к изучения природы и человека. Основой философии, её исходным пунктом должен быть человек, а не некая абстрактная идея. Поэтому Фейербах сам назвал свою философию «антропологией», в которой за отправной пункт решения вопроса о соотношении бытия и мышления берется человек. Каково состояние тела человека такого и его сознание. Человек, по Фейербаху, есть единство материального и духовного.

Л. Фейербах сделал попытку, исходя из антропологического материализма, рассмотреть различные формы общественного сознания и прежде всего религию. Не Бог создал человека, а человек Бога. Божественная сущность - это не что иное как человеческая сущность, освобожденная от индивидуальных границ, объективированная, а затем – обожествленная, почитаемая в качестве потусторонней сущности, т.е. Бога.

Приступая к характеристике природы, Фейербах указывает на её материальный характер. Природа телесна, материальна, чувственна. Материя вечна, не имеет начала и конца, т.е. бесконечна. Она никем не сотворена. Причина природы находиться в самой природе. «Природа есть причина себя самой» - повторял он вслед за Спинозой. Природа – это свет, электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, растения, человек и т.д. Формами существования материи являются пространство и время. Он утверждал, что необходимость, причинность, закономерность не вводятся в природу Богом, а представляют естественные силы.

Согласно Л. Фейербаху, исходный пункт познания – это ощущения, источником которых является материальный мир. «Моё ощущение субъективно, но его основа или причина объективна» - считал философ. На базе ощущений возникает мышление. По содержанию мышление не говорит нечего, кроме того, что говорят чувства. Однако роль разума не в том, чтобы вносить порядок и взаимосвязь в мир опыта, а в том, чтобы найти отношения причины и действия между явлениями потому, что эти отношения фактически, чувственно, предметно существуют. Разум идет от единичного к всеобщему.

Фейербах пытался снять противоречия между эмпиризмом и рационализмом, старался показать единство чувственного и рационального моментов в познании, утверждая, что ощущения человека обязательно сопровождаются мыслью. Однако в конечном счете он был эмпириком, так как в качестве основы познания и критерия истины считал не практику, а чувственный опыт и связанный с ним эксперимент. По мнению Л. Фейербаха, истинно то, что соответствует сущности рода; ложно то, что ему противостоит. Иными словами, критерием истины он считал согласи всех людей с данным суждением: «Если я мыслю согласно мерилу рода – значит, я мыслю так, как может мыслить человек вообще и, стало быть, должен мыслить каждый в отдельности, если он хочет мыслить …. истинно».

Главным «родовым» отношением между людьми Л. Фейербах считал любовь между мужчиной и жениной. Он придавал любви фундаментальное значение. Именно любовь, по мнению Фейербаха, лучше всего опровергает солипсизм. Любовь как главное чувство должна стать смыслом жизни. Человеческое счастье и его достижение - великая гуманистическая проблема. То, что Фейербах усматривал причину общественного развития в устремлении людей к счастью – привлекает к его философии.


 

Философия марксизма

Философия марксизма представлена учениями Карла Маркса ( 1818-1883)и Фридриха Энгельса (1820-1895). Она явилась продолжением трех главных идей XIX века: немецкой классической философии, английской политэкономии, французского утопического социализма.

Предпосылками для создания философии марксизма явились открытия в области философии и естествознания («Эволюционная теория Дарвина», «Клеточная теория»). Философия марксизма ставила перед собой задачи исследования действительности, описания ее законов, понимания и объяснения жизни общества. Основные работы классиков марксистской философии: «Тезисы о Фейербахе», «Нищета философии», «Капитал», «Антидюринг», «Фейербах и конец классической немецкой философии».

Характерные черты марксистской философии:

1) Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом.

2) Исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный, закономерный процесс.

3) Объясняется мир, разрабатываются основы его преобразования, философские исследования переносятся на область материально-практической деятельности человека.

4) Связываются диалектико-материалистические взгляды с интересами пролетариата, совпадающие с потребностями общественного человека.

Согласно Марксу, общество – это продукт взаимодействия отдельных людей, совокупность тех связей и отношений, в которых находятся друг к другу отдельные люди. Отношения, в которые вступают люди в процессе общественного производства, имеют объективный характер, не зависящий от воли отдельного индивида; они отражают общие условия существования данного общества.

По мнению философов, господствующий в данный момент тип экономических отношений определяет структуру общества, характер социальных институтов и даже культуру. Экономика в этом случае рассматривается как базис, который включает в себя в качестве обязательных элементов:

1) средства производства, т.е. орудия и материалы;

2) работника, т.е. лицо, которое производит товары или услуги – объект купли-продажи на рынке и средства извлечения выгоды;

3) владельца средства производства – того, кто присваивает продукт производства.

Эти три элемента присутствуют в любой экономике, своеобразие же сводиться к тому, в каких отношениях находятся эти элементы.

Общественное развитие детерминируется развитием материальных средств: производительные силы (орудия труда, методы производства) в совокупности с производственными отношениями.

Источник развития общества – борьба классов.

Базис – экономическая основа общества, надстройка – социальные формы, которые детерминируются базисом, т.е. институты, семья, армия, законы. Только изменение базиса, включающего производственные отношения и производственные силы, приводит к изменению надстройки.

Создается формационный подход к истории, когда история делится на типы общества, основаны на определенном способе производства (формации). К. Маркс и Ф. Энгельс выделили шесть общественно-экономических формаций:

1) первобытнообщинная формация, которая характеризуется отсутствием частной собственности на средства и результаты труда, которые принадлежат общине;


2) азиатский способ производства, представляющий собой тупиковую ветвь развития, присущий древним восточным обществам (Египет, Месопотамия, Китай) и основывающийся на ирригационном земледелии;

3) рабовладельческая формация, при которой возникает частная собственность на средства производства, причем основным таким средством являются раба;

4) феодальная формация, которая характеризуется развитий частной собственностью на землю, принадлежащей особому классу собственников – феодалам. Работники в условиях данной формации обладают свободой, хотя и экономически зависят от собственников земли. Кроме того, для феодальной формации свойственно высокое развитие ремесленничества, которое концентрируется в крупных городах;

5) капиталистическая формация, в которой основную роль играет промышленность, средства производства заметно усложняются, огромное развитие получают механизация труда и методы его рациональной организации, позволяющие увеличить производительность в десятки и сотни раз, а классом собственников становится буржуазия;

6) социалистическая (коммунистическая) формация, которая должна характеризоваться отсутствием частной собственности, а точнее государственной собственности на средства производства. Рабочие в условиях коммунистической формации должны обладать полной свободой и экономической независимостью.

В реальной жизни людей решающее значение имеет их материальная практическая деятельность. Будущее человеческого общества – коммунизм. Люди получат власть над производством, обменом, собственническими отношениями.

В философии Маркса важную роль играет понятие «отчуждение». Его Маркс активно разрабатывал начиная с самого начало своего творчества. Под отчуждение Маркс понимал отчужденность труда и его продукта от человека, который выполняет свою работу по внешнему принуждению, по принуждению другого человека. По Марксу, отчуждение – это черта капиталистического общества. Человек, по мнению К. Маркса, реализуется в труде; продукт труда, таким образом, представляет собой объективной проявление человека, уже не зависящее от его создателя, но несущее на себе его отпечаток.

Опираясь на исследования механизма действия общесоциологических и экономических законов, К. Маркс и Ф. Энгельс открыли законы классовой борьбы и социальной революции. Они показали, что способ производства развивается через социально-классовые противоречия, которые проявляются в разных формах классовой борьбы. Социальная революция – это высшая форма классовой борьбы. Именно социальные революции «ведут» как «локомотивы истории» общество от одной общественно-экономической формации к другой. Довольно популярно эти идеи изложены Марксом и Энгельсом в «Манифесте коммунистической партии» (1848).

Основные понятия

АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ - в философии Гегеля в основе всех явлений природы лежит абсолютное и духовное начало - абсолютная идея, миро­вой разум или мировой дух. Это начало активно и деятельно, причем дея­тельность его состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. В своем раз­витии абсолютная идея проходит три этапа: развитие в собственном лоне (в стихии чистого мышления), развитие в форме инобытия (природа) и развитие в ис­тории (философия духа). Абсолютный дух в философской системе Гегеля - это заключительное, третье звено развития духа, реализующее самосоз­нание абсолютной идеи. Пройдя этапы объективного духа, абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает свое содержание в искусстве, религии и философии.


АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ - основная категория философии Гегеля, обоз­начающая универсум, то есть смысл «творца всех вещей».

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП - философская концепция, пред­ставители которой основной категорией считают понятие «человек».

АПРИОРИ («изначально») - философская категория, означающая знание, предшествующее опыту, полученное до и независимо от опыта, изначально присущее сознанию. Априорными называются взгляды, пра­вильность которых не может быть доказана или опровергнута опытом.

«ВЕЩЬ В СЕБЕ» И «ВЕЩЬ ДЛЯ НАС» - основные термины философ­ской системы Канта, по мнению которого любая вещь имеет две стороны -«вещь в себе» и «вещь для нас». Первая существует для себя самой, неза­висимо от познающего субъекта и является сущностью вещи (она потусто­роння и непознаваема, дана человеку врожденно, априорно). «Вещь для нас» - это явление, т.е. знание о вещи, постигаемое в опыте.

ОТРИЦАНИЕ - одна из основных философских категорий, рассмат­риваемая в диалектике как необходимый момент развития, условие качест­венного изменения вещей. В немецкой классической философии. Гегель впервые сформулировал закон отрицания отрицания, который выражает преемственность, спиралевидное развитие, связь нового со старым, своего рода повторяемость на высшей степени развития некоторых свойств ряда низших стадий, обосновывает прогрессивный характер развития. Отрица­ние отрицания происходит путем «снятия».

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ - понятие немецкой классической филосо­фии, означающее способность человека к свободному действию на основе высших принципов. По Канту, разум, выступая в своих практических функциях, даёт человеку «законы свободы», т.е. моральные принципы, возвышающие человека над миром природы. Благодаря практическому ра­зуму, человек выступает как свободное существо, независимое в своем по­ведении от механизма природы и конечных условий эмпирического суще­ствования.

РАЗУМ - философская категория, выражающая высший уровень ра­ционального познания, для которого характерно оперирование абстрак­циями и сознательный анализ их природы. На этом уровне мышления че­ловек может постигнуть сущность вещей, закономерности их развития, ло­гику понятий и их взаимосвязь. Цель разума - выявление коренных причин развития явления, его противоположных его начал и логики дальнейшего развития. Логика разума - это диалектика развития явления. Разум в «сня­том» виде включает в себя анализирующую рассудочную деятельность мышления. Кант построил первую развернутую концепцию рассудка и разума. В дальнейшем их трактовка в немецкой философии шла по пути пре­вращения разума в сверхчеловеческий. Заслуга Гегеля в том, что разум и рассудок не противопоставлялись друг другу извне, а представляли собой диалектические противоположности.

РАССУДОК - философская категория, выражающая исходный уро­вень мысли тельной деятельности, которая характеризуется статичностью и формальностью, когда оперирование абстракциями происходит по задан­ному стандарту, когда мысли последовательно выстраиваются, обознача­ются в понятиях и четко классифицируются. Рассудок в обыденной дея­тельности часто называют «здравым смыслом», однако в философии рас­судок - это способность образования понятий, суждений и правил.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ( «переступать») - то, что связано с пред­посылками возможного опыта. В философии Канта означает такое позна­ние, которое направлено не столько на предмет, сколько на то, что воз­можно априори; то, что хотя и предшествует опыту априори, но имеет це­лью сделать возможным опытное познание,

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ - все то, что выходит за границы чувственного опыта, эмпирического познания мира допускается в качестве предмета, существующего вне сознания. В онтологическом смысле это есть призна­ние существования бытия, которое не является объектом наших мыслей и восприятии. В гносеологическом смысле - обозначает то, что находится вне нас. Противоположностью ему является имманентное (внутренне при­сущее миру сознание). По Канту, это - что недоступно теоретическому по­знанию, но является предметом веры (бог, душа, бессмертие).

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - учение о явлениях. В немецкой идеалистиче­ской философии - это учение о феноменах человеческого сознания: у Кан­та оно означает учение об эмпирическом явлении в отличие от учения о «вещи в себе»; у Гегеля - это метафизическое изображение сознания в его диалектическом поступательном движении от чувственной непосредствен­ности через ступени самосознания, нравственности, искусства, религии, науки, философии - к абсолютному знанию.

ФИЛОСОФИЯ ДУХА - философская система Гегеля, который пони­мал дух как единство самосознания и сознания, осуществляемое в разуме, как единство практической и теоретической деятельности. Бытие духа, по Гегелю, есть его деяние, хотя это деяние понимается как познание. Дух, по Гегелю, преодолевает природное, чувственное и поднимается до самого себя в процессе самопознания. Тем самым Гегель предполагает как бы ле­стницу, поднимаясь по которой, каждый отдельный человек приобщается и духовному опыту, накопленному человечеством. На вершине этой лест­ницы любой индивид, вовсе не будучи гениально одаренным исключени­ем, в состоянии посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившей­ся мировой истории мирового духа.

 

 

Тема 6 «Современная западная философия»

Тема 6.1 «Философия иррационального»

1. Философия жизни и её разновидности. Философия воли А. Шопенгауэра и Ф.Ницше

2. Психоаналитическая философия

3. Философия экзистенциализма

 

1. Философия жизни и её разновидности.







Date: 2016-05-18; view: 784; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию