Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схоластика. Учение Ф. Аквинского





Средневековая философия вошла в историю философской мысли под именем схоластики. Термин «схоластика» (от греч. schole - школа) означает «школьное», элементарное учение о Боге. Схоластика – средневековая христианская философия, господствовавшая в школьном (университетском) преподавании всецело зависящая от теологии.

Отличительные черты схоластики:

1) схоластика сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии». Начиная примерно с ХI в. в средневековых университетах возрастает интерес к проблемам логики, которая в ту эпоху носит название диалектики и предмет которой составляет работа над понятиями. Тончайшее различие понятий, установление определений и дефиниций подчас вырождалось в тяжеловесные многотомные построения.

2) природа перерастает быть важнейшим предметом познания. Главное, что необходимо понять – Бога и человеческую душу.

3) двойственная оценка человека: «подобие Божие» и «разумное существо».

4) религиозное понимание проблемы души и тела. В его основе - христианские догматы «Боговоплощение» и «Воскресения во плоти».

В XI веке в схоластической философии развернулась борьба между номинализмом (от лат. Nomen – имя) и реализмом (от лат. Realis – вещественный, действительный). Если реализм рассматривал общее как нечто идеальное и предшествующее вещи (фактически разрабатывал идеалистическую концепцию связи общего и единичного), то номинализм был своеобразным выражением материалистического решения этой проблемы.

Учение Фомы Аквинского (1225-1274) хорошо представляет нам схоластический образ мышления. Философия Фомы Аквинского пользовалась большим влиянием в Средние века, римская церковь официально признала его. Это учение возрождается и в ХХ в. под названием «неотомизма». В обширном наследии Ф. Аквинского центральное место занимают два труда - «Сумма теологии», включающая около 3000 тематических разделов и которая так и не была закончена, и «Сумма против язычников», иногда называемая по второму заголовку «Сумма философии», направленная главным образом против арабских философов.

Большое значение имело учение Ф. Аквинского о реальном различии сущности и существования: существование «выше» сущности, относиться к ней как действительность к возможности, т.е. основная идея этого учения состоит в утверждении, будто сущность и существование реально совпадают только в Боге. По мнению философа, Бог, как высшее начало, есть само бытие. Фома Аквинский различает бытие (существование) и сущность (только в Боге бытие и сущность совпадают), но не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень. Сущности обладают самостоятельным бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), существующих только благодаря субстанциям. Фома Аквинский рассматривает бытие как первое из актуальных состояний. Во всякой вещи столько бытия, сколько актуальности. Опираясь на разработку названных выше понятий Фома Аквинский выдвинул пять доказательств бытия Бога:

1) Бог существует, потому что он совершенное существо;

2) Он – форма всех форм;

3) Он – причина всех причин;

4) Он – цель всех целей;

5) Он – «актуальность» любой потенциальности.

В учении о бытии (Метафизике) он утверждает, что всякое бытие есть все существующее в действительности, и только возможное – может быть лишь бытием единичных вещей. Это бытие есть субстанция. А так как не может быть материи вне формы, то оно не существует независимо от высшей формы или Бога. Бог – это чистая форма, «форма всех форм». Он духовен. Бог одновременно первопричина и конечная цель сущего или «Чистая актуальность» («актуальное» - это реализованное, завершенное, совершенное).

Фома Аквинский выделяет уровни бытийности вещей по степени их актуальности:

1) Форма - внешняя определенность вещи (минералы, неорганические стихии);

2) Форма - конечная причина вещи (растения);

3) Форма - действующая причина (животные);

4) Форма сама по себе, независима от материи (дух, ум, разумная душа).

Фома Аквинский считает, что между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина стоит выше разума, но она не противоречит разуму. Истина может быть лишь одна, ибо происходит от Бога. Бытие Бога может быть доказано разумом. Работа философа «Сумма теологии» содержит пять доказательств бытия Бога:

1) все, что движется, движимо чем-то другим, следовательно, есть первый двигатель - Бог;

2) в мире имеется ряд действующих причин, следовательно, необходимо признать наличие первой причины - Бога;

3) каждая необходимость имеет свою необходимость, следовательно, существует первая необходимость – Бог;

4) существуют степени качеств, которые действуют друг за другом, следовательно, должна существовать наивысшая степень совершенства – Бог;

5) в основе всей природы лежит полезность, следовательно, существует разумное существо (Бог), которое направляет все естественные вещи к цели.

 

Date: 2016-05-18; view: 637; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию