Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пантеизм в философии эпохи Возрождения. Рождение современного естествознания





Специфической чертой философии Возрождения является возвращение к изучению природы, что проявляется в пантеизме – учении, отождествляющем Бога и природу.

Николая Кузанского исследователи его творчества считают первым выдающимся представителем пантеистической философии эпохи возрождения. Он сближал бога с природой, приписывая природе божественные атрибуты и прежде всего бесконечность в пространстве. Николай Кузанский (1401-1464) – теолог, философ, крупный ученый, особенно в области математики, астрономии и географии, развивает пантеистические взгляды в работе «Об ученом незнании». «Единое есть все» - такова его пантеистическая формула. Единое – минимум, бесконечное – максимум, однако бесконечный минимум и бесконечный максимум совпадают. В основе философской концепции Н. Кузанского лежал очень важный принцип диалектики - принцип совпадения противоположностей- абсолютного максимума и абсолютного минимума. Абсолютный максимум единствен, потому что он есть все, в нем все есть, потому, что он — высший предел. Так как ему ничто не противостоит, то с ним в то же время совпадает минимум, а максимум тем самым находится во всем. А так как он абсолютен, то воздействует в действительности на все возможное, не испытывая сам никакого ограничения, но ограничивает все. Этот абсолютный максимум, по Н. Кузанскому, есть Бог. Бог заключает в себе все в том смысле, что все в нем, он является развитием всего в том, что сам есть во всем. Если рассматривать Бога без вещей, то получается, что он существует, а вещи не существуют. «Отстранить Бога от творений, и останется небытие, ничто», — писал Н. Кузанский в своем знаменитом сочинении «Об ученом незнании». Чтобы проиллюстрировать наиболее значимые положения своего учения Н. Кузанский обращается к математике: при увеличении радиуса круга до бесконечности круг постепенно превращается в бесконечную прямую линию. У этого круга диаметр и даже центр совпадают с окружностью. (Этим центром и окружностью является Бог). Кузанский развивает идеи диалектики познания сущности и явления. Предметом познания является пантеистический Бог, который существует в неразрывном единстве с миром природы. Познание является делом разума, а не веры. Идеи философа о математическом познании истины предвосхищали дух естествознания будущих веков.

Ряд сочинений Н. Кузанского посвящены гносеологической проблематике: «Об ученом незнании», «О предположениях», «Простец об уме», «О не ином», «О вершине созерцания». В них философ высказывает ценные идеи, впоследствии обратившие на себя внимание Декарта, Лейбница и др. среди них – понятие научного метода, требующего точности, четкости, ясности, строгости познания; проблема творчества – безграничных возможностей самого человека, особенно в сфере познания. В познании проявляется и его пантеизм: Бог заранее есть все, что только может быть. Начало просвечивается во всем, а человек способен мыслить бесконечно. Он рассматривал такие формы познания как ощущение, рассудок и разум. Ощущение дает лишь смутные образы вещей, рассудок оперирует числами и дает вещам имена, а разум видит противоположности по иному, чем рассудок, который их мыслит в соответствии с законом противоречия, противопоставляя их друг другу: разум же способен мыслить бесконечное, снимая противоречия.

К вершинам философской мысли эпохи Возрождения принадлежит пантеистическая философия Джордано Бруно (1548-1600) - итальянский мистик, философ и поэт. Основные работы: «О причине, начале и едином» (1584), «О бесконечности, Вселенной и мирах», «Изгнание торжествующего зверя», «О героическом энтузиазме», «Светильник тридцати статуй», «Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени», «Свод метафизических терминов», «О безмерном и неисчислимых», «О монаде, числе и фигуре» и др.. Он порвал со всеми идеалистическими воззрениями, господствовавшими в средние века, отбросил все церковные догматы о сотворении мира и грядущем его конце, развил гелиоцентрические идеи Н. Коперника, утверждал, что существует бесконечное множество миров во Вселенной. В работе «О бесконечности, Вселенной и мирах» он заявлял: «Я провозглашаю существование бесчисленных отдельных миров, подобно миру этой Земли. Вместе с Пифагором я считаю его (Бога) светилом, подобным Луне, другим планетам, другим звездам, число которых бесконечно. Все эти бесконечные тела составляют эти бесчисленные миры. Они образуют бесконечную Вселенную в бесконечном пространстве». По мнению философа, земля, как живое существо, движется вокруг солнца, а вместе с ней движутся по орбитам планеты. Земной и небесный миры физически однородны, не возникают и не исчезают, образуя лишь большое количество разнообразных сочетаний. Он считал, что «другие миры так же обитаемы, как и этот».


Д. Бруно много писал о Боге как пантеист. Он признавал всеобщую одушевленность материи: его Бог – Вселенная, которая есть одновременно и творящая и творимая, причина и следствие. Не существует Бога, стоящего над миром и диктующего ему свои законы: Бог растворен в природе, материя – живое и активное начало. Снимая границу между Творцом и Творением, он разрушает противоположность формы (активной) и материи (пассивной). Приписывая природе активный, божественный импульс, он отнимает у формы и передает материи начало жизни и движения. «Природа – это Бог в вещах». Пантеизм Д. Бруно – путь к материалистическому пониманию природы. Цель разума – проникновение в глубину явления, познание закономерностей природы, т.е. ее «божественности». Познание начинается с восприятия, но чувственное познание само по себе недостаточно. Истины можно достичь лишь философскими средствами, но ни в коем случае теологическими.

Идеи Бруно вступали в противоречие с представлениями христианского мира. В 1592 году Д. Бруно был обвинен в ереси и заключен в тюрьму. Восемь лет длилось следствие. Инквизиция надеялась на его покаяние, но Бруно возражал против предъявленных ему «прегрешений». В 1600 году Джордано Бруно был сожжен на костре на площади Цветов в Риме.

 

Основные понятия

АПОЛОГЕТИКА (от греч. защищающий) – направление в раннехристианской религии, целью которой является защита и оправдание христианства.

КРЕАЦИОНИЗМ – догмат о сотворении мира Богом «из ничего» актом своей воли и благодаря своему могуществу.

МОНОТЕИЗМ - единобожие, религиозное учение о едином боге.

НЕОПЛАТОНИЗМ - мистико-идеалистическая философия эпохи упадка Римской империи и средневековья, основанная на учении о мисти­ческой эманации (излучение, истечение) материального мира из духовного первоначала. Человек - это соединение божественного с мертвым и кос­ным телом посредством души. Отсюда, цель и смысл жизни - освобожде­ние ума и духа от оков материи (тела) и их слияние с единым великим умом. Источником всяческого зла является телесное и материальное, а ис­точником блага - возвышенное умопостигаемое знание и философия.

НОМИНАЛИЗМ (имя) - философское учение, утверждающее, что общие понятия (или универсалии) являются только обозначениями, име­нами, знаками вещей и их свойств и вне мышления ничего выражать не могут. Реально существуют в объективной действительности только еди­ничные вещи.

НОУМЕН - термин, означающий постигаемую только умом сущ­ность, предмет интеллектуального созерцания, аналог платоновской «идеи» в объективном идеализме средневековья и Нового времени.

ОРТОДОКСИЯ (правоверный) - «правильная» доктрина какой-либо религии, где необходимым условием выполнения долга перед богом признается не только культ, но, главным образом, «чистота учения».

ПАТРИСТИКА - совокупность философских учений христианских мыслителей 11 - XIII вв. («отцов церкви»), имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. В патристике выде­ляют три периода: апологетика (II - 111 вв.), классическая патристика (IV -V вв.) и заключительный её этап (VI - VIII вв.).


ПОЛИТЕИЗМ - многобожие, поклонение нескольким богам. Возник на стадии разложения первобытной общины, когда вера в множество рав­ноправных духов сменяется верой в богов, которые получили конкретный облик, имя, культ.

ПРАВОСЛАВИЕ - разновидность христианства, распространенная главным образом в странах Восточной Европы. Ближнего Востока и на Балканах. Выделилось в самостоятельное направление в XI в. Догматиче­ские отличия православия: признание происхождения святого духа только от бога-отца, неизменность церковных догматов, отрицание чистилища и др. Культовые и канонические отличия: поклонение иконам, обязатель­ность брака для белого духовенства, особая (византийская) система цер­ковного песнопения и т.д. Православие не имеет единого центра. Оно со­стоит их 14 самостоятельных православных церквей.

РЕАЛИЗМ (СРЕДНЕВЕКОВЫЙ) - направление в средневековой схола­стике, утверждающее, что общие понятия имеют реальное существование в объективной действительности и предшествуют существованию единич­ных вещей, фактически продолжая идеализм Платона.

САКРАЛИЗАЦИЯ (священное) - наделение предмета, явления свя­щенным содержанием (в религиозном понимании) в противоположность светскому, мирскому. Символом ее выступает «освящение», т.е. церемо­ния, в результате которой обыденное мирское дело приобретает божест­венный смысл.

СХОЛАСТИКА (школьный) - религиозно-философское учение запад­ноевропейского средневековья и Нового времени, в противоположность мистике утверждающее, что путь постижения Бога в логике и рассуждениях, а не в сверхразумном созерцании и чувстве. В ее истории выделяют следующие периоды: формирования (V - Х вв.), позднюю схоластику (X -XIII вв.), зрелую схоластику (XIII - XIV вв.) и кризис ее (XV - XVIII вв.). Схоластика придерживалась представлений о боге как о вневременном и бесконечном абсолюте, духовном первоначале, сверхъестественной лично­сти, создавшей мир природы и человека.

ТЕИЗМ (бог) - религиозно-философское учение, которое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, обладаю­щего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы.

ТЕОЛОГИЯ (учение о боге) - богословие, систематизация вероучения данной религии. Христианская теология, базирующаяся на Библии, поста­новлениях первых вселенских Соборов и учениях «отцов церкви». Разли­чают историческую (историю церкви), систематическую и практическую теологию.

ТЕОЦЕНТРИЗМ - направление в философии, где в центре мышления находится бог как высшая сущность.

ТОМИЗМ - философия Фомы Аквинского и его последователей, представляющая собой соединение философии Аристотеля с христианским (католическим) мировоззрением и проповедующая подчинение воли разу­му, идею о наличии ступеней в строении мира и познаваемости бога толь­ко по результатам его деятельности в видимом мире.


УНИВЕРСАЛИИ (общий) - понятие, обозначающее общие идеи в средневековой философии в споре между номиналистами и реалистами. Речь шла о том, являются ли они объективными, реально существую­щими (реалисты) или простыми обозначениями, именами реально сущест­вующих единичных вещей (номиналисты).

 

Тема 4 «Философия Нового времени»

1. Эмпиризм Ф. Бэкона

2. Рационализм Декарта

3. Т.Гоббс и Д.Локк о государстве и естественных правах

4. Философия эпохи Просвещения

 

Эмпиризм Ф. Бэкона

Френсис Бэкон (1561-1626) – английский философ, политический деятель. Основные сочинения Ф. Бэкона: «Опыты или наставления», «О мудрости древних», «Новый Органон», «О достоинстве и приумножении науки». Еще в юности Бэкон задумал грандиозный план «Великого восстановления наук» и всю жизнь работал над его осуществлением. Первая часть этого труда содержит классификацию всех наук – существующих и возможных, которые он разделил на основе трех «способностей человеческого разума»:

- памяти (исторические науки);

- воображение (поэзия);

- рассудка (философия).

В свою очередь в философии он выделил три части:

- учение о Боге;

- учение о природе;

- учение о человеке.

Человек познает природу непосредственно, Бога он познает через природу, а самого себя путем рефлексии (размышления, самонаблюдения, самопознания). «Первая философия» - учение о наиболее общих принципах бытия и познания (как у Аристотеля). Важнейшее значение Бэкон придавал науке о природе. Он разделял её на теоретическую, исследующую причины явлений, и практическую, дающую определенные, необходимые для человеческой жизнедеятельности результаты.

Главным трудом Бэкона является сочинение «Новый органон». Название этого труда перекликается с работой Аристотеля «Органон», в которой тот изложил свое понимание науки. Вводя в название своего труда слово «новый», Ф. Бэкон указывает на то, что он предлагает новое понимание науки и её метода. Органон (орган) – инструмент познания, для Ф. Бэкона это опыт.

В мире все зависит от научного знания, наука может менять действительность. Наука должна быть прикладной и приносить пользу человечеству. По нению Ф. Бэкона, основной задачей науки является покорение природы. Без этого невозможно усовершенствование человеческой жизни. И основным средство, при помощи которого наука может решить эту задачу, является, по мнению Бэкона, истинное знание. Именно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм: «Знание – сила». А это означает, что наука и философия не должны стремиться уложить природу в умозрительные схемы, выгодные для человека, - наука должна отказаться от созерцательного отношения к природе и следовать за ней соответственно её законам. Только в этом случае её может ожидать успех.

Две цели Ф. Бэкона:

1) критика схоластики (критика религиозных представлений о мире);

2) создание нового метода познания мира.

Ф. Бэкон дал содержательную критику схоластики, заявив, что новый метод требует освобождение человеческого разума от предвзятых идей, ложных представлений, унаследованных от прошлого или обусловленных особенностями человеческой природы и авторитетами. Эти предвзятые идеи Ф. Бэкон называет «идолами» или «призраками». Он делит их на четыре вида:

1) «идолы рода» – ложные представления о вещах, обусловленные несовершенством органов чувств человека и ограниченность разума; заблуждения, которые передаются от поколения к поколению;

2) «идолы пещеры» – искаженные представления о действительности, связанные с индивидуальными восприятиями человека, зависящие от его образования, авторитетов, которым он слепо поклоняется; заблуждения конкретного человека;

3) «идолы рынка» – ложные представления людей, порождаемые неправильным употреблением слов, особенно распространенных на рынках и площадях; заблуждения, связанные с неоднозначным значением слов;

4) «идолы театра» – искаженные, неправильные представления людей, заимствованные ими из различных философских систем; заблуждения, созданные философскими системами. Например, по мнению Ф. Бэкона, схоластика дает неправильное объяснение мира.

Ф. Бэкон считает, что идолы 1-го и 2-го порядка человек может преодолеть самостоятельно, а идолы 3-го и 4-го порядка преодолеваются с помощью философии. Избавление от «идолов» означает очищение сознания людей от схоластики, всевозможных заблуждений и способствует созданию условий для успешного развития и распространения знаний, основанных на опытном изучении природы.

Ф. Бэкон разрабатывает новый метод познания – индукцию – движение мысли от частного к общему, переход от частных фактов к общим утверждениям. В основе индукции Бэкона лежит ни просто сумма опытов, но рациональное их объяснение. В познании истины на первом месте стоит опыт, ум лишь помогает познавать мир. Ф. Бэкон является представителем эмпиризма («эмпирио» - опыт). Бэкон является основоположником эмпирического метода познания. Опытные науки, наблюдении и эксперимент – источник знаний и критерий их истинности. Рассматривая познание как изображение внешнего мира в сознании человека, он подчеркивал решающую роль опыта в познании, но не отрицал в познании и роль разума. Разум должен перерабатывать данные чувственного познания и опыта, находить коренные причины связей явлений, раскрывать законы природы. Бэкон видел единство чувственного и рационального методов в познании, критиковал узких эмпириков, которые недооценивали роли разума, а так же рационалистов, игнорирующих чувственное познание и считающих разум источником и критерием истинности. Поставив проблему единства чувственного и рационального моментов в познании, Ф. Бэкон не смог её решить последовательно: для отыскания истины из рациональных методов отдавал предпочтение индукции и недооценивал дедукцию. Вместе с тем, как показала логика, индукция без дедукции не в состоянии вывести разум на высокий уровень обобщений.

 

 







Date: 2016-05-18; view: 923; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию